Пятница, 26.04.2024, 00:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Самолет-легенда По-2
Автор: Алексеев Александр Владимирович, студент 1 курса МАДИ (Волжский Филиал), факультет транспортных сооружений.
Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ « Приволжская ООШ» Мариинско- Посадского района Чувашской Республики
Тема: Самолёт-легенда По-2.
План.
1. Введение.
2. Основная часть.· Самолёт-легенда ПО-2 . Основные характеристики. Модификации. · Прозвища самолёта. · Чувашский аэроклуб.
· В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. · Эвакуация авиазаводов в Чувашию. · Наши землячки – лётчицы.
· «Ночная ведьма» в Германии. · Как судьба свела человека-легенду А.П.Маресьева с Чувашией. · Фронтовая биография наших земляков. · Модель У-2 в руках Героя Советского Союза Кочетова А.В. · Мастера воздушных атак. Аллея Героев Советского Союза.
 · Легенда авиации По-2 снова в воздухе. · Парень из Покровского. 3. Заключение. 4. Источники. 5. Тезисы к исследовательской работе.
 Введение.
Для исследовательской работы выбрана тема «Самолёт-легенда По-2». В данной олимпиаде участвую впервые. С положением олимпиады ознакомила мама, учитель физики. Её ученики, где она работает, тоже принимают участие в данной олимпиаде. Олимпиада заинтересовала меня. По возрасту я подхожу для участия. Мною изучены все работы победителей предыдущих олимпиад. Работа Карпова Андрея, конечно, заслуживает первого места. Я полностью согласен с ним. Кажется, он участвует снова. Но я выбрал другой тип самолёта, думаю, я прав, именно По-2 заслуживает такой высокой оценки, именно он является легендой авиации, это я и хочу доказать в своей работе. Все темы в основной части моей работы связаны с У-2(По-2). В основном моя работа посвящена теме Великой Отечественной войны и своим землякам –лётчикам. Все без исключения летчики, воевавшие в Великую Отечественную войну, прошли первоначальный курс обучения летному искусству именно на самолетах типа По-2. И тема войны всегда остаётся загадочной и актуальной в наши дни, хотя в литературе изучена хорошо. Давно утихли громовые раскаты войны, ушли в прошлое её тяжелейшие испытания, но немеркнущие подвиги, которыми прославили свою великую родину наши земляки, рождают чувство гордости за свой народ, за его замечательные свершения, служат патриотическому воспитанию молодёжи. Подвиги героев бессмертны. Целью данной работы является описание подвигов, совершивших нашими земляками-лётчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., показать превосходство самолёта По-2 над другими самолётами в годы войны. Нужно решить следующие задачи: собрать весь архивный материал, газетные вырезки о лётчиках Чувашии- участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г; использовать Интернет-сайты; использовать материал для патриотического воспитания молодёжи. Автор работы применяет следующие методы исследования: применение самолёта У-2 в годы Великой Отечественной войны; описание подвигов лётчиков-земляков; изучение газетных статей; воспоминания Кутаркиной Марии Игнатьевны; опрос однокурсников; поиск материалов на Интернет-сайтах; теоретический анализ научно-публицистической, художественной литературы; обобщение и систематизация полученной информации; технологию ИКТ. Объектом исследования являются советские и чувашские лётчики, участники Великой Отечественной войны, самолёт По-2, предметом исследования – подвиги лётчиков - наших земляков, совершённых в годы Великой Отечественной войны на самолёте По-2. Работа содержит эпизодические рассказы о лётчиках, участниках Великой Отечественной войны. Весь этот материал автор предлагает для патриотического воспитания молодёжи. Работа передаётся в Покровскую сельскую модельную библиотеку. Самый ценный материал автором найден о лётчике, уроженце своего села Покровского Кутаркине Михаиле Кронидовиче. С данной работой ознакомлены однокурсники, преподаватель истории. Автором использована историко-документальная и художественно-публицистическая литература, рассказывающая о жизни и подвигах лётчиков-земляков, изданная в Чувашской республике, изучались материалы периодической печати, в частности, газеты «Советская Чувашия», статьи журналиста Вениамина Тимофеевича Золотова, народного академика Чувашии Анатолия Арсентьевича Золотова (автору работы посчастливилось встретиться с ним в прошлом году в Чебоксарах на III республиканских Молодёжных Николаевских Чтениях, посвящённых первому запуску искусственного спутника Земли и полёту нашего земляка, лётчика – космонавта А.Г.Николаева в космос. Благодарен ему, что он так высоко оценил мою работу. Занял призовое 3-е место в секции «История авиации и космонавтики»), воспоминания Кутаркиной Марии Игнатьевны, опрос однокурсников. Выдвигается следующая гипотеза: установление фактов совершения подвигов лётчиками – земляками в годы Великой Отечественной войны, выявление лётчика – односельчанина – участника войны, установление превосходства самолёта По-2 над другими. Тема написана накануне приближающейся даты – 50-летия со дня первого полёта человека в космос. Основная часть.
Самолёт – легенда По-2. Основные характеристики. Модификации.
Любой конструктор строит самолет, чтобы он отлично выполнял свою летную службу, И чем лучше удалось это конструктору, тем дольше данный тип самолета выпускается заводами. Однако авиационная техника развивается очень быстро, и поэтому редко даже хороший самолет живет более 10 лет. Тем не менее в мировой авиационной практике существует несколько образцов «знаменитых самолетов-долгожителей». Они были настолько удачно сконструированы, что эксплуатировались по 20-25 лет. Первое место среди них занимает скромный двухместный самолет По-2 с двигателем М-11 мощностью 110 л.с. Срок службы этого типа самолета, зафиксированный в официальных документах, - 35 лет! Было построено около 40 тысяч У-2 разных модификаций. Год его рождения - 1927. Он успешно эксплуатировался в нашем Гражданском воздушном флоте до 1962 года. «Учебный - второй» - У-2 (так называли По-2 до 1944 года, после смерти конструктора Николая Поликарпова в честь его создателя переименован в По-2) был в составе группы советских самолетов, которые впервые представляли СССР за рубежом на Международной авиационной выставке в Берлине весной 1928 года. В том же году началось серийное производство По-2. Первый экземпляр опытного самолета По-2 испытывал 7 января 1928 года известный летчик нашей страны Герой Советского Союза Михаил Громов. По-2 - одностоечный, расчалочный многоцелевой типичный биплан деревянной конструкции, выполненный из сосны и фанеры с полотняной обшивкой. У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Он обладал прекрасными пилотажными качествами, в штопор его можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из него. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика, а благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не на подготовленные.
Что же обеспечило По-2 такое долголетие? В первую очередь простота конструкции и отсюда - дешевизна постройки в больших количествах, простота в эксплуатации. Затем небольшая длина разбега и пробега, что позволяло самолету взлетать с любого травяного поля немногим больше футбольной площадки. Наконец, отличные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета. При сравнительно небольшой максимальной скорости, около 140 км/час, По-2 мог с большим успехом выполнять столько важных задач - военных, учебных, сельскохозяйственных, медицинских, транспортных, промышленных, почтовых, противопожарных, геологических, археологических, спортивных и даже охотничьих.[http://hobbyport.ru/avia/po_2.htm]. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой до 50 кг бомб. В задней кабине располагалась стрелковая точка с пулеметом. ЛТХ У-2 (По-2): экипаж 2 чел.; размах крыла 11,4 м; длина 8,17 м; площадь крыла 33,15 м2; двигатель ПД М-11Д; мощность двигателя 110 л.с.; практический потолок 3820 м; максимальная скорость 140 км/ч; максимальная дальность полета 400 км; максимальная бомбовая нагрузка 300 кг; запас топлива 90 кг; дальность полёта 430 км, масса пустого самолёта 770 кг, снаряженного 1100 кг, взлётная масса 1350 кг. Самолёты У-2 использовались также для прыжков с парашютом, например, на тренировках. Многочисленны были военные варианты У-2. Он применялся в качестве штабного, связного (У-2ШС), лёгкого ночного бомбардировщика (У-2ВС), ночного артиллерийского корректировщика и разведчика (У-2 НАК). Самолет У-2 НАК не нес бомбового вооружения, но оснащался радиостанцией и мотором с глушителем, что обеспечивало практически полную бесшумность полета уже на расстоянии 300 м. Штурман, сидевший в задней кабине, вел наблюдение с помощью ночного визира. Наибольшую известность в годы Второй мировой войны получил «У-2ВС» (военный самолет), или «ЛНБ» (легкий ночной бомбардировщик). Первоначально это была доработка серийных самолетов в аэродромных мастерских, а с 1942 г. наладили серийный выпуск самолетов с уже установленным вооружением и оборудованием: на заднем сиденье — пулемет, у летчика — бомбардировочный прицел. Эта конструкция самолета позволяла подвешивать бомбы в 25, 50 и 100 кг и монтировать реактивные установки. Рекордом грузоподъемности считается подвеска на «У-2ВС» фугасной бомбы массой 500 кг. Оснащенный глушителями выхлопа мотора, именно «У-2ВС» стал тем самым «русфанер», на котором воевали женские полки ВВС — знаменитые «ночные ведьмы». Без бомбовой нагрузки «У-2ВС» применялся как самолет связи или разведчик. [http://www.avia.claw.ru/shared/1260.htm].
 Прозвища самолёта.
Ни одному советскому самолёту не повезло так на прозвища, как У-2 (По-2). На разных фронтах он именовался по – разному: сначала на севере – «куропаткой», в средней полосе – «огородником», на Украине – «кукурузником», потом «небесным тихоходом», уважительно – «старшиной фронта» и «королём воздуха». [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова.//Советская Чувашия от 25 января 2005 года.] Сначала гитлеровцы презрительно называли самолет У-2 «кофейной мельницей», «швейной машиной», «руссфанер» и др. Но впоследствии за уничтожение такого самолета немцы вынуждены были назначить "железный крест" и 5 тысяч марок тому, кто его собьет. [http://www.aerosamara.com/archive/old-58/]. «Ночными ведьмами» называли, по бытующей легенде, лётчиц 46-го женского авиаполка солдаты противника (по другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент (полк был оснащён самолётами По-2). А также: «самолет-долгожитель», «самолет-труженик», «самолет-легенда». Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни: фильм «Небесный тихоход»; фильм «В небе «Ночные ведьмы»; фильм «В бой идут одни «старики»; песня «Первым делом самолёты» (Музыка В. Соловьёва-Седого. Слова: С. Фогельсона). В Мытищах самолёту поставлен памятник [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3-2].
 Чувашский аэроклуб.
В 1927 году родился ОСОАВИАХИМ, и целая армия отроков ринулась заниматься военно – прикладными видами спорта. В красивейшем месте г.Чебоксары, которое называлось «Берёзовая роща», было несколько двухэтажных зданий, куда студенты сбегали с лекций, а рабочая молодёжь стекалась после смены, чтобы позаниматься в клубах ДОСААФ: радиотехническом, стрелковом, автомото - и аэроклубе. Центральной задачей аэроклуба была подготовка оборонных кадров для нашей страны. Ежегодно он делал один выпуск летчиков и несколько выпусков планеристов, парашютистов и др.[Отчизны верные сыны. В. Золотов. Самолёт для героя. С.137, 142.] Вопрос об организации в г. Чебоксары аэроклуба был рассмотрен на заседании бюро Чувашского обкома ВКП(б) 11 ноября 1933 г. Было принято решение «в связи с необходимостью подготовки кадров летчиков из националов предложить ЦС ОАХ организовать в Чебоксарах с 1934 г. авиашколу…».10 марта 1934 г. Президиум Центрального совета Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству Чувашской АССР утвердил устав Чебоксарского республиканского аэроклуба. А 22 июня 1934 г. клубу было присвоено имя Героя Советского Союза летчика А.В. Ляпидевского.  В 1940 г. на вооружении Чебоксарского аэроклуба было 18 самолётов У-2, Алатырского -11. Клубы имели задание подготовить около 300 пилотов и 40 авиамехаников. Налёт на каждого инструктора был доведён до 7 часов 30 минут. В мае – августе 1941года из 107 выпускников Алатырского аэроклуба 104 были зачислены в лётные школы ВВС Красной Армии.14 выпускников и инструкторов двух аэроклубов удостоены звания Героя Советского Союза, а лётчик-инструктор Чебоксарского аэроклуба Г.М. Паршин дважды награждён Золотой медалью Героя. Осенью 1941 года деятельность Чебоксарского и Алатырского аэроклубов была прекращена, их база передана 4-ой и 5-ой военным авиационным школам первоначального обучения (ВАШПО), которые позже были переоформлены в запасные авиационные полки. На базе этих ролков готовились лётчики и формировались авиаполки различных назначений, в том числе проходило обучение на самолётах У-2 и формировались полки ночных бомбардировщиков. В Чебоксарах располагался 28-ой запасной авиаполк. В ноябре 1941 г. здесь сформирован 710-ый авиаполк, 2 эскадрильи которого на 20 самолётах У-2 убыли в Подмосковье. В июле 1942 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ сформирован ещё один 392-ой полк ночных лёгких бомбардировщиков, укомплектованный комсомольцами и ставший впоследствии Трансильванским Краснознамённым. 27 июля полк прибыл на Калининский фронт. В полку сражались русские, украинцы, белорусы, чуваши, татары, евреи и два испанца. В Алатыре базировался 46-ой запасной авиаполк. В этом полку служил бывший начальник аэроклуба А.И. Широков и инструктор-лётчик А.Я. Суворов, ставший впоследствии Героем Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г.-[Наши земляки – Герои Советского Союза. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1980. С.452]). В июне 1943 г. здесь сформирован 306-ой авиаполк ночных лёгких бомбардировщиков, который принимал участие в освобождении г. Новгорода, за что в январе 1944 г. был назван «Новгородским». В Алатыре также был сформирован 370-ый ночной легкобомбардировочный авиаполк. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.]. Сегодня в Чебоксарах действует аэроклуб, возглавляет его сын великой спортсменки-парашютистки Майи Костиной Александр Костин.
В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
К началу войны У-2 с полным правом мог считаться ветераном авиации. Если учесть, что самолёты стареют быстро и, как правило, снимаются с вооружения через 12-14 лет, то можно было ожидать: с началом войны выпуск устаревшего У-2 будет прекращён. Но война выявила в конструкции машины скрытые возможности. В любую погоду, в любое время суток эти самолёты бомбили, перевозили раненых и грузы, летали на разведку и к партизанам. В конце 1941 года было принято решение о мобилизации всего самолётного парка страны. Из штабов, тыловых частей, авиационных училищ, аэроклубов ОСОАВИАХИМа, из Гражданского воздушного флота были переданы для боевых целей все самолёты, в том числе и устаревших марок. ГКО в ноябре 1941 года постановил сформировать из этих самолётов авиационные полки для ночных действий. Так было положено начало ночной легкомоторной бомбардировочной авиации – НБЛА. В этом самолётном парке и занял место У-2, не имевший себе равных в мире по долговечности. Мирный учебный самолёт превратился в годы войны в грозный ночной бомбардировщик По-2, надёжно поражающий штабы соединений войск противника, скопления его техники и личного состава, различные склады, железнодорожные станции и т.п. Большим его преимуществом была возможность взлетать с любого малого грунтового аэродрома, даже с дополнительным грузом в несколько сот килограммов. Обнаружить такой аэродром было весьма трудно, поэтому потери техники и личного состава были минимальны. А что касается вооружения, то под нижними крыльями с обеих сторон самолёта устанавливались бомбодержатели для подвески бомб весом до 100 кг. Внутри кабины наблюдателя были оборудованы 4 кассетных держателя, куда укладывались осколочные или зажигательные бомбы весом до 2,5 кг – всего до 40 штук. Для защиты самолётов от истребителей противника при дневных полётах вооружали наблюдателей пулемётами Дегтярёва ДА-1, а также 26-мм сигнальными ракетами. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.].
Эвакуация авиазаводов в Чувашию.
В начале войны с запада страны проводилась эвакуация промышленных предприятий. Один из авиазаводов был размещён на базе Шумерлинского деревообрабатывающего комбината. На заводе с другой авиатехникой собирались и У-2. К выпуску этих машин были подключены и другие промышленные предприятия Чувашии. С марта 1942 года на Козловском комбинате автофургонов начался переход на производство самолётов С-2 (модификация У-2). С июля 1941 г. до середины 1945 г. комбинат в официальных документах именовался авиационным заводом. Авиационные моторы доставлялись из Казани. В 1942 г. задание по выпуску самолётов завод выполнил на 108,5%. По спецзаданию Народного комиссариата авиапромышленности заводом было отремонтировано 620 самолётов при задании 345. В 1943 г. завод изготовил и сдал 33 самолёта типа лимузин. В 1943 г. завод выпустил 275 самолётов вместо 245 по плану. В Чебоксарах при 14-ой ВАШПО были организованы мастерские, где производился ремонт самолётов У-2. Бригада чебоксарских мальчишек-рабочих в мастерских на морозе голыми руками собирали плоскости и хвостовое оперение самолётов У-2. Из годных ещё деталей и узлов мальчишки собрали самолёт и написали вдоль фюзеляжа – «Подарок фронту». Выпуск самолётов на Козловском и Шумерлинском авиазаводах был прекращён в сентябре-ноябре 1945 г. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.].
Наши землячки-лётчицы.
В своей работе я использую статью Золотова А.А. «Самолёты Николая Поликарпова». 25 марта 2010 г. он на III Молодёжных Николаевских Чтениях до начала работы секции «История авиации и космонавтики» рассказал нам о лётчиках Чувашии- участниках Великой Отечественной войны. И он говорил нам, что из Чувашии воевали 4 женщины-лётчицы. Пока о четвёртой лётчице материала нет. А об остальных трёх лётчицах написано достаточно много на страницах местных газет и в чувашской литературе. Это – Зоя Парфёнова, Женя Крутова и Валя Волкова. А про Женю есть песня. Зоя и Женя воевали в одном полку. А служили отважные лётчицы в знаменитом 46-ом Гвардейском Таманском орденов Красного Знамени и Суворова 3-ей степени женском авиаполку лёгких ночных бомбардировщиков, сформированном Мариной Расковой и оснащённом самолётами У-2. В 46- ом авиаполку Зоя Ивановна выросла от рядового летчика до заместителя командира эскадрильи, произвела 739 боевых ночных вылетов с боевым налетом 967 часов, имела общий налёт 2035 часов, сбросила на врага 104 тонны бомбового груза, подготовила 7 молодых лётчиц. Ночью и днём, в туман и в дождь, в снегопад и пургу вылетала она на боевые задания: на ночную бомбёжку переднего края обороны немцев, перевозила раненых, часто бывала в разведке. Не раз её тихоходный самолёт попадал в щупальца вражеских прожекторов и завесу зенитного огня, не раз гонялись за ней фашистские стервятники. Но лётчицу выручал опыт, накопленный на фронте, спокойствие, которое она умела сохранять в минуты смертельной опасности. С октября 1941 года и до конца войны сражалась Парфёнова с врагом, и её бесстрашие удивляло даже бывалых воинов. Ей присвоено звание Героя Советского Союза. Она также награждена орденом Ленина, дважды орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени (дважды), медалями. День Победы она отмечала вместе со всеми лётчицами полка под Берлином. А потом пришёл приказ вылететь на самолётах в Москву для участия в первом послевоенном воздушном параде. После воздушного парада они вернулись в Германию, где базировался их полк. Там произошла её встреча с лётчиком Михаилом Акимовым, который вскоре стал её мужем. После войны они жили в Рязани. Зоя Ивановна часто приезжала в родную Чувашию, и всегда была гостем в различных организациях и учебных заведениях Чувашии. Умерла отважная лётчица 7 апреля 1993 года в возрасте 73 лет. Последние годы жизни проживала в Москве. Похоронена на Щербинском кладбище в Москве. [Память. Часть 11.Том 1. Чебоксары: Чуваш. кн. изд- во, 2003., стр.40.]. 7 мая 2002 года в школе № 7 г. Алатыря открыт музей Боевой Славы, она носит её имя, на фасаде здания школы имеется мемориальная доска. Дочери отважной лётчицы Гуляева А. М. (инженер), Уральцова Л. М. (врач) проживают в Москве. [ http://21418s05.edusite.ru/p7aa1.html]. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Жени Крутовой, если бы в 1934 году, после смерти отца, она не приехала в Чебоксары вместе с матерью, братом и сестрой из Саратовской области. Здесь в школе № 1 окончила восемь классов. Затем, после курсов стенографии и машинописи, работала в горкоме комсомола и в конторе «Заготзерно». Одновременно училась в Чебоксарском аэроклубе. Женя была влюблена в небо. К занятиям относилась серьезно, в полётах росло ее мастерство. Как одну из лучших Женю в 1938 году направили в Коктебельскую школу лётчиков – инструкторов. Через год она вернулась в родной клуб уже инструктором – лётчиком. Летала сама и учила других. В апреле 1938 года Совнарком Чувашской АССР за хорошее овладение авиационной техникой премировал Крутову деньгами. Мирные учебные будни прервала война. Женя настойчиво просила руководство аэроклуба отправить ее на фронт. Не отпускали. Однако юная летчица добилась своего: в сорок первом, в октябре, приехала в Москву в распоряжение Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой, которая занималась формированием женских авиаполков. В Великой Отечественной войне Крутова участвовала с мая 1942 года в составе 588 ночного легкобомбардировочного авиационного полка (в феврале 43-го г. преобразованного в 46-й гвардейский) на Южном, Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. Стала командиром звена. Летала на самолете У-2. Женя Крутова, в совершенстве владевшая мастерством пилотирования и бомбометания, Евгения Крутова выполняла все задания командования и была удостоена двух орденов Отечественной войны – I и II степени, ордена Красной Звезды. Она погибла смертью героя 1 августа 1943 года. Было ей всего двадцать два года. Похоронена она в братской могиле в селе Русское на Кубани. [ http://tamanskipolk46.narod.ru/p45aa1.html]. В городе Новочебоксарске в 1963 году на фасаде здания №10 установлена мемориальная плита в память о легендарной лётчице в год открытия одноимённой улицы. В полку выросло 23 Героя Советского Союза, почти четвёртая часть всех женщин – Героев Советского Союза, среди них единственная женщина из Чувашии, удостоенная этого звания - Зоя Ивановна Парфёнова (по мужу Акимова). Двум лётчицам присвоено звание Героя России в 1995 году (Саше Акимовой и Тане Сумароковой) [http://www.rg.ru/2006/11/03/letchici.html.]
 «Ночная ведьма» в Германии.
В 1978 году город Дрезден в рамках визита дружбы посетила советская делегация. В состав которой входили ветераны Великой Отечественной войны. Во время пребывания в этом старинном германском городе, славящемся своей архитектурой, многочисленными театрами и музеями и являющемся одним из красивейших городов мира, советская делегация посетила музей, в одном из павильонов которого экспонировалась авиационная техника времён Второй мировой войны. Экскурсовод рассказывал и представлял «мессершмитты», «фоке-вульфы», «юнкерсы». Вдруг от делегации отделилась худенькая, невысокого роста женщина и направилась к стоящему рядом маленькому советскому самолёту У-2. Она прижалась к нему и стала нежно поглаживать его обшивку. По щеке женщины скатилась слеза. Заметив её, экскурсовод в недоумении стал почти кричать: «Нет! Нет! Нельзя трогать! Это плохой самолёт, на нём летали «ночные ведьмы». «Так эта женщина и есть «ночная ведьма»!- раздался голос одного из членов нашей делегации. Павильон, казавшийся пустым, внезапно наполнился посетителями. Они шли отовсюду. Через несколько минут женщина была окружена со всех сторон. Всем хотелось поглядеть на настоящую живую «ночную ведьму», о которых ходило множество легенд. Этой женщиной была прославленная советская лётчица, Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова, которая с мая 1942 года до конца войны служила в составе 46-го авиаполка. [Анатолий Дудаков. «Ночная ведьма». Отчизны верные сыны. М.: Изд-во Тактика. С.163]. (31 декабря 1913(19131231)- 2 июля 2009 (95 лет прожила Нина Максимовна).
Как судьба свела человека-легенду А.П. Маресьева с Чувашией.
В начальный период войны в Ибреси из западных районов, занятых фашистами, была перебазирована 3-я авиационная школа. Здесь на самолёте У-2 после полученных ранений и ампутации ног в течение пяти месяцев 1943 г. постигал искусство пилота человек-легенда Алексей Маресьев. Здесь же до отправки на фронт он работал лётчиком-инструктором. Фронтовая судьба впоследствии вновь свела А.П. Маресьева с Чувашией: в авиаполку, сформированном в нашей республике, он стал Героем Советского Союза. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.].
 Фронтовая биография наших земляков.
На самолётах У-2 начиналась фронтовая биография наших земляков – Героев Советского Союза Н.С. Захарова и М.П.Карпеева.30 боевых ночных вылетов совершил сержант Николай Сергеевич Захаров на Брянском фронте на самолёте У-2 в течение зимы и весны 1942 г. Михаил Поликарпович Карпеев в ноябре 1941 г. в составе полка ночных бомбардировщиков только в небе Ленинграда совершил 63 боевых вылета на бомбардировку войск противника, 5 вылетов для связи с партизанами, доставки им продовольствия и разведку войск противника. За этот период он уничтожил и повредил 15 танков, 27 автомобилей с войсками и грузом, подавил огонь до 40 точек зенитной артиллерии, вызвал до 50 очагов пожара, уничтожил 9 орудий полевой артиллерии, 4 самоходных орудия, повозок – до 20, истребил до 200 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, 8 раз летал на фотографирование расположения войск противника. Вместе с ним в одном полку успешно воевали 4 бывших однокашника по Чебоксарскому аэроклубу. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.]. Михаил Поликарпович выполнял ещё и интернациональный долг в Афганистане в качестве советника начальника лётно–технической школы. Родился в 1922 году. После войны жил в г. Харькове. Несмотря на свой преклонный возраст он приезжал на родину в 2005 году. 29 апреля 2005 г. на Украине он получил звание генерала-майора.
 Модель У-2 в руках Героя Советского Союза Кочетова А.В.
Самолёт У-2 был любимцем армии. Не зря те, кто когда-нибудь имел дело с этим самолётом, в душе хранил любовь к нему. Герой Советского Союза Александр Васильевич Кочетов до конца своих дней с нежностью мастерил модели самолёта У-2, а получить его в подарок удостаивались лишь самые верные друзья. [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года.]. Александр Кочетов получил в 1944 году подарок от тружеников Чувашии и от председателя колхоза «Марс» Яльчикского района Абдула Гаязова самолёты, два Яка. Один самолёт он подарил своему другу Спартаку Маковскому. Саша Кочетов в самый пик разросшейся по всему миру славы русских лётчиков подался в Алатырский аэроклуб со своими закадычными товарищами. А когда пришёл его черёд идти в армию, был уже практически готовым пилотом и поликарповский У-2 знал как свои пять пальцев. Вот только влезть в открытую всем ветрам кабину первого в своей жизни самолёта Саше было трудновато – не рассчитана она была на богатырей. Чувашия гордится своим Героем. Его имя носит одна из улиц в столице Чувашии. О нём много написано в книгах. Работал в клубах ДОСААФ. Кочетову в 1945 году исполнилось всего двадцать шесть лет.[Самолёт для Героя. В.Золотов. Отчизны верные сыны. М.: Тактика. С.137-142.]. Когда я учился в школе, в 10 классе я написал исследовательскую работу по ОБЖ. Работу посвятил А.В.Кочетову.
Мастера воздушных атак. Аллея Героев Советского Союза.
В Чувашии звание Героя Советского Союза из участников Великой Отечественной войны получили 22 лётчика. У каждого из них судьба связана с самолётом По-2. Я хотел бы поместить их фотографии в Аллею Героев.

Легенда авиации П0-2 снова в воздухе.
На Украине первый и единственный экземпляр ПО-2 был воссоздан в ХАИ с 1999 по 2002 год коллективами АТК «Взлет-ХАИ» и Студенческим конструкторским института.
Первый вылет ПО-2-ХАИ состоялся 24 ноября 2002 года, а в последующие два года был проведен полный комплекс летных испытаний, включая фигуры высшего пилотажа. [http://www.khai.edu/page.php?pid=686].
21 октября 2004 г., на военном аэродроме Северного флота Североморск-1 впервые после Великой Отечественной войны отреставрированный легендарный самолет По-2 (У-2) поднялся в воздух. По-2 пилотировали авиаторы Владимир Козак и Анатолий Кстюкевич из города Арсеньев (Приморье), где проводились реставрационные работы. Самолет оторвался от взлетной полосы примерно на три метра и пролетел над землей около трех километров. Подняться на большую высоту не позволил сильный боковой ветер. [http://www.rian.ru/society/20041021/713341.html]. Аэросамарские Аэроребята из авиационно-технического клуба «Горыныч» при активной поддержке «Конверсии-Аэро» в 2009 году подняли в воздух легенду отечественной авиации. [http://www.aerosamara.com/archive/old-5].
Парень из Покровского.

В конце своей исследовательской работы хочется остановиться ещё на одном лётчике, которого судьба свела также с самолётом-легендой По-2. Это – мой земляк из села Покровского Мариинско-Посадского района ЧР, где я проживаю, Кутаркин Михаил Кронидович. По преданию, то ли раненый, то ли беглый солдат Егор остался в чувашской деревне во время восстания Стеньки Разина. Потом он съездил в Астрахань и привёз себе татарку – жену и открыл в этой деревне свою кузницу, поэтому наше село называлось раньше Большие Тимерчи. В третьем поколении Кутаркиных у крестьян Кронида Романовича и Анастасии Дмитриевны родились семеро детей: Анна, Мария, Зоя, Иван, Вячеслав, Михаил, Серафима. Глава семьи был бондарем в Покровском волостном центре Чебоксарского уезда Казанской губернии. У всех семерых детей было стремление к знаниям: Анна стала инженером – химиком, Мария работала учителем начальных классов в Покровской и Сятракасинской школах, Зоя также стала учителем русского языка, Серафима – заслуженный врач Чувашской Республики, а сыновья (все трое) защищали нашу Родину в грозные годы войны, Иван – выпускник Куйбышевского железнодорожного института, строил железные дороги, имеет звание – майор, Вячеслав погиб, а Михаил стал лётчиком – единственным лётчиком из села Покровского с момента основания деревни. Михаил Кронидович родился в 1913 году. Сначала учился в Чебоксарском аэроклубе. Как и все лётчики того времени осваивал мастерство полёта на самолёте У-2. Затем окончил Балашовское лётное училище. Дошёл до Берлина. Награждён орденом Красной Звезды, медалями. Воевал вместе с Василием Сталиным. Во время войны в Покровской семилетней школе работала учителем начальных классов, жила на квартире у будущих свекрови и свёкра будущая жена нашего героя Мария Петровна из деревни Криуши Мариинско–Посадского района. Маша очень нравилась хозяевам. После Победы вернулся в родной дом их сын Михаил, а Мария в это время была в отпуске у своих родителей. И наш лётчик пошёл знакомиться с красавицей Марией, привёл её в Покровское, после регистрации брака сразу увёз её в Германию, где у них родились два сына: Геннадий и Владимир. После войны Михаил Кронидович 10 лет нёс службу в городе Потсдаме. Демобилизовался в звании майора. Жил и работал в Белоруссии, в городе Витебске. Сегодня из Кутаркиных в селе Покровское проживает жена двоюродного брата Михаила, Бориса Ивановича Кутаркина, Кутаркина Мария Игнатьевна, которая приехала в село Покровское совсем девчонкой в годы Великой Отечественной войны после окончания Порецкого педучилища, работала в детском доме, эвакуированном из блокадного Ленинграда в наше село, проработала до выхода на заслуженный отдых завучем Покровской восьмилетней школы. Мария Игнатьевна рассказала о том, что её сын Николай нашёл своего дядю Мишу, когда служил в десантных войсках в Белоруссии в 70 – ых годах в городе Витебске. Нужно было срочно вызвать офицеров в часть, когда Николай дошёл до двери квартиры Михаила Кронидовича, увидел табличку с надписью «Кутаркин М. К.», интересовался, откуда у него такая фамилия, потому что сам носит такую фамилию. Так нашлись родственники. Дядя Миша до выхода на пенсию работал на аэродроме механиком. Умер в 1993 году. Похоронен в г. Витебске. Старшая сестра Михаила, Анна, которая проживала в г. Свердловске, составила генеологическое дерево Кутаркиных, начиная с Егора – основателя деревни. В селе Покровское до сих пор одну из улиц называют «майра урамé», потому что на этой улице жили русские Кутаркины, Аникины. Мария Игнатьевна дорожит своей фамилией, родословной Кутаркиных. Мы, молодые, тоже гордимся лётчиком Кутаркиным М.К. Его фотография висела у нас в школе на стенде «Они учились в нашей школе». К сожалению, наша школа теперь закрыта совсем три года назад.
Заключение.
Когда мы говорим, читаем и пишем о героях и их подвигах, мы как бы соприкасаемся с живой, конкретной историей Отчизны, её славными событиями, в памяти встают образы бесстрашных защитников Родины - наших земляков. Пройдут годы, десятилетия, столетия, сменятся поколения, но вечной будет память о Героях войны, и вечной будет их слава. Быть верными памяти погибших в жестоких битвах за свободу Отечества и вернувшихся домой с победой – наш священный долг. Автор надеется, что данная работа будет способствовать более глубокому изучению героических страниц истории нашей Родины на примерах подвигов лётчиков Чувашии в годы Великой Отечественной, раскрытию доблести и мужества чувашского народа. О каком бы лётчике времён Второй мировой войны мы не вспоминали, лётная жизнь каждого из них связана с самолётом У-2 (По-2). И он, этот самолёт – скромная и очень полезная машина, стал для них родным и близким другом. По-2 явился учителем многих поколений советских лётчиков, авиационных инженеров, штурманов. Это уникальный самолет, вошедший в историю отечественной и мировой авиации. По-2 является символом достижений и побед отечественной авиации.
Благодаря своим уникальным свойствам он оказался одним из самых долговечных самолетов в мире. Действительно, По-2 является самолётом-легендой, подтверждением тому явилось всё, что я напинаписал в своей работе. И в заключении хотел бы привести результаты опроса своих однокурсников. Из опрошенных 20 студентов все знают название самолёта По-2. О том, что в Чувашии есть аэроклуб знают тоже все. А вот единственную лётчицу из Чувашии, удостоенной звания Героя Советского Союза, знают не все. Всего лишь 5 человек назвали Зою Парфёнову.16 студентов считают, что самолёт По-2 по праву может считаться самолётом-легендой. И только трое слышали о том, что герой повести Б.Полевого Алексей Мересьев (в книге изменена одна буква-авт.) именно в Чувашии научился заново летать после ампутации ног.
 Источники: Память. Часть 11.Т.1. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2003.-472с.; Наши земляки – Герои Советского Союза. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1980.-512с.;Отчизны верные сыны. М., Издательство Тактика, 2004.-352с.; Белебенцев Д. Как викторина подружила Валентину с Героем. Молодёжный курьер. № 3 от 28.01.2004 г.; А.Золотов. Самолёты Николая Поликарпова. Советская Чувашия. 25.01.2005г. Сайты: http://hobbyport.ru/avia/po_2.htm; http://www.avia.claw.ru/shared/1260.htm; http://www.aerosamara.com/archive/old-58; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3-2; http://www.gasi.archives21.ru/memorials.aspx?id=6378&s_page=2; http://21418s05.edusite.ru/p7aa1.html; http://tamanskipolk46.narod.ru/p45aa1.html; http://www.rg.ru/2006/11/03/letchici.html; http://www.khai.edu/page.php?pid=686 http://www.rian.ru/society/20041021/713341.html; http://www.aerosamara.com/archive/old-5
Тезисы к исследовательской


Источник: http://www.avia.claw.ru/shared/1260.htm, http://www.aerosamara.com/archive/old-58, http://www.khai.edu/page.php?pid=686
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2011) | Автор: Алексеев Александр Владимирович E W
Просмотров: 7386 | Комментарии: 2 | Теги: По-2, Олимпиада по истории авиации, авиация | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 2
2 школьник  
Работа мне понравилась, много исторических фактов приведено.

1 ученик  
Работа очень содержательная и поучительная.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2632)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1979)
Егор Андреевич Попов (1712)
Штриккер Артур (1287)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (617)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (495)
Ефимова Софья Алексеевна (475)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024