Пятница, 29.03.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

Конструкторская школа А.Н. Туполева и её влияние на развитие мировой авиации

Автор: Тарасов Дмитрий
Возраст: 12 лет
Место учебы: МБУ ДО ЦТТ г. Лиски
Регион: Воронежская область, с. Залужное
Руководитель: Михайлов А.Н.

Конструкторская школа А.Н. Туполева
и её влияние на развитие мировой авиации

План

1. Введение
2. А.Н. Туполев и его конструкторское бюро (КБ)
    2.1. Андрей Николаевич Туполев
    2.2. Конструкторское бюро «Туполев» 
    2.3. «Кто-то ведь должен начинать, други мои!»
3. Заключение
4. Список источников

 

1.    Введение

«В основе любого успеха лежит усердие»
Николай Егорович Жуковский

Россия на протяжении всей истории развития воздухоплавания была в числе ведущих авиационных держав. Наша авиация всегда являлась гордостью нации, воплощением передовых научных и технических идей, катализатором научно-технического прогресса. Анализ положения России с учетом возможностей гражданской и военной авиации показывает, что приоритетное развитие и эффективное применение авиации, наряду с космическими системами, в наибольшей степени отвечает национальным интересам России. Авиация играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности государства и удовлетворении внешних и внутренних транспортных потребностей. Авиационная техника занимает значительное место в международной торговле.

Ведущая роль в решении задач в области аэродинамики принадлежала фундаментальным теоретическим исследованиям, на базе которых строились расчетные инженерные методы, составляющие основу прикладной теории.

Одним из наиболее известных и выдающихся был Андрей Николаевич Туполев, авиаконструктор с мировым именем.

Становление и развитие конструкторского бюро А.Н. Туполева во многом отличались от других отечественных авиационных КБ. Прежде всего, КБ Туполева явилось органическим воплощением и продолжением всех тех передовых тенденций, которые имелись в русской авиационной науке и технике в начале ХХ века. Созданию КБ предшествовал бурный рост интереса к проблемам воздухоплавания и авиации в России.

Благодаря деятельности А.Н. Туполева страна получила мощную стратегическую авиацию, что помогло в послевоенный период удержать равновесие в "холодной войне" и не позволило спихнуть земной шар в пучину термоядерной войны.

Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.

2. А.Н. Туполев и его конструкторское бюро (КБ)

2.1. Андрей Николаевич Туполев

«Я чувствовал, что мне надо идти по технике, потому что технику я любил».
Андрей Николаевич Туполев

В истории России немало талантливых людей. Каждый из них уникален своей интересной и неповторимой судьбой. Долгую и славную жизнь прожил великий авиаконструктор и организатор производства авиационной техники Андрей Николаевич Туполев.

Родился он в селе Пустомазово Тверской губернии 29 октября 1888 года.
Он был шестым, предпоследним ребенком в семье. Отец, Николай Иванович был нотариусом, мать, Анна Васильевна, дворянкой с хорошим воспитанием. Родители ничего не жалели для будущего своих детей, атмосфера располагала к занятиям.

Родители А.Н. Туполева Анна Васильевна и Николай Иванович

В детстве Туполев посещал церковно-приходскую школу, позже Тверскую мужскую гимназию. Он прилежно учился, не считался первым учеником в школе. Старался не выделяться. Его столярные изделия отбирали для выставок, а на уроке физики он делал доклад о происхождении жизни, чем очень гордился.

Туполев – гимназист, 1907 г.

Возможно, Туполев мог и не стать великим авиаконструктором, если бы не учитель физики Н.Ф. Платонов. Педагог организовал в гимназии астрономический кружок. Он учил детей думать, а не просто рассказывал о планетах. У юного Андрея возникали вопросы: почему люди, подобно птицам, не могут свободно парить в небе?

Пришло время учиться дальше, и учитель физики помог юноше определиться с призванием. Он увидел в любимом ученике то, что не видели родные. Туполев поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана).

На становление Туполева, как никто другой, повлиял Николай Егорович Жуковский. Профессор, основоположник русской авиации, один из известнейших ученых своего времени, был человеком поразительного ума.

Однажды Жуковский привез в МВТУ планер, подаренный ему Отто Лилиенталем, пионером авиации из Германии. Туполев был в восторге: внимательно рассматривал аппарат, делал записи, зарисовки. 
Любознательный ученик сразу обратил на себя внимание профессора. С каждым его уроком интерес Туполева к полету человека в небе рос.

В МВТУ работала аэродинамическая лаборатория. Туполев посещал кружок воздухоплавания. Самые талантливые ученики, увидев конструкцию Лилиенталя, загорелись идеей построить собственный планер. Ребята проводили выставки, собирали деньги, покупали материалы и приборы.

Планер был готов. Пришло время испытать. Крепким, физически стойким, умеющим держать себя в руках в чрезвычайной ситуации признали Туполева.

 $

Разбег перед испытаниями планера, построенного в МВТУ. 1910 г.

Полет прошел успешно. Планер мог летать, а студент Андрей Туполев стал первым «летчиком» МВТУ. Жуковский тогда объявил: «Смею утверждать, что наш студент, господин Туполев, ˗ редкий талант, Туполев ˗ будущее отечественной авиации».

11 июня 1918 года состоялась защита. После неё Андрея Туполева назвали достойным кандидатом на получение стипендии для приготовления к преподавательской деятельности. Но он предпочел практику: создание авиационной техники.

2.2. Конструкторское бюро «Туполев»

Конструкторское бюро «Туполев» — российское авиационное проектно-конструкторское бюро, созданное 22 октября 1922 года авиаконструктором А. Н. Туполевым в СССР и долгие годы управляемое им.

На создание, развитие и многолетнюю плодотворную деятельность КБ повлияли все те передовые тенденции, которые имелись в российской и мировой авиационной науке и технике в начале ХХ века. За почти вековой период в стенах бюро было создано более трехсот проектов летательных аппаратов различных типов и назначений, из которых девяносто было доведено до постройки и испытаний, а около пятидесяти было передано в серийное производство.

В начале ХХ века ни для кого не секрет, что самолеты строили из дерева. Еще студентам МВТУ в руки попали обломки металлического самолета немецкой фирмы «Юнкерс» из дюралюминия (4% меди, 0,5% магния, небольшое количество марганца). Закаленный сплав обладал повышенной прочностью. Туполева заинтересовали обломки «Юнкерса». Он провел исследование, сравнил с конструкцией из дерева. Таким образом, обнаружил, что дюралюминий в разы прочнее и для развития советской авиации просто необходимо переходить на металл.

Шла гражданская война, требовались аэросани. Андрей Николаевич предложил использовать металл для их создания. Встретил несогласие, но сани АНТ-1 с использованием металла были сконструированы и испытаны по маршруту Москва – Сергиев Посад – Москва, протяженностью 140 километров. Туполев обнаружил дефекты. Устранил. Машина АНТ-2 успешно прошла испытание по маршруту с большей протяженностью (Москва – Тверь - Москва). Испытание АНТ-2 убелило создателя в переходе от дерева к металлу.

Следующим важнейшим этапом стало создание самолета. Опыта не было. Строили с лета 1922 по осень 1923 года. АНТ-1 впервые использовали кольчугаллюминий. 

Уже тогда сложился процесс проектирования, которым конструкторы пользуются о по сей день.

Затем началось строительство самолета АНТ-2. Работала конструкторская группа, искренне заинтересованная и нашедшая свое призвание. 21 января 1924 года умер В.И. Ленин. Туполевцы готовили металлический моноплан в подарок ему, ведь именно он помог организовать конструкторское бюро и назвал Жуковского отцом русской авиации. Двигатель установили в три раза мощнее, чем у АНТ-1. Расчетная скорость составляла 170 км/ч, высота 3,5 км. 

26 мая 1924 года цельнометаллический АНТ-2 впервые взлетел. Месяц спустя самолет учувствовал в митинге, посвящённому Ленину. Все получалось. Перед конструкторской бригадой открывались перспективы. 
Руководитель ВВС Красной Армии заказал у Туполева металлический самолет-разведчик. АНТ-3 строили на базе АНТ-2. Мощность мотора составила 400 лошадиных сил. На нем решили побить рекорд француза Аррошара, пролетевшего за три дня 7000 километров.

Параллельно, готовясь к перелету, команда Туполева готовила первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан ТБ-1 (АНТ-4). На ТБ-1 установлены были два мировых рекорда по продолжительности полета с грузом, совершены десятки выдающихся перелетов.

31 августа 1926 года АНТ-3 готовился в свой исторический полет. За три дня нужно было пролететь больше, чем Аллошар. Туполев хотел доказать миру, «…что может собственных Невтонов и быстрых разумов Платонов российская земля рождать». Победу одержали. Самолет пролетел 7150 километров за 34 часа 15 минут летного времени. Благодаря Туполеву за рубежом заговорили о нашей науке.

2.3. «Кто-то ведь должен начинать, други мои!

Минуло 10 лет. КБ признали самым ценным учреждением СССР. Отличные результаты показал АНТ-3, пролетев 20000 километров за 153 часа. Был создан торпедный катер АНТ-4 («Туполев»), истребитель АНТ-5 (И-4). Туполев в это время строил очень много разных машин.

И-4, 1927 г.

Машина АНТ-3 на выставке в Германии вызвала восторг. Андрея Николаевича узнают, жмут руку, поздравляют.

Вскоре поступил новый заказ: первый цельнометаллический пассажирский самолет. АНТ-4 был сдан в срок. Летчики хвалили машину. Оценили самолет и в мире: после этого все тяжелые самолеты строились по схеме моноплана.

Для Туполева самой важной профессиональной задачей было создание машин, не имеющих аналогов в мире. В тоже время они должны были быть удобными в производстве.

Конструкторы усердно работали. Когда был спроектирован самолет АНТ-9 («Крылья Советов»), Андрей Николаевич был очень доволен своим изобретением. Не дождавшись государственных испытаний, привез на аэродром свою семью, посадил в самолет и дал команду на взлет. Этим он показал своим коллегам, что он им очень доверяет и уверен в их профессионализме и добросовестности.

Дальние перелёты всегда давались АНТ-9 и заканчивались победой. Однажды, при перелёте в Америку, у самолета отказал один двигатель. Пришлось лететь на одном моторе, выбросив все лишнее. Америка приветствовала героев. Иностранная пресса критиковала своих конструкторов в том, что они не перешли на металл, что отстают от Туполева, отстают от смело шагающей вперёд советской науки.

Генеральный секретарь компартии США Гэс Холл, А.Н. Туполев, председатель компартии Генри Уинстон (слева направо)

Были и те, кто противостоял бюро. Немецкая фирма «Юнкерс» утверждала, что туполевцы взяли за основу их конструкцию металлического крыла и украли их идею. 

Было доказано, что туполевское металлическое крыло своеобразно, оно построено по оригинальной схеме, которая впоследствии станет классической в самолетостроении.

С каждым днем слава Туполева росла.

В 30-е годы СССР единственная страна в мире, где производили такие мощные бомбардировщики, как ТБ-1, ТБ-3 (АНТ-6). 

ТБ-1, 1925 г.(сверху)и ТБ-3, 1930 г. (снизу)

Все чаще Андрей Николаевич задумывается о многоместных пассажирских самолетах. Он хотел упрощать людям жизнь. Хотел, чтобы быстрее преодолевались расстояния, и каждый человек мог почувствовать себя птицей. За основу он взял ТБ-3. Конструктор продумывал все до мелочей. Туполев выбирал оформление, сам проверял кресла, санузел. В салоне самолета появилась стюардесса. Был создан АНТ-14 с 36 пассажирскими местами. На нем над Москвой полетало 40 тысяч человек.

К юбилею великого писателя был создан самолет «Максим Горький». В будущем на борту АНТ-20 должна была располагаться типография, радиостанция и зал для лекций и выступлений. Самолет должен был быть мощный. Для улучшения управления Туполев принимает решение установить сервопривод – дистанционно управляемый электрический вспомогательный мотор. Ни одна фирма до этого не ставила сервопривод. «Они не ставят, а мы поставим», ˗ отвечал Андрей Николаевич. Он всегда смело принимал решения. Кто-то должен был начинать.

Спустя время установка такого мотора стала обязательной на всех тяжелых самолетах в мире.

Очередной мозговой штурм в кабинете у А.Н.Туполева, 1962 г.

При создании пассажирских самолетов возникла проблема в том, как поднимать пассажиров на борт. Туполев предложил в виде трапа откидывать часть нижней поверхности фюзеляжа. Опять были возмущения, что никто так в мире не делал. Но Туполев не побоялся стать первым. Конструкция оказалась очень удачной и используется данная система и сегодня.

В 1932 году Туполев получил ученое звание доктора технических наук без защиты диссертации. В это же время вместе с бригадой был собран самолет АНТ-25 «Рекордная дальность», установивший мировой рекорд полета. Крыло этого самолете было в 2,5 раза длиннее самой машины. Размах крыла 35 метров. Многие говорили, что такое крыло разрушится. Но крылья оказались совершенными, вибраций не было. Андрей Николаевич все рассчитал.

АНТ-25, 1933 г.

Исторический перелет на АНТ-25 совершил летчик Громов. Он стартовал 12 июля 1937 года и без посадок преодолел путь из СССР в США самым кратчайшим путем через северный полюс. Американский народ встречал самолет с восхищением и радостью.

Через некоторое время, построенный АНТ-2 выручил СССР в войну.

В 1941 году Андрей Николаевич был отправлен в Омск, где по его инициативе был построен крупный авиазавод и аэродром. Здесь были две задачи: подготовить модель 103-у и закончить работу над 103-В. На новом авиазаводе собирали самый скоростной бомбардировщик второй мировой войны Ту-2 («103», АНТ-58).

Ту-2, 1941 г.

Легендарный Ту-2 стоял на вооружении СССР, Болгарии. Польши, Румынии, Венгрии, Китая и Индонезии. Он был незаменим до 50-х годов, вплоть до эры реактивных самолетов.

В 1945 году коллективу Туполева поступает заказ на бомбардировщик Ту-4. Они служил почти десятилетие в разных вариантах, в том числе как носитель ядерного оружия, а также первого самолета-снаряда класса «воздух-поверхность».

Ту-4, 1947 г.

На базе Ту-4 Андрей Николаевич предложил создать пассажирский самолет Ту-70. Над интерьером работала жена Туполева. Самолет долго служил, перевозил политических деятелей. На нем часто летал и сам Туполев.

В 1947 году выходит первый отечественный реактивный военный бомбардировщик Ту-12. В этом же году возникает необходимость создания скоростного фронтового реактивного бомбардировщика Ту-14. Новые реактивные двигатели не оправдали мощности. Андрей Николаевич принимает решение добавить еще один двигатель. Находит решение разместить его в хвостовой части фюзеляжа. Таким образом Туполев стал автором первого самолета с третьим двигателем, расположенном на хвосте.

Ту-14

В 1948 году после 60-летия Туполева поступил заказ построить сверхдальний бомбардировщик, способный долететь до Америки. Дальность полета должна была быть 13000 километров. 9 января 1951 года Ту-85 отправился в первый полет.

Гордостью конструкторского бюро считается Ту-16. Зимой 1952 года самолет впервые взлетел. Это самолет известен во многих странах. Ту-16 доверяли в Армии Советского Союза, Индонезии. Сирии, Ирака. Про этот самолет писали в иностранных журналах. Говорили о том, что А.Н. Туполев при создании Ту-16 достиг вершины своего инженерного искусства.

Ту-16, 1952 г.

На базе Ту-16 построили первую реактивную реактивную пассажирскую машину Ту-104. Россия удивила западный мир своим более совершенным самолетом.

Ту-104, 1955 г.

На базе Ту-95 был построен Ту-114. Позднее специально для Н.С. Хрущева построили самолет Ту-124. 

Ту-114, 1957 г.

В авиации заговорили о создании пассажирского самолета со сверхзвуковой скоростью.

Франция и Великобритания объединились ля создания такого самолета. Он носил название «Конкорд». Туполев с сыном Алексеем набрасывает эскизы будущего Ту-144.

Форму крала выбрали очень тонкую треугольную в форме буквы S. Нос сделал «кланяющимся». чтобы не закрывать обзор летчикам. Это очередное Туполевское новаторство.

Ту-144 в полёте

Первый сверхзвуковой самолет взлетел в небо 31 декабря 1968 года. На проектирование самолета ушло пять лет. Иностранный «Конкорд» был готов позднее и взлетел два месяца спустя.

Ту-144 перевез 3194 пассажира, 16 машин совершили 2566 вылетов. После посадки нельзя было прикоснуться к обшивке самолета. Ее температура составляла 120 градусов. 

А.Н. Туполев, А.А, Туполев и экипаж в первый день полета Ту-144

А.Н. Туполев – это целая эпоха становление и развития авиационной техники. Он один из организаторов Конструкторского Бюро и создатель научной базы отечественной авиации.

Сегодня ПАО «Туполев» продолжает традиции предприятия, основанного в 1922 году величайшим российским авиаконструктором и организатором отечественного авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым.

ПАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время ПАО «Туполев» является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. 

3. Заключение

Андрей Николаевич стоял у истоков развития советской авиации. Начиная от проектировки деревянных планеров, затем, впервые, - цельнометаллических конструкций, и, наконец, сверхзвуковых пассажирских самолётов, Туполев молниеносно реагировал на появление технических новшеств, включая их в разработку отечественных самолётов. Именно поэтому работы авиаконструктора всегда были актуальными и отвечали запросам времени.

Андрей Николаевич Туполев является авиаконструктором с мировым именем. Трудно представить себе развитие отечественной авиации без имени выдающегося учёного XX столетия академика А.Н. Туполева.
Авиаконструктор и организатор, инициалы которого по-разному сплетались в названиях самых различных типов самолетов, от истребителя до дальнего бомбардировщика и авиалайнера, А.Н. Туполев вошел в историю отечественной авиации с ее началом и внес крупнейший вклад в ее развитие.

Основным направлением деятельности КБ было и остается создание самолетов военного и гражданского назначения: фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики; пассажирские и грузовые самолеты. Кроме этого, коллектив КБ создавал самолеты-истребители, гидросамолеты – летающие лодки, аэросани, торпедные катера. За время деятельности КБ в небо нашей планеты поднялось около 19000 самолетов под маркой «Ту».

Под руководством и при активном участии генеральных конструкторов А.Н. Туполева и А.А. Туполева и их приемников, коллектив КБ создал целую линейку высококлассных образцов авиационной техники, навсегда вошедших в мировую и отечественную историю авиации.

Вклад, осуществленный А.Н. Туполевым в развитие мировой авиации трудно переоценить. Самолёты, родившиеся в конструкторском бюро им. Туполева, перевозят сегодня около 60% авиапассажиров в стране - около 80 миллионов ежегодно.

4. Источники информации

  1. Бобрышев А.П. Самолеты «Туполев» для ВВС СССР и Росии / А.П. Бобышев // Аэрокосмическое обозрение: аналитика, комментарии, обзоры / гл. ред. И. Васильев ; учред. ООО «Издательский Дом «Бедретдинов и Ко». – Москва, 2012. – № 4(59). – С. 14-21.
  2. Бобрышев А.П. 90 лет конструкторскому бюро ОАО «Туполев» / А.П. Бобышев // Аэрокосмическое обозрение: аналитика, комментарии, обзоры / гл. ред. И. Васильев ; учред. ООО «Издательский Дом «Бедретдинов и Ко». – Москва, 2012. – № 5(60). – С. 8-13.
  3. Бобрышев А.П. Приорететные программы ОАО «Туполев» / А.П. Бобышев // Аэрокосмическое обозрение: аналитика, комментарии, обзоры / гл. ред. И. Васильев ; учред. ООО «Издательский Дом «Бедретдинов и Ко». – Москва, 2013. – № 4(65). – С. 42-43.
  4. Нурмухаметова, А. Л. Андрей Николаевич Туполев : Т. 8 / А. Л. Нурмухаметова. – Москва : Комсомольская правда, 2016. –  98
  5. tupolev.ru : о компании «Туполев» : сайт. ˗ Москва, 2022. – URL:https://www.tupolev.ru/contakt/(дата обращения: 28.12.2022).
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (02.01.2023) | Автор: Тарасов Дмитрий Александрович E W
Просмотров: 362 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.4/7
Всего комментариев: 1
1 iron_mouse  
Работа очень понравилась! Вы правильно сказали, что Андрей Николаевич Туполев - это целая эпоха в авиации. Очень понравилось присутствие в работе прогресса развития всех самолетов Туполева: от АНТ-1 и до сверхзвукового и любимого мной Ту-144. Спасибо за труд!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2002)
Фурсов Максим (1770)
Егор Андреевич Попов (1354)
Штриккер Артур (1101)
Эжиев Руслан Мухаммедович (676)
Григорьев Павел Сергеевич (582)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024