Среда, 13.12.2017, 19:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Егорова Татьяна, "Как зарождалась идея полета человека"


План

 Введение………………………………………………………….3

 1. Развитие идеи полета человека………………………………………5

 2. Проекты летательных аппаратов…………………………………….7

 Заключение………………………………………………………13

 Список литературы………………………………………………15

Приложение.........................................16

 Введение

 

С незапамятных времён человек стремился покорить воздушное про-странство, совершать полёты как птица. Само слово  «авиация»  произошло от латинского avis – птица. В своём стремлении  к этой цели человечество прошло долгий путь, измеряемый веками героической борьбы за покорение неба. Люди не бросали попыток покорить небеса, даже, несмотря на неудачные попытки.  Полет воспринимается как нечто должное, доступное научному исследованию. С развитием техники мечта о крыльях секуляризовалась, и в  современном полете отсутствует элемент чуда. Однако в полете, как религиозно-философской проблеме, заключается глубокий смысл, сходятся различные мифологические и литературные сюжеты и образы, первым среди которых может быть назван миф об Икаре и Дедале. Идея о полете предшествовала и во многом способствовала развитию воздухоплавания как такового. И если бы они отказались от этой идеи, то в настоящее время не было бы той авиации, которую мы знаем сейчас. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

Проблема полета человека рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, физикой. Исследование философско-исторического аспекта нашло отражение в трудах Н.А.Котова,  Д.А.Соболева, Н.А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.

Несмотря на то, что в настоящее время проблема развития идей полета человека нашла отражение в научной литературе, она имеет разрозненный характер. Именно это и заставило нас обратиться к данной проблеме.

Необходимость  изучения истоков зарождения истоков полета человека понимается нами как проблема исследования.

Данная проблема определила выбор темы исследования: «Как зарождалась идея полета человека?».

Объект исследования – развитие воздухоплавания.

Предмет исследования — развитие идей полета человека.

Цель исследования – изучение истоков зарождения полета человека.

Исходя из цели и предмета исследования, нами были сформулиро­ваны задачи исследования:

1)                Выявить основные этапы развития идеи полета человека;

2)                Изучить первые проекты летательных аппаратов.

Адекватно поставленным задачам применялись следующие  методы исследования:

- теоретические: анализ литературы;

- эмпирические: теоретический анализ;

Структура исследовательской работы состоит из введения двух параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы: харак­теризуется проблема; определяются цель, объект, предмет исследование; формулируются задачи исследования; излагаются методы исследования;

В первом параграфе  рассмотрены основные этапы развития идеи полета человека

Во втором параграфе раскрыты первые проекты летательных аппаратов.

В заключении  обобщены результаты исследования. Сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

         Список литературы содержит  6 наименований.

         В приложении  представлены материалы о зарождении идеи  полета человека.

 1. Развитие идеи полета человека.

Стремление человека преодолеть силу земного притяжения и парить в воздухе подобно птице уходит своими истоками в глубокую древность. С давних времен человечеством владела мысль о свободном полете в небесах, который манил своей безбрежностью и величием. Для достижения этой цели людям пришлось пройти долгий и тернистый путь, полный как неудач, так и свершений. Нет ни одного народа древности, который не наделял бы создания своей фантазии способностью перемещаться в воздушном пространстве с помощью облаков, крыльев или крупных птиц. Это нашло свое отражение в религиозных верованиях многих народов, многочисленных мифах и легендах. Но, наряду с божественными существами и героями сказок, древние предания повествуют и об обыкновенных смертных, стремившихся подражать высшим существам или птицам.

Следы настоящих покорителей воздуха следует искать в тех сказаниях, где повествуется о летательных аппаратах, сделанных человеческими руками. И здесь, прежде всего надо вспомнить миф о Дедале и Икаре. Афинянин Дедал вздумал перелететь с Крита на побережье Малой Азии. Скрепив воском птичьи перья, он сделал крылья для себя и своего сына, строго запретив Икару подниматься высоко. Икар нарушил инструкции отца и очень близко подлетел к солнцу. Воск, соединявший перья растаял, юноша упал в море и утонул [4] (см. прилож.1).

В мифах древней Руси тоже были свои покорители воздуха. Например,

Перун — бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. В народных легендах Перуна представляют в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома

Магура — Дочь громовержца Перуна, облачная дева

Сварожич — огонь, сын неба-Сварога. 

Триглав — главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех царств: неба, земли и ада  [3] (см. прилож.2).

Мечта о полете. Что это? Древние философы называли этим сочетанием надежды и самые высокие грезы о лучшей, более светлой жизни, которые невозможно в себе заглушить несмотря ни на что. Человек устает от обыденной рутины и скуки, а полет стирает границы пространства и времени.

Идея полета неразрывно связана с религиозным осмыслением этого факта. В религиозном сознании крылья  символизируют собой освобождение от уз плоти, мира. Полет – это вознесение,  другими словами, воскрешение из мертвых, освобождение души от «оков» тела.

Человек всегда стремился к истине. Мысли о том, как осуществить полет все чаще посещали ума людей. Ученые и естествоиспытатели задавались вопросом: полетим или не полетим? Они хотели достигнуть предела освобождения – полететь. Но какими способами? В этом и есть истина. Ее пытались познать многие ученые и профессоры. Но у полета есть своя цена – падение. И, несмотря на это люди, не бросали попыток покорить небеса.

Таким образом, несмотря на отношение церкви, которое считало полет человека – демонической гордыней, люди все больше и больше начали интересоваться идеей полета.

Мысли о свободных полетах человека в небесах все чаще посещавших ума людей находили свое отражение в различных религиозных сказках, мифах и легендах. Но человек хотел сам испытать на себе что такое полет, почувствовать его, освободится от обыденности. И благодаря этому начали появляться проекты первых летательных аппаратов, речь о которых пойдет в следующем параграфе.

 2.Первые проекты летательных аппаратов

Человек, мечтающий о роле покорителя воздушной стихии, должен был изготовить крылья подобно птичьим. Так зародилась идея планеризма. И в Средние века, и в Новое время, вопреки настороженному отношению церкви, люди продолжали изобретать и испытывать летательные аппараты.

Самые первые проекты летательных аппаратов строились на сходстве с птицами. А именно, эти летательные аппараты представляли собой машущие крылья.

Идея летательного аппарата с машущими крыльями зародилась в голове знаменитого английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона. В его труде «О тайных вещах в искусстве и природе» (1542г) говорилось: «Можно построить машины, сидя в которых, человек, вращая приспособление, приводящее в движение искусственные крылья, заставлял бы ударять их по воздуху, подобно птичьим». Но Бэкон не предложил конкретных проектов для реализации этой идеи.

Через два столетия этой идеей заинтересовался легендарный Леонардо да Винчи, который, в отличии от Бэкона, детально разработал проекты нескольких типов орнитоптеров.

Но в XVII веке идеи Бэкона и Леонардо да Винчи были опровергнуты. Ученые Д.Борелли и Р.Гук доказали, что весовые и энергетические характеристики птиц и людей различны, а, следовательно, полеты на летательных аппаратах с машущими крыльями обречены на неудачу [5] (см. прилож.3).

В 80-х годах XVIII века люди вплотную приблизились к постройке летательных аппаратов, обладающих аэростатической подъемной силой. Во французском городе Виделон-лез-Аннон над решением проблемы воздухоплавания в это время работали сыновья бумажного фабриканта Жозеф Мишель и Жак-Этьен Монгольфье. В отличие от многих своих предшественников, они считали невозможным создание летательного аппарата на основе использования мускульной силы человека.

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали  своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.                 

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.(см.прилож.4)                                                      

21 ноября 1783 года  два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре [6].

Но существует утверждение, что первыми в воздух на воздушном шаре поднялись не братья Монгольфье, а русский священнослужитель, подъячий Крякутный в 1731 году.

В начале XIX века сообщение о нем в старинной летописи обнаружил коллекционер русской старины князь А. И. Сулакадзев. Причем он утверждал, что обнаружил в книжном хранилище одного из монастырей рукописи, написанные новгородскими жрецами в I веке нашей эры.

Нас же в данном случае особо интересует тот факт, что в этой рукописи упоминается некий подьячий, который, надув «вонючим дымом» от костра некий «фурвин» (т. е. мешок), взлетел бы на нем под облака, да зацепился за крест колокольни (см.прилож.5).

Причем согласно летописи получалось, что было это задолго до полетов воздушного шара братьев Монгольфье, а, стало быть, Россия вполне может претендовать на звание родины воздухоплавания.

Но некоторые источники утверждают, что сам князь Сулакадзев подделал эту летопись. Настоящая русская история казалась ему невыносимо скучной, и он выдумал совсем другую. А чтобы современники не усомнились в правдивости фантазий, Сулакадзев изобрел особый язык и специальную азбуку — «новгородские руны». Изготовил множество пергаментных свитков, довольно похожих на настоящие. Писал, правда, пером, обычными чернилами, но не забывал регулярно выставлять свитки на солнышко — чтобы буквы поблекли и текст выглядел постарше.

И настолько поднаторел в своем деле, что только в 60-х годах XX века ученые окончательно разоблачили князя и обнаружили, что никакого Крякутного никогда не существовало.

Неблагоприятное положение с развитием воздухоплавания сложилось в России в царствование Екатерины II, серьезно затормозившей разработку аппаратов легче воздуха. Она относилась  к воздухоплаванию равнодушно. Такой взгляд царской особы на воздухоплавание привел к тому, что россияне впервые увидели полет на воздушном шаре только в следующем столетии, после смерти императрицы.

В 1803 году в Россию приехал известный французский воздухоплаватель Ж. Гарнерен. Он совершил два полета в Петербурге, где в первый 20 июля взял с собой жену, а во время второго с ним поднимался генерал С. Л. Львов, и один — в Москве вместе с французом Обером. Последний полет продолжался 7 ч 15 мин и стал одним из самых длительных среди предпринятых до этого времени. Эти полеты стали первыми официально зарегистрированными полетами человека в России [6].

        Первым, успешно построившим планер и научившимся летать на нем, был немецкий инженер Отто Лилиенталь. С молодых лет он увлекался мыслью о летании по воздуху, внимательно наблюдал и изучал планирующий полет птиц и, наконец, стал пробовать строить свои летательные машины и пользоваться ими. Опыты Лилиенталя начались в 1891 году.

         В дальнейшем Лилиенталь продолжал совершенствовать свои планеры и летать на них, причем всего им было произведено около 2000 полетов (см.прилож.6).

Однако во время полета 9-го августа 1896 года в его аппарате произошла поломка, он упал с высоты 50 фут. и сломал позвоночник. Перед смертью сказал: «Жертвы должны быть принесены».

Отто Лилиенталь был первым в истории человечества планеристом, на практике доказавшим возможность управляемых скользящих полетов человека на аппарате тяжелее воздуха. По пути Лилиенталя пошли все новые и новые энтузиасты, которых не страшили ни риск, ни сама смерть. Люди верили, что они когда-нибудь сумеют разгадать тайну "чутья" птиц и научатся укрощать не только ветер, но и всю стихию воздушного океана.

Опубликованные Лилиенталем научные исследования и огромное число совершенных им удачных полетов дали определенный и крупный толчок развитию дела летания по воздуху [1].

Что касается летательных аппаратов тяжелее воздуха, то  в 1849 году сэр Джордж Кейли (Англия) сконструировал планер с тремя крыльями, который поднял в воздух десятилетнего мальчика, таким образом совершившего первый в истории полет на аппарате тяжелее воздуха.

За этим достижением вскоре последовал первый управляемый полет человека. Его совершил в 1852 году Анри Жиффар (Франция) на своем дирижабле с паровым двигателем. Год спустя Кейли создал первый планер, способный поднять взрослого человека, в испытаниях участвовал кучер Кейли, который сразу после полета потребовал расчета, якобы заявив: «Меня нанимали править лошадьми, а не летать».

Свободный полет и управляемый полет состоялись уже к середине XIX века, и Кейли, которого часто называют «отцом самолетостроения», доказал, что полет с помощью аппарата тяжелее воздуха возможен, однако управляемый полет аппарата тяжелее воздуха оставался недостижимой целью .

Но как бы там ни было, первым задокументированным, подтверждённым, управляемым, совершенным при наличии двигателя, достаточно длительным и устойчивым стал полет аппарата тяжелее воздуха, который продержался в воздухе 12 секунд и преодолел расстояние 36 м. Это  полет Орвилла Райта на планере «Райт Флайер». Он состоялся  17 декабря 1903 года [2] (см.прилож.7).

Большой вклад в историю авиации внес американский инженер и пионер авиации Октав Шанют. Он собрал все данные, которые мог найти об экспериментах в области авиации, тем самым систематизировав письменные исследования.

Таким образом, в XVII-XVIII вв. человечество было близко к разработке принципиальной идеи самолета. В этот период появились проекты летательных аппаратов с машущими крыльями. Из-за отсутствия научного подхода к проектированию крылатых летательных аппаратов их развитие происходило "на ощупь". Основные параметры крыла, как правило, копировались у птиц. но ученым удалось привести веские аргументы о невозможности полета с искусственными крыльями, приводимыми в движение маховыми движениями рук.

Создание аэростата (1783 г.) вызвало перелом в развитии идеи полета. Казалось, что это изобретение означает осуществление долгожданной мечты о полете. Интерес к летательным аппаратам тяжелее воздуха заметно ослабел. Наступила эра воздухоплавания.

Появление аэростатов на долгий срок отвлекло внимание учёных и изобретателей от идеи летательного аппарата тяжелее воздуха.

Однако не следует считать эпоху воздухоплавания застойным этапом в развитии идеи полета человека. Работы по созданию управляемых аэростатов способствовали накоплению практического опыта, сыгравшего затем положительную роль в разработке летательных аппаратов тяжелее воздуха. Именно на воздухоплавательных аппаратах впервые были применены пропеллеры, тепловые двигатели, аэродинамические рули, исследованы принципы уменьшения аэродинамического сопротивления.

Недостатки воздухоплавательных летательных аппаратов, выявившиеся при попытке их практического применения, обусловили интерес к идее создания летательного аппарата тяжелее воздуха, полет которого не зависел бы от капризов ветра.

Полёты самолётов братьев Райт и самолётов европейских конструкторов в 1903 – 1910 гг. завершили период становления авиации.

 

Заключение

       Изучив развитие идеи полета человека и первые проекты летательных аппаратов, можно сделать вывод, что идея полета человека зарождалась еще в далекой древности. И эта идея изначально отражалась в сказках, мифах и легендах. Но время шло, и люди начали задумываться над тем, что и они могут достигнуть предела освобождения - летать как птицы.

       Ученые и естествоиспытатели прекрасно понимали, что полет очень опасен и что за него можно поплатиться жизнью. Но это их не останавливало, и они попытка за попыткой пытались покорить небеса.

       Познавая природу, человек не мог не обратить внимание на уникальное явление — полет птицы. Поэтому не случайно крылья в первую очередь были выбраны им в качестве возможного средства летания. Воздействие живого примера на сознание человека оказалось столь мощным, что на протяжении многих веков все помыслы о воздушном полете неразрывно связывались с машущими крыльями.

       И  идея о машущих крыльях началась с Роджера Бэкона и Леонардо да Винчи. Это представление оказалось неверным. Человек не может поднять себя на крыльях силой своих мышц.  И потребовались столетия исканий, чтобы человек действительно полетел, «опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

        Шло развитие летательных аппаратов. Точки над «и» были поставлены первыми полетами на монгольфьерах. Мечта осуществилась без помощи машущих крыльев.

         Человек научился лететь на воздушных шарах, на самолетах с пропеллерами или реактивными двигателями, на вертолетах.

       Ни одна отрасль техники не развивалась так быстро, как авиация. На глазах одного поколения самолет прошел путь чудесного превращения из предмета рискованного спорта в технически совершенную машину, покрывающую тысячекилометровые расстояния с огромной скоростью, поднимающую людей в стратосферу и помогающую решать исход крупнейших сражений.

  И чем дальше человек продвигался в области авиации, тем меньше летающий аппарат становился похож на птицу. Следовательно, если бы люди остановились на копировании полетов птиц, то не было бы такого развития, и, возможно, не было бы тех летательных аппаратов, которые дали толчок к развитию авиации.  

            Приложение 

 Приложение 1

                                                   

                                     Миф о Дедале и Икаре

Приложение 2

                                                    

                               Крылатые боги: Перун и Сварожич

                                                   

                               Крылатые богини: Магура и Триглава

Приложение 3

                                                   

                             Леонардо да Винчи и его реконструкция орнитоптера

Приложение 4

                                                   

                            Братья Жозеф и Этьен Монгольфье и их воздушный шар

Приложение 5

                                               

                           Полет русского священнослужителя Крякутного

Приложение 6

                                                

                          Отто Лилиенталь и его полет на балансировочном планере

Приложение 7

                                               

                         Братья Уилбур и Орвил Райт и их планер

            Список литературы:

1.     Гончаренко В.В. Как люди научились летать. – М.:Веселка,1986. – с.194

2.     Котов Н.А. История гражданской авиации России. Часть 1. С возникновения воздухоплавания до 1945 года: Учебное пособие/Университет ГА. С. – Петербург, 2007

3.     Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000. – с. 21 – 43

4.     Смирнова В. Дедал и Икар//Герои Эллады. – М.: «Детская литература», 1971. – с.86 – 89

5.     Соболев Д.А. История самолетов. – Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2001. – с.680

6.     Обухович В.А., Кульбака С.П. Дирижабли на войне. Электронный ресурс [Режим доступа: http://militera.lib.ru ]


Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (24.12.2012) | Автор: Егорова Татьяна Валерьевна E W
Просмотров: 4939 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 3.9/16
Всего комментариев: 121 2 »
12  
Работа смотрелась  бы ГОРАЗДО лучше если бы картинки были внутри текста.

11  
замещательно)

10  
Прекрасная работа. Без лишней "воды" отражены основные моменты, дополняемые также изображениями. Очень радует, что не остались в стороне глубинные, исконно славянские проявления рассматриваемой темы. Несомненно, любую работу можно развивать, дополнять всё более новыми сведениями... Однако всё это позже. На данном этапе этот труд - хороший показатель качественно проработанного материала. Вы молодец, Таня.

9  
очень захватывающая работа, в нем собраны все экспозиционные качества хорошего доклада

8  
Татьяна очень интересная статья.Особенно понравились мифы.

7  
Интересная статья)
узнала много нового и интересного для себя)

6  
Интересная хорошая работа))

5  
А по-моему отличный текст . Понятным языком написанно ,что да как. Да и еще картинки прикольные( в самом низу). Так ,что мой вердикт хорошая работа. И ничего не скучная. biggrin
1 NaGaz картинки после работы идут в самом низу biggrin

4  
Хороший текст, приятные рисунки. Спасибо! Думаю, стоит и дальше развивать данную тему, можно рассказать еще кучу интересного.

3  
Татьяна, Вам необходимо пройти тестирование, иначе Ваша работа не будет рассматриваться Жюри!
Удачи!!!

1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35168)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20383)
Щур Илья Андреевич (19128)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17870)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14332)
Миргазетдинова Розалия (13537)
Комлев Фёдор Михайлович (13124)
Киселёв Андрей Валерьевич (12950)
Щур Илья Андреевич (12947)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017