Два года назад беседуя с личным составом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» президент России Д. Медведев сказал: «Нам нужно будет строить новые авианесущие крейсера. Это совершенно очевидно, это важнейшее направление развития военно-морских сил. В ближайшее время мы должны ввести в строй как минимум 4 авианосца». Этим заявлением верховный главнокомандующий поддержал руководителей российского ВМФ, которые неоднократно выражали намерение построить новые авианесущие корабли. Но, буквально неделю назад Министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что строительство авианосцев не предусмотрено госпрограммой вооружения на 2011-2020 годы. Значит даже правительство РФ не может определиться: нужны ли нашему флоту огромные и дорогостоящие плавучие аэродромы? И может ли Россия построить такие корабли? Я попытаюсь дать ответ на этот вопрос и для начала определим значение авианосцев в системе морских вооружений.
Современный авианосец, неся на борту до 100 боевых самолетов, способен атаковать корабли и береговые объекты противника, высаживать десант, бороться с подводными лодками, обеспечивать ПВО и ПРО соединения кораблей. Радиус зоны, которую контролирует авиация современного авианосца составляет до 500 морских миль, что делает его неуязвимым для противника, не располагающего ядерным оружием. Да и ядерное оружие не всесильно - в ходе испытаний около Атолла Бикини, проведенных американским флотом в 1946 году, старый авианосец «Саратога» затонул только спустя 10 часов после второго!!! ядерного взрыва. Усиливает мощь плавучих аэродромов и то, что уровень подготовки летчиков корабельной авиации всегда выше, чем у сухопутных собратьев – чтобы взлететь или сесть на небольшую качающуюся палубу нужно быть настоящим асом. Иными словами, держава, имеющая в составе своего флота авианосцы, способна оспаривать господство на море. Не имеющая таких кораблей–обречена забыть о претензиях на морское величие.
За весь период советской власти стране удалось построить и ввести в строй только один!!! корабль, предназначенный для завоевания господства на море - это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который является единственным полноценным авианосцем нашего флота. В этом корабле, наконец-то, была обеспечена возможность использования полноценных боевых самолетов, а ракетное противокорабельное вооружение рассматривалось лишь как дополнительный компонент боевой мощи. Единственным, потому что распад СССР нанес нашему флоту серьезнейший урон. Практически все авианесущие корабли флота были выведены из его состава и проданы на металл. Интересно, что купившие якобы на металл тяжелый авианесущий крейсер «Минск» китайцы привели его в порядок, и тщательно изучив, превратили в действующий военно-морской музей. Китайцам же достался и однотипный «Кузнецову» «Варяг». Корабль, который в 90% готовности был оставлен на верфях Украины, был выкуплен китайцами тоже якобы «на металл», однако промышленности КНДР удалось не только изучить корабль, но и достроить его до боеспособного состояния. А один из первых авианосцев СССР - «Баку», который в 1996 г. был продан Индии за 1 миллиард долларов долларов, теперь обновлённый отлично служит этой стране и на рынке оценивается в 4 миллиарда. Есть вещи, которые не устаревают…!!!
С детских лет мы знаем, что Россия – великая морская держава. Однако нынешнее состояние нашего флота остается критическим. Да, в последние годы произошло увеличение финансирования ремонта и обеспечения боевой деятельности кораблей, да наши корабли вновь вышли на океанский простор, но вдумайтесь – начиная с 1991 года в России не построено ни одного корабля крупнее фрегата! Военный корабль рассчитан на долговременную эксплуатацию, но и он не вечен. И недалек тот год, когда единственный наш авианосец будет отправлен на слом по причине износа. Кто придет ему на смену?
Раньше руководство ВМФ России осознавало эту проблему. В своих публичных выступлениях наши адмиралы говорили о намерении построить мощный сбалансированный флот, в составе которого будет 5 авианосцев. У экспертов эти слова вызывают лишь горькую усмешку. С созданием авианесущих кораблей едва справилась советская судостроительная промышленность, причем далось ей это ценой огромного напряжения – тот же «Адмирал Кузнецов» строился целых 10 лет. Способна ли наша промышленность разработать и реализовать проект современного авианосца в условиях нынешней России? В условиях оттока из отрасли квалифицированных рабочих и инженерных кадров, на оборудовании, не обновлявшемся десятилетиями?
А ведь предстоит не просто повторить высшее достижение советского судпрома, но и превзойти его. Будем честны – ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Возможностей построить авианосец на собственных верфях у современной России нет. А Ведь успешность палубной авиации во многом зависит от того, где она базируется.
Значит ли это, однако, что наш флот обречен на дальнейшую деградацию? Отнюдь нет. Необходимо развести задачи усиления флота и возрождения собственной промышленности. И если корабли нельзя построить в России, то их можно купить.
Где могут быть заказаны новые русские корабли?
В качестве реальных вариантов можно рассматривать две страны:
- Первая из них Великобритания. Родина самого класса авианосцев, обладающая развитой судостроительной промышленностью и колоссальным опытом проектирования боевых кораблей. Кстати, именно сейчас Англия выделила 10 миллиардов долларов для постройки авианосцев нового поколения "Королева Элизабет" и "Принц Уэллс", которые войдут в боевой состав британского флота в 2015 году. Корабли смогут перевозить до 100 истребителей пятого поколения F-35B. Главной особенностью авианосцев будущего станет беспрецедентный уровень автоматизации управления, в том числе боевыми системами.
Франция. Судостроительная промышленность Франции в последние годы находится на подъеме. Не случайно именно во Франции был построен крупнейший круизный лайнер мира «Королева Мэри II». Там же построены вертолетоносцы Mistral, о покупке Россией которых ведутся переговоры. В настоящее время Франция строит новый авианосец проект которого был показан на выставке военно-морской техники EURONAVAL 2010.
В результате наш флот в относительно короткий срок получит два мощных современных корабля, промышленность – готовый проект и опыт участия наших инженеров в постройке кораблей такого класса. Это позволит оставшиеся корабли серии построить уже в России, серьезно модернизировав, тем самым отечественные предприятия. Конечно, реализация такого проекта потребует значительных политических, дипломатических и материальных усилий. Но выбора у нашего флота фактически нет – если не принять мер, то к 2020 году самым крупным надводным кораблем под Андреевским флагом будет крейсер 1-го ранга «Аврора», стоящий на мертвом якоре в центре Санкт-Петербурга, ибо наши новые фрегаты значительно уступают ему в размерах.
Основатель русского флота император Петр Великий писал – «Всякое государство, которое войско сухопутное имеет - одну руку имеет, а которое и флот имеет - обе руки имеет". Если наша страна хочет быть по настоящему великой державой, способной защитить свои интересы в любой точке планеты, то ей необходим сбалансированный океанский флот, становым хребтом которого должны стать новые авианосцы.
В настоящее время практически все оружие используется для психологического устрашения противника. Я надеюсь что ни самолеты, ни корабли, ни какая другая военная техника ни когда не понадобиться для настоящих боевых действий. Но что бы так и было наша великая страна должна иметь великую армию каких бы затрат это не потребовало, ведь человеческая жизнь гораздо дороже.