Пятница, 29.03.2024, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Гревцов Назар. "Какие самолеты можно назвать легендами и почему?"

Какие самолеты можно назвать легендами и почему?

       История покорения человеком неба — одна из самых древних легенд человечества. Здесь вспоминаются имена первых чудаков с бумажными крыльями за спиной, шагающие в бездонную пропасть в надежде покорить её... И в те далёкие годы летящий по небу на самом примитивном приспособлении человек, не являлся ли легендой?

       Прошло более сотни лет, как человек поднял в небо летательный аппарат тяжелее воздуха. Нельзя не отметить первооткрывателей в этой отрасли науки и техники - это Отто Лилиенталь, Можайский Александр Фёдорович и конечно братья Райт.

       Так какие самолеты за это время смогли стать легендарными? Какие из них смело можно назвать легендами? Думаю, что это самолеты с выдающимися характеристиками, большой надежностью и простотой управления. О каждом из них можно написать много, я представлю лишь некоторые из них и попытаюсь разобраться, почему именно тот или иной самолет смог стать легендой.

       Первыми из них я смело могу назвать «Русский Витязь» и «Илья Муромец» Игоря Ивановича Сикорского. 


«Русский Витязь» и «Илья Муромец»

                    

        В 1913 году инженер Сикорский И.И. создал первый в мире четырехмоторный (и вообще многомоторныйсамолет, который дал начало тяжелой авиации. Самолет имел первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок - «Русский Витязь». Первый полет этого самолета был совершен в мае 1913 года, а уже в августе на нем был установлен мировой рекорд продолжительности полета - 1 час 54 минуты.

        По тем временам, «Русский Витязь» имел несравнимые показатели для транспортных самолетов:

-   4 двигателя: по 100 лошадиных сил каждый;

-   максимальную скорость: 90км/час;

-   дальность полета: 170км.

        Существовал этот самолет недолго - в сентябре того же года он был поврежден во время проводимого конкурса военных самолетов. Восстанавливать его не стали, так как на подходе был новый самолет  - «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен уже в октябре 1913 года. Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации - он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости.  

        «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», но имел ряд конструктивных преимуществ. На нем установили множество рекордов и он превосходил своих предшественников по многим параметрам:

-  это первый в мире пассажирский самолёт. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление  и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на крылья.

-   на нем был установлен рекорд грузоподъемности - 1100кг. (предыдущий в истории рекорд 653кг), а через два месяца он одновременно поднял 16 человек и собаку общим весом уже 1290 кг.

        Вторая модификация «Ильи Муромца» ИМ-Б, которая впервые взлетела уже в 1914 году, обладала меньшим размером и более мощными двигателями. Именно этот самолет:

-   поднял 10 пассажиров на рекордные 2000 метров;

-   установил рекорд продолжительности полета: 6 часов, 33 минуты и 10 секунд;

-   совершил перелет из Санкт-Петербурга в Киев преодолев расстояние в почти 1200 километров с одной посадкой

        К началу первой мировой войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». Машины вооружили и переоборудовали. Военные модификации имели еще более впечатляющие характеристики:

-   бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг (таких характеристик не имел ни один самолет в мире);

-   самолет был оснащен оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на него устанавливались пулемёты Максима, «Льюис», «Мадсен», «Кольт», пушки от 12,7 - до 76,2мм;

-   в 1917 году «Илья Муромец» был оснащен 8 пулемётами и малокалиберной пушкой;

-   имел бронирование наиболее важных частей и протектированные топливные баки.

        Сикорский создал прекрасные самолеты, его смелые конструктивные решения явно опережали свое время, кроме того надо учесть, обладая такими характеристиками самолеты были сделаны из дерева. Первые многомоторные бомбардировщики появились на западе только в 1916 году. Все они в той или иной степени были похожи на «Илью Муромца». 

***

        Развитие самолетостроения стремительно продвигалось вперед. Буквально через пару десятков лет, после первых фанерных самолетов на воздушных просторах появляются тяжелые стальные птицы. Требования к их качеству диктует война... В годы Второй мировой войны широкое применение получили штурмовики, одним из них был Ил-2, созданный под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.


Ил-2

        Первый полет прототипа БШ-2 (бронированный штурмовик) произвели еще в конце 1939 года, усовершенствование самолета продолжалось до апреля 1941 года, после чего он получил имя Ил-2. Сразу надо отметить, что это самый массовый боевой самолёт в истории, за годы войны было выпущено более 36 тыс. штук.

-   на Ил-2 впервые в авиации было применено бронирование бензобаков, двигателя и кабины пилота;

-   общая броня была весом почти тонну! Потому, он был очень устойчив к повреждениям;

-   широкий арсенал вооружения: две 23-мм пушки, два 7.62-мм пулемета ШКАС, 12,7-мм оборонительный пулемет, до 600 кг бомб, 4 реактивных снаряда;

-   на противотанковой модификации НС-37 устанавливались две 37-мм пушкиЭто позволяло подбивать даже тяжелые танки противника, такие как «Тигр» и «Пантера».

-   прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62-мм бронебойную пулю с выстрела в упор.

        В 1944 году в отдельных операциях принимало участие до 500 штурмовиков - после их налетов на земле не оставалось ни одной единицы вражеской техники, которая была бы способна двигаться.

        В Красной армии самолет ласково называли «Илюша» или «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа), а немцы называли его «Черная смерть», «мясник», «мясорубка». Ил-2 был способен бомбить окопы, ни одна армия мира на тот момент не располагала самолетами подобного класса. Были попытки создания, но они не увенчались успехом, так как необходимо было сделать самолет достаточно скоростным и бронированным - если самолет должен быть скоростным - его необходимо облегчить, но при этом снизится живучесть, а если навесить на самолет бронелисты - увеличится масса, увеличится масса - упадет скорость. Замкнутый круг.

        Ильюшину удалось то, что не могли решить конструкторские коллективы всех остальных развитых стран - обьединить в одном самолете большую огневую мощь, скорость и самое главное потрясающую живучесть машины. Были случаи (и не единственные), когда Илы возвращались на свой аэродром фактически без хвостового оперения, с раздырявленными в друшлаг крыльями и фюзеляжем, с перебитыми тросами управления...

        С августа 1944 года промышленность переключилась на производство штурмовика Ил-10. К тому времени темпы производства достигли рекордного уровня - до 2300 машин в месяц. За первые восемь месяцев 1944 года было выпущено 16000 машин Ил-10.

***

        Во Вторую мировую войну было втянуто много государств, которые территориально были разбросаны по всему земному шару.

        Активные боевые действия над просторами Тихого океана проводили ВВС Японии. Их основным противником были Соединенные Штаты Америки. Два враждующих государства были разделены водным простором в 8тыс километров, преодолеть который было не под силу обычному самолету.


Mitsubishi A6M Zero

        Mitsubishi A6M Zero был рожден в марте 1939 года, а его первый боевой дебют состоялся в августе 1940 года в Китае. Истребители советского производства И-15 и И-16, находящиеся в это время на вооружении китайских войск не представляли для «Зеро» серьезной угрозы. Так, в одной схватке 13 «Зеро», внезапно атаковав большую группу китайских И-15 и И-16, за полчаса уничтожили 27 из них без потерь для себя. После такого триумфа самолет был запущен в серийное производство по заказу военно-морских сил Японии.

        Самолет был настолько удачен, что подходил и для наземного и для палубного базирования. Машины для более компактного размещения на палубе авианосцев изготавливались со складывающимися крыльями. Фирма Mitsubishi выполнила большинство требований заказчика при проектировании своего шедевра. В 40-х годах этот самолет был самым технически оснащенным самолетом в мире:

-   на его борту были установлены радиостанция, радиопеленгатор, бортовые приборы с освещением;

-   кабина самолета оборудовалась внутренним освещением;

-   на самолете были установлены внешние осветительные приборы;

-   истребитель был вооружен двумя 20-мм пушками, двумя 7.7-мм пулемётами, мог нести две бомбы весом до 60 кг.;

-   при этом скорость машины на высоте 3000 метров  могла превышать 500 км/час.

        По вооружению, скорости и техническому оснащению этот самолет превосходил все имеющиеся на вооружении самолеты в мире. Для достижения этой цели инженеры пожертвовали бронированием самолета, дополнительной защитой основных узлов и агрегатов машины, защитой пилотов.

        В экономном режиме полета и с дополнительными топливными баками дальность действия самолета превышала 2600км. (Для сравнения — немецкие Bf109 – 700 км., советские И-15, И-16, И-17 — максимум 800 км., более поздние машины Як-1, Як-7 -650 км.)  Такие показатели позволяли японским летчикам внезапно появляться и наносить удары во всех уголках тихоокеанского бассейна. Всего было построено свыше 10тыс. машин.

        Самой известной победой «Зеро» является бомбардировка морской базы ВМС США Перл Харбор 7(8) декабря 1941 года. Эта операция стала началом войны на Тихом океане. Массированный удар по силам американского тихоокеанского флота был нанесен исключительно самолетами, которые базировались на авианосцах. В налете участвовали пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и истребители «Зеро».

        Как известно, в этом бою американцы понесли тяжелые потери. Кроме того, в первый год этой войны японские летчики провели ряд удачных операций на тихоокеанских просторах. Но, окрыленное своей безнаказанностью, командование ВМС Японии своевременно не приняли к сведению, что против их непобедимого «Зеро» брошена вся инженерная мысль США, которая к концу 1942 года сумела создать достойного соперника этому монстру. Ряд проигранных битв надорвали силы японцев и ослабили их оборонный потенциал. «Зеро» перестал быть непобедимым козырем в руках умелых летчиков, а постепенно становился оружием летчиков-камикадзе.

        Ответ на дерзкую выходку японских ВМС против тихоокеанской группировки войск США, должен был дать новый дальний бомбардировщик США В-29 Superfortress.

        Его проектирование проводилось с основной задачей — достичь берегов Японии и покорить массированным бомбовым ударом.


Boeing B-29 Superfortress

        Первый прототип этого самолета ХВ-29 поднялся в воздух в сентябре 1942 года. Заказчик, военно-воздушные силы США, оговаривал максимальную скорость полета машины - 644 км/час, что оказало влияние на компоновку самолета - среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. За прототипами последовали 14 предсерийных самолетов YВ-29.

        Многие внедренные на самолете решения прежде никогда не встречались на серийных самолетах. B-29 Superfortress стал первым серийным самолетом, оснащенным защитным вооружением с дистанционным управлением;

-   это первый бомбардировщик, получивший систему централизованного управления огнем;

-   оснащен полностью герметизированными кабинами для членов экипажа;

-   вооружен 12 пулеметами 12.7-мм  с 500 патронами каждый, управляемых дистанционно с помощью системы General Electric, в хвостовой части помимо пулеметов находилась 20-мм пушка с боекомплектом 100 снарядов;

-   всего в самолете имелось четыре позиции для стрелков;

-   самолет мог нести до 9000 кг бомб;

-   запас топлива в 25400 кг позволял самолету с максимальной бомбовой нагрузкой достигать цели на удалении в 4865 км;

-   перегоночная дальность самолета (без нагрузок) составляла 8321км;

-   максимальная скорость самолета на высоте 9144 м - 574км/час;

-   боевой радиус действия самолета с боевой нагрузкой - 2715км;

-   экипаж самолета состоял из 11 человек: пилот, второй пилот, бомбардир, штурман, бортинженер, радиооператор, оператор радио-локационных систем, стрелок, управлявший системой централизованного огня, левый стрелок, правый стрелок и хвостовой стрелок.

        Мировую и страшную известность этому самолету принесли ядерные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Важно отметить, что  эти две бомбы были единственным атомным оружием, когда-либо примененным в боевых условиях. Эти бомбы были сброшены двумя B-29.

***

        Боевое применение принципиально нового, ядерного оружия привело к появлению нового вида авиации — стратегической.

        Ядерная бомбардировка Японии положила конец Второй мировой войне. Из этой войны Советский Союз выходил победителем на европейском театре военных действий, а США — на тихоокеанском. Теперь диктовать политику всему миру могли государства, имеющие ядерное оружие. США такое оружие уже имели, СССР стоял на рубеже его создания. Но для его боевого применения нужны были и необходимые средства.

        С появлением в СССР ядерного оружия первым его носителем стал бомбардировщик Ту-4 - несанкционированная копия В-29. Советскому Ту-4 не достались лавры легендарного В-29, но он выполнил более важную задачу – своим появлением он предотвратил ядерную войну. Директива Совета Национальной безопасности США от 14.04.50г. указывала, что потенциальный противник имеет более 1000 бомбардировщиков Ту-4 и не менее 10 атомных бомб. Подчеркивалось, что это в корне меняет вероятную картину боевых действий в Европе.

        Кроме того, уже в 1949 году в небе появляется еще одна советская легенда, которая прекрасно проявила себя во время перехватов B-29, для действий против которых, собственно, и создавалась - истребитель МиГ-15 ОКБ Микояна и Гуревича.


МиГ-15

        МиГ-15 - это легенда корейской войны. Появление МиГов в небе Кореи стало очень неприятным сюрпризом для американцев, так как B-29 мгновенно потеряли неуязвимость. В 1951 году, после новой серии потерь от действий МиГов, США были вынуждены полностью прекратить использование B-29 в дневных условиях, до конца войны эти бомбардировщики действовали только по ночам.

        МиГ-15 - наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, участвовавший во многих военных операциях и состоявший на вооружении в 40 странах мира:

-   он имел мощное вооружение: 1 пушка 37-мм, две пушки 23-мм, 2 бомбы (50 или 100кг);

-   максимальная скорость:  1042км/ч;

-   практический потолок:15100м;

-   длина разбега: 605м;

-   практическая дальность: 1335км;

-   объём топливных баков: 1456л;

-   экипаж 1 человек. 

        Всего в СССР  и по лицензии в других странах было построено более 15 тыс самолётов.  Последний эксплуатировавшийся МиГ-15  был снят с вооружения в 2005 году, таким образом, эта машина пребывала в боевом строю более 60 лет.

        МиГ-15 – это грозный противник, очень надежный и живучий самолет. Он мог летать на малых высотах с высокой скоростью, но не надо забывать, что это был один из первых реактивных самолетов, поэтому он имел и недостатки. Очень уязвимым местом у них было сопло, также воздухозаборник проходил через весь самолет и поэтому если в него попасть, можно было вывести из строя весь самолет. В те времена, ввиду неособо хорошей конструкции катапультирования, поломка самолета чаще всего приводила к гибели пилота.

***

        Наиболее известным пилотом МиГ-15 был Юрий Гагарин, он два года летал на этих самолётах в истребительном авиаполку Северного флота. Гагарин погиб во время тренировочного полёта на МиГ-15УТИ в марте 1968г. Полет в космос Юрия Гагарина существенно повлиял на развитие космонавтики и авиации. В дальнейшем, для обеспечения более частых полетов в космос начали использовать корабли многоразового использования – «челноки». Возникла необходимость  создания самолета, который мог бы перевозить различные части космических комплексов «Энергия» и «Буран», которые изготавливались на предприятиях в разных регионах СССР, а окончательная cборка этих деталей должна была осуществляться на космодроме Байконур. Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, «Буран» мог совершать посадки на разные аэродромы. Оттуда его необходимо было вновь доставлять на Байконур, к месту предыдущего старта.

        Эти и ряд других задач ставили перед авиаконструкторами. И вот в 1981 г. совершил свой первый полет тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» ОКБ им.В.М.Мясищева, в 1982 г. - Ан-124 «Руслан» ОКБ им.О.К.Антонова, а в 1988г. в небо подняли просто уникальный самолет, который может перевозить сверхбольшие грузы, самолет, который неся на себе космический челнок «Буран», превращался  из транспортировщика в настоящий летающий космодром, со «спины» которого этот «челнок» с баком общей массой в 170т. должен был стартовать на орбиту. Это Ан-225 «Мрия» ОКБ им.О.К.Антонова. 


Ан-225 «Мрия»

                    

        Ан-225 «Мрия» (рус.«Мечта») - это самый большой самолет в истории человечества и он будет оставаться легендой еще долго, до тех пор пока его будут помнить, а забыть его сложно - на нем установлено 240 мировых рекордов!

        За первые полтора года своего существования «Мрия» облетела весь мир, звездой первой величины блеснула на самых престижных авиасалонах, обошла обложки всех без исключения авиационных изданий. Когда «Мрия» с «Бураном» прилетела во Францию, на 38-й Международный аэрокосмический салон в Ле Бурже, на них уже шли смотреть сотни тысяч людей со всех уголков планеты. Ан-225 мгновенно стал мировой сенсацией. "Мы делаем самые большие пассажирские самолеты в мире, - заметил представитель «Боинга» Рик Хаукинсон. - Но мы кланяемся Антонову-225". «Мрия» является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в небо.

        Вот основные характеристики этого гиганта:

-   размах крыла: 88.4м;

-   длина: 84м;

-   высота: 18.2м;

-   масса максимальная взлётная: 640 000кг;

-   масса топлива нормальная: 300 000кг;

-   крейсерская скорость: 850км/ч;

-   практическая дальность: 15 400км;

-   практическая дальность с максимальной нагрузкой: 4500км;

-   практический потолок: 11 000м;

-   полезная нагрузка: дo 250 000кг груза;

-   экипаж: 7человек.

-   размеры грузовой кабины: длина - 43м, ширина - 6,4м, высота - 4,4м (в эту кабину можно поместить, например, 50 легковых автомобилей). Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.

        Самолёт «Мрия» установил мировой рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. В марте 1989г. Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов! Такое достижение - рекорд само по себе.

        «Мрия»—абсолютный рекордсмен по весу перевозимого груза—253,8 тонны.

        В августе 2009г. самолёт этой серии был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

        Интересный виртуальный тур по самолету - http://svit-navkolo.com/virtualnyj-tur-po-samoletu-an-225-mriya/

        Уникальные самолеты во все времена отличались уникальными судьбами. И биография Ан-225 - еще одно тому подтверждение. «Мрия» имела очень нелегкую судьбу. Но с 2000 года «Мрию» модернизировали с целью использования этого самолета для перевозки коммерческих грузов. Это решение было принято в связи с большим количеством запросов, поступивших в авиакомпанию «Авиалинии Антонова», на перевозку более тяжелых грузов, чем мог поднять Ан-124 «Руслан». И сейчас самолет вновь в центре внимания авиационной общественности, он возродился, чтобы начать новую жизнь на новом для себя поприще... коммерческих перевозках сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.

        «Мечта - это бесконечность человеческой мысли и желания, - говорил генеральный конструктор Балабуев Петр Васильевич. - Мечта ведет нас вперед и никогда не исчезнет, пока жив человек на планете. И если родился самолет на украинской земле, пусть несет на своем борту слово из ее языка – Мрiя». 

***

        Мы стоим направив взгляд в небо...  Над нами проплывают оставляя белый след на синем небосклоне современные самолеты, они везут грузы, пассажиров, борятся со стихиями, охраняют небесные границы. Кто их создал? Чьих рук эти творения? Сейчас всех и не вспомнить...  А в те далекие годы имена великих конструкторов были тесно связаны с именами их легендарных шедевров. И кто знает кто герой этой легенды - человек или машина?


Литература:

1.  Журналы "Мировая авиация"

2.  Журналы "Наука и техника".

3.  http://ru.wikipedia.org

4.  http://www.airwar.ru

5.  http://www.antonov.com

6.  http://www.tupolev.ru и много других сайтов, которые хоть как то связаны с авиацией.

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (08.01.2013) | Автор: Гревцов Назар W
Просмотров: 3209 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/12
Всего комментариев: 5
5 AlexeyNikolaenko  
интересный ход исследования. боинг, зеро,илья муромец - настоящие легенды! ил-2 и мрия - вне конкуренции! полностью согласен с автором

4 stanisv  
Отличная работа. Представленна ключевая информация по самолетам легендам.

3 Grev  
спасибо большое. выбросил раздел "Яки 1,3,7,9",так как кратко о них не скажешь. есть хорошая книга "яки против мессеров"

2 Gala  
очень интересная и познавательная работа.

1 JIeT4uK  
хорошая работа, интересная

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2028)
Фурсов Максим (1777)
Егор Андреевич Попов (1360)
Штриккер Артур (1103)
Эжиев Руслан Мухаммедович (716)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024