Автор: Павлушкин Вячеслав Сергеевич
Возраст: 16 лет
Место учебы: МБОУ "Лицей № 153"
Город, регион: г. Уфа, Респ. Башкортостан
Руководитель: Шишкина Анна Федоровна, к.т.н., доцент кафедры физики УГАТУ.
Невидимый самолет: прошлое, настоящее, будущее
План исследовательской работы:
1. Введение
2. Прошлое самолетов-невидимок
2.1. Начало СТЕЛС-технологий
2.2. Развитие СТЕЛС-технологий в России
2.3. Самолеты-невидимки прошлого из разных стран
3. Настоящее: современные самолеты-невидимки
4. Будущее: метаматериалы для "невидимости"
5. Заключение
6. Источники информации
1. Введение
«Технология «СТЕЛС» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом....Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое преимущество». - Джон Уэлч, зам. командующего ВВС США
Я полагаю, что мечта создать невидимый самолет появилась тогда, когда первые самолеты поднялись в воздух. Невидимые самолеты могли стать идеальными разведчиками, могли незаметно провозить секретные грузы, стали бы идеальным оружием.
Но что вообще значит "невидимый" самолет? Невидимый для человека или для радаров и средств ПВО? А можно ли в принципе создать самолет, невидимый хотя бы в каком-то диапазоне частот? Какие технологии и научные достижения могут помочь в этом? Что уже получилось сделать и с какими трудностями столкнулись разработчики на данный момент?
Все эти вопросы привели меня к более глубокому изучению самолетов-невидимок и стелс-технологий. Но не только простое любопытство подтолкнуло меня к выбору данной темы исследования. Уже несколько лет я занимаюсь углубленным изучением физики и материаловедения. Сначала я изучал композитные материалы, затем наноматериалы, а теперь заинтересовался метаматериалами. А новые материалы открывают дорогу к созданию современных самолетов с заданными характеристиками. Таким образом, две сферы моих интересов удачно пересеклись и предопределили выбор данной темы для дальнейшей работы.
Гипотеза: можно сконструировать самолет, невидимый в определенном диапазоне частот.
Цель работы: на основе анализа имеющихся достижений определить перспективы создания самолета-невидимки в будущем.
Задачи:
1) изучить историю создания самолетов-невидимок;
2) рассмотреть первые модели таких самолетов;
3) выяснить преимущества и недостатки стелс-технологий;
4) проанализировать современное состояние проблемы;
5) рассмотреть перспективы создания самолета-невидимки будущего.
2. Прошлое самолетов-невидимок
В этой части работы будет исследована история появления первых самолетов-невидимок, рассмотрены различные их типы и основные исторические факты развития и улучшения их конструкций.
2.1. Начало СТЕЛС-технологий
СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ: (от англ. stealth) — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.
Официально история технологий «СТЕЛС» началась в 1966 году. Специалист по радарам, работавший на заводе Lockheed (США), наткнулся на интересную статью Петра Уфимцева в популярном советском научно-техническом журнале. Автор утверждал, что можно создать из особых материалов летательные аппараты типа "крыло", окрасить и огранить их определенным образом, и они окажутся практически невидимы для радаров.
Петр Яковлевич Уфимцев не был простым мечтателем. Советский (а позже американский) физик-теоретик, он с 1954 года работал в закрытом московском институте проблем радиолокации (ЦНИРТИ - Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт), где занимался дифракцией электромагнитных волн на телах сложной формы. В 1962 году в издательстве "Советское радио" вышла книга П.Я. Уфимцева "Метод краевых волн в физической теории дифракции", в которой содержался весь математический аппарат, позже положенный в основу стелс-технологий.
Книгой заинтересовался переводчик Денис Оверхользер, переводивший технические публикации авиационной тематики из СССР. Он смог оценить, что в своей книге Петр Уфимцев приводит готовый алгоритм на основе физики и математики, благодаря которому можно рассчитать площадь рассеяния для самолета любой формы. Петр Уфимцев по сути создал первое пособие по созданию самолетов-невидимок!
Американские инженеры тщательно проработали выводы Уфимцева и по его методике стали разрабатывать фюзеляж самолета-невидимки. И к середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71 (Lockheed SR-71 Blackbird - Черный дрозд, Черная птица) необычной аэродинамической формы, с темно-синей окраской, снижавшей радиолокационную видимость и улучшающей маскировку на фоне ночного неба. С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение было наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с крылом прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолёт нанесены радиопоглощающие (РП) покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.
Оценив проект как успешный, американцы двинулись дальше, приступив к разработке новых типов самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Этот проект получил название «Cтелс».
В 1975 году в США была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A Have Blue. Зимой 1977 года он впервые взлетел, после чего командование ВВС США заказало сразу 24 истребителя Локхид F-117 «Козодой» или дословно "Ночной ястреб" (англ. Lockheed F-117 Nighthawk). 1981 - построен первый самолет. Самолет был предназначен для скрытого проникновения через системы ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы и т.п.).
F-117 построен по аэродинамической схеме "летающее крыло" с V-образным оперением. У него был гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями, расположенными таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из РП материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками. Это значительно снижает заметность самолёта в инфракрасном диапазоне.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника.
В конструкции самолёта использовались полимерные композиционные материалы и РП покрытия. Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем у обычных самолётов примерно таких же размеров.
Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. Полёт на сверхзвуковой скорости оказался невозможным, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и манёвренность самолета. Из-за плохой маневренности F-117 мало защищён от атак истребителей противника при своем обнаружении. И видимость можно было снизить только до определённого предела. Последние F-117 были сняты с вооружения в 2008 году.
После F-117 командование ВВС США заказало фирме Northrop новый стратегический бомбардировщик по стелс-технологии, который презентовали в ноябре 1988. Нортроп Б-2 «Спирит» (англ. Northrop B-2 Spirit) относится к первым современным серийным тяжелым самолетам со схемой "летающее крыло". Он был предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны и доставки ядерного или обычного оружия в заданную точку.
Технологии малозаметности широко использованы у данного самолета. Он покрыт РП материалами, реактивные струи его двигателей экранируются; точное значение ЭПР не сообщается, но по разным оценкам эта величина составляет от 0,0014 до 0,1 м².
Этот самолет является самым дорогим самолётом за всю историю авиации. Производство прекращено в 1999 году. Имеющиеся самолеты эксплуатируются ВВС США и в настоящее время.
На смену предшественникам пришел F-22 «Раптор» (Raptor — хищная птица) — многоцелевой истребитель, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7.09.1997. Серийное производство самолёта началось в 2001. Но самолет был очень дорогой по стоимости. 13.12.2011 сборочный цех корпорации Lockheed Martin покинул последний серийный истребитель F-22A.
F-22 использовался для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и объектов в тылу от ударов с воздуха и др. Важным конструктивным решением, снижающим заметность оборудования, является размещение штатного вооружения на внутренних отсеках. В конструкции широко применены РП материалы. Они есть, например, на кромках крыла самолета. Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Российские исследователи, дают оценку ЭПР около 0,3, зарубежные 0,0001 — 0,0002 м².
16.12.2006 состоялся первый полет самолета США Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» F-35 «Молния II»). С точки зрения малозаметности в нем использовались многие технологические решения, отработанные на F-22.
В настоящее время самолет находится в мелкосерийном производстве и проходит испытания.
2.2. Развитие СТЕЛС-технологий в России
Хотя официально считается, что стелс-технологии берут свое начало в США, но первый "невидимый самолет" создали у нас. «Невидимый самолёт» или «Прозрачный самолёт» (сокр. ПС) — это развитие самолета АИР-4, строился он бригадой ВАКШС (Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина) под руководством профессора С. Г. Козлова в 1935 г. Целью проекта было создать самолёт, по возможности незаметный в небе. Отличительная особенность - обшивка поверхностей самолета прозрачным материалом «родоидом» — органическим стеклом французского производства. Капот, кабины, колёса, стойки и прочие детали были окрашены белой краской с алюминиевым порошком и отлакированы. Стенки лонжеронов крыла и другие поверхности в конструкции были оклеены родоидом, покрытым изнутри слоем амальгамы, подобно зеркалу. Фермы и раскосы, нервюры, расчалки, ободы и другие части были окрашены серебристо-белой краской. Обшивка из родоида крепилась к каркасу на алюминиевых заклёпках и пистонах.
Самолёт в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. Для визуального контроля эффекта невидимости самолёта непосредственно в воздухе были проделаны опыты полётов «Невидимого самолёта» рядом с У-2 на определённом расстоянии. С третьего самолёта оба были засняты на киноплёнку. На кадрах кинохроники изображение самолёта не визуализировалось, а на больших расстояниях не было видно даже пятен. Казалось бы, вот он - успех!
Но родоид вскоре потускнел, потрескался и эффект невидимости снизился. По окончании испытаний самолёт был разобран и работы по нему прекращены. В дальнейшем проектировался невидимый самолет с каркасом из хромированных труб, но проект не был реализован, поскольку начиналась Вторая мировая война и конструкторам были даны более важные поручения. Проект "невидимого самолета" был настолько необычен и нетипичен для СССР, что сам вопрос о его существовании неоднократно подвергался сомнению.
В дальнейшем в КБ СССР были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов, после чего авторитетные комиссии пришли к выводам не в пользу таких самолетов. Аргументы были вполне понятны: особенная форма самолетов делала их маломаневренными, медленными и плохо приспособленными к бою. Такой самолет не способен нести много оружия, так как все оно спрятано исключительно в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе от него отказаться, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет.
Любой из описанных выше самолетов не такой уж и невидимый. Его можно обнаружить высокочастотными радарами. А при открытии бомболюков и в некоторых других режимах полета он виден и обычными радарами, а значит, после «засечки» может быть легко сбит.
В результате отечественные ученые и инженеры решили предложить свою альтернативу, которая состоит в следующем: сделать упор на развитие средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы,. Такой путь оказался достаточно успешным. Чувствительность современных радаров с активными фазированными антенными решетками намного выше, чем РЛС предшествующего поколения, и они способны уже гораздо лучше и дальше видеть СТЕЛС-самолеты, а потому невидимками их теперь можно назвать лишь условно.
В то же время на многих отечественных самолетах применялись и применяются РП покрытия, радар-блокеры в воздухозаборниках двигателей, композиционные материалы и т.п. Здесь можно отметить самолет У-2 (По-2) разработанный ОКБ Поликарпова. Благодаря почти полному отсутствию металла в конструкции он был незаметен для ранних американских и немецких РЛС.
Элементы понижения заметности используются в Ту-160 (ОКБ Туполева) - изменяемая стреловидность крыла, в МиГ-29СМТ (ОКБ МиГ) - для снижения ЭПР применяются РП покрытия, Су-34 (ОКБ Сухого) - для снижения радиолокационной заметности широко используются РП материалы и покрытия, а форма некоторых элементов конструкции самолета также разработана с учетом снижения радиолокационной заметности.
2.3. Самолеты-невидимки прошлого из разных стран
Большая часть проектов малозаметных самолетов в других странах (кроме США и СССР/России) была прекращена по различным причинам. Несколько успешных проектов приведены ниже.
De Havilland Mosquito, ночной истребитель Второй мировой войны, разрабатывался и производился в Великобритании.
У него только двигатели и некоторые элементы управления были из металла, поэтому радарам трудно было его обнаружить Можно отнести это к ранним стелс-технологиям, но нельзя утверждать, что подобный эффект был заранее предусмотрен проектировщиками. Сейчас данная модель не эксплуатируется.
Авро «Вулкан» (Avro Vulcan) — британский стратегический бомбардировщик, совершил первый полёт 31.08.1952. Самолет построен по схеме бесхвостка с фюзеляжем, интегрированным в крыло, в толстых корневых наплывах которого размещаются двигатели (по 2 с каждой стороны). Компоновка близка к летающему крылу, отличаясь от неё выделенным фюзеляжем с килем большой площади.
Еврофайтер Тайфун (Eurofighter Typhoon) — многоцелевой истребитель четвёртого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. В настоящее время ведётся серийное производство истребителя.
Истребитель официально не относится к летательным аппаратам с технологией "стелс", однако при его проектировании закладывался эффект снижения эффективной поверхности рассеяния. Использовались утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (они являются сильным источником отражения электромагнитного излучения и в данном варианте расположения становятся менее заметными). Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты РП материалами (передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т.п.). По оценкам экспертов ЭПР истребителя не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок.
Еще один представитель относительно малозаметных самолетов - это индийский многоцелевой истребитель HAL Tejas («Бриллиант», Hindustan Aeronautics Tejas). Однодвигательный самолёт имеет схему «бесхвостка» и дельтавидное крыло. Прототип самолёта совершил первый полёт 4.01.2001 года. Мелкосерийное производство самолёта началось в 2007 году.
В конструкции самолёта широко применены композитные материалы (34 % фюзеляжа сделано из углепластика). Из композитных материалов выполнены верхняя и нижняя часть обшивки крыла, рули управления, киль, лонжероны, стрингеры, элевоны, воздухозаборники и другие элементы обшивки. S-образные воздухозаборники также выполнены из углепластика, расположены по бокам фюзеляжа, такая схема экранирует лопатки турбины двигателя и снижает радиолокационную заметность.
И, наконец, представитель Поднебесной.
Чэнду J-20 (кит. Истребитель модель 20, также «Чёрный орёл») — китайский истребитель, принят на вооружение в начале 2017 года.
Большая часть характеристик держится в секрете, но, например, воздухозаборники имеют конструкцию с меньшим свечением, чем стандартные экземпляры. Геометрия самолета напоминает малозаметные самолеты других стран.
3. Настоящее: современные самолеты-невидимки
В настоящее время на вооружении некоторых стран стоят самолеты, в которых применены различные технологии снижения заметности. О некоторых из них уже было сказано выше.
В этой части моей работы я хотел бы рассмотреть те самолеты, которые сейчас разрабатываются, чтобы понять, что именно используется в них сейчас для снижения заметности.
Отечественная разработка - многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 (ОКБ имени П.О. Сухого). 29.01.2010 состоялся первый полет этого самолета, в 2013 началось мелкосерийное производство, а 29.05.2019 запущено серийное производство.
При разработке Су-57 были предприняты меры по снижению его заметности не только в радио диапазоне, но также в инфракрасном, видимом и звуковом.
Радиодиапазон: планер самолета имеет определенную форму и поглощающее радиоволны покрытие. Кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены под определенными углами. Чтобы избежать обратного отражения сигнала (эффект уголкового отражателя) все поверхности расположены не под 900. Часть вооружения самолета расположена во внутренних отсеках.
РП материалы призваны уменьшить интенсивность отраженного сигнала и изменить его направление. Тогда противник не получает достоверной информации о скорости и месте нахождения самолета.
Видимый диапазон: камуфляжная раскраска планера: защитная (при которой самолет практически сливается с фоном) и деформирующая. Деформирующая окраска искажает зрительное восприятие формы самолета, чем сбивает с толку наблюдателя. У Су-57 выделяющиеся части и края окрашивают в более темные тона, а не выделяющиеся - в более светлые. Цветовая гамма расцветки может быть разной и подбирается по времени года.
В инфракрасном и акустическом диапазонах значительную роль играет конструкция двигателя. В Су-57 используется ряд изменений конструкции, благодаря чему и в этих диапазонах самолет становится менее заметным.
В Су-57 используются также средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), то есть радиопомехи для искажения сигналов разведки противника и изменение условий распространения радиоволн для искажения направления их распространения.
Еще один перспективный самолет под условным названием ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) разрабатывается ПАО "Туполев". Это будет стратегический бомбардировщик-ракеторосец.
Самолет будет выполнен по схеме "летающее крыло" с максимальным использованием стелс-технологий и будет оснащен новейшими системами радиоэлектронной борьбы. Говорят, уровень скрытности машины будет таким, что для ее обнаружения в радио и инфракрасном диапазонах необходимо будет приблизиться к ней на 80-120 км. Для достижения этих параметров в конструкции планера ПАК ДА внедряются композитные материалы и РП покрытия (возможно, с использованием титана). Для снижения заметности в инфракрасном диапазоне разрабатываются бесфорсажные турбореактивные двухконтурные двигатели с плоскими прямоугольными соплами, ориентированными в верхнюю полусферу. Со стороны нижней полусферы сопла перекрыты хвостовыми несущими элементами, поэтому тепловой поток от них с земли менее заметен. Самолет планируется запустить в воздух в 2025-2026 годах.
О самолетах, разрабатываемых в других странах, известно еще меньше. Несмотря на недостаточный объем информации, можно сказать, что применяемые технологии во всех современных самолетах схожи. Но для прорыва требуются новые технологии.
4. Будущее: метаматериалы для "невидимости"
Привычные материалы обладают ограниченными характеристиками и не способны решить задачи, возникающие на современном этапе. Недавно я готовился к научно-практической конференции и изучал оптические метаматериалы (ММ). В ходе углубления в эту тему я понял, что именно ММ могут обеспечить качественно новый прорыв в области невидимости самолетов.
Метаматериалы – это рационально сконструированные искусственные материалы, позволяющие проектировать их физические свойства в соответствии с требованиями современных физических задач, при этом часто далеко выходя за пределы, достижимые для «естественных» материалов.
Одним из пионеров оптики ММ был Ви́ктор Гео́ргиевич Весела́го (13.06.1929 — 15.09.2018) — советский и российский физик.
В 1967 году Веселаго описал ожидаемые свойства материалов с отрицательным показателем преломления.
В 2000 году американские учёные под руководством Дэвида Смита создали первые «отрицательные материалы».
Термин «метаматериалы» можно трактовать как структуры, чьи эффективные свойства, в частности электромагнитные, выходят за пределы свойств образующих их компонентов. Получаемые свойства сложнодостижимы технологически либо не встречаются в природе.
Чтобы создать ММ в исходный материал внедряются периодические структуры, имеющие разные геометрические формы. Подбирая нужную геометрию можно варьировать конечные свойства материала.
Двумерные ММ – это метаповерхности. Их просто изготавливать, достаточно реализовать технологию нанесения периодической структуры нужной геометрической формы на подходящую основу.
Строительные блоки ММ – это электромагнитные резонаторы (металлические полоски, разорванные кольца, спирали и т.д.) Изменяя форму, размеры, взаимное расположение резонаторов можно формировать свойства.
В случае с невидимыми самолетами интересно рассмотреть оптические ММ, которые «работают» с электромагнитными волнами в оптическом диапазоне.
Рассмотрим обобщенный закон Снеллиуса:
n1 и n2 – показатели преломления двух сред, θi – угол падения, θt – угол преломления, dФ/dx – изменение фазы вдоль оси x. Для случая отражения формула имеет аналогичный вид.
Если на поверхности раздела сред не происходит скачка фазы, то обобщенный закон Снеллиуса сводится к известному нам случаю. Но если реализовать скачки фазы, то можно получить и другие углы преломления. ММ как раз моделируют скачки фаз, которые будут зависеть от формы периодического рисунка на поверхности.
Ниже наглядно показано, как работало бы «левое» вещество с отрицательным показателем преломления.
Итак, можно создать ММ с отрицательным показателем преломления, они идеальны для маскировки объектов, так как их невозможно обнаружить средствами радиоразведки. Использование ММ в создании умного покрытия для самолетов более перспективно, чем альтернативные подходы.
Поясню кратко, как это будет работать. Все устройства для обнаружения самолетов в оптическом и других диапазонах устроены схожим образом – они получают сигнал, а затем анализируют его по привычным алгоритмам и строят изображение объекта на основе этих данных. ММ заставляют свет и эл.-магн. волны в целом двигаться по непредсказуемым, необычным траекториям. Поэтому средства обнаружения не смогут адекватно определять местонахождение объекта, его размеры, скорость передвижения и т.д.
Это не фантастика, а практически свершившаяся реальность!
В 2017 ученые НИТУ «МИСиС» (Москва) создали уникальный метаматериал, который позволит создавать боевые машины-«невидимки». Статья была опубликована в престижном международном журнале Physical Review B.
«Экспериментальная часть нашего исследования — это созданный уникальный метаматериал, представляющий собой небольшую плоскую решетку так называемых метамолекул, вырезанных лазерной резкой из цельного куска обычной стали. Особая форма и конфигурация созданных таким образом ячеек позволила получить метаматериал с уникальными свойствами.
При добавлении нелинейного полупроводника метаматериал станет перенастраиваемым экраном для СТЕЛС-технологий .... ».
5. Заключение
Итак, мое предположение о том, что ММ являются перспективными для создания невидимого самолета, начинают находить подтверждение в научных исследованиях. До серийного производства пока далеко, но теоретическая возможность прорыва в этом направлении имеется.
Я считаю, что дальнейшая работа в области оптических ММ приведет к тому, что ученым удастся создать уникальное покрытие для самолетов. Оно будет менять свои оптические свойства по желанию пилотов, перенастраиваясь с одного диапазона на другой. Можно будет сделать самолет практически невидимым в оптическом, в радио или в инфракрасном диапазоне. Это будет активный камуфляж, который уже давно пытаются создать ученые.
Таким образом, в своей работе я выполнил все цели и задачи и подтвердил свою гипотезу о том, что можно сконструировать невидимый самолет. Кроме того, я нашел перспективное направление в научных исследованиях, которое может позволить создавать для самолетов умные покрытия с необычными оптическими свойствами.
6. Источники информации
1. Википедия
2. Русский стелс. Кто разработал технологию самолета-невидимки
3. Стелс-технологии: теория и практика
4. Российские ученые разработали новый материал для боевых машин-невидимок
5. Запасной план: почему технологии "стелс" зашли в тупик
6. Стелс-технологии - теория, практика и ошибки
7. О. Розанов. Нелинейности в периодических структурах и метаматериалах. - Изд-во: Физматлит, 2015.
|