Воскресенье, 28.04.2024, 13:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Оставившие имя в авиации. Из истории авиационных терминов. Петля Нестерова.

Работа Гаврилова Андрея, учащегося 8 класса МОУ СОШ № 7 пос. Реконструктор Аксайского района Ростовской области.

Консультант: Юркова Е. В., учитель информатики.

"Оставившие имя в авиации. Из истории авиационных терминов. Петля Нестерова".

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта "мертвая петля"
Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора...

Петр Нестеров



Введение

     Недавно я увидел по телевизору фильм «Доживем до понедельника» и меня очень зацепила сцена, где учитель Мельников говорит с учениками об истории жизни П. П. Шмидта: «Пятнадцать строчек в учебнике, а от большинства людей остается лишь тире между двумя датами»...  Я задумался над тем, как же должен жить человек, чтобы оставить в этой жизни след, подарить потомкам нечто такое, чтобы и по прошествии многих лет о нем вспоминали с благодарностью… Как мне кажется, жизнь  русского авиатора Нестерова в полной мере отвечает этим высоким критериям, поэтому мне хочется рассказать об этом замечательном человеке, его вкладе в Российскую и общемировую копилку достижений. История мировой и отечественной авиации хранит немало имен замечательных людей и  выдающихся летчиков. Их жизнь и гражданский подвиг навсегда останутся в благодарной памяти поколений. К славной плеяде крылатых первопроходцев принадлежит и Пётр Николаевич Нестеров - герой российского неба, лётчик - новатор, талантливый авиаконструктор. Он автор многих оригинальных идей, проектов и новшеств, значительно опередивших своё время и способствующих утверждению приоритета нашего Отечества в ряде ключевых направлений развития авиации, основоположник фигурного летания (высшего пилотажа), первый летчик, который доказал возможность осуществлять на самолете маневры в воздухе, в том числе как автор петли, которую назвали его именем. 

Человек обретает крылья...

    Будущий автор мертвой петли родился в 1887 году в России. Историки говорят, что это был бесстрашный и энергичный человек, влюбленный в небо. В биографии Петра Нестерова есть один любопытный факт. Однажды в Нижнем Новгороде, где он родился, запускали газовые шары. Всем прохожим предлагали подняться в небо, но желающих не было. Тогда, расталкивая толпу, вперед выбежал 9-летний Петя Нестеров. «Я полечу!» - выпалил он. Главный по шарам решил проучить норовистого мальчишку и, посадив его в корзину, поднял высоко над землей. Но Петя не испугался, наоборот - ему безумно понравилось. Уже будучи кадетом артиллерийского училища, Нестеров писал, что полеты на шарах предопределили его судьбу, и с тех пор он полюбил небо.
    26 Августа 1897 года Петра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обостренным чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Петр много читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко.
В 1904 году Петр Нестеров закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и был направлен для продолжения учебы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошел хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, он серьезно изучал опыт применения артиллерии в период русско - японской войны 1904 - 1905 гг. В трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов Подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно - Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчет вышел в учебных стрельбах на первое место.
В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Пётр Николаевич заболел и был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе ( город Орджоникидзе ) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом - авиатором, построившим планер собственной конструкции. "Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал потом П. Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота". Однако проект Нестерова был отклонён главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.


    В Июле - Августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Нестеров знакомится с учеником профессора Н. Е. Жуковского - Пётром Пётровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания. В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планер. Мать Пётра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле за Пётропавловским кладбищем ( в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых ). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2 - 3 метра. "Нижегородский листок" 3 Августа 1911 года отмечал, что "проба оказалась весьма удачной". Этот полёт считается началом лётной деятельности П. Н. Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Таким образом, П. Н. Нестеров как лётчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. Н. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.

    7 Октября 1911 года Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворён современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе "мёртвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

    Ещё в период обучения, 18 Августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте Нестеров осуществил 12 Сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота - авиатора, а ещё через неделю - на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведён из Петербурга в Варшаву, где в Ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "Ньюпорах" и зарекомендовал себя как лётчик - экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров ( что уже было достижением ) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем "привёл товарищей в трепет".


    Владея глубокими знаниями в области математики и механики , имея достаточный пилотажный опыт, П. М. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

    Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 Января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от Января 1913 года говорилось: "Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие".

    В Мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного лётчика, которые принесли ему мировую славу. В Июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолёта. Лётчики занимались по составленной Нестеровым программе.

   Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10 - 11 Августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё один нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В. М. Ткачёв. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

    Лётчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мёртвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолёта, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 Августа 1913 года нестеровский "Ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.


   Подвиг П. Н. Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мёртвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полёты - это школа лётчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 Марта 1914 года повторил "мёртвую петлю".

   Пётр Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, вскоре был произведён в Штабс - капитаны, назначен начальником авиационного отряда.  Рекорды продолжались. В военных маневрах Сентября 1913 года Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолёта противника". Он практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолётов. Но в Июне 1914 года началась война...

    После объявления войны Нестеров вместе со своим авиаотрядом 26 июля 1914 года отбыл из Киева в действующую армию. 11 авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. При этом Нестеров лично осуществил ряд воздушных разведок, выполнил одну из первых бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Австрийское командование даже обещало большое денежное вознаграждение тому, кто собьет аэроплан П.Нестерова, настолько метко он бомбардировал вражеские позиции. 
До 1914 года всю „огневую мощь” аэропланов составляли личные револьверы летчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или, поднимаясь выше вражеского самолета, сбрасывали на него бомбы. Такой способ ведения воздушного боя был довольно неэффективным, а вооружить аэропланы пулеметами правительства держав, которые воевали, в том числе и Россия, не спешили.  Выход из этого положения Нестеров попробовал найти, оснастив самолеты своего отряда рядом приспособлений собственной конструкции. Для разрушения оболочки дирижабля он установил в хвостовой части аэроплана „нож-пилку”, а для поражения воздушного винта самолета неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде „кошки”. Кроме того, для воздушного боя Петр Николаевич придумал боевой маневр „таран”.

8 сентября (25 августа по старому стилю)

   1914 года, около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет в котором находились пилот Франц Малина  и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь , которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Они летели на тяжёлом «Альбатросе» на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолёт в хвост «Альбатроса». Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли. Нестеров похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище. 25 января 1915 года награждён орденом св. Георгия 4 степени посмертно.


Заключение

   Многие факты  в биографии легендарного авиатора уже превратись в легенды. Несомненным остается только одно: несмотря на то, что авиационная деятельность П. Н. Нестерова продолжалась очень недолго — всего три года, он стал национальным героем, овеянным немеркнущей славой.    Вклад, внесенный П. Н. Нестеровым в развитие русской и мировой авиации, сохранил свою ценность вплоть до настоящего времени, полностью воспринят и ныне успешно развивается российскими летчиками. П. Н. Нестеров — родоначальник высшего пилотажа, ведущего свое начало от первой в мире «мертвой петли», ныне носящей его имя. Идя по завещанному Нестеровым пути, русские летчики разработали и осуществили множество новых приемов пилотирования.  Новаторские конструкторские идеи Нестерова, в частности изобретенная им оригинальная система изменения в полете угла установки крыльев, получили свое развитие в работах отечественных авиационных конструкторов 50-60 х годов прошлого столетия. Слава П. Н. Нестерова и его заслуги перед Родиной и отечественной авиацией высоко оценены нашим народом, служат примером для молодых военных летчиков.

Источники информации

1. Виртуальный авиационный справочник. http://www.airwar.ru

2. Википедия. http://ru.wikipedia.org

3. Библиотека АВИАТЕМА. http://avia.lib.ru/


Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (27.12.2010) | Автор: Гаврилов Андрей W
Просмотров: 2525 | Теги: петля, Нестеров, Олимпиада по истории авиации | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2668)
Фурсов Максим (2035)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2004)
Егор Андреевич Попов (1727)
Штриккер Артур (1298)
Григорьев Павел Сергеевич (692)
Медведкин Иван (636)
Азарин Николай (570)
Трунов Артём Николаевич (504)
Ефимова Софья Алексеевна (483)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024