Автор: Бут Анна Вячеславовна.
Руководитель: -
Возраст: 16 лет.
Место учёбы: ГБОУ «СШ №1 г. Кировское Шахтёрского МО».
Город, регион, страна: Кировское, Донецкая Народная Республика (ДНР), Россия.
2024 г.
История санитарной авиации РФ и её особенности
Содержание:
1. Введение.
2. Цели и задачи.
3. Гипотеза.
4. Основная часть:
4.1. Историческая справка.
4.2. Особенности санавиации в РФ.
4.3. Летательные аппараты, использующиеся в санавиации и их оснащение.
5. Заключение.
6. Источники информации.
Введение:
Сегодня трудно представить нашу жизнь без качественной медицины. Министерство здравоохранения делает всё возможное для своевременного спасения здоровья, а под час и жизни людей. В этом им помогает специальная авиация. Сегодня я предлагаю вам погрузится в историю и рассмотреть путь развития санитарной авиации СССР, а затем и России.
Цели и задачи проекта:
- Рассмотреть историю развития санавиации.
- Рассмотреть летательные аппараты санавиации и их особенности.
Гипотеза:
Санавиация является очень важной частью современной российской медицины, и её развитие имеет очень важное значение для спасения жизни больных.
Основная часть:
Историческая справка
Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Непосредственно сама история развития начинается с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Она была создана на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. Он был оборудован для перемещения врача и двоих лежачих больных или же четверых сидячих. В 1928-1930 на нём доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек.
Самолёт К-3
Ш-2 (санитарная модификация)
В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2. В 1933 году 16 самолетов были переоборудованы в санитарный вариант. Они отличались от серийных увеличенным запасом топлива, а в хвостовой части был оборудован отсек для носилок.
С 1940-х годов стал использоваться самолёт Ан-2, получивший широкое распространение в период Великой Отечественной Войны. Салон был оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками. На транспортном самолёте Ан-2Т в грузовой кабине устанавливали 6 носилок. Также для перевозки раненых использовались модификации таких самолётов, как У-2 (модификации С-1, С-2 и С-3), Ли-2, ПС-84, Ще-2 и летающей лодки Ш-2. Всего за годы ВОВ санавиацией было перевезено больше 350 000 человек и доставлены тонны медикаментов и прочих грузов.
В советские годы, после второй мировой войны, санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав.
В 1948 году состоялся запуск первого серийного вертолёта Ми-1, с которого началось вертолётостроение в СССР. Ми-1 активно использовался в санитарной авиации. Для перевозки больных к фюзеляжу прикрепляли специальные контейнеры.Также с этого момента вертолёты стали всё чаще использоваться для перевозки людей в медучреждения, вытесняя самолёты.
С 1963 года началось формирование отделений плановой, а также экстренной консультативной помощи. Из них и составлялись бригады санитарной авиации. Уже к 1968 году по всей территории СССР действовало 164 больницы, в распоряжении которых были специализированные вертолёты Ми-2 (в эксплуатации с 1965 года), а также самолёты Ан-2, Ан-28, Ту-104 и Л-410. Летательные аппараты дорабатывались и совершенствовались.
Ан-2 (санитарная модификация) и машина скорой помощи
Контейнер с пациентом на вертолёте Ми-1
В 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. В 1992 году был сформирован ЦАМО – центральный аэромобильный спасательный отряд. Он подчинялся Министерству гражданской авиации. Просуществовал он вплоть до 1994 года. В 1994 году МЧС приступило к формированию собственного парка ВС, в который вошла и санитарная авиация: вертолетное звено ЦАМО и 4 отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС. Сохранились авиагруппы и в нескорых медицинских учреждениях.
В начале XXI века российская санавиация находилась в плачевном состоянии и была практически на грани исчезновения: единый центр управления отсутствовал, финансирования практически не было, отечественных разработок было мало, и часто использовались морально устаревшие модели. Из, так сказать, «новинок» использовались зарубежные вертолёты Eurocopter EC-145 и Eurocopter Bo-105 и отечественный Ка-226.
Eurocopter EC-145 (санитарная модификация, г. Москва)
Eurocopter Bo-105 (Центроспас МЧС РФ)
В 2013 году ситуация начала исправляться. После поручения президента РФ В. В. Путина на базе Казанской клинической больницы и вертолетного центра «Хели-драйв» в Санкт-Петербурге создали специальные площадки санитарной авиации. В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7. По состоянию на 2024 год служба действует в 67 субъектах РФ. Для доставки больных сегодня используются, в основном, вертолёты Ми-8 и Ансат. Самолёты применяют только в случае наличия большой группы пострадавших или при перевозке на большие расстояния.
Особенности санавиации в РФ
Российская Федерация – самая большая по площади страна в мире, при этом около 60 % её территорий являются труднодоступными. Эта особенность в случае необходимости затрудняет транспортировку пострадавшего в медучреждение наземным транспортом. В таких ситуациях необходимо использование специализированной авиации, особенно вертолётной техники, в основном – из-за отсутствия у неё требований к наличию специальных ВВП.
Так сложилось, что в России развитию санитарной авиации до определённого момента не уделялось достаточно внимания, поэтому в данной отрасли ещё существует ряд нерешённых проблем:
- Недостаток вертолётных площадок возле медучреждений.
- Нехватка летательных аппаратов.
- Высокая стоимость оснащения и обслуживания воздушных судов.
- Несогласованность. Поскольку медработники подчиняются Министерству здравоохранения, а вертолёты принадлежат МЧС либо МВД, возникает необходимость дополнительного согласования вызова, что в свою очередь приводит к временным задержкам.
Однако, не смотря на проблемы, российская санавиация продолжает развиваться и совершенствоваться. С каждым годом растёт зона действия НССА (за период с 2022 по 2024 гг. зона действия НССА выросла с 34 до 67 субъектов РФ).
Летательные аппараты, использующиеся в санавиации и их оснащение
Сейчас основные воздушные суда российской санавиации – вертолёты Ми-8, Ансат и Ка-226.
Ми-8 – универсальный вертолёт. Является (включая модификации) самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире и самым массовым вертолётом в истории авиации. Некоторые характеристики:
- Максимальная грузоподъёмность – 4 000 кг;
- Максимальная высота полёта – 4 500 м;
- Максимальная дальность полёта – от 500 до 610 км (в зависимости от модификации).
Его можно переоборудовать в санитарный вариант для перевозки 12 лежачих больных на носилках и сопровождающего медика. В случае перевозки ходячих больных полная загрузка вертолёта составляет 24 человека вместе с медперсоналом. Пример комплектации (могут быть изменения по желанию заказчика) :
- Медицинский модуль;
- Носилки;
- Система мониторинга и дефибрилляции;
- Аппарат ИВЛ;
- Аппарат ЭКГ;
- Аппарат УЗИ;
- Электрический аспиратор;
- Дозаторы лекарственных препаратов;
- Медицинский чемоданчик (аптечка).
Ансат - лёгкий многоцелевой вертолёт разработки конструкторского бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ). Основное его преимущество – негабаритность и манёвренность, что особенно важно в условиях плотной городской застройки. Некоторые характеристики:
- Максимальная грузоподъёмность – 1 235 кг;
- Максимальная высота полёта – 5 500 м;
- Максимальная дальность полёта – 520 км.
Санитарная модификация вертолёта позволяет перевозить 2 лежачих больных на носилках и 2 сопровождающих медика. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может вместить 7 – 9 человек вместе с медперсоналом. Может комплектоваться следующим оборудованием:
- Медицинский модуль;
- Система мониторинга и дефибрилляции;
- Аппарат ИВЛ;
- Аппарат для непрямого массажа сердца;
- Насос шприцевой;
- Медицинский чемоданчик (аптечка);
- Портативный лабораторный анализатор;
- Вакуумный матрас.
Ка-226 - российский многоцелевой вертолёт. Важным преимуществом является его способность взлетать с маленьких, неподготовленных площадок. Некоторые характеристики:
- Максимальная грузоподъёмность - 1 000 кг;
- Максимальная высота полёта – 5 700 м;
- Максимальная дальность полёта – 600 км.
Санитарная модификация кабины позволяет перевозить 2 лежачих больных на носилках и несколько медиков сопровождения. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может перевезти от 4 до 7 человек вместе с медперсоналом. Также в санитарном варианте вертолёта в задней части кабины есть проём для загрузки носилок. Возможная комплектация:
- Носилки;
- Система мониторирования;
- Пульсоксиметр;
- Аспиратор для санации дыхательной системы и брюшной полости, и дренирования лёгких;
- Аппарат ИВЛ;
- Медицинский чемоданчик (аптечка);
- Система автономной подачи кислорода — кислородные баллоны с шлангами подачи;
- Шприцевые инфузоматы-дозаторы.
Вывод:
Подводя итоги, можно сказать, что в ситуациях, когда каждая минута важна для спасения человека, санитарная авиация незаменима. Это отрасль, которую нашей стране необходимо дальше развивать и модернизировать. Положительные тенденции есть, и это хорошо, а как будет развиваться санавиация дальше – возможно, узнаем в ближайшем будущем.
Спасибо за внимание!
Источники информации:
- Википедия - URL - https://ru.wikipedia.org.
- Ассоциация вертолётной индустрии - URL - https://helicopter.su.
- Эл. журнал: Трудовая оборона - URL - https://oborona.media. Статья: Как работает санавиация.
- Эл. журнал: Военное обозрение - URL - https://topwar.ru. Статья: К-3/РОКК-1. Первый санитарный самолёт СССР.
- Национальные проекты РФ - URL - https://национальныепроекты.рф/news. Статья: Помощь с воздуха: как в России работает санитарная авиация.
И др.
|