Понедельник, 29.04.2024, 05:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Газутдинов Денис, "Есть один МиГ в моём прошлом и будущем или Почему устанавливают памятники самолётам?"

Автор: Газутдинов Денис
Тема: "Есть один МиГ в моём прошлом и будущем или Почему устанавливают памятники самолётам?"

Содержание
Введение
1 Самолеты-памятники: вчера, сегодня, завтра
2 Классификация причин установки самолетов – памятников
  2.1 Музейные экспонаты
  2.2 Достопримечательности
  2.3 Самолеты – памятники у предприятий и учебных заведений для отражения их принадлежности к авиации
  2.4 Военные мемориалы
  2.5 Места гибели летчиков
  2.6 Игровые площадки и прочие причины
3 Немного о главных героях
  3.1 Самолеты ОКБ О.К.Антонова
  3.2 Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина
  3.3 Самолеты ОКБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича
  3.4 Самолеты ОКБ П.О.Сухого
  3.5 Самолеты ОКБ А.Н.Туполева
  3.6 Самолёты ОКБ А.С.Яковлева
4 Памятники моего города
  4.1 «Есть один МиГ в моем прошлом и будущем…»
  4.2 «Первооткрывателям обслуживания районных центров на самолете Ан-24… »
  4.3 За заслуги перед Отечеством
  4.4 Самолет – памятник Як-28Л
Выводы по работе
Заключение
Список источников информации

Введение

  Историко-культурная среда, частью которой являются и памятники, оказывает влияние на формирование личности каждого человека. Наверно поэтому мой интерес к авиации и точным наукам очевиден для моих друзей и одноклассников. Ведь мои родители – выпускники Уфимского Авиационного университета и самолет – памятник на его территории, я помню с самого своего рождения. В связи с этим мой проект посвящен летательным аппаратам, которые честно отслужив на воздушных просторах Родины в военное и мирное время, на отдыхе стали памятниками боевой и трудовой славы, музейными экспонатами и просто достопримечательностями разных городов России.
  Цель проведения исследования: выяснить основные причины установки самолетов-памятников в нашей стране.
  Любой памятник – это застывшее мгновение нашей истории. Забота о сохранении исторической памяти – это всегда забота о потомках и вклад в укрепление тех невидимых нитей, которые связывают людей в единый народ, а народ в государство.

1 Самолеты-памятники: вчера, сегодня, завтра

 Первые самолеты – памятники появились в середине 60-х годов. К юбилейной двадцатой годовщине нашей Победы в Великой Отечественной войне в стране было установлено несколько памятников самолетам того периода.
 В начале 80-х годов ХХ столетия в городах появились кафе, детские кинотеатры и клубы по интересам, которые располагались в салонах гражданских пассажирских самолетов. Идея отправлять самолеты на «отдых» в городские парки оказалась настолько удачной, что в течение последующих десяти лет пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР.
 Самолеты и вертолеты – памятники в ознаменование трудовых успехов гражданских авиаторов стали устанавливать с 1976 года. Одним из первых таких памятников стал Ту- 104, установленный на постамент в московском аэропорту Внуково 15 сентября 1976 года в честь двадцатилетия первого полета реактивного пассажирского лайнера. В дальнейшем, памятники самолетам-труженикам были установлены во многих аэропортах нашей огромной страны. 
 Боевые самолеты послевоенного периода также удостоились чести быть увековеченными. Наверное, немало найдется людей, связавших свою судьбу с авиацией, или просто влюблённых в небо, чьё мальчишеское увлечение самолетами началось под сенью крыла аппарата, отслужившего свой срок и на пенсии стоящего в тенистой аллее. Наиболее часто можно встретить такие машины, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7.
 В гражданской авиации нашей страны на рубеже 1980-х годов шла активная смена парка. На смену Ту-104 и Ил-18 приходили более совершенные самолеты Ту-154. Это касалось и других типов и их новых модификаций. В результате по всей стране стали появляться авиапамятники. Это была целая эпоха авиации в городах.
 К сожалению, с распадом СССР подавляющее большинство этих памятников было утрачено. В Москве в 2000-х были распилены раритет – Ту-114 в Домодедово и порезан прототип Ту-154 на бывшей ВДНХ.
  В последние годы стали появляться новые авиационные памятники. Скульптурную композицию, посвященную 40-летию начала регулярных пассажирских перевозок авиалайнерами Ту-154, торжественно открыли в Минеральных Водах в октябре 2012 года. Памятник выполнен по эскизам, предложенным коллективом аэропорта. 
 В этом же году в Архангельске вознесен на постамент самолет Як-18Т. Этот самолет был полностью восстановлен силами энтузиастов, летчиков-ветеранов, которые посвятили себя авиации Севера. Проект авиаторы назвали «Учебная парта пилота Архангельска».
  Памятник северной авиации "Символ Надежды" открыт в июле 2012 года в заполярном Норильске. На месте, где прежде находился первый аэропорт города, на постамент установлен двухмоторный грузовой самолет АН-26 - одно из самых востребованных в прежние годы на севере воздушных судов. Когда-то здесь стоял другой самолет. Это был Ил-14 с бортовым номером 002. Но время сделало свое дело, самолет был утрачен. Возрождение памятника самолету важно тем, что россияне вновь обретают утраченные символы, а уж тем более с таким емким и мощным названием – "Надежда”.
 
  Наряду с появлением памятников - «одиночек» в современном обществе наблюдаются положительные тенденции и в отношении технических музеев. В основе экспозиции большинства таких музеев – авиационная техника. Я думаю, что это связано с тем, что везде и во все времена авиация – это последние достижения научной мысли, все самое на тот момент передовое и удивительное. Более того, авиация была и остается трамплином для космических исследований, ведь именно летчик – первый человек в космосе.
 Одним из ярких примеров современного аэропортового музея под открытым небом в России является Нижневартовск. В 2000 году здесь была создана Аллея почета авиации. На ней установлены настоящие самолет Ан-2 и вертолеты Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6 и Ми-8. А в 2005-м на въезде в аэропорт появились макеты самолетов, активно работавших в Нижневартовске, от Ан-24 и Як-40 до Ил-86, изготовленные в Самаре.
  Также музеем нового формата является музей техники Вадима Задорожного в Подмосковье. В этом удивительном музее все экспонаты в рабочем состоянии: машины ездят, самолеты летают, их можно потрогать или посидеть в них. В 2007 году на авиасалоне МАКС авиация Задорожного совершала показательные полеты.
  И хочется верить, что таких позитивных, на мой взгляд, событий будет все больше и больше. Пусть летающие легенды находят свои пристанища на постаментах, демонстрируя былую мощь, увлекая в небо нас – подрастающее поколение. Ведь авиамузеи и отдельные памятники – это отражение труда и боевой доблести многих и многих теоретиков и практиков, мечтателей и энтузиастов, инженеров и рабочих. И все эти люди имеют безусловное и полное право на память.


   При проведении исследования я собрал информацию о 841 самолетах-памятниках в разнообразных ресурсах: в сети Интернет, при встречах с директорами уфимских технических музеев и сотрудниками аэропорта «Уфа» и виртуальных прогулках по авиамузею в Монино, а также в периодической печати. За основу взята коллекция авиапамятников, представленная  сайте www.aviamonuments.ru как наиболее полная в плане наличия фотографий. С помощью других источников она была дополнена мною новыми
объектами. Также пришлось потрудиться, чтобы выяснить причины установки того или иного летательного аппарата, так как на указанном сайте представлены, как правило, только фотографии памятника и местонахождение, а причины установки не указаны.
   В результате работы предлагается следующая классификация причин установки самолетов-памятников:
- достопримечательности;
- музейные экспонаты;
- военные мемориалы;
- у предприятий и учебных заведений, чтобы отразить их принадлежность к авиации;
- в игровых зонах: на детских площадках, базах отдыха, в парках;
- места гибели летчиков во время Великой Отечественной войны и в мирное время при испытаниях;
- прочие причины.
   При систематизации всех памятников по приведенной классификации я получил диаграмму, представленную на рисунке 3.
   Из анализа полученной диаграммы следует, что практически равные доли имеют памятники, являющиеся отдельно стоящими достопримечательностями в разных населенных пунктах, и музейные экспонаты. Предназначение большинства летательных аппаратов отражать принадлежность близлежащих объектов к авиации. Примерно каждый десятый монумент – это дань уважения боевому подвигу небесных асов, защищавших воздушное пространство от гитлеровских оккупантов во время Великой Отечественной войны. 
Почему же получился такой «расклад сил» рассмотрим далее.


2.1 Музейные экспонаты

  Как уже было отмечено, около трети самолетов-памятников являются музейными экспонатами, основная часть которых «москвичи»: из музея Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) в Монино, представители музея под открытым небом на Ходынском поле, также музея техники В.Задорожного. 
  ЦМ ВВС является самым представительным авиационным музеем России. Хранящиеся в нём летательные аппараты стали историческими вехами в развитии не только российской, но и мировой авиации. Коллекция музея позволяет проследить развитие авиации от первых летательных аппаратов до самолетов сегодняшнего дня.

  Впечатляет количество фотографий самолетов из экспозиции музея Задорожного. Только тут можно увидеть первый отечественный мини-самолет АИР-1, который разработал в 1927 году сам Яковлев. Уникальные экспонаты есть и в Ульяновском головном отраслевом музее истории гражданской авиации. Например, ТУ-116 №76462, произведенный на базе бомбардировщика Ту-95 специально для первого лица государства Н.С. Хрущёва. Единственный уцелевший экземпляр самого большого в мире самолета-топливозаправщика ЗМС-2, переоборудованного из стратегического бомбардировщика 3МС, можно посмотреть в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс. 

  А нужны ли музеи авиационной техники? Для меня существует только один ответ на этот вопрос: «Конечно, да!». Для формирования настоящей, полноценной личности человека, живущего в современном мире необходимо привлекать опыт, накопленный всеми поколениями. А это могут сделать только музеи: они останавливают прошлое и зовут в будущее.

2.2 Достопримечательности

  Достопримечательности – это не только «лицо» города, региона или страны в целом. Они формируют соответствующий статус. Тот факт, что 27% самолетов – памятников являются таковыми, подтверждает «бренд» России как ведущей авиационной державы, которая гордится своими ВВС. Российские асы главенствуют в технике пилотирования - от первых  в мире "мёртвых петель" Нестерова до "кобр" Пугачёва.
  Значит, и начинаем этот цикл с памятника Петру Николаевичу Нестерову. На родине выдающегося летчика в Нижнем Новгороде его именем названа улица, на которой установлен памятник родоначальнику высшего пилотажа и модель самолета Ньюпор IV. 27 августа 1913 года на таком самолете Петр Николаевич Нестеров выполнил мертвую петлю, впоследствии получившую название «петля Нестерова».
  Петр Нестеров был не только военным летчиком, занимался конструкторской деятельностью: построил планер и летал на нем, вносил технические усовершенствования в существующие модели самолетов, начал разработку собственного одноместного самолета, но не успел, помешала Первая мировая война. Отметился рекордными по дальности перелетами, ночными полетам и групповым перелетом в составе эскадрильи из трех машин. Также впервые применил в воздушном бою таран, в результате чего погиб.
  В эту категорию мною включен, например, самолет - памятник МиГ - 25РБ в Дубне, установленный в 2006 году. Этот самолет известен тем, что в период с 1965 по 1978 год на нем было установлено 29 мировых рекордов. В свое время этот летательный аппарат оставлял далеко позади основных конкурентов по таким характеристикам как скорость, разгон, скороподъемность. До сегодняшнего дня такие самолеты стоят на вооружении не только ВВС РФ, но и армии Алжира, Индии, Сирии, проявляя себя надежной машиной.
  Из «гражданских» можно отметить памятник Ан-2 в Хабаровске. Этот самолет был установлен в честь 60-летия с начала его эксплуатации и в связи с 71-ой годовщиной образования Хабаровского края. Добираться до самых труднодоступных и отдаленных уголков страны стало особым приоритетом антоновского первенца, и наверное, это одна из главных заслуг Ан-2 перед страной. 31 августа 1947 года Ан-2 совершил свой первый полет, а к концу ХХ века он перевез 370 млн пассажиров и 9 млн тонн груза. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет и как самый массовый самолет в мире, так как на фюзеляжах «Аннушек» красовались опознавательные знаки или коды регистрации почти сотни государств. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом.

2.3 Самолеты – памятники у предприятий и учебных заведений для отражения их принадлежности к авиации

  В этой категории классификации объектами исследования были самолеты, навечно приземлившиеся около аэродромов, на территории аэропортов и авиационных училищ, у проходных авиационных производственных объединений, а также находящиеся на авиаремонтных заводах по всей территории нашей страны.
  Одним из городов, обладающих целым рядом летательных аппаратов, отнесенных мною к данной группе, является Воронеж.
 Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) (ранее Воронежский авиазавод) относится к предприятиям, история становления которых неразрывно связана с историей развития отечественной авиации, это один из первенцев отечественного самолетостроения. Решение об организации завода было принято в апреле 1929 года.
 В предвоенный период завод освоил 11 типов самолетов конструкции А.Н.Туполева, А.С.Москалева, С.В.Ильюшина, В.Г.Ермолаева. Во время Великой Отечественной войны история завода связана с выпуском самолета Ил-2 - лучшего фронтового штурмовика того времени. Первые серийные Ил - 2 изготовлены именно в Воронеже на заводе №18 (в то время подобные заводы не имели названий и адресов - только номер). За годы войны было произведено и передано фронту около 18 тысяч этих самолетов. Этот самолет стал знаковым и особенно дорогим для каждого ветерана. В память об этом установлена стела с Ил-2 у проходной.
 В 1943 году, после возвращения завода из эвакуации началось производство агрегатов, а с 1947 года выпуск самолета Ил-10 - штурмовика повышенной маневренности. С 1949 года было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, с 1954 года - турбореактивного бомбардировщика Ту-16.
  У военного аэродрома "Балтимор" установлено два самолета-памятника: Ил-28 с современной эмблемой базирующегося там бомбардировочного авиаполка и Су-24 в честь 55-летия 105-й смешанной авиационной дивизии. В создании данного памятника принимали участие личный состав частей Воронежского авиационного гарнизона под руководством командира 105 САД генерал - майора авиации Бондарева В.Н.
  Не забыли жители отдать почести и представителям гражданской авиации. Первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96 получил путевку в жизнь в Воронеже в ноябре 1989 года. В честь этого события в городском парке и был открыт памятник. Самолет – памятник Ту 134А в цвете «ВоронежАвиа»  встал у автомобильной трассы. У постамента табличка: «Самолет Ту-134А RA-65880, выпущен авиазаводом 20.08.1975г. Дальность полета 3200 км, крейсерская скорость 850 км/ч, салон 76 пассажиров. В Воронежском авиапредприятии самолет безаварийно отработал 30-летний календарный срок службы, пробыл в воздухе 35000 летных часов. Самолет-труженик, самолет-ветеран заслужил отдых на постаменте Славы за достойный вклад в работу международного аэропорта "Воронеж"».  

2.4 Военные мемориалы

  22 июня - день памяти и скорби. В 1941–м до Победы оставалось 1418 дней и ночей отчаяния и мужества, надежды, тяжкого труда, героизма, невозвратных потерь и неиссякаемой веры в то, что враг будет разбит.
  Во многих населенных пунктах России можно обнаружить памятники легендарным машинам Великой Отечественной войны или мемориалы с самолетами-памятниками. Ведь железные летуны вынесли на крыльях всю тяжесть войны и помогли выстоять. Благодарные потомки подняли их на постаменты. 
  Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев кровопролитных сражений. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. Подобно тому, как отправляют подкрепление на войне, самолет - памятник отправлен в будущее, чтобы в тяжелые времена делиться с потомками великой силой предков-победителей.
  На всех фронтах Великой Отечественной войны плечом к плечу с боевыми летчиками сражались и гражданские пилоты. Они обеспечивали надежную связь между действующими войсками и партизанскими отрядами, доставляли продовольствие и медикаменты, эвакуировали раненых и забрасывали в тыл врага десантников, бомбили передовые позиции и тылы фашистов. За годы войны гражданская авиация перевезла более 2,3 миллиона человек, около 400 тысяч тонн военных грузов, совершила свыше 40 тысяч вылетов во вражеский тыл.
  
   Но авиаторы умеют воздать должное. В ряду памятников – мемориалов открытием для меня стали монумент в парке Победы г. Ачинск, надпись на котором гласит: «Патриотам - ачинцам, внесшим личные сбережения для строительства самолетов эскадрильи «Боевая подруга», а также благодарственные слова в Аллее МиГов Новгородского авиазавода «Сокол»: «Возвращаем после полной отработки ресурса с глубокой благодарностью рабочим и инженерно-техническим работникам Горьковского авиазавода. Авиаторы ПВО страны». Одна из мемориальных досок на постаменте памятника Ту-16А в Смоленске свидетельствует: «Жителям города-героя Смоленска от воинов-авиаторов». Причину установки самолета объясняет надпись на второй доске: «В 1940 г. в г. Смоленске был сформирован 212 отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк – ядро будущей авиации дальнего действия. Его первым командиром был назначен Голованов Александр Евгеньевич, впоследствии ставший Главным маршалом авиации».

2.5 Места гибели летчиков

   По всем уголкам России стоят символы мужества и верности долгу - памятники погибшим летчикам. Проводя исследование, я мысленно побывал в этих местах, где наши пилоты своими жизнями платили за верность Родине, небу, своему воинскому долгу не только в военное, но и в мирное время. Говорят, что «летчики не умирают, а улетают в небо и не возвращаются…»
  Первоначально редкий самолет – памятник АНТ-4, представленный на рисунке 9, относился к категории «прочие причины», так как в комментариях к фото указывалось «Памятник первопроходцам БАМа». Но впоследствии при уточнении причин я выяснил, что история возникновения памятника печальна. 
При строительстве магистрали в 30-е годы ХХ века для разведки трассы впервые была применена аэрофотосъемка. Из-за несовершенной и не подготовленной как следует воздушной техники случались тяжелые авиакатастрофы — не раз самолеты-разведчики камнем падали вниз и разбивались вместе с бесстрашными экипажами. Такой самолет с бортовым номером Ж-II был поднят со дна сумрачного Баранчинского озера следопытами и водружен на каменный пьедестал у отдаленной станции Таксимо в память о погибших геологоразведчиках.
  Самолеты – памятники в местах гибели летчиков и исследователей – единственный сектор в моей диаграмме, расширения которого очень не хочется.

2.6 Игровые площадки и прочие причины

  В некоторых городах России самолеты после списания со службы устанавливались на детских игровых площадках и территории детских лагерей отдыха, в санаториях. Особенно
часто самолеты во дворах встречаются на территории жилых кварталов военных авиагарнизонов.  Конечно, это не совсем памятники в прямом их понимании, но миссия таких «игровых конструкции»– привлечение детей и подростков к авиации - тоже немаловажна. Тяжела «служба» таких летательных аппаратов: за ними практически никто не следит и со временем их состояние только ухудшается. Например, МиГ 15УТИ в одном из дворов города Бийска Алтайского края был установлен только в начале 90-х годов и находился в практически в летном состоянии…
 Очень хочется надеяться, что страдания техники не бесполезны и все-таки есть такие мальчишки, которые поучаствовав в разборе самолета, заинтересовались конструированием и авиацией. И именно они, когда вырастут, будут участвовать в создании новых машин или устанавливать новые авиационные рекорды.
   К прочим причинам установки самолетов – памятников мною были отнесены единичные случаи, такие, например, как установка самолета на фасаде кинотеатра в Красноярске или около автозаправочной станции в Ижевске и т.п. С точки зрения владельцев заведений, по моему, это хороший способ привлечь к себе внимание, выделиться. А для самолетов такие факты установки являются отражением того, что даже машины способны адаптироваться к новым условиям и, отлетав положенное,верно продолжать служить человеку. 

3 Немного о главных героях

   В ходе выполнения работы я решил узнать какие же модели летательных аппаратов преобладают среди самолетов-памятников и почему? Ведь памятники ставят выдающимся людям, значит, и главные герои авиапамятников выбираются неспроста. Для этого собранная информация была упорядочена по названию авиационного опытно-конструкторского бюро (ОКБ) (рисунок 11) и выяснены интересные факты о самолетах-"передовиках" полученных диаграмм (рисунок 12).

   Из рисунка 11 видно, что чуть больше половины пьедестала почета заняли боевые МиГи и Су. А в основной своей массе гражданские Ан, Ил и Ту значительно уступают им. 

   По количеству моделей "летунов" , вставших на постаменты, всех опередило ОКБ Яковлева - 19 типов. В тройку также вошли самолеты Ту, МиГ и Су.


3.1 Самолеты ОКБ О.К.Антонова

   Среди памятников самолетам из этого ОКБ лидером стал Ан-2. Ведь у него общая со страной биография. Этот маленький самолет оказывал заметную помощь во всех ее больших стройках и начинаниях. Он был востребован при решении таких разнообразных задач,порой довольно неожиданных,что его биографы затрудняются перечислить все работы,за которые в течение десятилетий доводилось браться Ан-2.
   Олег Константинович Антонов,создатель солидных «Антея» и «Руслана»,называл крошечный Ан-2 своей самой большой удачей. К слову, китайцам то обстоятельство,что Ан-2 был разработан еще в середине прошлого века,не помешало продолжить его серийное производство в веке XXI.
   На втором месте – Ан24 - первый в СССР самолёт с газотурбинным двигателем для местных воздушных линий. Он создавался для замены самолётов с поршневыми двигателями и успешно выполнил поставленную задачу. В первые 10 лет эксплуатации Ан-24 практически вытеснил с местных авиалиний самолёты Ли-2 и Ил-14.
   В 1982 году на Ан-24 женскими экипажами Марины Лаврентьевны Попович и Галины Гавриловны Корчугановой установлен 71 мировой рекорд. Отзывы летчиц о самолете самые положительные.
  
   Замыкает тройку лидеров Ан-12.Созданный удивительно своевременно,простой в освоении и неприхотливый в эксплуатации, он принес признание и мировую известность не только O.K. Антонову,но и всей нашей авиапромышленности.Начиная с середины 60-х годов ни одно крупное событие в истории страны и даже всего человечества не обошлось без него. В конце 1961 года Ан-12 на лыжном шасси выполнил перелёт по маршруту Москва-Антарктида-Москва, побывал и на Северном полюсе (станция СП-8).В 1965 года Ан-12 демонстрировался на XXVI Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Неоднократно использовался для доставки гуманитарной помощи в различные части планеты. В 1991-1992 годах лётчиками НИИ ВВС на Ан-12 установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости.

3.2 Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина

   Пассажирский самолет Ил-14 - самый распространенный памятник среди собратьев. Он был одним из авиационных долгожителей.Более 40 лет на трассах воздушного океана– не каждому самолету выпадает такая поистине счастливая судьба.Надежный и неприхотливый Ил-14 летал по всему миру, став привычной «рабочей лошадкой» воздушных линий.Поистине неоценима роль Ил-14 в полярной авиации:ледовый разведчик на его базе оказался столь незаменим, что заслужил почетный титул «Его Величество Ледовик Четырнадцатый».
   Ил-28,созданный в 1948 году, стал первым советским и одним из лучших в мире бомбардировщиком с турбореактивными двигателями.Благодаря отличным летно-эксплуатационным качествам он долгое время входил в число основных боевых самолетов ВВС. Ил-28 и его - модификации ИЛ-28Р и ИЛ-28У были для советских летчиков теми машинами, на которых они учились управлению скоростными реактивными самолетами,а гражданский вариант ИЛ-2811 находился в небе вплоть до 60-х годов.
   Каждый Ил-2 на пьедестале-это образный,впечатляющий памятник создателям боевого самолета,ставшего легендарным не когда-то после,а в самый разгар Великой Отечественной войны.Но прежде всего такой монумент – это памятник советским людям,свершившим невероятное;это памятник "воздушной пехоте"-десяткам тысяч летчиков-штурмовиков и воздушных стрелков,сотням тысяч безвестных героев - авиатехников, оружейников, командиров, которые в жару и стужу круглосуточно своим трудом на земле обеспечивали наши победы в небе. Я думаю, если бы не трудности восстановления каждого экземпляра Ил-2, то их на постаментах было бы гораздо больше. Это самолет-легенда.

 
3.3 Самолеты ОКБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича

   МиГ -эта стремительная аббревиатура вписана в историю авиации золотом. Эти самолеты стали гордостью отечественного авиапрома. Эти истребители отличились во всех войнах СССР: высотные МиГ-3 составляли костяк нашей ПВО в первые, самые трудные годы Великой Отечественной; МиГ-15 очищали небо Кореи от "Летающих крепостей" и на равных сражались с новейшими "Сейбрами"; МиГ-21 сбивали американские "Фантомы" над Северным Вьетнамом и израильские "Миражи" над Голанскими высотами. Первый отечественный реактивный самолет МиГ-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч; наконец, прославленный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, "мечтой любого пилота"...
   В тройке лидеров по количеству памятников МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23. Любопытные факты, связанные с ними.
  4 июня 1965 летчик В.Привалов на самолете МиГ-17П пролетел под мостом над рекой Обь в Новосибирске со скоростью около 700 км/ч. Ничего подобного ни до,ни после него летчики на реактивных самолетах «не вытворяли».
  МиГ-21 (модификации Е-66) установил два абсолютных мировых рекорда: скорости горизонтального полета в 1956—60-м годах и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961 году. Микояновские истребители показали полное превосходство над другими самолетами в период локальных конфликтов в 1960—70-е годы.
  Различные модификации МиГ-23 защищали воздушные просторы Анголы, Вьетнама, Алжира, Кубы, Афганистана,Болгарии, Египта, Венгрии, Чехословакии, Германии, Ливии, Сирии, Индии, Ирака, Польши, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена. Самолет прошел множество испытаний и побывал во многих вооруженных конфликтах. А осенью 1989 года, МиГ-23МЛД даже был угнан сирийским пилотом на авиабазу Мегиддо, в Израиле, где и по настоящее время находится в музее ВВС. Последнее боевое применение МиГ-23 было весной 2011 года, когда повстанцы атаковали правительственные войска в период гражданской войны в Ливии.
   Вся история ОКБ им. Микояна - длинная летопись побед, достижений и рекордов. В связи с этим, я считаю что  первенство МиГов среди авиапамятников обоснованно.

  
3.4 Самолеты ОКБ П.О.Сухого

  Лидерство самолетов - памятников Су-17 с моей точки зрения объясняется тем, что создание этого семейства стало большой удачей ОКБ Сухого. С 1967 года самолет прошел долгий путь модификационного развития. По комплексу боевых характеристик для своего времени Су-17 являлся одним из наиболее эффективных боевых самолетов ВВС СССР. Самолеты типа Су-17 принимали участие в боевых действиях в составе ВВС 40-й армии в Афганистане, где показали высокий уровень боевой эффективности и живучести. Они поставлялись на экспорт в 15 стран мира. Из боевого состава ВВС Российской Федерации последние Су-17М4 были выведены только в 1998 году.
   Про самолеты Су-15, занявшие второе место среди авиапамятников ОКБ Сухого, я выяснил следующие интересные факты: с ними связано большое число случаев перехвата нарушителей воздушного пространства СССР.Первый такой перехват на Су-15 был выполнен в 1970г,когда в ночь с 11 на 12 сентября летчик 62 ИАП привел на свой аэродром греческий «Douglas DC-3». Менее известным является тот факт, что на Су-15 был выполнен успешный воздушный таран:18 июля 1981 года границу СССР в Закавказье со стороны Ирана нарушил самолет типа CL-44. На его перехват была поднята пара Су-15,один из этих самолетов пилотировал к-н В.А. Куляпин. В условиях дефицита времени, обусловленного угрозой выхода нарушителя за границу, по команде с земли,самолет-нарушитель был протаранен Куляпиным, после чего он благополучно катапультировался сам.За этот подвиг летчик был награжден орденом Красной Звезды.
   Во II-ой половине 1950-х гг. участились нарушения государственной границы СССР в воздушном пространстве с использованием высотных самолетов-разведчиков U-2. Однако в то время авиация ПВО не имела на вооружении истребителей-перехватчиков, способных "достать" на высотах 20 и более километров "Dragon Lady". В спешном порядке как ответ U-2 был разработан Су-9.Истребители-перехватчики Су-9 оставались самыми скоростными и высотными самолетами ПВО до 1969 г. – начала производства истребителя МиГ-25.


3.5 Самолеты ОКБ А.Н.Туполева

   Первое место по числу монументов из самолетов этого ОКБ разделили между собой военный Ту-22 и гражданский Ту-104.
    Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом успешно освоенным в ГВФ, именно за ним в строй гражданской авиации встали и Боинг 707, и "Комета-4", и французская "Каравелла".Реактивная пассажирская авиация стала реальностью, доступной самому широкому кругу пассажиров многих стран. В период с 1957 по 1960 годы его разных модификациях установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъемности,больше чем на любом другом пассажирском самолете данного класса в мире.
   Ту-22 стал первым сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком в авиации дальнего действия. Опыт его проектирования и эксплуатации  пригодился при создании более совершенного самолета. По своим тактико-техническим характеристикам он имел ряд преимуществ перед американским бомбардировщиком В-58, созданным в тоже время для решения практически аналогичных задач, и намного "пережил" его. Это символ холодной войны по обе стороны железного занавеса.
   Согласно данным сайта wikipedia.org Ту-16 - самый узнаваемый самолет мира. Он тоже рожден в период противостояния СССР и США.На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиации стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. В последнее время между нашими странами нет такого явного противостояния, поэтому все чаще встают на постаменты гражданские красавцы Ту-154, и они скоро обгонят по количеству боевые авиапамятники. 


3.6 Самолёты ОКБ А.С.Яковлева

   О самолете Як-3, занявшем первую позицию, я прочитал в работе финалиста 8-ой Олимпиады А.Перемоты. Я согласен с ним, что этот красивый самолет - легенду,оружием Победы. Этот истребитель качественно усилил советские ВВС во время Великой Отечественной войны. И, конечно, сброшенное пилотами Як-3 над поверженным рейхстагом красное полотнище-победная точка нашей авиации в войне.
   Серьезное наступление на сверхзвуковые скорости связано с созданием двухместных двухдвигательных сверхзвуковых боевых самолетов Як-28. Первым самолетом этого семейства стал Як-28Б - бомбардировщик для прицельного бомбометания с малых и средних высот при отсутствии визуальной видимости цели. В дальнейшем появились различные варианты: разведчик,постановщик помех, учебный самолет. Всепогодный перехватчик Як-28П мог развивать скорость до 1900 км/ч и имел дальность 2150 км; на одном из опытных самолетов Як-28ПМ с форсированными двигателями была достигнута скорость 2400 км/ч. Самолеты семейства Як-28 находились на вооружении более 25 лет.
Наверно, вторая позиция Як-28 обусловлена разнообразием модификации и количеством в свое время выпущенных самолетов. Этот самолет - визитная авиазавода в Иркутске.
   Самолеты Як-40 – детище ОКБ А.С. Яковлева, сыгравшего немалую роль в развитии российской авиации.Это первый в мире реактивный самолет, предназначенный для местных авиалиний, и первый отечественный самолет, получившим сертификаты летной годности Италии и ФРГ. Самолеты этой модели используются в 18-ти странах мира. Отличная аэродинамика позволяет самолету планировать в воздухе даже с выключенными двигателями. Да третье место этой модели среди памятников Яков тоже вполне заслуженно.

   В данной главе мной проведен очень краткий экскурс по заслугам самолетов ведущих ОКБ, ставших памятниками. Ввиду того, что объем работы ограничен здесь на рассказано о самолетах С.А.Лавочкина, Н.Н.Поликарпова и других авиаконструкторов. Но это совершенно не значит, что я забыл о них. Думаю им будут посвящены мои последующие работы. Даже такой обзор позволяет оценить могущество авиации нашей страны. Тот факт, что пока больше самолетов-памятников военным моделям, отражает силу российской армии.


4 Памятники моего города

  Как было отмечено, на формирование личности любого человека значительное влияние оказывает среда, в которой он рождается и воспитывается. Я родился и живу в столице Башкортостана городе Уфа, которая известна своими авиационными традициями. 
  Международный аэропорт «Уфа» выполняет ежедневно несколько десятков рейсов. Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) является одним из ведущих в стране по выпуску двигателей для боевой авиации. Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) занимается разработкой, производством, испытаниями и ремонтом навигационных и пилотажных комплексов; систем автоматического управления и автопилотов; бортовых цифровых вычислительных машин для различных типов летательных аппаратов  и наземных систем контроля. Подготовкой кадров для предприятий занимается Уфимский Государственный Авиационный технический университет (УГАТУ). 
  Конечно же в нашем городе есть самолеты – памятники, о них я далее и расскажу.

4.1 «Есть один МиГ в моем прошлом и будущем…»

  Свое исследование причин установки различных монументов летательным аппаратам я начал с истории самолета – памятника МиГ-19П с бортовым номером «31» красный, установленного на территории авиационного университета. 

  Этот памятник мне дорог, ведь с ним связаны важные моменты моей судьбы:
1.В год открытия памятника познакомились мои дедушка и бабушка.

2.В УГАТУ познакомились мои родители, а сейчас работает мама.
3.И наконец, судьба подарила мне встречу с одним из легендарных летчиков, принимавших непосредственное участие в испытаниях этого самолета, Степаном Анастасовичем Микояном. На МиГе с бортовым номером «31» он совершил 15 испытательных полетов.

  Первоначально этот самолет не был памятником. Согласно документам из архива музея УГАТУ этот экземпляр МиГ 19П № 622120211 прибыл весной 1971 года на военную кафедру института в качестве учебного пособия. Но по его формулярам было установлено, что этот самолёт имеет необычную «биографию»: в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил (НИИ ВВС) его испытывали по разным параметрам 15 заслуженных лётчиков - испытателей СССР,  среди которых 9 героев Советского Союза. Истребитель-перехватчик МИГ-19 с бортовым номером «31» выпущен в сентябре 1956 г., последний полет совершил в 1967 г. Всего произведено 1033 полета, это около тысячи часов в воздухе. На самолете совершили полеты 102 летчика.
  Учитывая это, ректорат института обратился в вышестоящие органы с просьбой разрешить установку самолёта на площади института в качестве исторической реликвии. В итоге самолет-памятник на общественных началах установили студенты и преподаватели института. Автор проекта — преподаватель института Полев Игорь Константинович, благодаря его инициативе и настойчивости были расшифрованы подписи летчиков в формуляре самолета. Разборкой, транспортировкой к месту установки, сборкой и установкой на постамент занимался начальник ОГС военной кафедры Худяков Георгий Васильевич. В открытии памятника 7 мая 1974 года принимал участие дважды Герой  Советского Союза Муса Гайсинович Гареев. 

  Я думаю, это правильно, что памятник самолету стоит рядом с авиационным университетом - это олицетворение самых романтичных профессии связанных с небом, красоты и силы русского оружия.

4.2 «Первооткрывателям обслуживания районных центров на самолете Ан-24… »

  Следующий памятник, историю которого я исследовал – памятник Ан-24Б в сквере возле УППО. Его бортовой номер: RA-46447,заводской: 87304409. выпущен с завода "Авиант" в июне 1968 г.
  По воспоминаниям директора музея аэропорта «Уфа» Габбасова Рима Закиевича и начальника инженерно - авиационной службы Леонтьева Анатолия Николаевича этот борт работал на местных авиалиниях по маршруту «Уфа-Белорецк» и был передан приборостроительному объединению в начале 90-х годов для организации в его салоне компьютерного клуба. Для того, чтобы по документам снять самолет с государственного реестра заводчане сдали в металлолом 8 тонн алюминиевой стружки. Так самолет был спасен от утилизации. 
  При изучении документов в музее аэропорта я узнал, что с эксплуатацией Ан-24Б в Башкирии связаны следующие интересные факты:
1.Уфимские летчики первые осуществили взлет и посадку Ан-24Б с грунтовой взлетно-посадочной полосы. Они доказали, что шасси высокой проходимости и значительное удаление двигателей от земли обеспечивают безопасную эксплуатацию самолета на грунтовых аэродромах;
2.В Башкирии летчики стали первооткрывателями эксплуатации Ан-24Б на местных авиалиниях. Об этом свидетельствует надпись, сделанная генеральным конструктором О.К. Антоновым, на одном из снимков самолета. Теперь этот снимок бережно хранится архиве музея. 
   Наверно, по этим причинам сотрудники уфимского аэропорта старались передать заводу именно Ан-24, а не какой-либо другой самолет, чтобы пусть даже в качестве компьютерного клуба, но он остался для последующих поколений.

4.3 За заслуги перед Отечеством

  Самолет – памятник Су – 27 был установлен в 2000 году перед отделом кадров Уфимского моторостроительного производственного объединения. 
Боевая машина, бороздившая воздушный океан 11 лет, была изготовлена в Иркутске, а двигатель у нее уфимский. К своему последнему пристанищу самолет доставлен из подмосковного Жуковского. Его отремонтировали, обновили, жуковские механики помогли уфимским мастерам снять оборудование. Дизайн памятника разработан сотрудником предприятия Пономаровым П.В., а автор проекта – Хасанов И.Ф. Памятник был открыт  в день, когда ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", давшее самолету "пламенный мотор", отмечало свое 75-летие. 
  Это предприятие достойно иметь «свой» самолет – памятник, во время Великой Отечественной на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский мотор. К 9 мая 1945 года УМЗ (предшественник УМПО) выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков. Самолет "Як-9У" с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем второй мировой войны. 
  На самолетах с уфимскими двигателями установлено более 100 мировых авиационных рекордов, поэтому рядом с Су-27 есть еще один авиационный памятник - памятник двигателю Р-95Ш. Этот двигатель  заслужил свое имя благодаря тому, что выпускается с 1980 года и, как утверждают конструкторы, до сих пор не имеет себе равных среди двигателей боевой авиации мира 

4.4 Самолет – памятник Як-28Л

  Цель установки самолета – памятника Як-28Л перед зданием военного комиссариата РБ, Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г.Уфы - символизировать доблестную российскую армию. 
  Як-28Л – сверхзвуковой легкий фронтовой бомбардировщик, заводские испытания которого начались в 1960 году, был принят на вооружение в ноябре 1961 года и завершил службу отечеству в 1983 году. 
  Конкретно про этот самолет с бортовым номером "03 красный" в процессе исследования я узнал, что он 1961 года выпуска, эксплуатировался в Северной группе войск нашей страны и передан городу Уфе в 1979 году.  
  К сожалению за памятником никто не следит и на данный момент его состояние плачевно.
   Но уникальность этого памятника в том, что согласно собранной мной информации, только в Уфе эта модификация самолета поставлена на постамент. Все остальные экземпляры являются музейными экспонатами.

 Выводы по работе

  В результате проведения исследования я выяснил следующее:
1)Среди памятников самолетам преобладают военные летательные аппараты. Больше половины памятников (52%) - это МиГи и Су. 
2)История установки самолетов – памятников начата с создания авиамонументов к  20-летию Победы в Великой Отечественной войне. 
3)Примерно равное количество самолетов встали на вечную стоянку по следующим причинам:в музеи (28%), для отражения принадлежности к авиации (31%), в качестве достопримечательностей (27%).
4)Музейные экспонаты и другие памятники самолетам восстанавливаются силами энтузиастов.
5)Современные тенденции в установке  памятников – создание монументов и аллей почета большим самолетам гражданской авиации и малым самолетам-труженикам. 

Заключение

  Россия гордится принадлежащими ей мировыми авиационными рекордами, победами в воздушных боях и сражениях Великой Отечественной войны, достижениями мирной авиации в освоении и исследовании неизведанного. Всему этому есть самолеты – памятники. 
  Но надо помнить, что «жизнь» памятника проходит на глазах людей: его задумывают, воплощают идею, торжественно открывают и …забывают о том, что он нуждается в уходе. Забота о памятниках – дело каждого, и от того как мы будем относится к своей истории зависит ответ на вопрос: «Кто мы?». 
   В процессе сбора и анализа информации для исследования у меня "родились" следующие строки, которыми я завершаю свою работу:
«…Трудом тяжёлым отдых заслужив,
 Стоите Вы на постаментах.
И гордо, крылья не сложив, 
Храните Вы истории страны моменты.
Ваше стремление в небо, как призыв
Последующим поколеньям:
«Вершины, знаний ШТУРМОВАТЬ,
Идеи новые ДЕРЗАТЬ, 
Во благо Родины ТВОРИТЬ
И ПАМЯТЬ предков свято чтить.»

Список источников информации

Литература

1)Бобков А.Ф., Магазов А.Ш, Мирные крылья Башкирии. - Уфа: Башкирское книжное   издательство, 1983. – 144с., ил.
2)Ваганов А. Неразрывность и правопреемство: кому и зачем сегодня нужна история науки   и техники//Независимая газета: электронное издание. – 2012. – 22 февраля   [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/science/2012-02-22/9_pravopreemstvo.html (дата обращения 30.11.2012)
3)Гарбуз О. Советская власть плюс авиация//Независимая народная газета: электронное издание. – 2012. – 27 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovross.ru/modules.php?  name=News&file=article&sid=591702 (дата обращения 25.11.2012)
4)Козлов П. Я. Штурмовики: Очерки. - М.: ДОСААФ, 1987. - 119 с.
5)Попова С.Н. Аэрофлот от А до Я. – 2-е изд.,стер. – М.: Транспорт, 1988. – 182 с. – (Науч. – попул. б-ка школьника)
6)Якубович Н.В. Боевые самолеты Микояна/Николай Якубович.- М.:Яуза: Эксмо,2009.-592с.-(Война и мы. Советская авиация)

Архивные фонды

1)Документы и фото из фондов музея Уфимского Государственного Авиационного технического университета;
2)Документы и фото из фондов музея гражданской авиации при аэропорте «Уфа».

Электронные ресурсы

1)www.aviamonuments.ru – сайт энтузиастов об авиапамятниках;
2)www.cenmuzvvs.ru – сайт Центрального музея ВВС вМонино;
3)www.russianplanes.ru – сайт-проект об отечественной авиатехнике;
4)www.vaso.ru – сайт Воронежского акционерного самолетостроительного объединения;
5)www.tupolev.ru - сайт ОАО "Туполев".


Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (10.12.2012) | Автор: Газутдинов Денис Инарович W
Просмотров: 10052 | Комментарии: 19 | Рейтинг: 4.5/673
Всего комментариев: 171 2 »
17 pch  
Хорошая работа! Мне понравилось. Очень интересно! thumb

15 sveta  
Денис, План работы забыл?

16 DenisTwelf  
Добрый день! Про план я не забыл. Сегодня третью главу сделаю и план напишу обязательно!! biggrin

14 mustang  
Отличный отчет!!!!

13 nedmai  
Нормалек!

12 RUS  
Интересная работа!Молодец Денис,так держать!!!Белорецк с тобой!Успехов тебе!

11 Катенька  
Мы с тобой, Денис! Верь в победу!

10 Markus  
Денчик, вперет!!! За тебя Нефтекамск!!!

9 marat  
Динис ты молодец клевый отчет!!!! понравился всё грамотно расписал!!! up

8 Арсик-Арсик  
Мне тоже нравится. Очень интересно! hands

7 Стажер  
Денис здравствуй.Я первый раз участвую в олимпиаде, объясни пожалуйста что значит ставить колышки.

1-10 11-16
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2672)
Фурсов Максим (2038)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2008)
Егор Андреевич Попов (1731)
Штриккер Артур (1302)
Григорьев Павел Сергеевич (694)
Медведкин Иван (641)
Азарин Николай (571)
Трунов Артём Николаевич (508)
Ефимова Софья Алексеевна (488)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024