Когда полетит гиперзвуковой пассажирский
самолет?
Храмов М.
В последнее время
активизировались работы по созданию гиперзвуковых пассажирских самолетов, и
делаются прогнозы относительно областей и сроков их практического
применения.
Главными техническими проблемами создания
атмосферных ГЛА являются создание оптимальной двигательной установки и борьба с
аэродинамическим нагревом.
Жидкостный ракетный двигатель ЖРД и ТРД не
эффективны. ПВРД может разгоняться до 15-20М, но его
необходимо разогнать только до 1,5М. Создание таких
двигателей – очень сложная и нерешенная задача. Пока испытан в полете ПВРД на скорости около 10М при времени работы всего 10
секунд.
Аэродинамический нагрев является не менее
важной проблемой. Сейчас существуют и проверены на практике
несколько типов борьбы с нагревом. Это теплозащитные материалы, жаропрочные
металлы и жидкостное охлаждение.
ГЛА я разделил на четыре класса:
экспериментальные, боевые, разгонщики и пассажирские.
Совсем недавно поднялись в воздух первые
экспериментальные ГЛА, но уже по обе стороны Атлантики разрабатываются Боевые
ГЛА. В США это Х-51А+, создаваемая на базе экспериментальной Х-51. В России
БраМос-2.
Недавно на салоне Ле-Бурже был представлен
проект ГПСZEHTS для деловых межконтинентальных полетов.
Этот самолёт должен развивать крейсерскую скорость в 4.5 - 5М и использовать
двигательную установку в составе ТРД, ЖРД и ГПВРД. Дальность полета такого ГПС
- несколько тысяч км. Создание ГПС потребует решения многих проблем в разных
областях Можно ожидать что полет ГПС произойдет, возможно, между 2030-2040-м
годами.
Выводы
1. Самой сложной проблемой длительного
атмосферного гиперзвукового полета является создание двигательной установки.
2. Для борьбы с аэродинамическим нагревом
существуют проверенные методы.
3. Наиболее важным при
разработке ГПС представляется опыт проектирования гиперзвуковых
самолетов-разгонщиков, особенно «Спирали».
Учитывая большую сложность создания
гиперзвукового пассажирского самолета, его полет можно ожидать не ранее середи ______________________________________________________________________________________________________________
When would
first supersonic passenger plane come to force?
M. Khramov.
Recent
efforts created work for a hypersonic passenger aircraft, and made predictions
about the regions and the terms of their practical application.
The main
technical challenges of creating atmospheric HA are creating an optimal
propulsion and control of aerodynamic heating.
Liquid
rocket engine turbo-jet and rocket engines are not effective. Ramjet engine can
accelerate to 15 -20M, but it should only overclock to 1.5 M. The creation of
such engines - a very difficult and unsolved problem. While flying ramjet
tested at about 10M at the time of 10 seconds.
Aerodynamic
heating is an equally important issue. There exist in practice and tested against
several types of heating. It is heat-proof materials, refractory metals and
liquid cooling.
HVA are
divided into four classes: experimental, military, overclockers and passenger.
Most
recently flew the first experimental HA, but on both sides of the Atlantic are
developed Martial HA. In the U.S., it is the X- 51A+, created on the basis of
the experimental X -51. In Russian BrahMos-2.
Recently,
at the Salon Le Bourget was a draft HPP ZEHTS business intercontinental
flights. This aircraft must develop a cruising speed of 4.5 - 5M and use the
propulsion system in the TID, and the scramjet rocket engine. Flight range of
the HPP - a few thousand kilometers. HPP solutions require the creation of many
problems in different areas can be expected that the flight GPS will probably
happen between 2030-2040-th years.
Outcomes:
1. The most
difficult problem a long atmospheric hypersonic flight is to create propulsion.
2. To
combat the aerodynamic heating there are proven methods.
3. The most
important is the development of HPP
experience in the design of hypersonic booster aircraft , especially the "
Spiral" .
Given the
great difficulty of creating a hypersonic passenger plane, its flight can be
expected no earlier than mid
|