Авиационная психология - раздел психологии, посвященный вопросам существования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии - работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов.
Авиационная психология используется для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.
Отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.
В авиации число приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5–7 раз. Управляя очень большими скоростями, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и выполнять те или иные действия за очень короткий интервал времени. У летчиков, различающихся по функциональной межполушарной асимметрии, имеются определенные отличия высшей нервной деятельности. Поэтому одним из направлений авиационной психологии является исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам.
Проблема: как функциональная асимметрия мозга может повлиять на профессиональную деятельность летчика?
Цель работы: изучить проявление асимметрии мозга у воспитанников летной группы
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
- по литературным источникам установить степень влияния межполушарной асимметрии на деятельность летчиков;
- выявить у группы испытуемых признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии;
- определить возможность дальнейшего обучения летно-техническим специальностям
Гипотеза: если у человека преобладает развитие одного из полушарий, то это отражается на его деятельности.
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии человека для оптимизации условий работы летчика.
Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека.
Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.
Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.
Человек, работающий с современной техникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессы непосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая система технических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (или объект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодировать информацию.
О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины, свидетельствуют факты: из-за ошибок человека в США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разного рода устройств. Ошибки происходят из-за того, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапный сигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успевает переключить внимание с одного прибора на другой. В ходе исследования мною было выяснено, что высокий уровень двигательной активности правой руки (доминирование левого полушария) является одним из главных условий успешного пилотирования самолета.
В исследовании принимали участие воспитанники профильной летной группы ТОШИ с ПЛП им. М.М.Расковой в количестве 15 человек. Возраст участников 16-17 лет.
Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволил выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии.
Для деятельности летчика важен профиль асимметрии, который определяется на основе уточнения функциональной асимметрии рук, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическое предъявление слов). Для успешной профессиональной деятельности значимы левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно — слуха.
Исследование профиля латеральной организации (мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение) показало, что среди испытуемых 9 правшей, 4 амбидекстра, 2 левши.
Абстрактно-логическое мышление имеют 83 % правшей, и 50 % амбидекстров. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.
Образное мышление в нашей группе испытуемых имеет 100% левшей, 17% правшей и 50% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.
Получили, что в исследованной группе 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра, т. е. доминирующее полушарие не выявлено.
Учитывая совокупные данные всех признаков моторной, сенсорной и психической асимметрий, можно сделать вывод о возможности дальнейшего избрания профессии летчика у всех испытуемых правшей и амбидекстров. Левша с профилем ЛПП может достичь профессионального успеха за счет правых асимметрий уха и зрения. Левше с профилем ЛЛА стоит рекомендовать избрать будущую профессию, не связанную с авиатехникой.
В ходе исследования:
по литературным данным было установлено, что для успешной профессиональной деятельности летчика значимы левые признаки асимметрии рук, зрения и слуха;
в исследуемой группе выявлено 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра;
дальнейшее обучение летно-техническим специальностям возможно у 14 испытуемых;
гипотеза подтвердилась: преобладающее развитие одного из полушарий головного мозга отражается на деятельности человека
|