Среда, 13.12.2017, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Василий Волков. "Почему ставят памятники самолётам?"

Исследовательская работа «Почему ставят памятники самолётам?»

Автор: Волков Василий, учащийся 9 класса МБОУ «Приволжская основная общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района ЧР.

План. 
I. Введение.

II. Основная часть.           

                    1.   Что такое самолёт–памятник?

                    2.  Установка памятников авиационной технике.

                                3.    Самолёты-памятники в Чувашской Республике.

    4. Состояние памятников-самолётов, установленных на территории Чувашии.

          5. Авиационные музеи мира.

III. Заключение.

IV. Источники информации.

                   Введение. 
                  Для исследовательской работы мною выбрана тема «Почему ставят памятники самолётам?». У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба. История каждого памятника уникальна и заслуживает того, чтобы продолжить исследование.  Тема данной работы показалась мне интересной. По данной теме уже размещена исследовательская работа Дениса Газутдинова на сайте X Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания. Работа Дениса, разумеется, очень интересная. Не хотелось бы полностью копировать его работу. В моей работе речь идёт о крылатых машинах, находящихся на постаментах в Чувашской Республике. 

                 Целью моей исследовательской работы является выяснение причин установки памятников самолётам в нашей стране, за рубежом и в Чувашской Республике, исследовать историю создания памятников. Объектом изучения стали памятники-самолёты, установленные  на территории России, Чувашской Республики, за рубежом. Предмет исследования: современное состояние памятников-самолётов. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее материалов в краеведческой работе. Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи: исследовать материалы по теме работы из архивных данных, газетных статей, Интернет-ресурсов и литературы; уточнить и показать количество памятников-самолётов в Чувашской Республике; выяснить их состояние. При написании работы были использованы научный, справочный и публицистический материал, социологический опрос.  Данная работа показывает, что наша Чувашская Республика  имеет богатое историческое и культурное наследие, которое приобщает к нравственно-духовным ценностям, воспитывает любовь, уважение и бережное отношение к архитектурному наследию родного края. Я считаю, что работа по исследованию создания и установки памятника актуальна. Она направлена на повышение интереса к героическому  прошлому нашей Родины. 

               Основная часть. 

                1.Что такое самолёт-памятник? Хотелось бы начать свою работу с определения «памятник» по словарю Ожегова: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь; сохранившийся предмет культуры прошлого». А в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29 октября 1976 г. дается полное определение понятия «памятник»: «Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность…». На сайте http://aviamonuments.ru представлен интересный материал об авиационных памятниках. При проведении своего исследования участник нашей олимпиады Д. Газутдинов  собрал информацию о 762 самолетах-памятниках. Мне кажется, их больше. На этом сайте по нашей Чувашской Республике имеется три фотографии самолётов-памятников.

              2. Установка памятников авиационной технике. Установка первых памятников авиационной технике относится к середине 60-х годов. К двадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне в СССР было установлено несколько памятников самолетам того периода. И до начала семидесятых годов их количество не увеличилось. Использование гражданских пассажирских самолетов в качестве помещения для культурно-массовых мероприятий: кафе, детских кинотеатров, а также клубов по интересам, было впервые опробовано в 1973 году, когда внезапно было списано большое количество самолетов Ан-10. В течение 1973 –1974 годов самолеты этого типа были установлены в парках, на площадях, детских площадках, пионерлагерях и базах отдыха городов: Барановичи, Воронеж, Кемерово, Киев, Кишинев, Куйбышев, Новосибирск, Новочеркасск, Ростов-на- Дону, Таганрог. Идея «массовой застройки» мест культурного отдыха трудящихся списанными самолетами оказалась настолько удачной, что в течение последующих десяти лет пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР. Самолеты и вертолеты – памятники в ознаменование трудовых успехов гражданских авиаторов стали устанавливать с 1976 года. Одним из первых таких памятников стал Ту-104 с символическим номером СССР-Л5412, установленный на постамент в московском аэропорту Внуково 15 сентября 1976 года в честь двадцатилетия первого полета реактивного пассажирского лайнера. В дальнейшем, памятники самолетам-труженикам были установлены во всех московских аэропортах, а также в аэропортах Баку, Диксона, Игарки, Магадана, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Сыктывкара и Хабаровска. Боевые самолеты послевоенного периода также удостоились чести быть увековеченными. Практически в каждом авиагородке, авиационном училище, либо населенном пункте, где неподалёку располагается военный аэродром, есть памятник с «ястребком» на постаменте. Наиболее часто можно встретить такие машины, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7. Но встречаются и весьма редкие модели. В середине восьмидесятых годов установка самолетов-памятников практически прекратилась, а с 1988 года движение началось в обратную сторону: памятники начали повсеместно демонтировать. С началом девяностых годов резко подорожал лом цветных металлов, в результате чего процесс уничтожения старых самолетов принял лавинообразный характер. В результате за десять лет из почти тридцати установленных Ил-18 сохранилось четыре; из двенадцати Ту-104 сохранилось два, из трех Ту-114 – один, из десяти Ту-124 – два. Из одиннадцати Ан-10 – не сохранилось ни одного. Безвозвратно утеряны такие редкие машины, как Ту-110, опытный экземпляр Ан-10 «Украина», первый серийный Ту-114, один из первых серийных Ту-124. Большинство сохранившихся машин находится в весьма плачевном состоянии, в их числе – редчайший экземпляр, СССР-45075, первый прототип Ту-134, с 1968 по 1977 годы бывший экспонатом ВДНХ [http://aviamonuments.ru/about/].

                  3. Самолёты-памятники в Чувашской Республике. Лучшим напоминанием о славных страницах истории служат, конечно, сами крылатые машины – установленные на постаменты самолеты и вертолеты. В  нашей республике тоже  имеются памятники в виде боевых самолётов и вертолётов. Мне удалось установить, что  их сегодня более десятка. Такой памятник появился в колхозе «Россия» Комсомольского района. Боевой самолёт, установленный на постаменте, был открыт 8 мая 1980 года в центре села Александровка и посвящён членам героического экипажа Николаю Будакову (земляку) и Александру Ефименко (белорусу). В 1944 году их самолёт был подбит врагом, и они его направили на скопление фашистских эшелонов, повторив подвиг капитана Николая Гастелло. Историю подвига изучили следопыты. Они создали стенд о славном пути 593 Новогеоргиевского Краснознамённого штурмового авиационного полка. Главный маршал авиации Кутахов Павел Степанович передал колхозу боевой самолёт для увековечивания памяти павших героев [Г.Г.Можаров, А.С.Никитин, Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР, стр.125].  

                 Далее я хотел бы перечислить все другие памятники, которые имеются в нашей Республике, в виде самолётов и вертолётов, установленные в честь памяти избравших нелегкую профессию военного: с довоенных времен, во время Великой Отечественной войны, в настоящее время.

                   На высоком берегу Волги на площади в 30 га в столице Чувашской Республики - городе Чебоксары, расположен Мемориальный парк «Победа». На территории комплекса находятся: Монумент Воинской Славы с Вечным огнем, Аллея памяти, памятники воинам-интернационалистам, солдатам, погибшим в Чечне, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Часовня памяти Святого Иоанна, Каскадный фонтан и Аллея Героев. На территории Мемориального комплекса работает Музей боевой техники, где сосредоточено 2 танка Т-34, 2 пушки ЗИС–3, самолет МиГ–19, вертолёт Ми-8, всего 13 единиц военной техники. Боевую машину, вертолёт Ми-8, сражавшуюся в Афганистане и Чечне, доставили 22 июня 2006г. в день памяти и скорби на транспортном вертолете Ми-26. Это подарок столице Чувашии прославленного земляка - Героя России, генерал-майора Николая Гаврилова, который являлся начальником Управления авиации Федеральной службы безопасности России. На площадке перед ДК Хузангая вертолет встречали тогдашний Президент Чувашской Республики Николай Федоров (теперь Министр сельского хозяйства Российской Федерации, бывшие мэр столицы Николай Емельянов и министр внутренних дел Вадим Антонов- авт.) [http://www.регнум.рф].

                   В начале войны с запада страны проводилась эвакуация промышленных предприятий. Один из авиазаводов был размещён на базе Шумерлинского деревообрабатывающего комбината. На авиазаводе №471 с другой авиатехникой собирались и У-2. В память землякам, труженикам авиационного завода №471 и воинам планеристам- десантникам в ознаменование 50-летия г. Шумерля, т.е. 27 июня 1987г., в городе установлен монумент планера Г-11.

 Он расположен напротив комбината автофургонов по улице Ленина. Военно-десантный планер Г-11 сконструировал Грибовский Владислав Константинович, он же и директор завода №471 в годы войны. Идея увековечения героического труда шумерлинцев по выпуску авиационной техники в годы Великой Отечественной войны и подвигов военных пилотов-планеристов принадлежала Бурашникову А. В. (доценту Чувашского Государственного Университета, кандидату технических наук). Эскиз монумента был разработан из журнала «Моделист-конструктор» группой художников комбината автофургонов под руководством Горбунова В.Р. По этому эскизу Нестеров В.А., слесарь экспериментального конструкторского бюро КАФ, изготовил макет монумента планера, который представляет натуральную копию планера военных лет, выпускавшихся на этом заводе. В праздничных торжествах открытия монумента приняли участие гости - бывшие планеристы Н.И. Шевцов и С.М.Беляев из Москвы, В.Н. Янусов из Вологды, А.В. Буролиников из Чебоксар, Н.А. Негаев из Ярославля, И.И. Малофеев из Мытищ Московской области, первые выпускники шумерлинской средней школы №1 – зам. директора по научной работе института горного дела, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР А.Д. Игнатьев, ветераны войны и труда В.Г.Вавилов(г.Киев), Л.И.Соколова (г.Саратов) [ http://biblioteka8.3dn.ru/index/pamjatniki_i_obeliski/0-87].

                К выпуску этих машин были подключены и другие промышленные предприятия Чувашии. С марта 1942 года на Козловском комбинате автофургонов начался переход на производство самолётов С-2 (модификациия У-2). С июля 1941 г. до середины 1945 г. комбинат в официальных документах именовался авиационным заводом №494. Авиационные моторы доставлялись из Казани. В 1942 г. задание по выпуску самолётов завод выполнил на 108,5%. По спецзаданию Народного комиссариата авиапромышленности заводом было отремонтировано 620 самолётов при задании 345. В 1943 г. завод изготовил и сдал 33 самолёта типа лимузин. В 1943 г. завод выпустил 275 самолётов вместо 245 по плану. Выпуск самолётов на Козловском и Шумерлинском авиазаводах был прекращён в сентябре-ноябре 1945 года [А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года]. В Козловке прямо на набережной есть музей боевой славы, где кроме танка Т-54 и бронетранспортера БТР-60 ПБ установлен самолет По-2.  Местные власти стараются поддерживать его в хорошем состоянии. Но на табличке внизу указаны только технические характеристики «небесного тихохода» [ http://sovch.chuvashia.com/ ].

                     12 августа 1986 г. в село Иваньково-Ленино Алатырского района военнослужащими Балашовского летного военного училища был доставлен самолет ИЛ-14 для постоянного хранения в качестве музея, на котором совершал боевые вылеты Герой Советского Союза, лётчик Федот Никитич Орлов [http://ru.wikipedia.org/]. Я сначала удивился, почему этот самолёт приземлился в д. Иваньково-Ленино, а не в самом районном центре-городе Алатырь, где работал аэроклуб, воспитавший 7 Героев Советского Союза? Потом, как я выяснил, именно в этой деревне жил колхозник Андрей Михайлович Сарсков, который в конце декабря 1942 года написал на имя Сталина И.В. письмо: "Следуя благородному почину тамбовских колхозников и колхозника Ферапонта Петровича Головатого, я, 58-летний отец двух сыновей, сражающихся на фронте против гитлеровских разбойников, вношу из личных сбережений на покупку самолёта 100 000 рублей и прошу Вас, товарищ Сталин, разрешить вручить его одному из Героев Советского Союза - нашему земляку лётчику товарищу Орлову Федоту Никитичу" [ http://airaces.narod.ru/all/roshin_i2.htm ]. Ф.Н.Орлов вспоминал: «Летом 1945 года меня перевели на Дальний Восток, где я был командиром эскадрильи в 9-й Воздушной армии. Подаренный мне самолёт остался во 2-й АДОН. В конце 1948 года послали меня на учёбу в Тамбов, а после окончания курсов перевели в отдельный полк, который раньше входил в состав 2-й АДОН. И я снова встретился с подаренным мне в годы войны Ли-2. С 1948 по 1953 год снова работал на этом самолёте: выполнял аэродромные полёты, перелёты, ведя тактические учения в горных условиях Кавказа. Весь полк переучил сложным полётам на своём ветеране... В 1953 году наш полк полностью перевооружили. Ресурсы моторов моего Ли-2 выработались, и в 1954 году мы его списали на запасные части... Должен сказать, что тут я, пожалуй, вовремя не сообразил, и никто не подсказал. Надо было мне обратиться с просьбой, чтобы этот самолёт разрешили перегнать в Чебоксары и поставить в музей как память о трудовых подвигах чувашского народа в период Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 годах, память о таких людях, как Сарсков - рядовой колхозник, истинный патриот. Потерять двоих сыновей на фронте - это такое горе в семье, для отца и матери, но Андрей Михайлович хотел Победы, он хотел мира на Земле, и он решает все свои запасы, заработанные и сыновьями, отдать на боевой самолёт и подарить мне, как земляку, что и было выполнено летом 1944 года..." [http://airaces.narod.ru/]. Предлагаю вашему вниманию фотографию этого самолёта, сделанную известным чувашским журналистом Дмитрием Белебенцевым [http://www.gatd.archives21.ru/]. Федот Орлов -легенда советской авиации. Он служил и воевал вместе с Николаем Гастелло, они были не только учителем и учеником, но и большими друзьями. В память о боевом друге он написал воспоминания «Огненные рейсы «Голубой двойки» и «Люблю Родину».  Память о Герое Советского Союза Ф.Н.Орлове жива и будет жить. Этому подтверждение - самолет, прописавшийся 12 августа 2008 года в г. Ядрин. В торжественной обстановке Герой России Николай Гаврилов самолет передал Ядринскому району, и в тот же день его установили в г. Ядрин. Торжественное открытие стелы «Авиаторам - покорителям неба» состоялось в 10 часов в День города Ядрин, 16 августа 2008 года. Торжественный митинг в честь такого события состоялся на площади около районной администрации. С приветственной речью обратились Герой России Николай Гаврилов, глава района Евгений Яранский, депутат Госдумы Российской Федерации Павел Семенов, известный телеведущий Леонид Якубович, депутат Госсовета Чувашской Республики Николай Малов, заместитель министра культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Виктор Бондарев, народный академик Геннадий Волков и другие. Монумент, который венчает самолет, устремленный ввысь, установлен на родине, на земле Ядринской, в знак памяти и великой благодарности за совершенные подвиги Федота Никитича Орлова [http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id=78&pos=5&id=709154].  Под самолётом  закреплена мемориальная таблица «Боевой самолёт Л-29.  Установлен в честь доброй памяти о легендарном лётчике, Герое Советского Союза ,Федоте Никитиче Орлове, уроженце д. Малые Яуши Ядринского района Чувашской Республики. 16 августа 2008 года».

               В Чебоксарах есть еще истребитель МиГ-15. Он стоит за зданием поликлиники № 2 по улице 50-лет Октября. Боевую машину почти со всех сторон закрывают кроны деревьев. Сегодня от МиГа мало что осталось [http://sovch.chuvashia.com/?p=64433].

                  И завершают серию памятников-самолётов, установленных на территории  Чувашской Республики, другие крылатые машины -вертолёты, которые установлены в селе Яльчики, в п. Ибреси, в д. Янгличи Канашского района (родина Героя России Н. Гаврилова).

                1 мая 2011 года в селе Яльчики остался боевой самолёт Ми-24. Увековечена память земляков-лётчиков, погибших в Великой Отечественной войне и локальных военных конфликтах и в честь  живых, которые сейчас летают, работают – защищают небо нашей страны. В райцентре состоялся торжественный митинг по случаю открытия своеобразного монумента. Глава администрации Яльчикского района Н.Миллин поблагодарил всех, кто помог осуществить мечту местных мальчишек и установить на постаменте крылатую машину. Он также отметил, что памятник имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. Новый памятник пропах порохом. Почётный гость, генерал-лейтенант запаса Николай Гаврилов рассказал, что вертолёт участвовал во многих конфликтах, прошёл Афганистан. Боевая машина достойно выработала свой лётный ресурс, а теперь приземлилась на вечной стоянке в мирном селе. И место ему подобрано соответствующее -рядом с физкультурно-спортивным комплексом, где взрослеют и накачивают мускулы ребята.  Настоятель храма Рождества Христова села Новые Шимкусы отец Анатолий освятил памятник и отслужил литию о погибших воинах [Л.Васильев. Вертолёт останется в селе. //Советская Чувашия, 04.05.2011г., №79].  Открытие монумента – большое событие  не только для жителей села Яльчики. К монументу будут приходить не только вспоминать тех, кто погиб, но и подумать о тех, кто жив, кто летает. [http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id=79&pos=606&id=1193533].                  

                Необычный памятник воинам-интернационалистам и участникам чеченских событий появился в чувашском райцентре Ибреси в 2008 году. На специальном постаменте в поселковом сквере Памяти и Славы установили военный вертолет Ми-8. Этот мемориал создан в честь Героя России летчика Леонида Константинова, погибшего в Чечне. Леонид родился и вырос в селе Липовка Ибресинского района. Окончив школу, поступил в летное училище. Последним местом службы подполковника Константинова стал Северо-Кавказский округ пограничных войск России. В этой "горячей" точке он командовал вертолетной эскадрильей. И погиб 31 мая 2001 года, выполняя боевое задание. Его вертолет Ми-8 перевозил депутатов Госдумы России, приехавших в Чеченскую Республику. В небе над Ингушетией винтокрылая машина была обстреляна из крупнокалиберного пулемета боевиками. Ми-8 получил несколько пробоин. Пули попали в топливные баки. Сам Константинов был ранен в живот и голову. Но он сумел посадить горящий вертолет в безопасном месте и спасти жизни всех пассажиров. По дороге в госпиталь 40-летний военный летчик скончался.  Указом Президента Российской Федерации №952 от 4 августа 2001 г. за мужество и геройство, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Память о Константинове теперь символизирует и военный вертолет Ми-8 в поселке Ибреси. Подарил его землякам начальник управления авиации ФСБ России, Герой России генерал-лейтенант  авиации Николай Гаврилов - уроженец чувашской деревни Янгличи Канашского района. Прежде, чем Ми-8 навечно приземлился в райцентре, винтокрылую машину благополучно доставили на внешней подвеске вертолета Ми-26 летчики авиации ФСБ. А строители установили памятник на специальный постамент [http://izvestia.ru/news/337528].

                  В 2006 году в селе Янгличи Канашского района был открыт школьный музей, и первым его экспонатом, «преподнесённым» школе её выпускником, Героем России Николаем Гавриловым, был вертолёт. Он был доставлен в село Янгличи из одной воинской части, дислоцирующейся в соседней республике Марий Эл [http://gov.cap.ru/list4/publication/rec.aspx?gov_id=588&pos=11&id=245386].

4.    Состояние памятников-самолётов, установленных на территории Чувашии.

                     Раньше за установленную в городах и селах военную технику отвечали военкоматы: ремонтировали, красили к 9 Мая. Но потом вместо военкоматов остались только отделы, и в переходный период таким памятникам уделялось меньше внимания. Сейчас они переданы на баланс районных администраций, на содержание выделяются деньги, и в целом они в хорошем состоянии, кроме разве что истребителя, установленного в одном из дворов по улице 50 лет Октября в Чебоксарах[.http://sovch.chuvashia.com/?p=64433].

                           5.    Авиационные музеи мира.

          Авиационные музеи открыты в разных странах мира. Самыми крупными считаются:

Французский музей авиации и космонавтики — самый старый специализированный авиационный музей в мире. Музей находится в помещениях бывшего аэровокзала Ле Бурже в парижском пригороде Ле Бурже и является одним из крупнейших авиакосмических музеев мира. Коллекция музея включает около 20 тысяч экспонатов, в том числе более 180 летательных аппаратов, отражающих полную историю авиации. Крупные зарубежные авиационные музеи находятся в США и ряде европейских стран. Центральный музей ВВС Рф (Монино) - крупнейший авиационный музей мира. В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дняНациональный музей авиации и космонавтики при Смитсоновском институте г. Вашингтона открыт в 1946 году. Экспозиции размещены в 26 залах. Отражены основные этапы развития авиации и воздухоплавания. В музее собрано около 300  ЛА, в том числе самолёт братьев Райт.    Музей королевских ВВС открыт 15 ноября 1972 года в Лондоне на бывшем аэродроме Хендон. Отражены основные этапы развития авиации, воздухоплавания ВВС Великобритании. Представлены самолёты периода первой и второй мировых войн, самолёты и вертолёты современных британских ВВС. Военный музей в Кбелы в пригороде Праги открыт в 1968 г. Коллекция натурных самолётов и вертолётов -одна из крупнейших в Европе. Насчитывает свыше 150 ЛА. В том числе советские По-2, Ил-2, Ил-10, Ла-7, МиГ-15 с модификациями, Як-17, Як-23.         

                                              III. Заключение. 

               Завершая свою исследовательскую работу, я бы отметил, что невозможно перечислить в ней  все имеющиеся в мире памятники в виде крылатых машин и самих самолётов и вертолётов, установленные на постаменты. Работая над выбранной темой «Почему ставят памятники самолётам?», мне удалось найти ответ на данный вопрос. В основной части исследователь-ской работы я привёл несколько причин установки самолётов-памятников, кроме этого можно указать и другие, например, юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; в память  о героических подвигах защитников городов во время Второй мировой войны; памятники героям-лётчикам; присвоение городу почётного звания города-героя; памятники лётчикам-героям Великой Отечественной войны; монументы, посвящённые основателям и ветеранам завода, где выпускают самолёты и детали к авиационной технике; места авиакатастроф; памятники погибшим в современных локальных войнах; авиаконструкторам; как история символа города; простым труженикам, подарившим боевые самолёты лётчикам Великой Отечественной войны из личных сбережений; как музейные экспонаты; просто -подарки  прославленных людей, как, например, нашего земляка Николая Гаврилова, который подарил республике 5 единиц крылатой машины. Я надеюсь, что к 100-летию Первой мировой войны по всей Европе вырастут ещё новые памятники-самолёты. История любого авиационного памятника -это целая легенда. Появление крылатого монумента связано с историей страны. Я считаю, что оставшиеся крылатые монументы и памятники не должны повторять судьбы исчезнувших с постаментов боевых и гражданских крылатых машин. Подрастающее поколение должно знать историю своей страны, историю памятников, установленных в его городе или селе, ведь памятники напоминают о той страшной войне и её героях-освободителях, воевавших в небе. Музеи и отдельные памятники продлевают жизнь воздушным суднам, воспоминаниям тех, кто на них летал. В своей работе мне удалось собрать материал о десяти воздушных суднах, приземлившихся на территории Чувашской Республики и оставшихся на постаментах, и об одном монументе-самолёте Г-11, изготовленном специалистами и установленном в городе Шумерля. Правда, пока мне не приходилось видеть их своими глазами, использовал только источники информации. Во время школьных каникул я обязательно посещу столицу Республики и побываю в Мемориальном комплексе «Победа», где стоят самолёт МиГ-19 и вертолёт Ми-8. Есть ещё возможность увидеть эти красивые памятники в Москве, если, конечно, мне повезёт, и я войду в список финалистов X Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания, смогу выступить на Молодёжном симпозиуме, как в 2010 году. Участвуя в олимпиаде , у меня родилась мечта связать свою судьбу с авиацией.  До написания своей работы я в классе провёл социологический опрос одноклассников. О самолётах-памятниках знают все. А о существовании всех 11 самолётов-памятников в Чувашии не все знают. О том, что в столице республики -городе Чебоксары, есть самолёты на постаментах, знают 100% опрошенных. С работой ознакомлены одноклассники, учитель истории. Тему исследовательской работы считаю актуальной, написана она в 2012 году, прошедшем как год  Российской истории. И ещё в нашей республике установлена в 1974 году высотой 26 м стела-ракета при въезде в село Шоршелы, откуда мальчишкой ушёл в большую жизнь лётчик-космонавт Андриян Николаев, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

                IV. Источники информации.

1. Г.Г.Можаров, А.С.Никитин. памятные места и достопримечательности города Чебоксары и 

Чувашской Республики, Чув. кн. изд., 1987,-176 стр.

2. А. Золотов. Самолёты Николая Поликарпова //Советская Чувашия от 25 января 2005 года



Источник: http://aviamonuments.ru, http://airaces.narod.ru/all/roshin_i2.htm,http://izvestia.ru/news/337528
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (07.01.2013) | Автор: Волков Василий E W
Просмотров: 3343 | Рейтинг: 2.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35168)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20383)
Щур Илья Андреевич (19128)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17870)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14332)
Миргазетдинова Розалия (13537)
Комлев Фёдор Михайлович (13124)
Киселёв Андрей Валерьевич (12950)
Щур Илья Андреевич (12947)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017