Суббота, 20.04.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Александров Егор. "Воздушные авианосцы миф или реальность?"

      

       Воздушные авианосцы - миф или реальность?

 План работы: 

1. Вступление 
2. Разработки Первой Мировой Войны 
3. Между двумя войнами 
  а) Отечественные разработки 
  б) Зарубежные разработки 
4. Модели воздушных авианосцев времён Холодной войны 
5. Современные разработки 
6. Заключение 
7. Источники информации 
 
Вступление.

  Хочу представить на ваше обсуждение свою историко-исследовательскую работу на тему «Воздушные авианосцы миф или реальность?», в которой я прослежу историю развития авианесущих летательных аппаратов от идеи их создания по сегодняшний день, их техническое совершенствование и актуальность в разные периоды истории. 

 Разработки Первой Мировой Войны.

  В годы Первой Мировой войны для борьбы с германскими дирижаблями Zeppelin, которые держали превосходство в воздушном пространстве,  в Великобритании был создан "составной самолет": летающая лодка Porte Baby, специально дооборудованная для использования в качестве носителя истребителя Bristol Scout (он крепился к верхнему крылу). 17 мая 1916 года в районе Харвича истребитель Bristol Scout был поднят на борту Felixstowe Porte на высоту 305 м, где отделился от носителя и ушел в самостоятельный полет, а затем совершил посадку на аэродроме. Эксперимент был признан успешным, но дальнейшие работы по проекту были прекращены.

                                                        

Похожие попытки совершали и англичане, но с обратной задачей, защитить свои дирижабли от истребителей противника. 26 января 1918 года с дирижабля Lz-80 был запущен истребитель Albatross D-|||.

 

  Отсоединившись, на высоте полутора километров, Альбатрос благополучно приземлился на аэродроме. Идея было признана перспективной, но в серию она не пошла, по причине окончания войны. 

 В отличии от запуска самолетов, германцев просто захватила идея беспилотного летательного аппарата. Имея опыт запуска управляемых торпед,  Вернер фон Сименс, в октябре 1914 года, сконструировал дистанционно управляемый планер. Первая модель была запущена с башни замка Грюневальд. Эксперимент признали удачным. Модель назвали "Бульдогом", а после модернизации, осенью 1915 года начали запускать её с дирижаблей.В  1916 году было решено, что изделие замечательно подходит для дирижаблей и было названо "Torpedogleiter". Летом 1917 года первые 300 килограммовые "Torpedogleiter" были запущены с дирижабля Lz-26. Выглядела она так:

 


 Однако "чуда технической мысли" не произошло. Результаты не обнадеживали, на расстоянии свыше 4-х километров возникла проблема определения местоположения "Torpedogleiter", как и его последующее управление. Работы временно приостановили. Последний запуск "Torpedogleiter" (SSW VII, 1000 кг) был произведен 2 августа 1918 года. Будучи запущенным с высоты 1220 метров, он пролетел 7.6 километров.



После окончания Первой Мировой, к идее воздушного авианосца снова вернулись в Великобритании. К дирижаблю R 23 подвесили истребитель Sopwith Camel. Проблем с воздушным стартом не было, а вот проблемы с возвращением оказались непреодолимые. Проект был закрыт.

  

 Между двумя Мировыми войнами.

 В то время дирижабли были сконструированы намного лучше самолётов, они выдерживали тяжёлый груз и много пассажиров, а также летали на большие расстояния. В 1915 году в США началось строительство огромного дирижабля. Разработкой конструктора Арнштейна был цеппелин USS Akron. Акрон- жёсткий дирижабль-авианосец Военно-морских сил США первой трети 1930-х годов, один из крупнейших дирижаблей в мире, он мог нести до 5 небольших самолётов, служивших для выполнения разведывательных полётов и защиты дирижабля. В отличии от проекта Sopwith Camel проблема с возвращением истребителей была решена, и весьма успешно. В 1933 году Акрон потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжёлым происшествием за всю историю воздухоплавания. Учтя ошибки Акрона, Карл Арнштейн создал однотипный цеппелин USS Macon с пятью двигателями Maybach. Мейкон, как его предшественник был жестким дирижаблем авианосцем, также несущим 5 истребителей. Он как и Акрон стал флагманом ВВС США.

 

  Наличие таких воздушных судов могло бы изменить ход Второй Мировой войны, если бы их судьба не была бы настолько трагичной.

 

 12 февраля 1935 года цеппелин потерпел крушение из-за погодных условий. В отличии от своего предшественника, Мейкон плавно опустился на воду и экипажу удалось эвакуироваться, тем самым избежать массовой гибели. На этом проект был закрыт.

Отечественные разработки.

 Работы над проектом «Звено» начались в июне 1931 года в Научно Исследовательском Институте Военно Воздушных Сил, под руководством Владимира Сергеевича Вахмистрова. Задачами проекта «Звено» были:

 1. доставка самолётов-истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия за счёт топлива самолёта с большой дальностью полёта;

 2. увеличение дальности сопровождения тяжёлого самолёта истребителями, базирующимися на нём, взлетающими с него и садящимися на него;

 3. использование истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельного бомбометания такими крупными бомбами, которые истребитель при самостоятельном взлёте поднять не может;

 4. облегчение взлёта перегруженного самолёта при помощи вспомогательного самолёта. Истребители крепились на крыле и фюзеляже — а также под ними. 

 Для этого на носителе крепились специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления, управляемые от лётчиков. Подвешиваемые самолёты крепились в трёх точках, из которых замок был в задней точке, а передние две освобождались автоматически. Для «Звена» в качестве носителей применялись первоначально ТБ-1 а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16. Полуторапланы (И-4, И-5) могли быть установлены только над крылом. Конструкция ТБ-1 в «Звене» усиливалась. Первый успешный полёт состоялся 4 декабря 1931 года. Лётчики: авиаматки — А. И. Залевский, второй пилот — А. Р. Шарапов. На И-4 — В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. Этот первоначальный вариант, называвшийся «Звено-1», состоял из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях. На каждой плоскости ТБ-1 установили по три фермы из прочных металлических труб. Две, передние, покороче — для крепления оси шасси И-4, третья — длиннее: она предназначалась для удержания хвоста истребителя в горизонтальном положении. Передние крепления имели замки бомбодержателей, которые открывались из кабины бомбардировщика, задние — из кабин истребителей. В ходе полёта чуть не произошёл несчастный случай — замок одного из замков сработал чуть позже, один из истребителей был отсоединён до готовности пилота, но всё обошлось. После этого случая было решено полностью перенести управление отцеплением-прицеплением истребителя из кабины бомбардировщика в кабины истребителей. В ходе этого инцидента на воздушном авианосце образовалась большая асимметрия, связанная с тем, что второй истребитель остался на другом крыле, но эта асимметрия не оказала существенно влияния на управляемость авианосцем, показав, что истребители могут взлетать и садиться на авианосец независимо друг от друга. Что любопытно, «аварийный» истребитель пилотировал сам Чкалов, а руководитель проекта — Вахмистров сидел в кабине переднего стрелка в бомбардировщике. Другими участниками полёта были А. И. Залевский и А. Р. Шарапов — пилотировавшие носитель, а также А. Ф. Анисимов — пилотировавший второй истребитель. Конструкция постоянно совершенствовалась, и вскоре, на бомбардировщик крепилось не два истребителя, а пять. Боевое крещение «Звена- СПБ», в состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце . Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом. В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена- СПБ 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель — мост Карла I на Дунае, через который, помимо войск, проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95-литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли уничтожить мост. И, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь. 

 Зарубежные разработки.

 Япония

 После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. Были разработаны новые типы вооружений камикадзе, включая пилотируемые крылатые бомбы«Йокосука MXY7 Ока». «Йокосука MXY7 Ока» был специально построенный, реактивный самолёт камикадзе, используемых в Японии в конце Второй мировой войны. Это была пилотируемая крылатая ракета, подвешиваемая под самолёт-носите или проектируемый тяжёлый бомбардировщик для доставки в район цели; после отцепки, пилот вначале планировал к цели, и приблизившись на достаточное расстояние, включал ракетный двигатель «Ока» и направлял ракету к кораблю, который он собирался уничтожить. Окончательный подход практически невозможно было остановить ,так как самолёты достигали огромной скорости (примерно 900 км/ч). Снаряды «Ока» не отличались манёвренностью. Большинство из них уничтожалось зенитным огнём. Снаряды «Ока» вызвали сотни безрезультатных смертей камикадзе, за что их прозвали «Бака» (дурак).

 

 
Самолёт- снаряд.

 Германия.
 В конце Второй Мировой Войны, фашистская Германия создавала проекты DB Project "A I", DB Project "A II", DB Project "В" , но т.к. Германия проигрывала войну, проекты были закрыты, и они не привлекают особого внимания

 Модели воздушных авианосцев времён Холодной войны. 

Проект ВВС США «Гоблин» 1946-1950 годов. 

 Холодная война внесла свои изменения в требования к самолётам-авианосцам. Программа создания межконтинентального бомбардировщика Convair B-36 имела совсем другой вид. Традиционная схема прикрытия бомбардировщиков истребителями натолкнулась на сложности с созданием в 1946—1950 реактивного истребителя с достаточным радиусом действия для прикрытия межконтинентальных бомбардировщиков. В попытке создать систему воздушного прикрытия, была предложена концепция ношения очень легкого истребителя в бомболюке тяжелого бомбардировщика. Предполагалось, что в каждой эскадрилье B-36 будет несколько воздушных авианосцев, несущих до 4 истребителей. Созданный в рамках программы истребитель McDonnell XF-85 Goblin был своеобразной машиной с длиной всего около 4,5 метров, размахом крыльев до 6,5 метров и массой не более 1700 кг. Истребитель развивал скорость до 1090 км/ч и мог оперировать на высотах до 14500 метров. Хотя эксперименты доказали высокие лётные качества истребителя, программа была остановлена, так как сложности со стыковкой истребителя с самолетом-носителем так и не были удовлетворительно решены, а по летным характеристикам он уже уступал наиболее современным моделям. В 1949 году программа была закрыта. ВВС США сочли, что при низкой плотности ПВО (характерной для Сибири 1950-х) при трансполярных атаках с баз в Канаде и Гренландии, истребительное прикрытие не так уж и нужно B-36. Было решено, что ложные мишени-имитаторы, запускаемые вместе с бомбардировщиками, и позволяющие рассредоточить истребительное прикрытие на атаки ложных целей, более эффективны чем пилотируемые истребители.

 

Проект «Tom-Tom» 

 Ещё более причудливой разработкой был проект Tom-Tom. Первый Tom-Tom состоял из специально доработанного EB-29A  и двух EF-84B. Истребители должны были быть пристыкованы к бомбардировщику с использованием гибких креплений между законцовками крыльев самолётов и должны были буксироваться кораблём-маткой для увеличения их радиуса действия. Не удивительно, что система показала себя опасной из-за мощных завихрений, сходящих с законцовок крыла EB-29, которые вызывали сильнейшие крены истребителей. 24 апреля 1953 года B-29 и один из самолётов F-84 потерпели трагическую катастрофу. Выживших не было. Параллельно, разрабатывалась аналогичная конфигурация с использованием RB-36Fи двух RF-84F . Самолёты были состыкованы консоль-в-консоль с использованием шарнирных рычагов и замков. Хотя были проведены несколько удачных стыковок в 1953 году, турбулентность и спутные струи продолжали представлять серьёзную проблему. В конце 1953 года, RF-84F был практически оторван от RB-36. Все самолёты успешно приземлились, но концепцию посчитали слишком опасной.

                                                                                        

 Разработки в области дозаправки в воздухе в то время обещали более безопасный путь увеличения дальности  полётов истребителей и проект Tom-Tom был аннулирован.

 

Советский проект РС 

 Отечественная авиационная промышленность решая проблемы с увеличением дальности полёта 30 июля 1955 года на основании постановления Совета Министров СССР  начинает работу над составной ударной стратегической системой, состоящей из сверхзвукового бомбардировщика PC разработки ОКБ-256 Главного конструктора П. В. Цыбина и самолёта-носителя Ту-95Н. Предполагалось, что до момента отделения PC будет размещаться в полуутопленном положении в грузоотсеке Ту-95Н на специальной подвеске. После отделения ударный самолёт должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч. Его возвращение на борт Ту-95Н не предусматривалось. Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без захода самолёта-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а дальность полета самолёта-носителя и подвесного самолёта — их возвращение на базы в СССР или их союзников. Под его фюзеляжем в полуутопленном положении размещалась атомная бомба 244Н. Собственная дальность полета PC по расчётам не превысила 7500 км, поэтому предусматривались применение воздушного старта с самолёта-носителя Ту-95Н (на удалении до 4000 км от места базирования) с последующим набором высоты и разгоном до 3000 км/ч с помощью двух спаренных ускорителей с ЖРД и крейсерский полет на маршевых СПВРД (РД-013 тягой по 4400—4500 кгс). расчётная суммарная дальность полета PC составляла 12 500—13 500 км. В дальнейшем выяснилось, что ядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе. PC перепроектировали (варианта 2РС) в стратегический разведчик для ведения оперативной разведки на возможном театре военных действий и в тылу вероятного противника. Подвеска PC потребовала значительного изменения конструкции фюзеляжа и ряда агрегатов Ту-95 (речь шла о грузе массой 30—40 т с достаточно большими габаритами). В 1958 году готовый самолёт-носитель перелетел на аэродром ЛИИ, однако Совмин принял решение о прекращении работ над системой PC. В 1960-х годах Ту-95Н был передан в музей ВВС в Монино.

                                                                                                                                               

                                                                                      

С появлением самолётов- топливозаправщиков идея самолётов авианосцев потеряла смысл, как идея увеличения дальности полёта и обрела новое понимание в проектах «Space Shuttle»(США)и «Буран» (СССР) 

 проект"Спираль" 

 Авиационно- космическая система "Спираль" — система космического назначения, состоящая из орбитального самолёта, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Разработка системы «Спираль» и её орбитального самолёта начались в конструкторском бюро ОКБ-155 А.И. Миколяна летом 1966 года. Готовность системы к эксплуатации предполагалась в середине 1970-х годов. И в США, и в СССР эти программы были свёрнуты на разных стадиях разработки. Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозина- Лозинский. Мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина 38 м, размах 16,5 м) должен был разгоняться до шестикратной скорости звука,  затем с его «спины» на высоте 28—30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м. Самолёт-разгонщик был первым технологически-революционным детальным проектом гиперзвукового летательного аппарата с воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной ассоциации, проходившей в 1989 году в Малаге  представители американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку, отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями». Орбитальный самолёт-космоплан представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках траектории. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть».

 Помимо возможности транспортного варианта с небольшим грузовым отсеком, были разработаны основные военные варианты орбитальных самолётов:

1.фото- и радиоразведчики;
2.для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника;
3.перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй — для поражения цели.
 Проект "Спираль" был прообразом следующего проекта, который рассмотрим далее.

                                                                   

           МиГ-105 — дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта в авиамузее в Монино (Московская область)

Буран. 

 Параллельно с США СССР строил свой авианосец «Буран». «Буран» — орбитальный корабль-космоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. «Буран» задумывался как военная система. Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Д. Ф. Устиновым 8 ноября 1976 года. «Буран» предназначался для: 

  1. комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях; 
  2. решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки;
  3. проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах; 
  4. выведения на орбиты, обслуживание на них и возвращение на землю космических аппаратов. Управлением «Бурана» руководили: 

Ген. Конструктор системы- В. П. Глушко. 

Конструктор корабля- Ю.П. Семёнов 

Ответственный за управление кораблем на участке снижения и посадки- С.А. Микоян. 

Руководитель разработки каркасно-силовой основы- Потапалов А.В 

Директор ТМЗ в период постройки ОК "Буран"- Артутюнов С.Г. 

Генеральный директор НПО «Молния»- Лозино- Лозинский Г.Е 

 Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннесса. Над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождал корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский». В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. 

                                                                                               

                                                                                 

                  Буран вместе с несущем его кораблём Ан-225 при транспортировке на авиасалон в Ле-Бурже.  

 Space Shuttle 

 Space Shuttle —американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттлы использовались в рамках осуществляемой НАСА государственной программы «Космическая транспортная система» (англ. Space Transportation System, STS). Подразумевалось, что шаттлы будут «сновать, как челноки», между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. Программа просуществовала с 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при посадке в 2003), «Челленджер» (взорвался во время запуска в 1986), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос. Шаттл запускался в космос при помощи двух твердотопливных ракетных ускорителей и трёх собственных маршевых двигателей, которые получали топливо из огромного внешнего бака. На начальном участке траектории основную тягу создавали отделяемые твердотопливные ускорители. Шаттл осуществлял манёвры на орбите за счёт двигателей системы орбитального маневрирования и возвращался на Землю как планёр. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же они использовались значительно меньше, к закрытию программы в июле 2011 года больше всего полётов — 39 — совершил шаттл «Дискавери». 


 Современные разработки. 

White Knight— единственный используемый в наше время летающий авианосец, спроектированный в качестве первой ступени суборбитального корабля SpaceShipOne. В начале полёта корабль поднимается на высоту примерно 14 км над уровнем моря при помощи специального самолёта WhiteKnight (Белый Рыцарь). Затем происходит отстыковка, выравнивается в течение примерно 10 секунд, а потом включается ракетный двигатель. Он приводит корабль почти в вертикальное положение, ускорение длится немногим больше одной минуты, при этом пилот испытывает перегрузку до 3g. На этом этапе корабль достигает высоты примерно 50 км. Максимальная скорость корабля в этот момент достигает 3 500 км/ч (М 3,09), что существенно меньше чем первая космическая скорость (28 400 км/ч, 7,9 км/с), которая необходима для выхода на околоземную орбиту. Также WhiteKnight в будущем может использоваться как туристический челнок. SpaceShipOne — первый разработанный на частные средства реактивный самолёт, преодолевший условную границу с космосом на высоте 100 км

 Другой американский проект выглядит не менее впечатляющим. По информации Washington ProFile, к 2015 году планируется создать принципиально новые виды транспорта, среди которых выделяется гигантская транспортная платформа, или «плавучий остров». Этот «остров» может использоваться вместо современных авианосцев и транспортных кораблей, обеспечивая переброску военной техники и снаряжения к месту назначения.

Заключение.

 В своей историко-исследовательской работе я рассмотрел далеко не все основные известные модели и проекты самолётов-авианосцев начиная с первых образцов начала ХХ века, заканчивая полётами действующих туристических космических челноков. Я пришёл к выводу, что воздушные авианосцы не только реальность, но и многообещающий шаг в будущее, способный открыть перед нами новые возможности изучения космического пространства. 


 Ссылки
http://logo-naki.ru/content/view/8300/7/http://www.buran.ru/htm/kontruk.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceShipOne
http:/www.livejournal.ru/static/files/themes/40631
http://wn.com/FICON_project
Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (05.01.2013) | Автор: Александров Егор Сергеевич E W
Просмотров: 3338 | Рейтинг: 4.5/27
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2499)
Фурсов Максим (1999)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1862)
Егор Андреевич Попов (1671)
Штриккер Артур (1257)
Григорьев Павел Сергеевич (662)
Медведкин Иван (590)
Азарин Николай (546)
Трунов Артём Николаевич (465)
Ефимова Софья Алексеевна (441)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024