Тема для историко – исследовательской работы мною была выбрана не случайно. Все началось еще 5 лет назад, когда на юбилее школы произошло мое знакомство с Героем России, известным летчиком, генерал – полковником авиации Анатолием Ивановичем Малюковым. Эта встреча произвела на меня большое впечатление, я узнал много нового об авиации. А когда на уроках физики мы стали изучать тему «Тепловые двигатели», у меня возник вопрос: «Какова роль парового двигателя в осуществлении полетов?» Мною было изучено достаточное количество специализированной литературы, которая помогла разобраться в данном вопросе.
Сначала работы велись в трех направлениях: проектировались орнитоптеры, вертолеты и самолеты. Конструкторы поняли, что для самолета нужна меньшая мощность, чем для других летательных средств и концу ХIХ века он стал самым перспективным летательным аппаратом. Но чтобы самолет взлетел в небо был необходим двигатель. Изучая материалы, я познакомился с учеными и изобретателями разных стран, работавшими над его созданием, такими как Дени Папен, Томас Севери, Томас Ньюкомен, Джеймс Уатт, Джордж Кейли. Мною было проведено сравнение КПД паровых двигателей в разное время и оказалось, что действие самых лучших из них не превосходило 5%. И все-таки, при столь малой эффективности, они широко использовались в промышленности и на транспорте.
Если сопоставить разные типы двигателей, то можно заметить, что единственным безопасным, в то время, мог стать только паровой.
Так же я сравнил основные параметры аэропланов XIX века изобретателей Ф. Тампля, А. Можайского, К. Адера, Х. Максима, братьев Райт и пришел к выводу, что неудачи в совершении полетов заключались скорее всего, в конструкторских моментах и способности летчиков управлять самолетом.
Чем же обусловлен отказ от применения такого типа двигателей? Прежде всего это связано с их низким КПД. Все попытки его повышения могут привести к таким проблемам, которые перечеркнут все достоинства парового двигателя, а их у него немало. Например, уровень шума такой низкий, что можно разговаривать при полете даже в открытой кабине. Длина пробега после посадки самолета уменьшается с помощью возможности реверса. А топливом могут быть любые горючие вещества: спирт, газ, нефть, каменный уголь и многое другое.
Выполняя исследовательскую работу, я пришел к выводу, что паровой двигатель послужил прообразом для применения бензиновых двигателей внутреннего сгорания и благодаря этому авиация получила толчок в своём развитии. Сейчас паровые двигатели не так популярны, но я надеюсь, что в ближайшем будущем они получат более широкое применение.
|