Пятница, 29.03.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

Исследовательская работа "Почему таран-оружие русских?" Автор: Василий Волков

Исследовательская работа по теме «Почему таран-оружие русских?» Автор: Волков Василий, учащийся 8 класса МБОУ «Приволжская основная общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района ЧР.

План. 
1. Введение. 2. Основная часть.  Что мы знаем о таранах? Тараны в годы Великой Отечественной войны. Огненный таран  Николая Гастелло. Ночной таран Виктора Талалихина. Наши земляки, совершившие воздушный и огненный тараны в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тараны на реактивных самолётах. Огненный таран в небе Чечни. Самолёты для таранов. 3. Заключение. 4. Источники информации.

       Введение. Для исследовательской работы мною выбрана тема «Почему таран-оружие русских?» Решил продолжить прошлогоднюю тему «Таранов». Тараны совершались в основном в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тема войны всегда остаётся актуальной и в наши дни. Подвиги героев войны рождают чувство гордости за свой народ, служат патриотическому воспитанию молодёжи, они бессмертны. Целью данной работы является описание подвигов, совершённых советскими лётчиками в разные годы и выяснить, почему таран является оружием русских? Достижение этой цели возможно решением следующих задач: собрать весь архивный материал из интернет-ресурсов, книг, газетных статей о лётчиках, совершивших воздушный и огненный тараны; использовать материал для патриотического воспитания учащихся. Автор работы применяет следующие методы: изучение газетных статей; поиск материалов на Интернет-сайтах; опрос учащихся; технологию ИКТ; беседы с сотрудниками Мариинско-Посадского краеведческого музея, со специалистами Приволжского сельского поселения; обобщение и систематизация полученной информации. Объектом исследования являются лётчики, предметом исследования – подвиги лётчиков, совершивших воздушный и огненный тараны. Самый ценный материал автором найден о лётчиках-земляках из  д.д. Ураково и Амачкино, находящихся на территории Приволжского сельского  поселения. В чувашской литературе известны имена трёх земляков, совершивших воздушный таран в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Недавно стало известно имя ещё одного героя, совершившего таран,  лётчика Кострова Александра Ивановича, нашего земляка. Ему посвятил свою исследовательскую работу мой одноклассник Вова Кулаков. Мы оба решили участвовать в 9-ой Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф.Можайского, посвящённой 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. Я очень рад за своего друга, что он допущен к исследовательской работе без тестирования. Жюри приняло оригинальное решение. Я счастлив, что смог принять участие в Молодёжном симпозиуме 8-ой Международной олимпиады. После завершения своего выступления на симпозиуме  я не смог ответить на вопрос членов жюри  «Знаешь ли ты о специальных самолётах, предназначенных для таранов?» По приезду домой я сразу нашёл ответ. Теперь я знаю, что действительно такие самолёты были. В своей новой исследовательской работе я дополнил материал, часть материала исключил. Если в предыдущей работе я привёл фамилии 11 лётчиков, совершивших воздушный и огненный тараны, то эта цифра увеличилась до 12,  из 12 лётчиков Чувашии, совершивших таран, двое из нашего района, из нашего поселения. Выбранная мною тема, я считаю, очень интересная. Мою работу многие изучили, более 1000 человек. А у одноклассника Вовы, вообще, работа стала самой популярной и читаемой. Теперь я знаю, что такое «Таран», «Воздушный таран», «Огненный таран», «Японский камикадзе», « Кто впервые применил воздушный таран и когда?», «Совершали ли тараны женщины?», « Кто из наших земляков совершил таран?», «Совершают ли лётчики тараны в наши дни?», «Что с собой представляет таранный самолёт»?. Выдвинул  следующую гипотезу: установить факт совершения таранов лётчиками - нашими земляками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и выявить лётчика из своего поселения-участника войны, повторившего подвиг Виктора Талалихина, а также лётчика из своего же поселения, совершившего таран.

 Основная часть.   Что мы знаем о таранах? Таран — приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолёта). Возможен также таран наземного объекта или корабля. Также есть наземный (танковый) таран.Цели такой описать  танковый таран я не ставил. Поэтому в работе речь пойдёт о воздушном и огненном таранах. Впервые применил воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика Пётр Нестеров (автор мёртвой петли- петли Нестерова). Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне в 1970 году, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"... Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя". "Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из форм проявления героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Hовиков, возглавлявший в первые годы войны военно-воздушные силы Ленинградского фронта. Как объясняли свой поступок сами летчики? Спартак Маковский, сбивший за войну 18 самолетов врага, один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, идя на таран, ответил: «Hет, не думал. Я просто знал, что внизу бьются мои друзья, что им тяжело и, если гитлеровцы прорвутся туда, им еще тяжелее станет. Значит, надо уничтожить врага. А уж каким способом - значения не имеет.» [Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo  ]. Пожалуй, нет в истории военной авиации боевого приема, отношение к которому так менялось бы в зависимости от политической ситуации в стране, как к тарану. В советскую эпоху было принято только восхищаться подвигом летчика, не анализируя причины, вынуждающие его таранить вместо того, чтобы поражать противника огнем. В перестроечно-обличительный период таран рассматривался исключительно как акт отчаяния, простой размен машины на машину, пилота на пилота. Прежде всего, следует учесть, что история авиации знает два вида таранов: воздушный, когда летчик своим самолетом сбивал вражескую машину, и огненный, когда своим, как правило, горящим самолетом, пикируя, пилот поражал наземные и морские объекты. Но в уставах в предвоенные годы таран, как прием боя, не фигурировал. 

Тараны в годы Великой Отечественной войны. А вот в Великую Отечественную войну, прежде всего, в 1941-1942 годах воздушный таран стал достаточно массовым явлением. По мере увеличения мощи и профессионализма советских ВВС количество воздушных таранов уменьшалось. 34 лётчика применили воздушный таран дважды, Герой Советского Союза А. Хлобыстов – трижды, а В. Ковзан – четырежды. Таранили, как правило, истребители, а их целями чаще всего становились менее скоростные и маневренные бомбардировщики. Два из трех советских летчиков, совершивших тараны, оставались в живых.12% самолетов вскоре возвращались в строй. Таранили же, по большей части, советские летчики над своей территорией.  И упавший на ней самолет противника для него был, безусловно, потерянным. Если 2 из 3 таранивших советских летчиков оставались в живых, то у немецких жертв таранов над советской территорией шансов не погибнуть или не попасть в плен были минимальны. Пожалуй, в сложнейшей ситуации 1941 года, когда множество летчиков погибали, не успев причинить противнику никакого ущерба, воздушный удар советского истребителя по немецкому бомбардировщику над советской территорией был достаточно эффективным способом борьбы. Но даже при условии гибели и пилота и машины, ВВС РККА теряли одного летчика и один истребитель. Немцы теряли бомбардировщик, изготовление которого требовало значительно больших трудозатрат и несколько членов экипажа убитыми или пленными (He-111 – 4 или 5 человек, Ю-88 – 4 человека). Конечно, в 1943 -1945 годах у советских летчиков отношение к тарану стало меняться. Проще стало поразить противника огнем [http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=8647]. Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло Николай Францевич, Грибовский Александр Прокофьевич).

       Огненный таран Николая Гастелло. К данному разделу своей исследовательской работы я хотел бы привести  следующий эпизод: «… Подкатила «эмка». Из нее вышли трое в папахах.« Экипаж готовится к боевому вылету»,— доложил командир корабля старший лейтенант Орлов.«Какие бомбы подвешиваете?»— спросил командир соединения генерал-лейтенант Т. Ф. Куцевалов. «Как всегда, сотки»,— спокойно ответил Орлов. «Отставить сотки,— прервал генерал.— Только 250 килограммов. Десять осилите?» «Осилим, товарищ генерал, да еще мелочи возьмем». «Вашему экипажу, товарищ Орлов, сегодня особое задание,— продолжал Куцевалов.— Только что получено сообщение от партизан: через час начнется банкет немецких офицеров в Доме культуры в Новгороде. Туда завезли много вин и продуктов. Говорят, вот только «огурцов» у них нет... Может, подбросишь, Орлов? Ты ведь бывал в Новгороде до войны, знаешь, где этот Дом культуры находится?» «Знаю, товарищ генерал, бывал в нем не раз. Подбросим им «огурчиков» на закуску». ...Более двухсот километров с попутным ветром преодолели менее чем за час. Новгород казался безжизненным. Ни огонька. «Фрицы как сдохли там все»,— проворчал штурман Евгений Сырица. «Ничего, мы их из-под земли достанем»,— ответил Орлов и сбавил обороты моторов. Но подойти незамеченными все равно не удалось. Пришлось прорываться сквозь зону сильного заградительного огня и лучи прожекторов. Орлов маневрировал, чтобы избежать поражения, но на боевом курсе повел самолет строго по прямой. Прямо с хода Сырица с минимальными интервалами сбросил все десять бомб. Шесть из них точно накрыли цель. Второй заход. На этот раз на землю полетела серия малокалиберных осколочных бомб. Позднее на аэродроме, осматривая самолет и подсчитывая пробоины, Федот с огорчением сказал: «А Дом культуры жалко: красивый домина был...». Через двое суток на аэродром снова прилетел генерал Куцевалов. Он зачитал радиограмму от партизан: «В ночь на 17 декабря после вашего бомбардирования под обломками клуба нашли себе смерть 132 немецких офицера». Помолчав немного, добавил: «За отличное выполнение особого боевого задания, в результате которого врагу нанесен большой урон, старшему лейтенанту Орлову Федоту Никитичу присваивается досрочно очередное воинское звание «капитан» и объявляется благодарность». (Народный поэт Чувашии Аркадий Эсхель написал об этом эпизоде и Герое Орлове поэму «Орёл»-авт.). Кто же был этот удачливый капитан Орлов?» [http://ww2history.ru]. На исходе шестого дня войны Орлов узнал о гибели своего друга и командира Николая Гастелло. Каждый день водил он свою эскадрилью бомбить вражеские танковые колонны, которые, словно бронированные чудовища, ползли и ползли на восток. Однажды днем над аэродромом, где базировалась эскадрилья капитана Гастелло, появился немецкий самолет. Выпустив шасси, будто собираясь приземлиться, он пронесся на низкой высоте и обстрелял наши самолеты. Видя, что наглый пират собирается еще раз повторить заход, Гастелло побежал к ближайшему самолету и ударил по нему из турельного пулемета. Фашистский стервятник плюхнулся за озером, а экипаж, выбросившийся на парашютах, был взят в плен. Это произошло на третий день войны. А на пятый день Гастелло не стало. Как обычно, он повел свой корабль на скопище вражеских танков. Яростный огонь зениток не смог помешать экипажу ударить точно по цели. Но когда корабль лег на обратный курс, вражеский снаряд пробил бензобак. Члены экипажа могли бы выброситься на парашютах, но внизу были фашисты. И экипаж направил объятый пламенем самолет в скопление танков, автомашин, цистерн с горючим. Море огня бушевало там, куда врезался и затем взорвался корабль капитана Гастелло. Это трагическое известие привез в полк один из летчиков, который задержался с ремонтом своего самолета на аэродроме Боровшее, где и базировалась в эти дни эскадрилья Николая Францевича Гастелло. Как во сне слушал Орлов рассказ однополчанина, сердце отказывалось верить, что его учителя и друга нет уже в живых...А дружба эта началась почти шесть лет назад, когда молодой выпускник Ейского летного училища Федот Орлов прибыл в ростовскую бригаду дальних бомбардировщиков. После завершения программы переучивания его зачислили в экипаж командира корабля лейтенанта Гастелло. Воздушные корабли ТБ-3 конструктора А. Н. Туполева, экипаж которых состоял из восьми человек, в тот период представляли собой последнее достижение авиационной техники; но они, вполне понятно, требовали от летчиков знаний, навыков. И в том, что Орлов за короткий срок подготовился для полетов в сложных метеорологических условиях, хорошо стал водить корабль ночью и в облаках, была большая заслуга Николая Гастелло, в котором удачно сочетались умение доверять и требовать, быть для подчиненного и начальником и другом. Если у Федота что-то не получалось, он терпеливо разъяснял, в чем его ошибки. И был непримирим к любым нарушениям летной дисциплины. Когда Орлову выделили комнату, она оказалась в том же доме, в том же подъезде, на том же этаже, где жил Гастелло. Федот нередко допоздна засиживался в семье своего командира — сражались в шахматы, оба учились играть на баяне. Орлов никогда не видел своего командира скучающим, он всегда был чем-то занят: много читал, помогал жене по хозяйству, мастерил игрушки для сына. И часто всей семьей ходили они на стадион. Очень большой популярностью пользовался на стадионе футбол. Ворота сборной команды ростовской бригады защищал Гастелло, он же был ее капитаном. В учебе, тренировках, полетах проходили дни, недели и месяцы. Навсегда осталось у Федота в памяти участие в первомайском воздушном параде в Москве. Через некоторое время Гастелло повысили в должности, он стал командиром отряда, а Орлов был назначен командиром экипажа. Все члены его экипажа были комсомольцами и прилагали немало сил, чтобы быть в числе лучших. Командир отряда Гастелло не раз ставил экипаж Орлова в пример за то, что он быстрее всех оказывался на аэродроме по тревоге и также быстро готовил машину к полету. И вот настала весна 1939 года. Гастелло стал заместителем командира эскадрильи, а вместо него командиром отряда тем же приказом был назначен Федот Орлов. На прощанье Гастелло, пожав Орлову руку, сказал: «Ну, Федот, передаю тебе и отряд, и экипаж свой, и «Голубую двойку». От души желаю успехов». А через два года начальник штаба зачитал перед строем полка приказ о назначении Гастелло командиром эскадрильи и переводе его в другую часть. Вечером Орлов собрал свой отряд в клубе, там и попрощались экипажи со своим бывшим командиром. Давно ли это было? Всего-то месяца три назад. И вот весть о трагической его гибели. Перед глазами у Орлова вставал его облик: подтянутый и стройный, коротко подстриженные волосы, карие глаза, пронзительный взгляд. Вспоминались проведенные совместно годы, полеты через горные перевалы. Прибалтика, Карельский перешеек, Бессарабия, вечера на его ростовской квартире... Орлов шел на командный пункт за заданием, и в груди у него клокотала ярость, беспредельная ненависть к врагам. Потом в полку был митинг. Выступали летчики, штурманы — друзья и товарищи Николая Францевича, члены бывшего его отряда, его экипажа «Голубой двойки», и клялись драться за Родину до последней капли крови, беспощадно мстить врагам за Гастелло. А вечером эту ненависть «Голубая двойка», как и другие воздушные корабли полка, несла на головы фашистов. В этот раз экипаж Орлова сбросил на вражеский аэродром свыше двух с половиной тонн «гостинцев», поджег много самолетов, в трех местах вызвал большие взрывы (вероятно, боеприпасов или складов с горючим). [М.Иванов, http://vurnar.ru/Orlov-Fedot-Nikitich.html]. Федот Орлов - прославленный лётчик из Чувашии, «рождённый летать», Герой Советского Союза. О событиях Великой Отечественной войны известный летчик рассказал в книгах «Люблю Родину», «Месть «Голубой двойки», «Огненные рейсы «Голубой двойки». Ушёл из жизни 13 февраля 1988 года. [http://znamya-truda.ru/index.php/tvoiludi/381-2011-05-06-19-50-22].Его имя носит одна из улиц города Чебоксары-столицы Чувашии. Хотя Ф.Орлов не совершал таранов, но его судьба связана с именем прославленного Н.Гастелло, и я не смог не привести в своей работе эти строки. Федот Никитич так тепло отзывался о своем учителе и боевом друге в своих книгах-воспоминаниях. Есть в Чебоксарах и улица Николая Гастелло.

       Ночной таран Виктора Талалихина. Во время Великой Отечественной войны советский летчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. Именно ему 7 августа 1941 года удалось совершить первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика. За этот подвиг Виктор Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов. За боевые отличия он был награжден орденами Красного Знамени и орденом Ленина. 27 октября 1941 года Виктор  Талалихин погиб в неравной схватке с фашистскими истребителями. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой. Именем Талалихина были названы улицы во многих городах СССР, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске летчику установлен памятник, в Москве – бюст Героя. [http://www.calend.ru/event/2789/]. Олицетворением мужества и бесстрашия, безграничной преданности Родине стал подвиг Виктора Талалихина.

      Наши земляки, совершившие воздушный и огненный тараны в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. В летопись истории Великой Отечественной войны вписаны имена героев-земляков, чувашей, совершивших воздушный таран, Александра Смольникова, Никифора Игнатьева, Владимира Пенькова, Александра Кострова. Повторили подвиг Николая Гастелло: Николай Будаков, Сергей Смирнов, Александр Осипов (Герой Советского Союза посмертно), Анатолий Петров, Константин Пискунов, Михаил Афанасьев, Константин Андреев, Владимир Ефремов. Многие лётчики, которые совершили таран, получили высокое звание Героя Советского Союза. Как видим, из 12 лётчиков Чувашии всего один получил это звание. В статье «Самолёты Николая Поликарпова» народного академика Чувашии Анатолия Золотова можно узнать о том, что на самолёте И-153 29 апреля 1942 г. в составе авиационных частей Северного Флота Никифор Игнатьевич Игнатьев совершил первый на севере воздушный таран [А.Золотов. Самолёты Николая Поликарпова.//Советская Чувашия от 25 января 2005 года. Приложение «Честь имею. Оружие Победы]. Произвёл более 300 боевых вылетов, сбил 8 самолётов противника, уничтожил полевую пушку, 6 зенитных пулемётов и аэростат воздушного наблюдения. Награждён 2 орденами Красного Знамени. Погиб 3 декабря 1943 года в воздушном бою в районе Полярного.[ http://u.to/PFSo]. В свои молодые 23 года летчик Пеньков Владимир Алексеевич из села Семеновское Порецкого района Чувашии 11 марта 1942 года совершил воздушный таран на Волховском фронте. Подполковник В.А. Пеньков награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. [Информационный вестник Санкт-Петербургского чувашского культурно- делового центра «ИЛЕМ» им. Михаила Сеспеля №3 от 30.03.2005 г. «Янташ (Земляк)» Из книги Геннадия Микушкина «Чуваши в северной столице»]. Свою работу в прошлом году я посвятил своему земляку Смольникову Александру Даниловичу. Деревня Ураково, где он родился, находится от нашего посёлка Спиртзавод в 10 км. Деревня русская. Об отважном лётчике можно прочитать в книге С.К.Дмитриева «Мариинский Посад», о нём можно узнать в районном краеведческом музее, где установлен бюст лётчика, выполненный Чебоксарским скульптором Черепановым В.П. Из близких родственников теперь в деревне никого не осталось, все живут в разных городах России( со слов главы Приволжского сельского поселения Архипова А.М). Именем отважного лётчика названа улица в д.Ураково в 2001 году на основании Постановления главы Шульгинской сельской администрации №5 от 29.12.2001г. (сейчас Приволжское сельское поселение –авт.).  14 августа 1943 г. в ночном небе над Калужской землёй повторил подвиг Виктора Талалихина.  Думаю, нет необходимости ещё раз переписать подробно весь  материал об Александре Смольникове. Второй герой, совершивший таран, также земляк, из д. Амачкино нашего Приволжского сельского поселения, Александр Иванович Костров.  Он не только совершил таран, но и угнал из плена самолёт, оказывается, раньше, чем Девятаев М. Об этом в Интернете материал появился недавно, летом 2011 г., о чём  расскажет в своей исследовательской работе мой одноклассник. Я считаю, что наш священный долг у молодёжи – быть верными памяти погибших в жестоких битвах за свободу Отечества.

Тараны на реактивных самолётах. В ходе исследовательской работы мной был найден ответ и на вопрос «Были ли случаи таранов в наши дни?" Оказывается, да. Известны два таких случая. 28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины Азербайджанской ССР) заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитаном Г.Н.Елисеевым. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза 14 декабря 1973 г. Награждён орденом Ленина, медалями. Похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. 18 июля 1981 года — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Куляпин Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени. Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.  [Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo.]

       Огненный таран в небе Чечни. 31 января 2000 г. вертолёт Ми-24П (№08 85-я отдельная вертолётная эскадрилья, Аллакурти) был сбит в районе Харсеноя. Экипаж в составе командира звена майора Андрея Завитухина и штурмана звена капитана Алексея Кириллина погиб. Вертолетчики совершили огненный таран, направив свою горящую машину на зенитную установку боевиков. [Список потерь военной авиации России c 2000 года. http://nnm.ru/blogs/Y2k_live/spisok_poter_voennoy_aviacii_rossii_c_2000_goda/]. «Группа боевых вертолётов, в составе которой находился экипаж Ми-24 командира звена майора Завитухина и штурмана звена капитана Алексея Кириллина, получила боевую задачу- прикрыть вертолёт Ми-8 ПСС, производивший поиск и эвакуацию группы личного состава федеральных войск, преследуемой боевиками. Вероятность огневого поражения вынудила нашу группу вертолётов начать поиск в заданном квадрате на большой высоте. Однако в условиях лесистой местности и плотной дымки эффективный поиск был невозможен, а сильное разряжение воздуха ограничивало мощность двигателей и маневренность вертолётов. Пришлось снизиться до высоты устойчивого визуального наблюдения. Прекрасно осознавая опасность огневого поражения, майор Завитухин, как старший в группе, дал команду всем экипажам усилить бдительность. Опыт и чутьё лётчика не подвели- на подходе к населённому пункту на высоте 400 м Ми-8 неожиданно попал под шквальный огонь с земли. На его борту находилась группа спасателей и медиков. Счёт шёл на секунды. Маневрировать и эффективно применить бортовое оружие в данной обстановке было никакой возможности. Далее произошло следующее:Ми-24 майора Завитухина, находившийся ближе всех к транспортному Ми-8, вырвался вперёд и энергичным маневром встал на пути огненных трасс, несущихся с земли. Таким образом, своим бортом экипаж Ми-24 прикрыл беззащитный Ми-8. Ми-24 мгновенно вспыхнул. У его экипажа был вариант срочно покинуть машину, но случилось вот что. На глазах у своих товарищей плохо управляемый горящий вертолёт развернулся, замер на месте, как бы прощаясь с небом. И молнией обрушился в самую гущу огня зенитных установок противника. За горящим тараном российских лётчиков наблюдали не только свои, но и враги. После мощного взрыва противник молчал, пребывая в шоке. У всех лётчиков, видевших эту картину, руки сжимались в кулаки. Хотелось стрелять, стрелять и стрелять!.. Но задача оставалась невыполненной, и следовало взять себя в руки и продолжать полёт. Однако прежде чем уйти от Харсеноя, группа сделала прощальный круг над посёлком и его окрестностями, отдавая последний салют подвигу товарища и командира. Пусть никогда не померкнет память о совершивших этот подвиг!»,-пишут об этом подвиге подполковник Андрей Веричев и Мирхат Мусин [http://www.foxbat.ru/article/chech4/fire.htm].

       Самолёты для таранов. В начале 1930-х авиаконструкторы ведущих стран мира стали задумываться над новыми, доселе невиданными типами летательных аппаратов. Одной из необычных конструкторских идей стал специальный истребитель, предназначенный для уничтожения самолета противника таранным ударом.  25 февраля 1935 года советский авиаконструктор Гроховский Павел Игнатьевич получил авторское свидетельство на свое изобретение -экспериментальный самолёт Г-39., самолет-таран вертикального взлета и посадки аэродинамической схемы «бесхвостка». «Испытал» его лётчик-испытатель Валерий Чкалов. Но как ни старался Чкалов, ни взлететь, ни даже подлететь ему не удалось. Летчик честно пытался поднять машину, пока в баке где-то посреди аэродрома не кончилось горючее. Когда винт остановил свое вращение, Чкалов вылез из кабины, отошел на несколько шагов в сторону и закурил. Подбежавшим конструкторам он невесело сказал: «Настоящий таракан! А тараканы не летают. Где-то вы просчитались или перемудрили, уважаемые...» Существовал и еще один проект советского истребителя-перехватчика «таранного типа». Этот проект был предложен в 1941 году военинженером 3-го ранга Львом Григорьевичем Головиным. «Таранщик» представлял собой самолет-бесхвостку с ракетным двигателем на твердом топливе, для использования которого не нужны были аэродромы: старт планировался с передвижной пусковой установки по-ракетному, а посадка – на парашюте. Длина самолета составляла 3 м, размах крыла – 1,75 м, высота – 0,8 м. Правда, к тому времени тараны уже осуществлялись обычными летчиками в массовом порядке на всех типах самолетов, поэтому идея командование не прельстила. Американская компания Northrop в 1943 году предложила  необычный вариант самолёта – летающее крыло-таран ХР-79B Ram Wing.Он должен был таранить противника не фюзеляжем, а кромкой крыла, выполненной из магниевого сплава. В июле 1945 г. его достроили и решили  испытать – в конце концов, он был четвертым по счету реактивным истребителем-перехватчиком, построенным в США, и военным было интересно, какие возможности он в себе таит. Так или иначе, осенью самолет прикатили на дно высохшего озера Мурок для всесторонних испытаний. 12 сентября 1945 года летчик-испытатель Гарри Кросби, чудом избежавший гибели при испытаниях предыдущего детища «Нортропа» – планера МХ-334, поднял машину в воздух. Спустя 15 минут после начала полета самолет внезапно сорвался в штопор, выйти из которого летчику не удалось. Он принял решение выброситься с парашютом, но и это не получилось – вращение машины не позволило сделать это вовремя, а затем не раскрылся парашют. Самолет, рухнувший в пустыне, вспыхнул как факел и почти мгновенно сгорел. После этого проект был закрыт. К сожалению, первые и единственные испытания самолета завершились аварией и смертью пилота.  Разрабатывали таранные истребители и в Германии. В конце Второй мировой войны здесь было предложено в общей сложности девять(!) проектов таких машин. Но до их практического осуществления дело не дошло — единственный из германских таранных истребителей, воплощенный в металл — Ba.349 Natter ("Гадюка”), был в конце концов создан в качестве истребителя-перехватчика однократного применения с вооружением из неуправляемых ракет. А таранный удар так и остался "последним аргументом летчика”. [Артём Платонов.http://www.popmech.ru/article/6544-taran-oruzhie-smelyih/]

       Заключение. Завершая свою исследовательскую работу, хочется отметить, что я много нового узнал о таранах, о лётчиках, совершивших огненный и воздушный тараны, о таранах, совершённых уже в наше мирное время замечательными лётчиками Елисеевым и Куляпиным, а также вертолётчиками Завитухиным и Кириллиным в небе Чечни в 2000 году.   В жизни всегда есть место подвигу. И это доказали своим мастерством наши русские лётчики. Ещё раз хочется привести слова Куляпина В. о том, что Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном, так когда-то Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации... Нельзя не соглашаться с ним. Итак, применение тарана в воздушном бою, это, как правило, шаг отчаяния. Как правило, на это идут не от «хорошей жизни». Но, пойти на это могут лишь крайне храбрые люди. В СССР военачальники отдавали приказания уничтожать вражеские самолеты воздушным тараном при отказе бортового вооружения или преждевременном израсходовании боеприпасов в бою. То есть, согласно приказу, воздушный таран следовало применять как последнее средство в бою с самолетами врага. Советские летчики шли на самопожертвование ради великой цели – защиты социалистической  Родины от врага. Перед тем, как приступить к своей исследовательской работе, я провёл с учащимися 8-9 классов опрос в виде анкетирования с целью выяснить, как школьники относятся к изучению истории своего народа, как чтят память об участниках Великой Отечественной войны, что они знают вообще о таранах в воздухе. Результаты опроса оформил в виде диаграммы. Потом я ознакомил их со своей работой. Работу хотел бы передать школьному краеведческому музею «Мерчен» («Жемчуг»). Быть верными памяти погибших в жестоких боях за свободу Отечества и вернувшихся домой с победой – наш священный долг. Мы, учащиеся нашей школы, гордимся нашим земляком, повторившим подвиг Виктора Васильевича Талалихина. Саша Смольников – настоящий волжанин. Жаль, что он не смог получить за свой бессмертный подвиг звание Героя Советского Союза. А также- лётчиком Костровым Александром Ивановичем, представленным к званию Героя Советского Союза в один год с М.П.Девятаевым (но ему отказали в награде, и получил он орден Красного Знамени). О его подвиге знают немногие в Чувашии. Принять участие в вашем конкурсе  доставляет  огромное удовольствие. Отвечая на вопросы тестирования,  получаешь для себя много нового и интересного  из истории авиации. Приятно видеть в списке участников 9-ой олимпиады знакомые фамилии. Спасибо всем организаторам олимпиады за проведение такого мероприятия  в столь  широком масштабе. С уважением, Василий Волков.

Источники информации:

1.А.Золотов. Самолёты Николая Поликарпова.//Советская Чувашия от 25 января 2005 года. Приложение «Честь имею. Оружие Победы. 2.Память. Том 2. Чебоксары. Чувашское книжное издательство-478 с. 1996. 3. Л. Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo. 4. Список потерь военной авиации России c 2000 года. http://nnm.ru. 5.Артём Платонов. http://www.popmech.ru/article/6544-taran-oruzhie-smelyih/. 6. http://www.foxbat.ru/article/chech4/fire.htm. 7. http://www.calend.ru/event/2789/ . 8. http://znamya-truda.ru/index.php/tvoiludi/381-2011-05-06-19-50-22. 9. М. Иванов, http://vurnar.ru/Orlov-Fedot-Nikitich.html.



Источник: http://Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo;
Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (07.01.2012) | Автор: Волков Василий Витальевич E W
Просмотров: 5096 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.4/5
Всего комментариев: 2
2 лк  
Работа ваша заинтересовала меня. У вас можно поучиться оформлять исследовательскую работу. В тексте указываются ссылки на источники информации.Работа оформлена в соответствии с требованиями жюри. Желаю вам удачи!

1 ученик  
Работа очень интересная, написана о настояших Героях, о мастерах своего дела. Подвиги наших Героев бессмертны. Мы, молодые, всегда должны помнить о своих Героях!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1770)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Эжиев Руслан Мухаммедович (598)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Трунов Артём Николаевич (347)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024