Четверг, 18.04.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

В чём причины мировой популярности боевых самолётов марки Су?

Автор: Ширинкин Лев Евгеньевич
Возраст: 16 лет
Место учебы: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова"
Город, регион: г. Пермь, Пермский край
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Архипова Л.Г., КГАПОУ "Авиатехникум", Зиннатова О.М., КГАПОУ "Авиатехникум"

В чём причины мировой популярности боевых самолётов марки Су?

План

Введение
1. Начало истории создания самолётов марки Су
2. Начало создания реактивных самолётов марки Су
3. Самолёты марки Су, применяемые в настоящее время
4. Перспективные самолёты и беспилотник марки Су
5. Боевое применение самолётов марки Су
6. Пилотажные группы
Вывод

Введение

Причины мировой популярности боевых самолётов марки Су интересны для изучения в настоящее время, поскольку самолеты КБ «Сухого» используются для обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Самолеты марки Су занимают почетную вторую строчку среди военных самолётов в рейтинге по всему миру, и их поставляют в другие страны.

Цель работы: изучить причины мировой популярности боевых самолётов марки Су.

Задачи работы:

  • история создания самолётов марки Су;
  • сравнение самолётов марки Су с отечественными и зарубежными аналогами;
  • определение причин мировой популярности самолётов марки Су.

1. Начало истории создания самолётов марки Су

Развитие воздухоплавания в условиях быстрого темпа совершенствования техники, технологии и промышленности определило появление множества конструкторов-любителей воздухоплавания, разрабатывающих новые летательные аппараты. Эти люди объединялись в коллективы, а в дальнейшем в конструкторские бюро (КБ). В этот плодотворный для авиации период был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского. В ЦАГИ создавались новые модели летательных и ракетных аппаратов.

В целях развития перспективных моделей летательных аппаратов были сформированы отдельные КБ, в которых в будущем себя проявили великие авиаконструкторы: Петляков, Григорович, Илюшин, Бериев, Антонов, Туполев и т.д. В КБ Туполева работал будущий известный конструктор Сухой Павел Осипович (см. рисунок 1), который в последствии создал целый ряд уникальных самолётов.

Павел Осипович Сухой родился (10) 22 июля 1895 года в селе Глубокое (ныне Витебской области Белоруссии), в семье учителя. Вскоре семья переехала в Гомель, где в 1914 году Павел окончил с медалью гимназию. Тогда же он впервые увидел полет самолета «Фарман», а когда прочел одну из статей Н.Е. Жуковского, то окончательно определился с выбором будущей профессии.

В 1915 году Сухой поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), а также занимался в кружке воздухоплавания, участвовал в Первой мировой войне, затем работал учителем математики в школе и продолжал учебу в МВТУ, которое окончил в 1925 году. Тогда и началась его конструкторская деятельность. Сначала он работал в Конструкторском бюро А.Н. Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института). В 1940 году Павел Осипович занял пост главного конструктора КБ, на базе которого выросло знаменитое сегодня на весь мир КБ Сухого.

В КБ Туполева Сухой П.О. участвовал в проектировании:

  • истребителя И-4 (АНТ-5) (см. рисунок 2), который состоял на вооружении в ВВС с 1929 по 1935 год;
  • истребителя И-14;
  • рекордных самолётов АНТ-25 РД «Рекордная дальность» (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевые варианты ДБ-2 и ДБ-2Б).

Первым самолётом, который самостоятельно спроектировал П.О. Сухой, был самолёт ББ-1 («ближний бомбардировщик первый») одержавший победу в конкурсе и рекомендованный к серийной постройке под индексом Су-2 (см. рисунок 3). Ближний бомбардировщик Су-2 предполагалось выпускать большой серией на нескольких авиазаводах. Су-2 успешно применялся в годы Великой Отечественной войны, а дважды герой Советского Союза, уроженец Пермского края Сивков Г.Ф. начинал воевать именно на самолёте Су-2.

После успешного проектирования самолёта Су-2  Павел Осипович Сухой получил право на создание собственного авиационного КБ.

В 1939—1941 годах в ОКБ Павла Сухого созданы истребители Су-1, Су-3 и Су-5, а также модификация Су-2 «штурмовик-бомбардировщик» ШБ, он же «ближний бомбардировщик второй» ББ-2. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 сыграли значительную роль в победе в Великой Отечественной войне.

Во время Второй мировой войны массово выпускались штурмовики КБ Илюшина Ил-2, а Су-2 только начинали своё производство, поэтому в суровых военных условиях не возможно было наладить масштабное изготовление Су-2. Стоит отметить, что по лётно-техническим характеристикам Су-2 не уступает Ил-2, а по некоторым параметрам даже превосходит (см. таблица 1).

Помимо того, что Су-2 только начинали производить, и это являлось причиной единичного производства данного самолёта, необходимо отметить, что стоимость производства  Су-2 было дороже, чем Ил-2, а так же для переучивания экипажа на новый самолет было очень мало времени.

2. Начало создания реактивных самолётов марки Су

С 1944 по 1960 годы в КБ Павла Сухого созданы и прошли испытания:

а) разведчик-корректировщик Су-12;

б) четырёхдвигательный реактивный тяжёлый бомбардировщик Су-10 (наземные испытания);

в) тяжёлые двухдвигательные реактивные истребители:

1) истребитель-бомбардировщик Су-7;

2) истребитель-перехватчик Су-9;

3) истребитель-перехватчик Су-11;

4) истребитель-перехватчик Су-13;

г) однодвигательные истребители:

1) истребитель-перехватчик Су-15;

2) истребитель-бомбардировщик Су-17.

П.О. Сухой модифицировал и преобразовывал конструкции своих самолётов, в сравнительной таблице 2 видно, что всего за три года были улучшены летно-технические характеристики (ЛТХ) реактивных самолётов Су-7 и Су-17 (см. рисунок 4).

В сравнительной таблице 2 видно, что всего за несколько лет, улучшилась  каждая ЛТХ самолёта, например, дальность полёта увеличилась на 1170 км. Также по мере развития, были применены катапультируемое кресло пилота и тормозной парашют.

3. Самолёты марки Су, применяемые в настоящее время

Су-24 (рисунок 5) советский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Су-25 “Грач” (рисунок 6) Штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года.

Су-27 (см. рисунок 7) - советский всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный в КБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Также самолёт применяется для ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Является носителем тактических ядерных боеприпасов.

Су-27 стал символом истребительной авиации конца прошлого века и положил начало созданию целого семейства боевых самолетов КБ Сухого.

Самолет Су-27 до сих пор имеет выдающиеся летные характеристики, но за прошедшие десятилетия авионика и электроника вышли на качественно иной уровень. Кроме того, появились новые образцы оружия, что в конечном итоге потребовало модернизации практически всех истребителей четвертого поколения, которые проводились и проводятся во многих странах. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители: Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие. Самолёты серии Су-27/30 на 2019 год занимали третье место по численности среди самых распространённых боевых самолётов мира, являясь самыми распространёнными боевыми самолётами российского производства.

Впервые истребитель Су-27К посадили на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на "сушке" впервые в мире наш пилот Виктор Пугачёв выполнил сложнейший маневр, который впоследствии назовут "Коброй Пугачева" (рисунок 8) и будут демонстрировать на всех авиасалонах мира.

Су-30 (рисунок 9) - советский двухместный многоцелевой истребитель для завоевания господства в воздухе, предназначен для уничтожения воздушных целей днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по наземным и морским объектам.

Су-33 создан в 1987 году. Палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в КБ Сухого под руководством Михаила Симонова.

В настоящее время палубные самолёты производятся не только в России, но и за рубежом. Поэтому проведём сравнение самолёта Су-33 с американским палубным истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (см. таблицу 3, рисунок 10).

Из таблицы 3 видно, что два палубных истребителя разработанных примерно в одно время, имеют отличающиеся ЛТХ, истребитель Су-33 по всем характеристикам превосходит американский истребитель.

Су-34 - многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150—600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, а также поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

В настоящее время подобные самолёты производятся не только в России, но и за рубежом. Поэтому проведём сравнение самолёта Су-34 с американским двухместным истребителем-бомбардировщиком McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle (см. таблицу 4, рисунок 11).

При сравнении двух истребителей-бомбардировщиков, видно, что технические характеристики имеют различия. Если рассматривать их как истребители, выигрывает американский самолёт, так как его скорость выше чем у российского, а если как бомбардировщики, то явно выигрывает российский самолет, у него дальность полёта гораздо дальше, чем у американского, а для бомбардировщиков это наиболее важно.

4. Перспективные самолёты и беспилотник марки Су

Су-57 (рисунок 12)  российский многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27.

Су-57 — будущее российской боевой авиации, в нем воплотились передовые технологии и конструкторские решения. Он обладает сверхманёвренностью, малозаметен, может уничтожать воздушные и наземные цели, обнаруживать противника на больших расстояниях, действовать в условиях сетецентрической войны. В его планере широко применены композиционные материалы, самолет оснащен новейшим бортовым оборудованием.

Су-75 (рисунок 13) проект российского малозаметного многофункционального истребителя пятого поколения, создаваемый в КБ имени П. О. Сухого

Су-70 (рисунок 14) «Охотник» — перспективный российский тяжёлый ударный БПЛА шестого поколения. Разработчик — «Компания „Сухой“»

Радиолокационный комплекс и система связи позволяют использовать С-70 для расширения радиолокационного поля других боевых самолётов и дистанционного целеуказания; благодаря этому, например, появляется возможность применять средства поражения большой дальности без захода их носителя в зону действия ПВО противника. Истребитель Су-57 способен выполнять задачи в интеграции с БПЛА «Охотник»; при взаимодействии с ним ударный беспилотник может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации, это открывает огромный простор для эффективного взаимодействия лётчика и боевого робота.

5. Боевое применение самолётов марки Су

В настоящее время перед государством стоит задача усилить обороноспособность через совершенствование вооружения в разных направлениях и в том числе боеспособность ВКС.

В последнее время положение в мире предполагает активное участие ВКС в боевых действиях.

5.1. Сирия

Авиационная группа была сформирована на сирийской авиационной базе Хмеймим в районе Латакии. База полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из России. Группа имеет смешанный состав: самолёты-истребители (Су-30СМ), фронтовые бомбардировщики (Су-24М и Су-34), штурмовики (Су-25СМ).

5.2. Специальная военная операция

Для решения военных задач наиболее применимыми стали самолёты марки Су: Су-24М; Су-25; Су-30; Су-33; Су-35.

6. Пилотажные группы

В России силами ВКС созданы  авиационные группы высшего пилотажа, которые предназначены для демонстрации пилотажных свойств и летно-технических характеристик авиационной техники. Высокое мастерство лётчиков позволяет выполнять высший пилотаж на предельных режимах в большом диапазоне высот и скоростей полёта. Уникальные технические возможности авиатехники дают новый импульс развитию высшего пилотажа. В сочетании с высочайшим мастерством летчиков они позволяют превратить полет пилотажных групп в захватывающее зрелище.

Из многих пилотажных групп есть те, которые демонстрируют лётное мастерство на самолётах марки Су, например, «Русские витязи» и «Соколы  России» (см. рисунок 15).

Пилотажная группа «Русские витязи» выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях: Су-27П и Су-27УБ; Су-30СМ; Су-35С.

Уникальность группы состоит в том, что это первая и до 2006 года единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель».

Появление новых типов самолётов марки Су обязывает Русских витязей осваивать их, при этом совершенствовать пилотажное мастерство, демонстрировать боевые качества самолётов.

Авиационная группа высшего пилотажа  «Соколы России»  - это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолётах демонстрирует элементы воздушного боя на малых высотах. За годы выступлений пилотаж выполнялся на самолётах: Су-27, Су-30, Су-34, Су-35C, Су-25.

Вывод

В первую очередь мировая популярность самолетов марки Су заключается в том, что совместили то, чего невозможно было совместить – это истребитель и бомбардировщик.

Два разных типа самолета: истребитель - легкий маневровый самолет, который служит для уничтожения вражеских самолетов, а бомбардировщик - тяжёлый и не может совершать манёвры, служащий для уничтожения наземных целей.

В итоге объединение истребителя и бомбардировщика позволяло и обязывало специалистов КБ Сухого модифицировать, улучшать и совершенствовать летно-технические и боевые качества самолётов. Всё это объясняет и другие причины популярности самолётов марки Су во всём мире, такие как:

  • большой спектр боевого применения;
  • простота пилотирования;
  • использование самолётов в разных условиях и решение большого количества боевых задач.

Список литературы

  1. Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» [Официальный сайт] – URL: https://russianknights.ru/
  2. Авиация: Энциклопедия/ Гл.ред. Г.П. Свищёв. - М.: Большая Российская энциклопедия.
  3. Пять поколений «Сухого» [Электронный ресурс] – URL: https://rostec.ru/news/pyat-pokoleniy-sukhogo/
  4. Самолёты Сухого [Википедия] – URL: https://ru.wikipedia.org/
  5. Соколы России [Википедия] – Слишком длинная ссылка
  6. ЦАГИ - центр авиационной науки/ Г.С. Бюшгес, Е.Л. Бедржицкий. – М.: Наука.
  7. Энциклопедия самолётов мира Т. 5, 6.
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (10.01.2023) | Автор: Ширинкин Лев Евгеньевич E W
Просмотров: 350 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2451)
Фурсов Максим (1966)
Егор Андреевич Попов (1626)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1504)
Штриккер Артур (1225)
Григорьев Павел Сергеевич (649)
Медведкин Иван (553)
Азарин Николай (533)
Трунов Артём Николаевич (454)
Ефимова Софья Алексеевна (421)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024