Автор: Александр Алексеевич Понушков
Возраст: 15 лет
Место учебы: МОУ СОШ с УИОП №16
Город, регион: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Руководитель: Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории МОУ СОШ с УИОП №16
Воздушный мост Аляска (США) – СССР.
Малоизвестная страница успеха советской авиации
в Великой Отечественной войне
План:
Введение
1. Соглашение о ленд-лизе. Причины подписания
2. Строительство воздушного пути
2.1 Подготовка аэродромов
2.2 Формирование перегоночной дивизии
2.3 Схемы перегона
3. Помощь по ленд-лизу
3.1 Трасса АлСиб
3.2 Структура поставок
Выводы
Источники информации
Введение
В истории второй мировой войны остается множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор мало кто знает. Среди них эпопея поставок и перегонок американских самолетов по трассе Аляска - Сибирь из Фэрбенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по ленд-лизу с 1942 по 1945 год. Эта тема была засекречена по политическим соображениям до 1994 года.
Времена меняются, и сегодня стало возможным рассказать историческую правду о великом единении двух держав. Американские и советские летчики-перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а также титанический труд всех наземных специалистов с той и другой стороны, обеспечивающих эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период Второй мировой войны с 1941 по 1945 год не должны быть преданы забвению.
Это побудило меня провести небольшое историческое исследование, целью которого было выяснить, какую роль сыграл воздушный мост Аляска (США) - СССР в успехах советской авиации в Великой Отечественной войне.
Актуальность заявленной мной темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Это поможет вспомнить о том, как советские и американские авиаторы, благодаря нечеловеческим усилиям, обеспечивали своевременную поставку в СССР боевых самолетов, так необходимых фронту.
Объект исследования – самолеты, полученные в рамках помощи по ленд-лизу, через воздушный мост Аляска – СССР.
Предмет исследования – применение Советским Союзом полученной авиационной техники в годы ВОВ.
Цель исследования: определить роль воздушного моста Аляска – СССР в успехах советской авиации в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Подбор и изучение литературы и источников по данной теме.
- Проанализировать состояние авиационного парка СССР накануне войны и определить целесообразность поставок американской военной техники.
- Выявить специфику создания и функционирования авиационной трассы Аляска - Сибирь.
- Исследовать применение авиационной техники, полученной по ленд-лизу.
- Обобщить полученные результаты.
Практическая значимость работы: полученный материал будет актуален в качестве дополнительного материала на уроках истории.
Гипотеза: самолеты, перелетевшие по воздушному мосту Аляска - СССР, сыграли заметную роль в успехе советской авиации в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
- Теоретические (сбор и анализ различных источников информации, обобщение, систематизация).
- Практические (сравнение, анализ и оценка полученных результатов).
1. Соглашение о ленд-лизе. Причины подписания
В первые недели Великой Отечественной войны Советский Союз по разным причинам потерял огромное количество самолётов военной авиации –около 8000. Часть из них была потеряна на аэродромах в первые дни боёв, часть брошена по различным причинам, часть потеряна в воздушных боях.
Трагедия советской авиации 1941 года усугубилась потерей многих авиационных заводов, производивших самолёты и комплектующие для них, оставшихся на оккупированной немцами территории. Часть из заводов спешно эвакуировали на восток страны, но требовалось время для возобновления производства и выхода его на максимальные мощности. Так, в декабре 1941 года все авиационные заводы СССР произвели всего 600 самолётов всех типов.
Это стало причиной того, что поставка самолётов, в первую очередь — истребителей и бомбардировщиков, стала главной темой на переговорах высшего руководства СССР, Великобритании и США.
11 июня 1942 г. Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. Поставки в СССР из Англии и США боевой техники, в том числе и самолетов, по ленд-лизу начали осуществляться двумя путями.
Первый пролегал от портов Западного побережья Америки, по Тихому и Индийскому океанам, Аравийскому морю, Персидскому заливу в иракский порт Басра. По этому маршруту суда шли более двух месяцев. Из Басры самолеты перевозились по железной дороге в Иран, где после сборки и облета перегонялись в СССР по воздуху.
Второй путь был менее длинным, но он оказался сопряжен с риском, так как пролегал от Восточного побережья Америки и Англии до Мурманска или Архангельска. При этом немецкие морские и воздушные силы, базировавшиеся на побережье оккупированной Норвегии, активно противодействовали прохождению американских и английских судов.
Летом 1942 года в ходе переговоров, инициатором которых выступил СССР, главы правительств антигитлеровской коалиции одобрили новый маршрут поставки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. В общей сложности самолеты должны были проделать путь в 14 тыс. км (из них 3 тыс. км – от заводов США через Канаду и Аляску до Фэрбанкса, 6,5 тыс. км – от Фэрбанкса до Красноярска и приблизительно 4,5 тыс. км – от Красноярска до фронта по железной дороге или воздуху). На территории СССР было принято решение об организации маршрута Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск – Красноярск.
2. Строительство воздушного пути
2.1 Подготовка аэродромов
В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имевшихся аэродромов. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. К строительству недостающих посадочных площадок на маршруте привлекли всё население близлежащих населённых пунктов, работников сибирских и дальневосточных отделений Гражданского воздушного флота и заключённых лагерей ГУЛАГа на Чукотке и Колыме. В критические моменты к работам привлекали всех учащихся школ региона, вплоть до возраста 12 – 13 лет.
23 июля 1942 года для приёмки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых — в Якутске, Красноярске, Киренске, Сеймчане и Уэлькале; также пять запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились и реконструировались аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15.
2.2 Формирование перегоночной дивизии
Для перегона самолётов из Фэрбенкса до Красноярска в Советском Союзе была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия, которую возглавил Герой Советского Союза полковник И.П. Мазурук – знаменитый полярный лётчик. В состав дивизии вошли пять перегоночных авиаполков из двух истребительных и двух бомбардировочных эскадрилий, лётчики которых предварительно прошли переучивание на пилотирование американских самолётов. В состав дивизии вошёл также 8-й транспортный полк, укомплектованный лётчиками ГВФ и Полярной авиации, в их распоряжение поступили транспортные Ли-2.
2.3 Схемы перегона
Схема перегона (рис. 1) выглядела следующим образом:
Рисунок 1. Авиатрасса "Аляска - Сибирь"
1-й пап (перегоночный авиаполк) принимал самолёты на базе Лэддфилд (Фэрбенкс) на Аляске и перегонял их на аэродром Уэлькаль на Чукотке (с промежуточной посадкой в Номе). Затем лётчиков возвращали в Фэрбенкс на Ли-2. Тем временем лётчики 2-го пап из Уэлькаля перегоняли самолёты до аэродрома Сеймчан, где эстафету принимал 3-й пап, перегонявший самолёты до Якутска, где расположилась командование перегоночной дивизии. За этап от Якутска до аэродрома в Киренске отвечал 4-й пап, на аэродроме Киренска располагалась основная база 8-го транспортного авиаполка. По последнему отрезку маршрута от Киренска до Красноярска самолёты перегоняли лётчики 5-го пап.
Из Красноярска большая часть самолётов отправлялась далее железной дорогой, но часть самолётов продолжала двигаться своим ходом, их пилотировали лётчики 9-го пап.
3. Помощь по ленд-лизу
3.1 Трасса АлСиб
7 октября 1942 г. первая партия самолетов в составе семи истребителей P-40 вылетела из Фэрбанкса. Лидером группы являлся бомбардировщик Б-25 под управлением руководителя трассы Мазурука. По различным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. Эти боевые самолеты сразу пошли на Сталинградский фронт, где 19 ноября 1942 года началась грандиозная наступательная операция, и у авиации «Люфтваффе» было значительное преимущество в воздухе.
Всего за годы действия АлСиб по нему было доставлено в СССР 8094 самолёта (табл. 1), что составляет 43 % от всех поставок авиационной техники в рамках ленд-лиза.
Таблица 1. Количество поставленных американских самолётов за годы войны
Типы самолетов |
Количество |
Истребители:
Bell Р-39
Bell Р-63
Curtiss P-40
Republic P-47
Бомбардировщики:
Douglas A-20
North American B-25
Транспортные самолёты:
Douglas C-47
Curtiss C-46
Учебно-тренировочный самолёт:
North American AT-6 |
2593
2340
63
3
1330
725
705
1
54
|
Сравнив поставки боевых самолетов в СССР по ленд-лизу с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью (табл. 2), можно сделать вывод, что поставки фронтовых истребителей по АлСибу составили 8 % от произведенных советской авиационной промышленностью и половину от общего числа истребителей, поступивших в рамках ленд-лиза. 11 % составляют поставки бомбардировщиков.
Таблица 2. Количество самолётов, изготовленных в СССР и поставленных из США
Типы самолетов |
Изготовлено
в СССР |
Поставки
по ленд-лизу
из США |
Поставки
по АлСибу
из США |
Истребители |
59602 |
9681 |
4999 |
Бомбардировщики |
17877 |
3632 |
2055 |
Итого |
77479 |
13313 |
7054 |
Одновременно было перевезено большое количество различных грузов: военное оборудование, золото, слюда, продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почта, в т.ч. дипломатическая, а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и многое другое.
Кроме этого, по этой трассе летали дипломаты и военные специалисты, послы СССР и США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, а в 1944 г. – вице-президент США Г. Уоллес. Всего за время эксплуатации с октября 1942 по октябрь 1945 г. по авиатрассе было перевезены 128 371 пассажир.
3.2 Структура поставок
Структура поставок союзников в основном складывалась из тех типов самолетов, которые не очень были нужны в странах-производителях. Там их либо постепенно заменяли более современными, либо они оказывались непригодными для выполнения задач, вставших перед ВВС союзников в ходе войны. К первым можно отнести Р-40 «Томагавк» (рис. 2), ко вторым — Р-39, Р-63 и А-20. Поскольку требования на различных театрах военных действий существенно отличались, то это вовсе не означало, что самолет плох сам по себе. Наоборот, у нас лучше всего «прижились» Р-39 и А-20, оказавшиеся несостоятельными на Тихом океане.
Рисунок 2. Американский истребитель P-40 Томагавк
Те же типы самолетов, что хорошо подошли к характеру операций на Западе, в СССР практически не направлялись. Например, типы машин, широко применявшихся ВВС армии США и их морской авиацией (В-25, Р-47, PBY и др.) составляли лишь около 15% от общих поставок самолетов в нашу страну.
Сравнительно небольшая доля использованных непосредственно на фронте иностранных машин объяснялась уже упоминавшимися отличиями в их тактико-технических характеристиках, ориентированных на иную специфику боевого применения. Однако взамен многие из них обладали другими ценными качествами, которые позволяли достаточно эффективно использовать их для решения ряда специальных задач.
Однако в целом почти все типы поступивших в СССР боевых самолетов в достаточной мере соответствовали требованиям времени. За годы войны в той или иной форме советские специалисты получили возможность изучить практически весь парк ВВС союзников. Все самолеты, поступавшие на вооружение в нашей стране, тщательно исследовались и испытывались в НИИ ВВС, ЛИИ НКАП, ЦАГИ. Кроме того, некоторые машины специально предоставлялись для изучения в единичных экземплярах.
Существовали области, в которых значение союзных поставок оказалось особенно велико.
Во-первых, это истребительная авиация ПВО. Это объяснялось отличными высотными характеристиками американских истребителей, их мощным вооружением, хорошим радио- и приборным оборудованием.
Во-вторых, это гидроавиация. В ходе войны гидросамолеты в СССР практически не выпускались. К началу 1944 г. в строю оставалось всего 52 машины этого класса. Прибывшие из США 136 летающих лодок и 48 амфибий не только помогли восстановить боеспособность гидроавиации, но и перевели ее на качественно новый уровень, существенно расширив ее возможности, поскольку полученные по ленд-лизу PBN-1 и PBY-6A превосходили не только устаревшие МБР-2, но и немногие имевшиеся ГСТ, являвшиеся лицензионной копией одной из первых модификаций той же самой «Каталины». В конце войны три западных флота имели в своем составе 73% импортных гидросамолетов.
В-третьих, это транспортная авиация. В нашей стране в годы войны выпускался только один тип современного транспортного самолета – Ли-2 (ПС-84). За войну их построили 2258. Поставленные из США через Берингов пролив 705 самолётов С-47 (рис. 3) разных модификаций стали существенным подспорьем в массированных грузовых перевозках в завершающей фазе Великой Отечественной войны.
Рисунок 3. Американский военно-транспортный самолёт С-47 Douglas
И наконец, в-четвертых, это минно-торпедная авиация ВМФ. Это были американские A-20G, прошедшие переоборудование в СССР. К концу войны A-20G стал основным типом торпедоносца и топмачтовика на Балтике, Черном море и Северном флоте.
Выводы
Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.
В годы войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов, в т.ч. и авиационная техника. Самолеты прибывали в СССР по трем основным маршрутам: через Мурманск и Архангельск (с сентября 1941 г. по июнь 1945 г.), через Ирак — Иран — Азербайджан (с января 1942 г. по февраль 1945 г., отдельные машины — до июля 1945 г.) и по Красноярской трассе (ALSIB) через Аляску и Сибирь (с сентября 1942 г. по сентябрь 1945 г.).
В ходе исследования, сравнив и проанализировав полученную информацию, я пришел к выводу, что на воздушный мост Аляска - СССР приходилось примерно 43 % от всех поставок самолетов, полученных в рамках ленд-лиза, что составляет около 19 000 единиц. Следовательно, этот маршрут был наиболее массовым.
Предоставленные союзниками самолеты принимали участие во всех крупных операциях советской армии. Доля импортной авиатехники на фронте колебалась в пределах 10-17 %. Отсюда следует, что ее роль, хотя и не была решающей, тем не менее являлась весьма заметной.
На этих самолетах, прибывших в СССР, воевали много героев Советского Союза, такие как:
Покрышкин, Александр Иванович – трижды герой Советского Союза;
Речкалов, Григорий Андреевич –дважды герой Советского Союза;
Гулаев, Николай Дмитриевич - дважды герой Советского Союза;
Глинка, Дмитрий Борисович - дважды герой Советского Союза.
Пусть в некоторых случаях полученные по ленд-лизу самолеты были устаревшими и не могли принимать участие в боевых действиях. В отдельных случаях союзники теряли много техники и вооружения во время доставки в СССР, но это был оправданный риск. Но как бы то ни было, помощь была оказана в самое трудное для нашей страны время и сыграла свою роль в будущей победе над общим врагом.
Таким образом, цель и задачи исследовательской работы были достигнуты. Предположение о том, что самолеты, перелетевшие по воздушному мосту Аляска - СССР, сыграли заметную роль в успехе советской авиации в годы Великой Отечественной войны было подтверждено. Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в качестве дополнительного материала на уроках истории.
Источники информации
- Джонс Р.Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 941-1945 / Пер. с анг. А.Л. Андреева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2015. – 350 с.
- Великая Отечественная: ленд-лиз / Николай Рыжков. - Москва: Экономическая газета, 2012. - 439 с.
- Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. – М., 2020. – 299с.
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз – М.: Фонд «Русские витязи», 2015. – 368 с.
- Ленд-лиз. Мифы и реальность [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://topwar.ru/1706-lend-liz-mify-i-realnost.html, свободный. Дата обращения 10.01.2021.
- Негенбля И. Е. Аляска – Сибирь: Трасса мужества – Якутск: Якутский край, 2000. – 264 с.
- О применении англо-американской авиационной техники в СССР в годы второй Мировой войны [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://newsland.com/user/3952879179/content/o-primenenii-anglo-amerikanskoi-aviatsionnoi-tekhniki-v-sssr-v-gody-vtoroi-mirovoi-voiny/1952341, свободный. Дата обращения 10.01.2021.
- От Сибири до Победы. Красноярская воздушная трасса Аляска – Сибирь / Даль Орлов, Константин Орлов, Вячеслав Филиппов. – Красноярск: Поликор, 2015. – 238 с.
- Реалии ленд-лиза. О применении англо-американской авиационной техники в СССР в годы второй Мировой войны [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://alternathistory.com/realii-lend-liza-o-primenenii-anglo-amerikanskoi-aviatsionnoi-tekhniki-v-sssr-v-gody-vtoroi-mirovoi/, свободный. Дата обращения 10.01.2021.
- Самолеты по ленд-лизу в СССР [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://airpages.ru/uk/gs_uk60.shtml, свободный. Дата обращения 10.01.2021.
|