Пятница, 22.11.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восемнадцатая олимпиада (2020/21 уч.год)

Какова история и в чём перспективы развития самолётов схемы «летающее крыло»?

Дарья Владимировна Сёмина,16 лет, г. Лиски, Воронежская область, Российская Федерация

Какова история и в чём перспективы развития
самолётов схемы «летающее крыло»?

«Мало полюбить небо, надо чтобы небо полюбило тебя.
А оно любит смелых, знающих, трудолюбивых».

Владимир Михайлович Мясищев

План историко-исследовательской работы

Введение
Цель работы

  1. История возникновения самолётов схемы «летающее крыло».
  2. Дальнейшие разработки самолётов схемы «летающее крыло».
  3. Самолёты схемы «летающее крыло» в разных странах.
  4. Постройка таких самолётов в будущем.
  5. Преимущества и недостатки самолётов схемы «летающее крыло».
  6. Проектирование и изготовление радиоуправляемой авиамодели схемы  «летающее крыло».

Заключение
Используемые источники информации.

Введение

Стремление к созданию летательных аппаратов, в которых были бы сведены к минимуму лишние компоненты, не участвующие в обеспечении подъёмной силы, вызвало появление схемы «летающее крыло».

Влияние выбора аэродинамической схемы на проектные параметры летательного аппарата

Цель работы

Целью моей работы является исследование истории создания самолётов схемы «летающее крыло» и их предназначения, а также перспектив создания такого аппарата на сегодняшние дни и в будущем.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения самолёта схемы «летающее крыло»;
  • Изучить дальнейшие разработки самолётов схемы «летающее крыло»;
  • Понять есть ли необходимость в постройке таких самолётов;
  • Изучить перспективы использования самолётов схемы «летающее крыло»;
  • Изучить преимущества и недостатки самолётов схемы «летающее крыло».

История возникновения самолётов схемы «летающее крыло»

«Летающее крыло» — разновидность аэродинамической схемы планёра самолёта типа «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку.

Ещё на заре авиации, в 1876 году, французы Альфонс Пено и Поль Гошо получили патент на летательный аппарат, имевший все характерные признаки «летающего крыла»: отсутствовало хвостовое оперение, центр масс был смещён вперед (на 20% хорды крыла), профиль крыла имел S-образную форму, обеспечивающую нормальную устойчивость и балансировку. Однако из-за финансовых затруднений проект осуществлен не был. Первый самолёт «Эол» с паровым двигателем построил в 1890 году другой французский изобретатель К. Адер.

В Киеве 14-летний Борис Иванович Черановский наблюдал полёты одного из первых русских лётчиков С.И. Уточкина. Скорее всего эти впечатления в юности зародили в нём интерес к авиации. После окончания Киевского художественного училища Борис Иванович переехал в Москву и там в 1920 г. создал эскиз самолёта-«летающее крыло», который назвал латинским словом «Виталия». Это можно перевести как «обитаемое пространство».

Крыло, из которого, собственно, и состоял самолёт, имело форму параболы, основание которой было примерно равно высоте. Выбор крыла параболической формы с малым удлинением был продиктован стремлением увеличить хорду и этим обеспечить такую высоту центральной части крыла, чтобы там уместились экипаж и пассажиры. Для продольной балансировки задняя часть крыла была отогнута вверх.

Свою идею Борис Иванович Черановский оформил в виде патента (Советский патент 1924 года по МПК B64C39/10). В описании патента говорится: «Предлагаемый самолет снабжен одноколесным шасси и, с целью уменьшения общего веса и лобового сопротивления, имеет несущую поверхность, образованную лишь из одного врыла толстого профиля, то есть самолёт является «бесхвостым, летающим крылом».

Предмет патента: «Самолёт с применением одноколесного шасси, характеризующийся тем, что с целью уменьшения общего веса и лобового сопротивления, поддерживающая поверхность самолёта образована из одного лишь крыла толстого профиля (фиг. 1, 7), переднему краю 1 которого (фиг. 4, 5 и 7) придано приблизительно параболическое очертание, в то время как задний край сделан прямолинейным, вдоль какового края крыла укреплены элероны 2, а близ концов крыла на поверхности его установлены два руля направления 3, при чем-для уменьшения лобового сопротивления- шасси с частью колеса заключены в обтекатель 6 (фиг. 8)».

Особенности самолётов Черановского: недостаток строительной высоты центроплана зачастую компенсируется редуцированным фюзеляжем.

Дальнейшие разработки самолётов схемы «летающее крыло»

В СССР под руководством авиаконструктора Никитина с 1930 по 1940 годы велись разработки торпедоносца-планёра специального назначения типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой. Проект беспилотной летающей торпеды конструкторским бюро представлен к началу 1940 года. По приказу наркома ВМФ Кузнецова все работы были остановлены.

В Германии идеей «летающего крыла» увлеклись братья Раймар и Вальтер Хортены. В 1933 году, когда Вальтеру было двадцать, а Раймару всего восемнадцать, у себя дома, в Бонне, они самостоятельно спроектировали и построили первый планёр Н I «Напgwing». В том же году они испытали его в воздухе. Размах крыла составлял 12,4 метров, вес - 120 килограммов. Планёр полностью состоял из дерева. Лишь обтяжка производилась тканью.

«Летающее крыло» имело стреловидность по передней кромке. В полёте самолёт управлялся элеронами, центральными балансировочными закрылками и рулевыми тормозами на законцовках крыла. Шасси у планёра отсутствовало, поэтому посадка производилась на неубирающуюся центральную лыжу. Результаты пробного полёта оказались весьма удовлетворительными, и братьев Хортен пригласили принять участие в соревнованиях в Вассеркуппе летом 1934 года. Несмотря на то, что на соревнованиях Н I «Напgwing» получил приз за оригинальность, ни военные, ни гражданские власти Рейха к планеру не проявили интереса. Вследствие чего Раймар Хортен конструкцию сжёг.

В США в 1930-х годах также были свои энтузиасты самолёта типа «летающее крыло». Это был Джон Кнудсен Нортроп - основатель компании Northrop Grumman. Джон Нортроп, используя средства, полученные от оборонных контрактов, смог воплотить в жизнь свои разработки. Он являлся яростным поклонником модели «летающее крыло».

В сентябре 1941 года конструктор предложил ВВС США проект тяжелого бомбардировщика, построенного на базе модели «летающее крыло». Вскоре Northrop Aircraft подписала контракт на постройку таких самолетов — двух бомбардировщиков ХВ-35 и восьми YB-35. Позже выяснилось, что разработка бомбардировщика ХВ-35 потребовала намного больше времени, чем предполагалось изначально. ХВ-35 так и не удалось внести свою лепту в победу над антигитлеровской коалицией — впервые самолёт поднялся в воздух 25 июня 1946 года. Специалисты Northrop Aircraft так и не смогли создать эффективную систему управления «летающими крыльями».

По ходу испытаний выявились многие недостатки машины, прежде всего связанные с теми двигателями и парными пропеллерами.

Тогда ВВС США приняли на вооружение гигантский В-36 Миротворец компании Консолидейтед, который все эти годы был основным соперником самолета Нортропа.

Джек Нортроп в 1947-1948 гг. был на столько уверен в превосходстве и перспективе своего творения, что начал серийное производство своих самолетов до получения заказа от ВВС. Более того, он развернул активную кампанию среди авиаперевозчиков, предлагая им невиданные машины с невиданным комфортом, дальностью и экономичностью.

В 1950-х г. производство самолётов Нортропа прекратилось.

Нортроп просил разрешения у военных, если им эти самолёты больше не нужны, перепрофилировать их, но ему отказали.

1 декабря 1953 года из Вашингтона поступил приказ: «Все изготовленные самолёты уничтожить». Смитсониевский музей попросил один экземпляр для экспозиции «Неслыханное в истории», но военные наотрез отказали. Самолёты были уничтожены. Джек Нортроп ушел из своей фирмы и вообще ушёл из авиации. Навсегда.

Через 30 лет после последнего полёта YRB-49A, в феврале 1981 года Джек Нортроп скончался, так больше никогда не увидев своих любимых "летающих крыльев" в полёте.

Только незадолго до смерти в феврале 1981 года Нортроп увидел чертежи будущего бомбардировщика В-2. Очевидцы передают, что конструктор уронил слезу и прошептал: «Теперь я знаю, зачем Господь даровал мне последнюю четверть века жизни».

И всего через полгода после смерти Джека Нортропа, ВВС США принимают проект малозаметного стратегического бомбардировщика, которому присваивают имя В-2 Спирит.

Самолёты схемы «летающее крыло» в разных странах

США

В 1970-х годах аэродинамическая схема «летающее крыло» получила серьёзное развития в рамках стелс-технологии.

Стелс-технология — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

В конце 1970-х годов в США авиаконструкторам была поставлена необычная и очень амбициозная задача — сделать полноценный боевой самолет, максимально скрытный в инфракрасном, визуальном, акустическом и (что самое главное) радиолокационном диапазоне. Тактический штурмовик предполагалось использовать для нанесения бомбовых ударов по наиболее важным и защищенным целям противника, оставаясь при этом невидимым для его радаров.

Головным разработчиком стала компания Lockheed.

Новый штурмовик получил индекс F-117А и скорей напоминал утюг. При взгляде на него у пилотов возникали обоснованные сомнения в том, что «это» вообще сможет летать.

Для снижения радиолокационной заметности самолёту придали сложные рубленые формы, рассеивающие радиолучи в различных направлениях и обеспечивающие до 90% снижения эффективной площади рассеивания.

При низкой скорости и высоте полета из-за характерной конструкции фюзеляжа и активных систем курсовой устойчивости F-117А Nighthawk вдобавок имел очень серьезные ограничения по манёвренности и допустимым перегрузкам. В реальной боевой обстановке — никаких фигур высшего пилотажа. Только максимально скрытный ночной горизонтальный полёт. За свой странный внешний вид и низкие летные характеристики «Ночной ястреб» получил у лётчиков прозвище «Хромой гоблин».

На бумаге ТТХ и вооружение F-117A смотрелись весьма ужасно по сравнению с другими самолётами того времени. Но главным его оружием всё же были не лётно-технические возможности и пара бомб, а малая заметность. Она-то и сделала медленного, неповоротливого и неказистого «Хромого гоблина» очень грозным оружием, звездой конфликтов конца ХХ века.

Несмотря на то, что первый серийный самолёт поднялся в воздух в 1982 году, благодаря повышенным мерам секретности сам факт наличия подобной машины в США долгое время оставался тайной. Первый раз F-117А официально был представлен только в конце 1988 года, а на публике появился вообще в 1990 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Как раз примерно с окончанием серийного производства. Всего ВВС США получили 59 серийных самолётов.

АРГЕНТИНА

В 1950 - 60-х годах братья Вальтер и Реймар Хортены были убеждены, что наиболее аэродинамически совершенная форма для самолёта - форма "летающее крыло".  После Второй мировой войны братья работали в Аргентине, где был разработан истребитель I.Ae. 37 Ala Delta.

В некоторых источниках IA.37 ошибочно носит обозначение Pulqui III. Самолёт разрабатывался как сверхзвуковой перехватчик с дельтовидным крылом.

Работы над проектом начались в 1953 г. Первоначально был построен лишь планёр самолёта. Первый полёт планёра состоялся 19 октября 1954 г. Планёр самолёта буксировали два Junkers Ju-52/3M. Полет выявил недостатки самолёта и они устранялись до 1958 г.

К этому времени было принято решение установить на самолёт турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent 5 тягой 1832 кгс. Топливо размещалось в двух 850-литровых баках внутри фюзеляжа. Первый полёт самолёта состоялся в начале 1961 г., как и рассчитывал доктор Хортен. Однако самолёт не смог  выйти на расчётные характеристики и показал максимальную скорость - 902 км/ч. Для решения этой проблемы планировалось оснастить IA.37 турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon (рассматривались варианты с Avon RA.3 тягой 2948 кгс и Avon RA.7 тягой 3401 кгс).

Однако авария самолёта привела к прекращению дальнейших работ над самолётом.

РОССИЯ

БПЛА Сухой С-70 "Охотник" выполнен по схеме "летающее крыло" без хвостового оперения. В конструкции летательного аппарата широко применяются спецматериалы и покрытия, благодаря которым значительно снижено ЭПР.

О перспективном боевом беспилотном самолете с малой радиолокационной заметностью С-70 «Охотник» известно совсем немного. О перспективном боевом беспилотном самолете с малой радиолокационной заметностью С-70 «Охотник» известно совсем немного. Пожалуй, главной особенностью «Охотника» стало его назначение. Обычно БПЛА такого рода проектируются для самостоятельного выполнения задач, тогда как С-70 является малозаметными “глазами” истребителя Су-57.

Тактико-технические характеристики С-70 "Охотник" держатся военным ведомством в тайне, при этом в российских СМИ можно найти информацию о том, что максимальная дальность полёта — 3,5 тыс. км, максимальная скорость — 920 км/ч, высота полета — до 10,5 км. Без дозаправки БПЛА может находиться в воздухе более суток.

Самая загадочная и малоизвестная часть "Охотника" — состав вооружения. Предполагается, что "летающее крыло" будет нести управляемые ракеты, управляемые и неуправляемые бомбы. Часть размещена в бомбовом отсеке летательного аппарата. Есть информация, что С-70 оснастят модульными управляемыми авиабомбами, разрабатываемыми в корпорации "Тактическое ракетное вооружение". В частности, мощными и высокоточными планирующими бомбами 9-А-7759 "Гром". Их массогабаритные макеты уже сбрасывались с тяжёлого "летающего крыла" С-70 "Охотник".

Хотя в ходе испытаний "Охотником" удаленно управлял пилот, он представляет собой полностью роботизированный БПЛА, который может автономно выполнять операции. Благодаря бортовой системе искусственного интеллекта С-70 способен динамически реагировать на меняющиеся обстоятельства, производить заранее заданную функцию. Здесь, правда, могут возникать проблемы, связанные с приёмами боевых действий и тактикой управления БПЛА на дальних расстояниях в перенасыщенном воздушном пространстве, где присутствуют пилотируемые аппараты и другие силы. Но над их решением, скорее всего, ещё размышляют конструкторы.

Если С-70 "Охотник" будет работать в связке с Су-57, то сможет выполнять разведывательные и отвлекающие функции, вести радиоэлектронную борьбу. В этом случае дрон-гигант способен проникать в воздушное пространство противника, мешать работе радаров и передаче сигналов, открывая таким образом "окно" для ракет и пилотируемых истребителей. 

Постройка самолётов схемы «летающее крыло» в будущем

В связи с растущей популярностью стелс-технологий наблюдается всплеск интереса к схеме «летающее крыло». Схема "летающее крыло" привлекает возможностью получить очень высокое аэродинамическое качество крейсерского полёта, а также кардинально уменьшить шум на местности путём экранирования двигателей элементами планёра.

Нидерланды. Голландская авиакомпания KLM начала финансирование нового проекта — разработка самолёта «Flying-V», радикально новой конструкции летательного аппарата, которая помещает пассажирские места в крылья самолёта – по задумке это может уменьшить количество топлива, необходимого для полётов, на весьма существенные 20%. Ожидается, что Flying-V сможет брать на борт до 314 пассажиров и до 160 кубометров грузов. Пассажиры разместятся в передней кромке его «летающего крыла», а грузы и топливо — в задней. Размах крыльев составит 65 метров, длина — 55 метров, высота — 17 метров. На первом этапе на самолете планируется устанавливать два керосиновых турбовентиляторных двигателя, хотя в будущем они могут быть заменены на более современные, эффективные и «чистые» приводы. По словам инженеров, необычная форма фюзеляжа разработана для более удобной и комфортной обстановки для пассажиров.

 

Сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского продолжают работать над реализацией проекта по созданию перспективного магистрального самолёта в схеме «летающее крыло».

«В новой конфигурации явно выделен фюзеляж, что позволяет увеличить пассажировместимость и благоприятно влияет на аэродинамическую интерференцию c двигателями на верхней поверхности центроплана», — рассказал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Иван Чернышев.

Модель имеет длину более метра и размах крыла — 1,8 метра. Конструкция изделия монолитная, представляет собой массивный центроплан с пристыкованными к нему консолями крыла и V-образным двухкилевым хвостовым оперением.

Преимущества и недостатки самолётов схемы «летающее крыло»

По моему мнению преимущества и недостатки самолётов схемы «летающее крыло» следующие:

К недостаткам самолётов схемы «летающее крыло» относятся:

  • плоскости управления самолётом в "летающем крыле" менее эффективны по сравнению с традиционной аэродинамической схемой, поэтому для "летающего крыла" характерно высокое рысканье во время полёта;
  • низкое относительное удлинение крыла заставляет конструктора выбирать толстый профиль для размещения необходимой нагрузки;
  • неспособность достичь максимального коэффициента подъемной силы — эффективные закрылки в хвостовой части крыла при отклонении создают пикирующий момент, который нечем сбалансировать;
  • "летающее крыло" не обладает гибкостью в смысле его загрузки, особенно при малой плотности полезной нагрузки. Ограничения по размещению полезной нагрузки необходимы как в продольном, так и поперечном направлениях, что нежелательно при эксплуатации транспортного самолёта.

К преимуществам самолётов схемы «летающее крыло» относятся:

  • чистая схема "летающее крыло" не имеет фюзеляжа и горизонтального оперения, на ней могут быть получены малые коэффициенты сопротивления при нулевой подъемной силе;
  • схема "летающее крыло" позволяет резко снизить радиолокационную заметность самолёта из-за уменьшения эффективной площади рассеяния;
  • масса пустого самолёта схемы "летающее крыло" меньше главным образом в результате более благоприятного распределения массы внутри крыла, что уменьшает изгибающий момент в корневой части.

Проектирование и изготовление радиоуправляемой авиамодели схемы  «летающее крыло»

Современный авиамоделизм — важное вспомогательное средство для конструирования самолётов. Без снятия аэродинамических, прочностных и других характеристик путём продувок модели-копии будущего самолёта в аэродинамической трубе немыслима постройка опытного образца самолёта.

Модель схемы «летающее крыло»  достаточно просто изготовить – этой модели хватает для того чтобы обучиться основам полета и простым фигурам пилотажа.

Что понадобится.

Инструмент:

  • канцелярский нож
  • линейка
  • шариковая ручка
  • наждачная бумага на бруске
  • канцелярские булавки

Материалы:

  • Потолочная плитка (или подложка под ламинированный пол)
  • Пеноплэкс
  • Клей для потолочной плитки Титан (или аналоги)
  • Скотч армированный или стеклотканевая лента
  • Фанера для моторамы.

Вот такая модель получилась у меня.

Заключение

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Возникновение идеи об использовании схемы «летающее крыло», относится к временам XIX века;
  • Впервые в 1876-х году французы Альфонс Пено и Поль Гошо получили патент на летательный аппарат, имевший все характерные признаки «летающего крыла»;
  • Дальнейшими разработками самолётов схемы  «летающее крыло» занимались многие изобретатели из разных стран;
  • Аэродинамическая схема «летающее крыло» получила серьёзное развития в рамках стелс-технологии;
  • В настоящее время сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского продолжают работать над реализацией проекта по созданию перспективного магистрального самолёта в схеме «летающее крыло»;
  • БПЛА схемы «летающее крыло» в связке с истребителями нового поколения смогут выполнять разведывательные и отвлекающие функции, вести радиоэлектронную борьбу.

Аэродинамические формы современных летательных аппаратов становятся всё ближе к схеме «летающее крыло», и это означает, что она действительно обладает высокой эффективностью, особенно если мы говорим о военной авиации.

Используемые источники информации

  1. «Летающее крыло». Википедия от 15.08.2020
  2.  Дмитрий Соболев. «Летающее крыло»: Экспериментальные самолёты России. 1912 1941 гг 2015, страница 11
  3. Станислав Зигуненко. РАВНОБЕДРЕННЫЙ, ТРЕУГОЛЬНЫЙ И... ЛЕТАЕТ: Техника - молодёжи. 1993-11, страница 21
  4. Horten Ho 229, "Летающее Крыло": Военное обозрение от 8.06.2013
  5. Дмитрий Татаринов, Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117, Onliner.by, 09.12.2017
  6. FMA I.Ae. 37 Ala Delta. Википедия от 9.12.2019
  7. Взлёт 2019-09-10. Евгений Ерохин, Андрей Фомин. "Охотник" выходит из засады
  8. Самолёт Flying-V разместит пассажиров в крыльях. ЯндексДзен от 05.06.2019
  9. ЦАГИ продолжает работу над «Летающим крылом». Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского от 17.03.2020
  10. Самодельное летающее крыло из потолочной плитки | DIY Rc Wing [Видеозапись] /RCPUP, 2020 
Категория: Восемнадцатая олимпиада (2020/21 уч.год) | Добавил: Service (23.11.2020) | Автор: Сёмина Дарья Владимировна W
Просмотров: 4966 | Рейтинг: 4.6/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024