Вторая олимпиада проводится как продолжение традиции,
начатой Авиакосмофондом в 2003 - 2004 учебном году. Тогда Авиакосмофонд стал
инициатором, организатором и финансирующей организацией Первой ежегодной
олимпиады молодежи и школьников по истории авиации и воздухоплавания. Проект
этой Олимпиады был поддержан Департаментом образования города Москвы,
Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Комитетом по делам
семьи и молодежи города Москвы, МГТУ им. Баумана, МАИ, МАТИ им. Циолковского,
РГГУ, Институтом открытого образования, другими организациями. Первый этап
Олимпиады прошел в сети интернет, второй - в виде молодежного симпозиума в Доме
культуры "Чайка" ФГУП "ММПП "Салют". Олимпиада вызвала
большой интерес и у ребят, и у взрослых. В жюри и оргкомитете Олимпиады приняли
участие представители профессорско-преподавательского состава перечисленных
вузов, а в мероприятиях Олимпиады - такие известные люди как Герои Советского
Союза, заслуженные летчики-испытатели С.А. Микоян, В.Г. Пугачев, В.Н.
Кондауров, члены семьи В.П. Чкалова, писатели, инженеры, деятели искусства и
культуры.
В отличие от других, данная Олимпиада не разовое
мероприятие. Участие в ней предполагает работу с молодежью в течение всего
учебного года. Именно это, как нам удалось выяснить у ребят, их и привлекает.
Им импонирует то, что, став участниками Олимпиады, они получают возможность
общаться с людьми, посвятившими свою жизнь авиации и авиастроению. Это и есть
профессиональная ориентация подрастающего поколения на нашу отрасль, выявление
ребят, которым интересна авиация и все, что с ней связано.
Сама технология проведения Олимпиады весьма демократична.
Первый этап Олимпиады проходит в сети интернет. От желающих принять участие не
требуется ни документов, ни каких-либо разрешений, ни даже очного присутствия.
Это дает возможность всем ребятам независимо от склада их характера и места
жительства принять участие в Олимпиаде. Зато второй этап необычайно сложен. Это
очный молодежный симпозиум, к которому ребята, победители первого этапа,
готовятся вместе с преподавателями - специалистами в области истории техники.
Уже одно это - награда для них: их заметили, оценили, с ними работают. И они
это очень ценят. Победители второго тура Олимпиады получили подарки из рук
прославленных летчиков-испытателей. В этот момент неизвестно кто был более
счастлив - тот, кто заработал приз, или тот, кто его вручал. Фотографии,
опубликованные в средствах массовой информации, освещавших Олимпиаду, - не
просто очередные иллюстрации с места события, это - фотографии о счастливой
совместной жизни детей и взрослых, это - окно в самый интересный мир - мир
авиации.
В нынешнем году наша страна будет отмечать
шестидесятилетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В
связи с этим темы рефератов, предложенные победителям первого этапа Олимпиады,
тесно увязаны с этим знаменательным событием:
1. Летчики - герои битвы за Москву.
2. "Кукурузник" У-2 и его вклад в Победу.
3. Женщины-пилоты в годы Великой Отечественной войны.
4. 1942-1943 годы - борьба за господство в воздухе.
5. "Черная смерть" (штурмовик Ил-2).
6. Самые результативные асы Великой Отечественной войны.
7. ВВС СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Ряд предлагаемых для разработки тем рефератов предполагает
охват проблемы "в мировом масштабе" (но ребята смело берутся и за
такую сложную тематику):
1. Крупнейшие военные сражения Второй мировой войны.
2. Авиатехника, рожденная Второй мировой войной.
3. Сравнительный анализ авиационного потенциала
стран-участниц Второй мировой войны.
4. Развитие бомбардировочной авиации в годы Великой
Отечественной войны.
5. Тактика ведения воздушного боя в годы Второй мировой
войны.
6. Лучшие самолеты-истребители военной поры.
Не забыты и наиболее интересные эпизоды недавней истории:
1. История истребительного полка "Нормандия-Неман".
2. "Битва за Англию" - "дуэль" британских
и германских ВВС.
3. Использование военно-воздушных сил СССР в войне с
Финляндией.
4. История воздушных таранов.
Впереди у победителей первого тура - три месяца
напряженной и исключительно интересной работы по выбранным темам. Организаторы
Олимпиады не сомневаются в высоком качестве материалов, которые будут
представлены участниками.
роведение Олимпиады будет способствовать все более
широкому привлечению интереса молодого поколения к истории авиации, а также
выявлению талантливых и трудолюбивых юношей и девушек, способных
проанализировать и дать самостоятельную оценку самым сложным процессам, которые
связаны с историей авиации.
|