История развития авиационного стрелково-пушечного вооружения
Тема «История развития авиационного стрелково-пушечного вооружения» Работа Крлыковой Дарьи, 10 а класс ДЮАКЦ «Буран» МОУ СОШ № 15, Руководители: Лияскин В.Н. и Быкова Е.В. План: Вступление. Основная часть: 1.Вооружение самолетов 2,АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ (СТРЕЛКОВОЕ) ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ САМОЛЕТОВ 1918—1950 гг, (КРАТКИЙ ОБЗОР) Заключение Источники информации Вступление 9 мая 2010 года прошло 65 лет со дня победы над фашизмом. Мы многим обязаны, тем людям, которые не побоялись идти в бой, жертвуя всем тем , что у них есть. Но только ли люди являются героями этой войны? А техника, а самолеты? Разве было бы у нас мирное и тихое небо над головой, если бы летчики на своих самолетах не отвоевали бы его? Я считаю, что нет, что техника и самолеты, в частности , сыграли не немаловажную роль в отвоевании мира. Именно о роли и развитии стрелково-пушечного вооружения в авиации я хотела бы рассказать. Основная часть Вооружение самолетов Идея вооружения самолета была высказана давно, еще до А. Ф. Можайского. В 1911 г. на самолет был поставлен пулемет. Это произошло почти одновременно в России и во Франции и неизвестно где раньше. В 1911 г. на Авиационной неделе в Москве авиатор Б. С. Масленников летал на своем самолете с пассажиром — офицером, вооруженным пулеметом. Год спустя, 7 июня 1912 г., такой же опыт был впервые проведен в США. В середине 1911 г. но Франции была осуществлена шкворневая установка легкого пулемета на самолете «Ньюпор» для обстрела назад. Однако эти начинания развития не получили, и двухместные самолеты еще долгое время не вооружались. Летом 1913 г. поручик Поплавко осуществил шкворневую установку тяжелого пулемета в передней точке гондолы самолета «Фарман-15». Было успешно испытано несколько вариантов таких установок на различных самолетах, но в серию они не попали. С началом войны, когда оказалось, что вооружения на самолетах нет, передовые русские летчики — Нестеров, Крутень и другие — стали срочно сооружать различные импровизированные устройства в виде троса с гирькой или с «кошкой» — якорем на конце, пилы на костыле и т. п. Все эти средства быстро отпали, и летчики стали брать с собой ручное оружие и при встрече с противником в воздухе обмениваться выстрелами, но, как правило, без результата. Значительным событием в вооружении самолета явилась установка неподвижного пулемета, стреляющего через диск винта, Так появился одноместный самолет- истребитель. Эта идея оформилась не сразу. В 1913 г. Франц Шнейдер запатентовал схему и конструкцию синхронного пулеметного привода для всех типов двигателей. Аналогичный проект русского студента Ананьина в России в 1914 г., как часто бывало, признания в военном ведомстве не получил. Прошло еще 1,5—2 года, прежде чем в ходе войны такие установки для стрельбы через диск винта, через ось коленчатого вала и редуктора были осуществлены путем ряда последовательных приближений. Первоначально был только кулачковый привод к пулемету без синхронизации с постановкой броне плиток — «отсекателей» или «отклонителей» пуль на задней стороне лопастей винта. Темп стрельбы не совпадал с числом оборотов двигателя. Стрельба через винт достигалась, но 10—15 % пуль отбрасывалось и рассеивалось отсекателями различных конструкций (Куле-бакина, Бартошевича и другие). Следующим шагом был полностью синхронизированный привод для стрельбы через диск винта, причем пули в винт уже не попадали. Россия опоздала примерно на год в этом. В. В. Иордан выполнил первые вполне оригинальные конструкции установок для стрельбы вне диска винта. После этого появился ряд устройств для стрельбы через диск винта как с применением отсекателей, так и синхронных. В последних было мало оригинального, так как они пришли в Россию вместе с истребителями «Ньюпор» и «Спад» в конце 1916 г. Однако оставался еще простор для творчества в части улучшения и усовершенствования синхронизаторов, И над этим работали русские конструкторы. Поскольку на истребителях стояли в основном ротативные двигатели, общий тип конструкции пулеметного привода был следующий. На картере двигателя был кулачок, по ободу картера катился ролик, установленный на раме двигателя и толкавший посредством тяги гашетку пулемета. Угол упреждения был около 7. Система была проста и надежна, но при затяжном выстреле пуля иногда попадала в винт и поэтому отсекатели Кулебакина все-таки часто оставлялись. Появился ряд оригинальных отечественных устройств того же рода, например Дыбовского, Лаврова, Сикорского и других. Несмотря на то, что установки для стрельбы через винт были выгоднее в смысле лобового сопротивления, на практике применялись одновременно и установки для стрельбы вне диска винта, поскольку они гарантировали от попадания пуль и лопасти и были проще. Пулеметы применялись разнотипные, иногда бывало, что в одном отряде применялось до 6—7 типов пулеметов. Подвижные стрелковые установки для летнаба делались шкворневые, обычно перемещавшиеся по той или иной направляющей. Постепенно был введем ряд усложнений с целью увеличения углов обстрела вплоть до вертикального направления вверх и вниз. Полное направляющее кольцо вокруг сиденья летнаба и перемещавшийся по этому кольцу шкворень с пулеметом были полностью освоены в России уже в 1915 г. Было много импровизированных установок подобного рода, построенных на фронте. Техника бомбового вооружения и бомбометания на русских самолетах нашла свое наиболее полное выражение в работах Эскадры воздушных кораблей. В 1915 г. Н. Е. Жуковским были проведены исследования по теории бомбометания, изложенные в его работе «Бомбометание с аэроплана». Уже летом 1915 г. были определены типы, конструкция и габариты бомб . Гораздо больше трудностей возникло с прицельными приборами. Тут было предложено много различных конструкций. 21 декабря 1912 г. военным ведомством был объявлен конкурс на «прибор для бросания снарядов с аэропланов и управляемых аэростатов». Рассмотрение поступивших предложений происходило в 1913 г. одновременно с конкурсом военных аэропланов. 1-й приз был присужден прибору штабс-капитана Толмачева, 2-й приз — прибору лейтенанта Сидоренко. Прибор Толмачева неоднократно испытывался, получал одобрительные отзывы, применялся и совершенствовался вплоть до 1916 г. Имеются упоминания о прицельных приборах профессоров Тираспольского и Ботезата, капитана Иванова, инженера Гарфа, Лебеденко и др. Сначала о приборах следовали положительные отзывы, потом сведения, как правило, поступали обратные. И это понятно: все приборы не учитывали бокового ветра и, когда требования повышались, то они оказывались устаревшими. Работы А. Н, Журавченко и других внесли много нового в эту область . Кроме стрелкового и бомбового вооружения, на самолетах 1914— 1920 гг. применялось и такое примитивное оружие, как «пули» или стрелы (рис. 155), а то и простые гвозди, сбрасывавшиеся пачками просто из ящика. В действиях против конницы стрелы иногда давали эффект. АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ (СТРЕЛКОВОЕ) ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ САМОЛЕТОВ 1918—1950 гг, (КРАТКИЙ ОБЗОР) Если не считать стрелкового вооружении самолетов периода гражданской войны и позже, унаследованного от старой России и применявшегося у нас до конца 20-х годов, то первое советское авиационное оружие появилось в середине 20-х годов. Это были пуле меты: ДА (Дегтярев авиационный) калибра 7,62 мм модификация ручного пулемета Дегтярева с магазинным питанием (25 патронов). Масса его 8,8 кг, скорострельность - 780 выстрелов в минуту. ПВ-1 (пулемет воздушный) А. В. Надашкевича и Ф. В. Токарева, переделанный из пехотного пулемета «Максим» в 1928 г. со значительным облегчением его --• масса стала 14,5 кг, скорострельность возросла с 600 до 780 выстрелов в минуту. Оба пулемета широко применялись до середины 30-х годов. ШКАС (Шпитальный, Комарицкий, авиационный скорострельный), созданный в 1932 г. конструкторским бюро Б. Г. Шпиталыюго. Калибр 7,62 мм. Скорострельность его была рекордной по тому времени 1800 выстрелов в минуту, превосходившая в полтора раза таковую зарубежных пулеметов. Масса—- 10 кг. УБ (Универсальный Березина) — крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм, созданный конструкторским бюро М. V,. Березина и принятый на вооружение в 1940 г. в вариантах УБТ (турельном), УБС (синхронном) и УБК (крыльевом). Скорострельность его 1000 выстрелов, масса 21,5 кг. Уже около 1930 г. стало ясно, что обычные пулеметы становятся неэффективными против самолетов, живучесть которых сильно возросла, и что нужны пушки. Но вызывала опасения их большая сила отдачи. Возникла идея динамореактивных пушек (ДРП), в которых отдача была малой, но конструкция их сравнительно тяжелой, и громоздкой ''. Работы по ДРП велись у нас до 1935 г. и закончились отказом от этой идеи, а работы по скорострельным авиационным пушкам дали очень хорошие результаты, как правило, превосходившие зарубежные достижения. ШВАК {Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалибер ная) - пушка, созданная па основе пулемета ШКАС, в 1936 г. Калибр 20 мм, скорострельность 800 выстрелов в минуту, масса 42 кг. Первое боевое применение -на Халхин-Голое в 1939 г. ВЯ (Волков и Ярцев) - авиационная пушка калибра 23 мм со скорострельностью 600 выстрелов осколочными и бронебойными снарядами по воздушным и наземным целям с броней до 25 мм. Масса снаряда вдвое больше чем у ШВАК. Принята па вооружение в 1940 г. Великая Отечественная война резко ускорила темпы создания новых конструкций пушек и в 'том числе более крупного калибра. НС-37 (Нудельман и Суранов) - 1941 г. авиационная пушка калибра 37 мм, созданная коллективом конструкторского бюро (Л, Ну- дельмап, А. Суранов, Г. Жирных, В, Неменов, С, Лунин, М. Бундин), стреляющая осколочными и бронебойными снарядами но воздушным и наземным целям, защищенным броней до 40 мм. Масса его снаряда — 725 г, скорострельность - 250 выстрелов в минуту. Конструктивная схема пушки НС-37 оружие с отдачей ствола. Масса ее 150 кг. Аналогичную пушку того же калибра спроектировало ОКБ Б. Г. Шпитального, но она не была принята. НС-37 принята на вооружение после государственных испытаний в марте 1942 г. Р.ю вооружали истребитель Як-9Т и штурмовик Ил-2. HC-45(OKБ--16-45)-та же НС-37 (11 П-37), но другой ствол. Применялась в опытном порядке на истребителе Як-9К. Были попытки строить пушки еще более крупного калибра (57 мм), но они уже оказались нежизненными. После войны были созданы еще более совершенные пушки меньших габаритов и массы, с уменьшенной отдачей и увеличенной скорострельностью. Б-20 М. Е, Березина - авиапушка взамен ШВАК. При том же (20 мм) калибре и тех же параметрах она почти вдвое легче и значительно проще. Б-20 принята па вооружение в 1945 г. в вариантах синхронном, крыльевом и турельном. Конструктивная схема пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из ствола. Б-20 применялась уже в последних боях Великой Отечественной войны, а после войны принята для оборонительного вооружения больших бомбардировщиков (система ПВ-20- 4 турели). НС-23 - авиапушка взамен пушки ВЯ, значительно меньших габаритов и массы за счет некоторого снижения начальной скорости снаряда. Выпущена в варианте НС-23с -- синхронном для истребителей и в турельном для бомбардировщиков. Н-37 -- авиапушка 1946 г., пришла на смену пушке НС-37. За счет снижения начальной скорости того же снаряда с 900 м/с до 690 м/с возросла скорострельность с 250 до 400 выстрелов в минуту. При этом масса пушки снизилась в полтора раза, уменьшились ее габариты. Конструкторы пушек НС-23 и Н-37 — А. Суранов, В. Неменов, А. Рихтер и П. Грибков, Пушка Н-37 стала основным оружием первых советских реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и др. НР-23 (Нудельман и Рихтер) — пушка 1949 г., предназначенная для замены пушки Б-20 при переводе оборонительной системы тяжелого бомбардировщика на калибр 23 мм (система ПВ-23). НР-23 сконструирована иод патрон НС-23; путем введении в автоматику нового элемента — ускорителя наката ----- была значительно повышена скорострельность (850 выстрелов [вместо 550). Пушка НР-23 в течение ряда лет была основным оружием бомбардировочной и истребительной авиации наших ВЕС. НР-30 сконструирована на том же принципе, что и НР-23, к отличалась рядом оригинальных решений и выдающимися показателями по скорострельности (900 выстрелов) и начальной скорости (780 м/с) довольно тяжелого при таком калибре снаряда (410 г.). [[ушка ПР-30 стала основным оружием истребителей второй половины 50-х годов. АМ-23 по работе своих механизмов основана па использовании энергии порохового газа, отводимого от ствола. Особо высокая скорострельность (1300 выстрелов) достигнута применением рычажного досылателя, выталкивающего патрон из звена ленты в патронник ствола. Впервые применен газовый буфер, работающий на отводимом из ствола пороховом газе. Пушка АМ-23 стала оборонительным оружием бомбардировщиков. Авиапушками НР-30 и АМ-23 были в основном исчерпаны возможности классической схемы авиационного оружия. Дальнейшее его совершенствование требует перехода к принципиально новым схемам или к многоствольным пушкам. ПРИЛОЖЕНИЕ ПБ — пикирующий бомбардировщик И — истребитель ВИ — высотный истребитель К — корабельный Б — бомбардировщик ББ — ближний бомбардировщик ЛБ — легкий бомбардировщик НБ — ночной бомбардировщик
СП - спортивный Т - транспортный ТЫ - торпедоносец ТР -- тренировочный УГ - учебно-тренировочный У - учебный Ш- штурмовик ШТ - штабной Э - экспериментальный КРкорректировщик МПмотопланер Ппассажирский Р-разведчик рп- рекордный С---связной снсанитарный схСельскохозяйственый
Заключение В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на то, что война была давно и некоторые факты истории той войны сейчас опровергаются и заново открываются, самолеты и авиация это та тема, про которую нельзя не рассказать, ведь роль ее велика и поистине огромна. Если бы не было вооруженной авиации, то еще не известно выиграли бы мы эту войну. Источники информации: Библиотека ДЮАКЦ « Буран».