Воскресенье, 05.02.2023, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцатая олимпиада посвящена 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Какую роль сыграли женщины-пилоты в истории авиации и воздухоплавания?

Автор: Колыванова Екатерина Павловна
Возраст: 16 лет
Место учебы: КГАПОУ "Авиатехникум"
Город, регион: г. Пермь, Пермский край
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Архипова Л.Г., Зиннатова О.М., КГАПОУ "Авиатехникум"

Какую роль сыграли женщины-пилоты в истории авиации и воздухоплавания?

План

Введение
1. Первые женщины-пилоты на начальном этапе развития авиации2. Женщины-пилоты на этапе рассвета авиации
3. Участие женщин-пилотов в Великой Отечественной войне
4. Рекордсменки женщины-пилоты в послевоенное время
Заключение
Список литературы

Введение

Девушка-пилот - авиатрисса. Так называют женщин-авиаторов. Союз «Авиатрисса» объединяет всех женщин лётных специальностей. Изначально профессия пилот была исключительно мужская, но и девушки не остались в стороне и тоже стали интересоваться этой увлекательной профессией. Люди считали, что девушки не способны управлять такой техникой, поэтому не допускали женщин к обучению, но девушки смогли доказать, что это не так.

Первые авиатриссы появились благодаря своему желанию летать и желанию доказать, что девушки не хуже мужчин могут справляться с такой техникой. Почти каждая лётчица попала в историю со своей уникальной историей. До сих пор женщина-пилот звучит достойно и вызывает у людей чувство гордости.

Гипотеза работы: удалось ли женщинам-пилотам покорить небо.

Цель работы: анализ освоения неба женщинами-пилотами.

Задачи:

  • выяснить какие авиатриссы были первыми в России и зарубежом на начальном этапе развития авиации;
  • определить первые достижения женщин в пилотировании;
  • изучить авиатрисс и их достижения в пилотировании на этапе рассвета авиации;
  • проанализировать участие женщин-летчиц в ВОВ;
  • изучить современные авиационные рекорды авиатрисс в индивидуальном и групповом пилотировании;
  • сделать выводы по освоению неба авиатриссами.

 1. Первые женщины-пилоты на начальном этапе развития авиации

1.1. Русские авиатриссы

В начале 20 века произошло бурное развитие авиации во всём мире, в том числе Российская империя стала проявлять к ней интерес. Появились знаменные летчики, такие как Нестеров, Ефимов, Казаков и многие другие, которые участвовали в первой мировой войне. Женщины не остались в стороне в опасное для страны время и также участвовали в военных действия в качестве лётчиков: Софья Долгорукова (Бобринская), Елена Самсонова и другие.

Первая женщина-пилот в России, лётчица-рекордсменка – это Лидия Виссарионовна Зверева (см. рисунок 1).

В 1911 году она сдала экзамен на самолёте Farman IV и получила диплом Императорского клуба. Зверева Л.В. стала первой женщиной в мире, выполнившей целую серию сложнейших фигур высшего пилотажа: мертвую петлю, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором (двигатель включался, лишь когда самолет разгонялся на низких высотах).

Следом за Зверевой Л.В. летный диплом получила Евгения Михайловна Шаховская (см. рисунок 2). Она стала летчицей также в 1911 году, сдав экзамен в Германии. С началом Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт и была туда направлена. Считается, что Е. Шаховская была первой женщиной-военным летчиком в мире, но это документально это подтвердить не могут.

Ещё одна известная женщина в Росси, получившая лицензию пилота, лётчица-рекордсменка, первая женщина-лётчик-испытатель - Любовь Александровна Галанчикова (см. рисунок 3). Испытывая самолёт "Фоккер" Галанчикова смогла подняться на высоту в 2200 метров и, таким образом, установила мировой рекорд среди женщин.

1.2. Зарубежные женщины-пилоты

Уникальность летчиц начала 20 века в том, что они стали первыми, кто решился рисковать своей жизнью ради покорения воздушного пространства наравне с мужчинами, и кто вдохновлял мужчин на новые достижения.

2. Женщины-пилоты на этапе рассвета авиации

2.1. Советские авиатриссы

В 20-30-е годы XX века произошёл прорыв в промышленности, в том числе и в авиационной, широко развивались авиаклубы и авиашколы. В СССР образована организация «Осоавиахим», которая поддерживает сотни аэроклубов, членство в которых открыто для претендентов любых возрастов. Большое количество молодёжи: юношей и девушек, хотели стать военными и летчиками.

Советская лётчица Валентина Степановна Гризодубова участница одного из рекордных перелётов, дослужила до звания полковник. Валентина Степановна – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.

Первый свой полёт она совершила на планере в 14 лет на слёте планеристов в Коктебели. Занималась планёрным спортом. Работала лётчиком-инструктором, подготовила десятки молодых лётчиков. Облетела почти всю страну на различных типах самолетов, агитируя других девушек приходить учиться в авиашколы.

В октябре 1937 года Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолётах. Вместе с Расковой установили рекорд дальности по прямой.

В 1939 году Валентина Степановна была назначена начальником Управления международных воздушных линий ГВФ СССР. Проявила она себя талантливым организатором и дипломатом, открыв первые регулярные рейсы в Европу.

Принесла Гризодубова огромную пользу и на фронте. Во время Великой Отечественной войны командовала 101-м полком авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда в мужском полку командиром была назначена женщина.

Лётчик-штурман советского времени Марина Михайловна Раскова, получила звание майора Военно-воздушных сил красной армии, в числе первых женщин, которые были удостоены званием Герой Советского Союза.

Работала штурманом, провела масштабную аэрофотосъемку для обустройства гидроавиалинии. Работала инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории, инструктором по «слепым» полётам и преподаватель штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава.

В 1937 году Марина Михайловна приняла участие в установлении мирового авиационного рекорда дальности, была она штурманом. А 24 октября этого же года Раскова и Гризодубова установили рекорд дальности по прямой, среди лёгких самолётов.

В начале ВОВ в 1941 году с одобрения Ставки ВГК сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и «Осовиахима», авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2) (неофициальное название «Ночные ведьмы»). Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Марина Раскова погибла в 1943 г. при выполнении боевого задания.

Советская лётчица Полина Денисовна Осипенко, одна из первых удостоена звания Герой Советского Союза.

Полина Осипенко закончила Качинскую школу военных пилотов. Уже тогда её готовили к установлению авиационных рекордов. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации.

Летом в 1937 году Полина Денисовна побила три мировых рекорда высотных полётов без нагрузки и с грузом. В 1938 году возглавляла беспосадочный перелёт, её экипаж установил международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

Полина Осипенко погибла в мае 1939 года в авиакатастрофе.

2.2. Совместный рекорд Гризодубовой, Расковой и Осипенко

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» был совершен беспосадочный перелёт экипажем в составе:

  • командира - Валентины Степановны Гризодубовой,
  • второго пилота – Полины Денисовны Осипенко,
  • штурмана – Марины Михайловны Расковой.

Маршрут Москва – Дальний Восток был протяжённостью 6450 км. Перелёт длился 26 часов             29 минут. Тогда был установлен женский мировой авиационный рекорд.

Полёт проходил при сложных метеоусловиях: обледенение, сильные порывы ветра. Из-за этого пришлось снизить высоту, увеличив расход топлива. В данных условиях экипажу пришлось принимать трудные и ответственные решения. Штурману Марине Расковой пришлось прыгнуть с парашютом в суровой таёжной местности, по которой она добиралась несколько суток до места приземления своего экипажа.

За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Марине Расковой и Полине Осипенко 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

2.2. Зарубежные женщины-пилоты

В период рассвета авиации женщины ни на толику не уступили своего места в покорении неба, а заняли устойчивое и успешное положение в международном авиационном движении. Они по-прежнему смело и отважно занимались чисто мужской профессией. Конечно, в этот период их было немного, но тем ценнее память о каждой из них, оставивших след в уходящем прогрессе.

3. Участие женщин-пилотов в Великой Отечественной войне

Женщины воевали наравне с мужчинами и совершали подвиги.

Советская лётчица Екатерина Ивановна Зеленко (см. рисунок 17), она единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран. Зеленко совершила подвиг, равного которому не совершала ни одна другая летчица Второй мировой войны, – воздушный таран.

Была спортсменкой-планеристкой высокого уровня, имея на личном счету даже один мировой рекорд для женских экипажей планеров по дальности полета.

Она решила пойти на службу в Красную армию в 1934 году, была единственной женщиной-пилотом, участвовавшей в советско-финской войне (1939—1940).

В годы ВОВ совершала разведывательные боевые вылеты на самолёте Су-2. Во время одного из таких вылетов таранила немецкий истребитель Me-109 и погибла.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:

«А ведь это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!»

Советская лётчица-ас истребительной авиации Лидия Владимировна Литвяк —самая результативная женщина-пилот Второй мировой войны, Герой Советского Союза. В годы ВОВ получила прозвище «Белая лилия Сталинграда». На боевом счету Лидии Литвяк за 11 месяцев службы было совершено 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе. Она летала на истребителе Як-1.

Лидия Литвяк (см. рисунок 18) прожила короткую, но яркую, героическую, наполненную любовью к родине и друзьям жизнь. Её судьба, как и у всех советских девушек и парней, оказалась разделена на два периода самым страшным словом – «война».

3.2. Участие в ВОВ американских женщин пилотов

Несмотря на то, что во Второй мировой войне принимало участие 61 государство, только в шести странах женщин-пилотов привлекли на помощь военно-воздушным силам. И только в СССР женщины воевали на фронте наравне с мужчинами. Использование женщин в Великобритании и США на перегонах самолетов было вызвано в меньшей степени нехваткой пилотов-мужчин, и больше объяснялось патриотическим подъемом женского движения в стране. Мужественные женщины-пилоты выполнили колоссальный объем работ, взвалив на свои плечи тяжелейший груз военной профессии, посильный далеко не каждому мужчине. Низкий им поклон, безмерное уважение и наша вечная память.

4. Рекордсменки женщины-пилоты в послевоенное время

4.1. На военных самолётах

Советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира Марина Лаврентьева Попович.

С 1960 года Марина Попович (см. рисунок 20) стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах.  Стала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ).

В 1965 году на самолёте Як-25РВ с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. В 1967 году Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте Як-25РВ по маршруту «Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград» 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта Ан-22 «Антей»; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн. В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями Мариной Попович и Сергеем Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.

Советский космонавт, лётчик-испытатель, майор военно-воздушных сил СССР, педагог и общественный деятель Светлана Евгеньевна Савицкая (см. рисунок 21). Вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой. Первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР. С 1969 года по 1977 год Светлана Савицкая входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. В 1975—1978 годах установила на учебно-боевом МиГ-25ПУ 4 женских рекорда высоты и скорости полёта.

4.2. На спортивных самолётах

Женщина–легенда (уроженка Пермского края) Валентина Кузьмовна Яикова (Голдобина). Имеет звание абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, она — единственная женщина в мире, трижды подтверждавшая звание абсолютной чемпионки на европейских состязаниях, абсолютная чемпионка СССР, дважды — Белорусской ССР. 17 раз была чемпионкой мира в командных упражнениях и это не все. Валентина Кузьмовна провела за штурвалом 6500 часов. Освоила 24 типа самолетов и вертолетов.

Российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолётному спорту Светлана Владимировна Капанина (см. рисунок 23). Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, планёр LET L-13 Бланик. Является членом пилотажной группы «Первый полёт».

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу, в 1993 году стала серебряным призёром чемпионата Европы. Капанина    самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: 38-кратная чемпионка и 7-кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, 8-кратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 12-кратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России, чемпионка СССР, абсолютная чемпионка Великобритании.

Всего на международных соревнованиях различного ранга она завоевала 62 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых медалей. Благодаря успешному выступлению Капаниной сборная команда России по высшему пилотажу одержала восемь командных побед. Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания „Сухой“» «ОКБ Сухого. Лучший пилот столетия (по версии FAI).

В 2003 году занесена в книгу рекордов Гиннесса — как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации.

4.3. На гражданских самолётах

Советская женщина-пилот «Аэрофлота», мировая рекордсменка, единственная женщина в нашей стране женщина, удостоенная звания «Заслуженный пилот СССР» - Ираида Фёдоровна Вертипрахова (рисунок 24). Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налет часов».

Сначала летала на ближнемагистральных турбовинтовых самолётах Ил-14, Ил-18, командиром которого она являлась в течение многих лет. Переучившись на пассажирский дальнемагистральный турбореактивный самолёт Ил-62 — она стала первой в Советском Союзе женщиной-командиром самолёта Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот». Позже она освоила среднемагистральный самолёт Ту-154, став его командиром.

Летчица-спортсменка ДОСААФ Евгения Николаевна Мартова (см. рисунок 25). Имеет семь мировых рекордов дальности и скорости полетов на самолетах, в том числе на сверхзвуковых.

В 1966 году на самолете МиГ-21 Евгения Мартова побила мировые рекорды скорости полета:

- в 1966 г. пролетела замкнутый маршрут в 2000 км средней скоростью 900 км/ч (этот рекорд не превзойден до сих пор);

- в 1967 г. пролетела 100-километровую замкнутую дистанцию со скоростью 2128,7 километра в час (этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины).

Одна из двух женщин-пилотов командиров Ил-18 в Советском Союзе - Тамара Григорьевна Павленко, совершала дальние сложные рейсы "Алма-Ата - Ленинград", "Алма-Ата - Симферополь", "Алма-Ата - Киев", и так далее. Лайнер Ил-18 был сложным, и даже не каждый летчик-мужчина мог летать так классно, как летала Тамара Павленко.

Единственная в России женщина-штурман самолёта Ил-62 - Козырь Галина Антоновна. Установила три мировых рекорда на самолете Ил-18, пять - на Ил-62 и мировой рекорд по парашютному спорту.

Пилот 1-го класса, рекордсмен мира, человек, создавший музей истории авиации и космонавтики - Галина Олеговна Смагина (см. рисунок 26). Она имеет общий налет одиннадцать тысяч часов. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями и почетными знаками. Почетный гражданин Перми, награждена Строгановской премией Пермского землячества в номинации «За честь и достоинство» с формулировкой «за преданность и любовь к авиации на протяжении всей жизни, за личный вклад в развитие авиации, подготовку кадров авиационной промышленности, повышение престижа города Перми и России на мировом уровне».

Была командиром Ту-134, проносилась в памирских ущельях на Як-40, учила молодежь летать на истребителях, ставила мировые рекорды.

Осваивала Як-40, Як-18У, Як-18П, Z-326, Ил-62М, УТИ-МиГ-15, МиГ-17, Ту-154А.

Галина Смагина стала инициатором музея авиации в техникуме в Перми.

«Создание музея авиации было задумано с целью повышения интереса молодежи к авиации, потому что он в последние годы несколько снизился».
Галина Смагина

В 2011 году, в год 50-летия полета Юрия Гагарина, музей был открыт. В настоящее время он расположен в учебном корпусе техникума и насчитывает десятки уникальных экспонатов. Собирать их помогали и помогают бывшие работники предприятий, производящих авиационную и космическую технику в нашем городе, а также все любители и поклонники авиации.

4.4. Рекорд на Ил-62М

В 1977 году первый в мире женский экипаж турбореактивного дальнемагистрального пассажирского самолёта "Ил-62М": командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Несколько мировых рекордов по дальности и высоте, пролетев по трассе Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва, а также выполнил беспосадочный перелет по маршруту София - Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 км и в три раза перекрыв рекорд американских лётчиц.

Заключение

В работе была проанализирована деятельность женщин-пилотов в разное время, в разных странах, были рассмотрены и изучены личности и достижения летчиц, принимавших участие в развитии авиации.

Подводя итоги работы, можно выделить несколько элементов, являющихся существенным вкладом авиатрисс:

  • первые авиатриссы проложили дорогу женщинам в авиацию, доказав своим примером, что они могут справляться с этой мужской профессией;
  • женщины-пилоты героически и самоотверженно выполняли боевые задачи во время войны, не жалея собственной жизни;
  • авиатриссы показали всему миру, что могут совершать боевые вылеты, выполнять спортивные полёты, ставить рекорды наравне с мужчинами;
  • лётчицы, будь то спортсменки, военнослужащие, штурманы, командиры самолётов, обладают по истине женскими чертами характера (такими, как аккуратность, точность, дотошность), которые особенно востребованы в авиации;
  • в дополнении можно отметить, что женщины, покоряя воздушное пространство сподвигают мужчин на новые достижения.

Достижения женщин-пилотов вызывают уважение и гордость, а также приятно осознавать свою гендерную причастность к женщинам и понимать, что женщина может всё.

Список литературы

  1. Warfare History Network (США): женщины в ВВС. Первая часть I 07.10.2022, ИноСМИ (inosmi.ru) [Электронный ресурс] - URL: https://inosmi.ru/20190127/244455421.html?ysclid=lcrluxpf4r251827469
  2. Драматический полет женского экипажа на самолете «Родина» [Электронный ресурс]-URL: https://masterok-livejournal-com.turbopages.org/turbo/masterok.livejournal.com/s/6702661.html
  3. Информация из Википедии: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Зверева,_Лидия_Виссарионовна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Осипенко,_Полина_Денисовна, https://thebiggest.ru/lyudi-i-zhivotnye/samye-izvestnye-lyotchitsy-v-mire.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Галанчикова,_Любовь_Александровна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кузнецова-Новолейник,_Домникия_Иларионовна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Гризодубова,_Валентина_Степановна, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Раскова,_Марина_Михайловна
  4. Кравцова Н., Ракобольская И. Нас называли ночными ведьмами
  5. Красные соколы. Советские лётчики 1936-1953 [Электронный ресурс]-URL: http://airaces.narod.ru/woman/grizod_v.htm
  6. Литвяк / С. Ю. Щукарев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (14.01.2023) | Автор: Колыванова Екатерина Павловна E W
Просмотров: 114 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ЗАВЕРШЁН!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАВЕРШЁН!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Образец оформления (13793)
Попов Егор Андреевич (1237)
Водолазов Николай Александрович (1009)
Манахов Данила Дмитриевич (402)
Янченков Иван Владимирович (355)
Шугаепова Диана Руслановна (299)
Сальников Егор Олегович (234)
Аскаров Аяз Филаритович (212)
Великоцкая Полина Евгеньевна (189)
Белков Артём Дмитриевич (168)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2023