Суббота, 26.05.2018, 15:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада посвящена 100-летию Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е.Жуковского
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

"Какие подвиги советских лётчиков в период Великой Отечественной войны оказались забыты?" Автор: Кулаков Владимир

Исследовательская работа

Тема: Какие подвиги советских лётчиков в период Великой Отечественной войны оказались забыты? 

Автор: Кулаков Владимир, учащийся 8 класса. 

Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

План. 1.Введение. 2. Основная часть.  Защита Отечества - наш священный долг.   Были представлены к награде…3. Заключение. 4. Источники информации.

       Введение. Для исследовательской работы мною выбрана тема «Какие подвиги советских лётчиков в период Великой Отечественной войны оказались забыты?» В олимпиаде участвую второй раз. Хотел бы продолжить прошлогоднюю тему о Великой Отечественной войне. Работа написана в год 70-летия битвы под Москвой. Работа моя посвящена землякам-лётчикам Кострову А.И., Зарубину Н.Д. и Афанасьеву М.Н., которые были представлены к званию Героя Советского Союза, но не получили его. И число Героев Советского Союза - лётчиков из Чувашии, выросло бы до 25. Работа актуальна, об этом говорит популярность моей исследовательской работы на сайте VIII Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф,Можайского. Я и думать не мог, что моя работа станет самой читаемой, с ней ознакомились уже более 2160 посетителей сайта. А в газете «Советская Чувашия» есть рубрика «Цитата номера». И я оказался  на первой странице этой газеты.  

Цитата номера Владимир КУЛАКОВ учащийся СОШ «Приволжская» Мариинско-Посадского района «Для исследовательской работы мною была выбрана тема «Малоизвестные страницы из истории Великой Отечественной войны». С данной работой ознакомлены одноклассники. Проведен соцопрос с целью выявления знаний по данной теме. О том, что подвиг М. Девятаева совершали и наши земляки, знает один ученик, так как мы готовимся с ним вместе под руководством нашего учителя. О том, что повторное возвращение в строй Маресьева состоялось в Чувашии, знает опять только мой друг. А книгу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» читали все 10 учеников, хотя ее исключили из школьной программы. Работа дала мне возможность заглянуть в историю родного края, познакомиться с его героями. Немеркнущие подвиги земляков рождают чувство гордости за свой народ». 22.06.2011 | Советская Чувашия | Новости | Комментариев нет  [http://sovch.chuvashia.com/?tag=pobeda&paged=2]. Работа служит патриотическому воспитанию молодёжи. Великая Отечественная война уходит вдаль времени, Великая война не уменьшается в памяти, напротив, растёт величие этой горестной эпохи. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время, развитие человечества позволяют глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с фашизмом. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, экономики, науки, Вооруженных Сил, на которое история отвела  1418  дней и ночей. И не было среди них ни одного «легкого» дня. Даже самый последний день в войне с фашистской Германией был бесконечно опасным, безмерно трудным. Никогда подвиги советских воинов, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны, не будут забыты. Мы с чувством гордости и глубокой любви  вспоминаем  имена героев-лётчиков Н.Зарубина и М.Афанасьева, отдавших до конца свои силы и жизнь за жизнь и счастье нашего народа. А также Кострова А.И.,  повторившего подвиг Михаила Девятаева. Целью данной исследовательской работы является описание подвигов, совершённых нашими земляками – лётчиками в годы Великой Отечественной войны, достойных высокой награды-присвоения звания Героя Советского Союза. Достижение этой цели возможно решением следующих задач: использовать материал для патриотического воспитания молодёжи; собрать материал о земляках-лётчиках. Применены следующие методы: описание подвигов лётчиков-земляков в годы Великой Отечественной войны; изучение газетных статей, литературы по данной теме; опрос одноклассников. Объектом исследования являются лётчики-земляки, участники Великой Отечественной войны, предметом исследования – их подвиги. Использована историко-документальная и художественно-публицистическая литература, рассказывающая о жизни и подвигах лётчиков-земляков, изданная в Чувашской Республике, изучались материалы периодической печати, в частности, газет «Советская Чувашия», «Молодёжный курьер», «Мир новостей», статьи журналистов А. Золотова, А. Докучаева, Д.Белебенцева, Интернет -статьи, также использованы результаты опроса одноклассников. 

       Основная часть.  Защита Отечества - наш священный долг. Защита Отечества – это священный долг и обязанность каждого гражданина России.  Потому что нет более высокой миссии на земле, чем служить миру и защищать свою страну. Российские солдаты и офицеры всегда были олицетворением чести, достоинства и патриотизма. Мы глубоко признательны воинам всех поколений за мужество и героизм во имя Родины в годы тяжелых испытаний и за ратный труд в мирное время. Невелика по территории Чувашская Республика. Однако вклад чувашского народа в общую борьбу за свободу, честь и независимость Родины оказался немалым. Отважно и умело, не щадя своих жизней, сражались более 210 тысяч наших земляков на фронтах Великой отечественной войны. История героической борьбы народов нашей страны с немецко-фашистскими захватчиками хранит этому немало примеров. Вот только некоторые из них. Большинство из наших земляков за мужество, отвагу и воинское мастерство были награждены орденами и медалями. 82 воина стали Героями Советского Союза, среди них 22 лётчика, а Паршин Георгий Михайлович удостоен этого звания дважды  [Память. Т.1. Чебоксары. Чувашское кн. изд-во]. Вместе со всеми совершали бессмертные подвиги и наши земляки: повторили подвиги Александра Матросова, Виктора Талалихина, Николая Гастелло, а также подвиги М. Девятаева и А. Маресьева. В своей работе хочу рассказать о трёх  лётчиках-земляках, которые были представлены к званию Героя Советского Союза,  подвиги которых оказались забытыми.

      Были представлены к награде…Пожалуй, подвиг Михаила Девятаева уникален: из немецкого плена он смог угнать новейший немецкий бомбардировщик и сорвал планы гитлеровского командования по созданию ракеты Фау-2. Пенемюнде- ракетный исследовательский центр фашистской Германии, которым руководил Вернер фон Браун. Берлин, как известно, активно и результативно создавал ракетное оружие дальнего действия, мобилизовав гигантские людские и материальные ресурсы. В 1945 -ом отсюда уносились ракеты на Лондон, но немцы строили и далеко идущие планы – достать Нью-Йорк с его высотными зданиями. На авиационной базе острова проходили испытания новейших немецких самолётов, в том числе и первых в мире реактивных, в частности Ме-262. Для этого здесь имелись специальное авиаподразделение – его возглавлял лётчик-ас Карл Хейнц Грауденц. Почти на всех объектах использовался труд заключённых – смертников. Островной гарнизон тщательно охранялся средствами ПВО и подразделениями СС. И конечно же никто не мог предположить, что отсюда будет угнан бомбардировщик «Хейнкель-111» (Не-111), причём измученным лётчиком – пленником, а вскоре союзники нанесут по базе удар, который сорвёт все планы гитлеровского руководства по созданию «оружия возмездия» - баллистической ракеты дальнего действия Фау-2.[А.Докучаев. Девятаев против Фау-2.//Мир новостей. №26. 24 июня 2003 г.] Не раз приезжал Девятаев в нашу республику. Я живу на берегу Волги, теперь на ней не ходят «Ракеты», на одной из которых работал Девятаев М.П. капитаном. В чувашской прессе его воспоминания опубликованы впервые в газете «Советская Чувашия» от 4-7 февраля 1958 г. М.П.Девятаев был главным судьёй традиционного легкоатлетического пробега на призы газеты «Советская Чувашия» в 1958 и 1963 г.г. Моему руководителю Алексеевой О.В. в 1980-х годах посчастливилось встретиться с настоящим Героем, будучи студентом пединститута в г. Чебоксары. На немецком самолёте «Арадо-96» вместе с товарищем совершил побег из фашистского плена и перелетел через линию фронта в расположение американских войск наш земляк Костров Александр Иванович. А.И. Костров, настоящая фамилия Курябин, воспитывался в семье Ивана Сергеевича и Анны Ивановны Косторвых в деревне Амачкино Мариинско-Посадского района. В 1939 г. с отличием окончил Чебоксарский аэроклуб. После окончания Военной школы лётчиков летал на самолётах И-16, потом – на Як-1. Сделал 153 боевых вылета. Первый «Мессершмитт» им был сбит в первый боевой вылет после прибытия в полк. Свой восьмой фашистский самолёт, ведомый командующим группой немецкой бомбардировочной авиации, сбил тараном. Необычно в одном из боёв сбил «Юнкерс -87»: поднявшись выше фашистского самолёта, спикировал на него, выпущенными шасси ударил по кабине немецкого лётчика. В феврале 1943 г. в воздушном бою был сбит, упал недалеко от немецких окопов, попал в плен. Дважды бежал и оба раза был схвачен. Из лагеря в Сувалках направлен на сельхозработы к крупному землевладельцу. Во время одного из налётов американской авиации, воспользовавшись суматохой, пробрался на немецкий аэродром и совершил побег на захваченном самолёте. Награждён орденом Красного Знамени. В послевоенные годы работал слесарем на Чебоксарском электроаппаратном заводе [А.А.Золотв. Ответы к викторине «Чувашия в солдатской шинели».// Молодёжный курьер. Спецвыпуск. 8 октября 2003 г.].  При подготовке к VIII Международной олимпиаде по истории авиации в интернете никакого материала о моём земляке, уроженце д. Амачкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, где я проживаю, не было. Но летом 2011 года на сайтах появились несколько статей о нём, которые помогли мне дополнить мою работу интересными фактами. «Жительница Саранска Людмила Сандина долго работала заведующей информационным отделом Мемориального музея военного и трудового подвига 1941–1945 годов. А последние 8 лет собирает по крупицам сведения о летчиках, бежавших из плена. «Мне давно не давал покоя вопрос: «Неужели это единственный в мире случай побега из плена таким необычным способом, ведь в годы войны люди проявляли массовый героизм, — говорит исследовательница. — Оказывается, нет. Это нисколько не умаляет подвиг нашего земляка. Но другие пилоты тоже заслуживают места в памяти благодарных потомков». Почти всех «счастливчиков», выживших в немецком плену, осудили за измену Родине на основании приказа Сталина № 270 от 16 августа 1941 года и отправили в советские лагеря»,- такой материал изложен  на сайте http://stolica-s.su/new/node/97. Здесь же можно читать следующие строки: «Сразу несколько советских летчиков совершили «воздушный побег» раньше Михаила Девятаева». Старший лейтенант авиации Михаил Девятаев навсегда обессмертил мужество советских летчиков. Длительное время считалось, что его уникальный и легендарный подвиг не имеет аналогов. А между тем заслуженный работник культуры РМ Людмила Сандина установила, что за годы Великой Отечественной войны сразу несколько пилотов бежали из немецкой неволи на самолетах. Девятаев, угнавший вражеский бомбардировщик за три месяца до Победы, оказался не первым в их ряду. Ему повезло чуть больше других: он единственный из всех удостоился высшей советской награды. Все потому, что большинство героев вместо почестей отправили в лагеря сталинского режима. В послевоенные годы они старались не афишировать факт пребывания в плену и свою историю побега. Сколько девятаевых известно на сегодняшний день, выяснял Михаил  Никишин». В 1951 году военный трибунал Горьковского военного округа приговорил летчика к 25 годам лишения свободы за то, что якобы сдался в плен и был завербован в качестве агента немецкой разведки. Пилота реабилитировали 14 сентября 1955 года.   «После публикации статьи о побеге в газете «Советская Чувашия» Кострова представили к званию Героя СССР в один год с Девятаевым, — говорит Сандина. — Но материал отозвали из-за совершения «неблаговидного поступка». Впоследствии Костров все-таки получил орден Красного Знамени». Появилась такая справочка: «Костров Александр Иванович. Родился в 1921 г., ЧАССР, Марпосадский р-н, д. Амачкино; русский; шофер автотранспортной конторы. Проживал: ЧАССР, г. Чебоксары, ул.Ярморочная, д.9.Арестован 3 ноября 1950 г. под стражей во внутренней тюрьме МГБ. Приговорен: Военным Трибуналом Горьковского военного округа 20 июля 1951 г., обв.: ст.58 п.1 УК РСФСР - "Сдался в плен немцам, был завербован в качестве агента немецкой разведки." Приговор: "Заключить в ИТЛ сроком на 25 лет, с поражением прав по п. "а, б, в, " ст. 31 УК РСФСР сроком на 5 лет, с конфискацией всего имущества. Срок наказания зачетом времени предварительного заключения исчислять с 3.11.1950 г. Меру пресечения оставить содержание под стражей." Реабилитирован 14 сентября 1955 г. Определением Военной коллегии Верхсуда СССР "Приговор Военного Трибунала Горьковского военного округа по делу Кострова отменить и дело о нем прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления."Источник: Гос. Архив Чувашской Республики» [http://lists.memo.ru/d17/f484.htm].

       В Северо-Западном районе города Чебоксары от Московского проспекта к Волге тянется одна из красивых городских улиц, названная в честь Михаила Афанасьева в 1968 году. Вблизи улицы находятся государственный университет имени Ульянова, кооперативный техникум, школа.  Кто же такой Михаил Афанасьев? На родной земле о подвигах героя узнали лишь в сентябре 1967 года, когда бывший командир авиаполка Ф.П. Котляр, будучи в Чебоксарах, поделился своими воспоминаниями о фронтовом товарище с читателями «Советской Чувашии» в статье «Навсегда останется с нами». Позже, в феврале 1968 года, он обратился с письмом к Абашеву Давиду Ивановичу в исполком Чебоксарского горсовета. Автор, еще раз подтверждая мужество лейтенанта Афанасьева, писал: «26 сентября 1967 года, будучи в Вашем городе, я сообщил Вам о героических подвигах комсомольца Афанасьева Михаила Николаевича, проживавшего в Вашем городе до Великой Отечественной войны. Он был летчиком в бомбардировочном полку, которым мне довелось командовать с 1938 года… Миша не щадил себя, первым вызывался выполнять любое самое трудное задание. Днем и ночью он мужественно сражался и к концу февраля 1942 года на его счету был уже 131 боевой вылет. Подтверждением последнего подвига является телеграмма командующего ВВС Южного фронта генерал-полковника, ныне главного маршала авиации Вершинина, она опубликована в статье. Таким образом, личный мой рассказ о его подвигах, а также статьи в газетах, дают полное право просить Вас увековечить память летчика Афанасьева в городе Чебоксары, где он родился, учился и жил. Он это заслужил». Михаил Афанасьев родился в 1919 году в деревне Кнутиха (ныне в черте города Чебоксары). В 1937 году окончил Чебоксарский аэроклуб, причем, надо отметить, что он учился вместе с Женей Крутовой и Арсением Андрияновым, геройски погибшими на войне, затем на «отлично» закончил Оренбургскую школу военных летчиков. В 1938 году был призван в Красную Армию, проходил службу в 5-м бомбардировочном авиационном полку (позже - 8-й гвардейский полковника Феодосия Котляра), входившем в состав воздушной армии Южного фронта под командованием Героя Советского Союза К.Вершинина. Авиаполк отличился с первых дней войны. Миша Афанасьев, невысокий худенький паренек, удивлял командира полка своей уверенностью, настойчивостью, старательностью. Позже Ф. Котляр вспоминал: «Когда я поднялся в воздух с Афанасьевым, сразу почувствовал, что самолетом управляет чуткий пилот. Ни у кого из новичков не замечал я такого изящества, слияния с машиной. Я подумал, что из него получится хороший летчик». И он не ошибся. Михаил успешно освоил скоростной бомбардировщик. Участвуя в советско-финляндской войне, он проявил свое летное мастерство, а Великую Отечественную встретил уже зрелым воздушным бойцом-бомбардировщиком. В 22 года Афанасьев стал заместителем командира эскадрильи ночного среднебомбардировочного авиаполка. 22 июня 1941 года на выполнение боевого задания – бомбардировку моста через реку Прут на границе с Румынией – вместе с опытными летчиками М. Постновым и Я. Барабасем полковник Котляр выбрал Афанасьева.  это был важный участок военных действий. Румыния была союзницей Германии, там находились крупнейшие нефтебазы фашистов. С этой территории немецкие и румынские летчики наносили удары по нашим аэродромам, железнодорожным узлам. А еще через несколько дней три экипажа 5-го авиаполка (в том числе и Афанасьев) бомбардировали нефтяные промыслы в Плоешти. «Частые «гости» румын, - отзывалась центральная газета «Известия» о летчиках подразделения Котляра. – Нет такого дня, чтобы они не перелетали линию фронта, сбрасывая увесистые гостинцы на важные военные и промышленные объекты». Летчики успешно справились с заданием – нефтяные базы в Плоешти были подожжены. Снимки пожара, возникшего в результате бомбардировки, были опубликованы на страницах центральной печати 29 июля 1941 года. Летчики были отмечены правительственными наградами, Михаил Афанасьев - орденом Красного Знамени. Мужественно и отважно сражался Афанасьев и в дальнейшем. В наградном листе от 30 сентября 1941 года отмечено, что он участвовал «в бомбометании по скоплению войск в районе острова Хортица, села Отрада, деревни Рогачек, железнодорожной станции Первомайск, аэродрома противника в районе Кривой Рог, переправы через Днепр у Береслава» и др. За отвагу, умелое выполнение заданий приказом командующего Южным фронтом от 23 февраля 1942 года он был награжден орденом Ленина.  И в этот же день в части узнали о гибели лейтенанта Афанасьева. По воспоминаниям его однополчанина Н. Смирнова, в тот день авиаполк сбрасывал бомбы на вражеские эшелоны на одной из железнодорожных станций, а «когда уходили со станции, заметили приближение колонны противника. Было принято решение атаковать. Во время захода на штурмовку у Афанасьева загорелся самолет. Он сильно дымил, на глазах терял высоту. Однако лейтенант Афанасьев успел благополучно выпрыгнуть с парашютом». Сведения о дальнейшей судьбе Михаила были получены из телеграммы, присланной в полк командованием ВВС фронта. Как стало известно, Афанасьев освободился от парашюта, но скрыться не успел. Оказался в окружении. Отстреливаясь, он крикнул: «Советский летчик не сдается в плен фашистским гадам!» и израсходовал на себя последний патрон. Об этом рассказали старосте деревни Анновка немцы, ночевавшие в его избе. «Рус не боялся смерти», - говорили они. Комендант гарнизона, пораженный мужеством летчика, приказал похоронить его с воинскими почестями. На могиле Афанасьева был установлен серый камень с именем солдата. А в «Книге Памяти» об отважном летчике записано кратко: «Погиб в бою 23 февраля 1942 года при бомбежке станицы Красноармейское в Донбассе. Похоронен там же». Уже посмертно наш земляк был представлен командиром части к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза. Но, к сожалению, не получил его. [О.В. Александрова http://www.gia.archives21.ru/novelty.aspx?id=5&s_page=4].

       19 сентября 1957 года по торфяному полю около станции Жихарево в Ленинградской области рабочие торфопредприятия "Назия" прокладывали глубокую траншею. Но внезапно нож работающего бульдозера наткнулся на что-то твердое, раздался скрежет металла. В местах, где в годы войны шли ожесточенные бои, нередки находки неразорвавшихся бомб и снарядов, поэтому бульдозерист резко остановил машину. Когда вскрыли грунт, то увидели обломки советского военного самолета "СБ-3" времен Отечественной войны. Главная находка ожидала в кабине. В ней обнаружили останки человека в военной форме, которые хорошо сохранились: шестиметровый слой торфа препятствовал доступу воздуха. В карманах одежды погибшего летчика нашлись и хорошо сохранившиеся документы - удостоверение личности офицера, временное удостоверение о награждении орденом Ленина, расчетная книжка, фотографии. Все они были выданы на имя штурмана эскадрильи 35-го полка 14-й Воздушной армии старшего лейтенанта Никиты Дмитриевича Зарубина. Останки героя, который ушел в свой последний вылет 15 января 1943 года, с отданием всех воинских почестей захоронили в поселке Назия рядом со станцией Жихарево. Над могилой установили обелиск...[Д.Белебенцев. Герои без вести не пропадают. http://dlib.eastview.com/browse/doc/1813102]. Это задание было настолько важным, спешным, что Никита ушёл на это задание в шапке-ушанке, которая была пробита пулей 15 января 1943 года. Вот что можно узнать из сохранившегося письма бывшего командира 85 авиаполка Ветохина И.С. от 14 ноября 1958 года,  адресованного матери - Вассе Никифоровне и его родной сестре - Анне Дмитриевне: «В начале войны 22 июня, в первый день, ответным ударом Ваш сын, вместе с другими, такими же волевыми и бесстрашными летчиками принимал активное участие в большой операции налета на вражеские аэродромы, бомбили по железнодорожному узлу города Кенигсберга. В дальнейшем, на протяжении войны, Никита Дмитриевич принимал активное участие и выполнял отлично все задания по бомбардировке вражеских точек. В 1942 году в районе Спасское поле, между Чудовом и Кречевицами нужно было сделать несколько бесстрашных вылетов, для осуществления сложной операции. В числе лучших, как ведущих группу, я посылал летчика-командира эскадрильи капитана Юрия Михайловича Голубовского, а вместе с ним штурмана Никиту Дмитриевича Зарубина. Задания выполнялись всегда отлично. Они шли на штурмовку укрепленного района и вражеских войск, бесстрашно, зная о том, что, может быть, придется отдать даже жизнь. За эти сложные и отлично выполненные задания они были награждены орденом Ленина.Ноябрь-декабрь 1942 года являлся подготовительным периодом к снятию блокады с города Ленинграда (Шлиссельбургско - Синявинская операция). В этот подготовительный период летчики проделали большую работу по разведке укрепленных районов врага. Экипаж капитана Голубовского и его штурмана старшего лейтенанта Зарубина проявил мужество и героизм. В тяжелых условиях выполнял задания, без сопровождения своих истребителей и при сильном воздействии зенитных средств противника, выполняли разведку и фотографирование всей вражеской обороны для Ленинградского и Волховского фронтов. За эти сложные полеты они были представлены к ордену Красного Знамени. В 1943 году, во время Шлиссельбургско – Синявской операции нашему полку предстояло принять непосредственное участие, и в эти тяжелые дни боев, экипаж Голубовского и Вашего сына, был одним из первых и лучших. Они сделали по 3-4 вылета в день, как ведущие своей эскадрильи, нанося удары по вражеским дзотам и войскам противника на главных направлениях. Каждый удар имел подтверждение наших войск, за, что имели ряд благодарностей от командующих фронтами. 15 января 1943 года, выполняя самое ответственное задание по разведке, экипаж командира капитана Голубовского и штурмана Зарубина в тяжелых условиях, задание выполнили.… В неравном бою погиб самолет, погибли дорогие товарищи. Полк переживал, больно, гибель лучших товарищей своего полка. Самолет упал в районе ст. Жихарева, около поселка Александровка. К месту падения самолета была выслана группа офицеров и солдат, которая в течении 10 дней старалась достать останки своих товарищей и части самолета, но ввиду болотистой местности, самолет ушел очень глубоко - сильно наполнилась воронка водой, достать удалось только баграми куски темно-синей гимнастерки с орденом «Ленина» и «Красного Знамени» капитана Голубовского, в такое обмундирование одет был он. Больше ничего сделать было нельзя. Так погибли три товарища (с ними был радист)». Почти пятнадцати лет родные Никиты ничего не знали о его судьбе. И вот однажды в дом Вассы Никифоровны почтальон принес письмо. «Может, я Вам доставлю горе и беспокойство, вы извините меня за это - писала комсомолка Зоя Исаева, - но мне кажется, что Вам надо знать, где погиб Ваш сын. 19 числа этого месяца работники нашего торфопредприятия «Назия» (станция Жихарева Мгинского района Ленинградской области) обнаружили на глубине 6 метров самолет. В кабине сохранились останки Вашего сына Никиты Дмитриевича Зарубина и в его куртке – документы. Документы сданы в райвоенкомат». На станцию Жихарева Васса Никифоровна выехать не смогла из-за тяжелой болезни. На погребении Никиты Зарубина была его сестра Анна Дмитриевна с мужем Василием Ивановичем. Много интересного можно узнать о жизни и смерти Никиты Дмитриевича Зарубина из писем его сослуживцев. Все они полны скорби и сострадания, горя и печали. Читая эти письма, можно узнать много нового о его героизме. В течение многих лет Васса Никифоровна искала сослуживцев сына, желая как можно больше узнать о нем. В ответ приходили письма, которые хотели облегчить горе матери, разделить с ней боль потери близкого человека. В канун 16-летия гибели Никиты Зарубина было получено письмо от бывшего военного комиссара дивизии полковника Мороз И.М. «Все они постоянно стоят перед глазами. Мысленно обращаюсь к ним, тысячу раз хочу сказать – вечная слава Вам герои, богатыри! Никогда не забудет народ Ленинграда Ваш Героизм, ратные дела, являющиеся частицей беспримерного подвига войск Волховского и Ленинградского фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. После гибели экипажа командиром дивизии и мною были даны указания командованию полка – представить материал на присвоение звания Героя Советского Союза посмертно всему экипажу. Материал был составлен и отправлен в 14 Воздушную армию. Мороз И.М.» [http://razbirina.sehost.ru/about] "…Он достоин, чтобы имя его веками называли наши дети, по нему учились храбрости и беззаветной преданности своей Родине, своему народу".(Из письма однополчан старшего лейтенанта Н. ЗАРУБИНА). Может быть, справедливость к летчику-герою все-таки будет восстановлена. Хотя бы и через 57 лет после его гибели»,- писал известный чувашский журналист Дмитрий Белебенце в  газете «Российская газета» в 2000 году. Но, увы… Никита Зарубин учился в нашем Мариинско-Посадском лесотехникуме (сейчас филиал Марийского ГТУ).

       Заключение. С данной работой ознакомлены одноклассники, классный руководитель, учитель истории. Проведён социальный опрос с целью выявления знаний по данной теме, обобщения материала, собранного при проведении исследования. Перед тем, как приступить к оформлению работы, нужно было выяснить, как школьники относятся к изучению истории своего края, как чтят память об участниках войны. С этой целью были предложены одноклассникам вопросы, результаты нужно было заполнить в анкете: 1.Сколько лётчиков-земляков, участников Великой Отечественной войны, удостоены высокого звания Героя Советского Союза? 2. Кто такой Михаил Девятаев? 3. Кто из наших земляков повторил подвиг Михаила Девятаева? 4. Назовите известных лётчиков нашего района – участников Великой Отечественной войны.. 5. Знаете ли вы, что в столице нашей республики -городе Чебоксары есть улица  Афанасьева, названная в честь лётчика Михаила Афанасьева? 6.Что вы слышали о лётчике Никите Зарубине? В ходе исследования были сделаны следующие выводы: Результаты анкетирования показали, что не все опрошенные в классе учащиеся владеют информацией о лётчиках Чувашии, участниках Великой Отечественной войны. Из 20 опрошенных смогли правильно назвать количество 22- число Героев Советского Союза, 10 человек. О М. Девятаеве слышали 18 человек. Они также знают, какой он подвиг совершил. Все 20 учеников назвали имя прославленного лётчика, повторившего  подвиг Виктора Талалихина, Александра Смольникова из нашего Приволжского сельского поселения. О том, что в Чебоксарах есть улица Афанасьева, многие не знают. И кто такой Афанасьев тоже не знают. О Никите Зарубине слышали все. После того, как я ознакомил своих сверстников со своей исследовательской работой, они многое узнали о наших прославленных лётчиках-земляках. Данную исследовательскую работу хочется передать в школьный музей. Я надеюсь, что данная работа будет способствовать более глубокому изучению героических страниц истории нашей родины на примерах подвигов лётчиков, раскрытию доблести и мужества народа. Работа дала мне возможность заглянуть в историю родного края, познакомиться с его героями, узнать малоизвестные истории о наших земляках-лётчиках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., тем самым я расширил свои знания о войне. Подвиги наших земляков-защитников Родины в годы Великой Отечественной войны – бессмертны. Немеркнущие подвиги земляков рождают чувство гордости за свой народ, служат патриотическому воспитанию молодёжи. Может быть, через года всё-таки награды дойдут до своих Героев? Я буду помнить о подвиге наших лётчиков в годы Великой Отечественной войны  и обязательно буду рассказывать об этом моим детям. Я хочу стать таким же, как эти три Героя моего рассказа. Хотел бы поступить в военное училище и продолжить семейную династию военнослужащих.

Источники: 

1. Память Т.1,Чебоксары, Чувашское книжное издательство. 1995. -478 с. 2. А.А.Золотов. Истребители Семёна Лавочкина. Советская Чувашия. 22 февраля 2005 г. 3.  Анатолий Докучаев. Девятаев против Фау-2. Мир новостей. №26 от 24 июня 2003г. 4.  Ответы к викторине «Чувашия в солдатской шинели». Молодёжный курьер. Специальный выпуск. 8 октября 2003 г. 5. Д.Белебенцев. Герои без вести не пропадают. http://dlib.eastview.com/browse/doc/1813102 6. О.В.Александрова. Рус не боялся смерти…. http://www.gia.archives21.ru/novelty.aspx?id=5&s_page=4 7.  http://razbirina.sehost.ru/about 8.  http://lists.memo.ru/d17/f484.htm 


 



Источник: http://Память Т.1,Чебоксары, Чувашское книжное издательство. 1995. -478 с.; Д. Белебенцев. Герои без вести не пропадают. htt
Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (09.01.2012) | Автор: Кулаков Владимир Сергеевич E W
Просмотров: 10945 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.4/5
Всего комментариев: 2
2  
Конечно актуальна! Он же твой одноклассник!

1  
Много интересного в работе. Работа очень актуальна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ЗАВЕРШЁН!
ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ ПОДВЕДЕНЫ!

Календарь
Google+
Их многие читают
Каиргалиулы Алиби (1619)
Пушинская Кристина Валерьевна (1482)
Кильметова Аделина Динаровна (1393)
Зайдулин Азат Рафаэлевич (1306)
Дебердеев Даниил Денисович (1192)
Чиков Андрей Вячеславович (1174)
Ермолаев Константин Алексеевич (944)
Беляева Александра Сергеевна (655)
Туев Павел Анатольевич (598)
Зубков Иван (497)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2018