Среда, 13.12.2017, 19:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Хорев Алексей "Станет ли авиация беспилотной или Перспективы развития БПЛА"
Станет ли авиация беспилотной или Перспективы развития БПЛА

Содержание

1. Цель
2. Задачи
3. Проблема
4. Выбор темы (актуальность)
5. Вступление («Немного из истории…»)
6. Военное применение во Второй мировой войне
7. Классификация
8. ДПЛА категории «микро»
 1) Самолеты
 2) Вертолеты
 3) Квадролеты
 4) Дирижабли
 5) Привет из космоса
 6) «Стрекоза»
9. «Тяжелые» ДПЛА
 1) Самый большой БПЛА
 2) «Солнечные» БПЛА
 3) Российские тяжелые БПЛА
10. Мирное применение
11. Заключение
12. Литература


Цель

Доказать, что БПЛА могут послужить в будущем заменой пилотной авиации.


Задачи

1. Рассказать о различных БПЛА
2. Показать возможные сферы их применения
3. Сделать вывод о возможности или невозможности их применения в различных сферах   


Проблема

Из-за сложности технической реализации систем управления, недостаточное развитие БПЛА и их применения.

Актуальность

В наше время жизнь человека-самое ценное, что у нас есть. По-моему, применение БПЛА - один из лучших способов предотвращения человеческих жертв не только в воздухе, но и на земле.

Вступление

 Немного из истории...

Первый опыт по созданию БПЛА был в 1910 году. Молодой американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил использовать летательные аппараты без человека. По его замыслу управляемое часовым механизмом устройство в заданном месте должно было сбрасывать крылья и падать, как бомба, на врага. Получив финансирование армии США, он построил и с переменным успехом испытал несколько устройств, получивших названия The Kattering Aerial Torpedo, Kettering Bug (или просто Bug), но в боевых действиях они так и не применялись.

В 1933 году в Великобритании разработан первый БПЛА многократного использования «Queen Bee». Были использованы три отреставрированных биплана, дистанционно управляемые с судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полёт, сделав Великобританию первой страной, извлёкшей пользу из БПЛА.


Военное применение.

В СССР в 1930—1940 гг. авиаконструктором Никитиным разрабатывался торпедоносец-планер специального назначения (ПСН-1 и ПСН-2) типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой. К началу 1940 г. был представлен проект беспилотной летающей торпеды с дальностью полёта от 100 км и выше (при скорости полёта 700 км/ч). Однако этим разработкам не было суждено воплотиться в реальные конструкции. 19 июля 1940 года приказом наркома ВМФ Кузнецова прекращены все работы на заводах и оборудование (со всеми материалами) было сдано на склад.

ПТ (пилотируемая торпеда) а ангаре
Беспилотная торпеда

В 1941 году были удачные применения тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 в качестве БПЛА для уничтожения мостов.

Немецкие войска не смогли сколько-нибудь эффективно помешать полётам советских планеров – они стал единственным типом авиационной техники, ни разу за всю войну не сбитой противником.

Советский планер Г-11

В течение Второй мировой войны немецкие учёные вели разработки нескольких радиоуправляемых типов оружия, включая управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, ракету Enzian и радиоуправляемый самолёт, наполненный взрывчатым веществом. Несмотря на незавершённость проектов, они с успехом использовались на Средиземном море против бронированных военных кораблей.

Henschel Hs 293

 В США было запущенно в массовое производство БПЛА-мишень Radioplane OQ-2 для тренировки летчиков и зенитчиков. Также, США в 1944 году применили впервые в мире классический ударный БПЛА - Interstate TDR.



В дальнейшем, БПЛА применялись в военных конфликтах для слежки, разведки, наведения, фото- и видеосъемки. 9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые был осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля».

Классификации:

БПЛА различают по:

Способу управления:
1. беспилотные неуправляемые;
2. беспилотные автоматические;
3. беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА).

По массе, высоте и длительности полета:
1. «микро» (условное название) — массой до 10 килограммов, временем полёта около 1 часа и высотой до 1 километра;

2. «мини» — массой до 50 килограммов, временем полёта несколько часов и высотой до 3 — 5 километров;

3. «миди» (средние) — до 1 000 килограммов, временем 10—12 часов и высотой до 9—10 километров;

4. «тяжёлые» — с высотами полёта до 20 километров и временем полёта 24 часа и более.

По кратности применения:
1. Одноразовые
2. Многоразовые

По месту старта/посадки:
1. Наземные
2. Воздушные
3. Воздушно-космические
4. Космические

Схема построения систем управления
1. Исполнительные механизмы
5. Мотоустановка
6. Приемник радиосигнала
7. Телеметрия
8. Стабилизирующая электроника
9. Дополнительные исполнительные механизмы
10. Автопилот
11. Пульт управления
12. Излучатель радиосигнала
13. Прием телеметрии
14. Средства связи (радиомодем, Wi-Fi, Bluetooth)

Способы стабилизации в полете
1. трехосный гироскоп
2. трехосный акселерометр
3. трехостный магнитометр
4. система навигации ГЛОНАСС/GPS
5. датчик давления
6. эхолокатор
7. трехосный ИК датчик
8. оптический датчик


БПЛА категории «микро»

В категории «микро» мы рассмотрим: самолеты, вертолеты, квадролеты (мультикоптеры), дирижабли, «стрекозы». Если рассматривать ДПЛА гражданского назначения, то это, в основном, радиоуправляемые модели, способные нести фото- и видео записывающую аппаратуру на борту. Недавно появилась новая разработка- FPV.

FPV (First Person View) - комплект приемопередающего оборудования для полетов собственно по видео. Включает в себя бортовую камеру и передатчик, устанавливаемые на борт, а также приемник и монитор, установленные на земле. Монитор в большинстве случаев выполняется в виде очков или маски, одеваемые на лицо пилота. Управление ведется не по наглядному наблюдению за моделью со стороны, а по бортовой камере. Дополнительно можно установить блок, дающий телеметрию борта на экран пилота: горизонт, угол атаки, координаты, азимут, скорость, высота, бортовое напряжение, ток и т.п. Сейчас эта технология развивается быстрыми темпами и получает широкое распространение в развлекательных целях.

 

Самолеты
Самолеты - один из самых распространенных ДПЛА. Сейчас получили широкое распространение и используются как для развлечения (полеты на радиоуправляемых моделях), так и для серьезных задач (слежка, съемка).

Данные ДПЛА могли бы применяться:

1. В поисковых операциях
2. Наблюдение за большими территориями
3. Доставка небольших грузов
4. Хозяйственные цели (поиск косяков рыбы на реке)
5. Быстрое перемещение и первичная разведка



Вертолеты

Вертолеты – второй по популярности вид ДПЛА. В качестве силовой установки обычно используются 2-тактные калильные двигатели внутреннего сгорания или электрические бесколлекторные двигатели. Также на вертолёты устанавливают бензиновые и турбореактивные двигатели. В наше время выделяют новый вид вертолетной компановки-квадролет.

 

Квадролеты

Квадролеты (мультикоптеры) - новый вид ДПЛА, в котором используется нестандартный способ управления полетом. Мультикоптер является летучей платформой, для которой используются несколько бесколлекторных двигателей. По отношению к земле данная платформа находится горизонтально, предусмотрена возможность зависания в необходимом месте, перемещения в любом направлении – вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз. Благодаря пропеллерам, встроенным на жесткой раме мультикоптера, аппарат способен взлетать и приземляться аналогично вертолету. Сами изобретатели утверждают, что использование мультикоптеров оказывается существенно безопаснее по сравнению с вертолетами. Контроль скорости и направления полета обеспечивается благодаря бортовым компьютерам.

Данные ДПЛА имеют схожие перспективы и могли бы реализовать свое преимущество при:

1. Тушении пожаров
2. Маневрирования в узких и труднодоступных участках, недоступных самолетам и другим ЛА
3. Перенос большей (по сравнению с самолетами) полезной нагрузки на небольшие расстояния
4. «Зависание» на месте и осмотр территории
5. Осмотр высотных конструкций



Дирижабли

В настоящее время беспилотные дирижабли используются для высотного видеонаблюдения. В состав оснащения входят бортовые камеры, которые позволяют производить круглосуточный мониторинг территорий. Одним из очевидных преимуществ дирижабля БПЛА над своим аэродиномическим собратом является отсутствие тенденции дирижаблей к немедленному падению на землю в случае возникновения у беспилотной машины технических неисправностей. Небольшие радиоуправляемые дирижабли также используются в качестве летающих рекламных реплик различных предметов. Например, 1:1 по размеру модель автомобиля. Такие дирижабли популярны на выставках, а также во время спортивных мероприятий на закрытых стадионах.

 Данные аппараты имеют огромную выгоду-они могут «зависать» в воздухе в статичном положении на очень долгий срок, недоступный другим ЛА. Установив камеру и другое оборудование можно контролировать большие участки местности, не тратя на это людских и иных ресурсов. Они не требуют специальной платформы для запуска, но им необходимо достаточно большое помещение или ангар для хранения аппаратуры и самого дирижабля. Его также можно было бы использовать для:
1. Переноса грузов
2. Осмотра определенного участка местности
3. Статичное наблюдение
4. Воздушная реклама



Привет из космоса

Предполагается, что беспилотные cтратосферные дирижабли на солнечной энергии смогут длительное время находиться на высоте порядка 30 км и обеспечивать наблюдением и связью очень большие территории, оставаясь при этом малоуязвимыми для средств ПВО; такие аппараты будут во много раз дешевле спутников. Для связи со стратодирижаблем, починки, дозаправки или модернизации оборудования без посадки того на землю предполагается использовать беспилотные самолёты. Преимуществом именно стратосферных дирижаблей над самолетами, которые могут исполнять схожие функции, является тот факт, что стратосфера еще не освоена коммерческими самолетами, и поэтому нет проблем с регулировкой движения летательных аппаратов на этих высотах. По сравнению же со спутниками связи стратодирижабли имеют преимущество по стоимости запуска и обслуживания, кроме того они не захламляют орбиту после списания. К тому же на высоте порядка 20 км радиогоризонт составляет около 750 км, и это позволяет поддерживать на этом расстоянии устойчивую связь, что вполне сопоставимо со спутниковой связью.

 

«Стрекоза»

Стрекоза представляет собой небольшой объект, сделанный преимущественно из пенопласта (тушка), пластмассы (рулевой хвост) и пленки (крылья). Ножки, изготовленные из железной проволоки, помимо опоры выполняют функцию антенны. Используется для развлечения-благодаря своим габаритам и маневренности способна летать в небольших помещениях, отлично подходит для полетов в залах, закрытых площадках.

Данные модели (при их дальнейшем усовершенствовании и модернизации) способны выполнять задачи военного назначения: более тяжелые БПЛА способны доставлять «стрекозу» на место, откуда она начинает слежку и передачу информации о местности, противнике, объектах и выполнять поставленные задачи (вплоть до полетов в помещениях).

Тяжелые ДПЛА

В наше время основное применение ДПЛА-это разведка и уничтожение небольших группировок противника. Управление осуществляется с помощью специального оборудования, расположенного на земле и на самом ДПЛА. Данное направление может развивается т.к. имеет ряд достоинств:

1. Практически неуязвимы для зенитного огня
2. Использование в горной местности, что особо опасно для пилотов на борту
3. Возможность посадки с парашютом (при наличии) на пересеченной местности
4. Продолжительное время полета на разных режимах
5. Относительная точность фото- и видео съемки
6. Использование в условиях, где человек физически не может находиться (ограниченное пространство, отсутствие кислорода, задымленность)
7. Отсутствие риска для пилота

Самый большой БПЛА

RQ-4A Global Hawk

Не стоит думать, что беспилотный летательный аппарат – это просто самолет без экипажа. На самом деле Global Hawk состоит из целого комплекса оборудования, чья стоимость составляет порядка 125 миллионов долларов, из которых цена самого аппарата всего лишь 35 миллионов. Комплекс состоит из трех трейлеров с антеннами и кабелями, генераторами и станциями, отдельно управляющими взлетом/посадкой и полетом. Кроме того, в комплекте силовая аппаратура, двигательный стенд и запчасти. Все это добро транспортируется двумя военно-транспортными самолетами C-17.

Фюзеляж RQ-4A Global Hawk алюминиевый, а V-образный хвост и крылья из композитных материалов. Комплект самого современного оборудования позволяет выполнять как разведывательные, так и боевые функции. БПЛА может нести 1 390 кг полезной нагрузки, но основное его оборудование: радар, дневная и инфракрасная цифровые камеры, которые имеют два режима работы: сканирование десятикилометровой полосы или съемку квадратами со стороной в 2 километра с разрешением 0,3 метра. Радар позволяет производить съемку в любых погодных условиях с разрешением в 1 метр. Связь с управляющим комплексом может производиться по спутниковому каналу со скоростью 50 Мбит/с или по радиоканалу УКВ со скоростью 137 Мбит/с. За сутки работы Global Hawk может произвести съемку 138 тысяч квадратных километров или получить почти две тысячи снимков.

В настоящий момент в мире 33 аппарата Global Hawk различных модификаций: RQ-4A и улучшенная версия RQ-4B, вариант RQ-4E Euro Hawk для немецких ВВС и MQ-4C для ВМФ США. Кроме того, сейчас разрабатывается полностью автономная модификация KQ-4.

Также существуют такие БПЛА как:

ДПЛА Reaper, ДПЛА ГрАНТ,

   ДПЛА «Пчела»

Сейчас такие аппараты используются, в основном, только для разведки, но, по-моему, их потенциал сильно недооценен. Если мы будем развивать данное направление и увеличивать размеры и полезную нагрузку ДПЛА, то появятся новые возможности их применения. Тяжелые ДПЛА могли бы использоваться:

1. При тушении пожаров
2. Разведка труднодоступных областей в хозяйственных целях (геологическая разведка в горах)
3. Поисково-спасательные работы (как крупными, так и менее большими ДПЛА)
4. Контроль территории (приграничные зоны)
5. Доставка грузов в труднодоступные места (горы, космические станции)
6. Хозяйственное использование (орошение полей удобрениями)
7. Ретрансляторы (смогут выполнять роль спутников на небольшой территории)
8. Наведение систем дальнего действия на цели
9. Проведение особо опасных испытаний (поведение объекта при перегрузках, на большой высоте)
10. Установка оборудования, способного создавать помехи и выводить из работоспособного состояния (радары, системы наведения ПВО)

 

«Солнечные» БПЛА

БПЛА следующего поколения – Centurion – легкий беспилотный самолет типа «летающее крыло» с солнечными элементами. Он стал хорошим примером того, как можно использовать солнечную энергию для длительных полетов на больших высотах. Размах крыльев Centurion (63 м) в два раза превышал размах Pathfinder (30 м). В 1998 году NASA провело испытания Centurion, а спустя год его модифицировали и переименовали в Helios, по имени греческого бога cолнца.

Helios – самый амбициозный проект NASA в области разработки солнечных БПЛА. С размахом крыла 75 м (больше, чем у Boeing 747!), 62 120 солнечными элементами и теоретическим потолком в 30 000 м, он стал вершиной 25 лет работы. Построенный фирмой AeroVironment, он использовался в программе «Самолет для исследований окружающей среды» ERAST (Environmental Research Aircraft and Sensor Technology). На самом деле Helios – не совсем солнечный самолет, а гибрид: днем используется солнечная энергия, а ночью – топливные элементы. Аппарат разрабатывался как прототип для высотных БПЛА, которые могут летать очень продолжительное время и выполнять задачи по мониторингу окружающей среды, а также выступать в роли радиоретрансляторов в течение недель или даже месяцев без использования топлива и без загрязнения воздушной среды. Создатели поставили перед собой две серьезные задачи: продемонстрировать устойчивый полет на высоте около 30 000 м и достичь продолжительности полета более 24 часов (из них как минимум 14 часов на высоте более 15 000 м). Первая задача была практически выполнена: 13 августа 2001 года Helios поставил неофициальный рекорд высоты для самолетов без реактивных двигателей – 29 523 м. Вторую задачу выполнить не удалось – 26 июня 2003 года во время испытательного полета в районе Гавайских островов Helios из-за проблем с системой управления вышел из-под контроля и упал в океан.

В Европе заинтересовалась солнечной авиацией несколько позднее, чем в Америке, но в последние годы быстро догоняет Америку, разрабатывая высотные солнечные БПЛА большого радиуса действия (High Altitude Long Endurance, HALE). Несколько перспективных проектов с солнечной двигательной установкой находятся в процессе работы, еще несколько – на стадии планирования. С 2000 года группа из Туринского политехнического университета из Италии совместно с группой из британского Йоркского университета разработала концепцию Heliplat. Это автономный самолет на солнечной тяге особо большого радиуса действия (Very Long Endurance Solar Powered Autonomous Aircraft, VESPAA).

Heliplat с размахом крыльев 70 м, летающий над большим городом и выполняющий функцию ретранслятора каналов связи, сможет покрывать территорию размером в 1000 км в поперечнике и, предположительно, обеспечивать поддержание почти полумиллиона каналов связи (этого должно хватить более чем для 8 млн абонентов, без учета передачи данных).

Подобные аппараты успешно могут выполнять роль «псевдоспутников», они расположены ближе к поверхности земли, более подвижны и стоят гораздо меньше, чем настоящие спутники. Причем совсем не обязательно они будут такими же большими, как Heliplat. Немецкий авиационно-космический центр (DLR) для тех же целей сейчас разрабатывает гораздо меньший самолет SOLITAIR с размахом крыльев всего 5,2 м. Его четыре солнечные панели смогут разворачиваться в сторону солнца с помощью небольших электроприводов.
Среди других разрабатываемых в Европе интересных проектов – легкий солнечный БПЛА Zephyr британской компании QinetiQ и сверхлегкий (2,5 кг) SkySailor, разрабатываемый университетом ETH в Цюрихе для возможных полетов в атмосфере Марса.

Российские тяжелые БПЛА

В нашей стране идет две основные перспективные разработки БПЛА для различных целей: "Скат" РСК МиГ и Як-133БР.



"Скат" РСК МиГ.

На авиасалоне "МАКС-2007", прошедшем в подмосковном Жуковском, российская самолетостроительная корпорация "МИГ" впервые представила программу создания боевого беспилотного летательного аппарата "Скат".

Боевой беспилотный летательный аппарат "Скат" предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, действий. На сегодняшний день построен полноразмерный макет БПЛА "Скат", предназначенный для отработки конструкторско-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик БПЛА. Работа над этим аппаратом началась в 2005 году. Аппарат предназначен для уничтожения малоразмерных целей. Все оружие находится внутри "беспилотника". На первом этапе создания аппарат будет пилотируемый. Затем будет построен беспилотный летательный аппарат.

Работу по созданию боевого беспилотного летательного аппарата корпорация "МИГ" ведет самостоятельно. В перспективе "Скат" планируется предлагать для поставки на экспорт.

Программа предусматривает постройку летающей лаборатории - демонстратора, предназначенную для отработки технологии БПЛА. Его планируется испытывать в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном.
В ходе испытаний летающей лабораторией будет проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий "Ската", включая применение оружия.

На презентации отмечалось, что дальнейшая программа работ предусматривает постройку и испытания прототипа "Ската" с полным набором боевых функций.



 Як-133БР

Проект беспилотного разведчика с использованием наработок по учебно-боевому самолету Як-130.

ОКБ рассматривает ряд перспективных межвидовых многофункциональных беспилотных авиационных комплексов. Разработку БЛА "Клёст" и "Ворон" предлагается проводить обычным путем, в то время как создание наиболее сложных и дорогостоящих БЛА семейства "Прорыв" планируется вести по нетрадиционной схеме. Важно, что эта разработка базируется на научно-техническом заделе, полученном в процессе создания УБС Як-130. Значительная часть отработанного БРЭО и СУ самолета Як-130 может быть перенесена на БПЛА. Это позволит провести разработку беспилотного авиационного комплекса с меньшими, чем при традиционном проектировании, затратами, в более короткие сроки и с меньшим техническим риском. Кроме того, БПЛА этого семейства — разведчик, радиолокационного дозора (РЛД) и ударный — имеют большой процент взаимозаменяемых агрегатов и систем.

Беспилотные разведчики обеспечивают выполнение практически всех задач воздушной разведки и проведения специальных операций. Представленная концепция создания БПЛА имеет высокий уровень преемственности с концепцией разработки УТС (учебно-тренировочного самолета) Як-130, который в настоящее время успешно проходит летные испытания.
Предложенные БПЛА идеологически и конструктивно связаны между собой. Такой подход обеспечивает разработку новых БПЛА с минимальными затратами и в сжатые
сроки. При этом технический риск разработки сводится к минимуму.
Для успешной реализации программ развития комплексов с БПЛА необходимо создать организационный механизм, который должен быть взаимоувязан по всем уровням управления производственным процессом и по целевой направленности самих комплексов. По нашему глубокому убеждению, основанному на оценке опыта создания беспилотных авиационных комплексов в нашей стране, в этих работах главная роль должна отводиться самолетостроительным ОКБ, поскольку любой ЛА является системообразующим элементом авиационного комплекса, а эти ОКБ имеют богатейший опыт создания подобных сложных технических систем и обеспечения их жизненного цикла.

Мирное применение

На нём впервые на всеобщее обозрение специалистов и посетителей опытно-конструкторское бюро «Сокол» из Казани показало беспилотный авиационный комплекс экологического мониторинга «ДАНЭМ».
В интересах топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ беспилотный комплекс способен решать задачи дистанционной технической диагностики и производственно-технологического мониторинга объектов ТЭК, осуществлять цифровое картографирование перспективных районов и районов производственной деятельности предприятий, охрану объектов при своевременном обнаружении угроз и их идентификации, а также геологическую разведку с применением дистанционных методов.
Для решения этих и других задач беспилотный самолет может быть оборудован тепловизионной и телевизионной системами, радиолокационной станцией, лазерным газоанализатором, сканером подстилающего рельефа. Кроме того, на нем может быть установлена и другая полезная нагрузка, определяемая решаемыми задачами.
При взлетной массе в 500 кг и крейсерской скорости 120-140 км/ч беспилотный самолет может совершать полеты на высотах до 6000 м в течение до 20 часов с целевым оборудованием, массой до 100 кг. Эксплуатационные перегрузки могут составлять от +5 до -3 единиц.



Заключение

БПЛА могут хорошо выполнять узкоспециализированные задачи. Для каждой задачи – свое конструктивное решение, оптимальное для выполняемой задачи.
Основная сложность в проектировании и эксплуатации БПЛА это:
- управляемость;
- дальность действия;
- помехоустойчивость;
- поведение в нестандартной ситуации;
Развитие современных средств связи (спутниковая связь, ретрансляторы), позиционирования (ГЛОНАСС, GPS) и компьютерных технологий (самообучающиеся системы, искусственный интеллект) позволяют надеяться что проблема управляемости БПЛА может быть успешно решена в недалеком будущем.
Решив существующие проблемы БПЛА можно получить экономичный, безопасный и во многих случаях незаменимый инструмент для решения задач:
- связанных с опасностью для жизни;
- невозможностью пилотирования человеком;
- требуется компактное, высокоманевренное устройство;
- автоматическое высокоточное пилотирование с использованием глобальных систем позиционирования.

В будущем я планирую заниматься информационными технологиями и системами управления.

Благодаря развитию электроники и компьютерных систем уже сейчас можно конструировать и создавать БПЛА буквально у себя дома. Используя стандартные компоненты, была построена радиоуправляемая модель, с помощью которой удается снимать небольшие видеоролики:




Литература

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/2143

http://copterstore.ru/multicopter.html

http://ru.wikipedia.org

http://300knig.ru/nauka-i-ucheba/letayushhie-krylya-o-l-lemko/1-2/5

http://www.upweek.ru/radioupravlyaemaya-model-strekozy.html

http://www.liveguns.ru/news/letayshie_krilo

http://www.luxurynet.ru/aircraft/1193/Page-6.html

http://e-news.com.ua/show/259255.html

http://eroplany.narod.ru/planes/torp/index.htm

http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/tranport-i-planer

http://ruvsa.com/reports/sunenergy/

http://www.disput.az/index.php?showtopic=285364&st=45

Авиация и космонавтика (Россия) 1979 - 1985 гг. Выпуск №3,5

Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.

«Мехатроника: элементная база, микропроцессоры и программное обеспечение для построения современных систем управления мобильными роботами» Амелин Константин, канд. физ.-мат. наук, СПбГУ, Ген. директор SmartFly ,LLC

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (10.01.2013) | Автор: Хорев Алексей E W
Просмотров: 4748 | Комментарии: 10 | Теги: проблемы, перспективы, БПЛА, беспилотный | Рейтинг: 4.0/35
Всего комментариев: 10
10  
Молодец! Хоть у кого-то получается с работой

8  
Только что по работе искал информацию по БПЛА, а тут как найденная! Очень пригодилась.

7  
а как сделана запись видео?
и что летало? - это самоделка?
pls, расскажите) !!!

9  
запись видео с воздуха производилась с помощью видеорегистратора, с земли обычной камерой. одна самоделка, одна нет smile

6  
Друзья! Если у кого-то не отображается видео, то его можно посмотреть по следующим ссылкам: запись с воздуха и  запись с земли.

5  
Молодец!

4  
Автору респект ! тема интересная актуальная познавательная, узнал много нового.

3  
Интересная и перспективная тема, за дистанционно управляемыми устройствами - будущее
тема раскрыта )

2  
Лёш хорошая работа-познавательно.

1  
Отличная работа

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35168)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20383)
Щур Илья Андреевич (19128)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17870)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14332)
Миргазетдинова Розалия (13537)
Комлев Фёдор Михайлович (13124)
Киселёв Андрей Валерьевич (12950)
Щур Илья Андреевич (12947)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017