Пятница, 26.04.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Доронин Валентин. "Что дадут нанотехнологии авиастроению?"
X Международной Олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского

Валентин Доронин

Тема исследовательской работы: «Что дадут нанотехнологии авиастроению?»

 
I. Введение

II. Основная часть

1. Основные направления в развитии авиастроения на современном этапе

2. Возможности нанотехнологий

2.1. Замечательные свойства наноматериалов

2.2. Перспективные наноматериалы

2.3. Наносенсоры

3. Применение нанотехнологий в авиастроении

3.1. Перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении

3.2. Создание новых конструкционных материалов

3.3. Нанопокрытия

3.4. Использование нанодатчиков

III. Выводы и заключение

IV. Литература

 

I. Введение

Человечество постоянно стремится создать все более быстрые, более надежные и более комфортабельные средства передвижения. Преимущества авиации заключаются в том, что именно она обеспечивает самую быструю, удобную и комфортабельную транспортировку людей и товаров на большие расстояния.

Исторически развитие авиации было направлено на преодоление двух барьеров – максимальных высот и скоростей полета. Сегодня авиация активно осваивает все новые высоты в околоземном пространстве, сверхзвуковые и гиперзвуковые диапазоны скорости.

Новый уровень развития авиации в будущем могут обеспечить только новые инновационные технологии, так как традиционные уже исчерпали себя и  дальнейшее их использование дает незначительные результаты при существенных затратах. В этом плане нанотехнологии открывают практически бесчисленные возможности для развития авиации. Они позволят перейти к принципиально новым концепциям летательных аппаратов.

 

Цель работы: исследовать перспективы использования нанотехнологий в авиастроении.

Задачи:

1. Проанализировать проблемы и основные направления в развитии авиации.

2. Изучить возможности нанотехнологий относительно их применения в авиастроении.

3. Определить применение нанотехнологий и наноматериалов в перспективных авиаконструкторских проектах.

 

II. Основная часть


1. Основные направления в развитии авиастроения на современном этапе

Авиация и авиастроение – одни из наиболее высокотехнологичных секторов экономики, потребляющих высокоэффективные материалы и технологии. Именно такие материалы с требуемыми служебными характеристиками обеспечили реализацию смелых замыслов конструкторов в таких значимых для страны изделиях, как штурмовик Ил-2, истребитель МиГ-17, ударно-разведывательный самолет Т-4 «Сотка», тяжелый транспортный самолет Ан-225 «МРИЯ», космический челнок «Буран», двигатель АЛ-31Ф с изменяющимся вектором тяги, сверхзвуковые Ту-144 и Ту-160 и другие.

В соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации в области авиастроения ставятся задачи достижения принципиально новых показателей эксплуатации и технических характеристик сложных технических систем:

·      обеспечить ресурс конструкций планера более 80 тыс. летных часов с увеличением межремонтных сроков до 20 лет и ресурса двигателя до 0,5-1 ресурса планера;

·      снизить на 30% массу конструкций планера и двигателя летательных аппаратов путем применения сверхлегких материалов нового поколения, а также технологии создания интегрированных систем, в том числе прогрессивными методами сварки в твердой фазе;

·      увеличить объем применения в силовых конструкциях композиционных и интеллектуальных материалов до 60% по весу или свыше 70% от омываемой поверхности планера;

·      снизить расход топлива и эмиссию СО2 в 2 раза, эмиссию NOX в 1,8 раза, а также уровень шума;

·      повысить температуру газа перед турбиной до 2200 оК, ресурс деталей горячего тракта в 2-3 раза, обеспечить соотношение тяги к весу 20:1 и снижение стоимости жизненного цикла на 10-20%;

·      создать семейство авиадвигателей нового поколения с тягой 9-18 тонн, в том числе путем применения новой генерации супержаропрочных материалов и покрытий;

·      сократить на 30-50% стоимость и затраты на ремонт и восстановление конструкций, трудоемкость техобслуживания в 2 раза;

·      увеличить до 90% объем отечественных материалов в планере и двигателе гражданских летательных аппаратов и до 100% в военной авиационной технике;

·      создать гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), работающие при скоростях от 5 до 15 чисел Маха, включая развитие ГПВРД;

·      снизить до 50% заметность в оптическом, тепловом, радиолокационном и акустическом диапазонах благодаря применению нанотехнологий;

·      существенно повысить безопасность полета за счет снижения влагонасыщения полимерных композиционных материалов, повышения их ударо- и молниестойкости;

·      провести квалификацию отечественных материалов, в том числе с учетом требований зарубежных стандартов.

Основой успешной реализации стратегических направлений в авиастроении является применение нанотехнологий.

 

2. Возможности нанотехнологий

2.1. Замечательные свойства наноматериалов

Нанотехнологии - это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, хотя бы один линейный размер которых лежит в диапазоне 1–100 нм.  Нанотехнологии основываются на фундаментальных положениях и методах исследований физики, химии, биологии, математики и ряда технических и гуманитарных наук, что свидетельствует о ярко выраженной междисциплинарности нанотехнологий.

Важно отметить, что нанотехнологии призваны создавать материалы и законченные изделия с принципиально новыми эксплуатационными свойствами, которые не могут быть достигнуты с помощью традиционных технологий.

Почему же наноматериалы обладают столь замечательными свойствами? Кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом: во-первых, при переходе от микро- к нанообъектам увеличивается отношение числа атомов, находящихся на поверхности, к числу атомов в объеме, вследствие чего растет влияние сил поверхностного взаимодействия и границ раздела на свойства вещества, а во-вторых, с уменьшением размеров частиц все в большей степени проявляются квантовые эффекты. Роль первого фактора является определяющей, например, при получении наноматериалов с уникальными механическими свойствами, а второго – при создании элементов наноэлектроники.

Таким образом, можно констатировать, что наноструктурированное вещество приобретает новые свойства, отличные от физико-химических свойств, присущих веществу в его объемном состоянии. Переход в такое качественно новое состояние, называемое часто наносостоянием, для большинства веществ начинается как раз при размерах структурных элементов менее 100 нм.

 
2.2. Перспективные наноматериалы

Развитие нанотехнологии в значительной степени связано с открытием, изучением и уже начавшимся практическим использованием трех углеродных наноструктур: фуллеренов, углеродных нанотрубок и графена.

 
Фуллерены

Фуллерены представляют собой шарообразные молекулы, состоящие от 20 до 960 атомов углерода. Самым изученным является фуллерен C60, который был открыт в 1985 г. в экспериментах по лазерному испарению графитовой мишени. Поверхность молекулы C60 представляет собой многогранник, состоящий из 20 шестиугольных и 12 пятиугольных граней. Диаметр молекулы C60 составляет около 1 нм.



Фуллерены уже находят применение при производстве аккумуляторных батарей, изучаются возможности создания на их основе оптических затворов, устройств для записи информации и элементов солнечных батарей. Молекулы C60 пригодны также для применения их в качестве добавок при создании различных наноматериалов и присадок для ракетного топлива.


Углеродные нанотрубки

Углеродная нанотрубка является фактически свернутым в цилиндр диаметром 1−5 нм моноатомным слоем графита, который и называется графеном.

Впервые нанотрубки были обнаружены в 1991 г. при высокотемпературном разрушении графитовых электродов зажигаемой между ними электрической дугой. Затем образование нанотрубок наблюдалось и в экспериментах по лазерному испарению графита, подобных тем, в которых были открыты фуллерены, а фуллерены, в свою очередь, были получены электродуговым методом.



Помимо однослойных нанотрубок, существуют многослойные  трубки, которые представляют собой несколько вложенных друг в друга однослойных нанотрубок. Диаметр многослойных нанотрубок достигает 20−25 нм, а расстояние между слоями равно 0,34 нм, что соответствует расстоянию между атомами углерода в графите. Длина нанотрубок, полученных электродуговым методом и лазерным испарением графита, обычно не превышает 10−100 мкм. Разработанные позднее методы получения нанотрубок путем химического осаждения из паров углеводородов дают возможность получать значительно более длинные нанотрубки – до 2−3 см.

Нанотрубки обладают очень хорошими механическим характеристиками. Предел прочности однослойных нанотрубок по разным оценкам составляет от 50 до 150 ГПа, что в десятки раз выше прочности стали. Поскольку плотность нанотрубок достаточно низка, то удельная прочность материала, изготовленного из нанотрубок, достигает рекордных значений. Относительное удлинение нанотрубок до разрушения составляет 10–15%, т.е. они обладают и достаточно высокой пластичностью. Нанотрубкам также присущи уникальные электрические и тепловые свойства, связанные с особенностями их структуры.

 
Графен

Графен представляет собой изолированный моноатомный слой графита, т.е. слой атомов углерода, размещенных в узлах гексагональной двумерной кристаллической решетки.



Свойства графена во многом уникальны. Он является одним из наиболее прочных материалов и обладает очень высоким коэффициентом теплопроводности, почти в 15 раз выше по отношению к меди и в 1,5 раза превышает аналогичный показатель для УНТ. В настоящее время некоторые исследователи считают графен наиболее перспективным заменителем кремния в качестве полупроводникового материала для наноэлектроники.

С помощью нанотехнологий создаются уникальные композиционные материалы, разделяемые на два вида: нанокомпозиты и нано-нанокомпозиты. К первым относят композиты, в которых используются наноразмерные включения, но матрица не является наноструктурированной, а ко вторым – имеющие помимо нановключений наноструктурированную матрицу.


2.3. Наносенсоры

Нанотехнологии и созданные с их помощью наноматериалы открывают совершенно новые возможности для разработки разнообразных сенсоров – датчиков для регистрации и определения параметров широкого круга физических объектов. Примечательно, что в большинстве своем наносенсоры отличаются от существующих датчиков не только своими малыми размерами, но и значительно лучшими характеристиками.

Для создания наносенсоров широко используются нанотрубки и наностержни в сочетании с органическими и неорганическими молекулами.

Нанотехнологии позволяют создавать также высокочувствительные датчики механических воздействий, ускорений, электромагнитных полей. Особенностью описанных датчиков является наличие подвижных частей, что позволяет с их помощью получать электрический сигнал в ответ на механическое воздействие, и наоборот – механическую реакцию на электрическое воздействие. По этому признаку указанные датчики можно отнести к наноэлектромеханическим системам.

Сочетание на одном чипе электронных и электромеханических наноустройств, включая устройства для управления потоками жидкости и газа, позволяет создавать весьма сложные функциональные системы, получившие название «лаборатория на чипе».

 

3. Применение нанотехнологий в авиастроении

3.1. Перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении


Многие эксперты оценивают внедрение достижений нанотехнологий в авиации как революционный шаг, способный существенно изменить облик самолета и его показатели.

Каргопольцев В.А., директор Научно-Технического Центра "Объединенной Авиастроительной Корпорации", выделяет следующие перспективные области применения нанотехнологий в авиастроении:

·              прочность летательных аппаратов;

·              живучесть и снижение веса;

·              аэроупругость;

·              снижение трения;

·              решение задачи борьбы с обледенением и прилипанием к внешней стороне конструкции ЛА различной "биологической живности" с помощью отслаивающихся чешуек;

·              снижение заметности летательных аппаратов.



На рисунке показаны возможные области, в которых уже в настоящее время проводятся теоретические и экспериментальные исследования.


3.2. Создание новых конструкционных материалов

Нанокомпозиционные материалы

Композиционные материалы – это материалы из комбинации двух или большего числа веществ, что во многих случаях позволяет объединить полезные характеристики комбинируемых материалов.

Первый в мире композиционный материал был создан профессором Яковом Аврасиным еще в конце 1930-х. Он взял различные слои шпона карельской березы, уложил их на соответствующий органический клей и получил дельта-древесину, которую тогда использовали при строительстве самолетов. Авиаконструкторы Андрей Туполев и Сергей Илюшин заявили тогда, что из тряпок они самолеты делать не будут. А Олег Антонов сказал: а я буду строить. В результате Антонов в своих работах опередил зарубежные компании. В созданных им самолетах уже в 1980-е годы было 25% полимерных композиционных материалов.

Сегодня для авиации особую актуальность приобрели новые композиционные материалы. Ту-204 стал первой моделью, изготовленной в значительной степени из композиционных материалов. Использование композитов значительно облегчает конструкцию и на порядок увеличивает ресурс узлов и агрегатов.

В авиалайнере Ту-214 около 25% всей конструкции выполнены из композиционных материалов, а в новейшем Boeing-787 – около 60%. Они обеспечивают монолитность фюзеляжа и крыльев самолета, при этом экономится до 1500 алюминиевых листов и 50 тыс. крепежных деталей на каждый самолет. Как следствие значительно уменьшается масса летательного аппарата, что позволяет снизить расход топлива на 20% по сравнению с расходом предыдущих моделей, а грузоподъемность возрастает на 45%.

Поэтому сегодня в авиастроении разрабатываются направления, связанные с широким использованием композиционных конструкций.

В частности, исследования показали, что высокие прочностные свойства композитов позволяют реализовать при одинаковых весовых затратах большие удлинения крыла (при условии решения ряда проблем) и в итоге обеспечить более высокий уровень аэродинамических характеристик самолета, не достижимых на самолете с металлическим крылом. Кроме того, возможность управления жесткостью композитного крыла и его деформациями при действии возникающих в полете аэродинамических нагрузок позволяет также решать задачу оптимальной адаптации геометрии крыла к режимам полета, добиваясь максимальной эффективности самолета на всей совокупности режимов полета.



На рисунке показаны результаты расчетных исследований, проведенных в институтах и ОКБ отрасли по выбору рациональных параметров крыла для одного из вариантов перспективного самолета.

Анализ представленных данных показывает, что переход на более легкое композитное крыло в сочетании с использованием композиционных материалов в других элементах планера и уменьшением массы оборудования позволяет перейти на удлинение крыла 1111,5 и уменьшить расход топлива на 55,5 %. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на ряд других важных показателей, таких как увеличение коэффициента подъемной силы,  уменьшение сопротивления самолета, уровень вредных выбросов в атмосферу, себестоимость перевозок и пр.

Определенный практический опыт накоплен при проектировании и изготовлении композитных конструкций большого размера - цельнокомпозитного отсека фюзеляжа самолета Ил-114, при создании различных элементов цельнокомпозитных конструкций (консолей крыльев, лопастей винтов, отсеков фюзеляжа, элементов механизации, силовых элементов конструкций и т.д.).

В настоящее время в создании конструкционных материалов с ценными и неожиданными свойствами особо перспективным является создание нанокомпозитов.

Нанокомпозит - это многокомпонентный твердый материал, в котором один из компонентов в одном, двух или трех измерениях имеет размеры, не превышающие 100 нанометров; также под нанокомпозитами понимаются структуры, состоящие из множества повторяющихся компонентов-слоев (фаз), расстояние между которыми измеряется в десятках нанометров.

При этом механические, электрические, термические, оптические и иные характеристики нанокомпозитов заметно разнятся со свойствами обыкновенных композитных материалов, изготовленных из тех же базовых веществ или элементов.

В зависимости от типа основной матрицы, занимающей большую часть объема нанокомпозитного материала, нанокомпозиты принято подразделять на три категории.

•   Нанокомпозиты на основе керамической матрицы улучшают оптические и электрические свойства первоначального материала (керамического соединения, состоящего из смеси оксидов, нитридов, силицидов и т.д.).

•   В нанокомпозитах на основе металлической матрицы так называемым усиливающим материалом (нанокомпонентом) часто служат углеродные нанотрубки, повышающие прочность и электрическую проводимость.

•   Наконец полимерные нанокомпозиты содержат полимерную матрицу с распределенными по ней наночастицами или нанонаполнителями, которые могут иметь сферическую, плоскую или волокнистую структуру.

В качестве матрицы в полимерных нанокомпозитах применяют полипропилен, полистирол, полиамид или нейлон, а нанокомпонентами выступают частицы оксидов алюминия или титана, либо углеродные, а также кремниевые нанотрубки и волокна. Нанокомпозиты на основе полимеров отличаются от обычных полимерных композитных материалов меньшим весом и при этом большей ударопрочностью и износостойкостью, а также хорошим сопротивлением химическим воздействиям, что позволяет использовать их в военных и аэрокосмических разработках.

Особое место в разработке нанокомпозитных материалов занимает графен. Было установлено, что добавление графена к эпоксидным композитам приводит к увеличению жесткости и прочности материала по сравнению с композитами, содержащими углеродные нанотрубки. Графен лучше соединяется с эпоксидным полимером, более эффективно проникая в структуру композита. Нанокомпозиты на основе графена можно использовать при производстве компонентов авиатехники, которые должны оставаться одновременно легкими и устойчивыми к физическому воздействию.

В сответствии с разработками, проведенными академиком Кабловым Е.Н., директором "Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов» (ФГУП «ВИАМ»),  введение в состав материалов углеродных наночастиц, таких как фуллерены, нанотрубки, астралены, в количестве > 0,05%, в случае углепластиков приводит к комплексному повышению механических и эксплуатационных свойств: прочности при сжатии и сдвиге – на 20%, ударной стойкости – на 45%, остаточной прочности – в 1,5 раза, водо- и топливостойкости – в 1,5–2 раза, температуры эксплуатации – на 30% и увеличению ресурса – в 1,8 раза. Одновременно материал приобретает специальные свойства, такие как электро- и теплопроводность, рентгено- и звукопрозрачность, молниестойкость.

Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера (составляющих > 50%), во ФГУП «ВИАМ» разработано молниестойкое покрытие, представляющее собой углепластик, содержащий в своем составе астралены и фуллерены. Благодаря повышению высокотемпературной электро-, теплопроводности, температуры термического разрушения и высоким конструкционным свойствам это покрытие обеспечивает безопасную повреждаемость углепластиковых конструкций при воздействии токов молнии и снижение массы покрытий (по сравнению с традиционно используемыми молниезащитными покрытиями (МЗП) на основе латунных сеток) на 300–500 г/м2 защищаемой поверхности.

Без специальной молниезащиты детали планера летательного аппарата из конструкционного углепластика получают при ударе молнии повреждения, несовместимые с безопасностью полета!


Нанотехнологии для истребителя 5 поколения
 
 «Самозалечивающиеся конструкции»

Особые достижения при использовании нанотехнологий прогнозируются в области прочности летательного аппарата. В ближайшем будующем будут создаваться так называемые «самозалечивающиеся конструкции» из структурированных композиционных материалов с вкрапленными наночастицами, обеспечивающими затягивание возникающих трещин. Самая большая проблема в создании таких материалов — обеспечение их однородности и, соответственно, стабильности свойств.

 
Сплавы с памятью формы

Сплавы с памятью формы — это металлические сплавы, которые после предварительной деформации при нагреве способны вернуться к первоначальной форме. Не являясь живыми существами, эти металлы проявляют своеобразную память. Они находят применение в самых разных сферах. Например, в медицине в стентах, которые вводятся с помощью катетера в сосуды кровеносной системы в виде прямой проволоки, после чего они приобретают необходимую спиралевидную форму. В основном для создания таких сплавов используют никелиды титана.

 
«Умные материалы»

Интеллектуальные материалы могут контролируемым образом изменять свои свойства в ответ на изменения окружающей среды, информировать о том, в каком состоянии находится конструкция, каковы предельно допустимые деформации, каким образом изменить поверхность, форму материала, чтобы обеспечить минимальный уровень напряжения. Наконец, это материалы, которые обладают способностью в зависимости от условий эксплуатации менять пространственное расположение конструкции.

То есть сам материал конструкции подстраивается под условия эксплуатации. Птицы никогда не срываются в штопор, потому что у них так работают крылья и перья, что в любой момент создается наиболее благоприятный угол обтекания и необходимая оптимальная площадь поверхности. Перед учеными стоит задача создать такие материалы, которые за счет изменения состояния несущих поверхностей летательного аппарата обеспечат его устойчивость. Поверхность должна быть активной и противодействовать внешним воздействиям. Это сейчас главное направление всех работ в области создания новых конструкций летательных аппаратов.

Одно из основных направлений развития, которое приблизит создание таких андроидных конструкций, — разработка интеллектуальных полимерных композиционных материалов (ПКМ) второго поколения с функциями адаптации к аэродинамическим и другим нагрузкам со встроенными сенсорами, а также ПКМ третьего поколения с изменяемой геометрией поверхности за счет введения элементов с памятью формы.

Благодаря применению интеллектуальных материалов второго поколения конструкция получает центральную нервную систему, способную чувствовать ее состояние, сигнализировать о проблемах, давать команды органам управления, а использование материалов третьего поколения обеспечит конструкцию мышечной системой.

 

3.3. Нанопокрытия

Нанокерамика

Помимо композиционных материалов в авиастроении используются покрытия из нанокерамики, которые находят применение более чем в 150 областях: это и валы пропеллеров, и телескопические перископы и т.д. Нанокерамика используется везде, где необходимы водонепроницаемость и защита от коррозии. Новый материал гораздо жестче обычной керамики и не столь ломок.

С помощью наноструктур ученым удалось втрое повысить жесткость материалов, созданных на основе обычного карбида кремния. Уже появилось покрытие для прозрачных полимерных поверхностей, состоящее из наночастиц в растворе, которое в несколько раз увеличивает прочность пластика. На пластиковой поверхности они образуют сверхтвердую пленку, которая защищает не только от биологических и химических агентов, но и от попадания пули.

 
Нанотехнологии в борьбе с обледенением самолетов

Как известно, обледенение самолетов - это наиболее опасное явление, затрудняющее и усложняющее эксплуатацию летательных аппаратов, как в наземных условиях, так и в полете, часто приводящее к трагическим последствиям. При переходе на композитные конструкции сложность этой проблемы значительно возрастает.

Для предотвращения образования льда используется сверхгидрофобное нанопокрытие из кремнийорганической смолы с наночастицами кремния размером от 20 нанометров до 20 микрометров максимум.

Все покрытия с частицами кремния размером менее 10 микрометров отталкивали воду, лишь покрытия с частицами менее 50 нанометров в диаметре полностью предотвращают оледенение. Столь малые размеры частиц означают и минимальный контакт с водой — вода соприкасается лишь с воздушной прослойкой между частицами и соскальзывает с поверхности, не замерзая.

Это легко наносимое на любую твердую поверхность покрытие эффективно препятствует образованию льда.

 
«Электромеханическая краска»

Военные самолеты предполагается оснастить специальной «электромеханической краской», которая позволит им менять цвет, подобно хамелеону, а также предотвратит коррозию и сможет «затягивать» мелкие повреждения на корпусе машины.

«Краска» будет состоять из большого количества наномеханизмов, которые обеспечат выполнение всех вышеперечисленных функций. Также с помощью системы оптических матриц исследователи стремятся достичь эффекта невидимости самолета


3.4. Использование нанодатчиков

Важным направлением в развитии нанотехнологий в интересах авиации является разработка и использование нанодатчиков и наноактиваторов для решения задачи глобального мониторинга обтекания самолета и оценки его напряженно-деформированного состояния. Реализация этого направления может позволить существенно повысить безопасность полета и увеличить эффективность применения самолета.

В перспективе летательные аппараты будут оснащаться множеством нанодатчиков, снимающих в полете информацию об обтекающем воздушном потоке. После ее обработки бортовым компьютером наноактиваторы, воздействуя на поток, будут изменять в нужную сторону условия внешней аэродинамики. Это беспрецедентно повысит эффективность и надежность самолетов.

 

III. Выводы и заключение

Для успешной реализации рассмотренных в работе программ развития авиационных нанотехнологий и внедрения наноматериалов в авиационную технику еще предстоит решить целый ряд сложных фундаментальных и прикладных задач, связанных с созданием новых уникальных наноматериалов с необходимыми для их применения в авиационной технике свойствами.

Для решения этих задач необходимо создать физико-математические модели, адекватно описывающие структурные особенности наноматериалов и механизмы воздействия факторов воздушного пространства на наноструктуры, разработать технологические и испытательные установки нового поколения для производства наноматериалов и исследования изменения их свойств в среде, подготовить и провести эксперименты по тестированию наноматериалов и изготовленных из них изделий.

Это всего лишь начало большой наноэпохи в авиационной индустрии.

 

IV. Литература

1. Бойкова М.В., Гаврилов С.Д., Гавриличева Н.А. Авиация будущего // Форсайт. – 2009. - №1. – С. 4-15.

2. Каблов Е.Н. Век умных материалов [Электронный ресурс]. - http://agnc.ru/index.php?id=40&t=6

3. Каблов Е.Н. С опорой на эффективные материалы [Электронный ресурс]. - http://www.rusnanonet.ru/articles/70567/

4. Каргопольцев В.А. Новые технологии в авиастроении - основа прогресса в авиации [Электронный ресурс]. - http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=126&group_id_4=55

5. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. – М.: БИНОМ, 2008. – 134 с.

6. Пул Ч., Оуэнс Ф. Нанотехнологии. – М.: Техносфера, 2007. – 376 с.

7. Уильямс Л., Адамс У. Нанотехнологии без тайн. – М.: ЭКСМО, 2010.

8. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. – М.: Техносфера, 2008. – 352 с.

9. www.aviaport.ru

10. www.nanorf.ru Журнал Российские нанотехнологии

11. www.nanonewsnet.ru

12. http://www.rusnor.org/pubs/articl
es/6276.htm

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2013) | Автор: Доронин Валентин E W
Просмотров: 15121 | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2641)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1982)
Егор Андреевич Попов (1716)
Штриккер Артур (1288)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (618)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (495)
Ефимова Софья Алексеевна (476)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024