Автор: Салимов Данил Вагифович
Возраст: 18 лет
Место учёбы: Колледж НФ УУНиТ
Город, регион: г. Нефтекамск, Республика Башкортостан
Руководитель: Гиззатуллина Алсу Нарисовна, колледж НФ УУНиТ
Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?
План
Введение
1. История и развитие высшего пилотажа
2. Виды тренировочных полётов
3. Специальные учебные самолёты
4. Светлана Капанина
5. Требования к пилотам современных авиационных сил
6. Беседа с директором и преподавателем физкультуры
7. Вывод
Введение
Высший пилотаж – это искусство и наука выполнения сложных маневров на самолёте, а так же – это очень сложная техника.
Цели работы: Выяснить, высший пилотаж спорт или боевое искусство.
Гипотеза: Если высший пилотаж является спортом, то он требует от пилотов высокого уровня физической подготовки, навыков и стратегического мышления, сопоставимых с теми, что необходимы в боевых искусствах.
Актуальность темы: регулярное проведение авиашоу.
1 История развития высшего пилотажа

Рис. 1 – Самолёт военного времени
Высший пилотаж возник как часть военной подготовки летчиков для выполнения сложных фигур в воздухе.

Рис. 2 – Групповое построение на авиашоу
Первые демонстрации высшего пилотажа проводились на авиашоу в начале 20-го века.

Рис. 3 – Первый реактивный самолёт
Развитие реактивной авиации позволило совершенствовать и усложнять фигуры высшего пилотажа. [1]
2 Виды тренировочных полётов
Основные технические элементы:
- Пилоны - сложные вращения
- Фигуры "8" - плавность и точность
- Развороты - динамичность и баланс
- Каскады - сочетание прыжков[6]
Виды тренировочных полетов
Базовые маневры

Рис. 4 – Трюк «Разворот»
Отработка базовых элементов управления полетом и акробатики.
Сложные фигуры

Рис. 5 – Трюк «Бочка»

Рис. 6 – Трюк «Мертвая петля»
Освоение более сложных элементов пилотажа, таких как петли и бочки.[7]
Колокол Квочура

Рис. 7 – «Колокол Квочура
Это одна из самых сложных и эффектных фигур высшего пилотажа.
Ключевые моменты:
- Самолет поднимается на высоту, затем задирает нос до нулевой скорости
- После этого он начинает резкое пикирование вниз
- Трюк позволяет скрываться от радарных систем противника
Появился впервые в 1988 году на авиасалоне в Хэмпшире на МиГ-29[3]
Кобра Пугачёва
$IMAGE12$
Рис. 8 – «Кобра Пугачёва»
Это резкое торможение и задир носа самолета до 120-180 градусов.
Ключевые моменты:
- Первый раз продемонстрирован в 1990 году на Ле-Бурже на Су-27
- Похоже на экстренную ситуацию, но затем самолет переходит в штопор
- Эффектный трюк для показательных выступлений [4]
Чакра Фролова
$IMAGE13$
Рис. 9 – «Чакра Фролова»
Это сложный кульбит вокруг хвоста самолета на очень малой скорости.
Ключевые моменты:
- Похоже на классическую Петлю Нестерова, но с меньшим радиусом
- Появился в 1995 году на авиасалоне Ле-Бурже на Су-37
- Демонстрирует аэродинамическое совершенство современных самолетов[8]
3 Специальные учебные самолёты

Рис. 10 – «учебный самолёт»
Особенности конструкции
Учебные самолеты имеют ограниченную скорость и маневренность для безопасного обучения.
Преимущества обучения
Учебные самолеты позволяют курсантам отрабатывать навыки пилотирования в контролируемой среде.[9]
Безопасность полетов
Специальная конструкция снижает риски и обеспечивает высокий уровень безопасности.[2]
4 Светлана Капанина
Рис. 11 – Светлана Капанина
- Профессиональный путь
- Соревнования и рекорды
- Позиция по отношению к российским пилотам
- Современная деятельность[9]
5 Требования к пилотам авиационных сил
Физическая подготовка
Пилоты должны иметь высокий уровень физической выносливости и силы для управления современными авиационными системами.
Концентрация внимания
Пилоты должны обладать исключительной способностью концентрироваться на быстро меняющейся обстановке в воздухе.
Принятие решений
Пилоты должны быстро и эффективно принимать решения в сложных ситуациях.[5]
5 Беседа с директором и преподавателем физкультуры
Беседа с директором и преподавателем физкультуры по теме высшего пилотажа
$IMAGE12$
Рис. 12 – Директор ВУЗа НФ УУНиТ
$IMAGE13$
Рис. 13 – Преподаватель физической культуры
Заключение
Высший пилотаж является преимущественно спортом, требующим от участников высокого уровня физической подготовки и стратегического мышления, а не боевым искусством. Тем не менее, слова директора ВУЗа и преподавателя физической культуры подчеркивают прикладной характер этой дисциплины, способной стать боевым искусством в условиях военного времени.
Литература
- Валерий Георгиевич Соловьев. Техника высшего пилотажа. М.: Аванта+, 2019. 320 с.
- Серов Андрей Иванович. История авиационного спорта. М.: АСТ, 2008. 416 с.
- Тихонов Николай Павлович. Боевые искусства и их применение в современном мире. СПб.: Питер, 2020. 352 с.
- Рыжков Михаил Владимирович. Высший пилотаж. М.: ЭКСМО, 2015. 240 с.
- Дегтярев Виктор Петрович (ред.). Авиация и космонавтика: история и современность. М.: Наука, 2022. 512 с.
- Сидоров Владимир Иванович. Высший пилотаж как вид спорта: история и современность // Авиация и космонавтика. 2021. № 11-12. С. 34-41.
- Петров Александр Николаевич. Технические аспекты выполнения трюковых элементов высшего пилотажа // Летательные аппараты. 2022. Т. 15. № 3. С. 45-53.
- Лебедева Ольга Владимировна. Психологический аспект выполнения трюковых элементов высшего пилотажа // Психология физической культуры и спорта. 2019. Т. 23. № 2. С. 34-41.
- Лидия Сабитова. Газета «Красное знамя» № 60 от 02.08.2024
|