ВВЕДЕНИЕ
Цель моей
работы рассказать про выдающиеся воздушные операции Второй мировой войны.
Исходя их традиционного деления ВОВ, я поделил её на 3
периода: А)
стратегическая оборона с22.06.1941 по 18.11.1942; Б) коренной
перлом с19.11.1942 по конец 1943; В) стратегическое
наступление с01.1944 по 9.05.1945.
Так же я разделил
воздушные операции по родам авиации и периодам боевых действий на 3 группы: А) операции
бомбардировочной авиации Б) операции
штурмовой авиации В) операции
истребительной авиации.
В дальнейшем, продолжая разбор темы, я обосную подобное
деление. Эта работа актуальна
в связи с тем, что в 8.08.2011г 70-ая годовщина бомбежки Берлина.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1
В этой главе я бы хотел
рассказать о начале войны и о бомбардировочной авиации в ходе стратегической обороны.
Бомбардировочная авиация в годы ВОВ являлась основой ударной силой Советской
ВВС. На ее долю приходился свыше 50тыс т бомб из 660тыс т бомб, сброшенных на
врага за всю войну. Но особенно важны были первые бомбы нашей авиации,
сброшенные летом 1941г, в ходе одного из главных сражений первого периода ВОВ –
стратегической обороны Смоленска, которое сумело отодвинуть битву за Москву до
10.1941 и сорвать план Барбароса.
Подробности того, что
происходило в августе 1941г в небе над Берлином, долгое время были известны
лишь узкому кругу лиц. Тогда, при тяжелых оборонительных боях и отступлении
советских войск, было принято решение послать наши дальние бомбардировщики на
столицу Германии.
Ровно через месяц после
начала войны германская авиация произвела первый массивный налет на Москву.
Налеты противника побудили советское военно-политическое руководство нанести
ответные удары по Берлину. 26.07.1941г адмирал Кузнецов с предложением о
бомбардировках столицы Германии был уже у Сталина. Верховному главнокомандующему идея,
способная оказать психологическое воздействие, понравилась. Необходимо было
доказать, что советская авиация не уничтожена, как об этом трубил главный
пропагандист Германии Геббельс. Что она способна ответить ударом на удар.
От линии фронта до Берлина
более 1000км, было ясно, что советские дальние бомбардировщики ДБ–3
конструкции Ильюшина с полной бомбовой загрузкой такой путь преодолеть не
смогут. Нужно было найти точку, откуда возможно было достать Берлин. Ближе
всего Прибалтика. С острова Сааремаа, например, до Берлина около 900км по
прямой.
Несколько суток ушло на проверку расчетов, согласования, доклады министрам,
Верховному главнокомандующему. Наконец 29 июля было получено "добро” на осуществление
этой операции.
Руководителем ее назначили инициатора — генерал-лейтенанта Жаворонкова. 30 июля
он прилетел в 1-й бомбардировочный минно-торпедный полк Балтфлота, которым
командовал полковник Евгений Николаевич Преображенский. Операция предстояла крайне опасная, предполагалось, что бомбардировщики
проведут в воздухе не менее восьми часов! На значительных высотах температура
за бортом самолета могла достигать 50 градусов мороза. С учетом того, что
кабины не отапливались, для летчиков подготовили теплые меховые костюмы и кислородные маски.
Машины пришлось максимально облегчать. А за счет чего? Убрали
бронезащиту.Самолеты ДБ-3 были тихоходны, поэтому вылететь решили в 21 час,
чтобы вернуться на базу с восходом солнца, в районе 4 часов утра.С интервалом в
15 минут курс на Берлин взяли три звена: первое повел Преображенский, второе —
капитан Гречишников, третье — Ефремов.
Маршрут был сложен и на пределе самолетов(остров Рюген — слияние реки Варты с
рекой Одер и далее прямая на Берлин) Шли строем "ромб”. Сначала погода радовала летчиков. Прошли датский остров
Борнхольм. Дальше было только море и звезды, двигаться пришлось только по
приборам. К цели пошли на практически предельной высоте — 6,5 тысячи метров.
Наконец внизу открылся залитый огнями Штеттин. На аэродроме шли полеты.
Наши
пилоты заметили, как мощные прожекторы положили застывшие лучи вдоль
взлетно-посадочной полосы. Советские самолеты приглашались на посадку.
Фашисты были настолько уверены в своей недосягаемости, что приняли наши
бомбардировщики
за свои.
Не отвечая на
сигналы и на запросы немцев по радио, первое звено, ничем не выдав себя,
проследовало Штеттин.
Вокруг Берлина в радиусе ста километров стояли зенитки, на аэродромах дежурили
сотни истребителей. Но до столицы рейха три наших самолета дошли без единого
выстрела.
Еще на Сааремаа была договоренность: над целью — никаких радиопереговоров,
сигналы будет подавать Преображенский аэронавигационными огнями. Берлин
не ждал "гостей”, был весь в огнях, отлично просматривался.
Штурман воздушного корабля Г.П. Молчанов так вспоминал о полете на Берлин: «До
цели считанные минуты. Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как
биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся ФАБ-500.
Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся.
Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь
, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что
ПВО врага не разгадали нашу высоту и весь огонь сосредоточили примерно на
4500-5000 метров высоты».
Только через 35 минут после того как упали первые бомбы, в Берлине была
объявлена воздушная тревога. Город погрузился в темноту. Огонь открыли зенитки.
Нашим бомбардировщикам пришлось прорываться через сплошную стену огня.
Преображенский приказал радисту: "Кротенко, передай на аэродром: мое место —
Берлин. Работу выполнил.Возвращаюсь”. Бомбардировщики легли на обратный курс.
В справочниках до сих пор сказано, что все наши экипажи без потерь вернулись на
аэродром. На самом деле потери были. Самолет лейтенанта Дашковского не дотянул
до своего аэродрома самую малость. Он упал у Кагула на лес и загорелся. Экипаж
погиб.
В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Е. Н.
Преображенского в составе 15 боевых машин сбросила 750-килограммовые бомбы на
военно-промышленные объекты фашистской столицы. А 13 августа 1941 г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР Е. Н. Преображенскому было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер напишет: «То, что до сих пор не
удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили летчики
Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону,
самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году».
Налеты на Берлин превратились в длительную и сложную операцию. Всего авиагруппа
полковника Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налетах
участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. Было сброшено 311
бомби зарегистрировано 32 пожара. Бомбежки закончились 5 сентября
лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью
уничтожен превосходящими силами авиации группы армии «Север».
Глава 2
На
кануне войны, штурмовая авиация была самой малочисленной. Но уже первый
опыт боевого применения в ВОВ штурмовика Ил-2 показал его высокую
живучесть, маневренность и огневую мощь при воздействии по наземным
целям. Ни одна из воюющих стран не имела штурмовика равного Ил-2 по
своей боевой эффективности.
Поэтому уже к декабрю 1942г. число штурмовиков Илюшина составляло до 30% всего самолет парка.
В
этой главе я хотел бы рассказать про операции штурмовой авиации в ходе
коренного перелома, к которому относят две основные битвы: это
Сталинградская битва с17.07.1942 по 20.12.1943 и Курская дуга. Я выбрал
битву на Орловсо-Курской дуге, потому что она является завершением
коренного перелома.
Курская
битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она
продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему
ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
Общий
замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и
уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и
Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт
наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих
планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые
насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до
2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды
возлагались на новейшие танки "тигр", "пантера", штурмовые орудия"Фердинанд", Истребители "Фокке-Вульф 190-А" и штурмовики "НЕ-129". Командование обеих сторон отлично понимало, что исход этой битвы окажет
решающее влияние не только на итоги летне-осенней кампании 1943 г., но и
на исход Великой Отечественной и второй мировой войны. Вот почему так
тщательно и долго готовились войска к ней.
Развернувшаяся борьба в
воздухе над Курской дугой носила ожесточенный характер. Воздушные бои
шли непрерывно, перерастая в воздушные сражения, в которых участвовали
сотни самолетов с каждой стороны.
5 июля летчики 16-й воздушной армии произвели 1232 самолето-вылетов, провели 76 воздушных боев и сбили 106 вражеских самолетов.
Штурмовики
17-й воздушной армии разрушали переправы противника и не допускали
выдвижения его войск в восточном направлении. За день они совершили до
200 вылетов, разрушили две переправы в районе Михайловки и Соломино и
уничтожили до 40 автомашин с войсками противника.
Эффективность
поражения самолетом Ил-2 бронетанковой техники особенно возросла после
включения в состав бомбового груза самолета малогабаритных
противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия,
разработанных И. А. Ларионовым.
Из всех этих средств поражения только ПТАБ-2.5-1.5 является
универсальной: бомбой, обладающей достаточной мощностью для поражения
всех типов танков и других подвижных бронированных целей. Сбрасывая эти
бомбы с высоты 75 ... 100 м, штурмовик поражал практически все танки в
полосе шириной примерно 15 м и длиной около 70 м.
Летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии, которой командовал
полковник А. Витрук, только за первые пять дней Курской битвы уничтожили
и повредили 422 вражеских танка.
Штурмовики
нанесли серьезные удары по танкам и резервам противника, задержали их
продвижение к полю боя и в значительной степени дезорганизовали
управление.
Как позже скажет Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский:
«Наступило время поддержать соединения сухопутных войск авиацией.
Командующему 16-й воздушной армией отдан приказ нанести удар по
прорвавшемуся противнику. Руденко поднял в воздух более 350 самолетов.
Их удары замедлили темп наступления гитлеровцев на этом участке, что
позволило перебросить сюда ближайшие резервы. Этими силами удалось
задержать продвижение врага».
В ходе коренного перелома так же отличился Гареев Муса Гасинович. Я хочу рассказать именно про него т.к., во-первых, потому что уфимский
кадетский корпус, в котором я учусь, был назван в его честь, во-вторых,
Муса Гареев один из самых молодых летчиков, который удостоен звания
Дважды Героя Советского Союза, а в-третьих, он один из числа немногих
летчиков, на счету которого имеется свыше 250 боевых вылетов.
Я
хотел бы рассказать об одном боевом задании Гареева, о котором он пишет в
своей книге «Живу и помню»: когда летом 1943 его полк оказался на так
называемом миус-фронте. Он был расквартирован в районе станции
Должаиинской. К тому времени Муса Гареев считался уже опытным летчиком
среди молодых, т.к. у него было более 20 боевых вылетов , причем 11 из
них – под Сталинградом.
Итак, с учетом того , что ему первому в
полку было доверено ответственное задание. Командование потребовало от
штурманов документальных доказательств их работы, и было решено
установить на ИЛ-2 Фотоаппараты, как на самолетах разведчиках. Задача
Мусы была такова: вылететь с группой штурмовиков, а когда группа
отработает и вместе с истребителями сопровождения повернет назад, не
меняя высоты и скорости полета, две-три раза пролететь над объектом
бомбежки и сфотографировать все, что от него осталось.
10 августа
1943 года штурмовая группа отбомбила вражескую артпозицию в районе
Гараны, в 8-12 км от Миуса, и улетела. Гареев начал фотографировать.
Дважды благополучно пролете над местом удара, а на третьем-последнем
заходе все и случилось.
Только началась съемка, как впереди по
курсу разорвался снаряд. Тут же по внутренней связи Александр Кирьянов
докладывает, что сзади тоже разорвался снаряд. Стало ясно, что их берут в
«вилку», и что третий снаряд должен пойти в них. И ,казалось бы, сейчас
самое время заложить самолет в пике или крутым виражом вывести его из
огня, но как бы ни так. Ведь поступил приказ - не меняя высоты и
скорости!
Вокруг разрываются снаряды, масляный радиатор поврежден
осколком, Кирьянов докладывает, что их атакуют два вражеских
истребителя, но т.к. уже все доснято, Муса Гареев начинает
маневрировать, Александр Кирьянов получает ранение, боеприпасы
закончились. Их ИЛ перелетел реку Миус, а значит - самолет находиться на
своей территории. Винт окончательно остановился. Гареев решает спасти
самолет и сажает его на брюхо, не выпуская шасси.
После посадки летчик хватает пленку и раненного Кирьянова и доставляет ее штаб.
Из
этой операции я бы хотел отметить, что несмотря на угрозу жизни, наши
советские офицеры выполняли приказы бесприкасловно, и именно это, на мой
взгляд, стало решающим фактором нашей победы над фашистской Германией.
Как позже скажет о Курской Битве Маршал авиации С. И. Руденко:
«Я много наблюдал воздушных боев, но такого упорства, такой
стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось
видеть ранее».
Летне-осенняя кампания 1943 года была завершена
советскими войсками блестяще. За это время Красная Армия окончательно
захватила стратегическую инициативу в свои руки и нанесла по врагу
тяжелые удары, после которых он уже не мог оправиться. Сталинград и
Курск стали символами грядущего поражения фашистской Германии. Глава 3
1944
год — год десяти "сталинских ударов" Красной Армии, окончательно
сломивших военную машину нацизма. Я хотел бы рассказать про
Ясско-Кишиневскую наступательную операцию 20-29.08.1944 г.(7 удар), т.к.
это была последняя решительная попытка немцев вернуть господство в
воздухе, а «царствование в небе», которое можно обеспечить только с
помощью истребителей, являлось главой задач авиации в ходе третьего
этапа войны.
Как писал английский историк авиации Р. Джексон в
книге "Красные соколы": "В попытке выбить русских с территории Румынии
немцы в конце мая нанесли сильный контрудар в районе города Яссы. Для
обеспечения поддержки с воздуха они собрали лучшие истребительные
эскадры люфтваффе. Их соперниками были несколько гвардейских
истребительных авиаполков, в которых служили такие асы, как Покрышкин,
Кожедуб, Клубов, Речкалов: перечень имен летчиков обеих сторон читался
как справочник "Кто есть кто", содержащий сведения о Героях Советского
Союза и кавалерах Рыцарского креста.
Естественно, что, когда они
встретились в воздухе, сражение над Яссами по своей свирепости и
напряженности напоминало бои на Курской дуге.
На весь период
операции установилось строго централизованное управление авиацией. Это
позволяло быстро перенацеливать и массировать действия боевых частей в
нужных направлениях. Так же были детально разработаны планы
взаимодействия с общевойсковыми армиями.
В войсках выделялись
сигнальщики для обозначения переднего края. На башни танков и автомашин
были нанесены опознавательные знаки. Сигнал «я свой самолет» был доведен
до личного состава фронта. Впервые в истории ВВС Советской Армии за
весь прошедший период войны было проведено массовое перспективное
фотографирование обороны противника.
Я хотел бы остановиться на
нашем самом знаменитом летчике, девиз которого был: «Нашел, сбил, ушел» –
Александре Ивановиче Покрышкине, который к моменту Ясско-Кишиневской операции уже был исполняющим обязанности командира дивизии.
Ясско-Кишиневские
канны начались утром 20 августа. Немецкие и румынские войска были
деморализованы мощными ударами нашей авиации и артиллерии. В 12 часов
воздушной разведкой было установлено начало отхода вражеских войск с
оборонительных позиций. Войска фронта при поддержке авиации прорвали
тактическую зону обороны противника и создали условия для ввода в
сражение соединений 6-й танковой армии и 18-го танкового корпуса. С
утра до вечера воздух стонал и гудел от рева моторов… Здесь были и
пикировщики Ю-87 Руделя, и все три группы 52-й эскадры истребителей,
среди которых находились участники Кубанской битвы лейтенант Эрих
Хартман и майор Герхард Баркхорн.
Разведсводки штаба 9-й
гвардейской истребительной авиадивизии сообщали, что за 30 мая "в районе
прикрытия наземных войск и охоты" полками дивизии проведено восемь
воздушных боев, в которых участвовало против 88-ми наших "аэрокобр"
(Р-39)216 самолетов противника, из них 10 Ю-88,103 Ю-87,59 Ме-109 и 46
ФВ-190.
Во второй половине дня 20 августа основные усилия авиации
обеих воздушных армий направлялись на прикрытие и поддержку танковых
соединений при вводе их в сражение. При этом соединения штурмовой
авиации нанесли несколько сосредоточенных ударов по артиллерии и танкам
противника на участке наступления частей 6-й танковой армии 2-го
Украинского фронта, а в районе Тыргу-Фрумос, Войнешти небольшими
группами уничтожали подходящие резервы. На других участках фронта
соединения 5-й воздушной армии наносили удары по войскам противника,
содействуя 27-й и 52-й армиям в преодолении оборонительных рубежей.
Истребительная
авиация воздушных армий систематическим патрулированием групп самолетов
в воздухе прикрывала ударные группировки войск фронтов. Как пишет в
своих воспоминаниях А.И. Покрышкин в книге «Небо войны»:«На участке
фронта Яссы – Кишинев противник продолжал удерживать свои позиции. Наша
дивизия, действовавшая в направлении Ясс, непрерывно летала на прикрытие
своих наземных войск от вражеских бомбардировок. В период
контрнаступления противника в этом районе дивизия сбила над Молдавией и
Румынией более сотни немецких самолетов, потеряв 5 своих».
А
так же, именно в ходе Ясско-Кишинвской операции оправдала себя
знаменитая формула Покрышкина: «высота, скорость, маневр, огонь».
Покрышкин был убежден: «Летное дело – это искусство, которое требует от
человека всей его жизни».
Заслугой А.И.Покрышкина было
создание многих новых тактических приемов ведения боя:применения
вертикального маневра,«соколиный удар»,«свободная охота»,
эшелонированное в высоту построение группы самолетов-«этажерка».
19
августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета ему в
третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. А.И. Покрышкин
стал первым, кто был удостоен этого звания и оставался единственным
трижды Героем до дня Победы над Германией.
Официально за
Покрышкиным числятся более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых
самолетов. Действительная цифра, видимо, еще больше. В ходе
ясско-Кишиневской наступательной операции летчиками дивизии сбито 28
самолетов (4 Ю-88, 5 Ю-87, 8 Ме-109, 11 ФВ-190) и подбито 10.
При этом во всех проведенных воздушных боях… истребители противника вели
активные воздушные бои и использовали вертикальный маневр. Заслуживает
особого внимания высылка противником крупных групп истребителей, как для
прикрытия бомбардировщиков, так и для расчистки воздуха перед
бомбардировочным ударом, что говорит о стремлении противника прочно
завоевать господство в воздухе.В книге английского историка авиации, и в
архивных документах сражение под Яссами предстает напряженным и
яростным. Последний раз немцы создали численное превосходство над полем боя.
Одна
из крупных и важных по своему стратегическому и военно-политическому
значению Ясско-Кишиневская операция была завершена в течении девяти
суток. Советские войска разгромили одну из крупнейших немецко-фашистских
группировок, прикрывавшую подступы к Балканам. Создавались условия для
освобождения народов стран Юго-Восточной Европы: Румынии, Болгарии,
Югославии, а также открывалась возможность протянуть руку помощи
Венгрии.
Большой вклад в эту победу внесла советская авиация.
Только части 17-й воздушной армии в этой операции уничтожили и повредили
130 танков и самоходных установок, 1900 автомашин и бронетранспортеров,
80 железнодорожных вагонов и 9 паровозов, рассеяли и уничтожили 4700
немецких солдат и офицеров. В воздушных боях наши летчики сбили 33
самолета противников. Труженики тыла обеспечили подвоз 2813 тонн
горюче-смазочных материалов , 1463 тон боеприпасов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
своей работе я принял классическое деление ВОВ на три периода:
стратегическая оборона, коренной перелом и стратегическое наступление. В
каждом из этих периодов решающую роль, на мой взгляд, сыграл
определенный род авиации. Во время битвы за Москву, на этапе Смоленского
сражения главную роль сыграли бомбардировщики. Особенно важно было
разрушить миф Гитлера об уничтожении Советской авиации. Бомбовые удары
полковника Преображенского и его боевых друзей по нацистскому логову
Берлину и другим городам третьего рейха наглядно продемонстрировали, что
наша авиация не только жива, но и способна наносить удары по самым
защищенным городам германии.
Во время корен перелома, завершающим
этапом которого являлась Орлово-Курская битва для того, чтобы разбить
основную ударную силу противник – танки, необходимо было применить наши
«воздушные танки» штурмовики Ил-2. Наши штурмовики, вооруженные
новейшими бомбами ПТАБ-2,5-1,5, внесли весомый вклад в уничтожение
танкового потенциала Германии, с учетом того, что орудия Т-34, основного
нашего танка, могли поражать тигры и пантеры на расстоянии до300-500 м,
тогда как противник вел огонь на поражение с 2км. В таких условиях
применение штурмовиков сыграло решающую роль в уничтожении танкового
клина.
Во время проведения стратегического наступления одну из ярких страниц
вписала Ясско-Кишиневская операция. Именно здесь немцы в последний раз
пытались завоевать и удержать господство в воздухе, которое можно
завоевать и удержать только с помощью истребительной авиации.
Я выбрал эту тему, как развитие программы патриотического воспитания
молодого поколения на 2011-2015 года, утвержденной Медведевым Д.А.,а так
же надеюсь на то, что собранный мной материал найдет применение в
популярном среди молодежи сервисе «Википедия».
ИСТОЧНИКИ
Архив семьи Н.Г. Кузнецова. Подлинник.
http://www.airwar.ru
http://militera.lib.ru Скоморохов Н.М. Тактика в боевых примерах: Авиационный полк.- М.: Воениздат,1985г, 175с. Действия Военно-Воздушных Сил в Ясско-Кишиневской операции (август 1944г.) М., Воениздат, 1949, стр. 37,105,106.
Архив МО СССР, ф. 370 оп. 6550, д. 37, лл. 23,24.
Гареев М.Г. Живу и помню. – Уфа: Китап, 1997г, – 176с.: ил. Гареев М.Г. Штурмовики идут на цель. - М.:ДОСААФ,1972г,268с. Покрышкин А.и. небо войны.- М.: Воениздат, 1980г, 447с.
Скоморохов Н.М. 17- Воздушно-десантная Армия в боях от Сталинграда до Вены .- М., Воениздат 1977г, 261с.
Голубев Г.Г В паре с сотым М., ДОСААФ 1974г, 245с
Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой.- М.,Издательство «Наука»1971г, 298с.
Шахурин А.И. Крылья победы.-М.:Политиздат,
|