Автор: Иванов Данил Игоревич,обучающийся 9 класса МБОУ "Холмечская средняя общеобразовательная школа" Брянской области Суземского района п.Холмечи.
Руководитель:Запорожченко Николай Юрьевич, учитель технологии МБОУ "Холмечская средняя общеобразовательная школа" Брянской области Суземского района п.Холмечи
Историко-исследовательская работа "Чем отличаются истребители пяти поколений?"
План исследовательской работы.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Появление самолётов-истребителей.
2. Самолеты-истребители первого поколения.
3. Истребители второго поколения.
4. Истребители третьего поколения.
5. Истребители четвёртого поколения.
6. Истребители пятого поколения.
7. Отличия истребителей пяти поколений.
8. Преимущество истребителей пятого поколения перед истребителями предыдущих поколений.
III. Заключение.
IV. Источники информации.
I. Введение.
Для исследовательской работы я выбрал тему " Чем отличаются истребители пяти поколений"?Тема данной работы мне показалась интересной, так как история создания, усовершенствование истребителей уникальны и заслуживают того, чтобы изучить эти самолёты.
Цель моего исследования - определить прогресс в разработке истребителей пяти поколений и узнать, как может усовершенствоваться истребитель в ближайшее время.
Чтобы достичь своей цели, мне необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю возникновения самолётов-истребителей;
- изучить истребители всех поколений;
- выявить преимущества каждого последующего поколения истребителей перед предыдущим;
- на основании проведённого исследования сделать вывод: может ли самолёт-истребитель пятого поколения еще более усовершенствоваться.
II. Основная часть.
В этой части работы я исследую историю возникновения самолётов- истребителей, их назначение, развитие.
1. Появление самолётов-истребителей .
Первого апреля 1915 года пришёл конец относительно спокойным полётам немецких разведчиков на Западном фронте. В течение полумесяца французский самолёт " Моран-L" сбил 3 вражеские машины. Загадка разрешилась быстро. Уже восемнадцатого апреля французский пилот и изобретатель Роланд Гарро совершил вынужденную посадку на территории противника, попал в плен, а его аэроплан достался немцам. Секрет француза был прост. В носовой части "Морана" был неподвижно установлен пулемёт "Гочкис", стреляющий вперёд сквозь плоскость вращения винта. Лопасти винта предохраняли от прострела треугольные металлические накладки, из-за чего часть пуль рикошетировала, но стальные летели в цель.
Через 10 дней немецкий авиаконструктор Энтони Фоккер предложил синхронезировать работу винта со стрельбой пулемёта. В результате германский разведчик “Фоккер А1” превратился в истребитель «Фоккер Е1».
«Фоккер Е1» представлял собой моноплан, по лётным качествам почти не превосходивший французский «Моран- Солнье». Смертоносным его делал безотказно работающий пулемет. В модификации «Фоккер Е3» добавлено еще одно оружие.
Французы ответили созданием истребителя «Ньюпор», переделанного из разведывательной машины. По типу он представлял собой полутораплан – нижнее крыло было уже, чем верхнее. Машина превосходила «Фоккер» в скорости, но работающий винт приходилось исключать из сектора обстрела.
В мае 1915 года на фронт поступили самолеты «СПАД SA-2», пропеллер в которых был установлен позади пулемета. Однако скорость таких машин составляла всего 120 км/ч.
В феврале 1916 года появился «СПАД S7» , наконец, оснащенный синхронным пулемётом. Скорость увеличилась до 190 км/ч, а мощность двигателя выросла почти до 180л.с.
Немцы создают «Фоккер D3», который превратился в биплан.
В 1916 году Британия выпустила истребитель «Сопвич Пап», оснащенный пулеметом и бомбами. Самолет превосходил в быстроте «Фоккер» и едва не дотягивал до «СПАД S7».
В ответ появился немецкий триплан «Фоккер Dr1».
В 1918 году Фоккер выпустил свою лучшую машину «Фоккер D7».
В1915 году в Германии Гуг Юнкерс создает машину, покрытую стальными листами – «Юнкерс J1». Этот самолет был самым неуязвимым самолетом того времени. Эта машина стала первым штурмовиком-самолетом.
Терминология поколений является неофициальной, т. к. единых соглашений по свойствам, требуемым для отнесения к поколению, нет.
Предполагаемое разделение на поколения реактивных истребителей зависит от комплекса летно-технических характеристик, от характеристик бортового радиоэлектронного комплекса и силовой установки.
2. Истребители первого поколения.
Развитие авиации не стояло на месте. В 1939г. польские истребители PZL P.7а, P.11а и P.11 представляли высокопланы с неубирающимся шасси и открытой кабиной пилота. Они уступали в скорости ''Мессершмиттам'', но обладали отличной маневренностью. В 1940г. появляются финнские более современные истребители: Фиат G50, Брюстер "Буффало", "Хоукер",
"Харрикейн"
В Японии истребитель А6М "Зеро"был лучше аналогичных машин. Американский палубный истребитель F6F "Хеллкэт"превосходил по всем показателям (кроме манёвренности на небольших и средних высотах) японский самолёт "Зеро".
Во Франции лучшим был самолёт “Блок МВ-152”, в Англии - истребитель “Спитфайр”. Германия в свою очередь тоже не отставала в развитии самолётов-истребителей. Главной истребительной силой “Люфтваффе” до 1943г. был истребитель Bf-109 “Мессершмитт”, затем главной силой стал истребитель FW 190A Фокке-Вулльф. Несмотря на самый многочисленный в мире воздушный флот, истребители Советского Союза: И-16 и И-153 были тихоходными. Весной 1941 года появились самолёты нового поколения : МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3. МиГ-3 имел хороший потолок высоты, но, опустившись ниже, терял мощность двигателя. Як-1 среди них был лучшим. В его конструкции использовались стальные трубы и дюралюминий. По показателям этот самолёт приближался к “Мессершмитту Bf-109”. К концу войны появились новые Ла-5 ФН и Як-9.
После окончания Второй мировой войны началась эра реактивного двигателя, хотя ещё в 1939 году немецкий Авиаконструктор Ханс-Иоахим Фон Охайн установил на самолёте He-178 реактивный двигатель. Скорость самолёта была 746 км/ч, что на 37 км/ч превышало результат, достигнутый итальянцем Франческо Аджэлло. Война не оставила место для продолжения рекорда, т.к. новый двигатель был капризный, неэкономичный. В конце войны стали выпускать эти агрегаты под маркой “Jumo-004” и устанавливать на “Мессершмитт Ме-262”. С этого времени начинаются разработки реактивного самолёта в разных странах. Первыми были британцы: они разработали реактивный истребитель Глостер “Метеор”. В СССР “Jummo-004” поставили на истребитель Як-3, превратив его в реактивный самолёт Як-15.
3. Истребители второго поколения.
Развитие реактивных истребителей продолжалось, и советский истребитель МиГ-15 быстро захватил господство в воздухе: улучшенная аэродинамика, вооружение, появилось первое катапультируемое кресло пилота. Он хорошо зарекомендовал себя в войне за 38-й параллелью (на Корейском полуострове).
На смену МиГу -15 приходит МиГ-17, а затем МиГ-21. МиГ-17 легкий самолёт, обладающий очень хорошей манёвренностью, одним из первых покорил звуковой барьер самостоятельно.
С середины 50-х годов в авиации возникает потребность в истребителях, обладающих отличной скороподъёмностью и большой скоростью полёта. В СССР перед конструкторами, А.И.Микояном и М.И.Гуревичем поставили задачу создать маневренную машину с самой высокой на то время сверхзвуковой скоростью. Это повлекло за собой изменение формы самолёта: появились сигарообразный фюзеляж и треугольное крыло с небольшим удлинением, круглый воздухозаборник и коническая форма центральной части тела истребителя. Этот самолёт сначала обозначили Е-2, а затем за ним закрепилось название МиГ-21. Он стал самым знаменитым в мире реактивным истребителем нового поколения, обладающий сверхзвуковой скоростью, оснащённый радарами и радиоуправляемыми ракетами.
4. Истребители третьего поколения.
Так как истребители предназначены для уничтожения целей в воздухе, они должны обладать высокой скоростью, маневренностью и способностью увидеть противника раньше, чем будет обнаружен он сам поэтому усовершенствование самолёта приводит к созданию МиГа-23 (с крылом с изменяемой стреловидностью), боевой машиной третьего поколения.
Изменяемая стреловидность нужна для обеспечения крылу высокого коэффициента подъёмной силы. Одновременно это позволяет машине летать на сверхзвуковых скоростях. Наибольшей подъёмной силой обладает прямое крыло. Однако оно же и тормозит самолёт в воздухе, имея высокий коэффициент лобового сопротивления. Если снабдить машину крылом с поворотной частью, которое раскрывается при взлёте и “сжимается” на сверхзвуковых скоростях, то можно сочетать большую подъёмную силу с низким коэффициентом сопротивления. По такому принципу и устроено крыло
МиГа-23.
МиГ-23
В 1965 году появляются американские истребители “F-4C Фантом II”. МиГ-23 стал достойным конкурентом. Позднее самолёт был заменён модификацией МиГ-23М с улучшенной системой управления. Американский же самолёт был оснащён новейшей для своего времени электроникой и мог обнаруживать и поражать объекты находящиеся за пределами видимости лётчика.
В 1965 году был создан знаменитый самолёт А.И.Микояна МиГ-25. Этот истребитель со значительным потолком полёта, достигающим 24 000м, со скоростью – свыше 3 000 км/ч. 25 мировых рекордов было установлено на этой машине. МиГ-25 до сих пор состоит на вооружении ПВО страны - его мощь составляют управляемые ракеты различного назначения.
Франция, стоявшая у истоков самолётостроения и включившаяся в гонку двух великих держав – СССР и США, в 1950х годах создаёт “Дассо Мираж III”, на смену которому в 70-е годы приходит “Мираж F-1C”. Этот самолёт стал основным истребителем в составе ВВС Франции. У “Миражей” были явные преимущества перед “Фантомами”. В 1992-1996 годах “Мираж” был модернизирован в вариант “Мираж F-1C”.
5. Истребители четвёртого поколения.
К истребителям четвёртого поколения относятся Су-27, Су-30, Су-33, Су-35 МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35 F-4, F-15, F-16, F-22, “Дассо Мираж 2000”, “Еврофайтер EF-2000”.
Су-27 в сравнении с прежними моделями обладает более высокой степенью манёвренности, или сверхманёвренностью. Он может, например, встать на хвост и перемещаться задом наперёд (удивительно, не правда ли?). В конструкции самолёта была применена техническая новинка: его крыло вместе с фюзеляжем образовывали единый корпус. Такая компоновка получила название интегральной. Су-27 заслужил прозвище “пижон” за сверхманёвренность.
Новый истребитель Су-30, учитывая нагрузки на лётчика, стал двухместным. Самолёт оснастили системой дозаправки в воздухе, а также новыми системами управления и навигации. Дальность полёта стала больше, он мог сопровождать стратегические бомбардировщики дальнего действия, обнаруживая и уничтожая мишени с помощью новейших электронных средств. Он так же, как и Су27, сохранил способность вставать на хвост.
1 мая 1960 года под Свердловском был сбит зенитной ракетой разведывательный самолет США U-2, летевший на недосягаемой для советских перехватчиков высоте. Это вызвало необходимость создания истребителя со значительным потолком полета. Им стал знаменитый самолет А.И.Микояна МиГ-25, созданный в 1965 году. Его потолок достигает 24000 м, а скорость – свыше 3000 км/час. 25 мировых рекордов было установлено на этой машине. МиГ-25 до сих пор состоит на вооружении ПВО страны – его мощь составляют управляемые ракеты различного назначения.
В 1970 году приступили к проектированию МиГ-29 – машины, способной сражаться как в ближнем бою, так и на большом расстоянии, бить врага управляемыми ракетами и из пушки, перехватывать воздушные цели с помощью радиолокатора на большой дальности, бомбить наземные объекты, прикрывать с воздуха свои войска.
Первоначально предполагалось применить классическую аэродинамическую схему: трапециевидное крыло, горизонтальное хвостовое оперение, киль.
Была применена та же интегральная компоновка, что и в Су-27. Крыло, выполненное заодно с фюзеляжем, позволило низкого лобового сопротивления и хорошей подъемной силы на больших углах атаки. Еще один киль, установленный над двигателем, обеспечивал машине устойчивость в самых изощренных фигурах высшего пилотажа. В вооружении истребителя появились новые смертоносные ракеты Р-73, предназначенные для ближнего боя в условиях высокой маневренности, с тепловой головкой наведения, расположенной прямо в шлеме пилота, который получил таким образом возможность «убивать взглядом».
В 1977 году МиГ-29 совершил первый полет. Впоследствии машину опробовали на различных скоростях и высотах, испытывали ее многочисленное оружие. Только с середины 1980-х годов самолет начал поступать на вооружение.
Он стал одним из символов последних лет холодной войны и одним из свидетельств советской мощи в те годы. На Западе о нем ходили легенды, пока не обрушился Варшавский договор и пилоты НАТО не получили возможность лицезреть этот самолет воочию и даже встретиться с ним в учебном бою.
В 1968 году в ОКБ Микояна приступили к созданию МиГ-31. МиГ-31 по кодификации НАТО называется Foxhound, что означает «лисья гончая». Группа из четырех таких машин способна контролировать пространство шириной в 800-900 км, уничтожая в нем все цели. При этом ночь, буря или радиолокационные помехи воспрепятствовать им не в силах.
Строился истребитель по схеме МиГ-21, но в связи с применением сложнейших систем управления оружием и обнаружения противника за спиной летчика пришлось посадить штурмана-оператора. Управлять МиГ-31 было непросто: машина, сделанная на грани аэродинамической устойчивости, требовала от пилотов высокого летного мастерства. Когда число летных часов в авиационных частях России резко сократилось, эти самолеты стали падать.
Первый полет МиГ-31 совершил в 1975 году. После шести лет испытаний истребитель был принят на вооружение, заменив своего предшественника МиГ 25. Обладая скоростью полета 3000 км/ч, потолком 20600 м и дальностью до 3000 км, вооруженный шестиствольной пушкой и четырьмя ракетами Р-33 класса «воздух-воздух», он способен с помощью бортовой РЛС «Заслон» обнаруживать цели на удалении до 180 км и осуществлять одновременный пуск ракет по четырем из них. Кроме того, МиГ-31 может действовать против низколетящих целей, включая крылатые ракеты и самолеты типа «Стелс».
Сложный в управлении и понимании самолет , требующий высочайшего мастерства пилотов и штурманов, не нашел признания и в современной России, оставшись одним из памятников советской военной инженерной мысли. В 1994 году он был снят с производства.
Над созданием истребителя "Макдоннел-Дуглас F-15 Игл" начали работать еще в 1962 году. Это тот самый самолет, для противоборства с которым спроектирован Су-27.
В США считалось, что идеальный истребитель должен вычислять и уничтожать противника раньше, чем тот его заметит. Соответственно, предъявлялись и требования к машинам этого типа: в три раза превышать скорость звука и иметь мощный комплекс вооружения, позволяющий разить врага с дальних дистанций.Только с опытом войны во Вьетнаме пришло понимание, что без ближнего боя в воздухе по-прежнему не обойтись.После этого вместо высокой скорости был сделан акцент на маневренности. Радиолокационное оснащение теперь позволило видеть врага и на малых высотах. Для ближнего боя добавились пушки "Вулкан", способные производить до 7200 выстрелов в минуту. В 1972 году машина поднялась в воздух.
Испытание «орла» (Eagle) прошли без осложнений. В 1976 году машина стала поступать в воинские части. Впоследствии самолет самосовершенствовался. Была применена цифровая система управления вместо аналоговой.
Боевое крещение «Иглы» получили в 1979 году. Во время войны в Ливане ими было сбито четыре МиГа-21, входящих в состав сирийских ВВС. Однако и МиГи, машины гораздо более старые, сумели уничтожить два F-15.
В 1981 году в небе Ливана «Иглы» также столкнулись с более серьезным противником – МиГом-25. Бой завершился уже вничью: два потерянных МиГа против двух «Иглов».
Самолет до сих пор состоит на вооружении США, Израиля, Японии, Саудовской Аравии. Всего произведено свыше 15000 таких машин.
«Файтинг Фалкон» (Fighting Falcon) означает «боевой сокол». Так американцы назвали истребитель, сочетающий легкость конструкций с очень большой грузоподъемностью. В 1976 году эти машины впервые поднялись в воздух, а к 1994 году их насчитывалось уже свыше 4000. При весе 10 т. Они способны нести на крыле и фюзеляже до 50 видов бомб и ракет.
F-16, в отличие от «орла», имеет интегральную компоновку – такую же, как у Су-27 и МиГа-29. Топливных баков на нем установлено столько, что самолет может пролететь без посадки более 4000 км. Однако это не мешает ему быть в бою очень маневренным. Бортовая ЭВМ считает аэродинамические параметры и выполняет точное наведение на цель.
В рекламном проспекте «Дженерал Дайнэмикс» говорится, что во время боев в долине Бека (Ливан) в 1982 году «соколы» уничтожили 45 советских МиГов. По данным СССР, тогда был сбит один истребитель МиГ-23МФ в составе сирийских ВВС, не считая уничтоженных бомбардировщиков и вертолетов, а самолеты МиГ-21 и МиГ-23МФ поразили шесть F-16.
В ходе войны в Афганистане принадлежащие пакистанским ВВС «Файтинг Фалконы» также встречались с советскими самолетами. Они сбили, в частности, штурмовик Су-25, который пилотировал полковник А.В.Руцкой. Сопровождавшие его два истребителя МиГ-23 уничтожили в том бою один «Фалкон».
«Дассо Мираж 2000» относится к третьему поколению машин этого семейства. Среди всех реактивных истребителей он представляет четвертое поколение. Как и его предшественники, «Дассо Мираж 2000» выполнен по схеме «бесхвостка», т.е. лишен хвостового оперения, но зато имеет большую площадь крыла. Истребитель способен отыскивать как земные, так и воздушные цели ночью и в непогоду с помощью телекамеры с лазерной головкой.
В 1978 году эта машина впервые поднялась в воздух. До 1982 года было построено пять опытных экземпляра, после чего состоялся серийный запуск.
Сейчас «Мираж» считается основным боевым самолетом Франции. В 1991 году он участвовал в кампании в Персидском заливе, однако ни победами, ни поражениями в этих боях не отметился. Этот самолет уступает истребителям США и России.
Сборочная линия машин «Дассо Мираж 2000» была остановлена в 2007 году. Последний самолет поставлен ВВС Греции. Во французских Вооруженных силах сейчас проводится замена этого истребителя новой машиной «Дассо Рафаль».
В связи с возрастающей нагрузкой на летчика: должен одновременно управлять машиной, следить за пространством, пользоваться огромным комплексом вооружений – в середине 1980-х годов приступили к работе над усовершенствованием истребителя. За базовую машину был взят учебно-боевой Су-27УБ, который имел двухместную кабину (для пилота и инструктора). Самолет оснастили системой дозаправки в воздухе, а также новыми системами управления и навигации.
К испытаниям нового самолета приступили в 1988 году. По компоновке он практически не отличался от Су-27УБ, унаследовав и хорошие летные характеристики, и высокую надежность.
В серийном производстве самолету было присвоено имя Су-30. Он значительно превзошел своего предшественника по дальности полета, которая с дозаправкой в воздухе определялась уже не летными качествами, а физиологическими возможностями пилота. Медики ограничили время пребывания в полете 10 часов. Круг задач самолета расширился. Он может, например, сопровождать стратегические бомбардировщики дальнего действия, обнаруживая и уничтожая мишени с помощью новейших электронных средств. При этом так же, как Су-27, Су-30 способен встать на хвост и сделать кобру.
Однако в России освоение этих истребителей шло с большими трудностями. Выпускались они медленно и в малом количестве. Впервые самолеты этой модели предстали перед широкой публикой в 1992 году на дебютной авиационной выставке в Жуковском. Су-30 начали поставляться в Индию, Индонезию, а затем в Алжир, Китай, Венесуэлу.
Су-33 – развитие модификации истребителя Су-27,предназначенной для взлета с палубы авианесущего крейсера.
Самолет Су-27К был выполнен по схеме «утка» - с размещением горизонтального оперения впереди самого крыла. Консоли крыла, т.е. две выступающие его части, сделали складными. Конструкцию крыла и фюзеляжа усилили, что привело к увеличению массы самолета и некоторому ухудшению его летных характеристик. Появились «морские» требования к покрытию, материалам, водонепроницаемости. В состав навигационного оборудования включили систему отыскания в море авианесущего корабля.
Сборка первого самолета Су-27К прошла в 1987 году, тогда же состоялся и первый полет. В 1989 году машина запущена в серийное производство.
В 1991 году уже под названием Су-33 самолет представили на авиационном параде в подмосковном Жуковском.
Еще одна модификация высокоманевренного истребителя Су-27, с усиленным планером и улучшенной системой управления, получила название Су-35.
В этом самолете, внешне очень похожем на Су-27, применены новые двигатели с повышенной тягой. Система управления объединена с системой наблюдения и оповещения в информационно-управляющую систему - ИУС. Два огромных цветных экрана с показаниями электронных средств наблюдения должны обеспечивать пилоту круговую видимость. Пульт управления – окруженный кнопками экран с необходимой информацией. Кнопки запуска многочисленных бомб и ракет находятся прямо на рычагах управления машиной.
Ракетное вооружение Су-35 дополнено новыми ракетами большой дальности, а общий вес смертоносного груза на его крыльях увеличился до 8 т. Опытный образец (прототип) самолета был собран в августе 2007 года и продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2007 в подмосковном Жуковском, пока еще на земле. Первый полет состоялся в 2008 году.
Возможности этого самолета намного превосходят возможности истребителя четвертого поколения, но до пятого не дотягивают по ряду признаков, главный из которых – отсутствие технологии снижения заметности. Для такого истребителя в боевой авиации отвели специальную нишу: поколение 4++.
МиГ-35 представляет собой развитие истребителя МиГ-29, на базе которого ранее был создан палубный самолет МиГ-29К. МиГ-29, оснащенный новой системой управления и имеющий увеличенную боевую нагрузку, превратился в модификацию МиГ -29М. Многоцелевой истребитель МиГ-35 соединил в себе качества этих двух машин. Кроме того летных мест стало два.
Вооружение, которое самолет несет на крыле, отличается самым широким многообразием – от управляемых ракет, способных сбивать противника на расстоянии свыше100 км, до встроенной пушки, предназначенной для ближнего боя. Есть авиационные бомбы с корректируемой траекторией, а также неуправляемые ракеты. Бортовая радиолокационная система может вести до 10 воздушных целей и атаковать четыре из них одновременно. Для обращения со всем этим смертоносным арсеналом и был введен второй член экипажа.
Имя самолет получил в конце 2006 года. От корабельного варианта он унаследовал «морскую» защищенность конструкции, от МиГ-29М – широкое разнообразие вооружений и радиолокационных средств. К тому же практически каждый узел на самолете имел дублера, готового войти в строй при неисправности первого.
Кабина МиГ-35 считается «прозрачной». Все происходящее в радиусе примерно 100 км отображается на четырех экранах.
В 2010 году истребитель все еще проходил летные испытания.
Как и Су-35, МиГ-35 относится к поколению 4++.
В середине марта 2009 года был представлен «Боинг F-15SE Сайлент Игл». «Бесшумный орел» (Silent Eagle) должен заменить обычного «орла» «Макдоннел-Дуглас F-15 Игл» в тех странах, где он сейчас эксплуатируется.
К проекту самолета, который первоначально скрывался под именем «Монти», на «Боинге» приступили в 2008 году. В июле начались его испытания.
Новый самолет отличался от прежнего широким применением технологии стелс. Так называется комплекс мер, позволяющих сделать машину незаметной для радаров противника. На корпус наносят специальные радиопоглощающие материалы, позволяющие сократить радиус обнаружения. Кроме того, на машине особенным образом повернут киль, чтобы уменьшить площадь рассеивания лучей, посылаемых чужими локаторами. Можно сказать, что «бесшумный орел» стал первой машиной, где к решению задачи невидимости подошли с такой серьезностью.
Перевести самолет из четвертого поколения в пятое помешало следующее: «бесшумный орел» предназначен для поставки за рубеж. Раскрывать друзьям и союзникам все тайны технологии стелс американцы пока не желают. Машина осталась в группе истребителей четвертого поколения, хотя и с двумя добавленными плюсами, подобно российским Су-35 и МиГ-35.
На смену ближнего воздушного боя с применением огневых средств идут радиолокационные. Главным принципом которых становится принцип «не первым выстрелить, а первым увидеть».
К началу 1980-х годов на вооружении западноевропейских стран стояли истребители первого и второго поколения, в основном «Локхиды» и «Фантомы». Когда вопрос об их замене приобрел остроту, американцы предложили своего «боевого сокола»F-16 и еще один истребитель четвертого поколения «Макдоннел-Дуглас F/A-18 Хорнет». Это самолет по большей части не устраивал европейцев, т.к. он предназначался для нападения, а не для обороны, а это не устраивало их.
Великобритания, Германия, Франция, Италия в 1970-х годах начали создавать перспективный самолет, который мог бы противостоять советским Су-27 и МиГ-29. В 1983 году Англия при софинансировании Германии и Италии вплотную приступила к проектированию «общеевропейского» самолета, которому было присвоено имя EAP. Самолет обладал высокой маневренностью, сверхзвуковой скоростью и имел аэродинамическую схему «утка» - с передним расположением горизонтального оперения. Впоследствии к работе над истребителем присоединились Испания и Франция. Проект получил название «Еврофайтер», штаб-квартиру переместили в Мюнхен, а перспективная машина получила название EFA.
К 1986 году формирование облика этого истребителя было в основном завершено. В отличие от американских машин, его предполагалось оснастить в первую очередь ракетами средней дальности, а для ближнего боя – мощной встроенной пушкой.
Во второй половине 1980-х годов интерес к созданию самолета проявили Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, но последующие события (распад СССР) охладили желание этих стран участвовать в проекте. Несмотря на то, что летные характеристики советского истребителя МиГ-29 ничуть не уступали EFA, программа была продолжена. В1992 году министры обороны Германии, Великобритании, Италии, Испании согласовали конкретные сроки поставки истребителя в летные части. Ему был определен срок службы до 2035 года, а новое имя звучало как «Еврофайтер EF-2000».
Эту машину впервые представили в 1992 году в германском городе Оттобрюн. Через два года она поднялась в воздух. По словам изготовителей, боевые качества EF-2000 пять раз превосходят возможности МиГ-29.По мнению представителей ОКБ Микояна и Гуревича, усовершенствованной модификации МиГ-29М «Еврофайтер» уступает процентов на 20.
Первоначально этот многоцелевой истребитель создавался только для собственных нужд стран – участниц проекта. Однако в 1998 году было принято решение о его экспорте, после чего имя машины дополнилось «Тайфун».
Поздние модификации этого самолета относятся к поколению 4+,4++.
Освоить производство современного истребителя, машины дорогой и очень сложной, одной стране непросто, в чём убедились члены консорциума “Еврофайтер”. Сегодня только три страны способны создать такой самолёт, от начала и до конца опираясь на собственные ресурсы: США, Россия и Франция.
Франция к началу 1980-х годов располагала вполне современными истребителями четвёртого поколения “Мираж 2000”. Однако работы, развернулись в США и СССР по созданию машин пятого поколения в 1990-х годах, вынудили французов поторопится с заменой.
В 1993 году на авианосце Ле Бурже впервые было представлена информация о проекте боевого экспериментального самолёта АСХ. Новый истребитель должен был соединить высокую маневренность предшественника – “Миража 2000” и боевые качества американского F/A-18. Как и “Мираж 2000”, АСХ выполнен по компоновочной схеме “бесхвостка”. Были применены новинки в системе управления самолётом: например, для информирования лётчика использовался речевой синтезатор. Однако программа создания истребителя получилась довольно дорогой, что вынудило французов искать сближения с партнёрами по НАТО. Тогда страна и примкнула к проекту “Еврофайтер”, но вскоре из него вышла из-за разногласий с другими участниками, прежде всего Великобританией. Собственный французский проект получил название “Рафаль A”, что означает “шквал”.
В1986 году опытная машина «Рафаль А» впервые поднялась в воздух. К 1994 году было совершено 865 пробных полетов, по итогам которых американский двигатель заменили французским.
Французы считают, что «Рафаль» обладает реальными преимуществами над истребителями своего класса. Он превосходит по боевой нагрузке шведский «Грипен», маневреннее, чем «Еврофайтер», и так же малозаметен на экранах радаров, как американский F-16. «Рафаль» может нести до 10 современных ракет «воздух – воздух», тогда как его соперники – только 6-8.
6. Истребители пятого поколения.
Мир с развитием нанонауки и нанотехнологий не стоит на месте. Изменяется техника, экономика, потребности человека и вся окружающая жизнь, поэтому и продолжается развитие самолетов-истребителей. Истребители пятого поколения стали появляться с конца XX века и отличаются от четвертого следующими характеристиками:
-построение планера с применением мер снижения радиолокационной и инфракрасной заметности;
- наличие отсеков вооружения ( стелс-технологии с размещением вооружения внутри фюзеляжа);
- более совершенная авионика.
В России имеются на вооружении несколько опытных самолётов, относящихся к пятому поколению, с присвоенным именем ПАК ФА (“перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации”). Постановка на вооружение этих машин планируется в 2015 году. Сейчас эта модель успешно проходит испытания. Как только самолет пойдет в серию, он получит название Т-50. С виду напоминает своего предшественника Су-27.Но его электроника и оружие представляют собой совершенно новые разработки. Большая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолета. Истребитель полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен; обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью даже при длительном полете, при этом не применяет режим форсажа, который обычно быстро расходует ресурс двигателей; максимальная скорость ПАК ФА - 2,6 тысячи км/ч., когда у американского истребителя пятого поколения F-22 максимальная скорость - 2410км/ч.;способен маневрировать с большими перегрузками; оснащен передовой электроникой; многофункциональный;имеет "умную обшивку" - полторы тысячи радиопередатчиков, установленных по всей поверхности самолета, чувствительность которых настолько высока, что самолет может обнаружить, например, легковой автомобиль на расстоянии 100 километров; в любое время суток и в любую погоду ему не составляет труда сопровождать 60 целей на земле или в воздухе и вести огонь по двум десяткам из них.
Первый полет самолет совершил в 2010 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов этого типа для испытания вооружений. Серийный выпуск предполагается в 2016 году.
В 1985 году компании «Локхид», корпорация «Боинг» и предприятие «Нортроп» с концерном «Макдоннел-Дуглас» получили контракты на постройку опытных самолетов: YF-22 b YF-23. Первый самолет напоминал истребитель F-15. Второй имел ромбовидное крыло и специально расположенные двигательные сопла, выводившие выхлопные газы так, чтобы снизить заметность машины. У обоих претендентов была интегральная компоновка, напоминавшая о Су-27.
В 1990 году машины поднялись в воздух. Победил маневренный YF/A-22. Это качество перевесило более высокую скорость и меньшую заметность YF-23.
D 1991 году началось проектирование серийной машины F/A-22. Она имела очевидное преимущество перед создаваемыми в то же время общеевропейским «Еврофайтером» и французским «Рафалем» за счет способности идти на сверхзвуковой скорости в течение нескольких минут и малой радиолокационной малозаметностью. Самолет получил имя «Раптор» (Raptor), что значит «орел-могильщик». Поднялся самолет в воздух только в 1997 году.
Конструкция истребителя выполнена целиком по технологии стелс. Малоотражающие формы машины, радиопоглащающие материалы и покрытия – все подчинено задаче снижения заметности самолета. На кабину пилота нанесено специальное напыление, создающее помехи радиолокационным системам противника. Собственная радиолокационная система способна обнаруживать и вести до 20 целей одновременно, перехватывая их на расстоянии до 18 км. Помимо арсенала тактических ракет большой и средней дальности «Раптор» имеет встроенную пушку, предназначенную для ближнего боя.
Таким образом, в США “Локхид-Боинг F-22 Раптор”- единственный в мире истребитель пятого поколения, находящийся в серийном производстве.
Сами по себе машины пятого поколения имеют огромный ряд преимуществ это: малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность создавать радиолокационные помехи и бороться с ними, обладание автоматической системой ведения огня и управления.
Реактивных истребителей шестого поколения пока не существует. Предполагается, что они станут беспилотными и воздушные бои смогут вести не люди, а бортовые компьютеры. Эти самолёты будут обладать несравненно более высокой скоростью мышления и быстротой реакции, чем самый опытный и талантливый пилот. Сегодня конструкторы завершают работу над беспилотным глайдером Ю-71, самой современной разработкой в области отечественной авиации. Он способен нести на своем борту ядерное оружие и маневрировать на скорости свыше 11 тысяч (!) км/ч., а также может уходить от ракет по ломанной траектории. По мнению экспертов, ПРО на сегодняшний день не способен не только вычислить траекторию Ю-71, но и достичь его скорости.
Lockheed Martin F-35 “Лайтинг”- малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный в 3х вариантах. Впервые самолёт поднялся в воздух в 2011 году, предполагается, что службу истребитель начнёт в 2016 г. Для этого самолёта характерны: укороченный взлёт, вертикальная посадка, тяга, сверхзвуковая скорость, обнаружение наземных и воздушных целей, осуществление навигации при полёте днём/ночью, видение в инфракрасном диапазоне, произведение маневров с перегрузкой.
7. Отличия истребителей пяти поколений.
Мы видим, что истребители, действительно, являются на сегодняшний день наиболее совершенным типом самолетов в современной авиации. Еще раз убеждаемся, что успех самолета в воздушном бою определяют четыре характеристики:
- способность первым увидеть противника;
-возможность превзойти его по численности машин;
-лучшая маневренность;
-более высокая скорость поражения цели.
Для того, чтобы увидеть отличия пяти поколений самолетов-истребителей, проанализируем таблицу.
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
|
|
|
|
Компьютерное управление |
|
|
|
|
Малозаметность |
|
|
|
|
Сверхманевренность |
|
|
|
|
Вертикальные взлет и посадка |
|
|
|
|
|
Изменяемая геометрия крыла |
|
|
|
|
Радарные прицелы |
|
|
|
|
|
Управляемые ракеты |
|
|
|
|
|
Сверхзвуковая скорость |
|
|
|
|
Реактивный двигатель |
|
|
|
|
|
Ме-262 (Герм.)
Ме-163 (Герм.)
"Глостер Метеор"(Англ.)
|
МиГ-21(СССР)
F-8 (США)
Мираж III (Франция)
|
МиГ-23 (СССР)
F-4 (США)
Мираж F-1 (Франция)
|
МиГ-31 (СССР)
F-14 (США)
Мираж 2000 (Франция)
|
ПАК ФА (Россия)
F-22 (США)
|
|
8. Преимущество истребителей пятого поколения перед истребителями предыдущих поколений.
Анализируя самолеты-истребители всех пяти поколений, можно прийти к выводу, что истребители пятого поколения обладают следующими характерными признаками:
- применение мер снижения радиолокационной и инфракрасной заметности;
- наличие отсеков вооружения;
- сверхзвуковой полет на крейсерском бесфорсажном режиме двигателя;
- сверхманевренность;
- построение комплекса БРЭО на основе РЛС с АФАР;
- применение в силовой установке двигателей пятого поколения, отличительным признаком которых является повышение температуры газов перед турбиной до величин в районе 1900 градусов по шкале кельвина;
- интеграция бортовых систем отдельных аппаратов в общую боевую сеть в рамках концепции сетецентрических войн, и связанное с этим изменение методов боевого применения;
- соответствующий комплекс вооружений.
III. Заключение.
Подводя итоги своей исследовательской работы, хочу отметить, что я попытался проанализировать самолеты-истребители пяти поколений и ответить на центральный вопрос своего исследования: "Чем отличаются истребители пяти поколений?".
Можно сделать вывод, что с каждым годом развитие самолетов-истребителей все более усовершенствуется, соответствует современным требованиям нашего общества. Развитие истребителей не может стоять на месте, и современная наука предполагает, что управление машинами шестого поколения будет осуществляться через компьютер.
IV. Источники информации.
1. Бакурский В.А., Соломонов Б.В., Федосеев С.Л. Оружие Победы: Науч.- поп. изд. для детей/ В.А. Бакурский и.др. - М.: РОСМЭН, 2015.
2. Ильин В.Е.Многоцелевые истребители России/ В.Е.Ильин. - М.:Астрель, 2000.
3. Кудишин И.В. Авиация/ Науч. - поп. издание для детей. - М.: ЗАО "РОСМЭН - ПРЕСС", 2013.
4. Пуков В.Н. Энциклопедия авиации/ Владимир Пуков. - М.: Эксмо, 2013.
5. Самолёты. - Смоленск: Русич, 2009.
6. http://royallib.com/book/artemev_aleksandr/krilya_sverhdergavi.html
|