Автор: Расторгуев Даниил Игоревич
Возраст: 16 лет
Место учёбы: МБОУ СОШ № 37 г. Ставрополя
Город, регион: Ставрополь, Ставропольский край.
Руководитель: Гриценко Владимир Александрович, преподаватель ДО
Как зарекомендовала себя
советская и российская
военная и гражданская авиационная техника
на службе в других странах?
«Без авиации Россия не держава , а третьеразрядная страна». ( В.В.Путин)
Цель: изучить историю поставок за рубеж советской и российской авиационной техники, проанализировать итоги её работы, выяснить причину почему россияне летают в основном на иностранных самолётах и снижения экспортных поставок за рубеж авиационной техники, особенно гражданской. Определится для себя: так всё-таки является ли Россия "великой авиационной державой"?
Содержание
- Введение.
- Основная часть:
2.1. Немного из истории российского авиапрома.
2.2 Советская и российская гражданская авиационная техника за рубежом.
2.3. Советская и российская военная авиационная техника за рубежом.
- Перспективы развития российской авиационной техники.
- Заключение.
- Источники информации.
Введение
Я часто слышал, читал и считал, что Россия это великая авиационная держава. Но, в этом году, я летал самолётами компании «Аэрофлот», являющейся крупнейшей авиакомпанией России, преемником советского гражданского флота. И вот приземлившись в Шереметьево – основной базы «Аэрофлота» я увидел там самолёты в основном иностранного производства. Мне кажется, что это как то не вяжется с понятием великой авиационной державы. Взяв за основу тему «Как зарекомендовала себя советская и российская военная и гражданская авиационная техника на службе в других странах» , я решил немного окунуться в историю авиапрома и выяснить, а как было раньше? Есть ли сейчас российская авиатехника за рубежом? Каковы перспективы дальнейшего развития авиационной техники, и всё-таки решить для себя является ли Россия великой авиационной державой или нет. Просматривая и изучая источники по этой теме, я вычитал вот такое резюме из «Московского Комсомольца» за октябрь 2019 года: «У нашей страны славные авиационные традиции. Для нашего уха привычно звучит лозунг: Россия — великая авиационная держава! Хотя, по правде говоря, от него давно пора отказаться — наше авиационное величие кануло в Лету вместе с Советским Союзом. Сегодня «великая авиационная держава» возит своих граждан в основном на чужих, импортных самолетах». А вот что говорил наш президент ещё в 2002 году: «России по праву принадлежит место великой авиационной державы : «Состояние отечественной авиации , уровень и темпы её развития, успехи и новые достижения, есть важнейший фактор жизнеспособности Российского государства. Российская авиация , являясь достойной преемницей советской авиации, есть и будет национальной гордостью нашей страны». (В.В.Путин «Ко дню Воздушного Флота России») .- Авиация и космонавтика. 2002 г. «Без авиации Россия не держава, а третьеразрядная страна». Так всё же «Великая мы авиационная держава? Или нет?» Попробуем разобраться.
2.1 Немного из истории российского авиапрома
Авиационная промышленность России — отрасль российского машиностроения, осуществляющая разработку и производство авиационной техники. В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.Из этой отрасли только военная широко известна за рубежом. У России вторая строчка после США в рейтинге экспортёров боевых самолётов и вертолётов.Доля России на этом высоко конкурентном рынке примерно составляет 27%.Положительную рекламу отечественным самолётам и вертолётам дала военная кампания в Сирии.Там они себя блестяще проявили и это сразу вызвало рост продаж.По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).В 2018 году объём производства в авиационной промышленности России составил 987 млрд рублей ($15,7 млрд), объём экспорта авиатехники — 380 млрд рублей ($6 млрд).Основными производителями авиационной техники в России являются государственные холдинги «Объединённая авиастроительная корпорация» (осуществляет выпуск самолётов) и «Вертолёты России» (производит вертолёты).
Российская империя
Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.В общей сложности до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов.Хотя надо признать, что уже в конце 1912 года Россия выполнила свой первый в истории отечественного авиастроения зарубежный заказ: на экспорт в Болгарию было изготовлено 4 самолёта "Фарман-7".
Советское время
После октябрьской революции все предприятия, находившееся на территории РСФСР были национализированы.31 декабря 1918 года было образовано Главное управление авиационных заводов, фактически министерство авиационной промышленности.Уже в начале 1920 -х годов стали появляться первые конструкторские бюро, с появлением которых начало развиваться опытное производство первых советских самолётов.К концу 20-х годов объёмы производства составляли 800-900 самолётов в год.Появляется целый ряд конструкторских организаций в которых трудятся молодые конструкторы, в последствии создавшие замечательные самолёты - Андрей Туполев, Павел Сухой, Семён Лавочкин, Александр Яковлев и многие другие.Мощный толчок развитию авиационной промышленности дала индустриализация, при которой в стране многократно выросло число предприятий по производству и сборке самолётов и комплектующих.На развитие авиапрома повлияли и знаменитые перелёты советских лётчиков Чкалова, Байдукова, Левченко и других.Советское правительство понимало, что войны навряд ли придётся избежать и поэтому основной упор делался на развитие военной техники. В 30-е годы было построено более 6500 истребителей И-15, И-15 бис, И-153 , примерно столько же бомбардировщиков СБ , около 9000 истребителей И-16. Наряду с этим вырос и парк гражданских самолётов. Больше всего было произведено самолётов К-5( более 260), несколько меньше самолётов ПС-9, АИР-6, ХАИ- 1, "Сталь-1", "Сталь-2", ПС-35, ПС-84, а также несколько модифицированных моделей военных машин. К началу войны в СССР выпускалось уже более 50 самолётов в день.В послевоенные годы советский авиапром перешёл к производству техники нового поколения реактивной авиации. Основу опытного авиастроения составили коллективы , разрабатывающие военные самолёты.В 1990 году в СССР было выпущено 170 самолётов и 305 вертолётов.
Российская Федерация
В 1991 году распался СССР.В результате чего многие ведущие авиапредприятия оказались за пределами России.При этом конструкторская база почти всех самолётов военно- транспортной авиации оказалась на Украине.К концу 1990-х стало ясно, что производители авиатехники не имеют средств, для разработки конкурентоспособных моделей, восстановления производственных цепочек и возобновления серийного производства.Государство начало консолидацию авиастроительных активов, создав "Объединённую авиастроительную корпорацию" и " Вертолёты России".Для продвижения военной продукции создан Рособоронэкспорт. Увеличился объём государственного финансирования авиационной промышленности. В 2008 году указом Президента РФ в Жуковском создан Национальный центр авиастроения России (НЦА).В 2017 году уже было выпущено 101 военных, 32 гражданских и 213 вертолётов. Увеличились и поставки за рубеж авиационной техники.Но на что обращают внимание не только эксперты, но и наш президент, так это на структуру авиаперевозок и состояние аэропортовой и аэродромной сети. Прямых рейсов из-за закрытия многих аэропортов нет. А это негативно сказывается на объёмах авиаперевозок. К , примеру, в 2013 году гражданская авиация США перевезла около 800 миллионов человек , а у нас этот показатель всего 84 миллиона. А в 1990 году наши пассажирские самолёты перевезли более 140 миллионов человек.Структура авиаперевозок в России тогда была почти адекватна США. 90%- внутренние перевозки, 10% - международные.Сейчас в США она осталась такой же, а у нас в стране существенно деформировалась: 45%- внутренние, 55%- международные.Причина - полное разрушение малой местной авиации.Количество гражданских аэропортов в стране сократилось с 1400 до 315 и этот процесс, к сожалению, продолжается.
2.2. Советская и российская гражданская авиационная техника за рубежом
Поставки за рубеж гражданской авиатехники берут свое начало с 1961 года. когда 10 июня 1961 года вышло Постановление Совета Министров СССР о передаче Министерству внешней торговли СССР продажи в социалистические и капиталистические страны гражданских самолётов, вертолётов и авиационного технического имущества, организации технической помощи иностранным организациям и фирмам в эксплуатации указанной авиационной техники в подготовке необходимых специалистов. Во исполнение указанного Постановления была образована Всесоюзная контора по экспорту и импорту авиационной техники «Авиаэкспорт». В общей сложности за время существования Внешнеэкономического Объединения «Авиаэкспорт» на экспорт было поставлено 5696 единиц гражданской авиатехники ( 2153 самолёта и 3543 вертолёта ) в 68 стран мира. Продано 302 самолёта фирмы «Ильюшин», 310 самолётов фирмы «Туполев», 172 самолёта фирмы «Яковлев», 1318 самолётов фирмы «Антонов». Вертолётов фирмы «Миль» продано 3308 единиц, в том числе Ми-1,Ми-4, Ми-6,Ми-8, Ми-26, Ми-17, Ми-172. Пользовался спросом за рубежом и маленький Ка- 26 было поставлено на экспорт 232 вертолёта этого типа. Первым советским пассажирским самолётом пользовавшимся большим спросом за рубежом стал самолёт Ил-18. Самолёты данной марки были приобретены 17-ью иностранными авиакомпаниями. За рубеж было поставлено 125 самолётов. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе достоинства самолёта были оценены призом"Гран при". В апреле 1979 года, как признание заслуг этого замечательного самолёта, в аэропорту Шереметьево состоялось открытие памятнику самолёту, ещё и сегодня работающего на воздушных дорогах страны и мира.Этот самолёт ещё и сейчас летает в КНДР, Сомали, Шри-Ланка и на Украине. За рубеж поставлялись и самолёты Ил-62.Около 80 -ти самолётов служили в авиакомпаниях Польши, Чехословакии, Венгрии, Албании, Кубы, Китая, Румынии и других стран. Широкое распространение внутри страны и за рубежом получили самолёты фирмы "Яковлев", а в ряде стран они выпускались по лицензии ( Китай, Польша, Чехословакия, Румыния).Сотни лёгких самолётов Як летают и сейчас во многих странах мира. В Великобритании, Германии, Италии их используют пилотажные группы. Во Франции на самолётах Як-54 создана единственная в мире женская пилотажная группа.Самолёт Як-40 стал первым советским самолётом, который продавался в капиталистические страны, имеющие свою развитую авиационную промышленность. В марте 1972 года машина получила сертификат лётной годности в Италии, а через 1,5 месяца в ФРГ.И по сегодняшний день авиакомпании 16 государств мира эксплуатируют этот самолёт. Французская газета "Ависьон магазин" так отзывалась об этом самолёте: " Этот трёх двигательный реактивный самолёт считается сейчас лучшим для авиалиний малой протяжённости. Этому способствуют его скоростные и весовые характеристики, комфортабельность и другие деловые и технические качества".Поставлялись за рубеж и лёгкие спортивно- пилотажные самолёты Су-26 и их модификации( Су-29, Су-31).Всего было выпущено более 170 самолётов этого типа основная масса которых была поставлена зарубежным заказчикам. Пользовались спросом за рубежом и самолёты фирмы "Антонов". Заслуженное уважение среди региональных авиакомпаний многих стран мира получил самолёт Ан-24. Этот самолёт и по сей день отличается надёжностью неприхотливостью и простотой в техническом обслуживании. Машина может эксплуатироваться в тяжёлых климатических условиях. Серийно Ан-24 выпускался с 1958 по 1979 г., но он и в настоящее время эксплуатируется во многих странах мира.Модифицированная машина под обозначением МА-60 выпускается в Китае. Ещё один знаменитый самолёт фирмы "Антонов" - Ан-2. Первые лётные испытания самолёта состоялись в начале мая 1948 года.Существует множество модификаций Ан-2. Он использовался как пассажирский, десантный, транспортный, сельскохозяйственный, санитарный самолёт, самолёт фоторазведчик, бомбардировщик, перехватчик вражеских зондов и так далее. Некоторые модификации самолёта могут садиться и взлетать с воды. Надёжность самолёта позволяет использовать его в различных географических и климатических условиях.Ан-2 состоял и состоит до сих пор на вооружении армий не менее чем 30 стран. Ан-2 производился в СССР и Польше и продолжает выпускаться в КНР. Занесён в книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт который производится уже более 60 лет.Во многих странах мира успешно эксплуатируется самолёт Ан-32. Единственный за всю историю советской авиации самолёт, который был создан специально на экспорт. Произведено более 360 самолётов. Он и сейчас активно эксплуатируется практически во всех регионах мира. В небольших количествах поставлялись на экспорт самолёты Ан-28, Ан-30, Ан-72, Ан-74. Самолёт- амфибия Бе-200. Многоцелевой самолёт способен взлетать как с земли так и сводной поверхности. Применяется для тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов, проведении поисково спасательных операций.По ряду лётно-технических характеристик не имеет аналогов в мире. Эксплуатируется в США, Индонезии, Китае, Чили. Президент американской компании , купившей эти самолёты, назвал этот самолёт выдающимся. SSJ100 - первый авиалайнер, разработанный в современной России. В небо его запустили в 2008 году, а в 2011 году ввели в коммерческую эксплуатацию.В небольших количествах эксплуатируется в Мексике, Ирландии, Таиланде.Но пока зарекомендовал себя крайне неудачно из-за частых поломок.
Советские и российские вертолёты за рубежом
По официальным данным , отечественная вертолётная техника эксплуатируется более чем в 90 странах мира.Наибольшей популярностью пользуются многоцелевые машины марки Ми-8/17. Вертолёты "Ми" по популярности обошли в мире даже автомат Калашникова. Стран, закупившим винтокрылые машины КБ Миля вдвое больше( около 100) , чем стран , принявших легально на вооружение легендарный "калаш". Ми-1- первый советский серийный вертолёт. Эксплуатировался в Афганистане, Алжире, Албании, Болгарии, Китае, Кубе и других странах. Гражданский вариант вертолёта Ми-4 эксплуатировался в Китае, Чехословакии, Монголии, Румынии. Ми-8 считают одним из самых массовых вертолётов мира: свыше 12000 машин.Этот вертолёт армия США закупила в экспортной версии( под названием Ми-17), признав его лучшим. Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и, пожалуй уже не будет столь массового и столь надёжного вертолёта, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолёты пасуют.За свои технические характеристики , а говоря простым языком, за надёжность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Ми-6 советский тяжёлый многоцелевой вертолёт поставлялся на экспорт в Египет,Алжир, Ирак, Сирию, Перу, Польшу,Вьетнам, Индонезию. Ка-26 советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Камова. Всего было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира. А как обстоят дела с военной авиационной техникой?
2.3. Советская и российская военная авиационная техника за рубежом
Военные самолёты
Эксплуатация военной авиационной техники России за рубежом началась значительно раньше гражданской, а количество и тип самолётов и вертолётов был и есть более разнообразный чем гражданской.Можно сказать, что поставки авиационной техники за рубеж начались ещё в далёком 1921 году когда Афганистану было поставлено 20 самолётов Р-1, первый массовый советский самолёт конструкции Н.Н.Поликарпова. У афганцев было несколько английских трофейных DH-9, но они предпочли советский Р-1. Это можно считать первой победой отечественной авиатехники на международной арене. Был у Н.Н.Поликарпова и ещё один знаменитый самолёт это советский многоцелевой биплан У-2 или По-2, созданный им в 1927 году. Он эксплуатировался во Франции,Венгрии, Чехословакии, Польше,Румынии, Болгарии, Китае КНДР. Все знают, что в ВОВ По-2 использовался как ночной бомбардировщик. Но мало кто знает, что в качестве ночного бомбардировщика он принимал участие и в войне в Корее и причём довольно успешно.Американские лётчики дали ему кличку "неуловимый". В 1930-х годах СССР экспортировал самолёт И-16 , один из первых в мире серийных истребителей- монопланов с убирающимся в полёте шасси. Эксплуатировался в ВВС Испании, Китая, Монголии. Ту-4 поршневой советский стратегический бомбардировщик, первый носитель ядерного оружия эксплуатировался в ВВС Китая. Применялся для бомбардировок объектов на острове Тайвань. Ту-16 советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт серийно выпускался с 1953 по 1963 год. Состоял на вооружении Китая, Сирии, Египта, Ирака, Индонезии.Выпускался по лицензии в КНР. Принимал активное участие в боевых действиях на Ближнем Востоке: Израиль-Египет 1967 год,арабо - израильская война 1973 год, ирано -иракская война 1980-1988 годы, где неплохо зарекомендовал себя при уничтожении наземных и морских целей с применением бомб и управляемых ракет. Ту-22 советский дальний тяжёлый сверхзвуковой бомбардировщик. Экспортировался в Ирак и Ливию. Успешно участвовал в боевых действиях в ирано - иракской войне, в чадо- ливийском конфликте. Ил-28,первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия.Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации.Участвовал во множестве локальных конфликтов. Самолёт поставлялся в Китай,Египет , Алжир, Афганистан,Кубу, Вьетнам, КНДР,Йемен, Марокко, Сомали, Нигерию, Индонезию. Самолёт оказался технически надёжными приятным в управлении и достаточно хорошо проявил себя в условиях гористой местности. Поставки за рубеж самолётов марки МиГ. Всего на отечественных авиастроительных заводах было построено около 45 тысяч самолётов марки "МиГ", из них 11 тысяч поставлено на экспорт.Кроме того за рубежом по лицензии выпущено свыше 14 тысяч самолётов. МиГ-15- самый массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации. Он служил в ВВС 40 стран, до сих пор стоит на вооружении ВВС КНДР.Прекрасно зарекомендовал себя в боевых действиях в Китае, Кореи, Вьетнаме.Согласно советским данным ВВС СССР, КНР и КНДР сбили в Корее 1377 самолётов всех типов при потере 566 своих машин. "Самолёт- солдат" такое прозвище дали самолёту лётчики, летавшие и воевавшие на нём.На нём летал и советский лётчик-ас Евгений Пепеляев - самый результативный лётчик в истории реактивной авиации. В 38 воздушных боях он одержал 23 победы над реактивными самолётами противника. МиГ-17, ещё один из самых распространённых истребителей в мире.Состоял на вооружении многих стран мира.Применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.За все годы войны во Вьетнаме северо-вьетнамские истребители совершили около 2000 боевых вылетов. В воздушных боях было сбито 143 вражеских летательных аппаратов, при потере 75 своих. МиГ-19 первый советский сверхзвуковой истребитель. Поставлялся во многие страны мира. По лицензии выпускался в КНР. Принимал участие в боевых действиях в Юго-Восточной Азии , на Ближнем Востоке, Пакистане. Состоит на вооружении в КНДР. Хорошо зарекомендовал себя в боевых действиях в Пакистане. (Индо- пакистанский конфликт). В частности пакистанские лётчики отмечали великолепную маневренность "МиГов" на малых и средних высотах и высокую надёжность их систем. МиГ- 21.Самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации. Благодаря массовости МиГ-21 был очень дешёвым в производстве:некоторые его модификации стоили дешевле чем БМП. Он стоял на вооружении 65 стран и до сих пор летает, например в Болгарии, входящей в НАТО. Боевая деятельность МиГ-21 началась во Вьетнаме. За восемь лет войны северо-вьетнамские истребители, летавшие на Миг-17, Миг-21 и эпизодически на МиГ-19 провели 480 воздушных боёв сбив 350 самолётов противника и потеряв 131 своих. Своеобразным рекордсменом стал вьетнамский лётчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк , в одиночку вступивший в бой с 36 американскими самолётами и сбивший самолёт командира американского истребительного крыла полковника Д. Фолина. Именно на МиГ -21 Фам Туан, впоследствии ставший первым вьетнамским космонавтом, сбил американский стратегический бомбардировщик В-52.Это единственный случай потери стратегического бомбардировщика в воздушном бою.Принимал участие во многих боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, Юго-восточной Азии.По прежнему стоит на вооружении нескольких стран. МиГ-23 советский многоцелевой истребитель с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности.Поставлялся в ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Египта, Ливии, Ирака и других стран. Принимал активное участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе, Ливане, Сирии, Афганистане. МиГ-27 сверхзвуковой истребитель -бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Состоял на вооружении Кубы, Ирака, Алжира, Ливии. Состоит на вооружении Индии . МиГ-25 советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель перехватчик.Состоял на вооружении Болгарии, Индии, Ирака, Ливии, КНДР. Состоит на вооружении Алжира и Сирии. Принимал участие в боевых действиях в Алжире, Индии, Сирии,Египте, Ираке.В первый же день войны в Ираке в 1991 году сбил американский самолёт F-18. МиГ-29- советский многоцелевой истребитель.Эксплуатируется в 56 странах.Принимал активное участие в боевых действиях.По данным США И НАТО в воздушных боях МиГ-29 против F-15 и F-16 было сбито 9 самолётов МиГ-29 без потерь со своей стороны.Но в учебных боях МиГ-29 против F-16 и других типов современных истребителей отмечается явное преимущество российского истребителя. Поставки за рубеж самолётов марки"Су". Самолёты марки Су поставляются за рубеж с 1964 года.За это время в ВВС трёх десятков стран поставлено более 2500 самолётов марки Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-25,Су-27, Су-30, Су-34, Су-35 и их модификаций.Авиационные комплексы поставлялись в страны Европы, Азии, Африки и Южной Америки.Самолёт Су-27К собирался в КНР по российской лицензии.Во многих армиях этих государств они эксплуатируются и сегодня.Самолёты "Су" зарекомендовали себя как надёжные и эффективные комплексы, способные выполнять широкий спектр боевых задач.С 1996 года основной экспортный потенциал самолётов "Су"определяют различные модификации многоцелевого истребителя Су-30. Як-130- российский учебно - боевой самолёт. Состоит на вооружении Алжира,Бангладеш, Лаоса, Мьянма. Военно-транспортные самолёты.Это прежде всего самолёты марки "Ан".(Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74). Ан-2 состоит на вооружении 30 стран.Ан-26 состоит на вооружении ВВС 27 стран.Ан-12 эксплуатировался в Эфиопии , Египте, Алжире, Анголе и других странах. Ил-76, Ил-78 эксплуатируется в ВВС Индии , Иордании, Ливии. Военные вертолёты. Это прежде всего вертолёты марки"Ми". Ми-8 многоцелевой вертолёт , самый массовый вертолёт в мире.Состоит на вооружении более чем в 90 странах, в том числе и США. Принимал участие практически во всех региональных войнах и конфликтах.Ударный вертолёт Ми-24 состоит на вооружении 50 стран.Принимал участие более чем в 30 войнах и военных конфликтах. Применялся для перехвата лёгкомоторных самолётов и вертолётов.Во время войны Ирака с Ираном в воздушных боях против иранских "Кобр" было зафиксировано 53 победы при потере 6 своих машин." Летающим танком" называют его ещё лётчики.Одним вертолётом за три месяца боевых действий было уничтожено 55 танков противника.Основными качествами машины считается мощное вооружение , хорошая бронезащита и высокая скорость, а надёжность и неприхотливость машины обусловили его популярность во всём мире.Ми-28 состоит на вооружении Ирака, Алжира. Ми-35 модернизированный экспортный вариант Ми-24. Состоит на вооружении Анголы, Ирака, Ливии.Сейчас участвует в боевых действиях в Ливии, где идёт гражданская война.Успешно показал себя при очистки улиц Триполи от боевиков. Они называют их " российскими сумасшедшими Крокодилами". Ми-26 тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт. Состоит на вооружении более 10 стран.Успешно использовался в боевых действиях. В частности в Афганистане эвакуировал с поля боя американские вертолёты "Чинук". Ка-52 российский разведывательно -ударный вертолёт. Состоит на вооружении ВВС Египта.
3. Перспективы развития российской авиационной техники
Согласно государственной программе Российской Федерации " Развитие Авиационной промышленности на 2013-2015 годы" к 2025 году экспорт гражданской авиационной промышленности должен занят 4,5% мирового рынка гражданского самолётостроения.Основными типами экспортируемых машин будут " Суперджет 100" и МС-21.Возможно на авиалиниях средней и большой протяжённости появиться Ил-96-400. На региональных линиях возможно появятся самолёты, хотя это довольно проблематичная версия, потому что часть из них уже должна была летать ещё в 2010 году, Ил-114,Ту-204,Ту-334, Ту-324, СТР-40ДТ, а вместо Ан-2 будут летать ТВС-2 ДТС .Вертолёты будут представлены марками Ми-38, Ми-382, Ансат, Ка-62, Ка-226. Военная авиация будет представлена в основном самолётами Су-35, Су-30, Су-34,Су-57, МиГ-35, Ил-276, Ил-112. Вертолётами Ми-8/17, Ми-24, Ми-26,Ми-35, Ка-52.
4. Заключение
Итак , мы немного коснулись истории поставок за рубеж советской и российской авиационной техники, насколько это возможно проанализировали эффективность её работы.Возможно некоторые цифры и выводы довольно спорные, но это моя версия. Конечно, хотелось бы более подробно описать историю конкуренции российской авиационной техники на мировом рынке, но это уже задача следующей работы. А пока можно подвести некоторые итоги. 1).В основном советская и отчасти военная российская авиационная техника прекрасно зарекомендовала себя за рубежом.Основными положительными сторонами нашей авиатехники отмечается высокая надёжность, неприхотливость, простота и удобство пилотирования, высокая живучесть,налаженная система обеспечения после продажного обслуживания, запчастями и подготовки лётчиков, дешевизна.Сразу возникает чувство гордости за Россию, нашу авиационную технику и её создателей когда слышишь такие эпитеты и сравнения как "король скорости",это о МиГ-25 , " Это не самолёт, это просто НЛО", это о Су-35, или " он вынослив как трактор", " летающий танк" это о Ми-24 ," эти российские сумасшедшие Крокодилы", это о Ми-35. 2).Россия несомненно была и пока есть великая авиационная держава. Потому что Россия пока ещё одна из немногих стран может выпускать весь спектр военной и гражданской авиационной техники.Почему пока? Да потому что после развала СССР доля российской гражданской авиатехники на мировом рынке упала с 40% до 0,5%. Причины как объективные ( распад социалистической системы, распад звеньевой цепочки производства самолётов,часть конструкторских бюро осталась в других странах, санкции против России и огромная конкуренция), так и субъективные(неграмотная политика правительства в отношении отечественного авиапрома, неграмотная кадровая политика и коррупция). А программы развития авиационной промышленности как первой с 1992 года до 2000 года, Так и последующей с 2002 по 2010 годы и с 2013 по 2025 года не выполняются и причин нет, виновных нет, ставятся новые задачи, а "воз и ныне там...".К тому же в последнее время ходят упорные слухи о ликвидации ЛИИ им. Громова. Многие говорят:" но нам то пассажирам какая разница на каких и чьих самолётах летать?Нам удобно, комфортно, приятно и безопасно", но так может рассуждать только дилетант и человек, не знающий истории своей Родины. Во- первых, выпуская свои самолёты мы непосредственно развиваем свою экономику. Во-вторых, это наша национальная безопасность.Пример тому 1941 год.Уже на третий день после объявления войны гражданские лётчики, сменив погоны, бомбили Берлин, перевозили сотни тонн грузов. Сможем ли мы сейчас сделать такое? Конечно нет.У нас нет и не будет резерва.А у США их сотни самолётов полетят туда куда им прикажут. Но хочется верит в лучшее. Президент на заседании расширенной коллегии МО РФ в декабре 2019 года высказался так: "....это не игра в шахматы, где нас может устраивать ничья. Если мы хотим победить техника должна быть лучше мировых образцов..."
5. Список литературы
- История отечественной авиапромышленности. Д. А. Соболев. Москва 2011 г.
- Рынок продукции гражданского авиастроения. Бутов А. М. Высшая школа экономики.2018 г.
- Российское оружие: война и мир. Группа авторов. Русский биографический институт. 1999 г.
- На честном слове и на одном крыле. И. Лизан. Союзное небо. 2017 г.
- Авиация России: итоги 2018, планы на 2019 г. @AviaRu
- Государственная программа" Развитие авиационной промышленности на 2013-2015 годы"
- Википедия. Российский авиапром.
|