Автор: Шаклеин Михаил Александрович
Возраст: 14 лет
Место учебы: МБОУ СОШ №48
Город, регион: Удмуртская республика, г. Ижевск
Руководитель:
Историко-исследовательская работа " Какую роль играет авиация в спасательных операциях? " (Экраноплан - от опытного образца к перспективному спасательному средству)
Содержание
Введение
Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.
Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.
Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.
Заключение.
Источники информации.
Введение.
Если попытаться перечислить виды спасательной техники в современном мире, то одно из первых мест наряду с морской и наземной техникой, безусловно, займёт авиация. Она прочно вошла в число самых необходимых средств спасения при тушении пожаров высокой сложности (в том числе лесных), при техногенных катастрофах, при спасении людей из труднодоступных уголков мира, доставки пострадавших в клиники, поисково-спасательных работ и т.д.
Среди многих образцов воздушной спасательной техники есть такие, которые стали символами нашего времени, и используются, в том числе и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Например: самолеты Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), самолеты Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2. В настоящее время практически ни одна задача по спасению человека не решается без участия авиации.
Прогресс не стоит на месте, появляются новые виды спасательной техники. Часто они сочетают в себе лучшие качества различных средств спасения. Так и в авиационной технике есть уникальное, концептуально новое средство передвижения – экраноплан.
Целью данного исследования является определение роли экраноплана как гибридного авиационного технического транспорта в проведении спасательных операций.
Для этого необходимо:
1. Выяснить исторические вехи появления экраноплана.
2. Изучить характеристику возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.
3. Узнать есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.
Глава 1. От идеи к практике. История создания экраноплана.
В середине двадцатых годов XX века был открыт, так называемый экранный эффект, - эффект резкого увеличения подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др.)[1]
Данный эффект очень сильно проявлялся при управлении самолетами с широкими крыльями, при небольшой скорости самолета взлет и посадка требовали преодоления эффекта, напоминающего воздушную подушку.
В 1922г ученый аэродинамик Б.Юрьев пишет статью «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла», так появляется первое теоретическое обоснования применению экранного эффекта.
В 1930-е П. И. Гороховский разрабатывает оригинальный проект двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем, в носу и корме которого горизонтально размещались два авиационных звездообразных двигателя, которые создавали воздушную подушку с помощью вентиляторных установок. Он пишет: «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах»[2]. Но данные проекты не были осуществимы вплоть до 60-х годов XX века.
В 60 г. в условиях сложной внешнеполитической обстановки на первое место выходят проекты экранопланов военного направления, несущие функции разведывательных аппаратов, ударных, десантных. На первое место выходят разработки 60-х двух Конструкторских бюро Советского Союза:
Первый полет экраноплана состоялся 22 июля 1961 года. «Самоходная модель» (СМ-1) изготовленная в горьковском Центральном конструкторском бюро под руководством Р. Алексеева. Была данная модель продемонстрирована Д.Ф.Устинову –секретарю ЦК КПСС. В 1962 г построены экранопланы СМ-2, СМ-3. СМ-2 продемонстрировали Н.С.Хрущеву – председателю Совета министров СССР, Генеральному секретарю ЦК КПСС. После чего получили возможность продолжить строительство модели СМ-4 в 1963г с увеличенным экипажем до трех человек и двумя двигателями. Так же в этом году построена СМ-5 - копия (1:4) экраноплана КМ, но при испытаниях в 1964 г он потерял устойчивость и экипаж погиб. Вторым аналогом КМ стала модель СМ-8 1967г.
Три проекта, которые планировались к разработке: транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов, в силу ряда причин финансового и бюрократического характера, не были реализованы. Только одна модель экраноплана — десантного, получила свое развитие. Эта модель - малый десантный корабль-экраноплан - получила шифр А-90 «Орленок» (Создан на базе СМ-6 1972 года). Три экранопланы были с 1979г. зачислены в состав ВМФ.[3]
В 1963г на экспериментальном заводе «Волга» в Чкаловске был заложен корабль – макет КМ-1, получивший за свои размеры (93.3 м длина при полетном весе 540т.) на Западе прозвище «Каспийский монстр». Эта модель положила развитие проектам боевых экранопланов – ракетоносцев.
В середине 70-х разрабатывался проект ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь» получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. Второй экраноплан был переоборудован под специализированный поисково- спасательный вариант «Спасатель».[4]
С 1968 по 90-е гг XX века проектируют и учебные экранопланы УТ-1, «Стриж», для подготовки летного состава и обучения его особенностям управления экранопланами. На основе компоновки и основных конструктивных решений «Стрижа» разработаны малые экранопланы гражданского назначения (Стриж -3 – «Кулик», Стриж-5 – «Баклан» и др.).
Гражданское направление экранопланов представлено разработками АНТК им. П.О.Сухого в КБ, под руководством Р.Г.Мартиросова предложен проект 40-местного пассажирского (210 мест) экраноплана С-90, для перевозки пассажиров и грузов средней протяженности.
Перспективные летательные аппараты для морей и океанов представлены Проектом «Т» Р.Л.Бартини и проектом «Чайка -2» ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева. Эти экранопланы предназначены для поисково-спасательных работ, пограничного контроля, патрулирования, перевозок, мониторинга экологического состояния.
Тема экранопланов увлекала и энтузиастов. В 1982г на станции Юных техников в подмосковном Калининграде был построен двухместный экраноплан Т-500, под руководством Е.П.Грунина.
После достаточно продолжительного периода после распада СССР , связанного с преодолением тяжелейших экономических, социальных последствий, тема экранопланов долгое время оставалась на бумаге. Трудности с финансированием, необходимостью проведения испытаний, снижением производственной деятельности части заводов, ставили задачи конструирования экранопланов в невыполнимые условия. Более двадцати лет затишья сменяется возрождением интереса к экраноплану.
Коммерческие предприятия выходят на первое место по проектированию и реализации моделей экранопланов. В 20190 г. создается Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов . В 2012г. – на судостроительном заводе «Волга» В Нижнем Новгороде построен «Орион – 20». В 2015 г. - Экраноплан «Буревестник-24» разработки ООО «Небо и Море», входящего в состав Ассоциации «Экраноплан», проходил опытную эксплуатацию в Якутии (в рамках разработанной в позапрошлом году руководством Якутии совместно с компанией «Небо и море» целевой программы по организации высокоскоростных пассажирских линий в республике) .
По планам правительства республики, также будет организовано производство экранопланов в рамках планируемой к созданию особой экономической зоны.[5]
Новый этап в развитии начинается в 2016г в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева приступило к разработке технического проекта экраноплана А-050. Об этом сообщил Интерфаксу-АВН председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев. « Экраноплан А-050 идеально подходит для Федеральной пограничной службы, для МЧС РФ, для Федеральной службы охраны, для патрулирования ближней зоны в интересах Военно-морского флота».[6]
Таким образом, история создания экраноплана составляет немногим менее 100 лет и ее практическое воплощение в нашем государстве начинается в 60-е годы и связано с преодолением множества проблем. Но к настоящему времени начинается оптимистичный этап в развитии экранопланостроения, связан с подключением коммерческих структур, заинтересованных в перспективном транспорте, а так же с развитием государственного заказа.
Глава 2. Характеристика возможностей экраноплана для проведения спасательных операций.
Глава 3. Есть ли у плавающего самолёта будущее и перспективы развития.
|