Автор: Белов Кирилл Дмитриевич
Возраст: 17 лет
Место учебы: Ленинградский социально-педагогический колледж
Краснодарский край, ст.Ленинградская
Руководитель: Харченко Марина Викторовна
Историко-исследовательская работа
Чем отличаются истребители пяти поколений?
План
1) Введение
2) Первое поколение
3) Второе поколение
4) Третье поколение
5) Четвёртое поколение
6) Пятое поколение
7) Вывод
Цель: Изучить историю истребителей пяти поколений, основные характеристики, присущие к каждому поколению, разницу между истребителями пяти поколений и участие их в локальных конфликтах.
Введение
Поколением реактивных истребителей называется совокупность типов, обладающих сходными боевыми возможностями. Как следствие, эти самолёты разрабатывались и эксплуатировались развитыми странами примерно в одно и то же время, при их создании применены сходные технические решения.
Как правило, термин применяется когда речь идет о советских или американских реактивных самолётах, но к какому-либо поколению можно отнести и истребители других стран. Ниже перечислены все пять поколений с их основными признаками.
Первое поколение
К первому поколению относятся первые реактивные самолёты, созданные в 1940—1950-е годы. Для них характерны следующие признаки:
· дозвуковая скорость полета;
· прямое крыло;
· турбореактивные двигатели.
Примерами машин первого поколения являются:
· Мессершмитт Me.262
· Локхид Ф-80 Шутинг Стар
· Де Хэвиленд Вампир
· Як-15
· МиГ-9
Скорость самолетов достигала 840–1000 км/ч. Они были оснащены стрелково-пушечным авиационным вооружением, на подкрыльевых пилонах могли нести авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, подвесные топливные баки массой до 1000 кг. РЛС устанавливались только на ночные всепогодные истребители.
Характерная особенность этих самолетов – рямое крыло планера.
МиГ- 9
Второе поколение
Второе поколение создавалось в 1950—1960-е годы. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая и слегка сверхзвуковая скорость; стреловидное крыло; первые турбореактивные двигатели с форсажем; большая высота полёта; наличие радара.
Ко второму поколению относятся:
МиГ-15;
МиГ-17;
МиГ-19
Норт Америкэн F-86 Сэйбр;
Дассо Мистэр;
Сааб J-29 Туннан.
Дозвуковые истребители 2-го поколения имели высокую дозвуковую скорость. Вооружение и оборудование осталось без изменения.
МиГ-15
Третье поколение
Третье поколение создавалось между 1955 и 1980 годами. К характерным чертам можно отнести:
сверхзуковую скорость (число Маха 2 и более);
сверхзвуковые формы самолёта;
более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем;
многоцелевые самолёты;
ракеты «воздух-воздух».
Типичными представителями третьего поколения являются:
Локхид Ф-104 Старфайтер
Сааб J-35 Дракен
МакДоннел Ф-4 Фантом
Дассо Мираж III
Дассо Мираж F-1
МиГ-21
МиГ-23 и МиГ- 25
По сравнению с предыдущим поколением, скорость истребителей была увеличена (максимальная скорость, у МиГ-25, составляла 3М).
На истребителях 3-го поколения устанавливалось более совершенное радиолокационное оборудование. Широкое распространение получило крыло изменяемой стреловидности.
МиГ-21
Четвёртое поколение
Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975—2010 годах и отличалось от третьего следующими характеристиками:
статическая неустойчивость с ЭДСУ;
двухконтурный турбореактивный двигатель с низкой степенью двухконтурности; усовершенствованная авионика; управляемое вооружение.
Типичные представители:
Су-27
МиГ-29
Макдоннел-Дуглас Ф-15 Игл
Дженерал Дайнэмикс Ф-16 Файтинг Фалкон
Еврофайтер Тайфун
Сааб Дж-39 Грипен
В этом поколении наметилось разделение истребителей на два класса: класс тяжелых истребителей-перехватчиков с ограниченными возможностями нанесения ударов по наземным целям (МиГ-31, Су-27, F-14 и F-15) и класс более легких истребителей для нанесения ударов по наземным целям и ведению маневренного воздушного боя (МиГ-29, «Мираж»-2000, F-16 и F-18). В ходе модернизации на базе тяжелых истребителей-перехватчиков были созданы ударные самолеты (F-15E, Су-30).
Максимальная скорость сохранилась на прежнем уровне. Для самолетов этого поколения характерны высокая маневренность и хорошая управляемость.
РЛС обеспечила обнаружение и захват одновременно большого количества целей и пуск по ним управляемых авиационных ракет в любых условиях. Кроме этого, РЛС обеспечила полет на малых высотах, картографирование и применение оружия по наземным целям.
В значительной мере были усовершенствованы кабина пилота и элементы управления самолетом. С середины 1980-х широко используются нашлемные прицелы.
МиГ-29
Пятое поколение
Истребители пятого поколения стали появляться с конца XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками: стелс-технологии с размещением вооружения внутри фюзеляжа; более совершенная авионика.
Примерами истребителей пятого поколения считаются:
Ф-22 Рэптор
Ф-35 Лайтнинг II
ПАК ФА
J-20
Первым полноценным истребителем 5-го поколения принято считать тяжелый двухмоторный американский самолет F/A-22A «Рэптор», который поступил на вооружение в 2003. Первый полет прототип этого самолета совершил 29 августа 1990. F/A-22, разработанный в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) первоначально предназначался для завоевания превосходства в воздухе и планировался для замены F-15. Впоследствии он получил возможность применять высокоточные боеприпасы класса «воздух-земля». Ожидается, что в течение ближайших десяти лет около 300 самолетов этого типа поступят на вооружение ВВС США. Необходимо отметить большую стоимость самолета, превышающую 100 млн. долл. США.
Американский F-22 — единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения
ПАК ФА — российский перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения
F-35 — перспективный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный США и другими странами НАТО
J-20 — прототип китайского истребителя пятого поколения.
Вывод
Поскольку ВВС большинства стран НАТО и России в настоящее время вооружены именно истребителями четвертого поколения, обе стороны пытаются тем или иным способом сравнить боевые возможности машин в условиях реального боя. Для этих целей в 1997 США приобрели в Молдавии 21 МиГ-29 примерно за 40 млн. долларов. Как впоследствии выяснилось, эти МиГи ранее находились в оперативном подчинении Черноморского флота и после распада СССР остались на территории ставшей независимой Молдавии. После закупки этих машин американские летчики провели по крайней мере 50 воздушных боев между МиГ-29 и своими палубными истребителями F-18. Как показали итоги этих полетов, МиГи еще советского производства победили в 49 боях.
Список использованной литературы
1. Михаил Зефиров. Асы Люфтваффе. Ночные истребители;
2. А.Толкачев, В.Пуков. Энциклопедия авиации. От первых аэропланов до современных истребителей;
3. О. Потоцкий. Истребители войны;
4. Андрей Харук. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия
|