Забытые проекты XX века. Вертолет Ми-12
ГОУ Лицей 1550
Выполнил: Садков
Андрей
Специалист-Консультант: Жилякова Анна Викторовна
План - Введение
- История создания Ми-12
- Конструкция Ми-12
- Фюзеляж
- Конструкция винтов
- Конструкторские новинки и оригинальные технические решения в Ми-12
- Двигатели
- Управление
- Летно-технические характеристики
- Функции Ми-12
- Достижения Ми-12
- Участие Ми-12 в международных выставках
- Призы Ми-12
- Рекорды Ми-12
- Почему Ми-12 не был пущен в серийное производство?
- Заключение
- Список литературы и интернет-сайтов
Введение
Впервые увидев этот вертолет, я подумал, что такая красивая
и необычная машина (из-за необычной формы, которая приближена к самолету),
должно быть, трудится на благо родины, ведь она была сделана не где-нибудь, а в
ОКБ им. Михаила Леонтьевича Миля. Но каково было мое удивление, когда я узнал,
что вертолет Ми-12 даже не выпустили в серийное производство! Этот вертолет
поразил меня своей грузоподъемностью, которую до сих пор ни один вертолет в
мире не может превзойти. Поэтому я не раздумывая начал работать над этой темой и
моей целью стало выяснение, почему этот вертолет так и не выпустили в
производство. Ми-12 в Монинском музее ВВС
История создания
Первые исследования по созданию сверхтяжёлого вертолёта В-12
(Ми-12, "изделие 65") начались
в ОКБ-329 М.Л.Миля
в 1959 году. В 1961 году председателем Госкомитета по авиационной технике
П.В.Дементьевым было официально утверждено задание на разработку проектов
вертолётов грузоподъёмностью 20-25 т и 40-50 т (В-16). 3 мая 1962 года вышло
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке В-12 с грузовой кабиной, аналогичной
грузовой кабине самолёта Ан-22. Заместителей главного конструктора по В-12 был
назначен Н.Т.Русанович (в 1968 году его сменил М.Н.Тищенко), ведущим
конструктором - Г.В.Ремезов. Проектирование началось в 1963 году. В конце 1965
года на опытном производстве в Панках был построен макет вертолёта, на котором
заказчику продемонстрировали возможность размещения 36 видов тяжёлой боевой
техники. Окончательно макет был утверждён комиссией в апреле 1966 года, после
чего началась сборка первого прототипа. Ми-12 разрабатывался как сверхтяжёлый
транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн, для перевозки
компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, создание
позиционных районов которых планировалось в районах без дорог с твёрдым
покрытием. Первый полет В-12 состоялся лишь 10 июля 1968-го, и осенью его
передали на совместные с заказчиком государственные испытания. В ходе летных
испытаний на машине дважды меняли автопилоты на более совершенные, установили
радиолокационную станцию "Лоция" и подвесные топливные баки по бокам
фюзеляжа. Каких только эпитетов ни удостоился инженерный шедевр, но несмотря на
рекомендацию государственной комиссии, машину так и не запустили в серийное
производство. В 1974-м заказчик отказался принять на государственные испытания
второй В-12, и вслед за этим все работы по винтокрылому гиганту прекратились. Так
завершилась эпопея создания самого большого в мире винтокрылого летательного
аппарата. С тех под первый экземпляр В-12 находится на территории МВЗ имени
М.Л.Миля в Панках, а второй вертолет - в экспозиции Монинского музея ВВС. Фюзеляж
Фюзеляж В-12 был выполнен в виде полумонокока и походил
внутри, по образному выражению одного из иностранных специалистов, на
гигантский готический собор. Для удешевления разработки, а также ускорения
постройки и внедрения вертолёта конструкторы решили создавать вертолет путем
удвоения винтомоторных групп (несущий винт, силовая установка, главный редуктор
и система управления) Ми-6, уже испытанного и находящегося в серийном
производстве и широкой эксплуатации. Его переднюю часть занимала двухэтажная
кабина экипажа. На нижнем этаже располагались два летчика, бортинженер и
бортэлектрик, на верхнем – штурман и бортрадист. В хвостовой части фюзеляжа
находились силовой трап и боковые створки, которые при раскрытии образовывали
проем для въезда самоходной техники и погрузки различных грузов с помощью
мощных электролебедок и тельферов. Центральную часть фюзеляжа занимал большой грузовой отсек размером
28,15х4,4х4,4 м. В нем могли разместиться 196 солдат или 158 раненых. Чертеж Ми-12 Конструкция
винтов
Желание уменьшить габариты машины привело к расположению
винтов с перехлестом. При этом возрастал уровень шума в кабине, и для его снижения пришлось потратить немало
времени, выбирая направления вращения винтов. От последнего зависели и
характеристики управляемости вертолета. Большое внимание уделялось снижению
вибраций машины. Объем исследований возрос многократно. Этот вертолет имел несущие
пятилопастные винты, установленные с
трёхметровым перекрытием, диаметром 35.00 м каждый, которые распологались продольно
и были соединены синхронизирующим валом. Из-за опасности схлёстывания несущих
винтов их расположили с минимальным перекрытием. Конструкторские
новинки и оригинальные технические
решения - Приняв за основу поперечную схему, требовалось свести к минимуму потери
тяги несущих винтов от обдувки ими крыла. На Ка-22 эта задача решалась
отклонением закрылков на 90╟. На В-12, в дополнение к аналогичным закрылкам,
но со значительно меньшей хордой, применили крыло обратного сужения.
- Для снижения нагрузок на командные
органы управления изменение шага несущего винта, отклонение автомата перекоса,
рулей высоты и поворота осуществлялись посредством гидроусилителей. Имелись на
вертолете четырехканальный автопилот АП-34Б1 и система автоматического
поддержания заданных оборотов несущего винта. Вертолетовождение существенно
облегчалось, благодаря радиолокационной станции "Лоция".
- Проверки расчётов жёсткостных и
частотных характеристик проводились на моделях в масштабе 1:10. Для доводки
несущей системы, трансмиссии и силовой установки был построен натурный стенд.
- После
завершения сборки вертолета прямо в цехе были проведены частотные испытания
(впервые в мировой практике)
Управление
Схема управления вертолетом была
такая же, как и на машинах Братухина (советский конструктор и учёный в области
вертолётостроения, им создан ряд конструкций вертолётов и новый тип самолёта-геликоптера).
Подъемная сила регулировалась путем изменения общего шага несущих винтов.
Продольное и поперечное управление машиной осуществлялось ручкой летчика путем
наклона вектора тяги несущих винтов в совокупности с изменением их циклического
и дифференциального шага. Двухкаскадная система управления вертолёта
включала основные и промежуточные гидроусилители, автоматические устройства,
обеспечивающие допустимые нагрузки на органы управления и эффективную
синхронизацию их отклонения. Питание гидроусилителей осуществлялось от трех независимых гидроусилителей, каждая из которых в свою очередь состояла из основной и дублирующей. Кабина Ми-12
Летно-технические
характеристики
Двигатель
(кол-во, тип, марка) 4 x Д-25ВФ
Взлетная мощность, л.с. 4х6500
Экипаж 6
Пассажиры 196
Макс. взлетная масса, кг 105000
Норм. взлетная масса, кг 97000
Масса пустого, кг 69100
Нагрузка в кабине, кг 20000
Нагрузка на подвеске, кг 16000
Макс. скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость,
км/ч 240
Стат.
потолок, м 600
Практический
потолок, м 3500
Дальность,
км 500
Размеры
кабины:
Длина, м 28,15
Высота, м 4,4
Ширина, м 4,4
Диаметр НВ,
м 35
Хочу обратить внимание на выдающиеся
показатели, такие как максимальная взлетная масса, количество пассажиров и
взлетная мощность ( в сумме-26000 л.с.!).
Функции Ми-12
В основном этот вертолет предназначался для народного
хозяйства и особенно для вооруженных сил, которые часто нуждались в перевозке
неразъемных грузов массой свыше 20 т с помощью летательных аппаратов
вертикального взлета и посадки. Кроме того, заданием на разработку В-12
предусматривалось, что он будет перевозить баллистические (в их числе самая
тяжелая УР-500) и крылатые ракеты, средства ПВО, самоходные артиллерийские
установки (включая Су-100), танки Т-54 и ПТ-76, бронетранспортеры – всего свыше
80 типов различных видов боевой техники.
Призы Ми-12
Став звездой 29-го Международного
аэрокосмического салона, В-12 удостоился
и самой высокой награды - приза И.И. Сикорского. Приз И.И. Сикорского Рекорды
Ми-12
В 1969 году экипаж В.П.Колошенко
установил на Ми-12 7 мировых рекордов,
среди них абсолютный рекорд грузоподъёмности - 40,2 т на высоту 2250 м (не побит до сих пор!). Почему Ми-12 не был
пущен в серийное производство
Отчасти это связано с затянувшейся доводкой машины. За годы создания и испытаний В-12 М.Н.Тищенко, преемник М.Л.Миля, пересмотрел свои взгляды на В-12 и пришел к выводу, что задачи, возлагавшиеся на эту машину, можно в значительной части решить с помощью перспективного одновинтового вертолета, каким впоследствии стал Ми-26. На основе проекта В-16 в 1966 году милевцы разработали вариант В-12 под обозначением Ми-12М. Предполагалось заменить на В-12 четыре двигателя Д-25ВФ двумя новейшими двигателями Д-30В мощностью по 15000кВт конструкции ОКБ П.А.Соловьева и увеличить число лопастей на каждом несущем винте до шести. Ми-12М должен был перевозить груз массой 25т на расстояние 500км, а массой 40т на расстояние 200км. Предложение получило правительственную поддержку, но из-за прекращения программы В-12 разработка Ми-12М прервалась на стадии постройки макета.
Заключение
Этот вертолет я считаю одним из
самых оригинальных проектов ОКБ Миля, так как этот вертолет вобрал в себя целый
ряд оригинальных конструкторских новинок и технических решений, которые позже
были успешно применены не только на вертолетах, но и на самолетах. Мне очень
жаль, что этот вертолет так и не вошел в серийное производство. Если бы
заказчик не отказался от Ми-12,то, я
считаю, что сейчас бы этой машине нашли большое применение во многих отраслях,
не только в перевозке грузов. Он бы мог, например, вывозить раненных или тяжелобольных
людей из опасного места, мог бы служить для высадки десанта. Он мог бы найти
себе применение в современном мире, но этого не случилось. Нам остается только
надеяться на то, что этот вертолет
сохранят как памятник в музее в Монино в таком же виде, какой он сейчас, чтобы
оставить нам хоть какой-нибудь фрагмент памяти об этом замечательном творении
ОКБ им. Миля.
Источники информации - Вертолеты стран мира. //Апрель. М., 1994;
- Егоров П. «Монтажники» и грузовики». //Техника молодежи. М., 1983;
- Михеев В.Р. МВЗ им. Миля 50 лет. М.,1998;
- Подольный Е. «Бык» на отдыхе.
//Крылья Родины. 1994. №1;
- Якубович Н.В. Вертолеты особых схем. М., 2002;
- Шимановский В.Г. Самолеты. Вертолеты.
М.,2001;
- Ми-12. //www.wikipedia.org;
|