Понедельник, 21.08.2017, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Польщикова Дарья "Су-27 - Самолет-легенда"
Введение:
ВВС играют большую роль в обеспечении военной безопасности страны, в её  политическом положении, так как по оснащению войск можно судить о готовности страны вести военные действия и о состоянии науки и технического прогресса в той или иной стране. Так ВВС России достойно представляет Су-27 – советский(российский) истребитель четвертого поколения, истребитель – завоевания господства в воздухе; самолет, которому суждено было стать ответным ударом ВВС СССР на разработку ВВС США F-15. Творение ОКБ Сухого с этим прекрасно справилось. Су-27 опередил своего соперника по многим параметрам: по маневренности, по дальности полета, по тяговооруженности, по скороподъемности, по дальности обнаружения воздушных целей.  И заслужил себе звание «Лучший в мире истребитель». По этому я решила написать о Су-27, о самолет, который показал всему миру о мощи ВВС СССР, и я думаю он заслуживает звание – Самолет-легенда. 

История создания:
Между СССР(Россией) и США существует «поединок» технического оснащения . Так в 1965 г. ВВС США в рамках научно-исследовательской приступили к более детальному изучению возможности создания тактического истребителя нового четвертого  поколения. Проектирование самолета программы FX (Fighter Experimental) по уточненным требованиям началось в 1969 г.. ВВС США объявили конкурс на разработку самолета F-15, победителем которого стала компания "Макдоннелл Дуглас".  26 июня 1972 г. закончилась сборка первого опытного экземпляра YF-15-прототип будущего "Игла", а 27 июля "фирменный" летчик-испытатель И.Барроуз впервые поднял эту машину в воздух. В 1969-1970 гг. ВВС СССР объявили аналогичный конкурс фирмам МиГ, Су и Як на создание истребителя нового поколения. Поскольку существовало достаточно данных о разработке F-15 cоветским конструкторам была поставлена  задача превзойти F-15 по всем параметрам на 10%. Вначале П. Сухой хотел отказаться от участия в конкурсе, мотивируя это тем, что  отставание СССР в радиоэлектронике не позволит  создать относительно легкий самолет.  Но в начале 1971 г. последовало решение Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР, а затем и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о развертывании в Советском Союзе программы создания "Перспективного фронтового истребителя" (ПФИ), который стал бы ответом на появление в США самолета F-15. И П. Сухой был вынужден принять в этом участие.   Правда работа над этим проектом уже велась, но ею занимался всего один конструктор — Владимир Иванович Антонов.  На основе его проработок в отделе проектов и был подготовлен первый вариант компоновки Т-10. Его непосредственными авторами стали О.С.Самойлович, В.И.Антонов и начальник бригады отдела проектов В.А.Николаенко. Вся поверхностьТ-10  под влиянием самолета Т-4МС выполнялась набором деформированных аэродинамических профилей, а потом на нее надстраивалась головная часть фюзеляжа и подвешивались мотогондолы. Кроме того, на основе летных испытаний самолета Т-4 было принято решение выполнять самолет статически неустойчивым на дозвуковых скоростях полета с электродистанционной четырехкратно резервированной системой управления.  C этим самолетом ОКБ Сухого выиграло  конкурс на создание тяжелого ПФИ — анти-F-15. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С.Черняков, проектирование велось бригадой Л.И.Бондаренко. В ходе проектирование конструкторы столкнулись с необычной проблемой – в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю, отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требованиям заказчика в ущерб эффективности  боевого применения.  Проблему удалось решить разделив требования к Т-10 на две части:  с нормальным запасом топлива во внутренних баках и с максимальным. В результате дальность полета Су-27 превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными  топливными баками.  Одновременно удалось решить еще одну проблему — заручиться поддержкой ВВС в вопросе о переходе на новых самолетах на единый, унифицированный для истребительной авиации ВВС и авиации ПВО страны диапазон волн для РЛС. 
Эскизное проектирование закончили в 1975 году, а в 1976 вышло постановление СМ СССР о проектировании Су-27. С февраля 1976 года главным конструктором Су-27 стал М.П.Симонов.  20 мая 1977 года В.С.Ильюшин на Т10-1 совершил первый вылет , а через год к летным испытаниям был подключен второй самолет — Т10-2. Обе машины оснащались двигателями АЛ-21ФЗ. Основной целью летных испытаний являлось определение летных характеристик и отработка электродистанционной системы управления.
Во время создания самолета приходилось сталкиваться со многими проблемами: ОКБ «Сатурн», разрабатывавшие  двигатель АЛ-31Ф вместо требуемого двигателя со значением минимального удельного расхода топлива 0,61+0,02 кг топлива на кг тяги в час предоставили двигатель  с расходом топлива 0,64 топлива на кг тяги в час. В связи с этим ОКБ Сухого вынуждены были подвергнуть самолет коренной переделке. Уменьшили мидель, организовали дополнительные емкости на 800 кг топлива, разработали новую схему шасси, тормозной щиток перенесли с крыла на верхнюю поверхность фюзеляжа, а кили — с мотогондол на вновь организованные балки горизонтального оперения. С целью снижения лобового сопротивления была уменьшена кривизна крыла и введены отклоняемые носки. Другая  проблема: научно-производственное объединение «Фазотрон», разрабатывавшее радиолокатор, не смогли сделать щелевую антенну, пришло разрабатывать  РЛС с обычной косегреновской антенной.
По результатам комплексного анализа характеристик Су-27 в сравнении с западными аналогами,  полученных в первых полетах опытного самолета, предполагаемого «господства в воздухе» Су-27 не выявилось. Такой результат объяснялся целым комплексом причин, основными среди которых являлись: с одной стороны - недооценка реальных характеристик F-15, а с другой - серьезное перетяжеление самолета из-за невыполнения весовых лимитов по конструкции систем и оборудования и ухудшение расходных характеристик двигателей АЛ-31Ф, выявленное по результатам их стендовых испытаний. Для получения заданного по ТТТ уровня характеристик и достижения гарантированного результата в основном назначении самолета, по инициативе Главного конструктора М.П. Симонова и по поручению Генерального конструктора Е.А. Иванова в КБ была разработана программа действий, главными составляющими которой являлись: 
- жесткий контроль веса, 
- снижение сопротивления, 
- повышение несущих свойств крыла, его адаптивности к разнообразным режимам полета, 
- улучшение характеристик боковой устойчивости самолета.
Для реализации этой программ в результате тесной совместной работы аэродинамиков с проектантами ОКБ была разработана серия конкретных рекомендаций по изменению исходной компоновки Су-27, которая включала: 
- переход к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном, 
- перенос коробки самолетных агрегатов «на спину» двигателя, что позволяло «спрятать» ее в тени центроплана крыла и уменьшить мидель самолета, 
- применение новой кинематической схемы уборки основных опор шасси за счет использования косой оси навески и замка фиксации стойки на мотогондоле, 
- перенос килей с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения.
В январе 1978 года ОКБ Сухого начали изменять истребитель,  учитывая данные рекомендации.
В декабре 1979 г. М. Симонов стал заместителем министра авиационной промышленности. Главным конструктором Су-27 назначили заместителя Главного конструктора КБ Сухого, бывшего начальника отдела систем управления Артема Александровича Колчина. Весной 1981 г. начались испытания первого экземпляра самолета новой компоновки — Т10-7. Полеты проходили успешно, но в сентябре того же года машина погибла. В одном из вылетов на полигоне Белые Столбы неожиданно для летчика самолет остался без топлива. Летчик-испытатель В. Ильюшин впервые в жизни катапультировался. Последствия были серьезны:  главный конструктор А. Колчин был снят с работы, а ведущий инженер Р. Ярмарков уволен из КБ без права работать на других предприятиях авиапромышленности.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться конструкторам Су-27, им удалось создать  действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. В 1984 году первые серийные Су-27 стали поступать в войска. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях.

Различные модификации:
Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Так можно выделить четыре основные линии развития:
1)Одноместный истребитель Су-27:
 Современная аэродинамика, мощные и экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, широкий диапазон высот и скоростей, совершенное радиоэлектронное оборудование, новейшие управляемые ракеты - все это делает Су-27 незаменимым при решении задач перехвата воздушных целей, позволяет ему уверенно вести ближний маневренный воздушный бой.

2)Двухместный учебно-боевой и боевой самолет Су-27УБ/Су-30:
 Су-27УБ сохраняет в себе в полном объеме основные технико-боевые показатели Су-27. Отличительная особенность Су-27УБ – возможность размещения друг за другом двух человек в одной кабине, возможность двойного управления.
Серия Су-30 предназначена для осуществления длительных полетов. Самолеты Су-30 способны вести воздушный бой как в группе, так и в одиночку. Су-30 эффективен при применении его в качестве командного пункта. Он оснащен новейшей системой спутниковой связи и системой навигации. Установленная на нем аппаратура дает возможность контроля воздушной обстановки во время боя. На вооружении Су-30 находятся 30-мм пушка и сбрасываемое вооружение массой около 8 тонн. Этот боевой самолет также способен нести ракеты разных типов. 

3)Палубный истребитель Су-33:
Су-33 имеет горизонтальный взлет и посадку. Разработан для эксплуатации на атомном крейсере.  Корабельный истребитель имеет усиленную систему дистанционного управления и новейшую гидросистему. Консоль крыла и стабилизатора  выполнена с возможностью частичного складывания. Внесены изменения и в некоторые конструктивные части базового самолета. Под хвостовой частью установлен тормозной бак для осуществления посадки самолета на палубу авианосца. Самолет обладает возможностью дозаправки топливом непосредственно в полете.  До сих пор этот боевой самолет считается самым лучшим истребителем корабельного базирования. Он превосходит по всем летным и техническим показателям самолеты США аналогичного целевого использования, которые уступают ему по маневренности, радиусу действия и разгонным характеристикам. Но доработка СУ-33 осуществляется в постоянном режиме.

4)Фронтовой бомбардировщик Су-32ФН/Су-34:
 Фронтовой бомбардировщик СУ-34 также создан на основе СУ-27. СУ-34 получил удачное бронирование, которое увеличивает живучесть самолета в боевых условиях. Радиус действия составляет две тысячи километров без дозаправки и дополнительных баков. На нем установлено новейшее радиоэлектронное оборудование, включающее радар, позволяющий атаковать цели, не приближаясь к ним на близкое расстояние. СУ-34 в состоянии нести около восьми тонн вооружения: от фугасок до крылатых ракет. Обладая маневренностью СУ-27, бомбардировщик может постоять за себя в воздушном бою. Удобная кабина, в которой пилоты могут встать во весь рост и размяться во время длительного перелета, имеет немаловажное значение. Модификация этого бомбардировщика позволяет применять его в береговой авиации.

Серийные модификации Су-27:
Т-10:Первоначальная компоновка самолета.  
Су-27: Радикально модернизированный Т-10 
Су-27П: Одноместный истребитель-перехватчик создан для войск ПВО
Су-27СКМ:  Экспортный вариант, разработан в середине 1990 годов
Су-35/Су-35С:  Сверхманевренный многофункциональный истребитель, относится к поколению «4++».
Су-27М:  Многоцелевой вариант Су-27, спроектирован по схеме «интегральный триплан» с ПГО.
Су-27СМ: Отремонтированный и модернизированный Су-27. 
Китайские Су-27: На основе лицензионного российского истребителя J-11/Су-27СК Китай создал собственный вариант многофункционального истребителя J-11B
П-42: Максимально облегченный для установки мирового рекорда скороподъемности. В 1986-1988 установлено 27 рекордов скорости и скороподъемности.
Т-10-20: Создан для побития мирового рекорда скорости на замкнутом 500-км маршруте, но мировой рекорд на нем не был установлен.

Роль Су-27 и его модификаций:
Су-27 является одним из главных оружий ВВС России. В ближайшие годы в России планируется  изменение боевых возможностей ВВС, отчасти за счет   замены  устаревших истребителей модификациями Су-27.   Первую скрипку в борьбе с наземными целями будут играть ударные машины - Су-34, многоцелевые истребители Су-30СМ.Так 12 декабря 2012 г. специалисты инженерно-технического состава Воронежской авиабазы Западного военного округа прибыли в Новосибирское авиационное производственное объединение и приступили к плановому осмотру и приему 10 новейших многофункциональных бомбардировщиков Су-34 для формирования второй эскадрильи.  Данная техника войдет в состав формируемой второй эскадрильи Су-34 на аэродроме «Балтимор» в Воронеже.
 За Су-27 занимает важное место не только в ВВС России, но и ВВС Китая.  1990 г. Россия и Китай договорились на поставку 24 Су-27, включая одноместные варианты и «спарки». В дальнейшем было достигнуто соглашение на поставку еще 24 Су-27. Заказанные истребители выпускались на КнААПО и ИАПО. Так же контракты на закупку модификаций Су-27 Китаем были подписаны в 1999 г., 2001 и 2003 гг.
 В 2012 году Су-35 вошел в ТОП Российского оружия. В августе 2009 года Министерство обороны России заключило с "Сухим" контракт на поставку 48 новых истребителей. Их поставка должна завершиться до конца 2015 года, после чего военное ведомство может заключить еще один контракт на поставку дополнительной партии Су-35С из 48 машин. К настоящему времени, военные получили для испытаний три опытных и девять серийных истребителей. 
Таким образом, модификации Су 27 изобретаются до сих пор и планируется дальнейшая работа в этом направлении, Су 27 получился настолько удачным, что является важным атрибутом  в военной техники России и не только.

Су-27 против F-15:
 
Главной целью Су-27 изначально было превзойти Американский истребитель F-15. Для выявления лидерства проводили совместные учения.
С 16 по 26 февраля 2004 г. на авиабазе Гвалиор в Индии проходили совместные учения США И Индии(на советских самолетах)по авиационной боевой подготовке.  Американцы хотели на практике изучить летные возможности нового тяжелого, но сверхманевренного, истребителя Су-30МКИ. Как показали результаты учений, американцам хватило за глаза и возможностей Су-30МК. Считалось, что превосходные летные характеристики истребителей семейства Су-27 с лихвой компенсируется очень хорошим радиоэлектронным оборудованием, которым оснащены американские самолеты. Но на практике это не подтвердилось. Летчики Индии выиграли каждые два из трех поединков, в которых участвовали. Индийские летчики перевернули американские представления о тактике истребительной авиации. Они использовали в учебных боях оптико-электронные системы самолета, не включая РЛС, что позволяло им незаметно подбираться к американцам на "расстояние прицельного выстрела из бортовой пушки". В ближнем бою у менее маневренного F-15C шансов уцелеть было немного. По сообщениям индийского командования, таким образом американцы были "сбиты" не менее 20 раз. В ходе боев оказалось, что российские РЛС превосходят американские. Они обнаруживали F-15C даже на фоне гор на дальности до 60 км. РЛС "противника" в таких условиях "слепли", не различая цели на фоне многократных отражений от горных уступов. Эти учения на практике показали преимущество Су-30МК перед F-15 перед главным соперником семейства Су-27.

Фигуры высшего пилотажа
Самолет Су-27 отличается хорошей управляемостью и устойчивостью, что позволяет выполнять сложные фигуры на данном аппарате. Одна из лучших пилотажных групп ВВС России «Русские Витязи»  выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. На Су-27 впервые в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв   продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «кобру» (в полёте самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение). В последствии исполнение трюка усовершенствовалось : сейчас при выполнении «кобры» самолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для Су-37 — до 180° (то есть Су-37 может летать хвостом вперёд). Затем, самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в возможности экстренного сброса скорости (аэродинамическое торможение — второе название «кобры»), что позволяет «стряхнуть с хвоста» истребитель противника в ближнем бою.
Так же на Су-37впервые  стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»). При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полёта, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста!
На самолете возможно исполнение элемента – «колокол»— фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывется носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. После того как самолёт проходит нулевую скорость (то есть скорость изменяется от заданной скорости ввода до нулевой), при падении на «хвост» скорость имеет незначительную отрицательную величину, а после опрокидывания носа вниз увеличивается до скорости вывода в горизонтальный полёт.Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для допплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Также используется при работе по поверхности для погашения скорости и последующего прицеливания.
Все эти трюки способны выполнять «Русские витязи», они покоряют своим мастерство , не только жителей России,но они также  выступали на авиасалонах многих стран: США, Канады, Франции, Голландии, Словакии, Норвегии, Бельгии и Люксембурга. Су-27 в руках умелых пилотов способен исполнять сложные и зрелищные представления.

Заключение:
 
Самолеты семейства СУ 27-были реальным прорывом в свое время и не только в вопросах аэродинамики и вооружения. Они подтянули промышленность на новый уровень. Пришлось осваивать новые технические процессы, менять подходы к культуре производства. Организация серийного производства -отдельная и не менее интересная тема, но самое главное в этой машине ОКБ заложило огромный потенциал для последующих модернизаций и вот уже почти 30 лет делается серийно этот самолет, а возможности его далеко еще не исчерпаны. В итоге, несмотря на все трудности создания получился уникальный самолет, достойный звания :"Самолет - легенда".

Источники:
Журнал: Легендарные самолеты №8
http://ammokor.ucoz.ru/index/su_27_protiv_f_15/0-178
http://vpk.name/news/82233_mnogolikii_su27_v_vvs_kitaya.html
http://airspot.ru/catalogue/item/mcdonnell-douglas-f-15a-b-eagle 
http://vpk.name/news/82201_vvs_rossii_ozhidanie_kachestvennogo_perehoda.html
http://topwar.ru/22647-rossiyskoe-oruzhie-itogi-2012-goda.html 
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11526303@egNews
http://topwar.ru/18835-luchshiy-v-mire-istrebitel.html
http://topwar.ru/11016-su-27-odin-iz-luchshih-boevyh-samoletov-mira-chast-2-ya-sovershenstvu-net-predela.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5_%C2%E8%F2%FF%E7%E8

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2013) | Автор: Польщикова Дарья E W
Просмотров: 1849 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Нужно больше источников!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12318)
Щур Илья Андреевич (11615)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9070)
Бадакова Анастасия (9032)
Чеховская Алена Алексеевна (5256)
Рафаэль (4791)
Иванов Семен Владимирович (4723)
Кошманов Илья Игоревич (4598)
Беляева Александра Сергеевна (4583)
Пушинская Кристина Валерьевна (4057)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017