Автор: Знайченко Елизавета
Возраст: 17 лет
Место учебы: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (СПб ГБПОУ "СПб ТКУиК")
Город: Санкт-Петербург
Эффективность использования самолётов-амфибий в различных целях
Содержание:
Введение
1. Авиация в нашей жизни
2.Самолеты-амфибии
2.1. История и развитие воздушных судов
2.2 Анализ преимуществ и недостатков
Заключение
Библиографический список
Введение
В условиях роста потребностей в транспортировке людей и грузов в реалиях разнообразного ландшафта и климатических условий, концепция самолетов - амфибий остается актуальной по сей день. Эти уникальные воздушные суда, способные выполнять полеты с посадкой как на воде, так и на земле, предлагают множество возможностей для решение различных задач, связанных с перегрузками и ограничениями традиционного авиационного транспорта. Использование самолетов-амфибий имеет огромное значение не только для гражданской авиации, но и для военных операция, спасательных миссий, а также экотуризма и научных исследований.
Цель: выявить преимущества и недостатки амфибийной авиации в современных реалиях
Задачи:
- Изучить мировой опыт использования самолетов-амфибий в различных областях
- Выявить перспективы развития амфибийной авиации
- Сделать вывод о целесообразности использования данного вида транспорта
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в эффективных и гибких транспортных решениях, особенно в труднодоступных регионах.
Гипотеза: использование самолетов-амфибий может обеспечить более высокую эффективность решения ряда задач по сравнению с традиционными видами транспорта, особенно в регионах со слаборазвитой наземной инфраструктурой и обилием водных пространств.
1. Авиация в нашей жизни
Авиация без преувеличения занимает важно место в жизни современного человека, являясь неотъемлемой частью глобальной инфраструктуры. С момента своего возникновения и до сегодняшнего дня авиационный транспорт, безусловно, значительно изменился. Не трудно заметить, что данная сфера развивается постоянно. Различные конструкторские бюро ежедневно трудятся над созданием новых модификаций самолетов, учитывая опыт из прошлого и адаптируя всё под современные реалии.
«Работать в этой области — не просто сконструировать какой-то отдельный агрегат, а это умение видеть будущее, прогнозировать его и быть лидером изменений. Это высокая амбиция, а не просто желание поучаствовать в большом деле.», - Михаил Асланович Погосян. [1]
Первая и, по моему мнению, самая популярная ассоциация у людей к слову «самолет» - путешествия. Современные самолеты позволяют пересекать границы за считанные часы, что существенно сокращает время, необходимое для путешествий и деловых поездок. Благодаря авиаперевозкам, сегодня возможны такие вещи, как экстренные поездки к родным, участие в важных международных конференциях и изучение новых культур в странах мира.
Стоит отметить, что самолеты выполняют важную роль в цепочке передвижения материальных потоков. Воздушный транспорт имеет значительное влияние на логистику из-за своей способности быстро доставлять грузы и товары на большие расстояния. Именно данный вид транспорта обеспечивает сверхбыструю доставку и позволяет сократить время поставки товаров до нескольких часов. Это особенно важно для товаров, где время - критический фактор: скоропортящиеся продукты или необходимые медицинские поставки. Также авиация обеспечивает возможность быстрой реакции на изменения рыночной ситуации и способствует сокращению инвентаризации и риска обесценивания товаров.
Множество небольших населенных пунктов, отдаленных от крупных транспортных узлов, могут быть связаны с центрами, что содействует их экономическому развитию и улучшению качества жизни местных жителей.
Все мы понимаем, что современный мир подвержен воздействию различных внешних факторов, которые оказывают влияние на развитие той или иной отрасли. К сожалению или к счастью, авиация не является исключением. Внешние факторы - это условия и обстоятельства, не зависящие от деятельности самой организации, но оказывающие существенное влияние на ее работу и результаты.
Основные группы внешних факторов:
1. Экономические факторы
- макроэкономические показатели : уровень инфляции, безработицы, ВВП, процентные ставки, курс валют
- налоговая политика : изменение налоговых ставок, введение новых налогов, льготы
- потребительский спрос : уровень доходов населения, потребительские предпочтения, эластичность спроса
- доступность финансирования : условия кредитования, инвестиционный климат
2. Политические факторы
- политическая стабильность : риски политических кризисов, войн, социальных волнений
- законодательство: изменения в законодательстве, регулирующем деятельность организации
- внешняя политика : отношения с другими странами, торговые соглашения, санкции
- государственное регулирование : лицензирование, сертификация , государственные программы поддержки бизнеса
Санкции - это меры принуждения, применяемые одним или несколькими государствами, международными организациями или группами государств по отношению к другому государству, организации или физическому лицу с целью изменения их политики или поведения.
«Зачем санкции вводят? Чтобы подорвать экономику, нанести ущерб людям, их уровню жизни, отменить" Россию, лишить нас возможности выбирать собственный путь исходя из интересов собственного народа», — уверен Михаил Владимирович Мишустин. [2]
Важно отметить, что влияние санкций неоднозначно и оценивается по-разному экспертами. Некоторые считают, что они нанесли серьезный ущерб российской экономике, другие – что их влияние преувеличено. Российская экономика и общество постепенно адаптируется к санкциям. Правительство принимает меры по поддержке бизнеса, развитию импортозамещения и укреплению экономической независимости.
«И, конечно, не было бы счастья, да несчастье помогло: всё-таки это мощный шаг к дальнейшей суверенизации, к повышению нашего экономического и финансового суверенитета, это очень важно.»,- Владимир Владимирович Путин. [3]
Авиация в Российской Федерации совершенствуется с каждым днем, преодолевая всё новые и новые вызовы современности. Это невероятных труд огромного количества работников самых разных специальностей.
2. Самолеты-амфибии
2.1 История и развитие воздушных судов
Самолет - амфибия представляет собой особый тип летательных аппаратов, обладающих уникальной способностью взлетать и совершать посадку как с твердой поверхности (земли), так и с водной. Эта универсальность отличает их от других воздушных судов. Данные самолеты являются одной из разновидностей гидросамолетов, которые в классическом понимании ограничены в своих возможностях и приспособлены исключительно для взлета и посадки на воду, будучи неспособными использовать для этих целей земную поверхность.
Для обеспечения возможности посадки на разные поверхности самолет-амфибия оснащается сухопутным шасси, а также воздушной подушкой или другим механизмом для удержания судна на плаву.
Самолеты - амфибии нашли широкое применение в различных сферах , включая поисково - спасательные операции, патрулирование прибрежных и морских территорий, а также грузовые перевозки.
Особо следует отметить их роль в тушении пожаров, где уникальные возможности этих летательных аппаратов оказываются особенно ценными. Для эффективного выполнения этой задачи самолеты - амфибии оснащаются баками для хранения воды, водозаборниками, створками для сброса воды.
Первый отечественный самолет-амфибию "Гаккель V" разработал Яков Гаккель в 1911 году, однако до испытаний дело не дошло. А вот первым успешно летавшим "двухсредным" самолетом стал Ш-1 авиаконструктора Вадима Шаврова. Трехместную "летающую лодку" с поднимаемым колесным шасси Шавров строил самостоятельно и с помощью ближайших коллег. Позднее сам Шавров в книге "История конструкций самолетов в СССР до 1938 г." вспоминал, что деревянные элементы корпуса и крыла самолета были изготовлены в квартире инженера Виктора Корвина, а окончательную сборку аппарата произвели на аэродроме в Ленинграде. После рулений на воде состоялся первый полет, а 6 августа 1929 года Ш-1 впервые совершил полет как амфибия: взлетев с воды, приземлился на сушу. Уже в августе самолет совершил перелет в Москву на Центральный аэродром на Ходынском поле. [4]
Ш-2, первый советский серийный самолет-амфибия, унаследовавший и развивший решения , примененные в Ш-1, представлял собой трехместную «летающую лодку» с деревянной конструкцией, колесным шасси ( заменяемым на лыжное ) и складывающимся крылом. Корпус обшивался фанерой, крыло - тканью с влагостойкой пропиткой, за исключением металлической центральной секции, где размещался 100-сильный двигатель. Запас топлива обеспечивал 11 часов полета.
Ш-2 служили стране более трех десятилетий - летали на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, их использовали в геологоразведочных экспедициях, в лесном хозяйстве, в качестве связного самолета.

ОКБ Георгия Бериева (ныне - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ростеха) играет важную роль в развитии самолетов-амфибий.

Разработка турбореактивных самолетов-амфибий в ОКБ Бериева началась еще в середине 1950-х годов, результатом чего стала Бе-10 — первая в мире серийная реактивная «летающая лодка». В 1980-х годах бюро создало А-40 «Альбатрос», крупневший в мире самолет-амфибию, с двумя реактивными двигателями, расположенными высоко над крылом и фюзеляжем. В ответ на постановление правительства России 1992 года о разработке многоцелевых амфибий для пассажирских и грузовых перевозок, спасательных операций и пожаротушения, был создан Бе-200, признанный лучшим в своем классе.
Бе-200 - единственный в мире реактивный самолет-амфибия, уникальный самолет для тушения лесных пожаров. Он способен взлетать и садиться при высоте волн до 1,2 м, нести до 12 т воды, забирая ее прямо с поверхности водоема в движении, в глиссирующем режиме, и обрушивая затем на очаг возгорания. Таким образом за одну заправку самолет способен доставить до 270 т воды. Максимальный взлетный вес Бе-200 на суше - 42 т, самолет разгоняется до 700 км/ч.

В 2010 году уникальный самолет успешно прошел испытание пеплом, возникшим в результате извержения вулкана в Исландии, который представляет угрозу для обычных пассажирских авиалайнеров. Бе-200ЧС использовался для борьбы с пожарами не только в России, но и в таких странах, как Греция, Израиль, Индонезия, Италия, Португалия, Сербия, Турция и Франция.
2.2 Анализ преимуществ и недостатков использования
Для более точной оценки эффективности стоит анализировать преимущества и недостатки в разных областях.
Пассажирские перевозки
Преимущества:
- Доступность удаленных районов (Самолеты-амфибии могут обеспечивать доступ в труднодоступные районы, где нет развитой инфраструктуры, аэропортов. Это особенно актуально для островов и отдаленных населенных пунктов..
- Гибкость в маршрутах (Возможность взлета и посадки на воде позволяет создавать маршруты, которые открывают новые возможности для туризма и бизнеса).
- Уникальный опыт для пассажиров (Полет на амфибии может стать интересным приключением, дающим возможность насладиться великолепными видами во время взлета и посадки на воду.)
Недостатки:
- Ограниченное количество пассажиров из-за более компактных размеров (72 пассажира и 4 члена экипажа)
- Недостаточный комфорт и удобства по сравнению с традиционными авиалайнерами.
- Сложности в обслуживании, так как требуются специальные навыки в связи с необходимостью содержания судна в водных условиях.
Грузоперевозки
Преимущества:
- Снижение логистических издержек в условиях отсутствия наземного транспорта или неблагоприятной дорожной обстановки.
- Возможность доступа к труднодоступным районам или зонам с природными катастрофами.
- Быстрое реагирование на спрос со стороны граждан.
Недостатки:
- Ограниченная грузоподъемность по сравнению с грузовыми самолетами.
- (максимальная загрузка для грузового варианта - 7500 кг, а для грузопассажирского - до 3000 кг и 28 пассажиров)
- Высокие эксплуатационные затраты из-за специфики обслуживания.
- Риски, связанные с особенностями посадки воздушного судна, должны обязательно учитываться, ведь груз должен доехать в целости и сохранности до потребителя.
Поисково-спасательные операции
Преимущества:
- Быстрая заправка водой (Эти самолеты набирают воду прям из водоемов, что значительно сокращает время, необходимое для повторной заправки, и позволяет оперативнее реагировать на разгорающиеся пожары)..
- Масштабируемость операций (Самолеты-амфибии могут выполнять как небольшие, так и крупные операции, что позволяет адаптировать объем воды, используемой для тушения пожара).
- Возможность работы в трудных условиях (Современные представители амфибийной авиации могут работать в сложных погодных условиях).
- Доставка группы спасателей (до 50 человек) и аварийно-спасательного оборудования в зону бедствия
- Поиски в заданном районе моря и определение координат кораблей, терпящих бедствие и эвакуация пострадавших.
Недостатки:
- Ограниченная грузоподъемность (Данный тип самолетов имеет возможность набрать ограниченное количество воды).
- Сложности с подготовкой пилотов (Требуется специальная подготовка, что может усложнять процесс обучения и сократить количество доступных пилотов, способных управлять такой техникой).
- Расходы на техническое обслуживание (Для обеспечения слежения за техническим состоянием и безопасностью эксплуатационные расходы могут быть высокими, что требует значительных финансовых вложений и ресурсов).
Заключение
Лесные пожары , стихийные бедствия и изменения климата вызывают беспокойства во многих странах, заставляя думать о мерах, которые могут помочь предотвратить или минимизировать ущерб. В этом контексте использование самолетов - амфибий в качестве средства борьбы с лесными пожарами и спасательных операций становится особенно важным.
Самолеты - амфибии могут за считанные минуты заполнить свои резервуары, произвести сброс воды над очагами возгорания. В условиях, когда каждая минута имеет значение, такая оперативность становится критическим фактором в тушении.
Не менее значимой является роль самолетов - амфибий в сфере пассажирских перевозок. Они могут использоваться для перевозок как в туристических целях, так и для осуществления регулярных рейсов между удаленными населенными пунктами. Туризм, который сегодня является одной из динамично развивающихся отраслей экономики, находит в таких самолетах удобство и возможность улучшения качества услуг. Туристические компании могут предлагать экскурсии и чартерные рейсы, сочетающие в себе не только удобный способ передвижения, но и захватывающие виды во время полета. Также стоит отметить, что быстрое и комфортное перемещение пассажиров в регионах, где может отсутствовать развитая дорожная сеть, становится важным фактором развития местной экономики.
Говоря про экономику, сразу следует вывод, что в контексте грузоперевозок данный транспорт также имеет преимущества. Там, где традиционные грузовые самолеты сталкиваются с проблемами, амфибии становятся незаменимыми.
Тем не менее, использование самолетов - амфибий связано и с определенными вызовами. На первом месте стоит высокая стоимость их эксплуатации и технического обслуживания. Они требуют значительных финансовых вложений как на этапе приобретения, так и в процессе использования. Это может стать серьезным препятствием для многих стран, особенно тех, которые имеют ограниченные финансовые ресурсы.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что амфибийная авиация действительно нужна в современных условиях. Уникальные характеристики позволяют значительно повысить эффективность при выполнении различных задач. Однако использование должно быть осмотрительным и рациональным, учитывающим все плюсы и минусы. Безусловно, в борьбе с нарастающими экологическими вызовами, самолеты-амфибии могут стать важной частью сложного механизма, направленного на защиту окружающей среды и сохранение жизни людей, а также ее улучшение.
Библиографический список
- https://nd.club/community/mihail-pogosyan
- https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/04/26/972618-mishustin-sanktsii-ne-prekratyatsya
- https://tass.ru/ekonomika/17212381
- https://www.aviationunion.ru/media/news/29044/
- https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/aviacionnaya-tehnika/mnogocelevoy-samolet-amfibiya-be-200chs
- https://atf.ru/articles/obzory/samolet-amfibiya-kharakteristiki-naznachenie-i-obsluzhivanie-sudna-/
- http://roe.ru/catalog/vozdushno-kosmicheskie-sily/samolety-spetsialnogo-naznacheniya/be-200/
|