Пятница, 26.04.2024, 03:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Ходырев Александр. "Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?"

Ходырев Александр. "Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?"

Научная историко-исследовательская работа

Выполнил:ученик 10 класса Ходырев Александр

МБОУ "Лингвистический лицей №25" г. Ижевска

Введение

АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - автоматическое авиационное  вооружение, включающее пулемёты, гранатомёты и малокалиберные пушки. Предназначено для поражения воздушных целей, а также открытых и легкобронированных (10-20 мм) наземных и морских целей. Пулеметы и пушки могут иметь от одного до нескольких (2-7) стволов. Конструкция одноствольных – револьверная или обычная. Многоствольные объединены в блок стволов, вращающийся при стрельбе в неподвижном кожухе (за 1 оборот выстрелы производятся поочерёдно из каждого ствола). Авиационное гранатомёты по конструкции аналогичны сухопутным. Для крепления вооружения на ЛА, питания патронами и наводки на цель применяются специальные установки. Они могут быть как подвижными так и неподвижными, встроенными и съёмными (подвесными). Дальность эффективной стрельбы: пулеметов - до 1500 м, гранатомётов - до 1000 м, пушек - до 2000 м. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что авиационные пушки являются важным элементом авиационного вооружения.

Актуальность исследования определяется необходимостью собрать, систематизировать, сохранить материал об авиационном вооружении и повысить интерес учащихся к миру авиации.

Практическая направленность работы заключается в том, что данный материал займет достойное место в архивах музея Школы Юных Летчиков города Ижевска, курсантом которого я являюсь. Будет использоваться на занятиях, на уроках истории, культуры родного края.

Объект исследования авиационное стрелково-пушечное вооружение.

Предметом исследования является этапы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.

Методы исследования: изучение и анализ исторических материалов, информации, содержащейся в сети Интернет, экскурсия в музей ОАО «НПО «Ижмаш»,  обработка собранного материала.

Цели исследования: проследить историю развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.

Задачи исследования:     изучить информацию по данной проблеме, познакомиться с этапами развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.

 

1.Этапы развития авиационного стрелково-пушечного оружия.

Согласно Гаагской конвенции 1907 года, все виды авиационного оружия были запрещены. Вся деятельность авиации того времени ограничивалась корректировкой ведения огня наземной артиллерии и ведением разведки удаленных укреплений и позиций противника. Но, начало Первой мировой войны показало то, насколько необходимо вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей. И в 1913 году инженеры Солинье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.

В феврале 1915 года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета.

А в России в качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца 1900 года, который получил широкое распространение уже в 1-ю Мировую войну. Известно что, во Франции в 1916 применяли 37-мм пушку, которая стреляла через втулку винта самолёта.

Современное отечественное авиационное вооружение: пулемет – 7,62-мм 4-ствольный ГШГ-7,62 (темп стрельбы 5500 выстр./мин, начальная скорость пули 820 м/с), 12,7-мм 4-ствольный ЯкБ-12,7 (4500 выстр./мин, 860 м/с); гранатомёт – 30-мм АГ-17А (520 выстр./мин, 185 м/с); пушки – 23-мм револьверная Р-23 (2500 выстр./мин, 885 м/с), 23-мм 2-ствольный ГШ-23 (3000 выстр./мин, 715 м/с), 23-мм 6-ствольный ГШ-6-23 (10 000 выстр./мин, 715 м/с), 30-мм 2-ствольный ГШ-30 (3000 выстр./мин, 860 м/с), 30-мм 6-ствольный ГШ-6-30 (5000 выстр./мин, 850 м/с). Патроны к А.с.-п.в.: 7,62-мм с бронебойно-зажигательными  и со стальным сердечником пулями; 12,7-мм двухпульный и с бронебойно-зажигательными  пулями; 30-мм с осколочно-фугасной гранатой; 23-мм и 30-мм с осколочно-фугасно-зажигательными, бронебойно-разрывными, многоэлементными (с готовыми поражающими элементами) и другими снарядами.

Некоторые из перечисленных образцов не имеют аналогов за рубежом. Так, 30-мм пушка ГШ-301(смотри прил. 1), больше известная среди специалистов под названием "Балеринка", является представителем нового поколения авиационного вооружения, разработка которого началась в послевоенные годы. "Балеринкой" пушку называют за исключительно малый вес (44кг при темпе стрельбы 1800 выстрелов в минуту). До этого считалось, что создать такое оружие невозможно. Но тульским конструкторам В.П Грязеву и А.Г. Шипунову удалось решить эту задачу. Пушка ГШ-301 по праву считается шедевром конструкторской мысли. Пушки ГШ-301 устанавливаются на различных типах самолетов. Например, легкий фронтовой истребитель МиГ-29 оснащается одной пушкой этого образца. Но для усиления огневой мощи возможна установка двух таких пушек.

Другой уникальный образец авиационного оружия представлен 23-мм пушкой Р-23. Особенностью этого образца является то, что его длина не превышает длины его ствола. Достичь такой компактности позволило использование барабанной схемы с досыланием патрона движением назад.

В связи с этим пришлось изменить форму патрона: наружный диаметр гильзы в передней части больше соответствующего диаметра задней части патрона, и снаряд полностью спрятан в конусе гильзы. Носитель пушки – реактивный бомбардировщик Ту-22. Отдельное направление в развитии стрелково-пушечного вооружения представляют системы с вращающимся блоком стволов. Распространение такого оружия после Второй мировой войны было обусловлено повышением скорости боевых самолетов. Для их поражения требовались пушки и пулеметы с высоким темпом стрельбы. Но дальнейшее увеличение скорострельности одноствольного оружия было невозможно.

При темпе стрельбы свыше 1000 выстрелов в минуту резко падала живучесть стволов. Распределение нагрузки на несколько стволов позволило не только повысить живучесть, но и отстреливать достаточно большой боекомплект.

 

2.Производство авиационного вооружения во время Великой Отечественной Войны на Ижевском машиностроительном заводе.

В годы индустриализации страны произведено перевооружение авиации высокоэффективным отечественным оружием взамен иностранного. 11 октября 1932 г. По Постановлению Реввоенсовета на вооружение принят 7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 г. «ШКАС». Этот пулемет и его модификации стали основой для высокотемпного 7,62-мм; 12,7-мм; 20-мм оружия и будущих револьверных пушек. С 1935 г. Начался серийный выпуск 12,7-мм пулемета системы Шпитального – Владимирова «ШВАК 12,7». В 1936 г. Выпущена первая серия 20-мм пушки Шпитального – Владимирова «ШВАК 20», самой массовой авиапушки второй мировой воины. Пулеметы пришлись по душе красным соколам – били наверняка! В фашистских штабах находили документы, свидетельствующие: с одного попадания даже с дальней дистанции ижевская авиапушка разбивала самолет в щепки! Авиапушка АПШ-37 Б.Г. Шпитального, любимца Сталина, - совсем гигант даже рядом с ижевскими «уточницами». Три с половиной метра – длина ствольной болванки. И какая же точность глаза и твердость руки требовались от станочников, чтобы просверлить там канал диаметром 37 миллиметров. Чистоту обработки, затем после расточки и хонингования, контролёры блюли с помощью оптической трубы и зеркал.

Нелёгок был дебют пушкарей с Ижа. Лучшие токари и сверловщики завода Н.А. Ажгибицын, Н.А. Андреев, В.Н. Крюков, Ф.Н. Осипов, В.Д. Романов точили первые стволы. Для непривычного пушечного дела на самой окраине завода, в квартале от Угольных ворот, спешно выкладывали новый корпус. Корпус этот стал на долгие недели, пока не наладили конвейер, и рабочим местом, и домом для начальника цеха З.С. Кацнельсона, мастера Ф.Г. Благодатских, технолога Б.Ф. Файзуллина. Немалым помог преподаватель МВТУ Д.С. Маслин.

Но дело шло туго. Пушка была слишком тяжелой и громоздкой. Кроме того, у неё иногда отказывала автоматика. Как ни бились ижевцы с «АПШ-37», но «отехнологичать» её до потребного уровня не смогли. Эффектная конструкция, но продуманная не до конца. И вот к созданию пушки того же калибра подключилось КБ, основанное в 1933 году Я.Г. Таубиным. Два молодых конструктора Александр Эммануилович Нудельман и Александр Степанович Суранов разработали принципиально новую машину «НС-37»(прил. 2). Прообразом ее был таубинский гранатомёт – первый в мире пехотный автоматический гранатомёт крупного калибра. Итак,  в соавторстве с ижевскими конструкторами требовалось поставить «НС-37» на поток, а это значит надо наготовить сотни индивидуальных калибров, а также множество приспособлений, режущего и вспомогательного инструмента. Дополнительные трудности создал приказ о том, что и «АПШ-37» снимать с выпуска запрещалось. Первую партию сорока стволов собирали полукустарным способом, подключив все подразделения завода. Особенно важную роль тогда сыграла конструкторская группа В.П. Кавер-Камзолова. В экстремальных условиях и проверялось на зрелость искусство ижевских оружейников. Не подвели они в трудный час, собрали к 18 октября одну пушку. Выработалась сноровка – и в две следующие недели партия пушек была готова. Пристреливали их в глухом лесу, за кладбищем, под Карлутскими городищами. Пол-октября Нудельман и Суранов прожили в бревенчатом тире на берегу ручья. А.Э. Нудельман вспоминал: «Работа в тире ладилась, пушки уходили одна за другой. Трудились с таким подъёмом, что наша жизнь в тире возле стреляющих пушек в памяти осталась светлым праздником».

Наконец инструментальщики и механики изготовили около пяти тысяч единиц технологического оборудования – и «поток» пошел! Штурмовики «Ил-2» с двумя мощными ижевскими пушками калибра 37 мм стали грозным врагом для танков «Тигр» и «Пантера». Их трёхдюймовая броня оказалась вполне «по зубам» ижевской новинке. Мощные и легкие пушки получили ВВС, в том числе полк «Нормандия-Неман». А на 150-м производстве разворачивали всю мощь серийной технологии: полную оснастку, конвейеры с нумерованными стендами, на которых так удобно все что надобно опиливать или загибать. Вот так машина «НС-37» и была поставлена на поток. Ёе назовут позже лучшей авиапушкой Второй мировой войны. Принятием на вооружение ВВС авиапушек «НС-37» завершилось создание отечественной системы самолетного пушечного вооружения военного времени.

В ОКБ-16 А.Э. Нудельмана были разработаны 45-мм патрон и пушка «НС-45». Особенно трудно было разместить 45мм ствол внутри вала серийного авиамотора. Непривычно тонкая стенка ствола потребовала особой технологии и специалисты Ижевского машиностроительного завода нашли способ изготовлять тонкостенные 45-мм стволы с минимальными разностенностью и кривизной. В 1944 году было выпущено 75 штук, а в 1945 – 120 штук авиапушек «НС-45», уже в июне 1944 г. в истребительный корпус генерала Е.Я. Савицкого поступило 50 самолетов «Як-9К2» с новыми крупнокалиберными пушками.

 В результате тяжелых сражений, используя высокоэффективное отечественное вооружение, наши летчики завоевали безраздельное господство в воздухе.

3.Характеристика российских образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения.

За всю историю авиации выпущено множество образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения. Но лишь немногие являются действительно чем-то выдающимися, знаковыми.

ГШ-23Л(прил. 1)

Пушка ГШ-23Л была разработана в НИИ-61 под руководством главного конструктора В. Грязева и начальника отдела А. Шипунова под патрон АМ-23. На вооружения пушка была принята в 1965 году. Конструктивно ГШ-23Л выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста. Пушка используется на большом количестве самолетов ВВС России. Использование двух стволов и безударного досылающего механизма ускорительного типа позволило получить высокую скорострельность как за счет совмещения операций, так и за счет повышения средней скорости досылания патрона и экстракции стреляной гильзы. Использование единых механизмов для обслуживания обоих стволов позволили создать двуствольную пушку в габаритах и массе одноствольных систем. Первым самолетом, но котором была использована пушка стал МиГ-21.

ГШ-30К

Двухствольная 30-мм скорострельная пушка ГШ-30К (ГШ-2-30) конструкции Грязева-Шипунова предназначена для уничтожения открыто расположенной живой силы противника, для борьбы с легко и среднебронированными наземными целями и для уничтожения медленнолетящих воздушных целей (в том числе и бронированных...) на близких и средних дистанциях. Устанавливается на пушечный вертолет огневой поддержки Ми-24П(П-пушка) и на его экспортные варианты. На Ми-24П монтируется ГШ-30К с удлиненными стволами в правом фюзеляжном обтекателе выполняющим своего рода роль защитного кожуха, уберегающего пушку от попаданий осколков и пуль. Боекомплект пушки на Ми-24П составляет 750 снарядов. Питание - ленточное. Скорострельность 2460 выстрелов в минуту. Кстати, в случае истощения боеприпасов Ми-24 может совершить вынужденную посадку и перезарядить пушку (впрочем как и все остальное) новым боекомплектом находящимся в десантной кабине.

ШКАС (Шпитального – Комарицкого   авиационный   скорострельный)

Первый  советский  скорострельный авиационный   пулемёт. В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

ЯкБ-12,7

Как уже отмечалось, темп стрельбы пулемета А-12,7 был невысок, поэтому для вооружения вертолетов требовался более скорострельный крупнокалиберный пулемет. Согласно Постановления СМ СССР 1044-381 от 26 декабря 1968 г. для вертолета Ми-24 было начато проектирование нового 12,7-мм скорострельного пулемета. Разработка его велась в ЦКИБ под руководством П.Г. Якушева и Б. А. Борзова. Заводской индекс пулемета ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил обозначение ЯкБ-12,7 (Якушев - Борзов - 12,7-мм), а в ГРАУ - индекс 9А-624. Заводские испытания пулемета ТКБ-063 были проведены в конце 1969 г. Однако на вооружение пулемет поступил только в 1977 г., т. е. спустя почти девять лет после начала проектирования. Первоначально пулемет проектировался под темп стрельбы 5000-6000 выстр/мин, но получить его не удалось, и в рекламных справочниках указывается темп 4000-4500 выстр/мин.

УБ (Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемет оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е годы. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943 году — 43690, в 1944 году — 38340, в 1945 году — 42952 штук.

Варианты

·         УБС — синхронный, для стрельбы сквозь плоскость вращения воздушного винта. Использовался на самолётах:И-15, И-153БС, И-16 тип 29, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

·      УБК (прил. 3) — крыльевой. Использовался на самолётах: Пе-2, МиГ-3 (подвешивался в специальных контейнерах под крылом), УТИ МиГ-15.

·         УБТ (прил. 3)  турельная модификация, предназначавшаяся для установки в оборонительных огневых точках. Отличалась тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка (рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин). Использовался на самолётах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8.

 

3.Перспективы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.

Опыт боевых действий последних десяти лет на Ближнем Востоке, Северном Кавказе и в Югославии показал возрастающую роль фронтовой (тактической) авиации (ФА) как наиболее мобильного и оперативного рода войск. В принципе уже давно ее не принято подразделять на истребители, бомбардировщики и штурмовики. Однако фактически каждый тип самолета все же имел уклон в ту или иную специализацию.

Отечественные комплексы обладают следующими достоинствами:

1.  Простота и надежность

2.  Отсутствие привода, что снижает массу орудия.

3.  Высокая ремонтопригодность.

4.  Возможность выбора разных боеприпасов в бою.

5.  Высокая точность стрельбы.

6.  Возможность иметь больший боекомплект, чем на ВС противника

Недостатки:

1.  Многие пушки были «переняты» с других видов техники и потому имеют большой вес.

2.  Ограниченное количество пиропатронов, и как следствие ограниченная возможность возобновления стрельбы.

3.  Зависимость центровки от степени израсходования боекомплекта

 

Работы по совершенствованию существующих и созданию новых авиационных пушек проводятся как в нашей стране, так и в других странах. КБ Сухого, например, ставит на свои самолеты ракеты класса «воздух – поверхность» Х-29Т с телевизионным наведением, противорадиолокационными ракетами Х-31А и Х-35.

Х-29Т

 

Заключение

В результате нашего исследования я познакомился с этапами развития вооружения авиации СССР и России. Узнал, какие виды пушек, пулеметов и ракет использовались и используются на вооружении ВВС, выяснил, какое авиационное вооружение производилось на Ижевском машиностроительном заводе во времена войны в 1941-1945 года.

Выводы

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в планах наращивания боевой мощи тактической авиации в России и многих других стран, наряду с постоянным совершенствованием авиационных ракет различного назначения значительное внимание уделяется развитию авиационного стрелково-пушечного вооружения, его модернизации и совершенствованию.

 

Список литературы и использованные источники

1."ИСТОРИЯ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ" А.Б.Широкорад

2. Статьи из архива музея ОАО «НПО «Ижмаш»

3.http://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/1970_1990_gg/strelkovo_pushechnoe_vooruzhenie_takticheskikh_istrebitelej_1976/120-1-0-1941

4.ru.wikipedia.org

5.http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WEAPON/AVIA/AVIA.HTML

6.http://modern.sawame.ru/istrebiteli/istrebitel-su-37

 

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3




Источник: http://ru.wikipedia.org/
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (12.01.2013) | Автор: Ходырев Александр E W
Просмотров: 4256 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 1
1 Timka10  
Оформление работы "хромает".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2634)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1979)
Егор Андреевич Попов (1712)
Штриккер Артур (1287)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (617)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (495)
Ефимова Софья Алексеевна (475)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024