Среда, 24.04.2024, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Авиационная психология
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ПЛАН
1. Введение
2. Обзор литературы
3. Методы исследования
4. Результаты исследования
5. Выводы
6. Заключение
7. Информационные источники
8. Приложение (таблицы 1 и 2 в формате Word)
ВВЕДЕНИЕ

Авиационная психология - раздел психологии, посвященный вопросам существования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии - работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов. Современная авиационная психология добавляет к изучению различные авиационные специальности. Это авиатехники, авиадиспетчеры, бортпроводники, наземные штурманы, сотрудники службы организации перевозок и службы безопасности. Авиационная психология используется для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты. 

  Отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды — ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. — могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.  

В авиации число приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5–7 раз [7]. Расширился диапазон скоростей процессов, которыми управляет человек. Управляя очень большими скоростями, он должен воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и выполнять те или иные действия за очень короткий интервал времени. У летчиков, различающихся по функциональной межполушарной асимметрии, имеются определенные отличия высшей нервной деятельности. Поэтому одним из направлений авиационной психологии является исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам.

Проблема: как функциональная асимметрия мозга может повлиять на профессиональную деятельность летчика?

Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии человека для оптимизации условий работы летчика. 

Объект исследования – процесс влияния межполушарной асимметрии на деятельность человека.

Предмет исследования – проявление асимметрии мозга.

Цель работы: изучить проявление асимметрии мозга у воспитанников летной группы.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

• по литературным источникам установить степень влияния межполушарной асимметрии на деятельность летчиков;
• выявить у группы испытуемых признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии;
• определить возможность дальнейшего обучения летно-техническим специальностям.

ГИПОТЕЗА: если у человека преобладает развитие одного из полушарий, то это отражается на его деятельности.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, тесты, сравнительный и сопоставительный анализ при эксперименте.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме [5]. Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека [2]. Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Левши и правши отличаются во всем двигательном поведении, психомоторных процессах в целом. У большинства людей правая рука превосходит левую по силе ловкости, скорости реакции, тонкости двигательной координации [1]. Движения ведущей руки управляются, осознаются точнее. При одновременном движении обеих рук больше внимания человека концентрируется на движениях ведущей руки [3].

Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Асимметрия зрения проявляется в том, что, несмотря на бинокулярное зрение, зрительные впечатления каждого из глаз обладают неодинаковой силой, качеством, четкостью зрительного образа. Ведущий глаз первым останавливается на предмете. Асимметрия слуха проявляется в его остроте, качестве восприятия вербальной и музыкальной информации. По данным ряда исследований, продуктивность воспроизведения левшей, ниже, чем у правшей [1].

Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции [4]. Принципиальная закономерность в отношении психической асимметрии состоит в том, что левое полушарие в основном ответственно за двигательные функции, язык и речь, а правое управляет навыками, связанными с чувственным (прежде всего, зрительным) и пространственным опытом.

Функциональная асимметрия мозга лежит в основе индивидуального профиля латеральной организации. Различным типам асимметрии соответствует определенный тип протекания высших психических функций [6]. Это присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого (правши), смешанного (амбидекстры) и левого (левши), подразумевающих сочетание соответственно только правых, правых и левых и только левых асимметрий органов движений и чувств (см. Таблица 1.).


Таблица 1.


Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности. Человек, работающий с современной техникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессы непосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая система технических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (или объект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодировать информацию. Особо важным становится то, как лучше, психологически обоснованно выбрать способ передачи информации человеку, электронно-вычислительной машине.

О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины, свидетельствуют факты [7]: из-за ошибок человека-оператора в США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разного рода устройств. Ошибки происходят из-за того, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапный сигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успевает переключить внимание с одного прибора на другой.

Успешность полета в авиации зависит от организации рабочего места летчика с разным профилем асимметрии. Маневрирование самолета по высоте, курсу и другим параметрам полета осуществляется в первую очередь «посредством активной работы летчика с ручкой управления, имеющей стандартное расположение под его правую руку. Управление работой двигателя производится воздействием левой рукой на ручку сектора газа» [7]; требуется координированная работа обеих рук, «особенно интенсивной по обилию и сложности движений для правой руки. Работой именно этой руки летчик выполняет основную часть сложной задачи выдерживания заданных параметров полета» [Там же] машины в постоянно меняющихся условиях среды. У левшей, часты ошибки в определении направления полета, порядка цифр при считывании приборной информации; вместо правого двигателя они включают левый и наоборот.

Подводя итог вышесказанному, высокий уровень двигательной активности правой руки (доминирование левого полушария) является одним из главных условий успешного пилотирования самолета.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие воспитанники профильной летной группы ТОШИ с ПЛП им. М.М.Расковой в количестве 15 человек. Возраст участников 16-17 лет.

Исследование моторной асимметрии.

Характеристика моторной асимметрии состоит из сочетания нескольких признаков функционального неравенства рук, ног. Для определение рукости (левша, правша, амбидекстр) использовали метод тестирования [2].

Определение ведущей руки:
а) сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;
б) тест на аплодирование: активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки;
в) какой рукой вы пишите?
г) какой рукой вы бросаете мяч в цель?
д) поза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);
е) развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая).

Определение ведущей ноги:
а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);
б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);
в) пнуть по мячу;
г) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);
д) встать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).

Исследование сенсорной асимметрии.

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половинах тела. Для определения её имеется множество методик: определение ведущего глаза, определение ведущего уха [2].

Определение ведущего глаза:
а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз);
б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?
в) какой глаз вы закрываете при прицеливании?
г) закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок).
Ведущий глаз обладает большей остротой зрения;
д) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Определение ведущего уха:

а) каким ухом вы лучше слышите шепот?
б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?
в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?
г) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?
д) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками.
К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

Исследование психической асимметрии.

a) Тест «Лица» состоял в предъявлении испытуемым двух зеркальных изображений лиц с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание состояло в том, чтобы определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием преимущественно отрицательных эмоций (Рис. 1). Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый), образная информация, поступающая по визуальному каналу восприятия, поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.



Рис. 1. Иллюстрация к тесту «Лица»

б) Тест «Фигуры» состоял в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария. О преимуществе правого полушария свидетельствует предпочтение испытуемым фигур круга или зигзага, так как эти лица отличаются образным, интуитивным, интегративным, эмоционально окрашенным мышлением и хорошим воображением. Для лиц, выбравших квадрат, прямоугольник или треугольник характерна переработка информации в последовательном формате, способность к анализу, внимание к деталям; эти испытуемые скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем, что свидетельствует о преобладании левого полушария.

в) Вербальный тест (Тест Павлова И. П.). Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагалось разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы – животные – действия или глаголы – существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.

На основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывали коэффициент латерализации признака по следующей формуле [2]:
Кпр = (Еп-Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%,
где Кпр – коэффициент правой руки;
Еп – количество действий, выполняемых правой рукой;
Ел – количество действий, выполняемых левой рукой;
Ео – количество действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени.

Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше –15 – преобладает левая функция. Если он находится в интервале от –15 до +15, значит испытуемый – амбидекстр по данной функции.

На основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение (каждый вариант асимметрии характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над левыми, А – их равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например, тип праворукий – правоухий – правоглазый обозначается как ППП.

По соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27 вариантов профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ– отражающие приблизительное равенство левой и правой рук (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 15 человек. В начале исследования оценили принадлежность к левшам или правшам по субъективным ощущениям учеников (рабочая рука). По доминированию полушария они распределились следующим образом: большинство учащихся – правши (12), 1 – левша, 2 – амбидекстры.

Затем каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволил выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной ассиметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии (см. Таблица 2.).


Таблица 2.


Для деятельности летчика важен профиль асимметрии, который определяется на основе уточнения функциональной асимметрии рук, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическое предъявление слов). Для успешной профессиональной деятельности значимы левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно — слуха.

Исследование профиля латеральной организации (мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение) показало, что среди испытуемых 9 правшей (3 ПАП, 5 ППП, ППЛ), 4 амбидекстра (ААА, АПП, АЛА, АПП), 2 левши (ЛЛА, ЛПП). Результаты тестирования испытуемых представлены на рис 2.


Рис. 2. Проявление функциональной асимметрии мозга у испытуемых

Абстрактно-логическое мышление имеют 83 % правшей, и 50 % амбидекстров. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие. Образное мышление в нашей группе испытуемых имеет 100% левшей, 17% правшей и 50% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие. Эти данные отражены на рис.3.



Рис. 3. Типы мышления

Получили, что в исследованной группе 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра, т. е. доминирующее полушарие не выявлено.

Учитывая совокупные данные всех признаков моторной, сенсорной и психической асимметрий, можно сделать вывод о возможности дальнейшего избрания профессии летчика у всех испытуемых правшей и амбидекстров. Левша с профилем ЛПП может достичь профессионального успеха за счет правых асимметрий уха и зрения. Левше с профилем ЛЛА стоит рекомендовать избрать будущую профессию, не связанную с авиатехникой.

ВЫВОДЫ
• по литературным данным было установлено, что для успешной профессиональной деятельности летчика значимы левые признаки асимметрии рук, зрения и слуха;
• в исследуемой группе выявлено 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра;
• дальнейшее обучение летно-техническим специальностям возможно у 14 испытуемых;
• гипотеза подтвердилась: преобладающее развитие одного из полушарий головного мозга отражается на деятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все более очевидна возможность использования знаний о функциональных асимметриях человека в разных сферах организации общества. Труд в условиях научно-технического прогресса делает необходимым использование этих знаний с целью оптимизации организации, условий труда, обучения детей и профессиональной ориентации оканчивающих школу, профессионального отбора. Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме.

В ходе выполнения исследовательского проекта было выявлены проявления трех групп функциональной асимметрии человека: моторной, сенсорной и психической. Изучено влияние асимметрии на деятельность летчика. Выявлено, что у человека, работающего с современной техникой значимы левые признаки асимметрии рук, зрения и слуха. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов при проведении профориентационных занятий.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Доброхотова Т. А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, 1994. – 231 с.
2. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
3. Мосидзе В. М. Взаимоотношения полушарий мозга / В. М. Мосидзе, В. Л. Эзрохи – Тбилиси: Мецниерба, 1985. – 158 с.
4. Николаева Е. И. Психофизиология. – Новосибирск: Наука, 2001. – 442с.
5. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978. – 95 с.
6. Хомская Е. Д., Будакова Е. В., Проблема типологии индивидуальных профилей асимметрии мозга
  // Вестник МГУ. – 1991. – Сер. 14. Психология, № 4. – с. 41 – 43.
7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.. Функциональные Асимметрии человека (электронная книга).

ПРИЛОЖЕНИЕ
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2011) | Автор: Орликовский Николай E W
Просмотров: 5010 | Комментарии: 1 | Теги: авиационная психология, Олимпиада по истории авиации | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 1
1 Эльмира  
Прекрасная работа!
Приятно, что и тема актуальна и исследование проведено грамотно.
Желаю успехов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2607)
Фурсов Максим (2023)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1955)
Егор Андреевич Попов (1706)
Штриккер Артур (1278)
Григорьев Павел Сергеевич (679)
Медведкин Иван (609)
Азарин Николай (559)
Трунов Артём Николаевич (488)
Ефимова Софья Алексеевна (466)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024