Багдасарьян Н.Г. Доктор философских наук, Профессор кафедры «Социологии и культурологии», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Современное профессиональное образование выстраивается таким образом, что фокус собственно специализированной деятельности редуцирует любое знание до прагматических значений. Отсюда зачастую происходит утрата смысла, который обретается только при условии видения того контекста, в котором разворачивается профессиональная деятельность. В свою очередь, такая утрата, в особенности, если речь идет о техносфере, может быть чревата деструктивными последствиями не только для самих профессионалов, но и для общества в целом. Более того, парадокс заключается в том, что чем более эффективна такого рода профессиональная деятельность, тем она опаснее для общества. Причина в том, что и сама деятельность, и ее продукты как бы отрываются от ее творца, снимая вопрос об ответственности за результаты творчества. Другое дело, если специалист способен включить в деятельностный процесс понимание исторической и социокультурной динамики порождения, функционирования и изменения технических артефактов (способов и продуктов технического творчества), если он может рассматривать их как тексты, несущие смысловое содержание. Школьник, обращающийся к истории создания разных типов и видов летательных аппаратов, к значимым для истории авиации именам, приобщается к неповторимому социальному опыту профессионального сообщества, воплощенному в технологиях и результатах деятельности. Такой опыт, складываясь в реальном историческом пространстве и времени, опредмечиваясь в истории культуры, становится культурным кодом профессии. Участники Олимпиады, проявившие не только теоретическую подготовку, но и способности к анализу исторической информации, несмотря на то, что они – школьники, только планирующие свой профессиональный мир, — уже сегодня активные субъекты истории и культуры, порождающие и изменяющие содержание и формы своей жизни. Мы не знаем, станут ли они, профессиональными авиаторами, не знают пока этого и сами участники Олимпиады. И мотивы, которыми они руководствуются, регистрируясь на сайте, конечно, разные. Но кем бы они ни стали, это обращение к истории авиации наверняка оставит свой след.
|