Зарождение авиационной охраны лесов в России относится к 1922 г., когда были проведены первые опыты по использованию самолетов для аэрофотосъемки, учета усыхания лесов, обследования и выявления лесосырьевых баз и путей транспортировки древесины.
Для тушения лесных пожаров широко применяется вертолеты МИ-8 (модификаций Т, МТ, МТВ), которые могут вывозить 5-8 т воды. Основная масса воды сливается за 7-9 с, а время заправки водой 15 с.
Самым большим вертолетом в мире, который производят в пожарном варианте, является Ми-26ТП. За один заход эта машина может доставить 19 тонн воды.
Хорошо себя зарекомендовали вертолеты Ка-32(модификации А, С, Т, А11ВС). Вертолет Ка-32А11ВС предназначен для спасения людей при пожаре из зданий повышенной этажности, а также для доставки в труднодоступные места пожарных и необходимого пожарного оборудования.
Замечательно показал себя противопожарный самолет-амфибия Бе-12П. Он садился на реку, озеро или море и, продолжая двигаться на водной поверхности с максимальной высотой волн до 0,8 м как катер-глиссер, заправлял свои шеститонные емкости водой за 14-20 секунд. Расставался он с ней менее чем за 1,5 секунды. Самолет был очень экономичным – за одну заправку топлива он был способен обрушить на очаг пожара 140 тонн воды.
Самым современным и перспективным в борьбе с лесными пожарами во всем мире на сегодняшний день является самолет-амфибия Бе-200ЧС. Возможности самолета-амфибии Бе-200ЧС позволяют брать на борт до 12 тонн воды. Заправка водой осуществляется как на аэродроме, так и на открытом водоеме в режиме глиссирования за 12 - 14 секунд. Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении.
В настоящее время самым вместительным российским водяным «бомбардировщиком» является Ил-76ТД благодаря специальной системе с выливным авиационным прибором, основные преимущества которого: вместительность и надежность конструкции и простота эксплуатации. Такую систему возможно установить на любом транспортном Ил-76.
Для обнаружения и тушения пожаров необходимо совершенствовать авиапожарную службу, т.е:
1) внедрять новые альтернативные способы обнаружения, которые будут дополнять основную технологию применения авиации, в том числе использовать новые датчики и беспилотные летательные аппараты;
2) создать единую систему управления авиационными ресурсами при тушении лесных пожаров;
3) совершенствовать систему взаимодействия авиационных ресурсов с другими ведомствами для более распределения приоритетов воздействия на различные элементы пожара.
|