Четверг, 28.03.2024, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

Самые загадочные летательные аппараты в истории

Виктор Прохоров, 16 лет, город Инсар, Республика Мордовия, Российская Федерация

Самые загадочные летательные аппараты в истории

Содержание

Введение
1. Самые загадочные летательные аппараты в истории.
   1.1. История развития авиации.
   1.2. Загадочные летательные аппараты.
2. Анализ уровня знаний школьников по теме авиации.
Заключение
Список использованных источников.

Введение

Люди всегда мечтали летать как птицы. Неудачные попытки взлететь на самодельных крыльях не останавливали смельчаков, рвавшихся в небо. На протяжении тысячелетий люди создавали крылья из подручного материала. Они пытались имитировать полет птиц, не беря в расчет, что кости птиц легче человеческих, а их мускульная сила мощнее.

И даже сегодня, в то время, когда видами летательной техники и ее разнообразием уже никого не удивишь, человечество не прекращает поражать мир своими неординарными изобретениями.

Изобретение летательных аппаратов, позволяющих людям путешествовать в атмосфере Земли, входит в список величайших инноваций человечества.

Актуальность. Авиастроение, как один из наиболее высокотехнологичных секторов, сегодня претерпевает серьезные трансформации. Это обусловлено прежде всего глубокими и стремительными изменениями мировой экономики и новой природой конкуренции. Технологический портфель сектора меняется весьма динамично, пополняясь новыми образцами продукции и далеко не всегда «открытыми» разработками. Одни через какое-то время теряют свою актуальность, так и не успев реализовать свой потенциал, из-за ускорения цикла ИиР, другие переходят в разряд прорывных и становятся основой будущего авиации. Характерной тенденцией современного этапа развития авиационных технологий является их миграция из военного сектора в гражданский и наоборот. Другими словами, развиваются технологии «двойного назначения».

Гипотеза. Современные школьники мало ознакомлены с темой авиации, а также не интересуются историей авиастроения и не знают о самых странных летательных аппаратах в истории.

Объект исследования. Летательные аппараты.

Предмет исследования. Самые загадочные летательные аппараты в истории.

Теоретическая основа исследования. Теоретическое исследование проводилось методами анализа и синтеза литературы, обобщения, сравнения, описания, классификации.

Эмпирическая база исследования. Прикладное исследование – методами опроса, описания, ситуационного анализа, беседы, наблюдения.

Целью данной работы было изучение самых загадочных летательных аппаратов в истории.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю развития авиации;
  • изучить загадочные летательные аппараты в истории;
  • провести анализ уровня знаний школьников по теме авиации с помощью анкетирования и личной беседы.

1. Самые загадочные летательные аппараты в истории

1.1. История развития авиации

Истории покорения человеком воздушного пространства насчитывает много веков. Условно её можно разбить на следующие основные вехи:

К первым в истории беспилотным летательным аппаратам можно отнести летающий фонарик, изобретение которого приписывается китайскому генералу Чжугэ Ляну, жившему в 180-234 г. н. э., (хотя есть данные, что они были известны в Китае ещё в третьем веке до н.э.). Фонарик представлял собой бумажную ёмкость, в которую устанавливался горящий масляный светильник. Под действием нагретого огнём воздуха светящийся фонарь поднимался вверх, наводя ужас на суеверных врагов генерала. Фактически современные воздушные шары – это результат модернизации летающего фонарика [1].

К V веку н. э. относятся сведения о изобретении в Китае «деревянной птицы». История сохранила имя изобретателя – Лю Бан. Скорее всего, под названием "деревянная птица" современники Лю Бана подразумевали известный всем бумажный воздушный змей или какой-то простейший планер.

Первый неуправляемый полёт человека был так же зафиксирован в китайских документах датированных 559 г. Генерал Гао Хуань, ставший императором, в целях упрочения своей власти приказал привязать возможного претендента на престол по имени Юань Хуантоу к большому воздушному змею и сбросить его с городской башни. К удивлению зрителей, несчастный перелетел городские стены и совершил удачную посадку. К сожалению, это не спасло. Вскоре первый в истории пилот был казнён [2].

В IX веке в мусульманской Испании – Андалусии ученый и изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас в возрасте 65 лет разработал и успешно испытал летательный аппарат, состоящий из обтянутых материей корпуса и крыльев. Конструкция аппарата впервые в истории позволила изменять высоту и направление полёта (фактически это был первый в мире дельтаплан). Аббас ибн Фирнас не только сумел продержаться в воздухе около 10 минут, но и осуществил первый в истории управляемый полёт.

Первым в мире успешный полёт на летательном аппарате с реактивным двигателем в 1633 г. осуществил мусульманин Лагари Хасан Челеби в честь дня рождения дочери султана Мурада IV. Полёт происходил при большом скоплении народа и длился порядка 20 сек. Поднявшись на высоту около 300 м., изобретатель при помощи самодельных крыльев благополучно спланировал в воды Босфора.

Первый в истории проект летательного аппарата с неподвижным крылом и пропеллером в 1763 г. создал немецкий изобретатель по фамилии Бауэр. Аппарат приводится в действие мускульной силой пилота. До Бауэра изобретатели разрабатывали летательные аппараты с подвижными крыльями (по образцу птиц). Однако этот проект реализован не был [3].

Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена великим русским ученым М. В. Ломоносовым (1711 - 1765 г.).

Первый в истории воздушный шар, наполненный горячим дымом, поднялся на высоту около 300 м. 5 июня 1783 г. Запуск осуществили французы, братья Жак Этьен и Жозеф Мишель Монгольфье. В их честь шар был назван «монгольфьер». 19 сентября того же года братья подняли в воздух очередной шар. На этот раз на нём поднялись баран, петух и утка. Полет длился 10 мин. При приземлении петух повредил крыло. 21 ноября 1783 г. в окрестностях Парижа в воздух вновь поднялся огромный монгольфьер высотой более 20 м. с двумя людьми на борту. Полет нам воздушном шаре продолжался около 40 мин. Шар достиг высоты 1000 м., а затем плавно опустился на землю на расстоянии 9 км. от места старта. Первыми воздухоплавателями стали физик Жан Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лорен д`Арланд, друзья братьев Монгольфье. С этого момента полёты на воздушном шаре прочно вошли в жизнь покорителей неба.

Первая авиационная бомбардировка была осуществлена в 1849 г. Австрийцы сбросили несколько бомб с дистанционными взрывателями на Венецию. В качестве средств доставки бомб использовались беспилотные аэростаты.

В переводе с греческого слово «аэростат» означает «неподвижно стоящий в воздухе». Из-за неожиданной смены направления ветра бомбардировка оказалась неудачной.

Первый полет на аэростате, оснащённом паровым двигателем, совершил француз Анри Жиффар в 1852 г. Наличие двигателя в определённой степени позволило влиять на движение аэростата. Таким образом, воздухоплавание перевернуло очередную страницу своей истории. Возник новый вид воздушных аппаратов – дирижабль. Кстати, это название произошло от французского dirigeable – управляемый.

В 1877 г. итальянский изобретатель Энрико Форланини сконструировал беспилотный вертолет с паровым двигателем. Ему удалось продержать аппарат в воздухе около 20 сек. За это время он поднялся на высоту 13 м.

20 июля 1882 г. самолет Александра Федоровича Можайского с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. отделился от земли. Он продержался в воздухе несколько секунд, затем накренился и упал на крыло, что послужило поводом для оспаривания его права считаться родоначальником мировой авиации.

В 1887 г. русский учёный К.Э. Циолковский разработал первый проект жёсткого цельнометаллического дирижабля [4].

Первый успешный полет самолета «Флайер» состоялся 14 декабря 1903 г. Он был сконструирован американскими конструкторами братьями Уилбуром и Орвиллом Райт, с двигателем внутреннего сгорания. Продолжительность первого полёта составила всего 3,5 секунды. 17 декабря самолёт произвёл 4 взлёта. Во время самой удачной попытки "Флайер" пролетел около 250 м., продержавшись в воздухе уже 59 сек. Уилбер и Орвилл Райты вошли в историю авиации как пионеры воздушного пространства, положившие начало освоению неба пилотируемыми летательными аппаратами тяжелее воздуха. С этого момента полёты на летательных аппаратах легче воздуха стали постепенно отходить на второй план.

Первый гидросамолёт под названием Le Canard («утка») французского инженера Анри Фаброма произвёл успешный взлёт с воды 28 марта 1910 г.

Первый в мире 4 моторный, тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» в этом же году создал русский инженер Игорь Иванович Сикорский.

Первый в мире реактивный транспортный самолет Do.31 с вертикальным взлетом был представлен в 1956 г. на Парижском авиасалоне.

1.2. Загадочные летательные аппараты

Convair V2 Sea Dart (рисунок 1). В дополнение к самолетам стандартным, пилотам подчас бывают доступны очень интересные экземпляры летательных аппаратов. Истребитель, о котором сейчас пойдет речь, мог совершить посадку прямо на поверхность океана. И он сильно расширял должностные обязанности пилотов, на время превращая их из обычных летчиков в операторов лыжного шасси [5].

Рисунок 1. Convair V2 Sea Dart

Convair V2 Sea Dart был экспериментальным американским истребителем, его построили в 1951 году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолета, укомплектованного водонепроницаемым корпусом и парой подводных крыльев.

От производства этого истребителя решено было отказаться после катастрофы, закончившейся смертью пилота. Но тем не менее он стал первым (и на данный момент – единственным) гидросамолетом, преодолевшим звуковой барьер.

Goodyear Inflatoplane (рисунок 2). Когда компания, производящая автомобильные шины, выходит на рынок самолетов, следует ожидать очень необычных результатов. В 1959 году компания Goodyear Tire попробовала удовлетворить запросы рынка о небольшом удобном самолете, и ее ответ на эти запросы был очень причудлив. Открытая кабина Goodyear Inflatoplane была полностью изготовлена из резины.

Рисунок 2. Goodyear Inflatoplane

Фактически там все было из резины, кроме двигателя и проводов. Самолет можно было уложить в коробку длиной 1 метр, и его можно было полностью накачать с помощью обычного велосипедного насоса всего за 15 минут. С аэродинамической точки зрения машина была превосходна, так как поднималась в воздух с невероятной легкостью. Тем не менее компания Goodyear Tire столкнулась с серьезными проблемами. Они никак не смогли убедить военных купить свое детище после того, как военные узнали, что самолет можно будет сбить всего одной пулей или даже выстрелом из рогатки.

NASA A1 Pivot-Wing (рисунок 3) смог поднять понятие «странный самолет» на совершенно новый уровень. Его разработали в начале 80‑х годов для того, чтобы проверить концепцию поворотного крыла. Длинное тонкое крыло этого реактивного самолета могло поворачиваться на такой невероятный угол, что оказывалось практически параллельно кабине пилота. Идея этого неортодоксального и исключительного новаторского подхода была в том, чтобы таким способом компенсировать вихревые возмущения воздушного потока.

Рисунок 3. NASA A1 Pivot-Wing

Странный самолет даже совершил несколько полетов, и летал он на удивление хорошо, однако результаты все-таки не были признаны достаточно убедительными для того, чтобы оправдать затраты на его производство. Тем не менее современные беспилотники, в основе которых лежит конструкция этого самолета, в настоящее время находятся в стадии разработки.

Vought V‑173 (рисунок 4) был разработан в 1942 году в качестве прототипа самолета с вертикальным взлетом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители, взлетая с палубы авианосца. За странную конструкцию летчики-испытатели прозвали этот самолет «летающий блин».

Рисунок 4. Vought V‑173

Его фюзеляж имел округлую форму. Пара двигателей приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые не задевали землю при взлете только благодаря удлиненным стойкам шасси [6]. Невысокий спрос и одна авария решили судьбу этого проекта, однако с него началось развитие в этом направлении, которое в конце привело к появлению знаменитого Harrier Jump Jet.

Convair Pogo (рисунок 5). The Grumman X23, он же Pogo, представлял собой радикальный уход от всех норм самолетостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд. По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолет, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально. Вот только в отличие от большинства самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, нос Pogo перед взлетом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете. Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать.

Рисунок 5 – Convair Pogo

Blohm und Voss BV 141 (рисунок 6). В обычном мире симметрия является правилом, которое прослеживается практически во всем, от глаз до крыльев и плавников. Инженеры при создании своих изобретений тоже вдохновляются этим принципом, это правило справедливо и для авиадвигателей. Однако в годы Второй мировой войны немецкие инженеры из компании Dornier заметно отклонились от этой нормы и создали самолет-разведчик, у которого хвостовой стабилизатор располагался только с одной стороны, а кабина пилота располагалась асимметрично, с противоположной стороны.

Рисунок 6. Blohm und Voss BV141

На первый взгляд такая конструкция выглядит несбалансированной. Однако благодаря тому, что кабина расположена на правой стороне, а несущий пропеллер находится левее, во время полета возникает момент силы, который помогает самолету лететь ровно. В результате этот причудливый аппарат не только успешно отрывался от земли, но и впоследствии вдохновил многих создателей современных спортивных самолетов на создание аппаратов со схожей конструкцией.

Caproni Ca.60 Noviplano (рисунок 7). Рассмотрим дом на воде, скрещенный с самолетом. Именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano. Эта машина установила «планку странности» для самолетов настолько высоко, что даже «Красный Фоккер» Рихтгофена по сравнению с ней выглядит очень бледно. Длина этого летательного аппарата составляла 23 м. Вес – колоссальные 26 т. Этот плавающий и летающий аппарат был построен, чтобы стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации.

Рисунок 7. Caproni Ca.60 Noviplano

Исходя из теории, что с помощью достаточного количества крыльев можно поднять в воздух что угодно, инженеры создали стек из трех крыльев спереди и трех в середине. Вместо хвоста использовался еще один, третий набор крыльев. Эта чудовищная машина, наверное, может быть классифицирована как тройной триплан, и ничего подобного ни до, ни после нее построено не было [7].

Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлета, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться, а потом упал в воду. Оба летчика погибли. После этого самолет удалось отремонтировать, однако позднее он сгорел. Это произошло ночью, и подробности этого происшествия до сих пор до конца не выяснены.

Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar (рисунок 8) – летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров.

Рисунок 8. VZ-9-AV Avrocar

Вертикально взлетающий LTV XC-142 – американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США.

Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль (рисунок 9), построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем [8].

Рисунок 9. Спускаемый модуль для полетов на Луну

2. Анализ уровня знаний школьников по теме авиации

Современный мир невозможно представить без самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Люди активно используют их для полетов по работе, в командировки, для путешествий по миру и стране, для перевозок важных для жизнеобеспечения грузов, а также в развлекательных целях. Самолеты используются во множестве сфер деятельности: торговля, медицина, производство, туризм.

Проводя историко-исследовательскую работу, разобрав теоретическую и историческую часть темы, было принято решение провести опрос среди учеников школы в целях определения уровня знаний по данной теме.

>Был проведен опрос среди учащихся 7, 8, 9, 10 классов. Опрос проводился с помощью анкеты, которая представлена в приложении 1. В анкетировании приняли участие 69 человек.

После проведения анкетирования школьников, был проведен подробный анализ их ответов на вопросы, а также беседа с некоторыми анкетируемыми по поводу разъяснения их ответов.

На вопрос о том, летали ли когда-нибудь анкетируемые на самолете/вертолете/воздушном шаре 87% учеников ответили нет, и только 13% летали (рисунок 10). После анкетирования была проведена беседа с учениками, где мы попытались выяснить в каких целях были совершены полеты. 9 учеников летали на самолете. Большая часть летавших на самолете делали это в туристических целях, а точнее 7 учеников, и только 2 ученика вынуждены были лететь по семейным обстоятельствам.

Самолеты используются в различных сферах деятельности человека и об этом хорошо известно 100% анкетируемых. Все ученики прекрасно знают в каких сферах чаще всего применяются летательные аппараты. Это видно из 3 вопроса анкеты. 

Туризм – 49

Грузоперевозки – 11

Медицина – 9

На вопрос о том, хотят ли ученики работать в сфере использования самолетов, а точнее в авиастроении или же в качестве пилотов или стюардов самолетов только 23% учеников ответили да, все остальные работать в данной сфере не готовы.  После анкетирования, в результате беседы, были выявлены основные причины категоричного отказа от работы с летательными аппаратами.

Причины отказа от работы с летательными аппаратами (конкретно с самолетами)

Несмотря на большое количество не желающих работать в авиа сфере, есть 23%, которые бы хотели связать свою жизнь с такой работой, мы опросили их лично и узнали причины желания работать с летательными аппаратами.

Причины желания работать с летательными аппаратами (конкретно с самолетами)

На вопрос о том изучали ли опрашиваемые историю авиастроения (мировую или собственной страны), всего 20% учеников ответили да, 80% учеников никогда не читали об истории авиастроения и не увлекались этим.

Также последним был задан вопрос, который описывает проделанную нами работу: «Читали ли вы когда-нибудь о необычных, странных, загадочных летательных аппаратах?». На этот вопрос 17% опрашиваемых ответили да и 83% учеников никогда не изучали данный вопрос. Что делает данное исследование очень актуальным в просвещении школьников.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в следующие 15-20 лет для коммерческих рейсов понадобится 620 тысяч новых пилотов. Это говорит о том, что те, кто выберет профессию пилота самолета не останется без работы и будет востребован в данной сфере.

Подводя итог по данной главе, можно сказать, что летательные аппараты очень интересны для изучения, а также являются очень актуальной информацией для изучения, так как профессии, связанные с этой отраслью на данный момент очень популярны. Но многие школьники слабо просвещены в подробности данных профессий и других тонкостей темы историко-исследовательской работы, поэтому изучение этой темы, а также ее озвучивание очень актуально на данный момент.

Заключение

Человеческая фантазия безгранична.  Ведь именно она является одним из важнейших факторов технического прогресса. Людей всегда тянуло летать. О чём явственно свидетельствуют примеры, приведенные в данной работе.

Вся история авиации была направлена на совершенствование самолетов и вертолетов, на повышение грузоподъемности, увеличение скорости и дальности полёта и т.д. Если посмотреть в Интернет, то можно увидеть, что любители-изобретатели пытаются создать то, что с таким нетерпением ждёт от авиационной промышленности обычный человек, а может и всё человечество. С момента создания первых летательных аппаратов постоянно делались и делаются до сих пор попытки создать высокоэффективные летающие устройства нового типа. Созданы сотни и тысячи прототипов необычных летательных аппаратов.  Эти летательные аппараты в отличии от классических конструкций имеют множество недостатков.

В начале исследования была поставлена гипотеза, которая звучала следующим образом «Современные школьники мало ознакомлены в темой авиации, а также не интересуются историей авиастроения и не знают о самых странных летательных аппаратах в истории». Проведенное нами исследование во второй главе показало, что тема авиации для школьников действительно малознакома, а также историю авиастроения и самые странные и загадочные летательные аппараты в истории мало кто знает, то есть гипотеза подтвердилась.

В ходе работы были выполнены следующие задачи:

  • изучена история развития авиации;
  • изучены загадочные летательные аппараты в истории;
  • проведен анализ уровня знаний школьников по теме авиации с помощью анкетирования и личной беседы.

Список использованных источников

  1. Вейгелин, К. Е. Занимательная авиация [Текст]: учебное пособие / К. Е. Вейгелин – М.: Концептуал, 2020 – 208 с.
  2. Куруськина, М. Н. Хочу знать. Авиация [Текст]: учебное пособие / М. Н. Куруськина – М.: Проф-Пресс, 2019 – 96 с.
  3. Грумондз, В. История полетов [Текст]: учебное пособие / В. Грумондз – М.: Наука, 2017 – 168 с.
  4. Савинский, Ю. Авиация: мир и Россия [Текст]: учебное пособие / Ю. Савинский – М.: Москва, 2020 – 400 с.
  5. Скотт, З. Авиация [Текст]: учебное пособие / З. Скотт – М.: КоЛибри, 2021 – 256 с.
  6. Скопец, Г. М. Внешнее проектирование авиационных комплексов [Текст]: учебное пособие / Г. М. Скопец – М.: Ленанд, 2021 – 344 с.
  7. 10 самых странных летательных аппаратов в истории авиации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bigpicture.ru/10-samyx-strannyx-letatelnyx-apparatov-v-istorii-aviacii/ – Загл. с экрана. (Дата обращения 25.11.2021)
  8. Самые странные летательные аппараты мира [Электронный ресурс] Режим доступа: https://utc-aviator.com/samye-strannye-letatelnye-aparaty – Загл. с экрана. (Дата обращения 25.11.2021)

Приложение 1

Анкета

 

Фамилия _________________

Имя_________________________

Класс__________________

  1. Летали ли вы когда-нибудь на самолете/вертолете/воздушном шаре?
  • Да
  • Нет
  1. Знаете ли вы, в каких сферах деятельности человека используются самолеты/вертолеты?
  • Да
  • Нет
  1. Назовите топ 3 сфер деятельности (по вашему мнению) самых важных, в которых активно используются самолеты/вертолеты?
  1. Хотели бы вы связать свою профессию с авиастроением или перелетами?
  • Да
  • Нет
  1. Изучали ли вы когда-нибудь историю авиастроения?
  • Да
  • Нет
  1. Читали ли вы когда-нибудь о необычных, странных, загадочных летательных аппаратах?
  • Да
  • Нет
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2022) | Автор: Прохоров Виктор W
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1769)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (559)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (345)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024