Понедельник, 23.12.2024, 18:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 2-го тура » Тезисы для публикаций в СМИ

Авиационная психология

Авиационная психология - раздел психологии, посвященный вопросам существования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии - работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов.

Авиационная психология используется для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

Отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В авиации число приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5–7 раз. Управляя очень большими скоростями, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и выполнять те или иные действия за очень короткий интервал времени. У летчиков,  различающихся по функциональной межполушарной асимметрии, имеются определенные отличия высшей нервной деятельности. Поэтому одним из направлений авиационной психологии является исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам.

Проблема: как функциональная асимметрия мозга может повлиять на профессиональную деятельность летчика?

Цель работы: изучить проявление асимметрии мозга у воспитанников летной группы

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

 

  • по литературным источникам установить степень влияния межполушарной асимметрии на деятельность летчиков;
  • выявить у группы испытуемых признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии;
  • определить возможность дальнейшего обучения летно-техническим специальностям

Гипотеза: если у человека преобладает развитие одного из полушарий, то это отражается на его деятельности.

 

Актуальность  данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии человека  для оптимизации условий работы летчика.

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека.

Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.

Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.

Человек, работающий с современной техникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессы непосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая система технических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (или объект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодировать информацию.

О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины, свидетельствуют факты: из-за ошибок человека  в США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разного рода устройств. Ошибки происходят из-за того, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапный сигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успевает переключить внимание с одного прибора на другой. В ходе исследования  мною было выяснено, что высокий уровень двигательной активности правой руки (доминирование левого полушария) является одним из главных условий успешного пилотирования самолета.

В исследовании принимали участие воспитанники профильной летной группы ТОШИ с ПЛП им. М.М.Расковой в количестве 15 человек. Возраст участников 16-17 лет.

Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволил выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии.

Для деятельности летчика важен профиль асимметрии, который определяется на основе уточнения функциональной асимметрии рук, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическое предъявление слов). Для успешной профессиональной деятельности значимы левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно — слуха.

Исследование профиля латеральной организации (мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение) показало, что среди испытуемых  9 правшей, 4 амбидекстра, 2 левши.

Абстрактно-логическое мышление имеют 83 % правшей, и 50 % амбидекстров. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.

Образное мышление в нашей группе испытуемых имеет 100% левшей, 17% правшей и 50% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.

Получили, что в исследованной группе 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра, т. е. доминирующее полушарие не выявлено.

Учитывая совокупные данные всех признаков моторной, сенсорной и психической асимметрий, можно сделать вывод о возможности дальнейшего избрания профессии летчика у всех испытуемых правшей и амбидекстров.  Левша с профилем ЛПП может достичь профессионального успеха за счет правых асимметрий уха и зрения. Левше с профилем ЛЛА стоит рекомендовать избрать будущую профессию, не связанную с авиатехникой.

В ходе исследования:

 

 

 

 

 по литературным данным было установлено, что для успешной профессиональной деятельности летчика значимы левые признаки асимметрии рук, зрения и слуха;

в исследуемой группе выявлено 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра;

дальнейшее обучение летно-техническим специальностям возможно у 14 испытуемых;

гипотеза подтвердилась: преобладающее развитие одного из полушарий головного мозга отражается на деятельности человека

 

Категория: Тезисы для публикаций в СМИ | Добавил: Николай (03.04.2011) | Автор: Орликовский Николай
Просмотров: 2144 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024