Среда, 22.01.2025, 04:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Летчики Мурома в годы ВОВ

Автор: Полянцева Диана Денисовна

Всего в Муроме звание Героя Советского Союза в годы ВОВ присвоено 24 человекам, из них - 5 летчикам. В работе проанализированы жизненные и боевые пути муромских летчиков, Героев Советского Союза. 

Летчики Мурома в годы ВОВ

Содержание

I. Введение
II. Великая Отечественная Война:  
  1. Муром и начало ВОВ.
  2. Летчики Мурома, Герои Советского Союза.
  3. Память о летчиках.
  4. В тылу.
III. Заключение.
IV. Библиографический список
V. Приложение

I. Вот и приближается долгожданный день, день Радости и Скорби! 9 мая 2025 года вся наша страна будет праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Есть исторические события, над которыми не властно время. В их ряду Великая Отечественная война занимает особое место.1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война, война, ставшая всенародной. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других, в тылу, она подняла на героический труд во имя Победы. Каждый как мог, приближал Победу. Подрастает новое поколение детей XXI века. Для них Великая Отечественная война – это далекая история. Но историю своей страны необходимо знать и ради будущего ничего не забывать. В сохранении памяти поколений литература о войне всегда была одним из основных источников, который формировал историческое сознание и чувство патриотизма. Тема войны всегда вызывает неоднозначные чувства – острую душевную боль и гордость за тех, кто выжил и выстоял, и нам, потомкам, подарил мирное небо.

В своей исследовательской работе я поставила цель: изучить жизненный и боевой путь Муромских летчиков, Героев Советского Союза.

Задачи:

  • изучить материалы о Муромских летчиках, Героях Советского Союза;
  • проследить их боевой путь и заслуги;
  • познакомиться с архивными материалами, книгами о Великой Отечественной войне, фактами о  Муромских летчиках;
  • усилить патриотическое воспитание школьников;
  • привить любовь к своему краю.

Методы исследования:

  1. Информационный (сбор информации, изучение исторического материала)
  2. Аналитический (анализ и систематизация данных)
  3. Презентационный (составление презентации).

Объект исследования: Великая Отечественная Война.

Предмет исследования: боевые подвиги муромских летчиков.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал будет впервые использован на классных часах, уроках истории и физики в нашей школе.

Актуальность данной работы состоит в следующем:

  • расширение представления о муромских летчиках, Героях Советского Союза;
  • закладывание нравственных ценностей;
  • любовь к своей малой родине, воспитание в человеке чувство гордости и патриотизма.

Гипотеза: если мы будем сохранять память о Героях Великой Отечественной Войны, то мы сохраним мир, стабильность и гармонию в обществе в будущем.

II.1 О начавшейся войне жители Мурома узнали спустя восемь часов после вторжения германских вооруженных сил на территорию страны. В двенадцать часов дня по радио выступил заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов, сообщивший гражданам Советского Союза о вероломном нападении Германии. В тот же день была объявлена мобилизация. В здании педучилища развернулся пункт для отправки мобилизованных.

Жительница Мурома Н. В. Суздальцева вспоминала об этом так: «На протяжении всего квартала стояли выпряженные из телег лошади. Плакали жены, матери, дети, провожавшие своих близких на войну. Мужчины едва удерживались от слез. Играли гармошки, баян. То и дело из дверей училища выходил сотрудник военкомата и вычитывал по списку фамилии. Мама открыла ворота, чтобы люди спокойно могли посидеть во дворе. Вынесла самовар, плохонькие одеяла, чтобы дети сидели не на траве. В доме тоже за столом кто ел, кто неторопливо писал - мама положила на стол тетрадь, поставили чернильницу. На ночь ворота не закрывали, и так было не день, и не два».

В первые десять дней войны около семисот муромцев подали в военкомат заявления с просьбой отправить их на фронт добровольцами. Многие из них были уверены, что через месяц-другой, разбив врага, они с победой вернутся домой.

Уже 29 июня уходил на фронт отряд добровольцев политбойцов, коммунистов, которым предстояло стать политработниками. В августе бюро райкома ВЛКСМ направило на фронт группу комсомольцев-добровольцев, чуть позже из спортсменов был сформирован отряд лыжников, который прямо с московского парада в честь седьмого ноября отправился на оборону столицы.

Муромская земля богата своей военной летописью, но мне интересно было прикоснуться к началу военных действий в Великую Отечественную войну, к первым героям в боях за Родину, первым орденоносцам  Муромского  края.

II.2 Всего звание Героя Советского Союза присвоено 24 жителям Мурома и района. Среди них 5 летчиков. Самому первому это звание было присвоено  Гастелло Николаю Францевичу ( приложение 1).

Знаменитый летчик родился в Москве 6 мая 1907 года в рабочей семье. Его отец Франц Павлович был белорусом, а мама Анастасия Кутузова русская.

В 1924 году семейство Гастелло перебралось в Муром, где Николай окончил школу №3 (ныне школа №33), а также вместе с отцом начал работать в знаменитых Муромских железнодорожных мастерских. В начале 30-х семья вернулась в Москву. В родном городе Николай Францевич устроился на машиностроительный завод. Он был активным общественником, успешным спортсменом, творческим и отзывчивым человеком. 
Перед самым началом войны Николай отучился на специальных курсах, где познакомился с новой боевой техникой – двухмоторным бомбардировщиком Ильюшина.

В 1932 году Гастелло призвали в ряды Красной Армии. Его направили в Луганск, где располагалась авиационная часть. После подготовки он стал летчиком и был распределен в Ростов-на-Дону. Здесь на протяжении пяти лет Николай был вторым пилотом-бомбардировщиком, а к концу службы стал командиром экипажа самолета.

В конце 30-х подразделение Николая было реорганизовано, впоследствии он попал в бригаду тяжелой бомбардировочной авиации. Вскоре Гастелло был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

В этот же период на советско-монгольской границе произошел конфликт с Японией, в разрешении которого участвовал отряд Николая Францевича. Под конец 1940 года подразделение Гастелло передислоцировалось в Псковскую область, а затем в Смоленск.

Во время войны для нанесения бомбового удара по колонне в небо поднялся советский бомбардировщик ДБ-3ф, под управлением капитана Гастелло и его команды – штурмана Бурденюка, радиста Калинина и лейтенанта Скоробогатого. Задачей экипажа было нанесение авиаудара по колонне вражеской техники.

В ходе выполнения задания фашистские артиллеристы обстреляли советские самолеты. Бомбардировщик Николая Гастелло был подбит. Снаряды попали в топливный бак, самолет загорелся. Капитан направил горящую машину прямо на фашистскую колонну, уничтожив вражескую технику.

В июле 1941 года Николая Францевича Гастелло посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. В честь героического командира названы ули¬цы, пионерские дружины.

Звание Героя Советского Союза удостоился и Францев Евгений Иванович( приложение 2), который родился 8 марта 1922 года на разъезде Золотковский близ города Мурома, (ныне Гусь-Хрустальный район Владимирской области) в русской семье железнодорожника Ивана Дмитриевича Францева и Варвары Васильевны Францевой.

Вскоре семья переехала на станцию Муром. Евгений поступил в первый класс железнодорожной школы и проучился там 4 года.

В 1934 году семья переехала по новому месту работы отца на станцию Шумерля, где Женя поступил в 5-й класс. Любил физику, алгебру и геометрию. Летом 1936 года после окончания 6 класса Женя заинтересовался моделированием самолетов-планеров.

Евгений увлекался волейболом, лыжами и борьбой с братом Колей. Летом 1938 года отца вновь переводят на другое место работы - станцию Сергач, где Евгений пошел в 9 класс.

С 13 октября 1940 года Францев начал учиться в Военно-морском авиационном училище имени С. А. Леваневского в городе Николаев, но летом 1941 года в первые дни Великой Отечественной войны немецкая авиация бомбила аэродромы училища. Вместе с другими курсантами Францев был переведён в Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина в город Ейск.

Во время обучения Евгений всегда внимательно прислушивался к замечаниям инструктора, наблюдал за полетами товарищей, настойчиво и упорно изучал самолеты и теорию полетов. В январе 1943 года он окончил училище.

С июля 1943 года Францев стал участником Великой Отечественной войны. Был зачислен в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота.

21 января 1944 года впервые в истории отечественной авиации Францев торпедой уничтожил вражескую подводную лодку у норвежского побережья.

Хорошо владея техникой пилотирования и воздушного боя, Францев выходил победителем из самых трудных и неравных схваток с врагом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии старшему лейтенанту Францеву Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

15 сентября 1944 года после торпедирования и потопления плавучей авиабазы противника в Порсангер-фьорде Е. И. Францев погиб возвращаясь на базу.

Третий в этом списке Леонид Федорович Тюрин( приложение 3). Он родился 15 апреля 1914 года в г. Муроме Владимирской области в семье рабочего. В 1931 году вместе с семьей переехал в Выксу. Здесь окончил металлургический техникум и получил специальность сталевара.

В 1936 году его призвали в Советскую Армию. Два года служил в пехоте, а затем в Челябинском военно-авиационном училище, которое окончил в 1940 году.

С лета 1942 года штурман Тюрин в составе полка участвовал в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Наносил удары по важным военно-промышленным объектам врага: Восточной Пруссии, Финляндии, Германии. Одновременно с бомбардировочными ударами выполнялись специальные задания в интересах партизан Польши, Чехословакии, Югославии и советских высших штабов.

К апрелю 1944 года капитан Тюрин совершил 213 боевых вылетов на разведку и бомбардировку военных объектов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Тюрину Леониду Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за годы войны совершил 260 успешных боевых вылетов.

В 1953 году Леонид Федорович окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Но уже с1961 начал жить  в городе Минске. Работал мастером на заводе электронно-вычислительных машин. Скончался 12 марта 1970 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Советский Герой был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Четвертым в списке Героев числится Бударагин Виктор Александрович( приложение 4), который  родился 11 февраля 1919 года в Астрахани в семье служащего. В 1930 году семья переехала в город Муром, там он окончил 7 классов средней школы № 13 (ныне школа № 16) и далее учился в школе ФЗУ Муромского машиностроительного завода имени Орджоникидзе.

В сентябре 1939 года был призван на службу в Рабоче-крестьянский Красный Флот. Окончил школу младших авиационных специалистов военно-воздушных сил Балтийского флота. Служил в 12-й отдельной авиационной эскадрилье ВВС Балтийского флота, в рядах которой принимал участие в советско-финской войне в должности воздушного стрелка-радиста.

С июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне на самолёте МБР-2. Был воздушным стрелком-радистом в 44-й отдельной авиационной эскадрилье ВВС КБФ. В этой должности к концу 1942 года выполнил 145 боевых вылетов. Со свои подвиги старший сержант Бударагин был награждён первым орденом Красного Знамени.

В 1943 году Виктор Александрович был назначен штурманом экипажа в 58-й отдельной авиационной эскадрилье ВВС КБФ к сержанту Вадиму Евграфову. Данный экипаж стал лучшим в полку и совершил несколько десятков вылетов на летающей лодке «МБР-2» на бомбардировку войск противника и воздушную разведку. Они участвовали в операции по снятию блокады Ленинграда.

В 1943 году эскадрилья была расформирована, а личный состав передан в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Там лётчики освоили самолёт А-20 «Бостон». За 1943 год Бударагин выполнил 96 ночных боевых вылетов.

В ходе боевых вылетов Бударагиным и Евграфовым были потоплены 4 вражеских транспорта общим водоизмещением 22500 тонн и 2 торпедных катера, уничтожены 7 складов, 5 зенитных орудий, повреждены 1 транспорт и 1 сторожевой катер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии лейтенанту Виктору Александровичу Бударагину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего к концу войны Бударагин совершил 365 боевых вылетов, в ходе которых потопил 10 кораблей и судов, уничтожил 9 береговых орудий, 11 складов, а также множество другой техники и живой силы противника.

После окончания войны продолжил службу в Военно-Морском флоте. Он был переведён начальником минно-торпедной службы в 51-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота, затем до декабря 1950 года служил штурманом этого полка. С декабря 1951 года служил в 52-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС 5-го ВМФ на Тихом океане. В сентябре 1953 года гвардии майор В. А. Бударагин был уволен в запас.

Проживал в городе Красногорске Московской области, работал в Московском бактериологическом институте имени И. И. Мечникова, колхозе «Завет Ильича», затем диспетчером на Красногорском механическом заводе. Скончался 6 января 1992 года, похоронен на Пенягинском кладбище.

Жизненный путь пятого Героя- летчика такой же тернистый и сложный. Александр Михайлович Краснухин( приложение 5) родился 5 июля 1908 года в деревне Кривицы (ныне — Муромский район Владимирской области). После окончания сельской школы работал пастухом.  В 1923 году он поступил учени¬ком на ткацкую фабрику в городе Муроме. Через год уже учился в профессионально-технической школе, по окончании которой стал помощником ткацкого мастера.

В 1932 году окончил два курса техникума при Ивановском меланжевом комбинате. В мае 1932 года Краснухин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. А в 1933 году он окончил Ленинградскую военную авиационно-теоретическую школу, в 1934 году — Ейскую военно-морскую авиационную школу лётчиков.

К октябрю 1942 года гвардии майор Александр Краснухин командовал звеном 2-го гвардейского авиаполка 3-й авиадивизии АДД СССР. К тому времени он совершил 125 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника.

Всего же за время войны Краснухин совершил 248 боевых вылетов. В 1946 году он был уволен в запас.

роживал в Москве, работал в отделе кадров Главного управления Гражданского воздушного флота.

Умер 23 января 1982 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, «Знак Почёта» и рядом медалей.

Анализируя биографические данные, можно с уверенностью сказать, что все эти летчики связаны с нашим городом кровными узами. Они здесь родились, они сюда переехали, жили. Весь их жизненный путь связан с авиацией, она- их вторая мать.

Военный Летчик: не все ими стали! Стали те, кто бесстрашно, отважно и решительно мог садиться за штурвал воздушной машины и бороться, сражаться в воздушном бою с противником, беспощадным и жестоким. Боевые вылеты, в основном, ночные, количество сбитых и вышедших из строя противника боевых машин, как надводных , так и подводных и другой техники – это все говорит о стремлении побить врага любой ценой, даже ценой своей собственной жизни!

Подвиги и целый ряд Орденов и медалей мне говорят лишь об одном: Герои с Большой буквы этого слова!


II.3. Как мы, их потомки, можем сохранить и приумножить память о них? Можно написать стихи, можно запечатлеть их лица на картине, а можно- увековечить в памятниках и стеллах, мемориальных досках. Я долго всматривалась во взгляд Н.Ф.Гастелло, когда увидела бюст ему в сквере вблизи железнодорожного вокзала ( приложение 6). Все приезжающие в наш город первым встречают именно его. В городе в СОШ № 33 ( ныне филиал Лицея №1 о.Муром) учащиеся- следопыты организовали музей Н.Ф.Гастелло. И это очень почетно и уважительно.

А вот мой взор устремился на летчика Александра Михайловича Краснухина( приложение 7). Герой, скромный и в то же время отважный, встречает приезжающих и посещающих наш город с р.Оки.

Мемориальная доска, установленная на СОШ № 33 ( филиал СОШ № 1 о.Муром), еще один повод, гордиться Героем Советского Союза, Францевым Евгением Ивановичем ( приложение 8).

Прогуливаясь в центральном парке нашего города ( Окском, парк им. В.И.Ленина) нас встречает целая Аллея Героев Советского Союза, муромцев. И среди них я увидела мемориальную доску Бударагина Виктора Александровича( приложение 9).

II.4 Читая много воспоминаний о войне, архивных документов, узнаешь много того, чего неведомо нынешним школьникам. Война, война…Фронт и лозунг  «Все для Победы!» и забилось седце чуть быстрее. А ведь и в тылу трудились не покладая рук. Так, в Муромском районе, в годы ВОВ первыми в колхозе «Панфиловский» предложили собрать средства на строительство самолета. И собрали. И построили. И назвали его « Панфиловский колхозник». Этой акции последовали жители и других сел и деревень Муромского района. И полетели самолеты на войну, уничтожать страшного и ненавистного врага.

Заключение

Неумолимо бежит время. Говорят, что человек после своей смерти живет еще лет сто, а это значит, что живет он в памяти людей, кто его знал и тех, кто  хочет узнать о его героической жизни. Хочется поклониться всем героям летчикам, нашим муромским летчикам, чьи подвиги удостоены самых высших наград - Героев Советского Союза.

Архивы до сих пор хранят фамилии и не вернувшихся на базу. Прошло уже  80 лет с тех пор, когда летчики Великой Отечественной войны «не вернулись» на базу и теперь уже не вернутся никогда, но ведь они погибли «смертью храбрых», а не просто «пропали без вести…». И мы, их потомки , внуки, правнуки, будем хранить память. Ведь их мужество, героизм, отвага – это наше чистое небо, стабильность, гармония и развитие в будущем!!!  

Список литературы:

  1. Бискуп П. «Грохочущее небо. Гангут 1941г.»  Л.1974.
  2. Войскунский Е. «Берег и море», М.,1975.
  3. Гангут 1941 г. Сборник. Л.,1974.
  4. Голубев В. « Крылья крепнут к бою», М.; Советская Россия,1980.
  5. Рудный В. «Гангутцы», М.,1957.
  6. Чуковский Н. «Балтийское небо», М.,1957.
  7. История Мурома и Муромского края, Учебное пособие, Муром, 2001 г
  8. Морозов Ю. На трудовом фронте Муромского края, Муром, 2010 г

Автор не снабдила работу иллюстрациями, однако прикрепила скан работы. Модератор счёл возможным разместить скан в надежде, что члены жюри и читатели что-то рассмотрят (прим. модератора).

Категория: Готовые работы | Добавил: Service (15.01.2025) | Автор: Полянцева Диана Денисовна E W
Просмотров: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (213)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (213)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025