Когда полетит гиперзвуковой
пассажирский самолет?
Храмов М.
В
последнее время активизировались работы по созданию гиперзвуковых пассажирских
самолетов, и делаются прогнозы относительно областей и сроков их практического
применения.
Главными техническими
проблемами создания атмосферных ГЛА являются создание оптимальной двигательной
установки и борьба с аэродинамическим нагревом.
Жидкостный
ракетный двигатель ЖРД и ТРД не эффективны. ПВРД может разгоняться до 15-20М, но его необходимо разогнать
только до 1,5М.
Создание таких двигателей – очень сложная и нерешенная задача. Пока испытан в полете ПВРД на скорости около
10М при времени работы всего 10 секунд.
Аэродинамический
нагрев является не менее важной проблемой.
Сейчас существуют и проверены на практике несколько типов борьбы с нагревом.
Это теплозащитные материалы, жаропрочные металлы и жидкостное охлаждение.
ГЛА я разделил на
четыре класса: экспериментальные, боевые, разгонщики и пассажирские.
Совсем недавно
поднялись в воздух первые экспериментальные ГЛА, но уже по обе стороны
Атлантики разрабатываются Боевые ГЛА. В США это Х-51А+, создаваемая на базе экспериментальной
Х-51. В России БраМос-2.
Недавно на
салоне Ле-Бурже был представлен проект ГПС ZEHTS
для деловых межконтинентальных полетов. Этот самолёт должен развивать
крейсерскую скорость в 4.5 - 5М и использовать двигательную установку в составе
ТРД, ЖРД и ГПВРД. Дальность полета такого ГПС - несколько тысяч км. Создание
ГПС потребует решения многих проблем в разных областях Можно ожидать что полет
ГПС произойдет, возможно, между 2030-2040-м годами.
Выводы
1.
Самой
сложной проблемой длительного атмосферного гиперзвукового полета является
создание двигательной установки.
2.
Для
борьбы с аэродинамическим нагревом существуют проверенные методы.
3.
Наиболее
важным при разработке ГПС представляется опыт проектирования гиперзвуковых
самолетов-разгонщиков, особенно «Спирали».
Учитывая большую сложность создания гиперзвукового
пассажирского самолета, его полет можно ожидать не ранее середи
|