Среда, 13.12.2017, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Рассказов Алексей Александрович. «Возможно, ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере?»

Забайкальский край, г. Чита, средняя общеобразовательная школа №9

Историко-исследовательская работа на тему:

«Возможно,  ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере?»

Рассказов Алексей Александрович, 11 класс

 

Чита, 2013

 

 

 

План

Введение

1.     Из истории создания и развития авиатренажёра

2.     Недостатки и преимущества авиационного тренажёра

Заключение

 

Введение

Одним из основных средств наземной подготовки, способствующим практическому закреплению приобретаемых знаний, формированию, совершенствованию и поддержанию ряда, особенно сложных профессиональных навыков и умений, являются тренажеры.

Авиационный тренажер (Flight Simulator) – это имитатор полета, предназначенный для наземной подготовки пилотов. В авиационном тренажере имитируется динамика полета и работа всех систем конкретной модели авиалайнера.

 

1.      Из истории создания и развития авиатренажёра

Как и любое другое техническое устройство, авиатренажёр имеет свою историю создания и развития.

Первое известное устройство моделирования полета должно было помочь летчикам в начале XX века управлять монопланом «Антуанетт». Основная задача конструкторов – сконструировать тренажер, способный создавать продольный и поперечный крен фюзеляжа, имитируя тем самым развороты на определенный угол и смену высоты. В последующие годы конструкция авиатренажёров кардинально не менялась.
Революционной стала конструкция известного изобретателя Эдвина Линка. Работа тренажера была основана на вакуумной технологии, использовавшейся в 20–е годы прошлого столетия при изготовлении автоматических музыкальных инструментов.

Первый авиационный тренажер Эдвина Линка представлял собой деревянный фюзеляж с кабиной и специальным механизмом, способным накачивать или спускать воздух для того, чтобы тренажер кренился, набирал высоту или пикировал. Так был построен ANT–18 Link Trainer, способный моделировать управляемое движение самолета.

 

  

Летный тренажер Link Trainer, 1920 год


Летный тренажер Link D.2 Trainer, 1934 год

 

      Именно тренажер Линка впервые стал средством обучения пилотов в условиях, приближенных к реальным, и в то же время без ущерба для безопасности будущих воздушных асов.

Авиатренажере дает возможность, еще находясь на земле, освоить эксплуатацию самолета.  Мировой опыт использования авиа тренажеров доказал высокую эффективность и качество предполетной подготовки обучающихся – в США и Европе,  3 часа тренажерной подготовки приравнивают к 1 часу настоящих полетов.

Основные задачи летчика при работе на тренажере:

·                     Отработка автоматизма действий с арматурой кабины;

·                     Выработка правильного поведения в критических ситуациях;

·                     Решение навигационных задач в режиме реального времени;

·                     Тренировка будущего полета в условиях максимально приближенных к реальным.

 

         2.       Недостатки и преимущества авиационного тренажёра

В современную эпоху информационных технологий, наряду с развитием компьютерного моделирования, активно совершенствуются системы управления воздушной техникой, в том числе и авиационные тренажеры. Виртуальная реальность достигла таких высот, что порой невооруженным глазом отличить программное изображение от реального не представляется возможным. Мало того, ученые научились симулировать перегрузки, реальные погодные эффекты, все системы и характеристики летательного аппарата в мельчайших подробностях. Это поставило сложный философский вопрос перед летчиками, инструкторами, правительством и всеми, кто интересуется авиацией: «А можно ли научиться летать, прибегая только к использованию авиатренажере?» Однозначного ответа по этому поводу никто не дает, потому что на практике таких экспериментов не проводилось. Что ж, попробуем рассмотреть все аспекты данного вопроса, пользуясь различными источниками в виде методических книг, мнений летчиков и инструкторов, статистики и фактов. Так же буду использовать суждения и мнения по данной проблеме моего отца - военного летчика, более 20 лет летающего на вертолете Ми-24.

 Скорее всего, что путем оценки и взвешивания всех плюсов и минусов, полученных из теоретических данных однозначного ответа не добиться, но можно хотя бы предположить наиболее вероятный итог.

Рассмотрим основные положительные аспекты использования авиатренажере при подготовке лётного состава.

Во-первых, он является плавным  переходом от теории к практике. Прежде чем доверить новоиспеченному летчику реальную машину нужно убедится, что он справится с виртуальной. Если нет, то можно выявить недостатки в обучении и устранить их, во избежание отрицательных последствий. 

Во-вторых, тренажер позволяет моделировать такие ситуации, которые невозможно создать в реальном полете. К этому относятся различные нестандартные боевые и пилотажные задачи, симулирование отказов оборудования. Отработки действий несут неоценимый запас практических знаний, которые можно будет применить в будущем, при возникновении похожих ситуаций.

В-третьих, он дает огромный простор для самовыражения и творческого подхода к задачам, так как большинство полетов в жизни выполняется строго по плану. В конце концов, тренажер не нуждается в постоянном и сложном техническом обслуживании, не требует топлива, кроме электроэнергии, не расходует боезапас. А так же:

- Снижение требований, к возрасту обучающихся – заниматься  на авиатренажере разрешено с 12 лет!

- Не требуется прохождение врачебно-летной экспертной комиссии – ВЛЭК;

Несмотря на явные преимущества, тренажер имеет ряд недостатков в подготовке пилотов.

 Для начала рассмотрим аспекты, воздействующие на человека, управляющего тренажером и реальным летательным аппаратом. Если по части визуального восприятия, расположения органов управления и их работы современные тренажеры нареканий не вызывают, то психологический барьер симулировать невозможно. Все дело в том, что человек ясно понимает то, что техника не настоящая и фактически отключает инстинкт самосохранения, мыслительные процессы проходят более вяло. Это напрямую связано с тем, что каким бы современным и высокотехнологичным тренажер не был, он никогда не заменит настоящий летательный аппарат.

Перегрузки обычно или совсем отсутствуют или кратковременны и неадекватны. Такой орган, как вестибулярный аппарат очень четко реагирует на малейшие отклонения, а так как гидравлическая платформа откланяется только на определенный градус, то многие фигуры пилотажа с резким и кардинальным изменением положения самолета в пространстве будут почти незаметны и не сравнимы с реальными.

Несмотря на развитые компьютерные технологии невозможно и в полной мере симулировать и погодные эффекты. Современные тренажеры не способны создать слепящее солнце, жару и холод, которые бы чувствовал пилот. Поведение летательных аппаратов в различных погодных условиях виртуальной и существующей реальности будут опять же разными, так как в первом случае все подчиняется законам математики и расчета, заложенного в программе, а во втором – законам физики, что является существенным различием.

И что уже совсем невозможно - смоделировать на тренажере иллюзорные ощущения  пространственного положения летательного аппарата, неизбежно возникающие у летчика при обучении и практическом выполнении полетов в облаках или с использованием СИВ (систем имитации видимости) или полетам «под шторкой». Поскольку эти ощущения являются результатом мозговой деятельности человека и зависят от каждого конкретного пилота, степени его физической, психологической готовности и состояния здоровья на момент выполнения полета.  Возможность компьютерного моделирования этих ощущений можно исключить полностью, по крайней мере, на современном уровне развития технологий.

По той же причине возникает различие и непосредственно с управлением, потому что даже каждый серийный самолет или вертолет немного отличается от своего собрата характером поведения в воздухе. Особенно это заметно при первоначальном обучении технике пилотирования , и по рассказам отца очень сильно сказывалось при внезапной смене летательного аппарата на однотипный во время «вывозной программы» вплоть до почти полной утраты уже было приобретенных навыков.

В подтверждение этой мысли могу привести еще один пример, рассказанный  мне отцом при обсуждении данной проблемы: обучаясь в летном училище, и уже имея за плечами 60 часов налета на Ми-2, он готовился к полетам на Ми-24 и для этого курсантов «натаскивали» на тренажере «Березина», на тот момент довольно продвинутом изобретении в этой области, моделирующем полет на данном типе вертолета.

Во время таких «полетов» к ним в тренажерный зал заглянули несколько четверокурсников, и как водиться решили «показать класс». Эти парни уже имели практический опыт полетов на Ми-24. Но к всеобщему удивлению получилось у них гораздо хуже ,чем ожидалось, и хуже ,чем у не летавших на Ми-24 курсантов – один из них даже «разложил» вертолет на посадке.… После этого, «ассы» нелестно отозвавшись о тренажере удалились. Случай, конечно, анекдотический, но наводит на мысль о фальшивости навыков в пилотировании, приобретенных на тренажере. Кстати на симуляторе Ми-24 я «летаю» лучше, чем отец, который непрерывно уже 22 года летает на этом типе реально.

Летчики очень чутко улавливают все присущие тренажеру недостатки и интуитивно чувствуют возможность выработки вредных навыков. Эти недостатки, элементарность для большинства летчиков отрабатываемых на тренажерах заданий, низкий уровень или отсутствие у них эмоциональных переживаний в связи с низкой мотивацией являются одними из основных причин негативного отношения к тренажеру, эффективность таких тренировок очень низкая.

 

Заключение

Исходя из приведенных рассуждений, можно сказать, что научиться летать, тренируясь только на тренажере невозможно. Человек столкнется с массой разнообразных факторов, которые не проявляли себя при пилотировании тренажера, что не позволит адекватно и качественно выполнить задачу и скорей всего завершится не лучшим образом. Безусловно, сказать, что тренажер вещь бесполезная нельзя, он играет важнейшую роль в подготовке пилотов при условии совместного обучения на настоящем летательном аппарате.  Таким образом, на поставленный вопрос можно ответить, что тренируясь только на тренажере, можно научиться летать только на тренажере.

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.                Козловский, Э.А. Методические рекомендации по проведению тренировок летного и инструкторского состава на авиационных тренажерах / Э.А. Козловский, В.А. Пономаренко.- Москва.- 1987

2.                Обучение на Авиатренажере  http://aeroclub-tatar.com

3.                 http://www.transportrussia.ru

 

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (30.01.2013) | Автор: Рассказов Алексей E W
Просмотров: 2831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35168)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20383)
Щур Илья Андреевич (19129)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17872)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14332)
Миргазетдинова Розалия (13538)
Комлев Фёдор Михайлович (13124)
Киселёв Андрей Валерьевич (12951)
Щур Илья Андреевич (12947)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017