Вторник, 21.11.2017, 03:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Быков Семён "Роль женщины в истории авиации и воздухоплавания"

Роль женщины в истории авиации и воздухоплавания


Оглавление


1. Введение
2. Первая лётчица России
3. Е.В. Буданова
4. В.Д. Хомякова
5. П.Д. Осипенко
6. В.С. Гризодубова
7. М.М. Раскова
8. «Ночные ведьмы»
9. Заключение
10. Список литературы и использованных источников

1. Введение


Женщины в русской, советской и снова российской авиации, как и в других странах, сыграли важную роль в военной истории нашей страны. Нельзя переоценить их заслуги, в частности, во время сражений Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что на женщин в нашей авиации в разные времена возлагали различные обязанности, в XX веке они стали играть более заметную роль в авиации. Женщины России и Советского Союза показали выдающиеся примеры мужества и самоотверженности во всех вооруженных конфликтах, в которые была вовлечена наша страна, особенно ярко проявив себя во время Второй мировой войны. Советские женщины внесли, вероятно, максимальный вклад в победу, по сравнению с другими воевавшими странами, но их выдающаяся роль признается обычно с неохотой и пропитана налетом идеологического покровительства.
Цель работы: вспомнить имена знаменитых летчиц и показать их роль в развитии авиации.
Актуальность исследования определяется необходимостью собрать, систематизировать и сохранить материал о женщинах-летчицах.
Методы исследования: эмпирические: изучение и анализ исторических материалов, информации, содержащейся в сети Интернет, обработка собранного материала.

2. Первая лётчица России


Зверева Лидия Виссарионовна (1890—1916) - первая российская лётчица.
Дочь известного русского генерала, героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Зверева, закончила институт благородных девиц.
В июне 1911 года поступила в только что открывшуюся в Гатчине авиационную школу "Гамаюн" и уже через несколько недель впервые поднимается в воздух с инструктором. В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки. Петербургские газеты тогда писали: "На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан "Фарман" и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск". 23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора за номером 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.
В том же, 1911 году, авиатриссами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
В школе воздухоплавания Зверева познакомилась с будущим супругом - пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-1912 годах на самолетах "Фарман" они участвовали в демонстрационных полетах в разных городах России и на Кавказе. Несколько раз Лидия Виссарионовна попадала в серьёзные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами.
В 1913 году супруги переехали в Ригу, которая тогда считалась одним из центров русской авиации, Там они организовали мастерские по авиаремонту и постройке самолётов-разведчиков "Фарман-XVI" и одновременно - небольшую лётную школу, в которой сами же обучали полётам. Среди учеников школы были и дамы, а плата за обучение в школе была самой низкой в России.
Зверева первой из женщин выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором.
С началом Первой мировой войны, получив субсидию военного ведомства, Зверева и Слюсаренко перебазировали свое предприятие в Петроград. За последующие два года, до 1 августа 1916, их завод выпускал кроме «Фарман-VII» самолёты «Фарман-XXII бис», «Фарман-IV», «Моран-Ж», «Лебедь-XII».
Лидия Зверева умерла 2 мая 1916 года от тифа. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Основанный супругами завод работал до революции 1917 года.

3. Буданова Екатерина Васильевна


Екатерина Буданова родилась в 1916 году в деревне Коноплянка Смоленской области в крестьянской семье. После смерти отца пришлось ей оставить учебу в школе и уехать в Москву, где закончила местный Аэроклуб и стала инструктором. О Катиных успехах говорит тот факт, что она в составе пилотажной пятерки участвовала в одном из авиационных праздников над Тушино.
Во время войны Буданову, как опытного инструктора, имевшую немалый налет на одноместном самолете УТ-1, направили в истребительную часть. После переучивания в Саратове на боевой Як-1, она получила назначение в 586-й женский истребительный авиаполк.
С 16 апреля по 10 сентября 1942 года она совершила 55 успешных боевых вылетов на патрулирование воздушного пространства и по сопровождению самолетов транспортной авиации в прифронтовой полосе. В начале сентября 1942 года в составе группы летчиц полка прибыла в район напряженных боев под Сталинградом.
В конце ноября младшего лейтенанта Буданову, как одну из лучших и опытных летчиц, зачислили в группу "свободных охотников". 10 декабря, возвращаясь с боевого задания, Катя приняла бой с атаковавшей ее парой Bf.109. На исходе боя, длившегося 25 минут, она в лобовой атаке подожгла самолет ведущего немецкой пары.
6 декабря ей пришлось одной сражаться с 13 самолётами противника. Из боя Буданова вышла победителем: один вражеский самолёт подбила, остальные повернули назад.
В январе 1943 года Екатерина Буданова была переведена в 296 истребительный авиационный полк (в дальнейшем 73 гвардейский ИАП).
23 февраля 1943 года за участие в разгроме немецких войск на Волге и в районе Ростова, Буданова была награждена орденом Красной Звезды.
В начале марта, возвращаясь со "свободной охоты", она обнаружила идущий к линии фронта вражеский корректировщик FW-189. Буданова настигла и уничтожила врага. Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей. В течение марта - июня 1943 года Буданова в составе группы сбила ещё два вражеских истребителя, а 17 июля одержала очередную личную победу - уничтожила бомбардировщик Ju-88.
19 июля Буданова была назначена в прикрытие группы Ил-2, направлявшихся на штурмовку. Вблизи г. Антрацит группа была атакована немецкими истребителями. В упорном бою с группой Me-109 Буданова была сбита. Ей удалось посадить самолёт в поле, и подбежавшие местные жители, наблюдавшие за боем, вытащили лётчицу из самолёта. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание, и была похоронена на окраине села Ново-Красновка.
9 мая 1988 года останки лётчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. 1 октября 1993 года Екатерине Васильевне Будановой посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа её именем. В Смоленском краеведческом музее есть экспонаты, посвящённые отважной летчице.

4. Хомякова Валерия Дмитриевна


Валерия Хомякова родилась в 1914 году и выросла в Москве. В 1937 с отличием окончила химико-технологический институт. В студенческие годы с увлечением занималась в планерном кружке и, уже работая на одном из заводов столицы, училась в аэроклубе. После окончания аэроклуба работала лётчиком-инструктором. Курсанты Хомяковой были хорошим пополнением для военных лётных школ. Так, руководство Борисоглебской военной школы пилотов не раз присылало признательность инструктору Хомяковой за отличную подготовку её учеников. Как одна из лучших лётчиц Осоавиахима она принимала участие в воздушных парадах, где ей поручали наиболее ответственные номера программы.
Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Воевала в составе 586-го женского истребительного авиационного полка ПВО на самолетах «Як», была заместителем командира эскадрильи. 24 сентября 1942 года первая посреди женщин-лётчиц сбила в ночном бою самолёт противника (бомбардировщик "Юнкерс-88"). Погибла в сентябре 1942 года под Саратовом в авиационной катастрофе.
В Саратове есть улица имени Валерии Хомяковой, её именем названа одна из средних школ.

5. Осипенко Полина Денисовна


Родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьянина. Была девятым ребёнком в семье. 
Окончила 2 класса церковно-приходской школы, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой.
В 1930 году Полина решила научиться летать. С первой попытки поступить в Качинскую школу лётчиков не удалось, и она пошла работать в столовую пилотов. Летчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась управлять У-2.
Во время визита на «Качу» К.Е. Ворошилова Полина Осипенко обратилась к нему с просьбой зачислить её в училище.
После окончания в 1933 году школы военного пилота Осипенко направили на службу в авиационную часть. В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, на которую до нее не поднималась ни одна женщина в мире. В 1938 году Полина Осипенко совершает беспосадочный перелет Севастополь-Евпатория-Очаков-Севастополь. В этом же году экипаж в составе П. Осипенко, В. Ломако и М. Расковой совершил перелет от Черного моря до моря Белого по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. За 10 часов 33 минуты летчицы преодолели 2 416 километров со средней скоростью 228 километров в час. В 1938 году за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток П. Осипенко удостоили звания Героя Советского Союза.  
В мае 1939 года майор Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе. Похоронена отважная летчица у Кремлевской стены.
Имя Осипенко присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, улицам многих российских городов и сел, речным судам.
С 1939 по 1958 годы город Бердянск носил ее имя. Именем Полины Осипенко названо ее родное село, где в 1973 году установили прославленной летчице памятник.

6. Валентина Степановна Гризодубова


Родилась 10 мая 1909 года в городе Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме. 
В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" вместе с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (Керби), установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой присвоено звание Героя Советского Союза. Она первая женщина, удостоенная этого звания. С 1939 года — начальник Управления международных воздушных линий СССР.
С марта 1942 года участвовала в Великой Отечественной войне: сначала была командиром 101-го транспортного авиационного полка, с октября 1943 года командовала 31-ым гвардейским бомбардировочным авиационным полком (авиация дальнего действия). Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляла за линию фронта боеприпасы и военные грузы.
С 1946 — заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 годах - начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 года — заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по летной части.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. 6 января 1986 года В.С. Гризодубовой за многолетний доблестный труд присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин Пензы. В Москве установлен памятник; на доме, где жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

7. Марина Михайловна Раскова


Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой на Бутырском химическом заводе, чертёжницей и лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала первой женщиной - штурманом в нашей военной авиации. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых летала на флагманском корабле.
В 1937 году в качестве штурмана Марина Михайловна участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» вместе с В.С. Гризодубовой и П.Д. Осипенко совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км. При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
В октябре 1941 года майор Раскова работала над формированием женских боевых частей для фронта. Она разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ Гражданской авиации, из девушек не имеющих авиационных специальностей, но желавших защищать страну, готовили техников и вооруженцев.
В Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». За 3 месяца упорного, напряжённого труда, тревог, бессонных ночей был пройден курс учёбы, на который в мирное время полагалось 3 года.
"Для того чтобы хорошо командовать, - говорила Раскова, - нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые". Каждый день, рискуя собой, она поднималась в воздух на новых бомбардировщиках.
4 января 1943 года майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования.
Во время войны 587-й бап был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк. Дело, начатое Мариной Михайловной, успешно продолжили ее соратницы и ученицы.
Прах Марины Расковой помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Золотая Звезда» и другими медалями.
В честь Марины Расковой названы улицы во многих городах бывшего СССР, а также площадь в Москве; Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен ее бюст); 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк; грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова»; cамолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш; пассажирский теплоход.

8. «Ночные ведьмы»


В годы Великой Отечественной войны в борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и женщины, и даже совсем юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов в Советском Союзе было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. В итоге к июню 1941 года у страны был штат молодых пилотов, в том числе и девушек.
В октябре 1941 года был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марину Раскову. В соответствии с приказом Наркома обороны Мариной Михайловной было сформировано три подразделения:
• истребительный авиационный полк 586 (самолеты Як-1);
• авиационный бомбардировочный полк ББ 587 (самолеты Пе-2);
• ночной бомбардировочный авиационный полк 588 (самолеты По-2).
Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и мужчины.
Ночной авиационный полк (легендарные «ночные ведьмы») состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола. Формирование и обучение полка проводилось в городе Энгельс.
Командиром «ночных ведьм» или 46-го гвардейского полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.
Иногда полк шутливо называли: «Дунькиным», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.
Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений. Это был гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей и в сфере связи, он быстро загорался и был лишен какой-либо брони или другого вида защиты. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны.
Управление было сдвоенным: самолётом мог управлять и пилот, и штурман. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.
Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства.
За партийно-политическую работу в полку отвечала Мария Рунт - опытный и отважный летчик-бомбардировщик.
Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». После того как состоялся первый боевой вылет в середине июня 1942 года, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 года авиационный женский полк был брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами.
За весь военный период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.
Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.
23 отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Ещё два штурмана полка получили в 1995 году звание Героя России, одна лётчица удостоилась звания Герой Республики Казахстан.
О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения.  

9. Заключение


Женщины–летчицы внесли большой вклад в развитие авиации. Многие из них, безусловно, совершили необычайные чудеса. Трудно перечислить все области, где они показали себя как новаторы, отличные специалисты. За их хрупкими плечами:
- мировые рекорды по скорости, дальности и высоте полета;
- участие в Великой Отечественной войне;
- создание уникального научно-исследовательского летного центра, где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.

10. Список литературы и использованные источники

  • МизоновГ. Краткая история воздухоплавания.-Lib/ru;Журнал "Самиздат», 2010 г. 
  • Материал сайта http://www.shkolazhizni.ru 
  • Материал сайта http://yandex.ru/yandsearch?text 
  • Материал сайта cafi.narod.ru›gallery_let.htm 
  • Материал сайта krasa.uz›novosti/lidiya-litvyak-samaya…letchica…
  •  Материал сайта hist-book.info›tajny-veka/pravda-vrala-rodina… 
  • Архивные материалы Центра детского творчества г.Ишимбай 
  • Вейгелен К.Е Очерки по истории летного дела.-Государственное издательство оборонной промышленности. 1940 г. 
  • Газета «Бельские просторы» №4. 05.2004г. 











Источник: http://www.shkolazhizni.ru, Вейгелен К.Е Очерки по истории летного дела
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2013) | Автор: Быков Семён Игоревич E W
Просмотров: 3021 | Комментарии: 4 | Теги: женщины, ночные ведьмы, авиация | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 4
4  
[color=#ff0000][/color]

3  
smile smile smile

2  
smile smile

1  
smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35048)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20152)
Щур Илья Андреевич (18886)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17696)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17076)
Перемота Алексей Юрьевич (14227)
Миргазетдинова Розалия (13107)
Комлев Фёдор Михайлович (12993)
Щур Илья Андреевич (12850)
Киселёв Андрей Валерьевич (12814)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017