Автор: Стеклова Екатерина Алексеевна
Возраст: 17 лет
Место учёбы: МАОУ "Физико-математический лицей №38, г. Ульяновска".
Регион: Город Ульяновск, Ульяновская область.
Руководитель: Игошин А.В. учитель физики МАОУ "ФМЛ №38, г. Ульяновска".
Историко-исследовательская работа "Как отразилось стремление к полёту в изобразительном искусстве и литературе?"
План:
Введение
Основная часть
- Первобытная культура – 40–35 тыс. лет до н.э. –5–4 тыс. лет до н.э.
- Культура древневосточных цивилизаций – 5–4 тыс. до н.э. –IV в. до н.э.
- Культура древних цивилизаций Америки – 2 тыс. до н.э. – X в. н.э.
- Культура античности – 3 тыс. до н.э. – V в. н.э.
- Культура средневековья – V в. – XIII в.
- Культура эпохи Возрождения – сер. XIII в. – сер. XVII в.
- Культура Нового времени – сер. XVII – нач. XX вв.
- Культура Новейшего времени – с нач. XX в.
Заключение
Введение
Люди во все времена смотрели в небо, на птиц и мечтали когда-нибудь тоже подняться в воздух. Многие учёные и мыслители стремились придумать устройства для перемещения по воздуху. Эти люди во многом повлияли на развитие авиации и воздухоплавания. Но это исследование посвящено не людям, приблизившим полёт человека, а тем, кто выразил свои идеи и мечты о полёте в литературных произведениях и живописи.
В данной работе пойдет речь о литераторах и художниках, которые перенесли свои мечты на бумагу и холсты. На основе достижений науки и техники они придумывали что-то новое и необычное. И, возможно, вдохновляли конструкторов и инженеров на создание абсолютно других, ни на что не похожих летательных аппаратов. Следовательно, можно утверждать, что развитие науки, техники и искусства в определенной степени зависят друг от друга. По этой причине данная работа систематизирована по основным этапам развития культуры, и изучение этого вопроса мы начнём с первобытного общества и его культуры.
Основная часть
1. Культура первобытного общества
Произведений литературы в этот период не было, так как не было письменности. Но до нас дошло множество образцов наскальной живописи. Это и Капова пещера, и пещера Ласко, и множество других. В основном изображались звери и сцены охоты, но археологи также находят изображения птиц, причем довольно точные. Это говорит не столько о стремлении первобытного человека к полёту, сколько о его внимательном наблюдении за ними. Позднее, когда человек научился обжигать глину, появилась керамика и с ней – множество небольших скульптур и посуды. Изображения птиц также встречаются в предметах, созданных в этот период. Так, например, ложка с головой лебедя, которая хранится в Историческом музее в Москве [6].
В общем, можно сказать, что памятников культуры этого периода дошло до нас не очень много и это в основном рисунки и керамика, позже (в железный век) украшения и оружие. Но о стремлении к полёту говорить сложно, так как больше изображались животные и сцены охоты, а поклонялись древние люди (например, скифы) богам войны. Рассмотрение других периодов дает нам намного больше информации об отображении в искусстве стремления человека к полету.
2. Культура древневосточных цивилизаций
К древневосточным цивилизациям относятся Древний Египет, Междуречье (или Месопотамия), Китай, Индия. В этих государствах появилась первая письменность, первые законы, сами государства были первыми.
Древний Египет.
Многие слышали о знаменитых пирамидах долины Гиза. Это гробницы фараонов, стены которых расписаны иероглифами, многие из которых изображали птиц. Среди предметов искусства, найденных при раскопках, были найдены скульптуры птиц. Например, деревянная птица Саккары некоторыми учеными считается моделью древнего летательного аппарата [17].
Большинство египетских богов умели летать, это хорошо видно в мифе о сотворении мира, где богиня неба Нут представлена в виде летающей божественной коровы. Одним из наиболее почитаемых богов в Древнем Египте был Гор, изображаемый с головой сокола. Главный бог Египта – Ра (солнце) совершал своё дневное путешествие по небу на летающей ладье. Это говорит о том, что египтяне мечтали о небе, но полет был для простого человека под запретом, поскольку это было уделом богов [2].
Гор (Хор)
Междуречье.
Жители Месопотамии известны изобретением колеса, письменностью (клинопись), развитием знаний по математике, астрономии. Их мифология отражает стремление к полету, но в отличие от Египетской мифологии человек с позволенья богов может обрести крылья и достичь своей цели (миф «Полет на орле») [23]. Однако, крылья у них часто ассоциируются со злом (сказание о птице Зу).
В скульптуре Междуречья встречается крылатый бык шеду – гений-хранитель, совмещавшим в себе свойства человека, животного и птицы, защищавшем от врагов [14]. Крылья давали этому существу преимущество перед противником, что говорит о понимании жителями этой страны важности и преимуществе полёта. Этим и примечательно стремление к полету жителей Месопотамии, ведь они и понимали его плюсы, но и опасались.
Гении-хранители - шеду.
Древний Китай.
Когда люди слышат о Китае, то сразу представляют символ этой страны – дракон. Многие также знают, что именно в Китае изобрели фейерверк, бумагу, создали первых воздушных змеев, и что свою страну жители называют Поднебесной империей.
В китайской мифологии дракон – символ мудрости и императора, а символом императрицы считалась мифическая птица – фенхуан. Это является одной из причин того, что довольно часто изображения драконов, птиц довольно часто встречаются в архитектуре, скульптуре и живописи Китая. В литературе этой страны упоминается использование воздушных змеев для полёта и животных, и человека [20].
Жители Поднебесной стремились к полёту, и отождествление правителей с летающими существами говорит об этом. Это отразилось во всех областях культуры этой страны.
Древняя Индия.
Сейчас Индия знаменита своими специями, танцами и тканями. Но в древние времена эта страна развивалась довольно изолированно (с трех сторон окружена морем, а с четвертой - Гималаи), поэтому культура Древней Индии почти не ощутила влияния других цивилизаций.
В настенных росписях, скульптурах и архитектуре встречаются изображения царя птиц – Гаруды. Также в индийской мифологии очень много говорится о летательных аппаратах – виманах. Это колесницы, которые используются богами для перемещения по небу и под водой. Не только боги пользовались виманами, а с их позволения и люди, и другие мифические существа летали на них. В мифах также описывается большое количество воздушных битв, с участием и богов, и людей, и других существ [24].
3. Культура древних цивилизаций Америки.
До прихода в Америку жителей Европы, там жили народы с развитой экономикой, письменностью, математикой, но больше всего они известны своими постройками и астрономическими достижениями.
При раскопках в Колумбии были найдены золотые фигурки моделей летательных аппаратов, чьи аэродинамические свойства поразили ученых. Исследования летательных способностей увеличенных копий этих фигурок показал, что модели с легкостью выполняют фигуры высшего пилотажа. Удивительным является то, что на основе наблюдений за птицами невозможно создать подобные модели. Такие модели можно построить на основе точных расчетов и испытаний [19].
4. Культура античности.
Древняя Греция.
Со времен Древней Греции до нас дошли величественные храмы и скульптуры, философские работы Аристотеля и Диогена, Олимпийские игры и многое другое. Эллинская культура оставила нам «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, огромное количество архитектурных и художественных памятников.
В древнегреческой мифологии боги перемещались на летающих колесницах, а некоторые из них имели крылья. Это и богиня победы – Ника и Гермес – вестник богов и сын Афродиты – Эрот, также нужно упомянуть богиню радуги Ириду и Эос – богиню зари, которая предвещает появление Солнца-Гелиоса. Большинство их изображений встречается в скульптурах, на барельефах и вазах. Но людям полет был недоступен. Чем эти попытки могут кончиться рассказывает миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса и Климены, который управлял колесницей отца и погиб, не справившись с конями. Или миф о Дедале и Икаре, в котором, с помощью созданных Дедалом крыльев, отец и сын сбегают из дворца царя Миноса. Но Икар погибает, так и не достигнув цели (устремившись к солнцу).
Гермес, древнегреческий бог торговли и путешествий.
С другой стороны, для некоторых полубогов, детей богов и смертных, полет был возможен. Например, Персей, сын Зевса и Данаи, совершил свой знаменитый подвиг при помощи крылатых сандалий, полученных им в подарок от нимф. Кстати, именно из капли крови Медузы горгоны, упавшей в море, появился крылатый конь – Пегас. У некоторых героев даже были крылья, это спутники Ясона, аргонавты Калаид и Зет, сыновья бога северного ветра – Борея [4].
Но все эти люди были в родстве с богами, а простым смертным полет был недоступен, хотя они и стремились к нему.
Древний Рим.
Римская Империя в культуре является наследником Греции, ведь большинство римских божеств и мифы о них, очень схожи с греческими богами и богинями часть мифов заимствована у греков. Многие музеи мира имеют большое количество статуй, которые являются римскими копиями с греческих оригиналов.
В римской армии у каждого легиона был штандарт в форме орла – аквила, это главное знамя и самая почитаемая святыня легиона, так как орел был символом Юпитера (главного из римских богов) и при его потере легион расформировывался [25]. Штандарт также изображался на флагах и росписях, где изображались битвы.
А в мифологии почти все крылатые римские боги, соответствовали греческим богам. Это и боги ветров, и Меркурий (Гермес), и Виктория (Ника). Посланниками Юпитера и Юноны были птицы, в основном, орлы у царя богов и павлины у его жены. В большинстве случаев Юпитер изображался с орлом и крылатой Викторией, в храмах, ему посвященных, встречаются фигуры этой птицы. В храмах Юноны (Гера) встречаются изображения павлинов, а при некоторых даже жили гуси – её священные птицы [4].
В отличие от жителей Эллады, римляне были воинами и завоевателями, среди них было мало философов и ученых, а архитекторами были греки. Хоть у них часто встречаются изображения птиц, попыток полёта в их мифологии нет. Для римлян полет – удел богов.
5. Культура средневековья.
В Средние века господствующую роль в обществе играла религия и, соответственно, церковь. Возникает феодализм, рыцарская культура, культ воинской доблести, благородства и Прекрасной Дамы.
В этот период появляется готическая архитектура, главной особенностью которой является направленность вверх, легкость, «оторванность» от земли. Именно развитие духовной составляющей жизни отличает культуру средневековья. Это полет души человека, его стремление к Богу. В это время строится большое количество храмов и церквей, для которых создавались иконы, фрески и витражи, мозаики изображающие библейские сюжеты, в том числе и ангелов. То есть полет воспринимался как что-то божественное, доступное человеку только после смерти.
В литературе все большее распространение получают рыцарские романы, прославляющие такие высокие чувства, как любовь отвага и благородство. Это и цикл песен о короле Артуре, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде».
6. Культура эпохи Возрождения.
Основной особенностью эпохи возрождения является взлет культуры, а сами деятели культуры и искусства обращаются к античности и классицизму, создаются новые стили и направления. Личность человека выходит на первый план.
Эпоха Возрождения подарила миру множество произведений искусства, воплощавших мечты человека о полетах, парении в небесах.
В настоящее время широко известна рукопись Леонардо да Винчи, «Кодекс о полете птиц», в которой он отразил результаты своих исследований о полете птиц. В этой рукописи Леонардо да Винчи обосновывал возможность полета человека, рассматривал возможные пути развития воздухоплавания в будущем [16]. Кроме научных исследований, помогавших Леонардо понять природу изображаемых объектов, «Кодекса», воплотившего в себе итоги его стремления к покорению воздушной стихии, художник изобразил в своих картинах множество крылатых существ, как символ мечты о небе [5].
В литературе Ренессанса появляются новые жанры и так называемый ранний реализм или реализм Возрождения. В этот период появляются произведения Сервантеса, Петрарки, Боккаччо и Шекспира. Стремление к полету лучше всего просматривается в произведении Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», в образах фей и эльфов [3].
Многие художники эпохи Возрождения использовали библейские и мифологические сюжеты для своих произведений, часто изображали летящих ангелов, парящих на облаках Мадонн, крылатых божеств и муз. Например, Рафаэль Санти изобразил Сикстинскую Мадонну, парящую на белом облаке, или множество летающих амуров в картине «Триумф Галатеи» [11]. У Сандро Боттичелли тема полета воплощена в образах Зефиров на картинах «Рождение Венеры» и «Весна» [1].
Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна".
7. Культура Нового времени.
Развитие науки и техники, воздухоплавания вдохновило многих писателей и художников на создание фантастических произведений, связанных с полетами людей на воздушных шарах, на ракетах, но при этом возвращались к сказочным и мифологическим сюжетам.
Наиболее известным фантастом, описавшим полеты человека на разнообразных приспособлениях, был Жюль Верн. Его произведение «Пять недель на воздушном шаре», которое описывает воздушное путешествие через Африку, настолько стало популярным, что определило основное направление и стиль его творчества. Полеты человека не только в небе, но и в космосе описаны Жюль Верном в романах «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Возможность путешествия по воздуху и в космосе в то время особенно была привлекательна для просвещенной части населения. Но возможность летать привлекала не только образованное и просвещенное европейское общество. В драме Островского «Гроза» главная героиня мечтательно говорит: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.» [7]
Известно стихотворение Пушкина А.С. «Узник» [10]:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."
В этом стихотворении отразилась вековая мечта русского народа о полетах, вольности, свободе, о путешествиях.
В сказках народов мира часто встречаются летающие предметы: ковер-самолет, ступа Бабы Яги, метлы ведьм, летучий корабль, которые показывают стремление человека к полету. Эти сюжеты вдохновляли художников нового времени к созданию знаменитых полотен, таких как «Ковер-самолет», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» Васнецова В.М., «Царевна-Лебедь» Врубеля М.А., «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» Иванова А.А., «Дух ночи» Гримшоу Дж.А. и другие [13].
В. Васнецов "Ковер-самолет".
Во многих картинах русских художников изображено небо. Глубокое, грозное, прозрачное, манящее, тяжелое, яркое – Айвазовский И.К., Левитан И.И., Куинджи А.И., Венецианов А.Г., Шишкин И.И., Саврасов А.К. умело показывали красоту и изменчивость небесной выси, завораживая и увлекая зрителя, пробуждая в нем стремление к полету [13].
8. Культура Новейшего времени
Двадцатый век стал веком потрясений. Это и две мировые войны, и Холодная война, и несколько технических прорывов. В этот период авиация развивается очень быстро, появляется космонавтика. И, в связи с этим, многие художники и писатели создают произведения, изображающие и описывающие полет такой техники, придумывают возможные варианты ее развития.
В живописи стремление к полету проявилось в таких картинах, как «Над городом» и «Прогулка» М. Шагала, «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» С. Дали. На них изображается полет от любви, а также полет фантазии и разные летающие существа. Но здесь человек летает без каких-либо технических приспособлений, также как и на картине Салахова Таир Теймур-Оглы «Тебе, человечество!».
М. Шагал "Над городом".
Перелеты на самолетах, дирижаблях и воздушных шарах изображены на картинах разных стран, различных художников. Например, «Менделеев на воздушном шаре во время солнечного затмения» Г. Покровского, причудливые дирижабли, воздушные шары и летающие корабли М. Малинаускаса «В полете», «Корабль», «Во время полета», «Город в воздухе», или «Ночной полет на дирижабле» Ю. Лащевского, или «Жуковский проводит испытание подъёмной силы крыльев», «Планер, терпящий бедствие над морем» К. Арцеулова, или «Самолеты. Аэросев», «АНТ-20 Максим Горький», «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства» В.В. Купцова.
Полет человека в космос и космические программы разных стран вдохновили многих художников, поэтов и писателей на создание произведений про освоение космического пространства, жизнь космонавтов и инопланетян. Это серия картин про космос Р. МакКолла [22], где он изображает космические полеты, города, станции, корабли и многое другое на космическую тематику. Особенное впечатление производят картины советского космонавта А. Леонова, некоторые из которых он создавал в космическом корабле «Восток-2» на орбите Земли [21]. Например, «Утро в космосе», «Вблизи Луны», «Выход в открытый космос» и другие. У художницы Ж. Уолл космос, небо, Земля, полеты плавно переходят друг в друга, потоком ярких цветов [15].
А. Леонов "Выход в отктытый космос".
Ж. Уолл "Earth Angel".
Литература двадцатого века воплотила в себе не только реальные события и летательные аппараты, но также породила фантастические сюжеты про настоящее, прошлое и будущее.
Появилось огромное количество книг про полеты в мирное и военное время. Широко известно произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой страсть главного героя к полету помогла преодолеть физический недостаток – ампутацию ног – и вернуться в небо. Классикой стали произведения А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Авиатор», «Ночной полет», «Южный почтовый», «Планета людей», «Военный летчик» и другие. В этих произведениях показаны красота и опасность полета [12]. Другой летчик и писатель Р. Бах описывает волшебство полетов, почему люди стремятся ввысь. Это такие произведения как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Мост через вечность», «Дар крыльев», «Биплан» и другие.
В творчестве многих писателей и поэтов двадцатого века также отразилось желание летать, на самолетах и не только. Таковы стихи А. Ахматовой «С самолета», Б. Садовского «Полет сокола», сборник К. Бальмонта и М. Лохвицкой «Летящих душ полет двойной…», Д. Хармса «Полет в небеса», А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…», М. Цветаевой «Ошибка», М. Горького «Песня о буревестнике», «Песня о Соколе» и другие [9].
Даже в детской литературе встречаются персонажи, умеющие летать, например «Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен, «Питер Пэн» Б. Джеймса, «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р.Р. Толкина, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Незнайка на луне» Н. Носова.
Бурное развитие космонавтики вызвало интерес к научно-фантастическим сюжетам, полетам в космос, на другие планеты, в другие миры. Большую популярность приобрели романы и повести братьев Стругацких, «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, «Танцы на снегу» С. Лукьяненко, «Марсианские хроники» Р. Брэдбери, «Стальная крыса» Г. Гаррисона, «Основание» А. Азимова, «Марсианин» Э. Вейера, «Автостопом по галактике» Д. Адамса и другие.
Заключение
В работе были рассмотрены представления людей о полетах, выраженные художественными средствами живописи и литературы. Интенсивность появления произведений искусства, отражающих стремление к полетам, нарастала с развитием технического прогресса, с ростом возможностей строить летательные аппараты, с появлением средств массовой информации, широко информировавших человечество об освоении воздушного и космического пространства.
Двадцатый и двадцать первый века особенно насыщены подобными произведениями. Рассмотрение по эпохам помогает увидеть, как менялось представление людей о полетах, и проследить изменения в отражении стремления человека к полету в произведениях изобразительного искусства и литературы, однако более глубокое исследование требует изучения более короткого периода времени и более узкой области культуры.
Источники информации
- Боттичелли. Великие художники. Том 6.– М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
- Всемирная история / сост. М.В. Пономарев. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009. – 416 с.
- Дробышева Е.Э. История развития мировой культуры. Краткий конспект в таблицах: Учеб. пособие. – Владивосток: ДВГМА, 2000. – 45 с.
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт. – М.: Правда, 1988. – 576 с.
- Леонардо да Винчи. Великие художники. Том 3.– М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
- Любимов Л. Искусство древнего мира : Кн. Для чтения. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
- Островский А.Н. Гроза. – СПб.: Азбука, 2015. –192 с.
- Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Детская литература, 2015. – 379 с.
- Поэты Серебряного века/ [сост. С.Ф.Дмитренко]. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 432 с.
- Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. – М.: Худож.лит., 1985. – 735с.
- Рафаэль. Великие художники. Том 1.– М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
- Сент-Экзюпери А. Избранное. Пер. с фр. – М.: Правда, 1987. – 448с.
- Серия Великие художники. Том 1–50.– М.: «Директ-Медиа», 2009.
- Крылатый бык - шеду (дата обращения 04.01.2016г.)
- Картины Жозефины Уолл (дата обращения 08.01.2016г.)
- Леонардо да Винчи "Кодекс о полете птиц" (дата обращения 06.01.2016г.)
- Птица из Саккары (дата обращения 04.01.2016г.)
- Художественная культура средневековья (дата обращения 06.01.2016г.)
- Золотые модели летательных аппаратов (дата обращения 05.01.2016г.)
- Мифология Древнего Китая (дата обращения 04.01.2016г.)
- Космос в картинах А. Леонова (дата обращения 08.01.2016г.)
- Роберт Макколл, художник (дата обращения 08.01.2016г.)
- Сказания народов Древней Месопотамии (дата обращения 04.01.2016г.)
- Википедия: статья "Вимана"(дата обращения 05.01.2016г.)
- Википедия: статья "Римский штандарт"(дата обращения 05.01.2016г.)
|