"Истребитель пятого поколения, каким он будет?" Абдуллин Азамат Дарвинович План: 1. Вступление 2. Актуальность исследования 3. Задачи исследования 4. Истребитель пятого поколения 5. Т-50 6. F-22 7. Сравнение Т-50 с F-22 8. Вывод 9. Источники информации. Истребитель пятого поколения, каким он будет?
Все чаще и чаще
в прессе встречается такое словосочетание, как «истребитель пятого поколения» .
В своём выступлении я постараюсь рассказать вам, что вкладывается в понятия
истребителя пятого поколения, что они вообще из себя представляют, и какие
задачи перед ними ставятся, а также список стран, где эти самолеты стоят на
вооружении или разрабатываются.
Актуальность исследования.
Обеспечение
превосходства над другими странами в вооружениях всегда было актуальной темой.
В частности, это касается и авиации. Появления концепции и прототипов самолетов
пятого поколения серьезно изменило расклад в авиации. Несколько технологически
и экономически развитых стран активно взялись за разработку истребителя,
стремясь обеспечить превосходство своих ВВС над ВВС других стран, а так же в
будущем завоевать сегмент рынка продаж боевых истребителей. Сейчас очень остро стоит
вопрос: как должен выглядеть, какие системы должен иметь и какое вооружение
должен нести истребитель пятого поколения? Так же сейчас актуальным стоит
вопрос, какая страна построит наилучший истребитель пятого поколения.
Задачи исследования
Задачами исследования моего проекта являются:
1) Ввести понятие
«Истребитель пятого поколения»
2) Какими характеристиками должен обладать «истребитель
пятого поколения», как должен быть оборудован и какое вооружение должен нести
данный самолет.
3) В каких странах разрабатывается, и какие оригинальные
решения предлагаются странами-разработчиками.
4) Сравнить два наиболее совершенных на данный момент
истребителя Т-50 и F-22 и сделать
вывод о истинных требованиях к истребителю 5 поколения.
Истребитель
пятого поколения.
Требования,
предъявляемые к истребителю пятого поколения:
1)
кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном
диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы
получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
2)
многофункциональность
3)
наличие круговой информационной системы;
4)
полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
5) сверхманевренность;
6)
способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а
также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя н большой
дальности;
7)
автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
8)
повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта
индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то
есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок»
от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена
информацией с внешними источниками;
9)
аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения
угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых
запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений
управляющих органов;
Страны,
разрабатывающие истребители пятого поколения:
1) Россия. Прототип Т-50(И-21), общий
проект ПАК ФА\МИ (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации\
многофункциональный истребитель).
2) США. Единственная страна, на вооружении
которого уже находится истребитель пятого поколения F-22, разрабатывается также F-35.
3) Китай.
Прототип J-20.
4) Индия. Разрабатывает истребитель
совместно с Россией. Проект будет основываться на ПАК ФА. Также имеется собственный
проект AMCA.
5) Япония. Прототип ATD-X Shinshin.
6)
Индонезия+ Южная Корея. Проект K-FX.
Как мы знаем, всё лучшее рождается в
конкуренции, не являются исключениями и самолеты. Главными
соперниками на этой арене, на мой взгляд, являются Россия и США, две самые
ведущие авиационные державы в мире. Главными соперниками- истребителями
являются Т-50 и F-22.
F-35, по моему
мнению, всё же не такой мощный как F-22, да и не удовлетворяет многим требованиям пятого
поколения. Сейчас мы рассмотрим эти два истребителя, выделим слабые и сильные
стороны и попытаемся получить идеальный истребитель пятого поколения.
Т-50 ПАК ФА\МИ
В 1999 г. ОКБ Сухого официально начало работы по Т-50
- истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения
И-21).
В 2002 году КБ
Сухого одержало окончательную победу, и тут же из тактико-техничекого задания
исчез вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а максимальный
взлетный вес нового истребителя возрос до 35 т. Аббревиатура СФИ канула в Лету,
превратившись к 2004 году в Перспективный авиационный комплекс фронтовой
авиации (ПАК ФА), который предназначался для замены полновесного
"основного истребителя" Су-27, дабы противостоять F-22. 29 января
2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет в
Комсомольске-на-Амуре (аэродром КнААПО-Дземги) на Т-50 продолжительностью 47
минут. Н данный момент к испытаниям привлечены 3 прототипа.
F-22
В 1981 году ВВС США
сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания
превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который
должен был заменить F-15 Eagle. Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.
В декабре 2011 года состоялась выкатка последнего, 195(187 серийного)
истребителя F-22,
на этом его производство закончилось.
Сравнение
Кардинальных различий в компоновке этих самолётов
нет. Оба этих истребителя проектировались с задачей снижения заметности в
радиолокационном, оптическом диапазонах, о чём свидетельствуют внутрифюзеляжное
расположение оружия, широкое применение радиопоглощающих материалов, элементы
планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а
поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Однако, в части малозаметности F-22 всё же имеет преимущество за счёт использования плоских
сопел, снижающих заметность в задней полусфере. На Т-50 плоские сопла
планируются на двигателе второго этапа.
Сравнение
БРЛС
ПАКФА - бортовая
радиолокационная станция (БРЛС) имеет индекс Ш-121 и включает в себя 5 радаров
с активной фазированной антенной решеткой(АФАР). Основной радар - Н036 (в
носовом обтекателе) содержит предварительно 1522 приемо-передающих модуля (ППМ),
дальность обнаружения цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 3 квадратных метра-до 400 км. Н036Б - две АФАР бокового обзора, Н036L -две АФАР в носках крыла (функции обнаружения и
госопознования целей).
F-22. БРЛС состоит из радара с АФАР- AN\APG-77. 2000 ППМ, дальность обнаружения- около 300 км
Как мы видим, по части БРЛС преимущество у нашего
истребителя.
Другая
аппаратура
Также неоспоримым преимуществом российского истребителя
является наличие оптико-электронной интегрированной системы (ОЭИС), у F-22 такая система отсутствует. Эта
система является альтернативой радару и также позволяет обнаруживать вражеские
цели. Тем самым у ПАКФА есть два независимых инструмента получения информации с
поля боя.
Огромное значение имеет бортовой комплекс обороны. На Т-50
он пока строго засекречен, известно лишь, что системы радиоэлектронной борьбы
будет делать Калужский научно-исследовательский радиотехнический
институт (КНИРТИ). У F-22 же такая система имеет название ALR-94 и на данный момент является самой мощной
оборонительной системой среди аналогов на других истребителях
Вооружение
Т-50 имеет 4 отсека
вооружения. Два длинных, расположенных между мотогондолами, по 5.1 метров
каждый и шириной приблизительно в 1.2-1.3 метра. В каждой по два катапультных
устройства, в будущем предполагается ставить по 3 на отсек. Также есть 2 «быстрых» отсека,
маленьких, для ракет воздух-воздух малой дальности. Всего для ПАКФА
разрабатывается 14 новых авиационных средств поражения. Также имеется пушка
ГШ-301.
F-22.
Имеет большой центральный грузоотсек и два маленьких боковых. Пока имеет больше
катапультных устройств, чем Т-50.
Несмотря на большее
количество катапультных устройств у F-22, наш истребитель здесь также имеет преимущество, так как
в отсеки F-22
не помещаются длинные ракеты класса «воздух-поверхность», а в Т-50 помещаются
благодаря достаточной длине отсеков.
Двигатель
Т-50. Двигатели - изделие 117. Глубокая
модернизация АЛ-31Ф (новое: плазменная система зажигания, цифровая система
управления, управляемый вектор тяги, увеличенный ресурс). Тяга-8800 кгс, на
форсаже-15000кгс.
Планируется двигатель второго этапа - изделие 129 с тягой 11000кгс, на
форсаже-18500-19500кгс, с плоским соплом. У изделие-117 всеракурсный управляемый
вектор тяги(УВТ).
F-22.
Двигатели- F-199PW-100. Тяга-10000 кгс, на форсаже-15500
кгс. Вектор тяги отклоняется только в вертикальной плоскости, значит Т-50 будет
иметь преимущество в ближнем бою(в маневренности) над F-22 за счет всеракурсного УВТ
Два самых
мощных на данный момент истребителя будут соперничать по характеристикам и в
будущем. Я думаю, на основе их концепций и будет определяться истребитель пятого
поколения. У каждого из этих самолетов есть свои преимущества и недостатки. У F-22 преимущество в малозаметности, так как его сопла-плоские, что уменьшает
его заметность в инфракрасном диапазоне, также у него беспереплетный фонарь,
что тоже уменьшает его ЭПР. У Т-50 же преимущество в наличии ОЭИС, в наличии
более мощных бортовых радиолокационных станций, преимущество в возможности
работы по наземным и морским целям, преимущество в системах целеуказания, а
также более длинных отсеках вооружения. Остается ждать информации по бортовому
комплексу обороны Т-50, но то что КНИРТИ умеет делать отличные станции
радиоэлектронной борьбы, мы прекрасно знаем по опыту южноосетинского конфликта,
где Су-34 успешно глушил грузинские РЛС. У Т-50 также большое преимущество в
ближнем бою, так как он сверхманевренный (Сверхманевренность достигается за
счет всеракурсного УВТ, который у Т-50 есть, а у F-22 нет).
Вывод
На протяжении почти века боевой авиации крупнейшие
авиационные державы безостановочно ведут борьбу друг с другом за господство в
воздухе. Сменяются поколения самолетов, разрабатываются новые концепции,
нарабатывается опыт, но борьба присутствует всегда. Не стало исключением и 5
поколение истребителей. Технически сложное, высокоинтеллектуализированное это
поколение пишет летопись и вершит судьбу авиации и промышленности, ведь не
секрет, что каждое новое поколение поднимает технологический уровень страны на
новый уровень. Очень жёсткие требования к этому поколению заставляют напрячь
все силы и средства на разработку, использовать годами нарабатываемый опыт,
достичь широкой кооперации между разработчиками, и тем самым, наконец, достичь
поставленной цели. Векторы развития
авиации на данный момент расставляют две авиационные державы мира- Россия и
США. Сравнив лучшие истребители этих стран мы приходим к выводу, что лучшим по
совокупности характеристик является российский истребитель пятого поколения, и
что идеальный истребитель пятого
поколения должен обладать малозаметностью и бортовым комплексом обороны «Раптора»,
бортовыми радиолокационными станциями, маневренностью, оптико-электронной
интегрированной системой Т-50.
Источники информации:
1)
http://www.paralay.com/pakfa/pakfa.html
2)
http://military.tomsk.ru/blog/topic-254.html
3)
http://www.airwar.ru/enc/xplane/t50.html
4)
http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=47701
5)
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=31278
6)
http://www.militaryparitet.com/
7)
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic.php?p=528798
8)
http://forums.airbase.ru/2010/01/t69571--pak-fa-poletel.html
9)
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t=1549
|