... |
|
|
Доронин Валентин. "Что дадут нанотехнологии авиастроению?"
X Международной Олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского
Валентин Доронин
Тема исследовательской работы: «Что дадут нанотехнологии авиастроению?»
I. Введение
II. Основная часть
1. Основные направления в развитии авиастроения на современном этапе
2. Возможности нанотехнологий
2.1. Замечательные свойства наноматериалов
2.2. Перспективные наноматериалы
2.3. Наносенсоры
3. Применение нанотехнологий в авиастроении
3.1. Перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении
3.2. Создание новых конструкционных материалов
3.3. Нанопокрытия
3.4. Использование нанодатчиков
III. Выводы и заключение
IV. Литература
I. Введение
Человечество постоянно стремится создать все более быстрые, более надежные и более комфортабельные средства передвижения. Преимущества авиации заключаются в том, что именно она обеспечивает самую быструю, удобную и комфортабельную транспортировку людей и товаров на большие расстояния.
Исторически развитие авиации было направлено на преодоление двух барьеров – максимальных высот и скоростей полета. Сегодня авиация активно осваивает все новые высоты в околоземном пространстве, сверхзвуковые и гиперзвуковые диапазоны скорости.
Новый уровень развития авиации в будущем могут обеспечить только новые инновационные технологии, так как традиционные уже исчерпали себя и дальнейшее их использование дает незначительные результаты при существенных затратах. В этом плане нанотехнологии открывают практически бесчисленные возможности для развития авиации. Они позволят перейти к принципиально новым концепциям летательных аппаратов.
Цель работы: исследовать перспективы использования нанотехнологий в авиастроении.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы и основные направления в развитии авиации.
2. Изучить возможности нанотехнологий относительно их применения в авиастроении.
3. Определить применение нанотехнологий и наноматериалов в перспективных авиаконструкторских проектах.
II. Основная часть
1. Основные направления в развитии авиастроения на современном этапе
Авиация и авиастроение – одни из наиболее высокотехнологичных секторов экономики, потребляющих высокоэффективные материалы и технологии. Именно такие материалы с требуемыми служебными характеристиками обеспечили реализацию смелых замыслов конструкторов в таких значимых для страны изделиях, как штурмовик Ил-2, истребитель МиГ-17, ударно-разведывательный самолет Т-4 «Сотка», тяжелый транспортный самолет Ан-225 «МРИЯ», космический челнок «Буран», двигатель АЛ-31Ф с изменяющимся вектором тяги, сверхзвуковые Ту-144 и Ту-160 и другие.
В соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации в области авиастроения ставятся задачи достижения принципиально новых показателей эксплуатации и технических характеристик сложных технических систем:
· обеспечить ресурс конструкций планера более 80 тыс. летных часов с увеличением межремонтных сроков до 20 лет и ресурса двигателя до 0,5-1 ресурса планера;
· снизить на 30% массу конструкций планера и двигателя летательных аппаратов путем применения сверхлегких материалов нового поколения, а также технологии создания интегрированных систем, в том числе прогрессивными методами сварки в твердой фазе;
· увеличить объем применения в силовых конструкциях композиционных и интеллектуальных материалов до 60% по весу или свыше 70% от омываемой поверхности планера;
· снизить расход топлива и эмиссию СО2 в 2 раза, эмиссию NOX в 1,8 раза, а также уровень шума;
· повысить температуру газа перед турбиной до 2200 оК, ресурс деталей горячего тракта в 2-3 раза, обеспечить соотношение тяги к весу 20:1 и снижение стоимости жизненного цикла на 10-20%;
· создать семейство авиадвигателей нового поколения с тягой 9-18 тонн, в том числе путем применения новой генерации супержаропрочных материалов и покрытий;
· сократить на 30-50% стоимость и затраты на ремонт и восстановление конструкций, трудоемкость техобслуживания в 2 раза;
· увеличить до 90% объем отечественных материалов в планере и двигателе гражданских летательных аппаратов и до 100% в военной авиационной технике;
· создать гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), работающие при скоростях от 5 до 15 чисел Маха, включая развитие ГПВРД;
· снизить до 50% заметность в оптическом, тепловом, радиолокационном и акустическом диапазонах благодаря применению нанотехнологий;
· существенно повысить безопасность полета за счет снижения влагонасыщения полимерных композиционных материалов, повышения их ударо- и молниестойкости;
· провести квалификацию отечественных материалов, в том числе с учетом требований зарубежных стандартов.
Основой успешной реализации стратегических направлений в авиастроении является применение нанотехнологий.
2. Возможности нанотехнологий
2.1. Замечательные свойства наноматериалов
Нанотехнологии - это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, хотя бы один линейный размер которых лежит в диапазоне 1–100 нм. Нанотехнологии основываются на фундаментальных положениях и методах исследований физики, химии, биологии, математики и ряда технических и гуманитарных наук, что свидетельствует о ярко выраженной междисциплинарности нанотехнологий.
Важно отметить, что нанотехнологии призваны создавать материалы и законченные изделия с принципиально новыми эксплуатационными свойствами, которые не могут быть достигнуты с помощью традиционных технологий.
Почему же наноматериалы обладают столь замечательными свойствами? Кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом: во-первых, при переходе от микро- к нанообъектам увеличивается отношение числа атомов, находящихся на поверхности, к числу атомов в объеме, вследствие чего растет влияние сил поверхностного взаимодействия и границ раздела на свойства вещества, а во-вторых, с уменьшением размеров частиц все в большей степени проявляются квантовые эффекты. Роль первого фактора является определяющей, например, при получении наноматериалов с уникальными механическими свойствами, а второго – при создании элементов наноэлектроники.
Таким образом, можно констатировать, что наноструктурированное вещество приобретает новые свойства, отличные от физико-химических свойств, присущих веществу в его объемном состоянии. Переход в такое качественно новое состояние, называемое часто наносостоянием, для большинства веществ начинается как раз при размерах структурных элементов менее 100 нм.
2.2. Перспективные наноматериалы
Развитие нанотехнологии в значительной степени связано с открытием, изучением и уже начавшимся практическим использованием трех углеродных наноструктур: фуллеренов, углеродных нанотрубок и графена.
Фуллерены представляют собой шарообразные молекулы, состоящие от 20 до 960 атомов углерода. Самым изученным является фуллерен C60, который был открыт в 1985 г. в экспериментах по лазерному испарению графитовой мишени. Поверхность молекулы C60 представляет собой многогранник, состоящий из 20 шестиугольных и 12 пятиугольных граней. Диаметр молекулы C60 составляет около 1 нм.
Фуллерены уже находят применение при производстве аккумуляторных батарей, изучаются возможности создания на их основе оптических затворов, устройств для записи информации и элементов солнечных батарей. Молекулы C60 пригодны также для применения их в качестве добавок при создании различных наноматериалов и присадок для ракетного топлива.
Углеродные нанотрубки
Углеродная нанотрубка является фактически свернутым в цилиндр диаметром 1−5 нм моноатомным слоем графита, который и называется графеном.
Впервые нанотрубки были обнаружены в 1991 г. при высокотемпературном разрушении графитовых электродов зажигаемой между ними электрической дугой. Затем образование нанотрубок наблюдалось и в экспериментах по лазерному испарению графита, подобных тем, в которых были открыты фуллерены, а фуллерены, в свою очередь, были получены электродуговым методом.
Помимо однослойных нанотрубок, существуют многослойные трубки, которые представляют собой несколько вложенных друг в друга однослойных нанотрубок. Диаметр многослойных нанотрубок достигает 20−25 нм, а расстояние между слоями равно 0,34 нм, что соответствует расстоянию между атомами углерода в графите. Длина нанотрубок, полученных электродуговым методом и лазерным испарением графита, обычно не превышает 10−100 мкм. Разработанные позднее методы получения нанотрубок путем химического осаждения из паров углеводородов дают возможность получать значительно более длинные нанотрубки – до 2−3 см.
Нанотрубки обладают очень хорошими механическим характеристиками. Предел прочности однослойных нанотрубок по разным оценкам составляет от 50 до 150 ГПа, что в десятки раз выше прочности стали. Поскольку плотность нанотрубок достаточно низка, то удельная прочность материала, изготовленного из нанотрубок, достигает рекордных значений. Относительное удлинение нанотрубок до разрушения составляет 10–15%, т.е. они обладают и достаточно высокой пластичностью. Нанотрубкам также присущи уникальные электрические и тепловые свойства, связанные с особенностями их структуры.
Графен
Графен представляет собой изолированный моноатомный слой графита, т.е. слой атомов углерода, размещенных в узлах гексагональной двумерной кристаллической решетки.
Свойства графена во многом уникальны. Он является одним из наиболее прочных материалов и обладает очень высоким коэффициентом теплопроводности, почти в 15 раз выше по отношению к меди и в 1,5 раза превышает аналогичный показатель для УНТ. В настоящее время некоторые исследователи считают графен наиболее перспективным заменителем кремния в качестве полупроводникового материала для наноэлектроники.
С помощью нанотехнологий создаются уникальные композиционные материалы, разделяемые на два вида: нанокомпозиты и нано-нанокомпозиты. К первым относят композиты, в которых используются наноразмерные включения, но матрица не является наноструктурированной, а ко вторым – имеющие помимо нановключений наноструктурированную матрицу.
2.3. Наносенсоры
Нанотехнологии и созданные с их помощью наноматериалы открывают совершенно новые возможности для разработки разнообразных сенсоров – датчиков для регистрации и определения параметров широкого круга физических объектов. Примечательно, что в большинстве своем наносенсоры отличаются от существующих датчиков не только своими малыми размерами, но и значительно лучшими характеристиками.
Для создания наносенсоров широко используются нанотрубки и наностержни в сочетании с органическими и неорганическими молекулами.
Нанотехнологии позволяют создавать также высокочувствительные датчики механических воздействий, ускорений, электромагнитных полей. Особенностью описанных датчиков является наличие подвижных частей, что позволяет с их помощью получать электрический сигнал в ответ на механическое воздействие, и наоборот – механическую реакцию на электрическое воздействие. По этому признаку указанные датчики можно отнести к наноэлектромеханическим системам.
Сочетание на одном чипе электронных и электромеханических наноустройств, включая устройства для управления потоками жидкости и газа, позволяет создавать весьма сложные функциональные системы, получившие название «лаборатория на чипе».
3. Применение нанотехнологий в авиастроении
3.1. Перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении
Многие эксперты оценивают внедрение достижений нанотехнологий в авиации как революционный шаг, способный существенно изменить облик самолета и его показатели.
Каргопольцев В.А., директор Научно-Технического Центра "Объединенной Авиастроительной Корпорации", выделяет следующие перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении:
· прочность летательных аппаратов;
· живучесть и снижение веса;
· аэроупругость;
· снижение трения;
· решение задачи борьбы с обледенением и прилипанием к внешней стороне конструкции ЛА различной "биологической живности" с помощью отслаивающихся чешуек;
· снижение заметности летательных аппаратов.
На рисунке показаны возможные области, в которых уже в настоящее время проводятся теоретические и экспериментальные исследования.
3.2. Создание новых конструкционных материалов
Нанокомпозиционные материалы
Композиционные материалы – это материалы из комбинации двух или большего числа веществ, что во многих случаях позволяет объединить полезные характеристики комбинируемых материалов.
Первый в мире композиционный материал был создан профессором Яковом Аврасиным еще в конце 1930-х. Он взял различные слои шпона карельской березы, уложил их на соответствующий органический клей и получил дельта-древесину, которую тогда использовали при строительстве самолетов. Авиаконструкторы Андрей Туполев и Сергей Илюшин заявили тогда, что из тряпок они самолеты делать не будут. А Олег Антонов сказал: а я буду строить. В результате Антонов в своих работах опередил зарубежные компании. В созданных им самолетах уже в 1980-е годы было 25% полимерных композиционных материалов.
Сегодня для авиации особую актуальность приобрели новые композиционные материалы. Ту-204 стал первой моделью, изготовленной в значительной степени из композиционных материалов. Использование композитов значительно облегчает конструкцию и на порядок увеличивает ресурс узлов и агрегатов.
В авиалайнере Ту-214 около 25% всей конструкции выполнены из композиционных материалов, а в новейшем Boeing-787 – около 60%. Они обеспечивают монолитность фюзеляжа и крыльев самолета, при этом экономится до 1500 алюминиевых листов и 50 тыс. крепежных деталей на каждый самолет. Как следствие значительно уменьшается масса летательного аппарата, что позволяет снизить расход топлива на 20% по сравнению с расходом предыдущих моделей, а грузоподъемность возрастает на 45%.
Поэтому сегодня в авиастроении разрабатываются направления, связанные с широким использованием композиционных конструкций.
В частности, исследования показали, что высокие прочностные свойства композитов позволяют реализовать при одинаковых весовых затратах большие удлинения крыла (при условии решения ряда проблем) и в итоге обеспечить более высокий уровень аэродинамических характеристик самолета, не достижимых на самолете с металлическим крылом. Кроме того, возможность управления жесткостью композитного крыла и его деформациями при действии возникающих в полете аэродинамических нагрузок позволяет также решать задачу оптимальной адаптации геометрии крыла к режимам полета, добиваясь максимальной эффективности самолета на всей совокупности режимов полета.
На рисунке показаны результаты расчетных исследований, проведенных в институтах и ОКБ отрасли по выбору рациональных параметров крыла для одного из вариантов перспективного самолета.
Анализ представленных данных показывает, что переход на более легкое композитное крыло в сочетании с использованием композиционных материалов в других элементах планера и уменьшением массы оборудования позволяет перейти на удлинение крыла 1111,5 и уменьшить расход топлива на 55,5 %. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на ряд других важных показателей, таких как увеличение коэффициента подъемной силы, уменьшение сопротивления самолета, уровень вредных выбросов в атмосферу, себестоимость перевозок и пр.
Определенный практический опыт накоплен при проектировании и изготовлении композитных конструкций большого размера - цельнокомпозитного отсека фюзеляжа самолета Ил-114, при создании различных элементов цельнокомпозитных конструкций (консолей крыльев, лопастей винтов, отсеков фюзеляжа, элементов механизации, силовых элементов конструкций и т.д.).
В настоящее время в создании конструкционных материалов с ценными и неожиданными свойствами особо перспективным является создание нанокомпозитов.
Нанокомпозит - это многокомпонентный твердый материал, в котором один из компонентов в одном, двух или трех измерениях имеет размеры, не превышающие 100 нанометров; также под нанокомпозитами понимаются структуры, состоящие из множества повторяющихся компонентов-слоев (фаз), расстояние между которыми измеряется в десятках нанометров.
При этом механические, электрические, термические, оптические и иные характеристики нанокомпозитов заметно разнятся со свойствами обыкновенных композитных материалов, изготовленных из тех же базовых веществ или элементов.
В зависимости от типа основной матрицы, занимающей большую часть объема нанокомпозитного материала, нанокомпозиты принято подразделять на три категории.
• Нанокомпозиты на основе керамической матрицы улучшают оптические и электрические свойства первоначального материала (керамического соединения, состоящего из смеси оксидов, нитридов, силицидов и т.д.).
• В нанокомпозитах на основе металлической матрицы так называемым усиливающим материалом (нанокомпонентом) часто служат углеродные нанотрубки, повышающие прочность и электрическую проводимость.
• Наконец полимерные нанокомпозиты содержат полимерную матрицу с распределенными по ней наночастицами или нанонаполнителями, которые могут иметь сферическую, плоскую или волокнистую структуру.
В качестве матрицы в полимерных нанокомпозитах применяют полипропилен, полистирол, полиамид или нейлон, а нанокомпонентами выступают частицы оксидов алюминия или титана, либо углеродные, а также кремниевые нанотрубки и волокна. Нанокомпозиты на основе полимеров отличаются от обычных полимерных композитных материалов меньшим весом и при этом большей ударопрочностью и износостойкостью, а также хорошим сопротивлением химическим воздействиям, что позволяет использовать их в военных и аэрокосмических разработках.
Особое место в разработке нанокомпозитных материалов занимает графен. Было установлено, что добавление графена к эпоксидным композитам приводит к увеличению жесткости и прочности материала по сравнению с композитами, содержащими углеродные нанотрубки. Графен лучше соединяется с эпоксидным полимером, более эффективно проникая в структуру композита. Нанокомпозиты на основе графена можно использовать при производстве компонентов авиатехники, которые должны оставаться одновременно легкими и устойчивыми к физическому воздействию.
В сответствии с разработками, проведенными академиком Кабловым Е.Н., директором "Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов» (ФГУП «ВИАМ»), введение в состав материалов углеродных наночастиц, таких как фуллерены, нанотрубки, астралены, в количестве > 0,05%, в случае углепластиков приводит к комплексному повышению механических и эксплуатационных свойств: прочности при сжатии и сдвиге – на 20%, ударной стойкости – на 45%, остаточной прочности – в 1,5 раза, водо- и топливостойкости – в 1,5–2 раза, температуры эксплуатации – на 30% и увеличению ресурса – в 1,8 раза. Одновременно материал приобретает специальные свойства, такие как электро- и теплопроводность, рентгено- и звукопрозрачность, молниестойкость.
Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера (составляющих > 50%), во ФГУП «ВИАМ» разработано молниестойкое покрытие, представляющее собой углепластик, содержащий в своем составе астралены и фуллерены. Благодаря повышению высокотемпературной электро-, теплопроводности, температуры термического разрушения и высоким конструкционным свойствам это покрытие обеспечивает безопасную повреждаемость углепластиковых конструкций при воздействии токов молнии и снижение массы покрытий (по сравнению с традиционно используемыми молниезащитными покрытиями (МЗП) на основе латунных сеток) на 300–500 г/м2 защищаемой поверхности.
Без специальной молниезащиты детали планера летательного аппарата из конструкционного углепластика получают при ударе молнии повреждения, несовместимые с безопасностью полета!
Нанотехнологии для истребителя 5 поколения «Самозалечивающиеся конструкции»
Особые достижения при использовании нанотехнологий прогнозируются в области прочности летательного аппарата. В ближайшем будующем будут создаваться так называемые «самозалечивающиеся конструкции» из структурированных композиционных материалов с вкрапленными наночастицами, обеспечивающими затягивание возникающих трещин. Самая большая проблема в создании таких материалов — обеспечение их однородности и, соответственно, стабильности свойств.
Сплавы с памятью формы
Сплавы с памятью формы — это металлические сплавы, которые после предварительной деформации при нагреве способны вернуться к первоначальной форме. Не являясь живыми существами, эти металлы проявляют своеобразную память. Они находят применение в самых разных сферах. Например, в медицине в стентах, которые вводятся с помощью катетера в сосуды кровеносной системы в виде прямой проволоки, после чего они приобретают необходимую спиралевидную форму. В основном для создания таких сплавов используют никелиды титана.
«Умные материалы»
Интеллектуальные материалы могут контролируемым образом изменять свои свойства в ответ на изменения окружающей среды, информировать о том, в каком состоянии находится конструкция, каковы предельно допустимые деформации, каким образом изменить поверхность, форму материала, чтобы обеспечить минимальный уровень напряжения. Наконец, это материалы, которые обладают способностью в зависимости от условий эксплуатации менять пространственное расположение конструкции.
То есть сам материал конструкции подстраивается под условия эксплуатации. Птицы никогда не срываются в штопор, потому что у них так работают крылья и перья, что в любой момент создается наиболее благоприятный угол обтекания и необходимая оптимальная площадь поверхности. Перед учеными стоит задача создать такие материалы, которые за счет изменения состояния несущих поверхностей летательного аппарата обеспечат его устойчивость. Поверхность должна быть активной и противодействовать внешним воздействиям. Это сейчас главное направление всех работ в области создания новых конструкций летательных аппаратов.
Одно из основных направлений развития, которое приблизит создание таких андроидных конструкций, — разработка интеллектуальных полимерных композиционных материалов (ПКМ) второго поколения с функциями адаптации к аэродинамическим и другим нагрузкам со встроенными сенсорами, а также ПКМ третьего поколения с изменяемой геометрией поверхности за счет введения элементов с памятью формы.
Благодаря применению интеллектуальных материалов второго поколения конструкция получает центральную нервную систему, способную чувствовать ее состояние, сигнализировать о проблемах, давать команды органам управления, а использование материалов третьего поколения обеспечит конструкцию мышечной системой.
3.3. Нанопокрытия
Нанокерамика
Помимо композиционных материалов в авиастроении используются покрытия из нанокерамики, которые находят применение более чем в 150 областях: это и валы пропеллеров, и телескопические перископы и т.д. Нанокерамика используется везде, где необходимы водонепроницаемость и защита от коррозии. Новый материал гораздо жестче обычной керамики и не столь ломок.
С помощью наноструктур ученым удалось втрое повысить жесткость материалов, созданных на основе обычного карбида кремния. Уже появилось покрытие для прозрачных полимерных поверхностей, состоящее из наночастиц в растворе, которое в несколько раз увеличивает прочность пластика. На пластиковой поверхности они образуют сверхтвердую пленку, которая защищает не только от биологических и химических агентов, но и от попадания пули.
Нанотехнологии в борьбе с обледенением самолетов
Как известно, обледенение самолетов - это наиболее опасное явление, затрудняющее и усложняющее эксплуатацию летательных аппаратов, как в наземных условиях, так и в полете, часто приводящее к трагическим последствиям. При переходе на композитные конструкции сложность этой проблемы значительно возрастает.
Для предотвращения образования льда используется сверхгидрофобное нанопокрытие из кремнийорганической смолы с наночастицами кремния размером от 20 нанометров до 20 микрометров максимум.
Все покрытия с частицами кремния размером менее 10 микрометров отталкивали воду, лишь покрытия с частицами менее 50 нанометров в диаметре полностью предотвращают оледенение. Столь малые размеры частиц означают и минимальный контакт с водой — вода соприкасается лишь с воздушной прослойкой между частицами и соскальзывает с поверхности, не замерзая.
Это легко наносимое на любую твердую поверхность покрытие эффективно препятствует образованию льда.
«Электромеханическая краска»
Военные самолеты предполагается оснастить специальной «электромеханической краской», которая позволит им менять цвет, подобно хамелеону, а также предотвратит коррозию и сможет «затягивать» мелкие повреждения на корпусе машины.
«Краска» будет состоять из большого количества наномеханизмов, которые обеспечат выполнение всех вышеперечисленных функций. Также с помощью системы оптических матриц исследователи стремятся достичь эффекта невидимости самолета
3.4. Использование нанодатчиков
Важным направлением в развитии нанотехнологий в интересах авиации является разработка и использование нанодатчиков и наноактиваторов для решения задачи глобального мониторинга обтекания самолета и оценки его напряженно-деформированного состояния. Реализация этого направления может позволить существенно повысить безопасность полета и увеличить эффективность применения самолета.
В перспективе летательные аппараты будут оснащаться множеством нанодатчиков, снимающих в полете информацию об обтекающем воздушном потоке. После ее обработки бортовым компьютером наноактиваторы, воздействуя на поток, будут изменять в нужную сторону условия внешней аэродинамики. Это беспрецедентно повысит эффективность и надежность самолетов.
III. Выводы и заключение
Для успешной реализации рассмотренных в работе программ развития авиационных нанотехнологий и внедрения наноматериалов в авиационную технику еще предстоит решить целый ряд сложных фундаментальных и прикладных задач, связанных с созданием новых уникальных наноматериалов с необходимыми для их применения в авиационной технике свойствами.
Для решения этих задач необходимо создать физико-математические модели, адекватно описывающие структурные особенности наноматериалов и механизмы воздействия факторов воздушного пространства на наноструктуры, разработать технологические и испытательные установки нового поколения для производства наноматериалов и исследования изменения их свойств в среде, подготовить и провести эксперименты по тестированию наноматериалов и изготовленных из них изделий.
Это всего лишь начало большой наноэпохи в авиационной индустрии.
IV. Литература
1. Бойкова М.В., Гаврилов С.Д., Гавриличева Н.А. Авиация будущего // Форсайт. – 2009. - №1. – С. 4-15.
2. Каблов Е.Н. Век умных материалов [Электронный ресурс]. - http://agnc.ru/index.php?id=40&t=6
3. Каблов Е.Н. С опорой на эффективные материалы [Электронный ресурс]. - http://www.rusnanonet.ru/articles/70567/
4. Каргопольцев В.А. Новые технологии в авиастроении - основа прогресса в авиации [Электронный ресурс]. - http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=126&group_id_4=55
5. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. – М.: БИНОМ, 2008. – 134 с.
6. Пул Ч., Оуэнс Ф. Нанотехнологии. – М.: Техносфера, 2007. – 376 с.
7. Уильямс Л., Адамс У. Нанотехнологии без тайн. – М.: ЭКСМО, 2010.
8. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. – М.: Техносфера, 2008. – 352 с.
9. www.aviaport.ru
10. www.nanorf.ru Журнал Российские нанотехнологии
11. www.nanonewsnet.ru
12. http://www.rusnor.org/pubs/articles/6276.htm
|
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2013)
| Автор: Доронин Валентин E W
|
Просмотров: 15121
| Рейтинг: 3.5/6 |
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
... |
|
ВНИМАНИЕ! | 21-я ОЛИМИПИАДА ЗАВЕРШЕНА! ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ 1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА! |
Наш логотип |
|
QR-код сайта |
|
Организатор |
|
|