Пятница, 20.05.2022, 22:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Девятнадцатая олимпиада посвящена 175-летию со дня рождения Н.Е.Жуковского
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Личность Виталия Егоровича Копылова в истории российского авиастроения

Автор: Синюшкин Вадим Денисович
Возраст: 16 лет
Место учебы: МОУ СОШ с УИОП №16 Город, регион: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Руководитель: Горбачева Елена Николаевна, учитель информатики МОУ СОШ с УИОП №16

Личность Виталия Егоровича Копылова
в истории Комсомольского-на-Амуре
авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,
города Комсомольска-на-Амуре и российского авиастроения

План:

Введение
1. Биографии строки
2. «Красный директор» - человек слова и дела
3. Виталий Егорович Копылов в памяти народной
Источники информации

Введение

История России, каждого ее региона, края, города насчитывает множество имен, чьи трудовые подвиги ковали мощь и силу нашей страны. Одним из таких легендарных людей был человек слова и дела, «красный директор», директор, которого прозвали «уссурийским тигром» - Виталий Егорович Копылов. Личность человека, прошедшего в коллективе авиастроителей путь от рядового технолога до директора, честный, объективный, справедливый руководитель с большим профессиональным опытом, широким кругозором и высокими требованиями к себе заинтересовала меня.

В преддверии 90-летнего юбилея (12 июля 2022 года) города Комсомольска-на-Амуре, Города трудовой доблести я провел историческое исследование, целью которого было выяснить, вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,  города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Актуальность заявленной мной темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Это поможет вспомнить о том, какой вклад внес В.Е. Копылов в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Объект исследования – биография Виталия Егоровича Копылова. 

Предмет исследования – вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Цель исследования: определить вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Задачи:

  1. Подбор, изучение литературы и источников по данной теме.
  2. Проанализировать биографию и трудовую деятельность В.Е. Копылова, отзывы коллег, исторические источники.
  3. Обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Практическая значимость работы: полученный материал будет актуален в качестве дополнительного материала на уроках истории, краеведения, занятий по профориентации.

Гипотеза: историческая личность В.Е. Копылова, сыграла значимую роль в развитии авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,  города Комсомольска-на-Амуре и российского авиастроения в целом.

Методы исследования:

  1. Теоретические (сбор и анализ различных источников информации, обобщение, систематизация).
  2. Практические (сравнение, анализ и оценка полученных результатов).

1. Биографии строки

Для изучения биографии и трудовой деятельности Виталия Егоровича Копылова я обратился к материалам Экспоцентра филиала АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».

Рис. 1. Работа с архивными документами в Экспоцентре.
Фотография и автобиография В.Е. Копылова

Виталий Егорович Копылов родился 12 июня 1926 года в селе Верхняя Березовка Кошкинского района Куйбышевской области. Семья Копыловых была большая, дружная, работящая – отец, мать и пятеро детей. Родители, потомственные крестьяне, мечтали дать детям хорошее образование. Виталий был старшим ребенком в семье. В 1933 году он пошел в школу и в военном 43-м, невзирая на трудности военной поры, окончил десятилетку и поступил в Куйбышевский авиационный институт. Учился Виталий Копылов хорошо и его, как перспективного специалиста, хотели оставить в Куйбышеве (ныне г. Самара), но Копылов на распределении молодых специалистов попросился на самый дальний авиационный завод, а в 1949 году таким был завод № 126 в г. Комсомольске-на-Амуре. Он хотел испытать себя, свои силы, не иметь ни поблажек, ни протекции. На заводе его назначили инженером-технологом агрегатного цеха 45 (цех сборки носовой части фюзеляжа самолета).

Собранность, высокая ответственность, отличные организаторские способности были главными чертами его характера. Всего за три года, побывав в должности старшего технолога (с 1949 г.), начальника технологического бюро цеха 45 (с 1950 г.), помощника начальника цеха 50 по подготовке производства (с 1951 г.), он становится начальником цеха 8 (стапельно-сборочного оборудования) - важного производственного звена предприятия (с 1952 г.). Здесь в полной мере проявился его талант инженера и организатора производства.

С 1953 по 1956 гг. Виталий Егорович - начальник, и. о. главного технолога и главный технолог. В 1959 г. он был назначен заместителем главного инженера по подготовке производства.

Член КПСС. С 1960 по 1965 год В. Е. Копылов избирается секретарем партийного комитета завода. В те годы эта была очень ответственная должность, тесно связанная  с основным производством – производством самолетов.

Рис. 2. Выставочная экспозиция в Экспоцентре, посвященная В.Е. Копылову

Годы творческого, активного труда на решающих участках технической подготовки и основного производства позволили Виталию Егоровичу познать все глубинные процессы самолетостроения и умелого управления ими. Работая главным технологом, заместителем главного инженера по подготовке производства, секретарем партийной организации, а с 1965 по 1973 год директором Дальневосточного машиностроительного завода, он проявил себя выдающимся специалистом в авиационной промышленности.

С 1973 по 1994 гг. директор Казанского авиационного производственного объединения.

2. «Красный директор» - человек слова и дела

Некоторые современные журналисты, описывающие руководителей крупных предприятий советского времени, часто с иронией называют их «красными директорами», при этом вкладывая в это понятие скорее негатив, чем позитив. Но слово «красный» на Руси издавна означало «красивый во всех проявлениях, добрый, справедливый, честный». Таким и был Виталий Егорович Копылов, руководитель, для которого дело, порученное Родиной, всегда стояло выше личных амбиций и личного обогащения.

Из воспоминаний коллег, это был строгий, подчас суровый, но всегда честный, объективный, справедливый руководитель с большим профессиональным опытом, широким кругозором и высокими требованиями к себе и своим подчиненным. Для него, прошедшего в коллективе авиастроителей путь от рядового технолога до заместителя главного инженера по подготовке производства, время директорства, пришедшееся на 1965—1973 годы, было особенно интересным и насыщенным. Освоение и серийный выпуск боевых самолетов третьего поколения (истребителей-бомбардировщиков Су-17 и его модификаций, мощной, современной и очень сложной машины), полномасштабная научно-техническая революция - все это требовало неординарного мышления, нестандартных подходов к организации труда и улучшению социальных условий жизни коллектива.

С именем Копылова связан период наибольшего расцвета Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Под его руководством выросли мощности предприятия, выпускались самые современные боевые самолеты.

При Копылове на авиационном заводе стали внедрять станки с числовым программным управлением, провели серьезную реконструкцию большинства основных производств. Тогда же были построены новые корпуса для агрегатно-сборочных, механического, термического и гальванического цехов, летно-испытательная станция, начато возведение штамповочно-заготовительного корпуса. 

Рис. 3. Самолеты Су-17 в цехе окончательной сборки Дальневосточного машиностроительного завода

  

Рис. 4 .Директор завода В.Е. Копылов знакомит Главкома ВВС П.С. Кутахова с производством самолета Су-17, 1970 г.

Самолет Су-17 начал выпускаться на заводе в 1969 году. Это одноместный самолёт, свободнонесущий моноплан с крылом изменяемой в полете геометрии. На базе Су-17 освоено серийное производство большого количества модификаций, которые почти непрерывно следовали одна за другой. Около 2000 машин Су-20, Су-22 и Су-22М (экспортные варианты Су-17) были поставлены в 18 стран мира. Самолеты семейства Су-17 использовались в военных операциях, неоднократно подтверждая свои уникальные боевые качества.

За успешное выполнение пятилетнего плана и освоение новой техники и передовых технологий производства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года завод был удостоен ордена Октябрьской Революции. В том же году Виталию Егоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Копылов стал лауреатом премии Совета Министров СССР в номинации «За наиболее выдающиеся проекты и строительство по ним». Так было оценено возведение в Комсомольске-на-Амуре сборочного корпуса цеха № 7 Дальневосточного машиностроительного завода, как в то время назывался Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина.

Рис. 5. Директор завода В.Е. Копылов на торжественном вручении заводу ордена Октябрьской Революции, 1971 г.

Виталий Егорович Копылов вошел в историю и как строитель: по его инициативе и под личным руководством были построены огромные жилые массивы и объекты социально-культурной сферы в Комсомольске-на-Амуре:

  • 170 тысяч квадратных метров жилья;
  • 7 детских комбинатов на 1960 мест;
  • Лыжная база «Снежинка»;
  • Дом отдыха «Шарголь»;
  • Дворец культуры авиастроителей,
  • Дворец спорта «Смена» с плавательным бассейном,
  • Пионерский лагерь «Космос» на 640 мест,
  • Здание ГПТУ-2 с мастерскими, общежитием и хозяйственным блоком;
  • Птицефабрика на 60 тысяч кур, поставлявшая до 7 млн. яиц в год;
  • Начато строительство многопрофильной больницы на 400 коек.

Рис. 6. Жилые массивы и объекты социально-культурной сферы в Комсомольске-на-Амуре,
построенные под личным руководством В.Е. Копылов

На должность директора Казанского авиационного завода Виталий Егорович Копылов был назначен осенью 1973 года. В Казань Копылов был командирован как один из самых опытных руководителей и организаторов промышленного производства в стране. На него возлагались особые надежды. В начале 1970-х требовалось резко увеличить количество самолётов Ту-22М, выпускавшихся Казанским авиационным заводом. Готовилось к освоению новое изделие 70— самолёт Ту-160. Задачи, которые были поставлены перед заводчанами, были большими: предстояло наладить выпуск не только уникальной машины, равной которой не было в истории мировой авиации, но и практически построить для неё новый завод.250 тыс. кв. метров 206-го корпуса стали бесценным вкладом нового директора в историю казанского завода.

В 1973—1994 гг. В.Е. Копылов работал генеральным директором Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (с 1978 г. — Казанского авиационного производственного объединения им. С. П. Горбунова (КАПО)). С его именем связано освоение и серийное производство стратегического бомбордировщика Ту-160 и его модификаций КАПО. С личным участием Виталия Егоровича шло производство гражданских самолетов Ил-62, велась подготовка к производству самолетов Ту-214 и Ту-330.

Рис. 7. Сборка Ил-62М в агрегатном цехе КАПО им. С.П. Горбунова 

В 1975—1990 гг. В.Е. Копылов являлся депутатом Верховного Совета ТАССР.

Виталий Егорович  Копылов внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, в городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

«С приходом В.Е. Копылова завод превратился в ведущее предприятие отрасли. Редкая природная интуиция, умение увлечь людей словом и делом, честность и порядочность, жёсткость к тем, кто не даёт полной самоотдачи, снискали ему полное уважение коллектива. Как директор завода он внёс огромный вклад в освоение серийного производства ТУ-160.» — так характеризует В.Е. Копылов, главный конструктор завода.

По инициативе В.Е. Копылова при КАПО был построен домостроительный комбинат и ежегодно вводилось в строй до 30 тысяч квадратных метров жилья для работников завода.

В мае 1994 г. В. Е. Копылов написал заявление об увольнении и ушёл на пенсию. Впоследствии он являлся консультантом генерального директора КАПО им. С. П. Горбунова.

За годы работы Виталий Егорович был удостоен множества наград:

  • Орден Трудового Красного Знамени, 1966 г.
  • Герой Социалистического труда, 1971 г.
  • Премия Совета Министров СССР «За наиболее выдающиеся проекты и строительство по этим проектам», 1975 г.
  • Орден Ленина, 1976 г.
  • Орден Октябрьской Революции, 1981 г.
  • Знак «Отличник Аэрофлота», 1987 г.
  • Присвоено звание «Почетный машиностроитель России», 1995 г.

3. Виталий Егорович Копылов в памяти народной

Виталий Егорович всегда шел к своей главной жизненной цели - отдать всего себя, весь накопленный творческий потенциал любимому делу, людям. И отдавал его щедро, с лихвой, со свойственными ему способностями: трудолюбием, творческой инициативой, честностью.

9 февраля 1995 года Виталия Егоровича Копылова не стало. Коллективы авиазаводов Комсомольска-на-Амуре и Казани предложили увековечить память выдающегося руководителя авиапромышленности. Улицы заводских районов этих городов носят имя Копылова и там установлены Мемориальные доски.

В 1996 году для того, чтобы увековечить имя выдающего человека, по инициативе КнААПО, решением Комсомольской-на-Амуре Городской думы № 64 от 3.12.1996 г. проспект Центральный переименован в проспект Копылова.

В декабре 1996 года была установлена мемориальная доска на доме № 33. Авторами являются комсомольские скульпторы Н.С. Ивлева и Н.С. Николин, а доска была отлита в одном из цехов завода.

29 апреля 2008 г. на лётно-испытательной станции ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» состоялась церемония передачи на вооружение ВВС России нового стратегического бомбардировщика Ту-160. По инициативе коллектива решением Военного Совета 37-й Воздушной Армии борту было присвоено имя В. Е. Копылова.

Выводы

Проанализировав биографию и трудовую деятельность В.Е. Копылова, отзывы коллег, исторические источники, я пришел к выводу о неоценимом вкладе Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Трудовой путь «красного директора» был подобен стремительному взлету боевого самолета – быстрый, уверенный, совершенный. Уже через три года работы молодой инженер-технолог был назначен начальником цеха подготовки производства. А еще через 13 лет – он стал во главе одного из крупнейших предприятий в отрасли.

За время руководства заводами в Комсомольске-на-Амуре и Казани он снискал к себе огромное уважение и как руководитель, и как человек. В. Е. Копылов внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР, оставив яркий след своими деяниями. В период его руководства на КнААЗе был освоен выпуск первого самолёта с изменяемой стреловидностью крыла и развёрнуто массовое производство этого самолёта. Это он заложил основы, которые и дали предприятию получить заказ на выпуск самолёта четвёртого поколения Су-27, который и определил дальнейшую судьбу Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина.

Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62. С его именем связан и период освоения новых современных и мощных самолетов, в первую очередь — многорежимного стратегического ракетоносца Ту-160. В городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

При Копылове велось грандиозное жилищное строительство и строительство объектов социально-культурной сферы в г. Комсомольске-на-Амуре и г. Казани.

Человек большого профессионального и человеческого таланта, Виталий Егорович повлиял на жизнь нескольких поколений комсомольских и казанских авиастроителей, оставив добрую память в их сердцах. 

Источники информации

  1.  Красный директор / Составитель сборника А.К. Вязигин – Комсомольск-на-Амуре, КнААПО, 2001. – 304 с.
  2.  Могучие крылья России: Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению им. Ю.А. Гагарина – 70 лет. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004. – 344 с.
  3.  Человек слова и дела. – Казань: Изд-во «Вертолет», 2011. – 304 с.
  4.  Газета «Крылья советов» №14 (8399) 15 февраля 1995 г. Комсомольского-на-Амуре авиационного производства
  5.  Газета «Крылья советов» №14 (9440) 3 апреля 2014 г. Комсомольского-на-Амуре авиационного производства
  6. Газета «Дальневосточный Комсомольск» №66 (18715) 18 августа 2021 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://todaykhv.ru/upload/iblock/7e0/18.08.2021_.pdf
  7. Виталий Копылов: директор, которого прозвали «уссурийским тигром» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/413749
  8. Официальный сайт филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.knaaz.org/museum/about/
  9. Копылов, Виталий Егорович [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Копылов_Виталий_Егорович
  10. Электронные материалы Экспоцентра филиала АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (музея авиационного завода).
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (07.01.2022) | Автор: Синюшкин Вадим Денисович W
Просмотров: 273 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
19-я ОЛИМПИАДА
ЗАВЕРШЁНА!
ИТОГИ ОПУБЛИКОВАНЫ
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 20-Й ОЛИМПИАДЕ
НАЧНЁТСЯ 1 ОКТЯБРЯ
Календарь
Их многие читают
Водолазов Николай Александрович (1642)
Хабаров Кирилл Игоревич (1166)
Зельфельянов Руслан Геннадьевич (994)
Шишкин Кирилл Ярославович (727)
Синцов Александр Александрович (633)
Татаринова Анастасия (612)
Сапрыкин Максим (554)
Ястребов Глеб Владимирович (542)
Шамаев Тимур Наилевич (503)
Гембицкий Егор Александрович (481)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2022