Воскресенье, 05.02.2023, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцатая олимпиада посвящена 100-летию со дня образования гражданской авиации в СССР
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Причины долголетия стратегических бомбардировщиков Ту-95 и В-52

Автор: Янченков Иван Владимирович
Возраст: 16 лет
Место учебы: ГБОУ АО “Астраханский технический лицей”
Город, регион: Астраханская область, Астрахань

Причины долголетия
стратегических бомбардировщиков Ту-95 и В-52

План:

  1. Введение
  2. История создания
  3. Боевое применение
  4. Вывод
  5. Список используемой литературы

Введение

В 1956 году был принят на вооружение частей дальней авиации Советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95. А 9 мая 1961 года принят на вооружение американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик B-52. На сегодняшний день эти два прямых конкурента состоят на вооружении более 6 десятилетий, уступая лишь непревзойденному по сроку эксплуатации Ан-2. Более того, две сверхдержавы не стремятся их списывать: ожидается, что бомбардировщики продолжат свою службу вплоть до 2050 года. Так, например, ВВС США подписали контракт с Rolls-Royce на сумму до 2,6 миллиардов долларов, который включает в себя обновление двигателей Pratt and Whitney TF33 на новые F130. Какие же факторы сделали эти два бомбардировщика самыми возрастными?

Ту-95МС рядом с B-52H, авиабаза Барксдейл, США, 1 мая 1992 года

История создания

B-52

B-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободнопадающих ядерных бомб. В силу большой мощности ядерных зарядов высокая точность бомбометания не имела решающего значения, но В-52, как и советские стратегические бомбардировщики того же периода (3М, Ту-95) был оснащен оптическим прицелом, что позволяло повысить точность бомбометания. Для повышения выживаемости самолета B-52 при прорыве ПВО на большой высоте он был снабжен ракетами-ложными целями ADM-20 "Куэйл" и вооружен УР North American AGM-28 "Хаунд Дог", предназначенными для огневого подавления ЗРК с последующим поражением стратегических целей ядерными бомбами или для непосредственного уничтожения сильнозащищенных целей без захода в зону объектовой ПВО противника. Однако эффективность ЗРК С-75 по высотным целям вынудила американцев сделать в начале 1960-х годов вывод, что шансы на преодоление самолетом B-52 советских систем ПВО сохранит только значительное уменьшение дальности обнаружения бомбардировщика противником и, в результате, резкое сокращение располагаемого времени на пресечение его полета зенитными ракетами и истребителями-перехватчиками. Что сделало B-52 устаревшим и не способным выполнять свои цели. Самый простой и эффективный из практически возможных способов прорвать ПВО состоял в уходе на малые высоты полета (до 150 м), что потребовало усовершенствования оборудования самолета и внесения около 120 изменений для упрочнения конструкции. Включение в профиль полета маловысотного участка значительно снизило дальность полета самолета. Несмотря на то, что его прямые конкуренты XB-70 «Валькирия» и B-1A были гораздо быстрее, они тоже стали уязвимы для советской ПВО. А применение тактики маловысотного прорыва ПВО сравняла их по скорости. Больше не было смысла спонсировать эти программы. Так «Валькирия» и B-1A были отменены, а B-52 продолжил полеты. Сэкономленные деньги Пентагон вложил на развитие других программ, включая программу крылатых ракет с ядерной боеголовкой, такие как AGM-86, которые могли быть запущены далеко за пределами Советского Союза.

B-52 с крылатыми ракетами AGM-86 под крылом

Вторым «удачным» событием для B-52 оказалась Война во Вьетнаме, во время которой их переоборудовали для ковровых бомбардировок обычными бомбами. Однако во время войны США потеряли по разным данным от 15 до 34 бомбардировщиков.

Во время войн в Ираке и Афганистане B-52 оснащались высокоточными боеприпасами, которые могли быть выпущены вне систем ПВО противника. В случае, когда вражеская ПВО будет нейтрализована B-52 может произвести бомбардировку, как это было в ходе войны в Персидском заливе. Одна из причин сохранения B-52 - это использование в конфликтах малой интенсивности, когда противник не обладает современными средствами ПВО.

Ту-95

В конце 1940-х — начале 1950-х годов руководство СССР опасалось угрозы ядерного нападения со стороны США. В ведении Стратегического Авиационного Командования США имелся как флот дальних тяжёлых бомбардировщиков-носителей ЯО типа B-29, дислоцированных на авиабазах за пределами Америки, так и межконтинентальные турбореактивно-поршневые стратегические бомбардировщики B-36. В это же время в составе советских ВВС имелись только дальние бомбардировщики Ту-4, которые не могли действовать с аэродромов на территории СССР по территории США из-за недостаточной для этой цели дальности полёта, а подходящими зарубежными базами СССР тогда не располагал. Чтобы закрыть эту нишу был разработан Ту-95.

В ходе серийной постройки самолет Ту-95 неоднократно модифицировался и модернизировался, что позволило ему, как типу, продержаться в различных вариантах на вооружении советских ВВС и ВМФ до нынешних дней. Всего насчитывается несколько десятков вариантов Ту-95. Наиболее широкую известность получили полёты на боевую службу разведчиков Ту-95РЦ, которые, работая в интересах флотов, вскрывали надводную обстановку на огромных пространствах. Для расширения радиуса действия отдельные подразделения Ту-95РЦ базировались на ряде зарубежных аэродромов на территориях Кубы, Гвинеи, Сомали, Анголы. Ту-95 вариантов МР и РЦ регулярно выполняли разведывательные полёты в акватории Тихого океана во время войны во Вьетнаме с 1964 по 1972 год, причём для этих целей привлекались даже разведчики, базирующиеся под Семипалатинском. В 1979 году самолёты 304-го полка ВМФ из Хороля участвовали в боевой операции по морской блокаде во время Китайско-вьетнамской войны.

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55. В настоящее время на плановой основе проходит модернизация Ту-95МС. Специально под новые ракеты на Ту-95МС увеличен бомбовый отсек, а также установлено восемь наружных балок, на которых можно закрепить 16 крылатых ракет Х-101/Х-102.

Ту-95МСМ с крылатыми ракетами Х-101 под крылом

Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.

Боевое применение

Война во Вьетнаме (1965—1973)

Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики B-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 тонн бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В районе Донг Ха B-52 нанесли один из самых успешных ударов за время войны, уничтожив северовьетнамский танковый батальон (27 танков и 3 артиллерийских орудия). В III военном регионе ударами B-52 уничтожались целые роты танков Т-54.

Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков.

B-52 в небе над Вьетнамом

Война в Персидском заливе (1991)

В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян. Ещё шесть B-52 были повреждены иракским огнём.

Операция «Удар в пустыне» (1996)

В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34-часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Андерсен — остров Гуам.

Операция «Лиса пустыни» (1998)

Для проведения воздушной наступательной операции была создана коалиционная группировка военно-воздушных и военно-морских сил США и Великобритании, насчитывавшая к началу операции около 130 боевых самолетов (включая 70 самолетов палубной авиации и 15 стратегических бомбардировщиков B-52 с боезапасом до 120 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ). B-52Н осуществляли пуски КРВБ AGM-86C1.

Операция «Союзная сила» (1999)

Среди 250 боевых самолетов США, нанесших первые воздушные удары, было также семь B-52, несущих AGM-86C CALCM, нацеленных на сербскую интегрированную систему противовоздушной обороны. От 30 до 50 крылатых ракет воздушного базирования были нацелены на объекты сербской ПВО на начальных этапах воздушной кампании.

Как только большая часть средств ПВО Сербии была обезврежена, B-52 перешли от автономного оружия к бомбам общего назначения и кассетным бомбовым установкам.

Поскольку количество авиаударов достигло своего пика в период с конца мая по начало июня, некоторые из самых интенсивных миссий войны были выполнены B-52 5-6 июня 1999 года на границе Косово и Албании под названием Гора Пастрик.

Афганская война (2001 — 2021)

B-52 внесли свой вклад в операцию "Несокрушимая свобода" в 2001 году, предоставив возможность находиться высоко над полем боя и оказывать непосредственную авиационную поддержку за счет использования высокоточных управляемых боеприпасов. В конце 2001 года десять B-52 сбросили треть тоннажа бомб в Афганистане.

B-52H в небе Афганистана

Иракская война (2003)

По словам представителя командования войск США, на Ближнем Востоке Стивена Уоррена, самолёт нанёс удар в понедельник, 18 апреля. Его целью стал склад с оружием боевиков в районе города Кайара к югу от Мосула. По словам Уоррена, авиаудары по целям в районе иракского Мосула продолжились во вторник и в среду, 20 апреля.

Применялся 7 февраля 2018 года в ходе получившей большой резонанс битвы у Хашама, в ходе которой погибли, в том числе, граждане Российской Федерации.

Ту-95

Впервые ракетоносцы Ту-95МС были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам ИГИЛ.

17 ноября 2016 года самолёты ТУ-95МСМ нанесли удары крылатыми ракетами Х-101 по объектам террористов в САР. Пуски ракет были совершены над акваторией Средиземного моря.

5 июля 2017 года стратегические ракетоносцы Ту-95МС, взлетевшие с аэродрома Энгельс, долетели до Сирии с дозаправкой в воздухе и нанесли удар по складам и командному пункту боевиков ИГ новейшими крылатыми ракетами Х-101. Атака была совершена с расстояния до цели около 1000 км.

Ту-95, летящий в Сирию, над Волгоградом

Используется в ходе СВО для запусков крылатых ракет X-22, X-555 по территории Украины из воздушного пространства России.

Вывод

Подводя итог, можно выделить следующие причины долголетия бомбардировщиков:

  1. Выдающиеся характеристики максимальной дальности полета, при этом дешевизна по сравнению со сверхзвуковыми аналогами.
  2. Большой ресурс планера и двигателей.
  3. Десятки лет эксплуатации, что помогло выявить недостатки моделей и устранить их.
  4. Перепрофилирование в ракетоносцы, что позволило соответствовать современным требованиям

Список использованной литературы:

  1. Антонов Д., Ригмант В. Журнал: «Крылья Родины» 1994 г. № 06. Из досье русского «Медведя».
  2. Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики.-М.: Виктория, АСТ.1996.-272 с. Том 1.
  3. Подольный Е. Крепость в стратосфере // Крылья Родины. — М., 1995.
  4. Журнал: «Авиация и Космонавтика» 1995 г. № 06. Техническая информация. Ту-95.
  5. Журнал: «Авиация и Космонавтика» 1997 г. № 08. Техническая информация. Ту-95МС.
  6. Журнал: «Авиация и Космонавтика» 1999 г. № 01. «95» (Ту-95, самолёт «В»)
  7. http://www.airwar.ru/enc/bomber/b52.html
  8. http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95.html
  9. https://www.thedrive.com/the-war-zone/42517/rolls-royce-will-provide-long-awaited-new-jet-engines-for-the-b-52-bomber-fleet
  10. https://rueconomics.ru/22823363-v_ssha_nazvali_prichini_boevogo_dolgoletiya_rossiiskogo_bombardirovschika_tu_95ms
  11. https://theaviationist.com/2014/10/16/b-52-in-allied-force/
  12. https://en.wikipedia.org/wiki/2003_invasion_of_Iraq
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-95
  14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-52_Stratofortress
  15. https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-52_Stratofortress
  16. https://www.youtube.com/watch?v=q6rnzOGhj-8
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (08.11.2022) | Автор: Янченков Иван Владимирович E W
Просмотров: 356 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 2
2 Kirsuh  
Информативный, интересный технически и исторически проект. Материал очень легко читается и воспринимается. Заслуживает внимания.

1 дед_магомед  
Сынок мой. Горжусь!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ЗАВЕРШЁН!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАВЕРШЁН!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Образец оформления (13793)
Попов Егор Андреевич (1237)
Водолазов Николай Александрович (1009)
Манахов Данила Дмитриевич (402)
Янченков Иван Владимирович (355)
Шугаепова Диана Руслановна (299)
Сальников Егор Олегович (234)
Аскаров Аяз Филаритович (212)
Великоцкая Полина Евгеньевна (189)
Белков Артём Дмитриевич (168)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2023