Пятница, 29.03.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

"Истребитель пятого поколения, каким он будет?" Абдуллин Азамат Дарвинович

"Истребитель пятого поколения, каким он будет?" 

Абдуллин Азамат Дарвинович            

   План:
1. Вступление
2. Актуальность исследования
3. Задачи исследования
4. Истребитель пятого поколения
5. Т-50
6. F-22
7. Сравнение Т-50 с F-22
8. Вывод
9. Источники информации.                   

Истребитель  пятого поколения, каким он будет?

 

Все чаще и чаще в прессе встречается такое словосочетание, как «истребитель пятого поколения» . В своём выступлении я постараюсь рассказать вам, что вкладывается в понятия истребителя пятого поколения, что они вообще из себя представляют, и какие задачи перед ними ставятся, а также список стран, где эти самолеты стоят на вооружении или разрабатываются.

Актуальность исследования.

Обеспечение превосходства над другими странами в вооружениях всегда было актуальной темой. В частности, это касается и авиации. Появления концепции и прототипов самолетов пятого поколения серьезно изменило расклад в авиации. Несколько технологически и экономически развитых стран активно взялись за разработку истребителя, стремясь обеспечить превосходство своих ВВС над ВВС других стран, а так же в будущем завоевать сегмент рынка продаж боевых истребителей. Сейчас очень остро стоит вопрос: как должен выглядеть, какие системы должен иметь и какое вооружение должен нести истребитель пятого поколения? Так же сейчас актуальным стоит вопрос, какая страна построит наилучший истребитель пятого поколения.

Задачи исследования

Задачами исследования моего проекта являются:

1) Ввести понятие  «Истребитель пятого поколения»

2) Какими характеристиками должен обладать «истребитель пятого поколения», как должен быть оборудован и какое вооружение должен нести данный самолет.

3) В каких странах разрабатывается, и какие оригинальные решения предлагаются странами-разработчиками.

4) Сравнить два наиболее совершенных на данный момент истребителя Т-50 и F-22 и сделать вывод о истинных требованиях к истребителю 5 поколения.

Истребитель пятого поколения.

Требования, предъявляемые к истребителю пятого поколения:

1) кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;

2) многофункциональность

3) наличие круговой информационной системы;

4) полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;

5) сверхманевренность;

6) способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя н большой дальности;

7) автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;

8) повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;

9) аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;

Страны, разрабатывающие истребители пятого поколения:

1) Россия. Прототип Т-50(И-21), общий проект ПАК ФА\МИ (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации\ многофункциональный истребитель).

2) США. Единственная страна, на вооружении которого уже находится истребитель пятого поколения F-22, разрабатывается также F-35.

3)  Китай.  Прототип J-20.

4) Индия. Разрабатывает истребитель совместно с Россией. Проект будет основываться на ПАК ФА. Также имеется собственный проект AMCA.

5) Япония. Прототип ATD-X Shinshin.

6) Индонезия+ Южная Корея. Проект K-FX.

Как мы знаем, всё лучшее рождается в конкуренции, не являются исключениями и самолеты. Главными соперниками на этой арене, на мой взгляд, являются Россия и США, две самые ведущие авиационные державы в мире. Главными соперниками- истребителями являются Т-50 и F-22. F-35, по моему мнению, всё же не такой мощный как F-22, да и не удовлетворяет многим требованиям пятого поколения. Сейчас мы рассмотрим эти два истребителя, выделим слабые и сильные стороны и попытаемся получить идеальный истребитель пятого поколения.

Т-50 ПАК ФА\МИ

 

В 1999 г. ОКБ Сухого официально начало работы по Т-50 - истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21).

В 2002 году КБ Сухого одержало окончательную победу, и тут же из тактико-техничекого задания исчез вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а максимальный взлетный вес нового истребителя возрос до 35 т. Аббревиатура СФИ канула в Лету, превратившись к 2004 году в Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), который предназначался для замены полновесного "основного истребителя" Су-27, дабы противостоять F-22. 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре (аэродром КнААПО-Дземги) на Т-50 продолжительностью 47 минут. Н данный момент к испытаниям привлечены 3 прототипа.

F-22

 В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. В декабре 2011 года состоялась выкатка последнего, 195(187 серийного) истребителя F-22, на этом его производство закончилось.

Сравнение

Кардинальных различий в компоновке этих самолётов нет. Оба этих истребителя проектировались с задачей снижения заметности в радиолокационном, оптическом диапазонах, о чём свидетельствуют внутрифюзеляжное расположение оружия, широкое применение радиопоглощающих материалов, элементы планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов.  Однако, в части малозаметности  F-22 всё же имеет преимущество за счёт использования плоских сопел, снижающих заметность в задней полусфере. На Т-50 плоские сопла планируются на двигателе второго этапа.

Сравнение БРЛС

ПАКФА -  бортовая радиолокационная станция (БРЛС) имеет индекс Ш-121 и включает в себя 5 радаров с активной фазированной антенной решеткой(АФАР). Основной радар - Н036 (в носовом обтекателе) содержит предварительно 1522 приемо-передающих модуля (ППМ), дальность обнаружения цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР)  в 3 квадратных метра-до 400 км. Н036Б - две АФАР бокового обзора, Н036L -две АФАР в носках крыла (функции обнаружения и госопознования целей).

F-22.  БРЛС состоит из радара с АФАР- AN\APG-77.  2000 ППМ, дальность обнаружения- около 300 км

Как мы видим, по части БРЛС преимущество у нашего истребителя.

Другая аппаратура

Также неоспоримым преимуществом российского истребителя является наличие оптико-электронной интегрированной системы (ОЭИС), у F-22 такая система отсутствует. Эта система является альтернативой радару и также позволяет обнаруживать вражеские цели. Тем самым у ПАКФА есть два независимых инструмента получения информации с поля боя.

Огромное значение имеет бортовой комплекс обороны. На Т-50 он пока строго засекречен, известно лишь, что системы радиоэлектронной борьбы будет делать Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ). У F-22 же такая система имеет название ALR-94 и на данный момент является самой мощной оборонительной системой среди аналогов на других  истребителях

Вооружение

Т-50 имеет 4 отсека вооружения. Два длинных, расположенных между мотогондолами, по 5.1 метров каждый и шириной приблизительно в 1.2-1.3 метра. В каждой по два катапультных устройства, в будущем предполагается ставить по 3  на отсек. Также есть 2 «быстрых» отсека, маленьких, для ракет воздух-воздух малой дальности. Всего для ПАКФА разрабатывается 14 новых авиационных средств поражения. Также имеется пушка ГШ-301.

F-22. Имеет большой центральный грузоотсек и два маленьких боковых. Пока имеет больше катапультных устройств, чем Т-50.

Несмотря на большее количество катапультных устройств у F-22, наш истребитель здесь также имеет преимущество, так как в отсеки F-22 не помещаются длинные ракеты класса «воздух-поверхность», а в Т-50 помещаются благодаря достаточной длине отсеков.

Двигатель

Т-50. Двигатели - изделие 117. Глубокая модернизация АЛ-31Ф (новое: плазменная система зажигания, цифровая система управления, управляемый вектор тяги, увеличенный ресурс). Тяга-8800 кгс, на форсаже-15000кгс. Планируется двигатель второго этапа - изделие 129 с тягой 11000кгс, на форсаже-18500-19500кгс, с плоским соплом.  У изделие-117 всеракурсный управляемый вектор  тяги(УВТ).

F-22. Двигатели- F-199PW-100. Тяга-10000 кгс, на форсаже-15500 кгс. Вектор тяги отклоняется только в вертикальной плоскости, значит Т-50 будет иметь преимущество в ближнем бою(в маневренности) над F-22 за счет всеракурсного УВТ

Два самых мощных на данный момент истребителя будут соперничать по характеристикам и в будущем. Я думаю, на основе их концепций и будет определяться истребитель пятого поколения. У каждого из этих самолетов есть свои преимущества и недостатки. У F-22 преимущество в малозаметности, так как его сопла-плоские, что уменьшает его заметность в инфракрасном диапазоне, также у него беспереплетный фонарь, что тоже уменьшает его ЭПР. У Т-50 же преимущество в наличии ОЭИС, в наличии более мощных бортовых радиолокационных станций, преимущество в возможности работы по наземным и морским целям, преимущество в системах целеуказания, а также более длинных отсеках вооружения. Остается ждать информации по бортовому комплексу обороны Т-50, но то что КНИРТИ умеет делать отличные станции радиоэлектронной борьбы, мы прекрасно знаем по опыту южноосетинского конфликта, где Су-34 успешно глушил грузинские РЛС. У Т-50 также большое преимущество в ближнем бою, так как он сверхманевренный (Сверхманевренность достигается за счет всеракурсного УВТ, который у Т-50 есть, а у F-22 нет).

Вывод

На протяжении почти века боевой авиации крупнейшие авиационные державы безостановочно ведут борьбу друг с другом за господство в воздухе. Сменяются поколения самолетов, разрабатываются новые концепции, нарабатывается опыт, но борьба присутствует всегда. Не стало исключением и 5 поколение истребителей. Технически сложное, высокоинтеллектуализированное это поколение пишет летопись и вершит судьбу авиации и промышленности, ведь не секрет, что каждое новое поколение поднимает технологический уровень страны на новый уровень. Очень жёсткие требования к этому поколению заставляют напрячь все силы и средства на разработку, использовать годами нарабатываемый опыт, достичь широкой кооперации между разработчиками, и тем самым, наконец, достичь поставленной цели.  Векторы развития авиации на данный момент расставляют две авиационные державы мира- Россия и США. Сравнив лучшие истребители этих стран мы приходим к выводу, что лучшим по совокупности характеристик является российский истребитель пятого поколения, и что  идеальный истребитель пятого поколения должен обладать малозаметностью и бортовым комплексом обороны «Раптора», бортовыми радиолокационными станциями, маневренностью, оптико-электронной интегрированной системой  Т-50.

 

Источники информации:

1)      http://www.paralay.com/pakfa/pakfa.html

2)      http://military.tomsk.ru/blog/topic-254.html

3)      http://www.airwar.ru/enc/xplane/t50.html

4)      http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=47701

5)      http://aviaforum.ru/showthread.php?t=31278

6)      http://www.militaryparitet.com/

7)      http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic.php?p=528798

8)      http://forums.airbase.ru/2010/01/t69571--pak-fa-poletel.html

9)      http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t=1549

Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (10.01.2012) | Автор: Абдуллин Азамат Дарвинович W
Просмотров: 4076 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.5/13
Всего комментариев: 5
5 AlmazkaAx95  
smile GOOD

4 рпг-7  
Послушал бы вас товарищ Жилин, он бы столько вам про пакфу сказал.....

3 Ezhik  
НУ когда ты на отборочных выступал, у тебя был этот косяк)))) так что не забывай))) biggrin

2 molodoi_4elovek  
biggrin
не пали контору biggrin

1 Ezhik  
"На Т-50 он пока строго засекречен, известно лишь, что системы радиоэлектронной борьбы будет делать Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ)."
Аза, а где твое фирменное слово "к сожалению"))))))). biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2028)
Фурсов Максим (1775)
Егор Андреевич Попов (1358)
Штриккер Артур (1102)
Эжиев Руслан Мухаммедович (713)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024