Понедельник, 21.08.2017, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятая олимпиада (2011/12 уч.год)

"Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания". Данилова Елена Игоревна
"Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания". 
Данилова Елена Игоревна

ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Введение
2. Первая российская летчица
3. Отважные летчицы
4. В.С.Гризодубова
5. М.М. Раскова
6. П.Д. Осипенко
7. Ей покорилось небо
8. В небе «Ночные ведьмы»
9. Единственная летчица из Башкортостана
10. Женщины – летчицы в наше время
11. Заключение
12.Список используемой литературы

 

Введение
С древних времён женщинам принадлежит значительная роль в истории. Роль женщины в истории авиации также велика, как и в других направлениях. Известно, что женщины-летчицы принимали участие в защите Отечества. На весь мир известны имена Героев Советского Союза: лётчиц Полины Осипенко, Марины Расковой, дважды Героя Валентины Гризодубовой, которые на самолете «Родина» впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Отважные летчицы стали первыми женщинами – Героями Советского Союза – за «установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку».
Отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство, проявленные в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа.

Цель работы: В своей работе я хочу вспомнить имена знаменитых летчиц, которые внесли большой вклад в развитие авиации и воздухоплавания.
Актуальность исследования:
Актуальность исследования определяется также необходимостью собрать, систематизировать и сохранить материал о женщинах-летчицах.
Методы исследования:
Эмпирическое: изучение и анализ исторических материалов, информации, содержащейся в сети Интернете, опрос, обработка собранного материала.

Первая российская летчица

 
Женщины уже давно сели за руль автомобиля и в кресло руководителя, стали за штурвал корабля, и даже освоение космоса не обошлось без их участия. Но мало кто знает, что дорогу в небо женщинам проложила миловидная девушка с карими глазами — Лидия Зверева, одна из первых женщин-летчиц.
Первая в Российской империи летная школа «Гамаюн» была открыта на деньги предпринимателя Щетинина в 1910 году и принимала всех, в том числе и женщин.
Лиде Зверевой шел 21 год, когда она пришла туда с твердым намерением стать летчицей.
Ее наставником, а в последствии и мужем, стал выпускник Технологического института Владимир Слюсаренко. Он сразу понял, что девушка принадлежит к высшему обществу, и для начала уточнил, в курсе ли родители, чем она собралась заниматься. Мысль о том, что женщина может подняться в воздух и управлять аэропланом, казалась ему абсурдной, тем более, нелепо выглядела бы в кабине эта изнеженная аристократка. Но Лидия, глядя ему прямо в глаза, ответила, что отец в курсе всех ее начинаний и во всем поддерживает. 
Лидия Зверева была дочерью весьма состоятельного человека, генерал-майора царской армии, героя русско-турецкой войны 1877.
Девочке было 12 лет, когда она впервые увидела летательные аппараты — аэростаты. Так как отец категорически запрещал ей подняться на нем, Лида, недолго думая, собрала свои драгоценности — жемчужное колье, несколько серебряных ложек — и со всем богатством отправилась к командиру воздухоплавательного подразделения. Конечно же, он обо всем доложил родителям, но отец, придя в восторг от смелости дочери, разрешил ей совершить воздушную прогулку. Повзрослевшую Лиду мать отдала в Мариинский институт благородных девиц, надеясь что там повлияют на ее слишком мальчишеский, независимый характер. Но этого не случилось, и мама решила выдать дочь замуж за хорошего человека, надеясь на то же самое. Лидиным мужем стал железнодорожный инженер Зверев, непримечательный и немолодой человек. Через два года муж внезапно умер от аппендицита, Лида стала свободной. В летной школе о храбрости девушки вскоре начали слагать легенды. Она не боялась подниматься на высоту, которую не осмеливались брать даже опытные летчики — 1100 метров.
В 1911 году Лидия принимает участие в перелете Санк-Петербург — Москва: требовалось доказать, что преодолевать такие расстояния (свыше 700 км) могут не только французы, но и русские.
В 1912 году летчица вышла замуж и вместе с Владимиром Слюсаренко по всей стране выступала в различных авиашоу. Девушка выполняла фигуры высшего пилотажа, мастерски выписывала восьмерки и умело выходила из штопора.
В 1914 году Лидия с мужем перебираются из Петербурга в Ригу, где открывают первую летную школу для женщин, которую (что интересно) сразу же начинают посещать аристократки: Долгорукая, Шаховская. В том же году, на рижском ипподроме, смелая летчица впервые показала одну из самых сложных фигур высшего пилотажа — мертвую петлю. О девушке писали все российские газеты, называя «королевой риска». Вскоре началась первая мировая война и, заскучавшая без участия в представлениях, Лидия изъявила желание уйти на фронт.
15 мая 1916, в возрасте 26 лет она скончалась.



На таком «Фармане» летала Лидия Зверева.
 

Отважные летчицы


В 24 сентября 1938 года на одном из московских аэродромов, царило необычное оживление. Накануне вечером Валентина Гризодубова оборвала телефоны у всех руководителей советского государства, исключая Сталина, с просьбой разрешить
беспересадочный полет по маршруту Москва – Дальний Восток. Возможно, она бы не проявляла такую настойчивость, но дни стояли по-осеннему пасмурные, с дождями, холодные, и чем дальше, тем меньше было шансов на то, что этот перелет,который замышлялся как рекордный, вообще состоится. Командующий ВВС был склонен именно к тому, чтобы отменить перелет: ему с самого начала не нравилась ситуация, когда командиром экипажа он вынужден был назначить не военную летчицу Полину Осипенко, а гражданскую – Валентину Гризодубову. Но кто ж знал, что Валентина проявит такую настойчивость? Разрешение на перелет было получено вечером, а летчицы узнали об этом уже утром. Та же Гризодубова только и успела попрощаться с родителями, поцеловать мужа и сына, и помчалась на аэродром.
 Казалось бы, все обстоятельства против рекорда. Например, за несколько дней до перелета внезапно был арестован полковник Алехин, который отвечал за радиосвязь с самолетом «Родина» (именно так, называлась боевая машина). А,учитывая тот факт, что его арестовали как шпиона, радиопозывные заодно с частотами решили поменять. Правда, штурмана Марину Раскову никто не соблаговолил предупредить об этом. Она успела дернуть Гризодубову перед самым стартом: «Валя, что делать, радиостанция не работает!» Командир экипажа была уже на «взводе». «Вчера работала?» «Работала!» «Может быть, предохранители перегорели?» «Может, и предохранители…» «В полете их можно заменить?» «Можно!» «Тогда полетели!» Тут же подскочил инженер: «Топливо залито, чуть больше 5,5 тонн. По расчетам хватит на 30 часов полета!» Рискованное это было мероприятие. Топливо располагалось в 17 цистернах между кабинами первого и второго пилотов. Его общий вес составлял чуть меньше веса самого самолета. «Летающая цистерна», – успела подумать Гризодубова… Они взлетели относительно легко. Но тут же попали в зону мощной облачности. Не прошло и нескольких минут, как «Родина» была покрыта ледяной корочкой.
25 сентября в газете «Правда» было опубликовано следующее сообщение: «24 сентября 1938 г. в 8 час.12 мин. утра по московскому времени известные всем летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете…» В вечерних газетах появилось сообщение ТАСС: «Ход перелета самолета «Родина»: «В течение всего дня 24 сентября штабом перелета поддерживалась радиосвязь с самолетом «Родина». 
В 17 час. 34 мин. самолет, находясь на высоте 5000 метров, сообщил по радио свои координаты (г. Каргат) и дальнейшем регулярно передавал сообщения о полете. Полет протекал успешно. Затем самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярной…» В общем, все как всегда – сказать народу правду не хватило духу. Как ни билась Марина Раскова, но «оживить»радиостанцию ей так и не удалось. И полет с самого начала, по сути, проходил вслепую.
Он складывался еще хуже, чем могли себе представить в «управлении полетом». В нем высчитывали месторасположение самолета по количеству «сгоревшего» топлива. Через два часа полета «Родина» может находиться там-то. Через десять – в десяти часах лету от Москвы. На самом же деле Гризодубова уходила то с одной высоты, то с другой, избегая неблагоприятных условий. Вопреки всем прогнозам, ей пришлось забираться на высоту почти 7,5 км. Здесь уже пришлось использовать кислородные маски. Но был и еще один существенный минус – Осипенко и Раскова на лютом холоде обморозились… Еще в Москве было решено, что сразу за Байкалом «Родина» изменит курс на 30 градусов для того, чтобы выйти к Транссибу. Но низкая облачность не позволила сориентироваться на местности, а потому Гризадубова решила курс не менять, чтобы случайно не залететь в Монголию или даже в Китай. Ночью Полина Осипенко сменила на шесть часов своего командира, давая возможность ей немного поспать. А утром Гризодубовой удалось вырваться из пелены облаков, и она, наконец, сориентировалась, где находится. Над Шанторскими островами Охотского моря! Рекорд состоялся. Но горючего было в обрез. Инженер ей говорил, что горючего хватит на 30 часов полета. Однако уже через 26 часов двигатели начали чихать… Посадка на болоте...Внизу была гористая местность, садиться было негде. И тут как спасение – бассейн реки Амгунь, сплошные болота. Это, по сути, последний шанс… Сначала с высоты 2300 м командир приказала прыгать Марине Расковой. Так, по крайней мере, можно разделить шансы на выживание. А Гризодубова и Осипенко приземлились на болото. Марина Раскова и Полина Оспиенко покинуть самолет они не могли, ожидали, что вот-вот к ним проберется Раскова. Запас продуктов был на несколько дней, но связь отсутствовала. Была только одна надежда, что их обнаружат еще до того, как запасы еды закончатся. Это произошло только 4 октября, когда поисковый самолет опознал силуэт «Родины». Три судьбы Гризодубова, Осипенко и Раскова с триумфом возвратились в столицу.

Отважные летчицы стали первыми женщинами – Героями Советского Союза – за «установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку».

 

Валентина Степановна Гризодубова (1910-1993)



В октябре 1937 года Валентина Степановна установила пять мировых женских рекордов по скорости, высоте и дальности полета на легких самолетах А. С. Яковлева. В том же году вместе с Мариной Расковой она совершила дальний перелет Москва – Актюбинск. В июле 1938-го, вместе с П. Осипенко и В. Ломако, – перелет на гидросамолете МП-1 из Севастополя до Архангельска. (Все участницы были награждены орденами Ленина.) А еще через два месяца – знаменитый перелет на Дальний Восток… 
На этой воздушной машине Валентина Гризодубова появлялась в самых отдаленных городах и поселках. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной, добиралась до селений, где не только самолетов, но и паровоза еще не видали; садилась на лесных полянах, лугах, в поле, и со всех сторон к ней бежали люди. А она вместе со своим бортмехаником Катей Слобоженко катала ударников колхозного труда, агитировала молодежь идти в авиацию, собирала средства на постройку новых самолетов. За работу в этой агитэскадрилье летчицу наградили орденом Трудового Красного Знамени.
…В начале Великой Отечественной подполковник авиации Гризодубова подняла в небо тяжелый бомбардировщик. И стала единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия. И первой женщиной – командиром боевого полка.
Особенно напряженной была работа всей авиадивизии зимой 1942-1943 годов. Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты; партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, продовольствие – все необходимое. На Большую землю вывезли около четырех тысяч ребятишек… А было это не просто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. И надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го, из них двести вылетов – лично командир полка, уже полковник Валентина Гризодубова. Кстати, в войну немцы назначали за ее голову огромные деньги…
После Победы Валентина Степановна добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.
В жизни Валентина Степановна отличалась прямотой и бескомпромиссностью. Когда в сталинское время ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, она держала под своим контролем около пяти тысяч дел. Каждый день приносил ей множество писем. Иногда на конвертах стоял адрес: «Москва. Кремль. Сталину и Гризодубовой».
Валентина Гризодубова – знаменитая летчица, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета.

 

Марина Михайловна Раскова


Марина Михайловна Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. В 20 лет она стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им.Жуковского. Именно с этого времени началось ее «увлечение авиацией». Она начала самостоятельно изучать высшую математику, физику, радиотехнику, топографию, астрономию и другие науки. По окончании в 1934 году Ленинградского института Гражданского воздушного флота, Раскова стала первой женщиной штурманом в нашей военной авиации. 
В 1935 году она окончила школу пилотов Центрального аэроклуба и продолжала работу в Военно-воздушной академии в должности инструктора-летнаба. Также штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых сама она летала на флагманском корабле и шла впереди всей воздушной армады.
В 1930-е годы Марина Михайловна была очень известна в СССР, ей принадлежали несколько мировых авиационных рекордов на дальность перелётов. Особенно она прославилась в сентябре 1938 года, совершив беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина», где она участвовала в качестве штурмана. За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.
Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. Позднее Раскова была назначена командиром 587 го бомбардировочного авиаполка, который во время войны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный, а также удостоен почетного наименования «Борисовский» и награжден орденами Суворова и Кутузова 3 степени.
Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Еще она автор книги «Записки штурмана».
 Советская лётчица-штурман, майор Марина Михайловна Раскова умерла 4 января 1943 года, близ Саратова. Она погибла при исполнении служебных обязанностей – вылетев на фронт к месту дислокации во главе новой эскадрильи, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию, и весь экипаж погиб. Похоронена Раскова в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. 

В годы войны ее имя было присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку. Также имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (где установлен бюст героини) и улицы во многих городах страны.

 

Полина Денисовна Осипенко

Полина Денисовна Осипенко родилась 8 октября 1907 года в Запорожской области, селе Новоспасовка. Семья Полины была очень бедной, и именно поэтому она окончила только два класса церковно-приходской школы, была вынуждена пойти работать няней, а после батрачкой. 
После прихода советской власти в ее селе организовали колхоз. Полина прошла курсы птицеводов и устроилась работать на ферму. Работа была тяжелой, но несмотря на это, она находила силы для учебы и окончила вечернюю школу.
Однажды труженики птицефермы заметили над ними в небе нечто необычное, через несколько минут на поле возле фермы приземлилось два самолета. Они столь же напугали, сколь и восхитили Полину Осипенко. Пилотом одного из самолетов была женщина, после общения с ней Полина буквально стала грезить полетами. Для поступления в летную школу Осипенко устроилась там же работать официанткой, чтоб ежедневно просить начальника школы принять ее и научить летать.
И сраженный или обаянием женщины, или ее «мужским» характером начальник школы принял ее в ряды курсантов. Она была очень старательной и способной ученицей. Ей принадлежали рекорды высоты для женщин в полетах с открытой кабиной – 8804 м, рекордное время перелета от Черного до Белого морей (10 час. 33 мин).

А 24-25 сентября 1938 года она была одной из трех пилотов, которые совершили беспосадочный перелет Москва – Комсомольск-на-Амуре, за что через месяц все участницы перелета .11 мая 1939 года, совершая полет с Анатолием Серовым, при плохой видимости и большой облачности их самолет потерпел крушение, в котором Полина погибла. Причина аварии не выяснена.



Ей покорилось небо .



Целые батальоны летчиц сражались, не жалея себя, наравне с мужчинами, порой превосходя их.Среди них – красавица Лидия Литвяк, нежная, женственная и обаятельная.Именно она стала самой результативной летчицей минувшей войны.
Лидию Литвяк боялись враги и обожали сослуживцы.
Лидия Литвяк поступила в аэроклуб в 14 лет, а уже в 15 самостоятельно летала. Она побывала на Крайнем Севере и считалась одним из лучших инструкторов,поставивших "на крыло” 45 курсантов.
Невысокая блондинка с выразительными глазами пользовалась необыкновенной популярностью у своих коллег.Но никогда и никому не отдавала предпочтения.
При этом Лидия Литвяк была воплощением женственности, умудряясь даже летный комбинезон превращать в модный наряд.
Попав в отряд знаменитой летчицы Марины Расковой, Лидия за ночь нашила на летный комбинезон натуральный мех с унтов. За что получила выговор от начальства. Но потом долго щеголяла в женском отряде оригинальным нарядом.
Лидия Литвяк была очень похожа на популярную кинозвезду того времени – актрису Серову. И это добавляло ей привлекательности в глазах мужчин, заставляя женщин завидовать.
Лидия Литвяк лично сбила 26 самолетов
Первый боевой вылет Лидия Литвяк совершила летом 1942 года в Саратове, а в сентябре добилась перевода на самый сложный участок фронта – в Сталинград.
О двух ее победах в одном бою над Сталинградом писала вся советская пресса.
Лидия сначала сбила фашистский бомбардировщик, а затем сбила истребитель, заменив раненую подругу.
Бомбардировщиком управлял один из самых титулованных немецких летчиков.
Он попал в плен и был потрясен, увидев свою победительницу.
Немецкий летчик предсказал Лидии большое будущее. И не ошибся. За время боев Лидия Литвяк совершила около 200 боевых вылетов и провела сотню воздушных боев.
Она лично сбила 26 самолетов и была награждена высочайшими орденами и медалями.
Ее командир Борис Еремин говорил: "Это была прирожденная летчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух”.
1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. О том, что произошло в ее последнем бою, точных сведений нет до сих пор.
 

В небе «Ночные Ведьмы»




В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.
46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе. 
Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. 
Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. 
Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы». Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.
Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина. За годы войны полк потерял 32 летчицы.
Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".

Единственная летчица из Башкортостана.


  

Сыртланова Магуба Гусейновна (1912-1971) - Герой Советского Союза.

Родилась 15.07.1912г. в г.Белебей в Башкирии. Окончила аэроклуб и Центральную планерную школу в г.Тбилиси. Работала в Тбилисском аэроклубе.
В армии-с июля 1941г.
На фронтах ВОВ с декабря 1941г. Летчик, позднее - заместитель командира эскадрильи 46 гв .НБАП («Ночные ведьмы»). За период ВОВ совершила 780 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника.
Указом Президиума Верховного Совета от 15.05.1946г. гв. ст. лейтенанту Сыртлановой было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Магуба Сыртланова вышла в отставку. Работала в системе Гражданского Воздушного Флота. Позднее- на пенсии, персональный пенсионер.
Именем Магубы Сыртлановой названы улицы в гг. Казань и Белебей, школа №2 в Белебее. У гимназии № 52 г.Казань установлен памятник летчице, а в гимназии действует музей.
Жила в Казани. Умерла 1 октября 1971г.
Награждена орденом Ленина, орденом Красного Знамени - дважды, орденом Отечественной войны 2й ст., орденом Красной Звезды, медалями.
 

Женщины-летчицы в наше время 

В настоящее время — командир самолета «Боинг-727» гражданской авиации
Об одной вы наверняка слышали - летчик-испытатель, майор Савицкая Светлана Евгеньевна. Дважды Герой Советского Союза, обладатель Золотой медали и 18 "рекордных" дипломов FAI (МиГ21 и 25, Су7, Ил18 и 28). Достойная дочь маршала авиации. Она обучала летчиков боевых полков эффективному использованию в воздушном бою самолетов Як-3 и Ла-5. Она проводила летные испытания следующих самолетов: [239] ТБ-3, АНТ-25, Як-7, МиГ-7, Ла-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2, Ту-2, Ту-4. В декабре 1959 года ей — единственной женщине в нашей стране — было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя.
Женщины-летчицы внесли большой вклад для развития авиации в нашей стране. Они еще перед войной и особенно после нее начали устанавливать рекорды по скорости, дальности и высоте полета.
Так, заслуженный мастер спорта СССР Анна Ивановна Бодрягина в 1949 году достигла на Як-18 максимальной скорости полета 262,8 км/час, что было отмечено Международной авиационной федерацией (ФАИ) медалью Дуи Блерио. В 1951 году мировой рекорд скорости установила на самолете Як-18 мастер спорта, летчица Военно-морского флота, участница Великой Отечественной войны — Мария Григорьевна Дриго. Она была многократной участницей воздушных парадов в Тушине.
19 февраля 1965 года Розалия Михайловна Шихина — спортсменка, мастер спорта, кандидат технических наук — на спортивном реактивном самолете Як-32 установила мировой рекорд скорости — 755 км/час.
С 1965 по 1969 год советские женщины-спортсменки стали активно устанавливать мировые рекорды. Лидия Яковлевна Зайцева в марте 1967 года превысила мировой рекорд скорости на самолете МиГ-21. Инструктор Тамбовского аэроклуба Наталья Проханова в мае 1965 года на самолете МиГ-21 достигла динамического потолка — высоты в 24 336 метров, то есть превысила рекорд Ж. Кокран.
В 1966 году на самолете МиГ-21 побили мировые рекорды скорости полета летчицы ДОСААФа Марина Соловьева и Евгения Мартова. В 1977 году на самолете МиГ-25 Светлана Савицкая пролетела со скоростью [240] 2683 км/час. Так быстро не летала ни одна женщина в мире.
В 1967 и 1974 годах наши женские экипажи завоевали мировые рекорды на самолетах Ил-18 и Ил-62, которые не побиты до сих пор.
Марина Лаврентьевна Попович открыла свой счет рекордам еще в 1964 году. Тогда она стала мировой рекордсменкой по скорости и дальности полета на легком реактивном самолете Л-29. В 1972 году Марина Попович стала командиром воздушного корабля Ан-22 — «Антей».
В 1983 году М. Попович была командиром экипажа, установившего 71 мировой рекорд на самолетах Ан-23, Ан-24, Ан-72. В общей сложности военный летчик-испытатель 1-го класса полковник Марина Лаврентьевна Попович имеет на своем счету 101 мировой рекорд. Ни одна женщина в мире не имеет такого количества рекордов!

Наши женщины успешно выступали и на чемпионатах мира по высшему пилотажу.
В 1964 году на III чемпионате мира в испанском городе Бильбао первое, второе и четвертое места заняли представители Советского Союза: Розалия Шихина, Людмила Васильева и Маргарита Кирсанова. А чемпионат мира среди женщин состоялся лишь в 1966 году. Галина Корчуганова стала абсолютным чемпионом мира, второе место заняла Таисия Пересекина, и третье — Маргарита Кирсанова.
Российские женщины успешно выступали на всех чемпионатах мира: в 1970, 1986 годах в Англии, в 1972, 2000 годах во Франции, в 1982 году в Австрии, в 1988 году в Канаде, в 1996 году в США, в 1997 году в Турции, в 2001 году в Испании.
Спортсменка Курганского аэроклуба Светлана Владимировна Капанина была четырежды абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу (1996, 1997, [241] 1998 и 2001 гг.), участвовала во многих показательных выступлениях (МАКС — Международный авиакосмический салон — 2001, 2006 гг.). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалью А. И. Покрышкина. Ей присвоено звание «Почетный гражданин штата Оклахома». 
Почетными медалями выдающихся авиаторов мира были награждены 6 женщин: А. И. Бодрягина — медалью Луи Блерио, Людмила Васильева — почетный член французского клуба «Леон Бианкотто», медалью А. И. Покрышкина, кроме Светланы Капаниной, были награждены — Нина Васильева и Раиса Дворянчикова, медалью Ю. Гагарина — Светлана Сергеева, много сделавшая по отработке методики невесомости для космонавтов, совершив при этом 368 прыжков с парашютом. 

Женщины, ставшие авиаторами, не только были награждены памятными медалями и орденами, но их имена присваивались и планетам:

«Лидия» (1990 г.) — в честь первой русской летчицы Лидии Виссарионовны Зверевой;

«Екатерина Зеленко» (1990 г.) — в честь Героя Советского Союза, летчицы, летавшей на самолете Су-2, Екатерины Ивановны Зеленко;

«Галина» (1992 г.) — в честь Галины Богдановны Пясецкой, подполковника, парашютистки десантных войск во время Великой Отечественной войны, десятикратной мировой рекордсменки, совершившей более 1000 прыжков (последний в возрасте 83 лет в 1998 году!).

Более десяти женщин-авиаторов были делегатами XXV съезда КПСС и депутатами Верховного Совета СССР — Немкова Л. Г., Смагина Г. О., Овчаренко Т. И., Афанасьева Т. К. и др.
Три женщины побывали в космосе.
Первой женщиной-космонавтом в мире стала Валентина Владимировна Терешкова — позывной «Чайка». По этим позывным [243] мир 16 июня 1963 года услышал Валентину Терешкову из космического «далека». До нее лишь девять человек совершили полет вокруг земного шара по околоземной орбите. Она пробыла в космосе почти трое суток.

Второй женщиной-космонавтом стала Светлана Евгеньевна Савицкая. Это одиннадцатый космонавт планеты. Дочь маршала авиации. Нет, он не помогал ей. Она сама решила стать достойной своего отца — дважды Героя Советского Союза Е. Я. Савицкого, сбившего 22 самолета противника в Великую Отечественную войну. Депутат Государственной думы двух созывов.

Третьей женщиной-космонавтом стала Елена Владимировна Кондакова — тридцатилетняя инженер, окончившая МВТУ имени Баумана. Она участвовала в космическом полете «Салют-6» — «Союз» в качестве бортинженера в экипаже космонавта Полякова. Полет продолжался 169 суток, то есть более пяти месяцев. Муж Елены Владимировны — космонавт Валерий Викторович Рюмин, в космической семье растет дочь Евгения. Елена Владимировна Кондакова является почетным гражданином города Мытищи (Московской области). Ей присвоено звание Героя России.

Женщины-летчицы внесли большой вклад для развития авиации в нашей стране
В наши дни нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.
 
Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны
славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб!
Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова. 46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.
Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы». Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.
Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен.

Заключение

Женщины – летчицы внесли большой вклад для развития авиации. Трудно перечислить все области, где они показали себя как новаторы, отличные специалисты. За их хрупкими плечами:
- Мировые рекорды по скорости, дальности полета и высоте полета.
- Участие в защите Отечества в Великой Отечественной войне.
- Создание уникального научно - исследовательского летного центра, где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника. (Гризодубова)
 

Список литературы и использованных источников
1.МизоновГ. Краткая история воздухоплавания.-Lib/ru;Журнал "Самиздат»,2010г
2.Материал сайта http://www.shkolazhizni.ru
3.Материал сайта http://yandex.ru/yandsearch?text
4.Материал сайта cafi.narod.ru›gallery_let.htm

5.Материал сайта krasa.uz›novosti/lidiya-litvyak-samaya…letchica…

6.Материал сайта hist-book.info›tajny-veka/pravda-vrala-rodina…

7.Архивные материалы Центра детского творчества г.Ишимбай

8.Вейгелен К.Е Очерки по истории летного дела.-Государственное издательство оборонной промышленности.1940г

9.Ракимов Шамиль «Звездные ночи»

10.Газета «Бельские просторы» №4.05 2004г. гл.ред. Ю.Андрианов
Категория: Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) | Добавил: Service (30.12.2011) | Автор: Данилова Елена Игоревна. W
Просмотров: 9381 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 4.3/43
Всего комментариев: 161 2 »
15  
Дорогая Елена,
Я прошу тебя, пожалуйста, внести поправки в твою хорошую работу,чтобы в ней не было ошибок....Я занимаюсь этой темой уже 10 лет и поздравляю тебя что решила об этом писать...но, всё-таки внеси следующие поправки - ЛИЛИЯ Литвяк ( не Лидия)...у неё 11 сбитых самолётов ( не 26) и совершила 168 боевых вылетов (не 200). Ты здесь ничего не написала о Екатерине Буданове....а это надо!!!
Екатерина Зеленко - единственная лётчица в мире которая совершила "ТАРАН" - сбила немецкий самолёт своим самолётом и сама погибла. (это ОЧЕНЬ важно что ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ).
Привет

cry

16  
Здравствуйте, поправки внести можно и нужно.
Но есть ли смысл заниматься этой работой дальше? Я не прошла во второй тур. В мае мне уже будет 19 лет, а это значит, что на следующий год я уже не смогу участвовать.(

14  
Отличная работа 5+

13  
Лена! Победа за тобой! smile

12  
Просто шикарная работа! smile

11  
нет слов smile молодец

10  
Очень хорошая работа. Молодец Лена !!!! smile

9  
Лен, очень интересно, молодец=) Наконец-то я смогла ее почитать)) Столько слышала) smile

8  
А вообще Ленок Работа супер, как учитель знаю что такое создать работу! smile

7  
написать то можно было, но это не суть, работа не о одном конкретно человеке

6  
Леночка! Ты просто умничка! 5+

1-10 11-14
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12318)
Щур Илья Андреевич (11615)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9070)
Бадакова Анастасия (9032)
Чеховская Алена Алексеевна (5256)
Рафаэль (4791)
Иванов Семен Владимирович (4723)
Кошманов Илья Игоревич (4598)
Беляева Александра Сергеевна (4583)
Пушинская Кристина Валерьевна (4057)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017