Четверг, 14.12.2017, 05:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Пихлаев Зоригто, - "Как авиапассажирам избежать воздушные болезни?"

Как авиапассажирам избежать воздушные болезни

 

ПЛАН

I. Введение

II. Кинетоз

а) Определение и общая характеристика

б) Этиология и патогенез

в) Клинические проявления

г) Адаптация

д) Лечение

е) Диагностика

III. Профилактика

а) Физические факторы

б) Зрительные факторы

в) Медикаментозные факторы

г) Нелекарственные факторы

IV. Заключение

V. Источники

ВВЕДЕНИЕ

Воздушная болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц во время полета в самолете при его качке («болтанка») или при выполнении подряд нескольких фигур пилотажа. Самолет под влиянием движения воздуха, главным образом восходящих и нисходящих воздушных потоков, может испытывать качку по продольной оси и вертикали, а также так называемые рыскающие движения. Наиболее сильная качка («болтанка») самолета бывает днем в период с 12 до 15 часов, когда под влиянием солнечного тепла происходит наиболее интенсивное перемешивание воздушных масс.

При полете на малых высотах качка самолета наблюдается чаще. В связи с тем что современные высотные реактивные пассажирские самолеты летают на больших высотах, где перемешивание воздушных масс незначительно, явлений качки на них почти не отмечается. При качке вдоль продольной оси вправо и влево, а также при рыскающих движениях самолета на человека действуют угловые ускорения. Возникающие при этих видах качки угловые ускорения относительно невелики по величине и не намного превышают пороговые физиологические раздражители. При качке, вызванной смещениями самолета по вертикали - вверх и вниз - имеют место прямолинейные ускорения, которые в несколько раз превышают физиологические пороговые раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата

КИНЕТОЗ


а) Определение и общая характеристика:

Научное название укачивания – кинетоз. Он возникает не только на море, но и в самолете, автомобиле, автобусе, поезде, при качании на качелях, каруселях, т.е. от любой качки или неравномерной скорости движения.

Считается, что в возрасте до 2 лет ребенок обычно устойчив к укачиванию. Неприятности начинаются от 2 до 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость к кинетозам медленно возрастает.

Распространенность транспортного укачивания чрезвычайно высока. Исследования показали, что у детей младше 10-летнего возраста укачивание встречается более чем в 60 % случаев. В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных. В среднем от систематического транспортного укачивания страдают 5–10 % людей. Пожилые люди значительно реже жалуются на укачивание.

б) Этиология и патогенез:

Считается, что укачивание может быть обусловлено двумя причинами: чрезмерным раздражением вестибулярного аппарата при значительных, непривычных ускорениях или несоответствием между вестибулярными, зрительными и соматосенсорными стимулами. На сегодняшний день наибольшее предпочтение отдают последней теории, т. е. так называемой теории сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта. При этом очевидно, что укачивание наблюдается только при сохранности лабиринта, вестибулокохлеарного нерва и вестибуло-мозжечковых трактов. Значение зрительного анализатора с точки зрения развития укачивания не столь велико. Известно, например, что слепые также подвержены укачиванию, как и зрячие, хотя и страдают от этого расстройства несколько реже.

Выделяют две категории рассогласования информации о движении. В первом случае возникает несоответствие между информацией, поступающей через зрительный анализатор и получаемой от вестибулярных аппаратов. Так, у человека, находящегося в закрытой каюте корабля или на заднем сиденье движущегося автомобиля, вестибулярная афферентация создает ощущение ускорения, в то время как зрительная свидетельствует об относительной неподвижности окружающих предметов. Интенсивность тошноты и головокружения прямо пропорциональна степени сенсорного рассогласования. Во втором случае несоответствие возникает между сигналами от полукружных каналов и отолитовых органов, которые передают в центральную нервную систему противоречивую информацию.

В обычных условиях центральная нервная система может точно определять, какие сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Эта способность вырабатывается как в процессе эволюции, так и в ходе индивидуального развития человека. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе сравнивается поступающая информация с информацией ожидаемой. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то запускается ряд нейровегетативных реакций, которые и характеризуют синдром укачивания.

Хотя болезнь движения и может развиться у любого человека, индивидуальная чувствительность к укачиванию сильно варьирует. Дети младше двух лет почти не используют зрительную систему для пространственной ориентации, поэтому меньше подвержены укачиванию. Интересно, что больные с синдромом Туретта реже страдают болезнью движения, что, возможно, обусловлено изменением содержания различных медиаторов в головном мозге.

в) Клинические проявления:

Симптомы укачивания, как правило, развиваются постепенно. Продромальными признаками служит зевота, гипервентиляция, слюнотечение, бледность, обильный холодный пот, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Больной чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться.

Продолжительная болезнь движения с сильной рвотой может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.

Иногда болезнь движения протекает с преобладанием определенных симптомов. Так, условно выделяют четыре основных формы болезни движения: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

При нервной форме основными симптомами бывают головокружение, тяжесть в голове, головная боль, слабость, сонливость. Иногда некоторые из этих симптомов появляются уже накануне поездки.

Желудочно-кишечная форма проявляется искажением вкусовых ощущений (например, во рту может появиться мыльный привкус), снижением аппетита, тошнотой и рвотой. Рвота приносит кратковременное облегчение. Характерна непереносимость запахов табачного дыма, выхлопных газов.

При сердечно-сосудистой форме наблюдается тахикардия, повышается артериальное давление, возникает аритмия. По мере нарастания симптомов укачивания пульс урежается, дыхание становится поверхностным, артериальное давление падает.

Смешанная форма болезни движения – самая частая. Она характеризуется сочетанием различных симптомов дисфункции сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и нервной систем.

Течение болезни движения зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной чувствительности человека к укачиванию. У некоторых людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания. У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Клиническая картина укачивания обычно развивается медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся тошнотой и рвотой. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов болезни движения может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней. Усугубляет болезнь движения плохо проветриваемое помещение (дым, в т. ч. табачный, угарный газ), высокая температура окружающего воздуха и некоторые эмоциональные факторы, такие как страх, тревога.

В зависимости от провоцирующего фактора выделяют морскую, воздушную, космическую болезнь, укачивание в автомобиле, поезде, на качелях.

Морское путешествие чаще всего вызывает укачивание, что объясняется более длительным и более выраженным воздействием провоцирующих болезнь движения факторов. Первое упоминание морской болезни встречается в работах Гиппократа. Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовой (боковой), поперечной, килевой, продольной или вертикальной. Даже спокойное море у многих людей вызывает укачивание.

Воздушная болезнь по частоте стоит на втором месте после морской болезни. Чем ниже летит самолет и чем меньше его размеры, тем выше вероятность развития воздушной болезни. Так, укачивание наблюдается у 12–13 % пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1–3 % пассажиров при полетах на самолетах с газотурбинными двигателями. Воздушная болезнь развивается, когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи болезни движения на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах.

Космическая болезнь представляет большую проблему в астронавтике, поскольку может лишить космонавта работоспособности на достаточно длительный срок. Этиологическим фактором космической болезни служит невесомость (нулевая гравитация). В обычных условиях, на земле, энергичные движения головой не вызывают укачивания, тогда как в условиях невесомости такие движения могут привести к укачиванию. Полагают, что космическая болезнь может развиваться из-за внутривестибулярного несоответствия, т. е. рассогласования информации, поступающей от отолитовых органов и полукружных каналов, или вследствие рассогласования информации, поступающей от вестибулярного и зрительного анализаторов.

Реже всего болезнь движения возникает при поездках на поезде – лишь у 0,13 % людей. Тем не менее, с распространением скоростных поездов частота болезни движения у пассажиров может существенно возрасти, что объясняется значительными ускорениями, возникающими при поворотах поездов, движущихся со скоростью более 200 км/ч.

г) Адаптация:

Когда воздействие провоцирующего болезнь движения фактора продолжается длительное время, у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение проявлений укачивания. Скорость адаптации очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей человека. В большинстве случаев адаптация происходит через 2–3 суток. При этом к 4-м суткам все симптомы болезни движения обычно полностью проходят. Сущность адаптации заключается в установлении нового контроля двигательных актов в изменившихся условиях. После возвращения в нормальные условия центральная нервная система должна вновь перестраиваться, что может сопровождаться симптомами болезни движения, правда, выраженными в меньшей степени. Такая реадаптация наблюдается, например, у моряков, вернувшихся из длительного плавания.

д) Лечение:

Укачивание легче предотвратить, чем лечить. Существует ряд общих рекомендаций, которые позволяют снизить риск развития болезни движения. Так, перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы лучше принять успокоительное или снотворное средство. В день поездки следует избегать спиртных напитков и ограничить курение. Как голод, так и переедание могут провоцировать болезнь движения. Необходимо избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым вкусом. Во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.

е) Диагностика:

Обычно болезнь движения на основании жалоб, анамниза и клинической каритины диагностировать несложно.

Кинетозы следует дифференцировать с:

•болезнью Меньера;

•вестибулярной формой мигрени;

•вертиго-эпилепсией;

•вестибулярным нейронитом;

•доброкачественным позиционным головокружением;

•отосклерозом;

•сирингобульбией;

•аномалией Арнольда-Киари;

•рассеянным склерозом;

•объемными образованиями в области задней черепной ямки (опухоли ствола мозга, мозжечка, мосто-мозжечкового угла);

•острыми нарушениями мозгового кровообращения или транзиторными ишемическими атаками в области ствола и мозжечка;

•инфекционными поражениями ЦНС (в т.ч. поражениями лабиринта при нейросифилисе и нейроСПИДе);

•передозировкой медикаментов, воздействием токсических и наркотических веществ.

Но следует всегда помнить, что в некоторых случаях симптомы укачивания могут быть проявлением другого неврологического недуга. Тогда требуются дополнительные методы обследования. Рассмотрим некоторые из них.

Тест с целью регистрации глазодвигательной реакции (нистагма), вызванной определенными положениями глаз при неизменном положении тела, то есть возникающей в отсутствие вестибулярных раздражителей. Применяется для диагностики патологии в центральных или периферических вестибулярных отделах.

Ряд зрительных тестов с разнонаправленной зрительной стимуляцией в центральном, либо полном поле зрения. Тесты проводятся с целью изучения способности систем управления взором производить самые разнообразные (быстрые и точные целенаправленные, плавные скользящие, а также рефлекторные неосознанные) движения глаз.

Калорическая проба. Целью тестирования является температурная стимуляция боковых полукружных каналов каждого уха посредством водяных или воздушных стимулов, возбуждающих или тормозящих работу периферического вестибулярного органа.

Вращательные пробы. Предназначены для определения функции вестибулярной системы при ее раздражении с помощью воздействия различных угловых ускорений (синусоидальные вращения, импульсные воздействия, трапециевидные вращения и др.).

Вестибулометрические исследования представляют собой графическую регистрацию нистагма при отклонении продольной оси глаза и с использованием специальных очков.

Компьютерная динамическая постурография позволяет изучать взаимодействие зрительной, вестибулярной и мышечной систем при обеспечении функции равновесия и проводить реабилитацию пациентов по специальным программам, учитывающим индивидуальные особенности, характер и этап заболевания.

Такое исследование вестибулярного аппарата позволит исключить органическую патологию.

ПРОФИЛАКТИКА


Во время поездки профилактика укачивания включает использование физических, зрительных, медикаментозных и нелекарственных факторов и методов.

а) Физические факторы:

Лицам, подверженным укачиванию, во время поездок на транспорте рекомендуют находиться в месте наименьшей амплитуды движения, например в средней части корабля или в той части самолета, которая расположена между крыльями. Необходимо до минимума ограничить движения головой. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору. Советуют лежать на спине или находиться полулежа с валиком под головой.

Во время поездок на наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу движения. Не следует активно двигать головой и следить за мельканием предметов за окном. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Можно также закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.

Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения. Температура в салоне транспортного средства должна быть комфортной. Вероятность укачивания можно снизить, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться интересным делом, полностью сконцентрировавшись на нем. Благоприятно влияет прослушивание легкой мелодичной музыки.

б) Зрительные факторы:

Во время поездок на транспорте не следует читать. Взгляд нужно фиксировать на уровне 45º над горизонтом: это снижает чувствительность к укачиванию. Не надо смотреть на волны или другие движущиеся объекты. В каюте корабля или в самолете, при первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта. В автомобиле целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не следует читать книги или газеты во время движения.

в) Медикаментозные факторы:

С целью медикаментозной профилактики укачивания традиционно в основном применяют антигистаминные и антихолинергические средства. Кроме того, иногда используют нейролептики (производные фенотиазина) и психостимуляторы (амфетамины). Последние применяют в основном для профилактики укачивания у космонавтов.

Антигистаминные средства (H1-блокаторы). Укачивание уменьшают лишь те H1-блокаторы, которые обладают центральным антихолинергическим действием. К таким препаратам относятся дименгидринат, дифенгидрамин, прометазин, меклозин, циклизин. Возможно, антихолинергическое действие и объясняет эффект H1-блокаторов при укачивании. Людям, которые подвержены кинетозам, рекомендуют за один час до поездки принять дифенгидрамин или циклизин, 50 мг внутрь; меклозин или прометазин, 25 мг внутрь. Основной побочный эффект этих препаратов – седативное или снотворное действие. Он более выражен у дименгидрината и дифенгидрамина. Кроме того, H1-блокаторы могут вызывать сухость во рту и нарушение аккомодации.

Антихолинергические средства тормозят активность центральных вестибулярных структур. В настоящее время выпускаются пластыри со скополамином, высвобождающие в кровь 0,5 мг скополамина в течение 72 часов. Побочные эффекты скополамина обусловлены главным образом блокадой M-холинорецепторов и включают сухость во рту и сонливость. Кроме того, возможна амнезия и галлюцинации. С большой осторожностью скополамин назначают пожилым из-за опасности развития психоза или острой задержки мочи.

Фенотиазины. В основном для профилактики укачивания используют прометазин. Препарат обладает антигистаминной активностью и по действию на укачивание не уступает другим H1-блокаторам. Принимают его внутрь в дозе 25 мг. Прометазин часто вызывает сонливость, зато гораздо реже, чем другие фенотиазины, – экстрапирамидные нарушения.

Комбинированные препараты. Высокой эффективностью обладают комбинированные средства, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп. Выпускаются, например, препараты, содержащие скополамин (0,33 мг) и дифенгидрамин (25 мг) или скополамин (0,2 мг), дименгидринат (50 мг) и кофеин (20 мг).

Эффективность антигистаминных, антихолинергических средств и фенотиазинов достаточно высока. Однако в терапевтических дозах все они вызывают побочные эффекты, что существенно ограничивает их использование, прежде всего у детей и пожилых. Этих недостатков лишены гомеопатические средства, которые, сочетая высокую эффективность и отсутствие побочных эффектов, в ряде случаев становятся препаратами выбора для лечения и профилактики укачивания в транспорте.

Препарат Коккулин, выпускаемый во Франции с 1969 г., зарекомендовал себя в качестве высокоэффективного средства против болезни движения. Препарат содержит несколько гомеопатических компонентов: Cocculus Indicus, Nux Vomica, Tabacum Nicotiana и Petroleum. Будучи исключительно гомеопатическим средством, Коккулин не обладает седативной активностью: не вызывает дневной сонливости, не снижает активность и работоспособность. Коккулин не имеет противопоказаний, поэтому его могут принимать взрослые, дети, беременные женщины, пожилые люди. Препарат совместим с любыми другими лекарственными средствами. В частности, Коккулин не усиливает действие снотворных и седативных препаратов, а также алкоголя.

Эффективность Коккулина подтверждена клиническими испытаниями, в частности плацебо-контролируемым исследованием, проведенным во Франции с участием 150 служащих военно-морского флота Франции. Эффективность Коккулина сравнивали с эффективностью дименгидрината в дозе 25 мг. Результаты исследования показали, что Коккулин обладал сравнимой с дименгидринатом эффективностью в отношении тошноты, беспокойства и головокружения. Причем по воздействию на беспокойство и головокружение Коккулин был даже более эффективен, чем дименгидринат. При этом побочные эффекты у Коккулина отсутствовали, тогда как дименгидринат во многих случаях вызывал сонливость и нарушения зрения, а также снижал быстроту реакции и память.

Таким образом, эффективность гомеопатического препарата Коккулин не уступает эффективности дименгидрината. При этом его переносимость значительно выше ввиду отсутствия побочных эффектов. Коккулин принимают по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. Таблетки нужно рассасывать. Для купирования укачивания препарат принимают по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.

г) Нелекарственные факторы:

Помимо медикаментозной профилактики болезни движения в настоящее время большое значение уделяют нефармакологическим методам. К ним относят психотерапию и тренировку самоконтроля вегетативных реакций с использованием биологической обратной связи.

Разработаны программы тренировки вестибулярной системы, целью которых может быть приобретение защитной адаптации человека к провоцирующим укачивание движениям. Адаптация достигается путем постепенного наращивания интенсивности провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, занятия теннисом, волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте. К пассивным – вращение на вращательных креслах, укачивание на качелях. Индивидуальный выбор наиболее эффективного средства профилактики укачивания осуществляют на основе специальных вестибулярных исследований, проводимых в специализированных центрах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Век высоких технологий и технического прогресса принес человечеству очередные напасти, и болезнь движения актуальна в наше время. Для того чтобы не беспокоиться при выполнении любых фигур пилотажа пилотом самолета, нужно немного.

Лицам, предрасположенным к кинетозам, следует тренировать свой вестибулярный аппарат. Во время летнего отдыха полезно качаться в гамаке и на качелях, постепенно увеличивая амплитуду. Также полезны занятия физкультурой, упражнения с наклонами, поворотами головы, вращениями туловища, кувырки, вращения и стояние в позе «березки». Адаптации к езде с ускорениями способствуют спортивные игры, сочетающие бег и прыжки с меняющимся ускорением (волейбол, баскетбол, большой теннис, футбол), а также велосипедные прогулки и занятия на горных лыжах. При регулярных тренировках вестибулярный аппарат перестает отвечать патологическим возбуждением. Профилактике кинетозов также способствуют занятия бальными танцами и аэробикой.

Синдромы укачивания являются часто встречаются в практике невролога и педиатра. Комплексный подход к проблеме кинетозов, сочетание нелекарственных методов профилактики и дифференцированного медикаментозного лечения способствует нормализации самочувствия, преодолению ограничений при различных видах активности и существенно повышают качество жизни пациентов.

Таким образом, проблема «болезни движения» применительна к решению задач оптимизации работоспособности и самочувствия людей, нетренированных и нетренируемых при действии «кинетозогенных» факторов, и практически неактуальна для людей, устойчивых к действию этих факторов.

ИСТОЧНИКИ


Головокружение / под ред. М.Р. Дикса, Д.Д. Худа. М., 1989.

Зарицкий В.В., Мельников О.А. Еще раз о проблеме транспортного укачивания // Доктор.ру. 2004. № 1. С. 26–29.

Мацнев Э.И. Болезнь движения // Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 15–20.

Руководство по медицине п/р Р. Беркоу. М., 1997. Т. 2. С. 675–676.

Вейс Г. Головокружение // Неврология / под ред. М. Самуэльса. М., 1997. С. 94–120.

"Нарушение биоритмов" - http://astiro-medtext.blogspot.ru/2011/10/i.html

"Кинетозы и синдромы укачивания" - http://medi.ru/DOC/a400502.htm

"Значимость проблемы кинетоза" - http://www.osvita-plaza.in.ua/publ/znachimost_problemy_kinetoza/286-1-0-27723

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (01.01.2013) | Автор: Пихлаев Зоригто Николаевич; E W
Просмотров: 2877 | Теги: болезнь Меньера, современные болезни, психологическая помощь, профилактика кинетоза, лечение кинетоза, кинетоз, диагностика кинетоза, аэрофобия | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35169)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20384)
Щур Илья Андреевич (19133)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17873)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14335)
Миргазетдинова Розалия (13542)
Комлев Фёдор Михайлович (13128)
Киселёв Андрей Валерьевич (12952)
Щур Илья Андреевич (12950)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017