Исследовательская работа по теме «Воздушный таран»
Автор: Волков Василий, учащийся 7 класса МОУ «Приволжская основная общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района ЧР.
План. 1. Введение.
2. Основная часть.
· Что мы знаем о воздушных таранах?
· Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны.
· Ночной таран Виктора Талалихина.
· Наши земляки, совершившие воздушный таран в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
· Тараны на реактивных самолётах.
3. Заключение.
4. Источники информации.
5. Тезисы к исследовательской работе «Воздушный таран».
Введение. Для исследовательской работы автором выбрана тема «Воздушный таран». Почему? Тараны совершались в основном в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тема войны всегда остаётся актуальной и в наши дни. Подвиги героев войны рождают чувство гордости за свой народ, служат патриотическому воспитанию молодёжи, они бессмертны.
Целью данной работы является описание подвигов, совершивших русскими и советскими лётчиками в разные годы во время воздушного тарана. Достижение этой цели возможно решением следующих задач: собрать весь архивный материал из интернет-ресурсов, книг, газетных статей о лётчиках, совершивших воздушный таран; использовать материал для патриотического воспитания учащихся. Автор работы применяет следующие методы: изучение газетных статей; поиск материалов на Интернет-сайтах; опрос учащихся; технологию ИКТ; беседы с сотрудниками Мариинско-Посадского краеведческого музея, со специалистами Приволжского сельского поселения; обобщение и систематизация полученной информации. Объектом исследования являются советские и русские лётчики, предметом исследования – подвиги лётчиков, совершивших воздушный таран. Самый ценный материал автором найден о лётчике, уроженце д. Ураково, находящейся на территории Приволжского поселения. В чувашской литературе известны имена трёх земляков, совершивших воздушный таран в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. О них и пойдёт речь в данной работе. Тема заинтересовала автора. Прежде чем приступить к выполнению исследовательской работы, автор работал над поиском определения слова «Таран», «Воздушный таран», «Огненный таран». И встал вопрос: «А кто впервые применил воздушный таран и когда? Кто из наших земляков совершил таран? Совершают ли лётчики тараны в наши дни?» На все интересующие автору вопросы ответы найдены. Автор выдвигает следующую гипотезу: установить факт совершения таранов лётчиками - нашими земляками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и выявить лётчика из своего поселения-участника войны и повторившего подвиг Виктора Талалихина.
Основная часть. Что мы знаем о воздушных таранах?
Таран — приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолёта). Возможен также таран наземного объекта или корабля. Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой» (в этот период на аэропланы ещё не устанавливалось стационарного огнестрельного вооружения, поэтому бой между машинами в воздухе был практически невозможен). Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика. В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана: удар шасси по крылу; удар пропеллером по хвостовому оперению; удар крылом, удар фюзеляжем; удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова); таран В.А.Куляпина, таран С.П.Субботина. Более чем 600 воздушных таранов совершили наши лётчики. Считалось, что таран вызывают лишь две причины - отказ бортового оружия и иссякший боезапас. Hо защищая товарища в бою, спасая эвакуированных от бомбежки, наши летчики шли, бывало, в таранную атаку с полным боекомплектом и исправным оружием, - если дело решали секунды и на необходимый для истребителя разворот для новой атаки не было времени. Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне в 1970 году, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"... Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя". "Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из форм проявления героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Hовиков, возглавлявший в первые годы войны военно-воздушные силы Ленинградского фронта. Как объясняли свой поступок сами летчики? Спартак Маковский, сбивший за войну 18 самолетов врага, один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, идя на таран, ответил: «Hет, не думал. Я просто знал, что внизу бьются моя друзья, что им тяжело и, если гитлеровцы прорвутся туда, им еще тяжелее станет. Значит, надо уничтожить врага. А уж каким способом - значения не имеет.» [ Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo ] С ним воевал наш земляк Кочетов Александр Васильевич - Герой Советского Союза. 20 декабря 1944 г. в части, которой командовал подполковник Т. Дорошенко, состоялось вручение 12 боевых самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии. Кочетову стали вручать сразу два Яка – от алатырцев и от колхозника Абдулы Гаязова. Пришлось Кочетову поделиться с другом, и второй самолёт был вручен Герою Советского Союза Спартаку Маковскому – лётчику Краснознамённого 43-го истребительного авиаполка 8-ой воздушной армии Южного фронта. [Отчизны верные сыны. В.Золотов. Самолёт для героя. С.137-142.]. Пожалуй, нет в истории военной авиации боевого приема, отношение к которому так менялось бы в зависимости от политической ситуации в стране, как к тарану. В советскую эпоху было принято только восхищаться подвигом летчика, не анализируя причины, вынуждающие его таранить вместо того, чтобы поражать противника огнем. В перестроечно-обличительный период таран рассматривался исключительно как акт отчаяния, простой размен машины на машину, пилота на пилота. Прежде всего, следует учесть, что история авиации знает два вида таранов: воздушный, когда летчик своим самолетом сбивал вражескую машину, и огненный, когда своим, как правило, горящим самолетом, пикируя, пилот поражал наземные и морские объекты. Во время гражданской войны в Испании совершил свой первый в мире воздушный таран в ночных условиях Е.Н. Степанов. Кроме того, таранным ударом сбили самолеты противника Н.П. Жердев, С.А. Луковников, С.Л. Максименков. В небе Китая тараны совершили летчики-добровольцы А.А. Губенко и Шарай. В воздушных боях над рекой Халхин-Гол таранили японские самолеты летчики В.Ф. Скобарихин, В.П. Кустов, В.Г. Рахов. Но в уставах в предвоенные годы таран, как прием боя, не фигурировал.
Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. А вот в Великую Отечественную войну, прежде всего, в 1941-1942 годах воздушный таран стал достаточно массовым явлением. По мере увеличения мощи и профессионализма советских ВВС количество воздушных таранов уменьшалось. 34 лётчика применили воздушный таран дважды, Герой Советского Союза А. Хлобыстов – трижды, а В. Ковзан – четырежды. Таранили, как правило, истребители, а их целями чаще всего становились менее скоростные и маневренные бомбардировщики. Два из трех советских летчиков, совершивших тараны, оставались в живых.12% самолетов вскоре возвращались в строй. Таранили же, по большей части, советские летчики над своей территорией. И упавший на ней самолет противника для него был, безусловно, потерянным. Если 2 из 3 таранивших советских летчиков оставались в живых, то у немецких жертв таранов над советской территорией шансов не погибнуть или не попасть в плен были минимальны. Пожалуй, в сложнейшей ситуации 1941 года, когда множество летчиков погибали, не успев причинить противнику никакого ущерба, воздушный удар советского истребителя по немецкому бомбардировщику над советской территорией был достаточно эффективным способом борьбы. Но даже при условии гибели и пилота и машины, ВВС РККА теряли одного летчика и один истребитель. Немцы теряли бомбардировщик, изготовление которого требовало значительно больших трудозатрат и несколько членов экипажа убитыми или пленными (He-111 – 4 или 5 человек, Ю-88 – 4 человека). Конечно, в 1943 -1945 годах у советских летчиков отношение к тарану стало меняться. Проще стало поразить противника огнем. Необходимость прибегать к приему 1941 года возникала все реже… [http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=8647] Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло Николай Францевич, Грибовский Александр Прокофьевич). В японских войсках времён второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой. 12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила тараном один немецкий истребитель Me-109 (второй Me-109 подбил её Су-2, который она пыталась после тарана посадить, при этом лётчица погибла). Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной.
Ночной таран Виктора Талалихина.
Во время Великой Отечественной войны советский летчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. Именно ему 7 августа 1941 года удалось совершить первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика. За этот подвиг Виктор Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов. За боевые отличия он был награжден орденами Красного Знамени и орденом Ленина. 27 октября 1941 года Виктор Талалихин погиб в неравной схватке с фашистскими истребителями.
Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой. Именем Талалихина были названы улицы во многих городах СССР, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске летчику установлен памятник, в Москве – бюст Героя. [http://www.calend.ru/event/2789/]. Олицетворением мужества и бесстрашия, безграничной преданности Родине стал подвиг Виктора Талалихина.
Наши земляки, совершившие воздушный таран в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. В летопись истории Великой Отечественной войны вписаны имена героев-земляков, чувашей, совершивших воздушный таран, Александра Смольникова, Никифора Игнатьева, Владимира Пенькова. Повторили подвиг Николая Гастелло: Николай Будаков, Сергей Смирнов, Александр Осипов (Герой Советского Союза посмертно), Анатолий Петров, Константин Пискунов, Михаил Афанасьев, Константин Андреев, Владимир Ефремов. Многие лётчики, которые совершили таран, получили высокое звание Героя Советского Союза. Как видим, из 11 лётчиков Чувашии всего один получил это звание. В статье «Самолёты Николая Поликарпова» народного академика Чувашии Анатолия Золотова я узнал о том, что на самолёте И-153 29 апреля 1942 г. в составе авиационных частей Северного Флота Никифор Игнатьевич Игнатьев совершил первый на севере воздушный таран [А.Золотов. Самолёты Николая Поликарпова.//Советская Чувашия от 25 января 2005 года. Приложение «Честь имею. Оружие Победы].
Родился 1 июня 1915 года в деревне Хорамалы ныне Ядринского района Чувашской АССР. Чуваш. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал рабочим на заводе. В РККА с мая 1937 года. В 1940 году окончил 1-ю Серпуховскую объединённую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Балтийском, а с декабря 1941 года - на Северном флоте. Лётчик 1-й эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (ВВС Северного флота) комсомолец лейтенант Игнатьев Н.И. 15 апреля 1942 года, отражая налёт на Мурманск, в воздушном бою сбил 2 вражеских самолёта, за что награждён орденом Красного Знамени. Вечером 29 апреля 1942 года вылетел в составе группы истребителей И-153 на штурмовку войск противника в районе реки Западная Лица. В районе цели наши лётчики обнаружили 12 вражеских истребителей Me-109 и вступили с ними в бой. Самолёт Игнатьева атаковала пара "мессершмиттов". Один из них пошёл в лобовую атаку. Игнатьев открыл огонь из пулемётов и устремился навстречу противнику. Когда дистанция сократилась, фашист попытался свернуть влево, но не успел. Игнатьев нанёс по нему удар правой нижней плоскостью. "Мессершмитт" накренился, рухнул на землю и взорвался. При таране Игнатьев ударился о приборную доску и потерял сознание. Придя в себя, он выровнял повреждённый самолёт и посадил его в тундре на нейтральной полосе. В воздухе он был ранен в ногу. Когда он совершил посадку, немцы открыли по нему огонь и вторично его ранили в ногу. Вскоре его подобрали бойцы 1-го батальона 12-й бригады морской пехоты и отправили в медсанбат. За свой подвиг награждён орденом Красного Знамени. После госпиталя вернулся в свой полк и 23 мая 1943 года назначен командиром звена. Произвёл более 300 боевых вылетов, сбил 8 самолётов противника, уничтожил полевую пушку, 6 зенитных пулемётов и аэростат воздушного наблюдения. Награждён 2 орденами Красного Знамени. Погиб 3 декабря 1943 года в воздушном бою в районе Полярного. http://u.to/PFSo]. В свои молодые 23 года летчик Пеньков Владимир Алексеевич из села Семеновское Порецкого района Чувашии 11 марта 1942 года совершил воздушный таран. Вот как это было. В августе 1941 года истребительный авиационный полк, в котором служил командир звена Владимир Пеньков, прибыл на Волховский фронт. Уже в первых боях он сбил вражеский истребитель Ме-109, уничтожил полсотни вражеских автомашин. 11 марта 1942 года он взлетел в небо войны 39-й раз. В этот день войска 2-й ударной армии Волховского фронта вели упорные бои в направлении на Любань, чтобы прорваться к Ленинграду и освободить город от блокады. В воздушном бою Пеньков израсходовал весь боекомплект. Тогда храбрый летчик винтом своего «Як» отрубил хвостовое оперение вражеского самолета и тот врезался в землю. Лейтенант Пеньков В.А. с большим трудом перелетел через линию фронта и посадил свой поврежденный самолет на землю. Деревенские мальчишки, обнаружившие летчика с травмой головы и раной обеих ног, привезли его в госпиталь. Вылечившись в госпитале, он снова принимал участие в боях. Подполковник В.А. Пеньков награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. [Информационный вестник Санкт-Петербургского чувашского культурно- делового центра «ИЛЕМ» им. Михаила Сеспеля №3 от 30.03.2005 г. «Янташ (Земляк)» Из книги Геннадия Микушкина «Чуваши в северной столице»]. В своей работе хочется подробно рассказать о моём земляке Смольникове Александре Даниловиче. Деревня Ураково, где он родился, находится от нашего посёлка Спиртзавод в 10 км. Деревня русская. Я прочитал об отважном лётчике в книге С.К.Дмитриева «Мариинский Посад», посетил районный краеведческий музей, беседовал с его сотрудниками, также повстречался со специалистами Приволжского сельского поселения, в частности с главой поселения Архиповым А.М. Анатолий Михайлович поведал мне о том, что из близких родственников теперь в деревне никого не осталось, все живут в разных городах России. Именем отважного лётчика названа улица в д.Ураково в 2001 году на основании Постановления главы Шульгинской сельской администрации №5 от 29.12.2001г. (сейчас Приволжское сельское поселение –авт.) Также я использовал Интернет-ресурсы. Наткнулся на интересный сайт «Происхождение фамилии и именитые предки». Привожу полностью текст Алексея: «А я гостил летом у родных в нашей деревне (на берегу Волги) и вот этот снимок говорит о том, что среди Смольниковых есть и герои, улица названа именем летчика, таранившего Юнкерс в 1942 г., он двоюродный брат моего отца. Отвечаю НАТАЛЬЕ. Этот снимок сделан в дер. Ураково, Мариинско-Посадского р-на Чувашии, на правом гористом берегу Волги. Одна из улиц названа в честь Александра Даниловича Смольникова - уроженца этих мест. Повторил подвиг Н. Гастелло и В.Талалихина (так было написано в "Кр. Звезде"), таранил "Юнкерс" в 1942 г. на территории Калужской обл., там и нашли пионеры останки, комс. билет, части самолета после войны. После школы он учился в Йошкар-Оле в институте и окончил аэроклуб, естественно был мобилизован в истребители. В семье было 8 детей, двое погибли. Вот коротко.» [http://www.familystez.ru/canaliz-ceabjgcfamilia.htm. Происхождение фамилии и именитые предки.]
Для увековечения имён погибших защитников Отечества выпущена в Чувашии 6 – томная республиканская книга «Память». Эта книга – одно из лучших изданий данной серии в России – хранится в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. И в этой книге я нашёл фамилии братьев Смольниковых и место их захоронения. «Смольников Александр Данилович.1921 г.р. Призван Марпосадским РВК. Младший лейтенант. Погиб в бою 14.8.1943г. захоронен на военном кладбище в г. Киров Калужской области. Смольников Николай Данилович. 1925 г.р. Младший сержант. Погиб в бою 29.9.1944г. захоронен в д. Уджин (Польша)». [Память. Том 2. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1996. С. 246]. Окончив семилетнюю школу в д. Амачкино (сегодня такой школы в районе нет -авт.), он пошёл учиться в Мариинсо-Посадскую городскую среднюю школу №1 (сегодня гимназия №1-авт.). Здесь он и получил тот самый комсомольский билет, который сообщил нам о его подвиге. После окончания средней школы, в 1938 году., Саша поступает в Поволжский лесотехнический институт в г. Йошкар-Оле, в свободное время занимается в аэроклубе. С 1940 года обучается в школе военных лётчиков. В начале 1942 г. досрочно в числе группы лётчиков-истребителей младший лейтенант Смольников был отправлен на фронт. За год ожесточённых воздушных боёв он удостоился двух орденов - Красной Звезды и Красного Знамени. 21-летний пилот отдал свою жизнь ради счастья советских людей. А.Д. Смольников воевал в составе 49-го Краснознамённого истребительного авиаполка 309-ой Смоленской истребительной авиадивизии, в ночном небе над калужской деревней Малое Совкино повторил подвиг Виктора Талалихина. 14 августа 1943г.,сбив два фашистских самолёта и расстреляв весь боезапас, он таранил третьего «мессера». Очевидцы этого боя видели, как два объятых пламенем самолёта врезались в землю. Только спустя семь лет после окончания войны стало известно имя героя: школьники д. Малое Совкино, собирая металлолом, обнаружили на заросшем болоте металлические части самолёта. Среди обломков был найден обгоревший комсомольский билет А.Д.Смольникова. Этот билет пионеры отправили в ЦК ВЛКСМ. [Дмитриев С.К. Мариинский Посад. Исторический очерк. С.104-105]. В октябре 1952 года в адрес Йошкар-Олинского горкома ВЛКСМ пришло письмо из города Кирова Калужской области. Секретарь райкома комсомола сообщал, что школьники Малосовкинской семилетней школы обнаружили обломки самолета и среди них—обгоревший комсомольский билет Александра Даниловича Смольникова, выданный Йошкар-Олинским горкомом комсомола. Билет школьники отослали в Москву в Центральный Комитет ВЛКСМ, который позже был передан в Центральный музей Советской Армии. Через некоторое время газета «Марийская правда» рассказала о юных годах Александра Смольникова. «...У околицы деревни, раскинувшейся на правом берегу Волги, дед Фрол провожал в институт своего внука. — Смотри, Санька, не подкачай,— говорил Фрол тягучим волжским говорком.— Летом, после учебы-то, приезжай... Вскоре из-за поворота реки показался пароход. Старик троекратно поцеловал внука, а когда тот, повернувшись, сбежал по трапу на пароход, перекрестил его спину. Через полчаса пароход скрылся. Все это до мельчайших подробностей вспомнил Саша, когда сидел в приемной директора Поволжского лесотехнического института. ...На всю жизнь запомнился Саше тот день, когда его, первокурсника, принимали в комсомол. Десятки сосредоточенных, серьезных глаз увидел он перед собой и на минуту смутился. Что он скажет им о себе? Ведь за 17 лет не пришлось еще сделать в жизни ничего такого выдающегося. Положив комсомольский билет в карман, где лежало письмо от деда, полученное на днях, он ощутил какую-то внутреннюю теплоту, которая согревала, бодрила и вместе с тем напоминала ему об огромной ответственности. Жизнь казалась такой прекрасной, только одно омрачало юношу —где-то там, в Испании, лилась кровь стариков, женщин, детей. Испанский народ боролся за свою свободу. Хотелось чем-то помочь этим далеким, но родным людям, что-то сделать замечательное, большое, героическое. Но что именно, он не знал. Решение пришло как-то сразу, неожиданно. - Буду учиться в аэроклубе,— сказал Саша своим друзьям,— надо быть ко всему готовым... Совмещая учебу в институте с занятиями в аэроклубе, он так увлекся авиацией, что подумывал о боевых самолетах. В 1940 году Саша успешно сдал государственные экзамены и получил звание пилота, потом добился путевки в авиашколу. ...У ног дедушки, заглядывая Саше в глаза, вертелась маленькая сестренка Маша и никак не могла понять: воздух был таким приятным и сочным от аромата сада, а они говорили, что чем-то пахнет, каким-то порохом. Долго смотрели Маша и дедушка вслед уходившему Саше. Не знали они, что эта встреча была последней...» Вскоре от Саши стали приходить письма. В одном из них, датированном 23 марта 1942 года, сообщалось: «...Живу и учусь. Солдатскую службу усвоил. Учусь только на хорошо и отлично. Знаю, что все это пригодится мне на войне. Прошу скорее прислать мне конспекты по истории ВКП(б), мотору, самолету. Что нового дома, в деревне? Что пишут мои односельчане с фронта? С нетерпением жду ваши письма». А вот весточка, отправленная 15 мая 1942 года: «...На днях от вас получил сразу два письма. Большое спасибо вам за оперативность. Знаю, что Марусе сейчас трудно приходится и представляю ее озабоченность о братишках и сестренках. Но она должна понять, что это временные трудности, и что мы их обязаны преодолеть любой ценой. Как только закончим с Гитлером и его грабьармией, все сразу изменится... Неутомимым трудом в тылу и безупречной службой в армии мы должны приблизить день великой Победы над заклятым врагом человечества. И я учусь только на отлично...» В августе 1942 года Александр Смольников уже воевал на Северо-Западном фронте. Из-за скромности он не писал о своих боевых делах, ограничивался общими словами, будничными примерами. А рассказать мог о многом. О частых вылетах, напряженных боях, трудностях фронтовой жизни. О том, как однажды еле дотянул до своего аэродрома на изрешеченной пулями и осколками снарядов машине. Вместо этого сообщал: «Здравствуй, дорогая сестренка Маруся! Посылаю тебе пламенный привет и желаю всего наилучшего. Твои письма получил и в тот же день ответил. Пишу эту открытку, чтобы сообщить тебе свой новый адрес. Живу хорошо. Летаю. Воюю, как все. В плохую погоду — скучаю...» О боевых заслугах летчика-истребителя А. Д. Смольникова убедительно свидетельствует наградной лист, подписанный командиром 49-го Краснознаменного авиаполка майором Спириденко. В представлении к ордену Красной Звезды говорилось: «За время боев с 19 марта по 15 мая 1943 года младший лейтенант Смольников показал себя бесстрашным воздушным бойцом, тактически грамотным, умеющим быстро распознавать тактику врага и противопоставить свою. За этот период участвовал в четырех воздушных боях, которые явились поучительными для других летчиков. Воздушные бои проведены тактически грамотно, а в одном из них тов. Смольников сбил один «ФВ-190». При сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков он проявил свою личную инициативу и находчивость: сделал пять заходов на штурмовку вражеских железнодорожных эшелонов и автоколонн. Имеет 26 боевых вылетов...» А уже в июле командир 309-й истребительной авиадивизии подполковник Вуос, представляя летчика А. Д. Смольникова к ордену Красного Знамени писал: «...С И по 22 июля 1943 года произвел 35 успешных боевых вылетов, провел 6 воздушных боев, в которых сбил один «ФВ-189» лично и один «Хейнкель» в группе. В этих боях тов. Смольников показал себя смелым и храбрым воздушным бойцом, надежно охранял своего ведущего... Отлично владея техникой пилотирования и хорошо зная тактико-технические данные вражеских самолетов, тов. Смольников грамотно выбирает цели для атаки. 14 июля 1943 года 4 Ла-5 встретились с 30-ю бомбардировщиками противника под прикрытием группы «ФВ-190». В этом неравном воздушном бою тов. Смольников отлично прикрывал своего командира. В самых сложных ситуациях они отбили 10 атак истребителей противника и сбили один «ФВ-190»...» Свой последний боевой вылет А. Д. Смольников совершил 14 августа 1943 года. Об этом командир авиаэскадрильи капитан Петров рассказывал в письме родителям погибшего летчика: «...Мы вместе с Сашей вылетели на боевое задание. Над деревней Малое Савкино, что в Калужской области, истребители противника обрушились на нас со всех высот и большими группами. Бой был жарким, но скоротечным. Наша эскадрилья задание командования выполнила с честью: немецким бомбардировщикам не удалось прорваться к нашим передовым частям. Истребители сопровождения также вынуждены были лечь на обратный курс. Во время воздушного боя один из вражеских истребителей, видимо, все же решил прорваться и дать возможность последовать за собой и другим. Саша Смольников вовремя заметил это и тут же решил атаковать врага. На фоне сгущающихся сумерек вечернего неба ясно были видны нити трассирующих пуль. Саша пытался ударить по гитлеровцу сзади. Но фашист был опытен, менял направление. Все же Саше удалось зайти в хвост противнику. Очень удобный момент. Но пулеметы молчат. Немецкий летчик, видимо, уже догадался, что у советского летчика все патроны вышли. Завязался неравный бой. Саша Смольников в самый критический момент направил свой загоревшийся самолет на врага... Мы видели, как две пылающие машины с большой высоты рухнули вниз. Саша был хорошим, смелым летчиком и отличным товарищем. Этот бой мне будет помниться всю жизнь. У противника тогда было около 80 самолетов, а нас всего-навсего 7. Мы потеряли 4 экипажа и сбили вражеских машин, не считая подавленных зенитно-огневых точек...» Образ отважного воздушного бойца навсегда остался в памяти народной. В Поволжском лесотехническом институте оборудован стенд, посвященный А. Д. Смольникову [http://markonkurs.narod.ru/new_page_49.htmа], а в Мариинско-Посадской гимназии №1 установлен его бюст, выполненный Чебоксарским скульптором Черепановым В.П. Имеются материалы о нём и в Мариинско –Посадском районном краеведческом музее. Я считаю, что наш священный долг у молодёжи – быть верными памяти погибших в жестоких битвах за свободу Отечества.
Тараны на реактивных самолётах. В ходе исследовательской работы меня интересовал также вопрос «Были ли случаи таранов в наши дни? Оказывается, да. Известны два таких случая, которые я нашёл в Интрнет-сайте. С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имелись случаи тарана и реактивными самолётами. 28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитаном Г.Н.Елисеевым.
Он нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. По команде с КП он сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15. Это был первый в мире таран, совершённый на реактивном самолёте. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза 14 декабря 1973 г. Награждён орденом Ленина, медалями. Похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. [http://statehistory.livejournal.com/21301.html]. 18 июля 1981 года — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Куляпин Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени. Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС. « Я учился на третьем курсе высшего военного летного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывает Валентин Александрович.- Мы все, девятнадцатилетние, в те декабрьские дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге? Hо про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном. Так когда-то Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации... Я ведь в шесть лет решил, что летчиком буду. Это было в день 12 апреля 1961 года, когда отец читал статью о полете Юрия Гагарина и я увидел его фотографию. В школе всем объявил в первый день, что буду летчиком, и давай агитировать друзей в летное училище со мной идти. Физика и математика были любимыми предметами. Читал много книг об авиации и летчиках. Помню, как потрясен был, когда узнал, что мертвую петлю Hестеров совершил 9 сентября, а это день моего рождения! Счел это добрым знаком. Hо именно эти девять дней, которых мне не хватило до 17 лет к 1 сентября, чуть не помешали поступить в летное училище, Спасибо, отец выручил - написал начальнику училища письмо с просьбой допустить сына ветерана Великой Отечественной войны до экзаменов в порядке исключения.» [Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo.]
Заключение. Завершая свою исследовательскую работу, хочется отметить, что я много нового узнал о таранах, если нам на уроках культуры родного края говорили только о подвигах Н.Гастелло и В.Талалихина, то сегодня я узнал ещё о двух таранах, совершивших уже в наше мирное время замечательными лётчиками Елисеевым и Куляпиным. В этом году будет 50 лет со дня первого полёта Ю.А.Гагарина в космос, и олимпиада наша пусть будет посвящена этой дате, и отрадно, что этот день, 12 апреля 1961 года, сыграл для Куляпина Валентина решающую роль, именно в этот день он твёрдо решил стать лётчиком, несмотря на его юный возраст. В жизни всегда есть место подвигу. И это доказали своим мастерством два наших лётчика. Ещё раз хочется привести слова Куляпина В. о том, что Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном, так когда-то Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации... Нельзя не соглашаться с ним. Перед тем, как приступить к своей исследовательской работе, я провёл с учащимися 7-8 классов опрос в виде анкетирования с целью выяснить, как школьники относятся к изучению истории своего народа, как чтят память об участниках Великой Отечественной войны, что они знают вообще о таранах в воздухе. Потом я ознакомил их со своей работой. Работу хотел бы передать школьному краеведческому музею «Мерчен» («Жемчуг»). Быть верными памяти погибших в жестоких боях за свободу Отечества и вернувшихся домой с победой – наш священный долг. Мы, учащиеся нашей школы, гордимся нашим земляком, повторившим подвиг Виктора Васильевича Талалихина. Саша Смольников – настоящий волжанин. Жаль, что он не смог получить за свой бессмертный подвиг звание Героя Советского Союза. Есть ещё один выходец нашего Мариинско-ПосадсПосадского района, прославивший чувашский народ на весь мир - Андриян Григорьевич Николаев, лётчик-космонавт, Дважды Герой Советского Союза, успешно завершивший полёт в космос на кораблях «Восток-3» и «Восток-4».
И наконец, приведу результаты опроса своих сверстников в виде диаграммы.
Диаграмма опроса учащихся 7-8 классов
Данная диаграмма показывает, что из опрошенных 20 учащихся все знают, что такое таран и что улица, где расположено здание нашей школы, носит имя прославленного лётчика-испытателя Валерия Чкалова. Всего один ученик знает о количестве таранов, совершённых лётчиками в разные годы. Это мой одноклассник Вова Кулаков, тоже участник данной олимпиады. О Викторе Талалихине знают 12 человек, 6 учащихся назвали имя нашего земляка, повторившего подвиг Виктора Талалихина. Принять участие в вашем конкурсе мне доставило огромное удовольствие.
Источники: http://www.svavia.ru/info/lib/mg2/mg21.html;http://statehistory.livejournal.com/21301.htm; http://markonkurs.narod.ru/new_page_49.htmа; http://www.familystez.ru/canaliz-ceabjgcfamilia.htm; http://aeroram.narod.ru/win/i/ignatyev_ni.ht; http://www.calend.ru/event/2789; http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=8647; Отчизны верные сыны. М., Издательство Тактика, 2004.-352с.;Золотов А.А. Самолёты Николая Поликарпова. Со
Источник: http://www.svavia.ru/info/lib/mg2/m
|