Ходырев Александр. "Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?" Научная историко-исследовательская работаВыполнил:ученик 10 класса Ходырев АлександрМБОУ "Лингвистический лицей №25" г. ИжевскаВведение
АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - автоматическое авиационное
вооружение, включающее пулемёты, гранатомёты и малокалиберные пушки.
Предназначено для поражения воздушных целей, а также открытых и
легкобронированных (10-20 мм) наземных и морских целей. Пулеметы и пушки могут
иметь от одного до нескольких (2-7) стволов. Конструкция одноствольных –
револьверная или обычная. Многоствольные объединены в блок стволов, вращающийся
при стрельбе в неподвижном кожухе (за 1 оборот выстрелы производятся поочерёдно
из каждого ствола). Авиационное гранатомёты по конструкции аналогичны
сухопутным. Для крепления вооружения на ЛА, питания патронами и наводки на
цель применяются специальные установки. Они могут быть как подвижными так и
неподвижными, встроенными и съёмными (подвесными). Дальность эффективной стрельбы:
пулеметов - до 1500 м, гранатомётов - до 1000 м, пушек - до 2000 м. Таким
образом, с уверенностью можно сказать,
что авиационные пушки являются важным элементом авиационного вооружения.
Актуальность
исследования определяется
необходимостью собрать, систематизировать, сохранить материал об авиационном
вооружении и повысить интерес учащихся к миру авиации.
Практическая направленность работы заключается в том, что данный материал займет
достойное место в архивах музея Школы Юных Летчиков города Ижевска, курсантом
которого я являюсь. Будет использоваться на занятиях, на уроках истории,
культуры родного края.
Объект исследования авиационное стрелково-пушечное
вооружение.
Предметом исследования является этапы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.
Методы
исследования: изучение и анализ
исторических материалов, информации, содержащейся в сети Интернет, экскурсия в
музей ОАО «НПО «Ижмаш», обработка собранного материала.
Цели исследования: проследить историю развития авиационного
стрелково-пушечного вооружения.
Задачи исследования: изучить
информацию по данной проблеме, познакомиться с этапами развития авиационного стрелково-пушечного
вооружения.
1.Этапы
развития авиационного стрелково-пушечного оружия.
Согласно
Гаагской конвенции 1907 года, все виды авиационного оружия были запрещены. Вся
деятельность авиации того времени ограничивалась корректировкой ведения огня
наземной артиллерии и ведением разведки удаленных укреплений и позиций
противника. Но, начало Первой мировой войны показало то, насколько необходимо
вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей. И в 1913
году инженеры Солинье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного
пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже
непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта.
Однако это новшество тогда реализовано не было.
В феврале 1915
года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное
откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной
на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти
с каналом ствола пулемета.
А в России в
качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца
1900 года, который получил широкое
распространение уже в 1-ю Мировую войну. Известно что, во Франции в 1916
применяли 37-мм пушку, которая стреляла через втулку винта самолёта.
Современное
отечественное авиационное вооружение: пулемет – 7,62-мм 4-ствольный ГШГ-7,62
(темп стрельбы 5500 выстр./мин, начальная скорость пули 820 м/с), 12,7-мм
4-ствольный ЯкБ-12,7 (4500 выстр./мин, 860 м/с); гранатомёт – 30-мм АГ-17А (520
выстр./мин, 185 м/с); пушки – 23-мм револьверная Р-23 (2500 выстр./мин, 885
м/с), 23-мм 2-ствольный ГШ-23 (3000 выстр./мин, 715 м/с), 23-мм 6-ствольный
ГШ-6-23 (10 000 выстр./мин, 715 м/с), 30-мм 2-ствольный ГШ-30 (3000 выстр./мин,
860 м/с), 30-мм 6-ствольный ГШ-6-30 (5000 выстр./мин, 850 м/с). Патроны к
А.с.-п.в.: 7,62-мм с бронебойно-зажигательными и со стальным сердечником
пулями; 12,7-мм двухпульный и с бронебойно-зажигательными пулями; 30-мм с
осколочно-фугасной гранатой; 23-мм и 30-мм с осколочно-фугасно-зажигательными,
бронебойно-разрывными, многоэлементными (с готовыми поражающими элементами) и
другими снарядами.
Некоторые
из перечисленных образцов не имеют аналогов за рубежом. Так, 30-мм пушка ГШ-301(смотри
прил. 1), больше известная среди специалистов под названием
"Балеринка", является представителем нового поколения авиационного
вооружения, разработка которого началась в послевоенные годы.
"Балеринкой" пушку называют за исключительно малый вес (44кг при
темпе стрельбы 1800 выстрелов в минуту). До этого считалось, что создать такое
оружие невозможно. Но тульским конструкторам В.П Грязеву и А.Г. Шипунову
удалось решить эту задачу. Пушка ГШ-301 по праву считается шедевром
конструкторской мысли. Пушки ГШ-301 устанавливаются на различных типах
самолетов. Например, легкий фронтовой истребитель МиГ-29 оснащается одной
пушкой этого образца. Но для усиления огневой мощи возможна установка двух
таких пушек.
Другой
уникальный образец авиационного оружия представлен 23-мм пушкой Р-23.
Особенностью этого образца является то, что его длина не превышает длины его
ствола. Достичь такой компактности позволило использование барабанной схемы с
досыланием патрона движением назад.
В связи с
этим пришлось изменить форму патрона: наружный диаметр гильзы в передней части
больше соответствующего диаметра задней части патрона, и снаряд полностью
спрятан в конусе гильзы. Носитель пушки – реактивный бомбардировщик Ту-22.
Отдельное направление в развитии стрелково-пушечного вооружения представляют
системы с вращающимся блоком стволов. Распространение такого оружия после
Второй мировой войны было обусловлено повышением скорости боевых самолетов. Для
их поражения требовались пушки и пулеметы с высоким темпом стрельбы. Но
дальнейшее увеличение скорострельности одноствольного оружия было невозможно.
При темпе
стрельбы свыше 1000 выстрелов в минуту резко падала живучесть стволов.
Распределение нагрузки на несколько стволов позволило не только повысить
живучесть, но и отстреливать достаточно большой боекомплект.
2.Производство авиационного вооружения во время Великой
Отечественной Войны на Ижевском машиностроительном заводе.
В годы
индустриализации страны произведено перевооружение авиации высокоэффективным
отечественным оружием взамен иностранного. 11 октября 1932 г. По Постановлению
Реввоенсовета на вооружение принят 7,62-мм авиационный скорострельный пулемет
системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 г. «ШКАС». Этот пулемет и его
модификации стали основой для высокотемпного 7,62-мм; 12,7-мм; 20-мм оружия и
будущих револьверных пушек. С 1935 г. Начался серийный выпуск 12,7-мм пулемета
системы Шпитального – Владимирова «ШВАК 12,7». В 1936 г. Выпущена первая серия
20-мм пушки Шпитального – Владимирова «ШВАК 20», самой массовой авиапушки
второй мировой воины. Пулеметы пришлись по душе красным соколам – били
наверняка! В фашистских штабах находили документы, свидетельствующие: с одного
попадания даже с дальней дистанции ижевская авиапушка разбивала самолет в
щепки! Авиапушка АПШ-37 Б.Г. Шпитального, любимца Сталина, - совсем гигант даже
рядом с ижевскими «уточницами». Три с половиной метра – длина ствольной
болванки. И какая же точность глаза и твердость руки требовались от
станочников, чтобы просверлить там канал диаметром 37 миллиметров. Чистоту
обработки, затем после расточки и хонингования, контролёры блюли с помощью
оптической трубы и зеркал.
Нелёгок
был дебют пушкарей с Ижа. Лучшие токари и сверловщики завода Н.А. Ажгибицын,
Н.А. Андреев, В.Н. Крюков, Ф.Н. Осипов, В.Д. Романов точили первые стволы. Для
непривычного пушечного дела на самой окраине завода, в квартале от Угольных
ворот, спешно выкладывали новый корпус. Корпус этот стал на долгие недели, пока
не наладили конвейер, и рабочим местом, и домом для начальника цеха З.С.
Кацнельсона, мастера Ф.Г. Благодатских, технолога Б.Ф. Файзуллина. Немалым
помог преподаватель МВТУ Д.С. Маслин.
Но дело
шло туго. Пушка была слишком тяжелой и громоздкой. Кроме того, у неё иногда
отказывала автоматика. Как ни бились ижевцы с «АПШ-37», но «отехнологичать» её
до потребного уровня не смогли. Эффектная конструкция, но продуманная не до
конца. И вот к созданию пушки того же калибра подключилось КБ, основанное в
1933 году Я.Г. Таубиным. Два молодых конструктора Александр Эммануилович
Нудельман и Александр Степанович Суранов разработали принципиально новую машину
«НС-37»(прил. 2).
Прообразом ее был таубинский гранатомёт – первый в мире пехотный автоматический
гранатомёт крупного калибра. Итак, в
соавторстве с ижевскими конструкторами требовалось поставить «НС-37» на поток,
а это значит надо наготовить сотни индивидуальных калибров, а также множество
приспособлений, режущего и вспомогательного инструмента. Дополнительные
трудности создал приказ о том, что и «АПШ-37» снимать с выпуска запрещалось.
Первую партию сорока стволов собирали полукустарным способом, подключив все
подразделения завода. Особенно важную роль тогда сыграла конструкторская группа
В.П. Кавер-Камзолова. В экстремальных условиях и проверялось на зрелость
искусство ижевских оружейников. Не подвели они в трудный час, собрали к 18
октября одну пушку. Выработалась сноровка – и в две следующие недели партия
пушек была готова. Пристреливали их в глухом лесу, за кладбищем, под
Карлутскими городищами. Пол-октября Нудельман и Суранов прожили в бревенчатом
тире на берегу ручья. А.Э. Нудельман вспоминал: «Работа в тире ладилась, пушки
уходили одна за другой. Трудились с таким подъёмом, что наша жизнь в тире возле
стреляющих пушек в памяти осталась светлым праздником».
Наконец
инструментальщики и механики изготовили около пяти тысяч единиц
технологического оборудования – и «поток» пошел! Штурмовики «Ил-2» с двумя
мощными ижевскими пушками калибра 37 мм стали грозным врагом для танков «Тигр»
и «Пантера». Их трёхдюймовая броня оказалась вполне «по зубам» ижевской
новинке. Мощные и легкие пушки получили ВВС, в том числе полк
«Нормандия-Неман». А на 150-м производстве разворачивали всю мощь серийной
технологии: полную оснастку, конвейеры с нумерованными стендами, на которых так
удобно все что надобно опиливать или загибать. Вот так машина «НС-37» и была
поставлена на поток. Ёе назовут позже лучшей авиапушкой Второй мировой войны. Принятием
на вооружение ВВС авиапушек «НС-37» завершилось создание отечественной системы
самолетного пушечного вооружения военного времени.
В ОКБ-16
А.Э. Нудельмана были разработаны 45-мм патрон и пушка «НС-45». Особенно трудно
было разместить 45мм ствол внутри вала серийного авиамотора. Непривычно тонкая
стенка ствола потребовала особой технологии и специалисты Ижевского
машиностроительного завода нашли способ изготовлять тонкостенные 45-мм стволы с
минимальными разностенностью и кривизной. В 1944 году было выпущено 75 штук, а
в 1945 – 120 штук авиапушек «НС-45», уже в июне 1944 г. в истребительный корпус
генерала Е.Я. Савицкого поступило 50 самолетов «Як-9К2» с новыми
крупнокалиберными пушками.
В результате тяжелых сражений, используя
высокоэффективное отечественное вооружение, наши летчики завоевали
безраздельное господство в воздухе.
3.Характеристика
российских образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения.
За всю историю авиации выпущено
множество образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения. Но лишь немногие являются действительно чем-то выдающимися, знаковыми. ГШ-23Л(прил. 1)
Пушка ГШ-23Л была разработана в НИИ-61
под руководством главного конструктора В. Грязева и начальника отдела А.
Шипунова под патрон АМ-23. На вооружения пушка была принята в 1965 году.
Конструктивно ГШ-23Л выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста. Пушка
используется на большом количестве самолетов ВВС России. Использование двух
стволов и безударного досылающего механизма ускорительного типа позволило
получить высокую скорострельность как за счет совмещения операций, так и за
счет повышения средней скорости досылания патрона и экстракции стреляной
гильзы. Использование единых механизмов для обслуживания обоих стволов
позволили создать двуствольную пушку в габаритах и массе одноствольных систем. Первым
самолетом, но котором была использована пушка стал МиГ-21.
ГШ-30К
Двухствольная 30-мм скорострельная
пушка ГШ-30К (ГШ-2-30) конструкции Грязева-Шипунова предназначена для
уничтожения открыто расположенной живой силы противника, для борьбы с легко и
среднебронированными наземными целями и для уничтожения медленнолетящих
воздушных целей (в том числе и бронированных...) на близких и средних дистанциях.
Устанавливается на пушечный вертолет огневой поддержки Ми-24П(П-пушка) и на его
экспортные варианты. На Ми-24П монтируется ГШ-30К с удлиненными стволами в
правом фюзеляжном обтекателе выполняющим своего рода роль защитного кожуха,
уберегающего пушку от попаданий осколков и пуль. Боекомплект пушки на Ми-24П
составляет 750 снарядов. Питание - ленточное. Скорострельность 2460 выстрелов в
минуту. Кстати, в случае истощения боеприпасов Ми-24 может совершить
вынужденную посадку и перезарядить пушку (впрочем как и все остальное) новым
боекомплектом находящимся в десантной кабине.
ШКАС (Шпитального – Комарицкого авиационный
скорострельный)
Первый советский
скорострельный авиационный
пулемёт. В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью
изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого
опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института
молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре
представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание
исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического
оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке
образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный
оружейный конструктор И. А. Комарицкий.
1930 год. Был
изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный
Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная
система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области
вооружения.
ЯкБ-12,7
Как уже отмечалось, темп стрельбы
пулемета А-12,7 был невысок, поэтому для вооружения вертолетов требовался более
скорострельный крупнокалиберный пулемет. Согласно Постановления СМ СССР
1044-381 от 26 декабря 1968 г.
для вертолета Ми-24 было начато проектирование нового 12,7-мм скорострельного
пулемета. Разработка его велась в ЦКИБ под руководством П.Г. Якушева и Б. А.
Борзова. Заводской индекс пулемета ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил
обозначение ЯкБ-12,7 (Якушев - Борзов - 12,7-мм), а в ГРАУ - индекс 9А-624.
Заводские испытания пулемета ТКБ-063 были проведены в конце 1969 г. Однако на вооружение
пулемет поступил только в 1977
г., т. е. спустя почти девять лет после начала
проектирования. Первоначально пулемет проектировался под темп стрельбы 5000-6000
выстр/мин, но получить его не удалось, и в рекламных справочниках указывается
темп 4000-4500 выстр/мин.
УБ (Универсальный Березина) — 12,7-мм
авиационный пулемет оружейника М. Е. Березина.
Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е
годы. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943
году — 43690, в 1944 году — 38340, в 1945
году — 42952 штук.
Варианты
·
УБС — синхронный, для стрельбы сквозь плоскость вращения воздушного винта. Использовался на
самолётах:И-15, И-153БС, И-16 тип
29, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
· УБК (прил. 3) —
крыльевой. Использовался на самолётах: Пе-2, МиГ-3 (подвешивался в специальных
контейнерах под крылом), УТИ МиГ-15.
·
УБТ (прил.
3) — турельная модификация,
предназначавшаяся для установки в оборонительных огневых точках. Отличалась
тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка
(рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин).
Использовался на самолётах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8.
3.Перспективы
развития авиационного стрелково-пушечного вооружения.
Опыт боевых
действий последних десяти лет на Ближнем Востоке, Северном Кавказе и в
Югославии показал возрастающую роль фронтовой (тактической) авиации (ФА) как
наиболее мобильного и оперативного рода войск. В принципе уже давно ее не
принято подразделять на истребители, бомбардировщики и штурмовики. Однако
фактически каждый тип самолета все же имел уклон в ту или иную специализацию.
Отечественные
комплексы обладают следующими достоинствами:
1. Простота
и надежность
2. Отсутствие
привода, что снижает массу орудия.
3. Высокая
ремонтопригодность.
4. Возможность
выбора разных боеприпасов в бою.
5. Высокая
точность стрельбы.
6. Возможность
иметь больший боекомплект, чем на ВС противника
Недостатки:
1. Многие
пушки были «переняты» с других видов техники и потому имеют большой вес.
2. Ограниченное
количество пиропатронов, и как следствие ограниченная возможность возобновления
стрельбы.
3. Зависимость
центровки от степени израсходования боекомплекта
Работы по совершенствованию
существующих и созданию новых авиационных пушек проводятся как в нашей стране,
так и в других странах. КБ Сухого, например, ставит на свои самолеты ракеты
класса «воздух – поверхность» Х-29Т с телевизионным наведением,
противорадиолокационными ракетами Х-31А и Х-35.
Х-29Т
Заключение
В результате нашего исследования я познакомился с
этапами развития вооружения авиации СССР и России. Узнал, какие виды пушек,
пулеметов и ракет использовались и используются на вооружении ВВС, выяснил,
какое авиационное вооружение производилось на Ижевском машиностроительном
заводе во времена войны в 1941-1945 года.
Выводы
Из всего сказанного выше можно сделать вывод,
что в планах наращивания боевой мощи тактической авиации в России и многих
других стран, наряду с постоянным совершенствованием авиационных ракет
различного назначения значительное внимание уделяется развитию авиационного
стрелково-пушечного вооружения, его модернизации и совершенствованию.
Список
литературы и использованные источники
1."ИСТОРИЯ АВИАЦИОННОГО
ВООРУЖЕНИЯ" А.Б.Широкорад
2.
Статьи из архива музея ОАО «НПО «Ижмаш»
3.http://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/1970_1990_gg/strelkovo_pushechnoe_vooruzhenie_takticheskikh_istrebitelej_1976/120-1-0-1941
4.ru.wikipedia.org
5.http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WEAPON/AVIA/AVIA.HTML
6.http://modern.sawame.ru/istrebiteli/istrebitel-su-37
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Источник: http://ru.wikipedia.org/
|