Пятница, 29.03.2024, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Какую роль играет авиация в спасательных операциях?

Автор: Шаклеин Михаил Александрович

Возраст: 14 лет

Место учебы: МБОУ СОШ №48

Город, регион: Удмуртская республика, г. Ижевск

Руководитель:

Историко-исследовательская работа " Какую роль играет авиация в спасательных операциях? " (Экраноплан - от опытного образца к перспективному спасательному средству)

 

Содержание

Введение

Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.

Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

Заключение.

Источники информации.

Введение.

Если попытаться перечислить виды спасательной техники в современном мире, то одно из первых мест наряду с морской и наземной техникой, безусловно,  займёт авиация. Она прочно вошла в число самых необходимых средств спасения при тушении пожаров высокой сложности (в том числе лесных), при техногенных катастрофах, при спасении людей из труднодоступных уголков мира, доставки пострадавших в клиники, поисково-спасательных работ и т.д.

Среди многих образцов воздушной  спасательной техники есть такие, которые стали символами нашего времени,  и используются, в том числе и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Например: самолеты Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), самолеты Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2. В настоящее время практически ни одна задача по спасению человека не решается без участия авиации.  

Прогресс не стоит на месте,  появляются новые виды спасательной техники. Часто они сочетают в себе лучшие качества различных средств спасения. Так и в авиационной технике есть уникальное, концептуально новое средство передвижения – экраноплан.

Целью данного исследования является определение роли экраноплана как гибридного авиационного технического транспорта в проведении спасательных операций.

Для этого необходимо:

1.  Выяснить исторические вехи появления экраноплана.

2. Изучить характеристику возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

3. Узнать есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

 

 

Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.

 

В середине двадцатых годов XX века был открыт, так называемый  экранный эффект, - эффект резкого увеличения подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др.)[1]

Данный эффект очень сильно проявлялся при управлении самолетами с широкими  крыльями, при небольшой скорости самолета взлет и посадка требовали преодоления эффекта, напоминающего воздушную подушку.

 В 1922г ученый аэродинамик Б.Юрьев пишет статью  «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла», так появляется первое теоретическое обоснования применению экранного эффекта.

В 1930-е  П. И.  Гороховский  разрабатывает оригинальный проект двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем, в носу и корме которого горизонтально размещались два авиационных звездообразных двигателя, которые создавали воздушную подушку с помощью вентиляторных установок. Он пишет:  «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах»[2]. Но данные проекты не были осуществимы вплоть до 60-х годов XX века.

В 60 г. в условиях сложной внешнеполитической обстановки на первое место выходят проекты экранопланов военного направления, несущие функции разведывательных аппаратов, ударных, десантных. На первое место выходят разработки 60-х двух Конструкторских бюро Советского Союза:

Первый полет экраноплана состоялся 22 июля 1961 года. «Самоходная модель» (СМ-1) изготовленная в  горьковском Центральном конструкторском бюро под руководством Р. Алексеева. Была данная модель продемонстрирована Д.Ф.Устинову –секретарю ЦК КПСС. В 1962 г построены  экранопланы СМ-2, СМ-3. СМ-2 продемонстрировали Н.С.Хрущеву – председателю Совета министров СССР, Генеральному секретарю ЦК КПСС. После чего получили возможность продолжить  строительство  модели СМ-4 в 1963г с увеличенным экипажем до трех человек и двумя двигателями. Так же в этом году построена СМ-5 -  копия (1:4) экраноплана КМ,  но при испытаниях в 1964 г он потерял устойчивость и экипаж погиб.  Вторым аналогом КМ стала модель СМ-8 1967г.

Три проекта, которые планировались к разработке:  транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов,  в силу ряда причин финансового и бюрократического характера, не были реализованы. Только одна модель экраноплана — десантного, получила свое развитие.  Эта модель -  малый десантный корабль-экраноплан -  получила  шифр А-90 «Орленок» (Создан на базе СМ-6 1972 года). Три экранопланы были с 1979г. зачислены в состав ВМФ.[3]

В 1963г на экспериментальном заводе «Волга» в Чкаловске был заложен корабль – макет  КМ-1, получивший за свои размеры (93.3 м длина при полетном весе 540т.) на Западе прозвище «Каспийский монстр». Эта модель положила развитие проектам боевых экранопланов – ракетоносцев.

В середине 70-х разрабатывался проект ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь» получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. Второй экраноплан был переоборудован под специализированный поисково- спасательный вариант «Спасатель».[4]

С 1968 по 90-е гг XX века проектируют и учебные экранопланы УТ-1, «Стриж», для подготовки летного состава и обучения его особенностям управления экранопланами. На основе компоновки и основных конструктивных решений «Стрижа» разработаны малые экранопланы гражданского назначения (Стриж -3 – «Кулик»,  Стриж-5 – «Баклан» и др.).

Гражданское направление экранопланов представлено разработками АНТК им. П.О.Сухого в КБ, под руководством Р.Г.Мартиросова  предложен проект 40-местного пассажирского (210 мест) экраноплана С-90, для перевозки пассажиров и грузов средней протяженности.

Перспективные летательные аппараты для морей и океанов представлены Проектом «Т» Р.Л.Бартини и проектом «Чайка -2» ЦКБ по СПК  им. Р.Е.Алексеева. Эти экранопланы предназначены для  поисково-спасательных работ, пограничного контроля, патрулирования, перевозок, мониторинга экологического состояния.

Тема экранопланов увлекала и энтузиастов.  В 1982г  на станции Юных техников в подмосковном Калининграде был построен двухместный экраноплан Т-500, под руководством Е.П.Грунина.

После достаточно продолжительного периода после распада СССР , связанного с преодолением тяжелейших экономических, социальных последствий, тема экранопланов долгое время оставалась на бумаге. Трудности с финансированием, необходимостью проведения испытаний, снижением производственной деятельности части заводов, ставили задачи конструирования экранопланов в невыполнимые условия. Более двадцати лет  затишья сменяется возрождением интереса к экраноплану.

Коммерческие предприятия выходят на первое место по проектированию и реализации моделей экранопланов. В 20190 г. создается Ассоциация  разработчиков, производителей и потребителей экранопланов . В 2012г. – на судостроительном заводе «Волга» В Нижнем Новгороде построен «Орион – 20». В 2015 г. - Экраноплан «Буревестник-24» разработки ООО «Небо и Море», входящего в состав Ассоциации «Экраноплан», проходил опытную эксплуатацию в Якутии (в рамках разработанной в позапрошлом году руководством Якутии совместно с компанией «Небо и море» целевой программы по организации высокоскоростных пассажирских линий в республике) .

По планам правительства республики, также будет организовано производство экранопланов в рамках планируемой к созданию особой экономической зоны.[5]

Новый этап в развитии начинается в 2016г в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева приступило к разработке технического проекта экраноплана А-050. Об этом сообщил Интерфаксу-АВН председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев. « Экраноплан А-050 идеально подходит для Федеральной пограничной службы, для МЧС РФ, для Федеральной службы охраны, для патрулирования ближней зоны в интересах Военно-морского флота».[6]

         Таким образом, история создания экраноплана составляет немногим менее 100 лет и ее практическое воплощение в нашем государстве начинается в 60-е годы и связано с преодолением множества проблем. Но к настоящему времени начинается оптимистичный этап в развитии экранопланостроения, связан с подключением коммерческих структур, заинтересованных в перспективном транспорте, а так же с развитием государственного заказа.

 

 

Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.

Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.

 

Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (11.12.2016) | Автор: Шаклеин Михаил Александрович E W
Просмотров: 1658 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2028)
Фурсов Максим (1777)
Егор Андреевич Попов (1366)
Штриккер Артур (1103)
Эжиев Руслан Мухаммедович (727)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024