Воскресенье, 27.09.2020, 19:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Восемнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Какую роль играет авиация в спасательных операциях?

Автор: Шаклеин Михаил Александрович

Возраст: 14 лет

Место учебы: МБОУ СОШ №48

Город, регион: Удмуртская республика, г. Ижевск

Руководитель:

Историко-исследовательская работа " Какую роль играет авиация в спасательных операциях? " (Экраноплан - от опытного образца к перспективному спасательному средству)

 

Содержание

Введение

Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.

Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

Заключение.

Источники информации.

Введение.

Если попытаться перечислить виды спасательной техники в современном мире, то одно из первых мест наряду с морской и наземной техникой, безусловно,  займёт авиация. Она прочно вошла в число самых необходимых средств спасения при тушении пожаров высокой сложности (в том числе лесных), при техногенных катастрофах, при спасении людей из труднодоступных уголков мира, доставки пострадавших в клиники, поисково-спасательных работ и т.д.

Среди многих образцов воздушной  спасательной техники есть такие, которые стали символами нашего времени,  и используются, в том числе и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Например: самолеты Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), самолеты Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2. В настоящее время практически ни одна задача по спасению человека не решается без участия авиации.  

Прогресс не стоит на месте,  появляются новые виды спасательной техники. Часто они сочетают в себе лучшие качества различных средств спасения. Так и в авиационной технике есть уникальное, концептуально новое средство передвижения – экраноплан.

Целью данного исследования является определение роли экраноплана как гибридного авиационного технического транспорта в проведении спасательных операций.

Для этого необходимо:

1.  Выяснить исторические вехи появления экраноплана.

2. Изучить характеристику возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

3. Узнать есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

 

 

Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.

 

В середине двадцатых годов XX века был открыт, так называемый  экранный эффект, - эффект резкого увеличения подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др.)[1]

Данный эффект очень сильно проявлялся при управлении самолетами с широкими  крыльями, при небольшой скорости самолета взлет и посадка требовали преодоления эффекта, напоминающего воздушную подушку.

 В 1922г ученый аэродинамик Б.Юрьев пишет статью  «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла», так появляется первое теоретическое обоснования применению экранного эффекта.

В 1930-е  П. И.  Гороховский  разрабатывает оригинальный проект двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем, в носу и корме которого горизонтально размещались два авиационных звездообразных двигателя, которые создавали воздушную подушку с помощью вентиляторных установок. Он пишет:  «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах»[2]. Но данные проекты не были осуществимы вплоть до 60-х годов XX века.

В 60 г. в условиях сложной внешнеполитической обстановки на первое место выходят проекты экранопланов военного направления, несущие функции разведывательных аппаратов, ударных, десантных. На первое место выходят разработки 60-х двух Конструкторских бюро Советского Союза:

Первый полет экраноплана состоялся 22 июля 1961 года. «Самоходная модель» (СМ-1) изготовленная в  горьковском Центральном конструкторском бюро под руководством Р. Алексеева. Была данная модель продемонстрирована Д.Ф.Устинову –секретарю ЦК КПСС. В 1962 г построены  экранопланы СМ-2, СМ-3. СМ-2 продемонстрировали Н.С.Хрущеву – председателю Совета министров СССР, Генеральному секретарю ЦК КПСС. После чего получили возможность продолжить  строительство  модели СМ-4 в 1963г с увеличенным экипажем до трех человек и двумя двигателями. Так же в этом году построена СМ-5 -  копия (1:4) экраноплана КМ,  но при испытаниях в 1964 г он потерял устойчивость и экипаж погиб.  Вторым аналогом КМ стала модель СМ-8 1967г.

Три проекта, которые планировались к разработке:  транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов,  в силу ряда причин финансового и бюрократического характера, не были реализованы. Только одна модель экраноплана — десантного, получила свое развитие.  Эта модель -  малый десантный корабль-экраноплан -  получила  шифр А-90 «Орленок» (Создан на базе СМ-6 1972 года). Три экранопланы были с 1979г. зачислены в состав ВМФ.[3]

В 1963г на экспериментальном заводе «Волга» в Чкаловске был заложен корабль – макет  КМ-1, получивший за свои размеры (93.3 м длина при полетном весе 540т.) на Западе прозвище «Каспийский монстр». Эта модель положила развитие проектам боевых экранопланов – ракетоносцев.

В середине 70-х разрабатывался проект ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь» получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. Второй экраноплан был переоборудован под специализированный поисково- спасательный вариант «Спасатель».[4]

С 1968 по 90-е гг XX века проектируют и учебные экранопланы УТ-1, «Стриж», для подготовки летного состава и обучения его особенностям управления экранопланами. На основе компоновки и основных конструктивных решений «Стрижа» разработаны малые экранопланы гражданского назначения (Стриж -3 – «Кулик»,  Стриж-5 – «Баклан» и др.).

Гражданское направление экранопланов представлено разработками АНТК им. П.О.Сухого в КБ, под руководством Р.Г.Мартиросова  предложен проект 40-местного пассажирского (210 мест) экраноплана С-90, для перевозки пассажиров и грузов средней протяженности.

Перспективные летательные аппараты для морей и океанов представлены Проектом «Т» Р.Л.Бартини и проектом «Чайка -2» ЦКБ по СПК  им. Р.Е.Алексеева. Эти экранопланы предназначены для  поисково-спасательных работ, пограничного контроля, патрулирования, перевозок, мониторинга экологического состояния.

Тема экранопланов увлекала и энтузиастов.  В 1982г  на станции Юных техников в подмосковном Калининграде был построен двухместный экраноплан Т-500, под руководством Е.П.Грунина.

После достаточно продолжительного периода после распада СССР , связанного с преодолением тяжелейших экономических, социальных последствий, тема экранопланов долгое время оставалась на бумаге. Трудности с финансированием, необходимостью проведения испытаний, снижением производственной деятельности части заводов, ставили задачи конструирования экранопланов в невыполнимые условия. Более двадцати лет  затишья сменяется возрождением интереса к экраноплану.

Коммерческие предприятия выходят на первое место по проектированию и реализации моделей экранопланов. В 20190 г. создается Ассоциация  разработчиков, производителей и потребителей экранопланов . В 2012г. – на судостроительном заводе «Волга» В Нижнем Новгороде построен «Орион – 20». В 2015 г. - Экраноплан «Буревестник-24» разработки ООО «Небо и Море», входящего в состав Ассоциации «Экраноплан», проходил опытную эксплуатацию в Якутии (в рамках разработанной в позапрошлом году руководством Якутии совместно с компанией «Небо и море» целевой программы по организации высокоскоростных пассажирских линий в республике) .

По планам правительства республики, также будет организовано производство экранопланов в рамках планируемой к созданию особой экономической зоны.[5]

Новый этап в развитии начинается в 2016г в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева приступило к разработке технического проекта экраноплана А-050. Об этом сообщил Интерфаксу-АВН председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев. « Экраноплан А-050 идеально подходит для Федеральной пограничной службы, для МЧС РФ, для Федеральной службы охраны, для патрулирования ближней зоны в интересах Военно-морского флота».[6]

         Таким образом, история создания экраноплана составляет немногим менее 100 лет и ее практическое воплощение в нашем государстве начинается в 60-е годы и связано с преодолением множества проблем. Но к настоящему времени начинается оптимистичный этап в развитии экранопланостроения, связан с подключением коммерческих структур, заинтересованных в перспективном транспорте, а так же с развитием государственного заказа.

 

 

Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

 

Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (11.12.2016) | Автор: Шаклеин Михаил Александрович E W
Просмотров: 1136 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
СЕМНАДЦАТАЯ ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
НА УЧАСТИЕ
В СЛЕДУЮЩЕЙ ОЛИМПИАДЕ
НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА!

Календарь
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2020