Автор: Вдовенков Иван Николаевич
Возраст: 14 лет
Место учёбы: ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны РФ»
Город: г. Тверь
Руководитель: Гоз Алексей Викторович, ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны РФ»
Особенности применения вертолетов
на севере в прошлом и теперь
План работы:
Введение
1. Сфера использования вертолетов в России
1.1. История развития вертолетной авиации в России
1.2. Санитарные рейсы и пассажирские перевозки на Крайнем Севере
1.3. Использование вертолетов для поисково-спасательных работ
2. Использование вертолетов за полярным кругом
2.1. Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России
2.2. Российские боевые вертолёты и их вооружение
Заключение
Введение
На мировом рынке российское вертолётостроение с линейками тяжелых и средних вертолётов занимает уникальное нишевое место. В данной категории конкуренция на рынке обладает достаточно ограниченным характером, Россия обладает хорошо известными и отработанными продуктами, обладающими выгодной ценовой характеристикой. Это тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26, боевые вертолёты семейства Ми-24, соосные средние транспортные вертолёты семейства Ми-8/17, средние вертолёты Ка-27/28/32. В своей основе все эти машины были созданы в 1960-е - 1970-е годы, были многократно модернизированы. В серийное производство в последнее время идут боевые вертолёты нового поколения Ка-52и Ми-28 Н.
Самой крупной вертолётостроительной российской компанией является холдинг «Вертолёты России». По итогам 2019 года, около 10 % всех произведенных в мире вертолётов пришлось на российские вертолёты компании «Вертолёты России». По итогам работы предприятий холдинга в 2019 году, доля России приблизилась к 14 % вертолётного рынка в стоимостном отображении, а доля российских вертолётов в общем мировом вертолётном парке составила примерно 13 %.
Холдингом «Вертолеты России» в 2019 году было выпущено 280 вертолётов, таким образом, холдинг стал третьим в мире производителем вертолётов. Годовая выручка достигает $4 млрд.
Таким образом, тема данной историко-исследовательской работы является актуальной.
Целью данной работы является изучение особенностей применения вертолетов на севере в прошлом и в наше время.
Предметом изучения в данной работе является сфера авиатранспорта.
Объектом изучения в данной работе является использование вертолетов в России.
В данной работе будет решен ряд задач:
- изучить сферу использования вертолетов в России;
- изучить историю развития вертолетной авиации в России;
- описать санитарные рейсы и пассажирские перевозки на крайнем севере;
- описать использование вертолетов для поисково-спасательных работ;
- изучить использование вертолетов за полярным кругом
- изучить поисково-спасательные и санитарные вертолеты России;
- изучить российские боевые вертолёты и их вооружение.
1. Сфера использования вертолетов в России
1.1. История развития вертолетной авиации в России
Проезжая по объездной дороге в Тюмени ни возможно не обратить внимание на вертолёты, стоящие за забором аэродрома Плеханово. Их количество и крупные габариты привлекают внимание всех, кто впервые проезжает по автодороге.
Первый полёт вертолёт Ми-6 совершил в 1957 году, в 1959 на Ростовском заводе №168 (ныне – РОСТВЕРТОЛ) начато серийное производство и почти все гражданские Ми-6 поступили в авиаотряды, расположенные за Уралом или на Севере. Мощный вертолёт дал возможность использовать новые, ранее недоступные технологии. Пожалуй, самым впечатляющим примером может служить транспортировка на Ми-6 буровых вышек, доставка которых в тайгу или тундру по земле представляла крайне сложную и весьма дорогостоящую, а иногда и просто невыполнимую задачу. [1]
Нельзя обойти внимание и работу Ми-6 в качестве спасателей. Так, летом 1965 г. в Сургутском районе Тюменской области произвёл вынужденную посадку на таёжное болото Ми-4. Спас машину из липкой жижи и доставил в Ханты-Мансийск экипаж на вертолёте Ми-6.
В начале 70-х сел в тюменскую тайгу на вынужденную посадку Ми-1 из Берёзовского района. Его эвакуация прошла с осложнениями и закончилась большой неожиданностью. Ми-6 поднял пострадавшего над лесом, но «груз не пошёл» - раскачало так, что экипаж спасателя, действуя согласно инструкции уже собирался сбросить ношу. Но до Берёзово было недалеко, да и профессиональное чистолюбие у командира, очевидно, разыгралось – в общем, ему удалось угомонить разболтавшийся Ми-1 и довезти его до аэродрома. Какого же было у всех удивление, когда из доставленной «единички» выбрался преисполненный незабываемых ощущений техник вертолёта.
Можно найти немало ярких примеров использования тяжёлых вертолётов Ми-6 в качестве летающего крана, в этой ипостаси они особенно отличились в 60-е годы, до появления специализированных Ми-10К (К – кран).
Вертолёт Ми-10К, был разработан специально для строительно-монтажных работ. Первый полёт состоялся в июне 1965 года, а производство началось только в 1975 году (всего за 1975-76 гг. было выпущено 17 машин, и 4 переоборудовано из базовых Ми-10). Вместо не оправдавших себя телекамер для управления при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй, подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления.
Вертолёты Ми-10К преимущественно поступали в три лётных отряда: 223, расположенный в Ухте, 255-м, находившийся в Тюмени, и подразделение в подмосковное Мячково. В 1980 г. ухтинское подразделение «летающих кранов» впервые в мировой практике применило одновременно два вертолёта для монтажа тяжёлых металлоконструкций. Собранная на земле и закрепленная на поворотных узлах 100-метровая ретрансляционная мачта, весившая 40 тонн, была поднята в вертикальное положение двумя Ми-10К. В следующем году аналогичную работу провели в Тюменской области.
В историю вертолёта вошли операции, благодаря которым удалось сохранить памятники культуры и техники, а также уникальные природные комплексы. Когда было принято решение возвести телевышку на одной из вершин Ильменского хребта (недалеко от Миасса), под угрозой уничтожения оказались гектары реликтового леса местного заповедника. Для решения задачи традиционными способами требовалась прокладка дороги, вырубка большой площади под наземную сборку конструкций, взрывные работы. Собрать вышку без столь варварских технологий позволил вертолёт Ми-10К, которым мастерски управлял тюменский экипаж.
Винтокрылые воздушные первопроходцы и первооткрыватели сибирского неба, внёсшие огромный вклад в освоение Западной Сибири установлены на пьедесталах в Сургуте, Нижневартовске, Салехарде, но нет ни одного авиапамятника в столице Тюменской области.
Тюменскими авиаторами было проделано не мало уникальных работ, экипажи в вертолётах выполняли трудную работу, помогая геологам и нефтяникам, газовикам и энергетикам.
1.2. Санитарные рейсы и пассажирские перевозки на Крайнем Севере
В условиях Крайнего Севера, где зимой минус 50 и холоднее, без круглогодичных вертолетных перевозок просто не обойтись. Неприхотливые, экономичные, удобные они обеспечивают перевозку людей, оборудования, продуктов, необходимых для жизни. Кроме того, с их помощью проводят экологические и аварийно-спасательные операции, мониторинг производственных объектов.
Чтобы гарантировать регулярность и безопасность полетов, компания «Норникель» утвердила программу обновления парка воздушных судов. В соответствии с ней в течение пяти лет – с 2020-го по 2024-й – будут приобретены в лизинг сразу десять новых арктических вертолетов марки Ми-8АМТ. Девять для «Норильск Авиа» и один для производственных нужд Кольской ГМК.
Такое решение было принято в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2019. Холдинг «Вертолеты России» (Гос-корпорация Ростех), «Газпромбанк Лизинг» и «Норильск Авиа» (группа «Норильский никель») подписали договор о поставке многофункциональных машин. Вертолеты построят на Улан-Удэнском авиационном заводе, входящем в состав холдинга «Вертолеты России» (республика Бурятия).
Первые два вертолета Ми-8АМТ отправятся в Норильск уже в марте следующего года и пополнят парк компании «Норильск Авиа».
Ми-8АМТ - отличные машины прославленного семейства Ми-8/17, оснащенные современной авионикой, прекрасно приспособленные для эксплуатации в суровых климатических условиях Крайнего Севера - от таймырской тундры до островов Северного Ледовитого океана.
К сведению, «Норильск Авиа» - это единственная вертолетная компания на Таймыре, способная удовлетворить потребности региона в авиационных услугах. [2]
Новые вертолеты для «Норильск Авиа» позволят обновить имеющийся парк воздушных судов, средний возраст которого 32 года. Для «Норникеля» - это вклад в повышение безопасности перевозок в условиях Крайнего Севера и более надежное обеспечение устойчивого производства всех предприятий группы.
Сегодня перевозчик эксплуатирует вертолеты типа Ми-8, которые не только осуществляют перевозки для производственных нужд компании, но используются в случае необходимости оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, а также выполняют важную социальную функцию - ведут санитарные рейсы и пассажирские перевозки народов Крайнего Севера в отдаленные населенные пункты. Новые вертолеты прекрасно приспособлены для эксплуатации в суровых климатических условиях Крайнего Севера и хорошо зарекомендовали себя. Ми-8АМТ будет максимально удовлетворять все потребности авиакомпании при выполнении производственной программы в условиях Норильского промышленного района. У АО «Норильск Авиа» имеется более чем 30-летний опыт эксплуатации вертолетов этого типа, хорошо оборудованная база технического обслуживания вертолетов и высококвалифицированный летно-технический персонал.
В Арктике задействуют эскадрильи «морских охотников» — модернизированных вертолетов Ка-29. Первыми эти уникальные транспортно-боевые машины осваивают пилоты Тихоокеанского флота с Камчатки. С нынешнего года Ка-29 готовят к операциям в Заполярье: в 2021 году там на них начнут работать вертолетчики с Северного флота. Машины станут использовать для снабжения военных баз, переброски личного состава и патрулирования полярного региона. Ка-29, по словам экспертов, универсальны, они не только имеют мощное вооружение, но и могут взять на борт несколько тонн груза.
Принципиальное решение об использовании Ка-29 в арктическом регионе уже принято. До недавнего времени здесь в основном использовали вертолеты Ми-8АМТШ (в том числе и специальной «арктической» вер-сии), Ми-26, а также иногда палубные Ка-27.
«Морские охотники», которым предстоит защищать Арктику, входят в состав 317-го смешанного авиационного полка, базирующегося под Петропавловском-Камчатским. Всего на его вооружении два отряда по четыре машины в каждом. Вслед за Камчаткой первыми обновленными Ка-29 усилили авиационные части Северного флота. Модернизированные машины вошли в состав 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка, который базируется недалеко от города Североморск на Кольском полуострове.
Вертолет Ка-29 серийно выпускали в 1980-х годах, но он до сих пор не устарел.
Сейчас экипажи Ка-29 активно осваивают технику. В июне на Камчатке прошли учения, в которых приняли участия вертолеты Тихоокеанского флота: летчики атаковали береговые и надводные цели условного противника. В частности, уничтожали мишени, обозначающие укрепленные огневые точки, боевую технику и личный состав десанта. Стрельба велась 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами и авиационными пушками ГШ-23. А совсем недавно летчики-североморцы в сложных метеорологических условиях отработали поддержку десанта и проверили навигационную подготовку штурманов при выполнении задач в условиях Крайнего Севера.
Всего было изготовлено более 60 Ка-29. Изначально они были предназначены для перевозки грузов, высадки с кораблей морских пехотинцев, а также поддержки огнем десантов. Планировалось, что новая техника сильно расширит возможности больших десантных кораблей проекта 1174 «Носорог», способных нести по четыре вертолета. Но после сокращения состава военных флотов практически все машины поставили на хранение — на севере европейской части страны и на Камчатке.
В последние годы принята программа по ремонту, обновлению и восстановлению технической готовности парка флотских Ка-29. На модернизированных вертолетах поменяли колонки несущего винта, двигателей и редукторов, а также обновили лакокрасочное покрытие. Но самое главное — они получили современное вооружение и радиоэлектронную «начинку».
Вертолет может перевозить 16 десантников с крейсерской скоростью 235 км/ч. Четыре точки подвески вооружения позволяют использовать блоки неуправляемых ракет, пушечные контейнеры и авиабомбы. Способен он применять также противотанковые ракетные комплексы «Штурм-В» и «Атака».
Вертолетная кабина, жизненно важные агрегаты и двигатель имеют бронирование, которое выдерживает попадание пуль винтовочного калибра. За эти качества Ка-29 нередко также называют летающей БМП. Кроме того, предусмотрена установка экранов на выхлопных устройствах двигателей. Они позволяют защитить машину от ракет с тепловыми головками самонаведения и станций оптико-электронных помех.
Испытания Ка-52М завершатся через два года.
Эта машина — проверенная временем техника. В салоне она может нести до двух тонн груза, на внешней подвеске — до четырех. Согласно Руководству по летной эксплуатации, вертолет Ми-8МТВ-5-1 поднимает на внешней примерно груз такой же массы. [3]
Такие возможности вертолета востребованы при переброске грузов или личного состава между кораблями и при снабжении удаленных арктических гарнизонов. В частности, так называемых «Арктических трилистников» — полностью автономных военных баз. Самая известная из них расположена на Земле Александры — острове архипелага Земля Франца-Иосифа. На острове Котельный архипелага Новосибирские острова построена база «Северный клевер». На острове Врангеля — городок «Полярная звезда». Аналогичная база есть и на мысе Отто Шмидта на Чукотке.
На них, как правило, развернуты радиолокационные посты, пункты наведения авиации и аэродромы, защищающие Севморпуть и российские границы с Севера. Такие гарнизоны — мощные форпосты, прикрывающие Центральный, Уральский и Сибирский промышленные районы страны.
Сейчас Вооруженные силы ведут масштабную модернизацию вертолетов. В прошлом году в Сирии закончилась проверка новейшего боевого вертолета Ми-28НМ. Кроме того, в ближайшее время стартует программа обновления вертолетов Ми-35М: на них установят новую броню, двигатели и дальнобойную оптику, которая позволит на расстоянии в несколько километров находить цели и уничтожать их. Для модернизированных Ка-52М разрабатывают аппаратуру для прямой связи с беспилотными летательными аппаратами. Она позволит в режиме реального времени видеть передаваемое дронами изображение, а в дальнейшем — и управлять их полетом. Новая техника даст возможность экипажу находить цели в тылу врага и наносить внезапные удары.
1.3. Использование вертолетов для поисково-спасательных работ
Уже более полувека вертолеты используются для поисково-спасательных работ. Счет спасенных за это время жизней исчисляется сотнями тысяч. Сейчас ни одна поисково-спасательная служба не обходится без применения вертолетов, особенно в случае работы в удаленных районах, там, где отсутствуют дороги и другие средства сообщения.
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это моде-ли Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
2. Использование вертолетов за полярным кругом
2.1. Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России
Поисково-спасательная версия корабельного противолодочного вертолета Ка-27 создана для спасения экипажей морских и воздушных судов, терпящих бедствие. Выпускается с 1980 года. Вертолет оборудован специальной поисковой аппаратурой и различными спасательными средствами. Для поиска в ночное время используются мощные прожекторы. Спуск и подъем грузов до 300 кг и людей осуществляется с помощью электролебедки. Также существует отдельная модификация для поиска спускаемых космических аппаратов и эвакуации космонавтов. [4]
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту, посадку вертолета на корабль и разгрузку корабля без остановки последнего, автономное висение вертолета над заданной точкой, а совместно с радиолокационной станцией «Осьминог» вывод вертолета в точку, заданную пилотом. Вертолеты Ка-27ПС оснащены системой надувных баллонет, обеспечивающих плавучесть вертолетов в случае их аварийной посадки на водную поверхность. Механизм складывания лопастей позволяет существенно уменьшить габариты вертолетов при их хранении в ангарах кораблей и аэродромов.
Средний транспортник Ка-32 с соосной схемой несущих винтов выпускается с 1985 года в различных версиях и является развитием вертолета Ка-27ПС. Машина отличается высокой для своего класса грузоподъемностью и может поднимать 5 т груза на внешней подвеске. Вертолет как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в разных точках мира. В зависимости от поставленных задач вертолет может оснащаться внешней подвеской для перевозки грузов, водосливным устройством, спасательной лебедкой, гидравлическим захватом или системой пожаротушения на высотных зданиях. Также на вертолете может устанавливаться инфракрасное оборудование для работы в темное время суток. Благодаря своим компактным размерам Ка-32 может садиться на площадку размером 22 на 22 метра.
Лебедка используется для десантирования спасателей и эвакуации пострадавших из мест, где приземление затруднено. Гидравлический захват применяется для разбора завалов, например, при крупных ДТП, когда нужно быстро расчистить трассу от обездвиженных машин. Захват представляет собой большую металлическую клешню, которая может раскрываться на 2,2 метра и переносить груз весом до пяти тонн. Управление такой системой считается высшим пилотажем в гражданской авиации.
Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Также используется водосливное устройство, которое за несколько секунд может набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от 2 метров и сбросить их на очаг пожара.
В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет разработку новейшей модификации вертолета – Ка32А11М, которая получит систему пожаротушения повышенной емкости, новые двигатели ВК-2500, а также современную авионику, выполненную по принципу «стеклянной кабины».
Многоцелевой вертолет семейства Ми-8 – одного из самых массовых в истории авиации. Эти машины обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях.
Поисково-спасательная версия оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Этот вертолет используется специалистами министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах. Противопожарный вариант Ми-8/17 обеспечивает тушение с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику. Конструкция и оборудование вертолета Ми-8 позволяет эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках.
В рамках программы развития санитарной авиации российским эксплуатантам поставляются вертолеты модификаций Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1, оснащенные медицинским модулем, который позволяет поддерживать основные жизненные функции пациента во время транспортировки.
Легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Эта машина широко используется в России в качестве летающей скорой помощи. «Ансат» развивает максимальную скорость 275 км/ч и способен совершать перелет на расстояние свыше 500 км. С помощью быстросъемного оборудования многоцелевой «Ансат» может быть оперативно переоснащен для выполнения различных задач.
В марте 2020 года Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на установку в вертолет «Ансат» медицинского модуля с комплексом для перевозки неонатальных пациентов. Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе. В комплект входит аппарат искусственной вентиляции легких, блок мониторинга, аспиратор, инфузионный насос. Комплекс будет устанавливаться опционально на все «Ансаты», оборудованные медицинскими модулями.
Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным.
Минобороны вскоре может пополнить свой парк арктической авиатехники. Сейчас военное ведомство ведет переговоры о дополнительных закупках вертолетов Ми-8АМТШ-ВА, которые специально созданы для работы в условиях аномального холода.
Новый арктический Ми-8 и в полярную ночь не заблудится. А еще он морозостойкий. Ему зимой ангар не нужен.
Вертолет Ми-8АМТШ-ВА, или как его еще называют "арктический терминатор", имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению со своими "коллегами", которые поставляются в обычные части. В первую очередь в глаза бросается его яркая черно-оранжевая раскраска. Важным для Крайнего Севера является то, что "арктический терминатор" может запустить двигатели при температурах до -60 градусов.
Для того чтобы вертолет смог завестись на сильном морозе, его основные узлы и агрегаты запаковываются в специальные чехлы. Дополнительными средствами обогрева оснащены кабина экипажа и грузовой отсек. К слову, для их утепления используются технологии, которые применяются на космических кораблях. [5]
"Арктический терминатор" может запустить двигатели при температурах до -60 градусов.
В вертолете также появился цифровой автопилот, который повышает точность пилотирования и навигации. Это необходимо, если вертолет летит над бескрайней тундрой, где очень мало ориентиров, или выполняет полет в условиях арктической ночи.
Еще одной "фишкой" арктического Ми-8 является метеолокатор, который может определять опасные метеообразования, в автоматическом режиме сканировать землю, определяя объекты и береговую линию, а также поисковый радиопеленгатор, который работает на всех аварийных частотах и может помочь в поиске терпящих бедствие людей.
Разработчики также приспособили "арктический терминатор" для полетов на большие расстояния. В машине можно установить четыре дополнительных топливных бака, что позволяет пролететь без дозаправки более 1400 километров.
2.2. Российские боевые вертолёты и их вооружение
Министерство обороны завершает создание основы авиационной группировки в Арктике. Туда направят новые самолеты и вертолеты, также будет создана система управления гарнизонами. Последние несколько лет за полярным кругом непрерывно возводилась инфраструктура и наращивались силы. Впервые в современной истории одна из стран мира смогла создать авиационную группировку, действующую в этом регионе.
Создать основу арктической авиационной группировки планируется до конца 2020 года. Помимо поставки новой техники будет изменена система управления авиачастями и гарнизонами. Кроме того, завершится формирование эффективной системы связи.
Сегодня за оборону российских арктических вод отвечают два объединения вооруженных сил. Западный и центральный секторы находятся в зоне ответственности Северного флота (СФ). За северо-восток и Берингов пролив отвечает командование войск и сил на северо-востоке России (ОКВС). Оба этих объединения располагают достаточно внушительными по нынешним меркам силами морской авиации.
В составе Северного флота она представлена 45-й армией ВВС и ПВО. Авиационная компонента включает в себя 100-й и 279-й корабельные авиационные полки с истребителями Миг-29 и Су-33 соответственно.
Для ведения поисково-спасательных, противолодочных действий и проведения разведывательных операций предназначен 403-й смешанный полк. В его состав входят противолодочные самолеты Ту-142М, Ил-38 и Ил-38 «Новелла», а также Ан-12, Ан-26 и специальные самолеты на базе Ил-18. Эти части базируются вблизи главной базы Северного флота в городе Североморске. Эскадрилья Ту-142М располагается в поселке Кипелово Вологодской области. Оттуда она способна оперировать над широкими просторами Северного Ледовитого океана, а также совершает полеты «за угол» — в воды Северной Атлантики.
Другой смешанный авиаполк — 98-й — базируется в Мончегорске и включает в себя бомбардировщики-разведчики Су-24М и истребители Миг-31. Часть отвечает за поддержку надводных операций в Баренцевом море и обеспечивает противовоздушные операции. Безусловно, наличие в составе одного полка двух столь разных видов авиационной техники доставляет определенные проблемы. С расширением поставок модернизированных воздушных кораблей Миг-31БМ можно быть уверенным в развертывании на базе этого полка еще одного — чисто истребительного. [6]
Вертолетный компонент 45-й армии представлен 830-м полком. В его состав входят Ка-27 различных типов, в том числе модернизированные Ка-27М и транспортно-боевые Ка-29. Также в составе Северного флота имеется единственный в вооруженных силах полк беспилотных летальных аппаратов.
ОКВС включает в себя 317-й полк. Это уникальная часть в структуре армии и флота. В ее состав входят противолодочные (Ил-28 и Ил-38 «Новелла») самолеты, транспортные самолеты, истребители Миг-31, вертолеты различных типов, а также беспилотники. В ближайшее время на базе полка может быть развернуто еще несколько отдельных формирований, к примеру, истребительного авиаполка на Миг-31БМ, вертолетного полка, а также полка беспилотников. Вблизи порта Советская Гавань базируется эскадрилья самолетов Ту-142МЗ. Для решения транспортных задач могут привлекаться самолеты и вертолеты, включая такие гиганты, как Ми-26 из состава Военно-космических сил.
Широкие просторы Северного Ледовитого океана, общее изменение гидрометеорологической обстановки, включая таяние льдов, привело к тому, что корабли и суда различных стран могут бесконтрольно осуществлять свои плавания в арктических водах в летнее время. Поэтому морская авиация остро нуждается в современных патрульных самолетах и беспилотных аппаратах дальнего радиуса действия.
В составе морской авиации имеются неплохие самолеты Ил-38 и Ту-142. Они проходят модернизацию, однако машины это не новые, они еще советских лет постройки. Сейчас у флота есть острая необходимость в новом патрульном самолете, который может быть сделан на базе пассажирского. Вообще создание патрульных бортов на основе пассажирских — мировой тренд. Это дает большие объемы для размещения поискового-прицельного оборудования и обеспечивает экономичность рейсов.
В последние годы атомные подводные лодки США и Великобритании постоянно проводят маневры в арктических водах. И такая деятельность — еще один довод для развития патрульной противолодочной авиации, в том числе и в виде дронов.
Другой необходимостью видятся дроны большого радиуса действия. Россия, к сожалению, отстает в области их создания от других стран. Вместе с тем в решении этого вопроса есть положительные подвижки. Так, на вооружение поступил первый беспилотный комплекс «Орион». Однако усиление активности сил США и других стран в арктических водах требует более активного внедрения дронов дальнего радиуса для ведения разведки и участия в различных операциях.
Морская авиация решает и задачи противовоздушной обороны. Помимо активного перевооружения эскадрилий 98-го и 317-го полков на воздушные корабли Миг-31БМ, морская авиация стала буквально драйвером развития новых способов освоения этих уникальных истребителей. Это и полеты в стратосферу, и сопровождение отечественных бомбардировщиков, и перехват иностранных боевых самолетов и крылатых ракет. Похоже, только в настоящее время самолет Миг-31 начал раскрывать весь боевой потенциал, заложенный при его создании.
Другим «фениксом», буквально возрожденным из пепла, стал транспортно-боевой вертолет Ка-29. Долгие годы несколько десятков таких машин ржавели на задворках аэродромов Североморска и Елизово. В настоящее время часть из них восстановлена. Это очень удачный палубный вертолет, способный перебрасывать полтора десятка морпехов и прикрывать их огнем. Такие машины наиболее оптимальны для пресечения любой незаконной деятельности на широких просторах Северного Ледовитого океана. [7]
Нуждается в развитии и транспортная компонента морской авиации. В последние годы активно возрождаются аванпосты и военные базы на островах Франца-Иосифа, Котельный, Врангеля и других. Для их снабжения используются самолеты и вертолеты ВКС России. Однако перегонять вертолет Ми-26 из Хабаровска на остров Врангеля для доставки грузов — не самое рациональное его использование.
В целом морская авиация ВМФ России сегодня имеет неплохой парк и подготовленный личный состав. Так что она способна решать широкий спектр задач в арктических водах. Вместе с тем морская авиация испытывает острую необходимость в новых патрульных самолетах и дронах большего радиуса действия. [8]
Заключение
Вертолёты в наши дни выполняют большое число задач – перевозят пассажиров, доставляют продукты питания и иные грузы в самые отдалённые районы планеты. Данный вид воздушного транспорта имеет широкое применение в гражданской, военной сфере, в разных отраслях хозяйства и промышленности. Вертолёты в наше время – это незаменимые помощники при проведении операций по тушению пожаров, спасению и поиску людей, устранению последствий стихийных бедствий и оказанию неотложной медицинской помощи.
В данной работе решены задачи:
- изучена сфера использования вертолетов в России;
- изучена история развития вертолетной авиации в России;
- описаны санитарные рейсы и пассажирские перевозки на крайнем севере;
- описано использование вертолетов для поисково-спасательных работ;
- изучено использование вертолетов за полярным кругом;
- изучены поисково-спасательные и санитарные вертолеты России;
- изучены российские боевые вертолёты и их вооружение.
Список литературы
- Боевые вертолеты России. Электронный ресурс: https://ivanurakov.livejournal.com/27478.html. Дата обращения: 30.11.2020
- От "Омеги" до "Аллигатора": Николай Якубович — Москва, Эксмо, Яуза, 2019 г.- 320 с.
- Скибин В.А., Солонин В.И., Ланшин А.И. Прогноз развития науки и технологий в авиационном двигателестроении. Двигатель. 2018. № 5 (77), С. 2-6.
- Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу. 2018. Общая часть, С. 2-3.
- Электронный ресурс: http://rostec.ru/news/4513399. Дата обращения: 30.11.2020
- Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/news/19061. Дата обращения: 30.11.2020
- Электронный ресурс: http://finance.rambler.ru/news/economics/133841600.html. Дата обращения: 30.11.2020
- Электронный ресурс: http://kk.convdocs.org/docs/index10642.html?page=8. Дата обращения: 30.11.2020
15
|